Введение 4
1. Процесс разработки бизнес-плана компании
1.1 Бизнес-план и его роль в предпринимательской деятельности 6
1.1.1 Цели, задачи бизнес-планирования 9
1.1.2 Классификация бизнес-планов 11
1.2 Структура бизнес-плана 13
1.3 Контроль реализации бизнес-плана 19
2. Разработка бизнес-плана мини-пекарни ООО «Хлебный край»
2.1 Организационный план и правовое обеспечение деятельности 24
2.2 Производственный план 26
2.3 План маркетинга 29
2.4 Инвестиционный план и оценка его эффективности 37
2.5 Резюме проекта 48
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 57
На нынешней стадии экономических преобразований, пожалуй, одной из основных задач создания действенной системы управления субъектами хозяйственной деятельности служит разработка бизнес-плана для компании [3, с. 67].
Актуальность темы разработки бизнес-плана компании, объясняется тем, что на сегодняшний день проведение бизнес-планирования становится мероприятием, значение которого в последнее время возрастает. Прежде всего, это объясняется осуществлением субъектами хозяйственной деятельности предпринимательства, складывающегося из совокупности финансовых, материальных и трудовых отношений.
На сегодняшний день бизнес-планирование имеет важное значение для хозяйственной деятельности тех предприятий, которые хотят получить кредит в банке или им необходимо убедить инвестора в том, чтобы вложить деньги в новый проект. Исходя из этого, одним из действенных инструментов управления и развития компании является специально разработанный документ - бизнес-план [8, с. 59].
Недостаточная оценка бизнес-планирования в функционировании организаций очень часто приводит к падению конкурентоспособности организаций, разбалансированию их производственных ресурсов, нарушению принципов и способов управления [11, с. 28]. Вышесказанное позволяет нам определить проблему исследования: влияние разработки бизнес-плана на эффективность управления предприятием.
Так, для того, чтобы предприятие существовало довольно продолжительное время на современном рынке, управленческому персоналу нужно, прежде всего, уметь проводить реальную оценку экономического состояния, как своего предприятия, так и существующих и потенциальных конкурентов [30, с. 105]. Следует отметить, что вопросу введения бизнес- планирования в России в последние годы уделяется значительное внимание. Решением проблемы бизнес-планирования на предприятии в своё время занимались многие отечественные ученые. Так, к примеру, в работе Афонасовой М.А. «Бизнес-планирование» широко исследуются проблемы и перспективы развития бизнес-планирования на малых предприятиях. Не менее значимый вклад в изучение данной проблемы внесли также такие отечественные авторы как Бухалков М.И., Баринов В.А., Алексеева М.Ю.
Предметом исследования является разработка бизнес-плана для мини-пекарни ООО «Хлебный край».
Объект исследования - мини-пекарня по производству хлебобулочных, булочных и кондитерских изделий ООО «Хлебный край».
Целью дипломной работы является обоснование необходимости создания мини-пекарни ООО «Хлебный край».
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1 Исследовать процесс разработки бизнес-плана компании.
2 Изучить понятие бизнес-плана и выявить его роль в предпринимательской деятельности.
3 Рассмотреть классификацию бизнес-планов и их структуру.
4 Раскрыть основные цели и задачи бизнес-планирования.
5 Ознакомиться с процедурой контроля реализации бизнес-плана.
6 Разработать бизнес-план для мини-пекарни ООО «Хлебный край», оценить его эффективность и предложить меры по совершенствованию деятельности предприятия для укрепления его позиций на рынке.
При подготовке дипломной работы были применены следующие методы: методы теоретического анализа работ по менеджменту, бизнес- планированию; анализ статистических данных и документации ООО «Хлебный край»; наблюдение; аналитически-расчетный метод; организационно¬проектный метод.
Структура работы включает в себя введение, две главы, в которых исследуется сущность бизнес-плана, его значение в деятельности организаций, цели, задачи, классификация, структура бизнес-планов, и разрабатывается бизнес-план мини-пекарни ООО «Хлебный край». Также в структуру входит заключение, список использованной литературы, состоящий из 40 источников и приложения. Общий объем работы 56 страниц печатного текста без учёта приложений.
В заключении, выделим основные моменты из проведённого нами исследования.
В настоящее время процесс бизнес-планирование и его внедрение является основой предпринимательской деятельности в любой сфере. Этот процесс является почти обязательным для различных компаний. В рыночной экономике процесс бизнес-планирования и составляющий его бизнес-план считаются довольно эффективными инструментами как для вновь создаваемых, так и для уже действующих компаний во всех сферах предпринимательства.
Зачастую бизнес-планирование подталкивает руководителей фирм к тщательному изучению каждого элемента предполагаемого рыночного мероприятия. Очень часто в этом процессе обнаруживается немало пробелов, устранению которых необходимо уделить достаточное внимание.
В первой главе данной работы нам удалось исследовать процесс разработки бизнес-плана компании; изучить понятие бизнес-плана и выявить его роль в предпринимательской деятельности; рассмотреть классификацию бизнес-планов и их структуру; раскрыть основные цели и задачи разработки бизнес-плана; ознакомиться с процедурой контроля реализации бизнес-плана.
Во второй главе нами был разработан инвестиционный проект бизнес- плана для мини-пекарни ООО «Хлебный край», в частности нами были рассмотрены основные направления бизнес-планирования на данном предприятии.
Надо сказать, что тщательно подготовленный и составленный нами бизнес-план для мини-пекарни ООО «Хлебный край», открывает все возможности для эффективного управления данным предприятием, а также определяет перспективы его дальнейшего развития. Из этого следует, что потребность в бизнес-планировании всегда имеет место в условиях рынка.
