Объект фотографирования как проекция социально-психологических характеристик личности
|
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 9
1.1. Фотография как отражение социальной реальности 9
1.1.1. Историко-психологический анализ процесса фотографирования.... 9
1.2 Объект фотографии как социально-психологический феномен 19
1.2.1 Объект фотографии как феномен социальной перцепции 20
1.3. Социально-психологические характеристики личности 31
1.3.1 Ценности и аспекты ее изучения 34
1.3.2 Феноменология и функция личностных ценностей 46
1.3.3 Смысложизненные ориентаций личности 48
1.3.4 Самопрезентация личности 52
ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ 55
2.1 Программа исследования 55
2.2 Методы и методики исследования 56
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ... 62
3.1 Анализ результатов анкетирования 62
3.2 Результаты экспертной оценки 74
3.3. Результаты тестирования. Анализ средних величин 80
3.3.1 Результаты теста самомониторинга М.Снайдера 80
3.3.2 Результаты теста смысложизненных ориентаций Д.А Леонтьева.. 81
3.4 Корреляционный анализ 84
ВЫВОДЫ 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
ЛИТЕРАТУРА 97
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ 9
1.1. Фотография как отражение социальной реальности 9
1.1.1. Историко-психологический анализ процесса фотографирования.... 9
1.2 Объект фотографии как социально-психологический феномен 19
1.2.1 Объект фотографии как феномен социальной перцепции 20
1.3. Социально-психологические характеристики личности 31
1.3.1 Ценности и аспекты ее изучения 34
1.3.2 Феноменология и функция личностных ценностей 46
1.3.3 Смысложизненные ориентаций личности 48
1.3.4 Самопрезентация личности 52
ГЛАВА 2. ПРОЦЕДУРА И ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕТОДОВ
ИССЛЕДОВАНИЯ 55
2.1 Программа исследования 55
2.2 Методы и методики исследования 56
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ... 62
3.1 Анализ результатов анкетирования 62
3.2 Результаты экспертной оценки 74
3.3. Результаты тестирования. Анализ средних величин 80
3.3.1 Результаты теста самомониторинга М.Снайдера 80
3.3.2 Результаты теста смысложизненных ориентаций Д.А Леонтьева.. 81
3.4 Корреляционный анализ 84
ВЫВОДЫ 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
ЛИТЕРАТУРА 97
Приложение
Актуальность
Фотография давно покинула рамки профессиональной деятельности и стала доступным элементом передачи визуальной информации и средством самовыражения современного человека.
Даже статистика потребления говорит, о том, что современный человек легче воспринимает визуальный контент чем другие источники информации.
Современный мир насыщен информацией, существование общества невозможно без коммуникации, обеспечения информационных потребностей. В традиционном разделении медиаконтента на вербальный и визуальный прослеживается тенденция в преобладании невербального. Фотографии сегодня не только облегчают форму получения информации, но и дают возможность стать участником события, сделать собственные вывод, передать собственную точку зрения и субъективный взгляд, выразить свои внутренний потенциал. Доказательством этой мысли может стать количество и разнообразие авторского фотоконтента в интернет пространстве.
Сегодня исследователи часто рассматривают вопрос соотношения документальности и искусства внутри фотографии. Для нас же является интересным, насколько можно считать фотографию современным способом коммуникации в процессе восприятия образов и смыслов автора. Важно узнать, можно ли использовать визуальный контент как объект отражения социально-психологических характеристик личности.
В качестве объекта исследования была выбрана современная молодежь (18-25 лет), развитие и становление личности которых пришлось именно на данный исторический период: технического прогресса, насыщенного информационного и образного пространства, свободы слова и в то же время сложности выбора среди широкого ассортимента предложений.
Цель: Исследовать объект фотографирования как проекцию социально-психологических характеристик личности
Предметом нашего исследования является фото-контент как проекция социально-психологических характеристик современной молодежи.
Цель нашей научной работы заключается в исследовании объекта фотографирования как проекции социально-психологических характеристик личности
Основные гипотезы.
