Введение
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава 1. Современный психолого-педагогический подход
к проблеме “трудного ребёнка” 9
1.1 Аспекты трудновоспитуемости детей и подростков.... 9
1.2. Современное состояние проблемы социальной дезадаптации и поиска путей выхода из неё 17
1.3. Видеооборудование как инструмент психотерапии
и психокоррекции” 36
Глава 2. Особенности психокоррекционной работы
в экстерной школе-интернате 41
Глава 3. Видеооборудование как инструмент психокоррекции 68
Список литературы 117
Приложения 127
Актуальность темы. Небывалый размах социальных изменений в стране, стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация России привела к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений, среди которых, как свидетельствует статистика, понятия Родины, готовности к героическому, к труду для людей всё больше вытесняются сексом, стремлением к обогащению и материальному благополучию. С полным основанием поднимается вопрос о духовном кризисе в обществе. Обвал привычных представлений, утрата смысла жизни, хроническая экстремальность обстановки в стране быстро расширяет группу риска, обуславливая развитие психических расстройств, нарушение адаптации и распространение различных форм отклоняющегося поведения.
Острота и неотложность задачи организации сопротивления нарастающей девиантности и делинквентности молодёжи, диктует не-обходимость поиска наиболее эффективных способов содействия адекватной социальной адаптации, возможностей интенсивного изменения позиционности социализирующихся “трудных” детей и подростков в социально положительном направлении. При этом целесообразно опираться на опыт классической отечественной психологии личности, в частности, на воззрения В.Н.Мясищева, основателя “психологии отношений”, который утверждал, что “моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой” [100, с.22]. В указанном свете особое значение приобретают методы коллективной психокоррекционной работы с дезадаптированными детьми и подростками, а также ис-пользование в этой работе технических достижений — средств видеозаписи, становящихся всё более доступными. Взаимодействие в процессе деятельности дезадаптированного ребёнка в психокоррек-ционной общности школы-интерната обеспечивает его в ходе общения непосредственной обратной связью, столь ценной в плане самопознания человеком особенностей собственной системы отношений. Использование видеозаписывающей аппаратуры в психологической коррекции способствует выявлению объективной динамики личностного развития и предоставляет возможность применения видеообратной связи для ускорения и углубления процесса социальной адаптации “трудных” воспитанников.
Предлагаемая диссертационная работа посвящена методическому обобщению практических наработок и преимуществ использования видеооборудования для оптимизации процесса личностного роста “трудных” учащихся, становления их активными субъектами деятельности.
Цель исследования: определить методы, продемонстрировать возможные формы применения и обосновать ценность использования видеозаписи в процессе социальной адаптации трудновоспитуемых учащихся.
Гипотеза исследования. В качестве основной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что одним из наиболее эффективных методов решения проблем позитивной социализации дезадаптированного и девиантного контингента воспитанников школы- интерната является сочетание коллективной формы их психокоррекции и социальной адаптации через предъявление высоконравственных моделей поведения и отношения с применением видеообратной
связи, значительно интенсифицирующей психокоррекционно-адаптационную деятельность.
Проведённое исследование подтвердило основную гипотезу о высокой эффективности использования видеоаппаратуры для углубления социальной адаптированности “трудных” детей и подростков в условиях психокоррекционной общности экстерной школы-интерната. Коррекционная работа осуществлялась в ходе разнообразной деятельности, которая позволяла максимально удовлетворить запросы “трудных” учащихся в яркой и интересной жизни и реализовать их активность в деятельности, значимой как для отдельной личности, так и для всего коллектива. Референтнтность взаимоотношений членов коллектива стимулировала актуализацию социально приемлемых и полезных форм самореализации личности.
Использование видеозаписи в психокоррекционном процессе способствовало достижению позитивных изменений ценностных ориентаций “трудных” детей и подростков: усвоению гуманистических принципов общения; принятию и упрочению в различных видах коллективной деятельности альтруистической направленности воспитанников; углублению самопознания, определению собственной жизненной позиции, нормализации самооценки, преодолению индивидуалистической центрации на себе. Возможность увидеть себя как бы со стороны ускоряет и облегчает процесс социальной адаптации “трудных” учащихся, способствуя более глубокому осознанию особенностей собственной личности, отношения к окружающим, позволяет выделить типичные формы и модели поведения, подчеркнуть положительные и отрицательные стороны взаимодействия с другими.