После проведённого SWOT - анализа мини-пекарни ООО «Хлебный край» стали чётко представляться преимущества и недостатки фирмы, а также ситуация на рынке. Это позволило нам выбрать оптимальные пути развития и
улучшения работы данной фирмы, а также избежать опасностей, которые могут возникнуть в процессе её деятельности.
В качестве путей развития и улучшения работы мини-пекарни были предложены следующие:
1. Приём маркетолога (специалиста по продвижению и рекламированию произведённых фирмой товаров).
2. Приём в основной штат сотрудников менеджера по управлению планированием в мини-пекарне ООО «Хлебный край».
За всё время написания данной работы нам удалось оценить социальную эффективность производственной и управленческой деятельности, выявить элемент управленческой деятельности, нуждающийся в модернизации и на основе этого разработать рекомендации по его совершенствованию.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты и выводы могут быть использованы как для принятия стратегических и тактических решений по совершенствованию и развитию организационно-управленческой деятельности мини-пекарни ООО «Хлебный край», так и для глубокого осмысления проблем и перспектив её развития.
1. Устав мини-пекарни ООО «Хлебный край». 2018 г.
2. Абрамс, Р. Бизнес-план на 100%: Стратегия и тактика эффективного бизнеса.
- М.: Альпина Паблишер, 2015. - 486 с.
3. Алексеева, М.Ю. Планирование деятельности фирмы: учебное пособие.- М.: ФиС, 2014.- 234 с.
4. Андреева, О.Д. Технология бизнеса. - М.: Дело, 2014. - 231 с.
5. Барановский, Н.И. Планирование деятельности малых организаций / Н.И. Барановский // Экономика организаций .- 2015.- № 12.- С. 26.
6. Баринов, В.А. Бизнес-планирование. - М.: Инфра-М, 2015. - 321 с.
7. Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. - Ростов-на-Дону: Ростов, 2014 - 143 с.
8. Брыкин, В.И. Бизнес-план фирмы. Теория и практика. - М.: Инфра-М, 2014.¬231 с.
9. Бухал ков, М.И. Внутрифирменное планирование. - М.: Филин, 2013. - 421с.
10. Виноградова, К.С. Классификация бизнес-планов по ЮНИДО. - М.:
Рассвет, 2017. - 123 с.
11. Головань, С.И. Бизнес-планирование. - М.: Феникс, 2015. - 320 с.
12. Голяков, С.М. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях / C. М. Голяков // Менеджмент. - 2016. - № 6.- C. 32.
13. Горбатов П.Р. Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях / П.Р. Горбатов // Менеджмент. - 2015. - № 4.- С. 49.
14. Григоренко, А.В. Бизнес-планирование: методические материалы. - М.:
Инфра-М, 2015. - 212 с.
15. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: учебник для
бакалавров. - М.: Дашков и К, 2014. - 432 с.
16. Ефремов, В.С. Организации, бизнес-системы и стратегическое планирование / В.С. Ефремов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2015. - № 2. - С. 23-25.
17. Жуков, В.В. Разработка бизнес-плана.- М.: МЭИ, 2016. - 245 с.
18. Иванников, И.А. Бизнес-план инвестиционного проекта. - М.: Инфра-М,
2014. - 234 с.
19. Каплина, С.А. Роль бизнес-плана на предприятии.- Ростов-на-Дону: ФБК,
2015. - 267 с.
20. Коссов, В.В. Бизнес-план: обоснование решений. - М.: Инфра-М, 2015. - 145 с.
21. Лаврененко, О.В. Разработка бизнес-плана.- М.: МЭИ, 2016. - 245 с.
22. Липсиц, И.В. Как составлять бизнес-план / И.В. Липсиц // Секрет фирмы. -
2014. - №2. - С. 24.
23. Макарьева, В.И. Анализ хозяйственной деятельности организации. - М.:
24. Мамедов, О.Ю. Современная экономика.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.-453 с.
25. Маниловский, Р.Г. Бизнес-план: методические материалы. - М.: Инфра-М,
2014. - 243 с.
26. Маркова, В.Д. Бизнес-планирование.- М.: Проспект, 2015. - 216 с.
27. Матвеев, А.Г. Структуры бизнес-планов основных зарубежных методик. - Спб.: Рассвет, 2016. - 315 с.
28. Мироненко, А.Г. Бизнес-план. - М.: Инфра-М, 2014. - 253 с.
29. Михайлин, М.А. Эффективность разработки бизнес-планов для малых предприятий / М.А. Михайлин // Коммерсантъ Секрет Фирмы.-2014.- №5.- С. 35.
30. Моисеева, А.К. Составление бизнес-плана на предприятии.- М.: Инфра-М,
2015. - 470 с.
31. Морошкин, В.А. Бизнес-планирование: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. - 256 с.
32. Пелих, А.С. Бизнес-план. - М.: Юрайт, 2015. - 460 с.
33. Попова, В.А. Бизнес-план инвестиционного проекта: отечественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация.- М.: Экономика,
2015. - 521 с.
34. Потапов, В.И. Цена успеха / В.И. Потапов / Личный бюджет. - 2014. - №
15. - С. 26.
35. Райзберг, Б.А. Экономика вокруг нас. - М.: Дело, 2014. - 356 с.
36. Ульянова, Е.С. Финансовый менеджмент. - М.: Перспектива, 2015. - 345с.
37. Ушаков, И.И. Бизнес-план. - СПб.: Рассвет, 2015. - 321 с.
38. Филатов, Е.О. Бизнес-план на предприятии.- М.: Инфра-М, 2015. - 420 с.
Финансы и статистика, 2014. - 321 с.
39. Шеремет, А.Д. Финансы предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 212 с.
40. Динамика объёма производства хлебобулочных и кондитерских изделий в г. Владивосток за 2015-2017 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gks .ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=1921002.