Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Согласованность социальных и культурных ценностей в регуляции поведения личности

Работа №7467

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы182стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
750
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ЦЕННОСТИ КАК РЕГУЛЯТОРЫ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ 12
1.1. Основные подходы к изучению ценностей в зарубежной психологии 13
1.2. Ценности в смысловой сфере личности 20
1.3. Теоретические подходы к исследованию ценностей в зарубежной
и отечественной кросс-культурной психологии 41
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 62
2.1. Организация и этапы исследования 62
2.2. Методики исследования 66
2.2.1. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича (RVS) 66
2.2.2. Опросник изучения базовых культурных ценностей С.Шварца 67
2.2.3. Методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности»
в различных жизненных сферах» Е.Б.Фанталовой 69
2.2.4. Методика многофакторного исследования личности
Р. Кеттелла (№187) 71
2.2.5. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири 72
2.2.6. Методика диагностики предрасположенности личности
к конфликтному поведению К.Томаса 73
2.2.7. Методика диагностики уровня субъективного контроля Дж.Роттера 73
2.3. Математико-статистические методы обработки результатов исследования 74

3
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 76
3.1. Результаты исследования ценностных предпочтений испытуемых с согласованной структурой ценностей 76
3.2. Результаты исследования ценностных предпочтений испытуемых
с рассогласованной структурой ценностей 85
3.3. Сравнительно-сопоставительный анализ культурных и социальных ценностей испытуемых с согласованной и рассогласованной структурой ценностей 98
3.4. Результаты исследования эффектов и взаимодействий ценностного
и регионального факторов 114
3.4.1.Эффекты согласованности ценностей 114
3.4.2.Эффекты регионального фактора 124
3.4.3. Взаимодействие ценностного и регионального факторов 125
3.5. Сравнительно-сопоставительный анализ поведенческих паттернов респондентов с согласованной/рассогласованной структурами ценностей 130 ВЫВОДЫ 141 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 144 ПРИЛОЖЕНИЯ 160



Актуальность. Проблема изучения ценностей является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Несмотря на огромное количество работ, понимание ценностей - их природы, функций, социальных и культурных аспектов, особенностей проявления в различных сферах жизнедеятельности человека и в его отношениях с другими людьми - нуждается в дальнейшем изучении и осмыслении.
До сих пор в психологии нет единого мнения относительно того, что такое ценность. Существует несколько подходов к пониманию ценностей: ценность как атрибут абстрактного ценного (С. Л .Рубинштейн, 2001) и ценность как атрибут конкретного объекта и явления (М.И.Бобнева, 1978,
B. М.Бызова, 1998, Н.М.Лебедева, 2000, Д.А.Леонтьев, 1999, Б.Ф.Братусь,
2002, N.T.Feather, 1995, M.Rokeach, 1968, S.H.Schwartz, A.Bardi, 2001); ценность как надындивидуальная реальность (И.А.Джидарьян, 2001,
C. Л.Рубинштейн, 2001) и ценность, одновременно, и как надындивидуальная реальность, и как первичное аффективно-смысловое образование, и как индивидуально-психологическое образование (Т.М.Буякас, О.Г.Зевина, 1997, М.И.Бобнева, 1978, В.М.Бызова, 1998, Н.М.Лебедева, 2000, Д.А.Леонтьев, 1999, M.Rokeach, 1968, S.H. Schwartz, 2001); ценность как механизм социального контроля (В.А.Бодров, Г.В. Ложкин, А.Н.Плющ, 2001, Ю.А.Гаюрова, 2002, N.T.Feather, 1995, M.Rokeach, 1968), как мотивирующая структура личности (А.Г.Асмолов, 2002, В.М.Бызова, 1998, Е.Ю.Пятаева, 1983, Н.М.Лебедева, 2000, Д.А.Леонтьев, 1997, S.H.Schwartz, 2001), ценность как источник и носитель личностно-значимых смыслов (Г.Л.Будинайте, Т.В.Корнилова, 1993, Д.А.Леонтьев, 1999). В литературе имеются данные о ценностных ориентациях как опосредующем звене в интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, 1986, Н.А.Кирилова, 2000).