1. Широта художественных интересов определяет выбор объекта фотографирования
2. Объект фотографирования является проекцией самопрезентации личности и отражает особенности ценностных и смысложизненных ориентации личности
Задачи.
Теоретические задачи:
• Проанализировать психологические исследования, а также исследования смежных наук в направлении поставленного вопроса, а именно по проблеме выявления семантики фото-объекта.
• Проанализировать историю развития исследуемой проблемы.
• Уточнение введенных терминов: «объект фотографирования», «проекция», «социально-психологические черты личности», в контексте исследования.
Эмпирические задачи:
• Изучить выбор объекты фотографирования и показатели социально-психологических характеристик личности.
• Проанализировать выбор объекта фотографирования, а также особенности субъективного оформления личной фотографий.
• Проанализировать широту художественных предпочтений, ценности личности в соотношении с социально-психологическими характеристиками личности.
• Проанализировать результаты экспертной оценки
• Исследовать взаимосвязь между выбором объекта фотографирования и особенностями ценностных и смысложизненных ориентаций личности.
• Провести сравнительный анализ социально-психологических характеристик личности в зависимости целей процесса фотографирования.
Методы исследования: Анкетирование; Контент-анализ;Экспертна оценка; «Самомониторигнг» М. Снайдер; «Тест смысложизненных ориентаций личности» Леонтьев Д.А; математико-статистические методы обработки данных (корреляционный анализ по Спирмену; коэффициент различий U- Манна-Уитни; T-критерий Стьюдента).
Выборка: В нашем исследовании принимало участие 80 человек в возрасте от 18 до 25 лет с различным отношением к фотографии. В данную выборку вошли как испытуемые, рассматривающие фотографию как хобби и имеющие определенный набор фото-контента; люди, имеющие более профессиональный подход к фотографии, которые имеют специализированную теоретическую и практическую подготовку.
Фотография давно покинула рамки профессиональной деятельности и стала доступным элементом передачи визуальной информации и средством самовыражения современного человека.
Даже статистика потребления говорит, о том, что современный человек легче воспринимает визуальный контент чем другие источники информации.
Современный мир насыщен информацией, существование общества невозможно без коммуникации, обеспечения информационных потребностей. В традиционном разделении медиаконтента на вербальный и визуальный прослеживается тенденция в преобладании невербального. Фотографии сегодня не только облегчают форму получения информации, но и дают возможность стать участником события, сделать собственные вывод, передать собственную точку зрения и субъективный взгляд, выразить свои внутренний потенциал. Доказательством этой мысли может стать количество и разнообразие авторского фотоконтента в интернет пространстве.
Сегодня исследователи часто рассматривают вопрос соотношения документальности и искусства внутри фотографии. Для нас же является интересным, насколько можно считать фотографию современным способом коммуникации в процессе восприятия образов и смыслов автора. Важно узнать, можно ли использовать визуальный контент как объект отражения социально-психологических характеристик личности.
В качестве объекта исследования была выбрана современная молодежь (18-25 лет), развитие и становление личности которых пришлось именно на данный исторический период: технического прогресса, насыщенного информационного и образного пространства, свободы слова и в то же время сложности выбора среди широкого ассортимента предложений.
Цель: Исследовать объект фотографирования как проекцию социально-психологических характеристик личности
Предметом нашего исследования является фото-контент как проекция социально-психологических характеристик современной молодежи.
Цель нашей научной работы заключается в исследовании объекта фотографирования как проекции социально-психологических характеристик личности
Основные гипотезы.
1. Широта художественных интересов определяет выбор объекта фотографирования
2. Объект фотографирования является проекцией самопрезентации личности и отражает особенности ценностных и смысложизненных ориентации личности
Задачи.
Теоретические задачи:
• Проанализировать психологические исследования, а также исследования смежных наук в направлении поставленного вопроса, а именно по проблеме выявления семантики фото-объекта.
• Проанализировать историю развития исследуемой проблемы.
