ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЫНКА ТРУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ
|
Введение 4
1 Теоретические аспекты миграции и её влияния на рынок труда
1.1 Понятие, виды миграции населения и их особенности 10
1.2 Отличительные черты, факторы и направления трудовой миграции 22
1.3 Способы оценки трудовой миграции и её воздействия на рынок труда 38
2 Динамика трудовой миграции в Приморском крае и её влияние на региональный рынок труда
2.1 Состояние, показатели и структура трудовой миграции в
Приморском крае 59
2.2 Характеристика, проблемы и тенденции развития регионального
рынка труда 79
2.3 Оценка воздействия миграционных процессов на рынок труда в
Приморском крае 88
3 Обоснование направлений использования миграции для улучшения состояния рынка труда в Приморском крае
3.1 Выявление и пути удовлетворения потребностей работодателей и
мигрантов на рынке труда Приморского края 96
3.2 Совершенствование функционирования и нормативно -правового
регулирования управления миграционными процессами в Приморском крае 105
Заключение 121
Список использованных источников 125
Приложение
1 Теоретические аспекты миграции и её влияния на рынок труда
1.1 Понятие, виды миграции населения и их особенности 10
1.2 Отличительные черты, факторы и направления трудовой миграции 22
1.3 Способы оценки трудовой миграции и её воздействия на рынок труда 38
2 Динамика трудовой миграции в Приморском крае и её влияние на региональный рынок труда
2.1 Состояние, показатели и структура трудовой миграции в
Приморском крае 59
2.2 Характеристика, проблемы и тенденции развития регионального
рынка труда 79
2.3 Оценка воздействия миграционных процессов на рынок труда в
Приморском крае 88
3 Обоснование направлений использования миграции для улучшения состояния рынка труда в Приморском крае
3.1 Выявление и пути удовлетворения потребностей работодателей и
мигрантов на рынке труда Приморского края 96
3.2 Совершенствование функционирования и нормативно -правового
регулирования управления миграционными процессами в Приморском крае 105
Заключение 121
Список использованных источников 125
Приложение
Со второй половины двадцатого столетия миграционные процессы обрели поистине глобальные масштабы, охватив практически все страны и различные сферы общества, став одними из главных причин и факторов социальных изменений, затрагивающих многие аспекты социально - экономической и культурной жизни населения как в странах - реципиентах, так и странах - донорах.
Так, миграция населения, в первую очередь трудовая, стала в последние годы одним из важнейших факторов развития мировой экономики. Масштабы международного трудового обмена за последние десятилетия резко возросли и стали одним из самых заметных явлений международной жизни. В связи с чем, в современных политических и социально-экономических условиях, когда на фоне необходимости воспроизводства трудоспособного населения, первостепенными задачами являются модернизация экономики, ускорение промышленного производства и обеспечение импортозамещения, грамотное регулирование процессов трудовой миграции приобретает большое значение. [42]
Рост производства и инвестиционных процессов в стране вызывают нескончаемую потребность в воспроизводстве трудовых ресурсов. В связи с чем, современная экономика России нуждается в проведении активной политики занятости, использовании ее эффективных форм и методов, гибких систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров, развитии предпринимательства, повышении конкурентоспособности, профессиональной ориентации населения и территориальной мобильности незанятых граждан.
При неуклонном сокращении трудоспособного населения труд иностранных работников в некоторых регионах стал структурообразующим фактором экономики, которая уже не в состоянии эффективно функционировать без привлечения трудовых мигрантов. В связи с необходимостью срочной реструктуризации экономики спрос на трудовых мигрантов, как на достаточно недорогую и в то же время качественную рабочую силу, будет возрастать как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Таковы социально-экономические реалии нашего времени, на
которые должна стратегически ориентироваться государственная и
региональная миграционная политика. [49]
Отсутствие стратегического управления трудовой миграцией в условиях возникновения трудодефицитных регионов в России является серьезной экономической проблемой. Однако в тоже время рост численности трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья ведет к возникновению проблем и противоречий в социально-трудовых отношениях, как в городах федерального значения, так и в регионах Российской Федерации.