5
Современные психологи, обращаются к проблеме смыслопорождающей, смыслообразующей активности, которая определяется ценностной направленностью личности (А.А.Волочков, 2004, 2005); к проблеме формирования и развития ценностных ориентаций, рассматривая их как компонент структуры личности, характеризующий направленность и содержание активности индивида, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам (А.В.Серый, 1996, 1998; М.С.Яницкий, 1997, 1998,).
Особую остроту сегодня приобретает изучение проблемы согласования/рассогласования социальных и культурных ценностей личности в поликультурной среде, обусловленная рядом причин: интенсификация межэтнических контактов (экономические и образовательные миграции), переселение сельских жителей в города, а также кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества, влекущие за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей (А.Г.Здравомыслов, 1996, Н.М. Лебедева, 1999, Д.А.Леонтьев, 2002, А.В.Сухарев, 2002). Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании современной молодежи (Г.М.Андреева, 1998, Г.У.Солдатова, 2002, Т.Г.Стефаненко, 2004, Н.М. Лебедева, 1999, 2000, 2001,
2003, 2005, А.В.Сухарев, 2002, 2003, 2005, В.Ю.Хотинец, 2002, 2004). В психологии нет единого мнения по поводу понимания сущности согласованности (рассогласования/согласования) ценностей. В меньшей степени изучено рассогласование/согласование ценностей с включением социальных и культурных компонентов. Не изучена регулирующая функция данного явления в поведенческой сфере.
Попытка восполнить обозначенные пробелы в области исследований обусловленности поведения согласованностью социальных и культурных ценностей личности определяет актуальность настоящей работы.

6
Объект исследования: ценностно-мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: согласованность (рассогласование/ согласование) социальных и культурных ценностей в регуляции поведения представителей удмуртского этноса.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что приобщение к иной социокультурной среде приводит к рассогласованию между культурными и социальными ценностями в ценностно-мотивационной сфере личности, обусловливающему поведение этнических субъектов.
Основная гипотеза конкретизируется в ряде частных гипотез:
1) рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей) и внутренних вакуумах (состояние внутренней опустошенности, снижение побуждений).
2) рассогласование/cогласование социальных и культурных ценностей приводит к изменениям в поведенческой сфере личности (оказывает эффекты на поведенческие паттерны).
3) согласованность социальных и культурных ценностей обусловливает поведение личности, характеризующееся противоречивостью и дезадаптивностью проявлений при рассогласовании ценностей; не противоречивостью и адаптивностью поведенческих проявлений при согласовании ценностей.
Цель исследования: изучение рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей и их проявление в поведенческой сфере личности.
Данная цель определила следующие задачи исследования:
1. Исследовать социальные и культурные ценности представителей удмуртского этноса (городской, сельской молодежи, молодежи приехавшей из сельской местности в город);

7
2. Провести сравнительно-сопоставительный анализ социальных ценностей и базовых ценностей культуры представителей удмуртской этногруппы с учетом регионального признака;
3. Выявить рассогласованную/согласованную структуру социальных и культурных ценностей у представителей удмуртского этноса (городской, сельской молодежи, молодежи приехавшей из сельской местности в город);
4. Исследовать характер и степень расхождения между «ценным» и «доступным» в основных жизненных сферах у респондентов с согласованной и рассогласованной структурой социальных и культурных ценностей;
5. Определить эффекты рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей на поведенческие паттерны;
6. Выявить обусловленность поведения рассогласованием/ согласованием социальных и культурных ценностей представителей удмуртской этногруппы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
- общепсихологическая теория деятельности, представленная субъектно-деятельностной концепцией С. Л .Рубинштейна (принцип единства сознания и деятельности, принцип субъектности), деятельностной психологической теорией А.Н.Леонтьева;
- культурно-историческая теория Л.С.Выготского (принцип культурного опосредствования психики, поведения, сознания);
- концепция ценностей и личностных смыслов А.Н.Леонтьева, Д.А.Леонтьева;
- концепция метаиндивидуального этнического мира В.Ю.Хотинец.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлена структура базового ядра ценностей личности при рассогласовании социальных и культурных ценностей, которая характеризуется противоречивостью ценностно-мотивационных блоков, отличается в большей степени преобладанием ценностей индивидуальных предпочтений,