• Уточнение введенных терминов: «объект фотографирования», «проекция», «социально-психологические черты личности», в контексте исследования.
Эмпирические задачи:
• Изучить выбор объекты фотографирования и показатели социально-психологических характеристик личности.
• Проанализировать выбор объекта фотографирования, а также особенности субъективного оформления личной фотографий.
• Проанализировать широту художественных предпочтений, ценности личности в соотношении с социально-психологическими характеристиками личности.
• Проанализировать результаты экспертной оценки
• Исследовать взаимосвязь между выбором объекта фотографирования и особенностями ценностных и смысложизненных ориентаций личности.
• Провести сравнительный анализ социально-психологических характеристик личности в зависимости целей процесса фотографирования.
Методы исследования: Анкетирование; Контент-анализ;Экспертна оценка; «Самомониторигнг» М. Снайдер; «Тест смысложизненных ориентаций личности» Леонтьев Д.А; математико-статистические методы обработки данных (корреляционный анализ по Спирмену; коэффициент различий U- Манна-Уитни; T-критерий Стьюдента).
Выборка: В нашем исследовании принимало участие 80 человек в возрасте от 18 до 25 лет с различным отношением к фотографии. В данную выборку вошли как испытуемые, рассматривающие фотографию как хобби и имеющие определенный набор фото-контента; люди, имеющие более профессиональный подход к фотографии, которые имеют специализированную теоретическую и практическую подготовку.
Данное исследование было направлено на изучение объекта фотографии как проекции социально психологических характеристик личности. Использование удачно подобранного комплекса методик и математических методов обработки данных позволило получить нам важные результаты, отражающее современную картину рассматриваемого вопроса. А именно, потенциала фотоконтента как проекции основополагающих и ориентирующих характеристик личности.
Данное исследование прогнозировало интересные результаты уже на начальном этапе. Например, получив при контент-анализе выделенных испытуемыми объектов фотографии девальвацию такого объекта как «я сам», предполагающих охватить популярный для современных исследований феномен «selfie», что потенциал рассматриваемого нами объекта более многогранный и сложный, чем нам кажется.
Полученные нами выводы могут быть особенно важным в практическом плане. Исходя из результатов, можно говорить о диагностических возможностях анализа частного контента по определенным критериям относительно его автора. Такой формат может дополнить и сделать более разносторонней социально-психологическую картину современной личности.
А также, полученные результаты, описывающие социально-психологический портрет личности говорит о высокой вероятности наличия скрытого терапевтического потенциала в самом процессе фотографирования.
Полученные результаты могут быть особенно значимы в социальной психологии. Ведь процесс фотографирования крайне социален. Через процесс фотографии личность может передать субъективно важную для него информацию, отразить и запечатлеть значимых в окружающем социуме людей, презентовать себя, построив образ из структуры образов, которые он присвоил себе в процессе фотографирования.
Данное исследование прогнозировало интересные результаты уже на начальном этапе. Например, получив при контент-анализе выделенных испытуемыми объектов фотографии девальвацию такого объекта как «я сам», предполагающих охватить популярный для современных исследований феномен «selfie», что потенциал рассматриваемого нами объекта более многогранный и сложный, чем нам кажется.
Полученные нами выводы могут быть особенно важным в практическом плане. Исходя из результатов, можно говорить о диагностических возможностях анализа частного контента по определенным критериям относительно его автора. Такой формат может дополнить и сделать более разносторонней социально-психологическую картину современной личности.
А также, полученные результаты, описывающие социально-психологический портрет личности говорит о высокой вероятности наличия скрытого терапевтического потенциала в самом процессе фотографирования.
Полученные результаты могут быть особенно значимы в социальной психологии. Ведь процесс фотографирования крайне социален. Через процесс фотографии личность может передать субъективно важную для него информацию, отразить и запечатлеть значимых в окружающем социуме людей, презентовать себя, построив образ из структуры образов, которые он присвоил себе в процессе фотографирования.
Подобные работы
- Объект фотографирования как проекция социально-психологических характеристик личности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016