Так, в условиях нарастающей глобализации, конкурентоспособность страны все в большей степени будет определяться воспроизводством высококвалифицированных рабочих и специалистов. Активная политика государства в области занятости и создания новых рабочих мест способствует решению многих проблем, в том числе развития профессионального образования, формирования профессиональных компетенций, реализации социальной политики. [48]
Исходя из сложившейся в настоящее время миграционной ситуации, можно сделать однозначный вывод о том, насколько массовый характер приобрела международная миграция. Вместе с тем, непрерывность данного явления оказывает влияние на национальную, культурную и социальную сферу принимающего общества. На сегодняшний день данная проблема является наиболее актуальной в Приморском крае.
Исходя из официальной статистики, численность Приморского края неуклонно сокращается с 1990 года, составив на начало 2018 года 1912118 человек. Нехватка трудовых ресурсов, связанная с устойчивой тенденцией снижения численности постоянного населения, обуславливает необходимость в привлечении мигрантов. [180]
Так, массовый процесс непрерывного пребывания мигрантов происходит на фоне непрекращающегося оттока местного населения, что оказывает неоднозначное влияние не формирование регионального рынка труда. Исходя из того, что успешное функционирование рынка труда возможно только при наличии достаточного количества трудовых ресурсов определенного качественного состава, проблема эффективного взаимовлияния миграционных потоков и рынка труда на сегодняшний день поставлена достаточно остро.
Таким образом, трудовая миграция играет важную роль в формировании рынка труда регионов, являясь важнейшим фактором формирования численности трудоспособного населения, оказывая существенное влияние на предложение рабочей силы на региональном рынке труда. Этим, в частности, обусловливается актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты развития социально-трудовых отношений, роли трудовой миграции как процесса занятости населения в рыночных условиях хозяйствования, а также ее влияние на рынок труда и социально-трудовые отношения разработаны и исследованы крупными российскими и зарубежными учеными и специалистами. Эти проблемы описаны в трудах классиков экономической мысли А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, К. Маркса, Д. Кейнса, М. Фридмана, Дж. Гэлбрейта, Д. Массея, Э.Г. Равенштейна, Э. Ли.
Проблемы международной трудовой миграции и международного движения рабочей силы рассматриваются с разных точек зрения в трудах таких зарубежных ученых как Д. Хейзел, С. Кастлес, У. Фарра, П. Самуэльсона, М. Тодаро, Л. Маружко, М. Пиоре.
Проблемами рынка труда, социально-трудовых отношений, трудовой миграции как элемента рынка труда и политики занятости населения в России в контексте темы диссертационного исследования занимались известные российские ученые: Е.И. Валентей, Ж.А. Зайончковская, В.А. Ионцев, С.А. Шапиро, Е.Б. Бедрина, М.Н. Вандышев, С.В. Рязанцев, А.В. Васильева, О.Д. Воробьева, В.И. Переведенцев, Т.Г. Рощина и другие.
Вместе с тем, необходимо обратиться к работам современников в данной области: Е.Я. Варшавской, Б.Е. Виннера, Е.В. Гурченкова, Л.Б. Карачуриной, Е.С. Красинец, Н.В. Мкртчян, В.И. Мукомель и других.
Следует также отметить достаточно значительный комплекс работ, посвященных проблемам сегментации рынка труда и формированию «этнических ниш» в отечественной экономике. Это исследования Ю. Арутюнян, Н.И. Гусевой, Л.М. Дробижевой, Л.А. Жапуевой, И.М. Кузнецова, В.И. Мукомеля, А.Снисаренко и др.
Большую ценность также представляют работы В.В. Радаева, в которых закладываются основы теоретического осмысления этнической сегментации рынка труда. Также практический вклад в изучение данного вопроса внесли ученые Эльдяева Н.А., Кованова Е.С. и д.р.
Тем не менее, представленные работы не затронули новых тенденций в сфере привлечения, отбора и использования рабочей силы трудовых мигрантов, как субъекта экономики труда в свете происходящих геополитических изменений. Однако, именно грамотное распределение потоков трудовой миграции путем создания социально -профессиональных и социально-территориальных групп, особенно в регионах, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, имеет решающее значение в управлении занятостью населения и удовлетворении потребностей трудовых мигрантов и работодателей.
