Социальная адаптация "Трудных" учащихся в условиях психокоррекционной общности
|
Введение
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава 1. Современный психолого-педагогический подход
к проблеме “трудного ребёнка” 9
1.1 Аспекты трудновоспитуемости детей и подростков.... 9
1.2. Современное состояние проблемы социальной дезадаптации и поиска путей выхода из неё 17
1.3. Видеооборудование как инструмент психотерапии
и психокоррекции” 36
Глава 2. Особенности психокоррекционной работы
в экстерной школе-интернате 41
Глава 3. Видеооборудование как инструмент психокоррекции 68
Список литературы 117
Приложения 127
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава 1. Современный психолого-педагогический подход
к проблеме “трудного ребёнка” 9
1.1 Аспекты трудновоспитуемости детей и подростков.... 9
1.2. Современное состояние проблемы социальной дезадаптации и поиска путей выхода из неё 17
1.3. Видеооборудование как инструмент психотерапии
и психокоррекции” 36
Глава 2. Особенности психокоррекционной работы
в экстерной школе-интернате 41
Глава 3. Видеооборудование как инструмент психокоррекции 68
Список литературы 117
Приложения 127
Актуальность темы. Небывалый размах социальных изменений в стране, стремительная экономическая, политическая, социальная и идеологическая переориентация России привела к формированию у младших поколений принципиально новых ценностных ориентаций и жизненных устремлений, среди которых, как свидетельствует статистика, понятия Родины, готовности к героическому, к труду для людей всё больше вытесняются сексом, стремлением к обогащению и материальному благополучию. С полным основанием поднимается вопрос о духовном кризисе в обществе. Обвал привычных представлений, утрата смысла жизни, хроническая экстремальность обстановки в стране быстро расширяет группу риска, обуславливая развитие психических расстройств, нарушение адаптации и распространение различных форм отклоняющегося поведения.
Острота и неотложность задачи организации сопротивления нарастающей девиантности и делинквентности молодёжи, диктует не-обходимость поиска наиболее эффективных способов содействия адекватной социальной адаптации, возможностей интенсивного изменения позиционности социализирующихся “трудных” детей и подростков в социально положительном направлении. При этом целесообразно опираться на опыт классической отечественной психологии личности, в частности, на воззрения В.Н.Мясищева, основателя “психологии отношений”, который утверждал, что “моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой” [100, с.22]. В указанном свете особое значение приобретают методы коллективной психокоррекционной работы с дезадаптированными детьми и подростками, а также ис-пользование в этой работе технических достижений — средств видеозаписи, становящихся всё более доступными. Взаимодействие в процессе деятельности дезадаптированного ребёнка в психокоррек-ционной общности школы-интерната обеспечивает его в ходе общения непосредственной обратной связью, столь ценной в плане самопознания человеком особенностей собственной системы отношений. Использование видеозаписывающей аппаратуры в психологической коррекции способствует выявлению объективной динамики личностного развития и предоставляет возможность применения видеообратной связи для ускорения и углубления процесса социальной адаптации “трудных” воспитанников.
Предлагаемая диссертационная работа посвящена методическому обобщению практических наработок и преимуществ использования видеооборудования для оптимизации процесса личностного роста “трудных” учащихся, становления их активными субъектами деятельности.
Цель исследования: определить методы, продемонстрировать возможные формы применения и обосновать ценность использования видеозаписи в процессе социальной адаптации трудновоспитуемых учащихся.
Гипотеза исследования. В качестве основной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что одним из наиболее эффективных методов решения проблем позитивной социализации дезадаптированного и девиантного контингента воспитанников школы- интерната является сочетание коллективной формы их психокоррекции и социальной адаптации через предъявление высоконравственных моделей поведения и отношения с применением видеообратной
связи, значительно интенсифицирующей психокоррекционно-адаптационную деятельность.