8
отвержением ценностей социальной направленности и культурных традиций, а также характеризуется противоречивостью в значимости идентичных социальных и культурных ценностей. Впервые обнаружено, что рассогласование ценностей приводит к изменению поведения этнических субъектов, характеризующегося противоречивостью поведенческих паттернов и дизъюнктивностью проявлений.
Теоретическое значение работы заключается в обогащении теоретических знаний по проблеме рассогласования/согласования социальных и культурных ценностей: уточнено определение рассогласования ценностей, выделены показатели, структура рассогласования/согласования ценностей. Установлено, что приобщение к иной социокультурной среде приводит к рассогласованию между культурными и социальными ценностями у представителей удмуртского этноса. Обнаружено, что рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах и внутренних вакуумах, связанных с недоступностью реализации значимых жизненных сфер в новых условиях. Выявлена регулирующая функция рассогласования/согласования ценностей в поведенческой сфере этнических субъектов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Полученные результаты позволили сформулировать следующие основные выводы.
1. Приобщение к иной социокультурной среде характеризуется трансформацией базовых культурных ценностей - заменой их ценностями социума и приводит к рассогласованиям между культурными и социальными ценностями в ценностно-мотивационной сфере личности. Согласованность социальных и культурных ценностей представляет собой континуум от рассогласования до согласования ценностей, в котором рассогласование ценностей проявляется через расхождение по значимости идентичных социальных и культурных ценностей, представленных в базовом ядре ценностей личности. Согласование ценностей характеризуется совпадением по значимости идентичных ценностей в системе ценностей культуры и ценностей социума.
2. Выявлено базовое ядро ценностей личности при рассогласовании и согласовании социальных и культурных ценностей. Базовое ядро ценностей личности при рассогласовании социальных и культурных ценностей отличается в большей степени преобладанием ценностей индивидуальных предпочтений, отвержением ценностей социальной направленности и культурных традиций.
3. Установлено, что рассогласованная структура ценностей испытуемых, приобщающихся к иной социокультурной среде, представлена одновременно ценностями противоречивых мотивационных блоков: Сохранение (Безопасность, Конформность, Традиция) и Изменение (Стимулирование, Саморегуляция), выражающих явную оппозицию между ценностями автономии взглядов и действий индивида и ценностями сохранения традиций, поддержания стабильности общества; Самоопределение (Универсализм, Благожелательность) и Самовозвышение (Власть, Достижение, Гедонизм), выражающих оппозицию между заботой о благе других и стремлением к