Исходя из чего, гипотеза данного исследования звучит следующим образом: совершенствование миграционного законодательства в вопросах привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, будет содействовать повышению степени взаимного удовлетворения потребностей трудовых мигрантов и работодателей на рынке труда.
В качестве объекта данного исследования выступает внешняя добровольная трудовая миграция населения. Предметом исследования являются способы воздействия на трудовую миграцию с целью повышения удовлетворенности мигрантов и их работодателей на рынке труда.
В связи с чем, цель данной работы - выявить особенности миграционных процессов в Приморском крае, их влияние на региональный рынок труда, и обосновать рекомендации по совершенствованию управления ими.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо выполнение следующих задач:
• Раскрыть сущность понятий «миграция», «трудовая миграция»;
• Выявить особенности протекания миграционных процессов в Приморском крае;
• Определить основные потоки миграции трудовых ресурсов ПК;
• Провести оценку влияния миграции населения на основные показатели рынка труда ПК;
• На основании результатов, сформировать рекомендации по совершенствованию управления миграционными процессами на территории Приморского края.
Следует отметить, что в контексте данного исследования под оценкой понимается анализ состояния исследуемых процессов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в проведении оценки влияния миграции населения, на основании результатов которой предложены концептуальные направления совершенствования миграционного законодательства в вопросах привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы с целью повышения степени взаимного удовлетворения потребностей трудовых мигрантов и работодателей.
Теоретико-методологическая основа данного исследования представлена работами отечественных и зарубежных ученых в области миграции населения, международного движения рабочей силы, экономики труда, формирования рынка труда и занятости населения. При написании работы были подробно изучены положения современной теории экономики труда, занятости, трудовой миграции, а также обобщены материалы средств массовой информации, научных конференций и семинаров.
В ходе исследования были использованы методы систематизации, теоретического обобщения, научной классификации, сравнительного анализа, а также статистические методы.
Практическая значимость результатов исследования. Разработанные в диссертации практические рекомендации по совершенствованию миграционного законодательства в вопросах привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы могут представлять интерес для Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Содержащиеся в диссертации предложения могут быть полезны при работе по совершенствованию действующего законодательства и при разработке федеральных и региональных целевых программ, непосредственно регулирующих процессы трудовой миграции.
Кроме того, материалы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Государственное и муниципальное управление», «Миграционные процессы в России», «Формирование и развитие трудовых ресурсов», а также написании учебно¬методических комплексов для этих дисциплин.
Проведенное в работе исследование опирается на законодательные, нормативно-правовые акты Российской Федерации, конвенции и рекомендации МОТ по регулированию общей миграции, трудовой миграции, занятости. Эмпирическую и информационную базу исследования составили статистические и аналитические данные служб государственной статистики России Федеральной службы занятости и Федеральной миграционной службы, а также региональные законы и административные акты Приморского края и Дальневосточного федерального округа.
Так, миграция населения, в первую очередь трудовая, стала в последние годы одним из важнейших факторов развития мировой экономики. Масштабы международного трудового обмена за последние десятилетия резко возросли и стали одним из самых заметных явлений международной жизни. В связи с чем, в современных политических и социально-экономических условиях, когда на фоне необходимости воспроизводства трудоспособного населения, первостепенными задачами являются модернизация экономики, ускорение промышленного производства и обеспечение импортозамещения, грамотное регулирование процессов трудовой миграции приобретает большое значение. [42]
Рост производства и инвестиционных процессов в стране вызывают нескончаемую потребность в воспроизводстве трудовых ресурсов. В связи с чем, современная экономика России нуждается в проведении активной политики занятости, использовании ее эффективных форм и методов, гибких систем профессиональной подготовки и переподготовки кадров, развитии предпринимательства, повышении конкурентоспособности, профессиональной ориентации населения и территориальной мобильности незанятых граждан.
При неуклонном сокращении трудоспособного населения труд иностранных работников в некоторых регионах стал структурообразующим фактором экономики, которая уже не в состоянии эффективно функционировать без привлечения трудовых мигрантов. В связи с необходимостью срочной реструктуризации экономики спрос на трудовых мигрантов, как на достаточно недорогую и в то же время качественную рабочую силу, будет возрастать как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Таковы социально-экономические реалии нашего времени, на
которые должна стратегически ориентироваться государственная и
региональная миграционная политика. [49]
Отсутствие стратегического управления трудовой миграцией в условиях возникновения трудодефицитных регионов в России является серьезной экономической проблемой. Однако в тоже время рост численности трудовых мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья ведет к возникновению проблем и противоречий в социально-трудовых отношениях, как в городах федерального значения, так и в регионах Российской Федерации.