Острота и неотложность задачи организации сопротивления нарастающей девиантности и делинквентности молодёжи, диктует не-обходимость поиска наиболее эффективных способов содействия адекватной социальной адаптации, возможностей интенсивного изменения позиционности социализирующихся “трудных” детей и подростков в социально положительном направлении. При этом целесообразно опираться на опыт классической отечественной психологии личности, в частности, на воззрения В.Н.Мясищева, основателя “психологии отношений”, который утверждал, что “моральное формирование личности основывается не только на требованиях, но и на знании образцов, и на процессе сопоставления своих действий и поступков с образцами, с оценкой” [100, с.22]. В указанном свете особое значение приобретают методы коллективной психокоррекционной работы с дезадаптированными детьми и подростками, а также ис-пользование в этой работе технических достижений — средств видеозаписи, становящихся всё более доступными. Взаимодействие в процессе деятельности дезадаптированного ребёнка в психокоррек-ционной общности школы-интерната обеспечивает его в ходе общения непосредственной обратной связью, столь ценной в плане самопознания человеком особенностей собственной системы отношений. Использование видеозаписывающей аппаратуры в психологической коррекции способствует выявлению объективной динамики личностного развития и предоставляет возможность применения видеообратной связи для ускорения и углубления процесса социальной адаптации “трудных” воспитанников.
Предлагаемая диссертационная работа посвящена методическому обобщению практических наработок и преимуществ использования видеооборудования для оптимизации процесса личностного роста “трудных” учащихся, становления их активными субъектами деятельности.
Цель исследования: определить методы, продемонстрировать возможные формы применения и обосновать ценность использования видеозаписи в процессе социальной адаптации трудновоспитуемых учащихся.
Гипотеза исследования. В качестве основной гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что одним из наиболее эффективных методов решения проблем позитивной социализации дезадаптированного и девиантного контингента воспитанников школы- интерната является сочетание коллективной формы их психокоррекции и социальной адаптации через предъявление высоконравственных моделей поведения и отношения с применением видеообратной
связи, значительно интенсифицирующей психокоррекционно-адаптационную деятельность.
Проведённое исследование подтвердило основную гипотезу о высокой эффективности использования видеоаппаратуры для углубления социальной адаптированности “трудных” детей и подростков в условиях психокоррекционной общности экстерной школы-интерната. Коррекционная работа осуществлялась в ходе разнообразной деятельности, которая позволяла максимально удовлетворить запросы “трудных” учащихся в яркой и интересной жизни и реализовать их активность в деятельности, значимой как для отдельной личности, так и для всего коллектива. Референтнтность взаимоотношений членов коллектива стимулировала актуализацию социально приемлемых и полезных форм самореализации личности.
Использование видеозаписи в психокоррекционном процессе способствовало достижению позитивных изменений ценностных ориентаций “трудных” детей и подростков: усвоению гуманистических принципов общения; принятию и упрочению в различных видах коллективной деятельности альтруистической направленности воспитанников; углублению самопознания, определению собственной жизненной позиции, нормализации самооценки, преодолению индивидуалистической центрации на себе. Возможность увидеть себя как бы со стороны ускоряет и облегчает процесс социальной адаптации “трудных” учащихся, способствуя более глубокому осознанию особенностей собственной личности, отношения к окружающим, позволяет выделить типичные формы и модели поведения, подчеркнуть положительные и отрицательные стороны взаимодействия с другими.
Успешность социализации в коллективе школы-интерната (подавляющее большинство выпускников, среди которых в прошлом было много успевающих на “2” и “3”, второгодников и бросивших школу, не только вы¬разило желание продолжать обучение в различных высших учебных заведениях, но и сумело, уже самостоятельно, подготовиться к вступительным экзаменам, выдержать их, а затем успешно и бескризисно включиться в новый этап жизни молодого человека, связанный с окончанием школы и началом почти самостоятельной взрослой жизни студента) подтвердила исходное положение о необходимости нормализации в первую очередь сферы общения детей и подростков в деятельности и выправления искажённой иерархии ценностных ориентаций.
На основе анализа результатов исследования делаются следующие теоретические и практические выводы:
1. Явление сниженной социальной адаптированности в оценках большого числа исследователей связано с усвоением деформированного опыта социальных отношений.