142
доминированию над другими. У испытуемых с согласованной структурой социальных и культурных ценностей выявленные противоречия отсутствуют.
4. Обнаружено, что рассогласование социальных и культурных ценностей выражается во внутренних конфликтах (ощущение невозможности достижения значимых ценностей в новых социокультурных условиях) и внутренних вакуумах (ощущение избыточности возможностей достижения незначимых ценностей, состояние внутренней опустошенности, снижение побуждений). Выявленные рассогласования между «ценным» и «доступным» в сторону внутреннего конфликта относятся к культурным ценностям как жизненным принципам и социальным терминальным ценностям - целевым ценностям, выражающим важнейшие смыслы жизни людей. Рассогласования между «ценным» и «доступным» в сторону внутренних вакуумов относятся к культурным ценностям как жизненным принципам и социальным инструментальным ценностям, выражающим предпочтительные с личной и общественной точек зрения способы действия и поведения. Таким образом, рассогласование социальных и культурных ценностей в большей степени затрагивает целевые ценности личности, выражающие ее жизненные принципы, смыслы, которые обусловливают модели поведения.
5. Обнаружено, что согласованность социальных и культурных ценностей приводит к изменениям в поведенческой сфере и выполняет регулирующую функцию в поведении этнических субъектов. Рассогласование социальных и культурных ценностей испытуемых, приобщающихся к иной социокультурной среде, оказывает эффекты на поведенческие паттерны, отличающиеся дизъюнктивными проявлениями: подозрительностью, тревожностью, доминантностью, соперничеством; заниженной нормативностью поведения, завышенной социальной сопротивляемостью. Фактор приобщения к иной социокультурной среде приводит к повышению нонконформизма. Рассогласование социальных и культурных ценностей в

143
ходе приобщения к иной социокультурной среде приводит к снижению социальной смелости: социальной активности и социального взаимодействия.
6. Выявлено, что для испытуемых с рассогласованием социальных и культурных ценностей характерны как типичные этнопсихологические особенности, так и активностные психологические свойства, востребованные современным обществом. При этом обнаружены поведенческие паттерны, отличающиеся противоречивостью (доминантность и дружелюбие, независимость и сознательная конформность, сотрудничество и соперничество, уверенность и тревожность), а также дезадаптивностью (тревожность, подозрительность, несогласие с общепринятыми нормами) и адаптивностью проявлений (активность, общительность, дружелюбие, гибкость). Для испытуемых с согласованной структурой социальных и культурных ценностей характерны устойчивые этнопсихологические особенности с адаптивностью поведенческих проявлений (нормативность поведения, уверенность в себе, энергичность, способность уступать и подчиняться, сотрудничество). Рассогласование как противоречие в ценностно-мотивационной сфере личности выступает в качестве движущей силы развития самой ценностно-мотивационной сферы, обусловливающей в дальнейшем поведение личности. Таким образом, полагаем, что рассогласование/согласование социальных и культурных ценностей является механизмом регуляции поведения этнических субъектов.



1. Абишева А. К. О понятии ценность //Вопр. филос. 2002. № 3. С. 139 -
146.
2. Абульханова-Славская К. А. Личность в процессе деятельности и общения//Психология личности: Хрестоматия. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2002. Т. 2. С. 301—330.
3. Абульханова-Славская К. А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других //Психол. журн. 2001. Т. 22. № 5. С. 38—47.
4. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. Самара - Москва, 2000. - 336 с.
5. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Издательство «Речь», 2003. - 296 с.
6. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 5. С. 63-70.
7. Алишев Б.С. Ценностное многообразие и ценностная унификация в развитии культуры.//Реалии и перспективы психологической науки и практики в Российском обществе. Материалы Всероссийской науч.- практ. конф. Набережные Челны, 2005. С. 94-97.
8. Ананьев Б.Г. Избранные труды: В 2-х т., Т. 1. М., 1980. - 232 с.
9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. - 232 с.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. - 338 с.
11. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988. - 432 с.
12. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л.М. Многообразие культурной жизни народов СССР. М., 1987. - 281 с.
13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. - 104 с.

145
14. Асмолов А. Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования //Вопр. психол. 1986. № 1. С. 28 - 40.
15. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. - 463с.
16. Асмолов А.Г. Культурноисторическая психология и конструирование миров. М., 1996. - 278с.
17. Балева М.В. Полимодальное Я: этнический и кросскультурный аспекты (на материале удмуртских и русских студентов): Автореф. дисс. ...канд. психол. наук. Пермь, 2004.
18. Басина Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1986.
19. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000. - 185с.
20. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. - 312 с.
21. Бодров В.А., Ложкин Г.В., Плющ А.Н. Нелинейная модель мотивационной сферы личности//Психол. журн. 2001. Т. 22. №2. С. 90¬
100.
22. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. - 60 с.
23. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система// Психол. журн. 1999. Т. 20. №5. С. 38-44.
24. Будалина Е.Е. Психологическая адаптация к иной социокультурной среде (на материале исследования удмуртского и коми-пермяцкого этносов): Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Пермь, 2004.
25. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта // Вопр. психол. 1993. Т.14. № 5. С. 99-105.