Так, в условиях нарастающей глобализации, конкурентоспособность страны все в большей степени будет определяться воспроизводством высококвалифицированных рабочих и специалистов. Активная политика государства в области занятости и создания новых рабочих мест способствует решению многих проблем, в том числе развития профессионального образования, формирования профессиональных компетенций, реализации социальной политики. [48]
Исходя из сложившейся в настоящее время миграционной ситуации, можно сделать однозначный вывод о том, насколько массовый характер приобрела международная миграция. Вместе с тем, непрерывность данного явления оказывает влияние на национальную, культурную и социальную сферу принимающего общества. На сегодняшний день данная проблема является наиболее актуальной в Приморском крае.
Исходя из официальной статистики, численность Приморского края неуклонно сокращается с 1990 года, составив на начало 2018 года 1912118 человек. Нехватка трудовых ресурсов, связанная с устойчивой тенденцией снижения численности постоянного населения, обуславливает необходимость в привлечении мигрантов. [180]
Так, массовый процесс непрерывного пребывания мигрантов происходит на фоне непрекращающегося оттока местного населения, что оказывает неоднозначное влияние не формирование регионального рынка труда. Исходя из того, что успешное функционирование рынка труда возможно только при наличии достаточного количества трудовых ресурсов определенного качественного состава, проблема эффективного взаимовлияния миграционных потоков и рынка труда на сегодняшний день поставлена достаточно остро.
Таким образом, трудовая миграция играет важную роль в формировании рынка труда регионов, являясь важнейшим фактором формирования численности трудоспособного населения, оказывая существенное влияние на предложение рабочей силы на региональном рынке труда. Этим, в частности, обусловливается актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Различные аспекты развития социально-трудовых отношений, роли трудовой миграции как процесса занятости населения в рыночных условиях хозяйствования, а также ее влияние на рынок труда и социально-трудовые отношения разработаны и исследованы крупными российскими и зарубежными учеными и специалистами. Эти проблемы описаны в трудах классиков экономической мысли А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, К. Маркса, Д. Кейнса, М. Фридмана, Дж. Гэлбрейта, Д. Массея, Э.Г. Равенштейна, Э. Ли.
Проблемы международной трудовой миграции и международного движения рабочей силы рассматриваются с разных точек зрения в трудах таких зарубежных ученых как Д. Хейзел, С. Кастлес, У. Фарра, П. Самуэльсона, М. Тодаро, Л. Маружко, М. Пиоре.
Проблемами рынка труда, социально-трудовых отношений, трудовой миграции как элемента рынка труда и политики занятости населения в России в контексте темы диссертационного исследования занимались известные российские ученые: Е.И. Валентей, Ж.А. Зайончковская, В.А. Ионцев, С.А. Шапиро, Е.Б. Бедрина, М.Н. Вандышев, С.В. Рязанцев, А.В. Васильева, О.Д. Воробьева, В.И. Переведенцев, Т.Г. Рощина и другие.
Вместе с тем, необходимо обратиться к работам современников в данной области: Е.Я. Варшавской, Б.Е. Виннера, Е.В. Гурченкова, Л.Б. Карачуриной, Е.С. Красинец, Н.В. Мкртчян, В.И. Мукомель и других.
Следует также отметить достаточно значительный комплекс работ, посвященных проблемам сегментации рынка труда и формированию «этнических ниш» в отечественной экономике. Это исследования Ю. Арутюнян, Н.И. Гусевой, Л.М. Дробижевой, Л.А. Жапуевой, И.М. Кузнецова, В.И. Мукомеля, А.Снисаренко и др.
Большую ценность также представляют работы В.В. Радаева, в которых закладываются основы теоретического осмысления этнической сегментации рынка труда. Также практический вклад в изучение данного вопроса внесли ученые Эльдяева Н.А., Кованова Е.С. и д.р.