Успешность социализации в коллективе школы-интерната (подавляющее большинство выпускников, среди которых в прошлом было много успевающих на “2” и “3”, второгодников и бросивших школу, не только вы¬разило желание продолжать обучение в различных высших учебных заведениях, но и сумело, уже самостоятельно, подготовиться к вступительным экзаменам, выдержать их, а затем успешно и бескризисно включиться в новый этап жизни молодого человека, связанный с окончанием школы и началом почти самостоятельной взрослой жизни студента) подтвердила исходное положение о необходимости нормализации в первую очередь сферы общения детей и подростков в деятельности и выправления искажённой иерархии ценностных ориентаций.
На основе анализа результатов исследования делаются следующие теоретические и практические выводы:
1. Явление сниженной социальной адаптированности в оценках большого числа исследователей связано с усвоением деформированного опыта социальных отношений.
2. Видеозапись как средство интенсификации коррекционного воздействия повышает уровень осознанности принятых моральных ценностей, развивает умение выделять в партнёрском и собственном поведении про¬явление дезадаптивных черт.
3. Преодоление дезадаптированности детей и подростков требует:
— социально адекватной реализации внутреннего потенциала их личностей в разнообразной деятельности;
— усвоения в процессе социализации норм гуманистических межличностных отношений;
— принятия трудовых установок и выработки навыков оптимистического преодоления трудностей.
4. Как средство адаптации и коррекционно социализирующая среда с высокой степенью эффективности может быть использован коллектив воспитанников экстерной школы-интерната с высоконравственно заострённой эмпатически-аффилиационной системой отношений.
5. Психологический анализ видеохроники жизни психокоррекционной общности школы-интерната, групповая и индивидуальная проработка отснятого материала способствуют положительному изменению позиции личности “трудных” воспитанников .
1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А.В. Философско- психологическая концепция С. Л.Рубинштейна. М.,Наука,1989.
2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. М., 1995.
3. Александров А.А., Ялов А.М. Интеграция принципов и методов фе-номенологической (гуманистической) психотерапии в систему личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.// В кн. "Теория и практика медицинской психологии и психотерапии", СПб., 1994.
4. Александровский Ю.А., Румянцева Г.М., Юров В.В., Мартюшов А.Н. Динамика психической дезадаптации в условиях хронического стресса у жителей районов, пострадавших после аварии на Чернобыльской АЭС.// В журн." Журнал невропатологии и психиатрии имени С.С.Корсакова, 1991, N 12.
5. Алемаскин М. А. Психолого-педагогические факторы предупрежде¬ния правонарушений среди несовершеннолетних. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних", Тюмень, 1985.
6. Алтунина И.Р. Видеотренинг по развитию коммуникативных спо-собностей. Комсомольск-на-Амуре, 1996.
7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,Наука,
1977.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1998.
9. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект пресс, 1997.
10. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М., Просве¬щение, 1989, 224 с.
11. Ахтямова А.А., Бармин С.В., Столбун В. Д., Столбун Ю.В., Стрель¬цов В.В., Ухова О.Г., Чедия К.О. Значение совместной познавательно¬эстетической деятельности в психокоррекции средствами искусства.// В сб. "Записки практических психологов города Твери и области", вып.4, Тверь,1997.
12. Ахтямова А. А. Психологическая коррекция отношений дошкольни¬ков и младших школьников в процессе занятий изобразительным творче¬ством.// В сб."Записки практических психологов города Твери и области", вып.2, Тверь, 1996.
117
13. Ахтямова А.А., Бармин С.В., Стрельцов В.В., Столбун В. Д., Стол- бун Ю.В., Ухова О.Г., Чедия К.О. Высокая нравственность отношений как непременная основа психокоррекции в совместной художественной дея- тельности.//В сб. "Записки практических психологов города Твери и облас¬ти", вып.2, Тверь, 1996.