2. Видеозапись как средство интенсификации коррекционного воздействия повышает уровень осознанности принятых моральных ценностей, развивает умение выделять в партнёрском и собственном поведении про¬явление дезадаптивных черт.
3. Преодоление дезадаптированности детей и подростков требует:
— социально адекватной реализации внутреннего потенциала их личностей в разнообразной деятельности;
— усвоения в процессе социализации норм гуманистических межличностных отношений;
— принятия трудовых установок и выработки навыков оптимистического преодоления трудностей.
4. Как средство адаптации и коррекционно социализирующая среда с высокой степенью эффективности может быть использован коллектив воспитанников экстерной школы-интерната с высоконравственно заострённой эмпатически-аффилиационной системой отношений.
5. Психологический анализ видеохроники жизни психокоррекционной общности школы-интерната, групповая и индивидуальная проработка отснятого материала способствуют положительному изменению позиции личности “трудных” воспитанников .
Использование видеозаписи в психокоррекционном процессе способствовало достижению позитивных изменений ценностных ориентаций “трудных” детей и подростков: усвоению гуманистических принципов общения; принятию и упрочению в различных видах коллективной деятельности альтруистической направленности воспитанников; углублению самопознания, определению собственной жизненной позиции, нормализации самооценки, преодолению индивидуалистической центрации на себе. Возможность увидеть себя как бы со стороны ускоряет и облегчает процесс социальной адаптации “трудных” учащихся, способствуя более глубокому осознанию особенностей собственной личности, отношения к окружающим, позволяет выделить типичные формы и модели поведения, подчеркнуть положительные и отрицательные стороны взаимодействия с другими.
Успешность социализации в коллективе школы-интерната (подавляющее большинство выпускников, среди которых в прошлом было много успевающих на “2” и “3”, второгодников и бросивших школу, не только вы¬разило желание продолжать обучение в различных высших учебных заведениях, но и сумело, уже самостоятельно, подготовиться к вступительным экзаменам, выдержать их, а затем успешно и бескризисно включиться в новый этап жизни молодого человека, связанный с окончанием школы и началом почти самостоятельной взрослой жизни студента) подтвердила исходное положение о необходимости нормализации в первую очередь сферы общения детей и подростков в деятельности и выправления искажённой иерархии ценностных ориентаций.
На основе анализа результатов исследования делаются следующие теоретические и практические выводы:
1. Явление сниженной социальной адаптированности в оценках большого числа исследователей связано с усвоением деформированного опыта социальных отношений.
2. Видеозапись как средство интенсификации коррекционного воздействия повышает уровень осознанности принятых моральных ценностей, развивает умение выделять в партнёрском и собственном поведении про¬явление дезадаптивных черт.
3. Преодоление дезадаптированности детей и подростков требует:
— социально адекватной реализации внутреннего потенциала их личностей в разнообразной деятельности;
— усвоения в процессе социализации норм гуманистических межличностных отношений;
— принятия трудовых установок и выработки навыков оптимистического преодоления трудностей.
4. Как средство адаптации и коррекционно социализирующая среда с высокой степенью эффективности может быть использован коллектив воспитанников экстерной школы-интерната с высоконравственно заострённой эмпатически-аффилиационной системой отношений.
5. Психологический анализ видеохроники жизни психокоррекционной общности школы-интерната, групповая и индивидуальная проработка отснятого материала способствуют положительному изменению позиции личности “трудных” воспитанников .
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ “ТРУДНЫХ” УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ОБЩНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИДЕОАППАРАТУРЫ В ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЕ- ИНТЕРНАТЕ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - Социально-психологические особенности стратегии и тактики психокоррекционного воздействия средствами театра
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 1999 - Формирование социально-редакционного коллектива экстерной школы-интерната
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-РЕАДАПТАЦИОННОГО КОЛЛЕКТИВА ЭКСТЕРНОЙ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Психологическая программа коррекции восприятия сенсорных эталонов детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