Тем не менее, представленные работы не затронули новых тенденций в сфере привлечения, отбора и использования рабочей силы трудовых мигрантов, как субъекта экономики труда в свете происходящих геополитических изменений. Однако, именно грамотное распределение потоков трудовой миграции путем создания социально -профессиональных и социально-территориальных групп, особенно в регионах, испытывающих дефицит трудовых ресурсов, имеет решающее значение в управлении занятостью населения и удовлетворении потребностей трудовых мигрантов и работодателей.
Исходя из чего, гипотеза данного исследования звучит следующим образом: совершенствование миграционного законодательства в вопросах привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы, будет содействовать повышению степени взаимного удовлетворения потребностей трудовых мигрантов и работодателей на рынке труда.
В качестве объекта данного исследования выступает внешняя добровольная трудовая миграция населения. Предметом исследования являются способы воздействия на трудовую миграцию с целью повышения удовлетворенности мигрантов и их работодателей на рынке труда.
В связи с чем, цель данной работы - выявить особенности миграционных процессов в Приморском крае, их влияние на региональный рынок труда, и обосновать рекомендации по совершенствованию управления ими.
Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы необходимо выполнение следующих задач:
• Раскрыть сущность понятий «миграция», «трудовая миграция»;
• Выявить особенности протекания миграционных процессов в Приморском крае;
• Определить основные потоки миграции трудовых ресурсов ПК;
• Провести оценку влияния миграции населения на основные показатели рынка труда ПК;
• На основании результатов, сформировать рекомендации по совершенствованию управления миграционными процессами на территории Приморского края.
Следует отметить, что в контексте данного исследования под оценкой понимается анализ состояния исследуемых процессов.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в проведении оценки влияния миграции населения, на основании результатов которой предложены концептуальные направления совершенствования миграционного законодательства в вопросах привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы с целью повышения степени взаимного удовлетворения потребностей трудовых мигрантов и работодателей.
Теоретико-методологическая основа данного исследования представлена работами отечественных и зарубежных ученых в области миграции населения, международного движения рабочей силы, экономики труда, формирования рынка труда и занятости населения. При написании работы были подробно изучены положения современной теории экономики труда, занятости, трудовой миграции, а также обобщены материалы средств массовой информации, научных конференций и семинаров.
В ходе исследования были использованы методы систематизации, теоретического обобщения, научной классификации, сравнительного анализа, а также статистические методы.
Практическая значимость результатов исследования. Разработанные в диссертации практические рекомендации по совершенствованию миграционного законодательства в вопросах привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы могут представлять интерес для Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Содержащиеся в диссертации предложения могут быть полезны при работе по совершенствованию действующего законодательства и при разработке федеральных и региональных целевых программ, непосредственно регулирующих процессы трудовой миграции.
Кроме того, материалы, изложенные в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплин «Государственное и муниципальное управление», «Миграционные процессы в России», «Формирование и развитие трудовых ресурсов», а также написании учебно¬методических комплексов для этих дисциплин.
Проведенное в работе исследование опирается на законодательные, нормативно-правовые акты Российской Федерации, конвенции и рекомендации МОТ по регулированию общей миграции, трудовой миграции, занятости. Эмпирическую и информационную базу исследования составили статистические и аналитические данные служб государственной статистики России Федеральной службы занятости и Федеральной миграционной службы, а также региональные законы и административные акты Приморского края и Дальневосточного федерального округа.
Перспективное стратегическое развитие Приморского края (в планах - форум АТЭС, нефтепровод «Восточная Сибирь-Тихий океан», свободная экономическая зона на базе порта «Восточный» и т.д.) предусматривает структурные преобразования экономики и наличие значительных трудовых ресурсов. Это обусловливает необходимость привлечения мигрантов как на постоянное место жительства, так и для временного пребывания. Специалисты, квалифицированные рабочие по квотированным приглашениям едут из стран СНГ и государств дальнего зарубежья. В нашей работе мы предприняли попытку дать целостную картину миграционных связей Приморского края и занятости мигрантов на региональном рынке труда.