14. Бармин С.В. Специфические коррекционные возможности танце¬вальной терапии.// В сб. "Записки практических психологов города Твери и области", вып.2, Тверь, 1996.
15. Белановский С. А. Некоторые мотивационные механизмы формиро¬вания молодёжных коллективов и групп.// В сб. научных трудов НИИ Культуры, N137, М., 1985.
16. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
17. Беличева С.А., Нечаев Г.А., Нохрина А.П. Социально¬психологические условия эффективной ресоциализации несовершеннолет¬них правонарушителей в специализированном подростковом клубе. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно¬летних", Тюмень, 1985.
18. Бехтерев В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика. Изб. труды в 2 томах, т.2. М., Поматур, 1994.
19. Бодалёв А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., МГУ, 1982.
20. Бодалёв А. А. Предисловие к сб." Социальная психология личности". Л., Знание, 1974.
21. Бодалёв А.А. Личность и общение. // В кн. "Основы социально-психологической теории",М., Международная педагогическая академия, 1995.
22. Бодалёв А.А. О взаимосвязи общения и отношения. // В кн."Теория и практика медицинской психологии и психотерапии", СПб., 1994.
23. Божович Л.И., Славина Л.С. Случаи неправильных взаимоотноше¬ний ребёнка с коллективом и их влияние на формирование личности./ В журн."Вопросы психологии", N1, 1976.
24. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., Междуна¬родная педагогическая академия, 1995.
25. Боришевский М.И., Максименко С. Д. О саморегуляции поведения подростков в процессе учебной деятельности./ В журн. "Вопросы психоло¬гии", N3, 1977.
118
26. Бочкарёва Г.Г. Изучение социально-психологических факторов дет¬ских правонарушений. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних", Тюмень, 1985.
27. Буева Л.П. Общение как процесс социальной типизации и индиви-дуализации личности.// В сб." Психология личности и образ жизни", М., Наука, 1987.
28. Буева Л.П. Общественные отношения и общение.// В кн. "Методо-логические проблемы социальной психологии", М., Наука, 1975, с.136-151.
29. Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков. Киев, 1990.
30. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., Питер, 1997.
31. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., Педагогика, 1991.
32. Варшаловская Е.Б., Исурина Г.Л., Кайдановская Е.В., Мелик- Парсаданов М.В., Чехлатый Е.М. Психологические аспекты неврозов. // В кн."Теория и практика медицинской психологии и психотерапии", СПб., 1994.
33. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., Педа¬гогика, 1988.
34. Введенский Н.Е. Условия продуктивности умственной работы.// В кн. Н.Е.Введенский "Избранные произведения", М., Медгиз, 1952.
35. Веденов А.В. Первые этапы нравственного развития личности.// В кн. "Тезисы докладов на первом съезде общества психологов", М., Акаде¬мия педагогических наук, 1959.
36. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Пб.-М., 1923.
37. Вепсяляйнен К. Содержание школьной и учебной мотивации.// В кн. "Психология личности и образ жизни", М., Наука, 1987.
38. Вещугина Т. С. Социально-психологическая адаптация лиц с психи-ческими расстройствами невротического типа. М., 1996.
39. Видеообратная связь в психотерапии.//В кн. "Психотерапевтическая энциклопедия", СПб., Питер, 1998.
40. Видеопрограммы для усовершенствования лечения больных погра-ничными нервно-психическими расстройствами и оптимизации подготов¬ки врачей и психологов в области психотерапии. Л., ЛНИПНИ им. В.М.Бехтерева, 1991.
41. Выготский Л.С. Moralmsarnty. Собр. соч. в 6-ти томах, т.5. М., Педа-гогика, 1983.
119
42. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., Знание, 1984.
43. Голенков А.В. Современные возможности первичной профилактики психических расстройств./В журн. "Социальная и клиническая психиат¬рия", 1998, N3.