146
26. Буякас Т.М., Зевина О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей - культурных символов - в индивидуальном сознании// Вопр. психол. 1997. Т.18. № 5. С. 44-50.
27. Бызова В. М. Жизненные ценности молодежи Республики Коми на рубеже веков: кросскультурный аспект // Психол. журн. 2002. №1. С. 101-112.
28. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
29. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. М., Смысл, 1999. - 378с.
30. Владимирова Е. К. Исследование ценностных ориентаций личности//Вопр. психол. 2001. №4. С.131-133.
31. Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психол. журн. 2004. №2. С. 17-26.
32. Волочков А. А., Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности и смыслообразующая активность // Полисистемное исследование индивидуальности человека/ Под ред. Б.А.Вяткина. М., 2005. - 384с.
33. Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 2000. - 384 с.
34. Выготский Л. С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
35. Выскочил А. П. Кросс-культурное исследование взаимосвязи этнической идентичности и этнической толерантности в северо¬западной части Башкирии //Идентичность и толерантность: Сб. статей /Отв. ред.Н. М. Лебедева. М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 2002. С. 88—148.
36. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. - 179с.

147
37. Гаюрова Ю.А. Культурные ценности как детерминанты межэтнической толерантности-интолерантности//Идентичность и толерантность: Сб. статей/Отв. ред: Н.М.Лебедева. М., 2002. - 416с.
38. Генисаретский О.И. Художественные ценности в структуре образа жизни и окружающей среды//Общие проблемы искусства. М., 1985. - 24с.
39. Гинзбург М. Г. Психологическое содержание личностного самоопределения//Вопр. психол. 1994. № 3. С. 43—52.
40. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности//Психология личности в трудах отечественных психологов. М., 2001. С. 256 - 269.
41. Гриценко В. В. Влияние культурных различий на адаптацию русских переселенцев из стран ближнего зарубежья в Россию // Психол журн. 2000. № 1. С. 78-86.
42. Гриценко В. В. Молодое поколение вынужденных переселенцев: восприятие агрессивного воздействия наркогенной субкультуры // Психол. журн. 2003. №4. С. 19-28.
43. Гудачек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. - М., 1989. С. 102-109.
44. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1989. 463 с.
45. Данилова А. Г., Матвеева Л. В. Особенности восприятия телевизионной рекламы, выполненной в различных культурных традициях // Психол. журн. 2000. №4. С. 98-106.
46. Данилова А.Г. Возможности исследования ценностных ориентаций в исторических обществах// Вопр. психол. 2002. №3. С. 52-67.
47. Данилова А. Г. Кросскультурный аспект категориальной структуры ценностных ориентаций на материале исторических текстов // Психол. журн. 2005. Т. 26. №1. С. 46-55.

148
48. Джидарьян И. А. Счастье в представлениях обыденного сознания // Психол. журн. 2000. №2. С. 40-49.
49. Джидарьян И. А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб.:Алетейя, 2001. 242 с.
50. Дильтей Описательная психология. Спб., 1995. - 160с.
51. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978. - 272 с.
52. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Совет. педагогика. 1974. №5. С. 67-76.
53. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. - 128 с.
54. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценностей и марксистская философия. М., 1967. С. 44-45.
55. Дробницкий О.Г. Ценность//Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 478-479.
56. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002. - 336с.
57. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решения. Социально-психологический подход к проблеме //Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. - 347 с.
58. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. - 222 с.
59. Здравомыслов А. Г. Межэтнические конфликты в постсоветском пространстве. М.: Аспект Пресс, 1996. - 286 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