В Приморье за несколько последних десятилетий образовались и развиваются целые сферы экономики, где заняты в основном мигранты - в большинстве своем, как и в 1990-е годы, это мало- или неквалифицированная рабочая сила: строительство (33,1%); оптовая и розничная торговля и общественное питание (29,1%), сельское хозяйство (13,8%). Большая часть мигрантов из КНДР и Республики Корея по-прежнему являются основной рабочей силой для строительства, лесозаготовок и других видов бизнеса. Вьетнамцы заняты продажей товаров народного потребления вьетнамского производства и перепродажей китайского товара. Мигранты из КНР в основном задействованы в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, сельском хозяйстве, в гостиничном, игорном и туристическом бизнесе, деревообработке, строительстве и судоремонте. Работают они и в швейном производстве на предприятиях с южнокорейским капиталом.
А мало- и неквалифицированные мигранты из государств Средней Азии пополняют вторичный рынок с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой: ремонтируют квартиры, работают в автотранспорте на частных автозаправках и предприятиях автосервиса, на заводах железобетонных конструкций, пекарями частных пекарен, дворниками, рабочими по укладке асфальта и т.д. Прибывшие из республик Закавказья торгуют в овощных киосках, имеют сеть продуктовых магазинов в городских поселениях края, многие из них в последнее время заняты на городском транспорте в качестве водителей.
Основная часть трудовых мигрантов обосновалась в городах Приморья, где уровень безработицы невысок, - Владивостоке, Находке, Уссурийске, Артеме. Это свидетельствует о том, что угроза конкуренции с их стороны несколько преувеличена: те вакансии, на которые они претендуют, из-за невысокой заработной платы и условий труда для жителей края непривлекательны.
Главная причина, что заставляет людей искать работу вдали от дома, - неравенство в уровне и условиях жизни в странах выезда и въезда. По данным ООН, в России 8% населения живет менее чем на 2 долл. в день, но во всех остальных странах СНГ, кроме Азербайджана и Республики Беларусь, таких людей намного больше: в Узбекистане - 72%, Молдове - 64%, Армении - 49%, Таджикистане - 43%.
Предложенная модель миграционной стратегии и рекомендации по ее реализации разработаны, исходя из глобальных и внутренних вызовов (экономических, демографических, социально-политических,
внешнеполитических), возникающих перед Россией в настоящее время. Аксиомой, на основании которой выстраивается предложенная миграционная стратегия, является тезис о том, что ключевой стратегической задачей России на нынешнем этапе является обеспечение поступательного экономического развития. Данное развитие не может быть обеспечено в условиях текущей демографической ситуации, без привлечения дополнительных человеческих ресурсов извне, а значит, российская экономика в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе заинтересована в миграционном ресурсе.
Поступательное экономическое развитие невозможно также без обеспечения социально-политической стабильности, а значит, необходимо обеспечить такие условия для интеграции и адаптации прибывающих в страну мигрантов, которые позволят гарантировать бесконфликтное сосуществование принимающего общества и прибывающего населения.
Заинтересованность российской экономики в труде мигрантов в настоящее время не очевидна для большей части российского общества. Об этом свидетельствует фиксируемый рост ксенофобных настроений, стремление концептуализировать миграцию в категориях угроз безопасности («секьюритизация» миграции), призывы ограничить приток мигрантов в страну. Подобные социальные настроения вступают в противоречия с интересами экономического развития. Задача государства в этих условиях — с помощью экспертных структур, гражданского общества, СМИ — работать над изменением общественного сознания в отношении мигрантов, и в то же время обеспечить такие законодательные рамки и правоприменительную систему в сфере исполнения миграционного законодательства, которые будут способны эффективно пресекать нарушения миграционного законодательства и тем самым гарантировать безопасность как гражданам Российской Федерации, так и прибывающим в Россию мигрантам.
Предложенная миграционная стратегия России предполагает формирование относительно либеральной государственной миграционной политики в отношении привлечения постоянных и временных мигрантов, как того требуют сложившаяся демографическая ситуация и интересы социально - экономического развития страны. Однако это не означает политику «открытых дверей» для мигрантов; речь идет об установлении четких правил для мигрантов в отношении въезда, пребывания, получения легального статуса, трудоустройства и устранении неоправданных административных барьеров, создающих питательную среду для коррупции. Формирование четких правил требует согласованности законодательных мер и последовательной правоприменительной практики.