44. Горшкова Е.А. Педагогическое руководство взаимоотношениями в классе как средство перевоспитания трудновоспитуемых подростков. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершенно¬летних", Тюмень, 1985.
45. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М., Политическая ли-тература, 1987.
46. Гриценко Л.И. А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский об отношениях учитель-ученики как условии предупреждения педагогической запущенно¬сти детей. // В кн."Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних", Тюмень, 1985.
47. Гройсман А.Л. Коллективная психотерапия. М., Медицина, 1969.
48. Деглин В.Я. Особенности коллективной психотерапии. М., 1975.
49. Дикая Л. А. Межполушарная асимметрия мозга человека -- психоло-гическая основа методических программ обучающего видеотренинга./ В журн."Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной рабо¬ты", вып.2, 1998.
50. Донцов А.И. Проблемы групповой сплочённости. М., МГУ, 1979.
51. Драгунова Т.В. Психологический анализ оценки нравственных по-ступков у подростков.// В кн."Тезисы докладов на первом съезде общества психологов", М., Академия педагогических наук, 1959.
52. Драгунова Т.В., Эльконин Д.Б. Некоторые психологические осо¬бенности личности подростка./ В журн."Советская педагогика", N6, 1965.
53. Дубровина И.В. Психопрофилактическая работа.// В кн. "Рабочая книга школьного психолога", М., Международная педагогическая акаде¬мия, 1995.
54. Дюбуа П. Психоневрозы и их психическое лечение. СПб.,1912.
55. Железнов В.В., Поткин А.С., Шпилёва Е.В. Организация работы с девиантной молодёжью в Голландии . / В журн.”Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, N2, 1996, с.53—61.
56. Жяльвис Р.В. Групповая психологическая коррекция предневроти- ческих состояний при акцентуациях характера у подростков и юношей. Л., 1988.
120
57. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., Ме-дицина, 1982.
58. Зотова О.И. Направленность личности и социальная регуляция по-ведения молодёжи.// В кн. "Психология личности и образ жизни", М., Нау¬ка, 1987.
59. Иванов Н.В. Динамика обратного развития неврозов под влиянием психотерапии
60. Иржевская Г.П. Роль психологической службы в социальной адап¬тации воспитанников интернатных учреждений. Владивосток, 1992.
61. Исурина Г.Л., Карвасарский Б. Д., Ташлыков В.А., Тупицын Ю.Я. Развитие патогенетической концепции неврозов и психотерапии В.Н.Мясищева на современном этапе.// В кн."Теория и практика медицин¬ской психологии и психотерапии", СПб., 1994.
62. Кабанов М.М., Зачепицкий Р. А. Научная деятельность
В.Н.Мясищева. Вступительная статья к сб."Вопросы современной психо-неврологии". Л., 1966.
63. Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребён- ка.М., 1997.
64. Каптерев П.Ф. Об эстетическом развитии и воспитании.// В кн."Избранные педагогические сочинения", М., Педагогика, 1982.
65. Карапетова Н.С., Стрельцов В.В., Столбун В.Д., Столбун Ю.В. При-менение видео в психокоррекционном "походе-погружении" в иностран¬ный язык.// В кн. "Научные записки психологов-педагогов города Твери и области", вып. 5, 1997.
66. Карапетова Н.С., Столбун В.Д. Психокоррекция дезадаптированных и девиантных учащихся при реальном погружении в английский язык в ус¬ловиях длительного похода-путешествия.// В кн."Записки торжокских пси¬хологов", N1, Тверь, 1998.
67. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. М., Медицина, 1985.
68. Кащенко В.П., Мурашев Г.В. Педология в педагогической практике. Педагогическая клиника. М., 1926.
69. Кащенко В.П. Исторический обзор и современное положение дела воспитания-обучения дефективных детей в России.// В сб. "Дефективные дети и школа", М., 1912.
70. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. М., Просвещение, 1994.
71. Кащенко В.П. Воспитание-обучение трудных детей. М., 1913.
121
72. Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении. М., 1972.
73. Конникова Т.Е. Отношения между детьми в школьном коллективе.// В сб. "Социальная психология личности", Л., Знание, 1974.