В этой связи большое значение в деле реализации данной миграционной стратегии отводится необходимости кодификации, систематизации, согласованию принятых законодательных актов в сфере миграции и
налаживанию четкой работы системы правоприменения. Некоторые рекомендации по реализации направлений миграционной стратегии выходят за рамки сферы управления миграцией, что свидетельствует о тесной взаимосвязи задач, стоящих перед миграционной политикой, с задачами социально¬экономической, политики в области занятости, образования, демографической политики, внешней политики и подчеркивает роль межведомственного взаимодействия в решении стратегических целей развития России. Более детальная проработка мер по реализации миграционной стратегии, а также подготовка предложений по внедрению соответствующих механизмов ее имплементации и реформированию законодательной базы возможны тогда, когда предлагаемая миграционная стратегия будет введена в формат общенациональной стратегии развития России до 2035 г. Она должна быть тесно взаимоувязана на концептуальном уровне с другими, связанными с ней направлениями государственной политики — экономической,
демографической, политикой в области занятости, образования, внешней политикой.
Предложенная модель миграционной стратегии также потребует от государства готовности к существенным финансовым вложениям, однако, эти затраты явятся по сути инвестицией в обеспечение экономического развития страны, в развитие человеческого капитала России и постсоветских стран, в социально-политической стабильности которых Россия прямо заинтересована с точки зрения обеспечения собственной безопасности.
Таким образом, можно сказать, что в Приморском крае в определенной степени уже сформировался формальный рынок иностранной рабочей силы, развитие которого, в целом, происходит адекватно процессам, текущим на общем рынке труда региона. В ближайшем будущем динамику данного рынка будет по-прежнему определять направление экономического развития и характер миграционной политики.
В Приморье за несколько последних десятилетий образовались и развиваются целые сферы экономики, где заняты в основном мигранты - в большинстве своем, как и в 1990-е годы, это мало- или неквалифицированная рабочая сила: строительство (33,1%); оптовая и розничная торговля и общественное питание (29,1%), сельское хозяйство (13,8%). Большая часть мигрантов из КНДР и Республики Корея по-прежнему являются основной рабочей силой для строительства, лесозаготовок и других видов бизнеса. Вьетнамцы заняты продажей товаров народного потребления вьетнамского производства и перепродажей китайского товара. Мигранты из КНР в основном задействованы в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, сельском хозяйстве, в гостиничном, игорном и туристическом бизнесе, деревообработке, строительстве и судоремонте. Работают они и в швейном производстве на предприятиях с южнокорейским капиталом.
А мало- и неквалифицированные мигранты из государств Средней Азии пополняют вторичный рынок с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой: ремонтируют квартиры, работают в автотранспорте на частных автозаправках и предприятиях автосервиса, на заводах железобетонных конструкций, пекарями частных пекарен, дворниками, рабочими по укладке асфальта и т.д. Прибывшие из республик Закавказья торгуют в овощных киосках, имеют сеть продуктовых магазинов в городских поселениях края, многие из них в последнее время заняты на городском транспорте в качестве водителей.
Основная часть трудовых мигрантов обосновалась в городах Приморья, где уровень безработицы невысок, - Владивостоке, Находке, Уссурийске, Артеме. Это свидетельствует о том, что угроза конкуренции с их стороны несколько преувеличена: те вакансии, на которые они претендуют, из-за невысокой заработной платы и условий труда для жителей края непривлекательны.
Главная причина, что заставляет людей искать работу вдали от дома, - неравенство в уровне и условиях жизни в странах выезда и въезда. По данным ООН, в России 8% населения живет менее чем на 2 долл. в день, но во всех остальных странах СНГ, кроме Азербайджана и Республики Беларусь, таких людей намного больше: в Узбекистане - 72%, Молдове - 64%, Армении - 49%, Таджикистане - 43%.
Предложенная модель миграционной стратегии и рекомендации по ее реализации разработаны, исходя из глобальных и внутренних вызовов (экономических, демографических, социально-политических,
внешнеполитических), возникающих перед Россией в настоящее время. Аксиомой, на основании которой выстраивается предложенная миграционная стратегия, является тезис о том, что ключевой стратегической задачей России на нынешнем этапе является обеспечение поступательного экономического развития. Данное развитие не может быть обеспечено в условиях текущей демографической ситуации, без привлечения дополнительных человеческих ресурсов извне, а значит, российская экономика в ближайшей, среднесрочной и долгосрочной перспективе заинтересована в миграционном ресурсе.
Поступательное экономическое развитие невозможно также без обеспечения социально-политической стабильности, а значит, необходимо обеспечить такие условия для интеграции и адаптации прибывающих в страну мигрантов, которые позволят гарантировать бесконфликтное сосуществование принимающего общества и прибывающего населения.
Заинтересованность российской экономики в труде мигрантов в настоящее время не очевидна для большей части российского общества. Об этом свидетельствует фиксируемый рост ксенофобных настроений, стремление концептуализировать миграцию в категориях угроз безопасности («секьюритизация» миграции), призывы ограничить приток мигрантов в страну. Подобные социальные настроения вступают в противоречия с интересами экономического развития. Задача государства в этих условиях — с помощью экспертных структур, гражданского общества, СМИ — работать над изменением общественного сознания в отношении мигрантов, и в то же время обеспечить такие законодательные рамки и правоприменительную систему в сфере исполнения миграционного законодательства, которые будут способны эффективно пресекать нарушения миграционного законодательства и тем самым гарантировать безопасность как гражданам Российской Федерации, так и прибывающим в Россию мигрантам.
Предложенная миграционная стратегия России предполагает формирование относительно либеральной государственной миграционной политики в отношении привлечения постоянных и временных мигрантов, как того требуют сложившаяся демографическая ситуация и интересы социально - экономического развития страны. Однако это не означает политику «открытых дверей» для мигрантов; речь идет об установлении четких правил для мигрантов в отношении въезда, пребывания, получения легального статуса, трудоустройства и устранении неоправданных административных барьеров, создающих питательную среду для коррупции. Формирование четких правил требует согласованности законодательных мер и последовательной правоприменительной практики.
В этой связи большое значение в деле реализации данной миграционной стратегии отводится необходимости кодификации, систематизации, согласованию принятых законодательных актов в сфере миграции и
налаживанию четкой работы системы правоприменения. Некоторые рекомендации по реализации направлений миграционной стратегии выходят за рамки сферы управления миграцией, что свидетельствует о тесной взаимосвязи задач, стоящих перед миграционной политикой, с задачами социально¬экономической, политики в области занятости, образования, демографической политики, внешней политики и подчеркивает роль межведомственного взаимодействия в решении стратегических целей развития России. Более детальная проработка мер по реализации миграционной стратегии, а также подготовка предложений по внедрению соответствующих механизмов ее имплементации и реформированию законодательной базы возможны тогда, когда предлагаемая миграционная стратегия будет введена в формат общенациональной стратегии развития России до 2035 г. Она должна быть тесно взаимоувязана на концептуальном уровне с другими, связанными с ней направлениями государственной политики — экономической,
демографической, политикой в области занятости, образования, внешней политикой.
Предложенная модель миграционной стратегии также потребует от государства готовности к существенным финансовым вложениям, однако, эти затраты явятся по сути инвестицией в обеспечение экономического развития страны, в развитие человеческого капитала России и постсоветских стран, в социально-политической стабильности которых Россия прямо заинтересована с точки зрения обеспечения собственной безопасности.
Таким образом, можно сказать, что в Приморском крае в определенной степени уже сформировался формальный рынок иностранной рабочей силы, развитие которого, в целом, происходит адекватно процессам, текущим на общем рынке труда региона. В ближайшем будущем динамику данного рынка будет по-прежнему определять направление экономического развития и характер миграционной политики.
Подобные работы
- Институционализация социального механизма взаимодействия рынка
труда и образовательных услуг в Алтайском крае
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНОСТРАННЫХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ НА РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ
РАБОЧЕЙ СИЛЫ К НАЧАЛУ XXI В. И ПРАКТИКА ЕЁ
РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ОЦЕНКА АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕЕ ОБЩЕСТВО НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В РЕГИОНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА И
ВОЗМОЖНОСТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ В КГБ ПОУ «УССУРИЙСКИЙ
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ МИГРАНТОВ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020



