Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Укрепление бюджетного потенциала муниципальных образований

Работа №7459

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы228стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
659
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Методологические основы бюджетного федерализма в свете проблем местного самоуправления 11
1.1. Роль бюджетных ресурсов в системе управления развитием территории 11
1.2. Основные методологические аспекты бюджетного федерализма... .20
1.3. Взаимодействие федеральных, региональных и местных органов власти: зарубежный опыт 34
Глава 2. Местное самоуправление в бюджетной системе России 53
2.1. Этапы эволюции бюджетного федерализма в Российской Федерации 53
2.2. Основные аспекты формирования бюджетов местного самоуправления 62
2.3. Законодательное обеспечение формирования финансовой
базы местного самоуправления 68
2.4. Методика оценки структуры, устойчивости местных бюджетов
и эффективности субфедеральной бюджетной политики 93
Глава 3. Анализ качественных характеристик местных бюджетов и оценка бюджетной политики в Новосибирской области 100
3.1. Особенности формирования доходов и структуры расходов бюджетов территорий 100
3.2. Анализ бюджетных коэффициентов муниципалитетов региона 109
3.3. Оценка субфедеральной бюджетной политики и ее влияния на стимулы экономического развития территорий 116
3.4. Актуальные направления совершенствования бюджетно-нало¬говых отношений в части увеличения наполняемости местных бюджетов 125
Заключение 140
Библиография 148
Приложение 170



Актуальность темы исследования. Одной из особенностей государственного устройства на принципах федерализма является многоуровневое построение бюджетной системы. Бюджетная система страны является производной от ее административно-территориального устройства. За годы реформ в Российской Федерации произошли существенные изменения как в административно-территориальном устройстве, так и в бюджетной системе. Если взаимоотношения между центром и субъектами Федерации в настоящий момент законодательно урегулированы достаточно четко, то в отношениях между регионами и муниципальными образованиями существует множество нерешенных проблем, связанных, в первую очередь, с недостаточной проработанностью нормативно-правовых актов, регулирующих данный круг вопросов. На низовом уровне существует большое разнообразие и в организации местных органов власти, и в наделении их денежными фондами.
В настоящее время государственное бюджетное регулирование ориентировано главным образом на сбалансирование лишь федерального бюджета. При этом усиливается централизация доходов на федеральном уровне в ущерб региональному и особенно местному. В то же время местные бюджеты - это базовый уровень бюджетной системы, концентрирующий большую часть социально значимых расходов. Проблема реформирования межбюджетных отношений внутри субъектов Федерации приобрела особую остроту.
В этой связи разработка комплексного инструментария оценки структуры и устойчивости субфедеральных бюджетов, анализа влияния субфедеральных межбюджетных потоков на развитие территорий, предпринятая в настоящей работе, представляется актуальной.
Степень разработки проблемы. Научные аспекты диссертационного исследования формировались на основе изучения и анализа работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных проблемам значимости бюджетных ресурсов в системе финансовых ресурсов территорий, бюджетного федерализма, роли средств межбюджетного регулирования в формировании доходов и расходов территорий, важности института местного самоуправления в обеспечении стабильного функционирования государства, законодательного обеспечения функционирования органов местного самоуправления.
Важному значению бюджетных ресурсов в системе финансовых ресурсов территорий посвящены работы В. Горегляда, А.Г. Гранберга, В.И. Клисторина, А.М. Лаврова, А.С. Маршаловой, П.А. Минакира, А.С. Новоселова, В.В. Рудько-Селиванова, В.В. Савалея, В.Е. Селиверстова, Р.И. Шнипера и др.
Теоретические аспекты бюджетного федерализма и проблемы совершенствования взаимодействия различных уровней власти рассматриваются в работах П. Кадочникова, В.И. Клисторина, В.Н. Лексина, С. Синельникова- Мурылева, И.В. Трунина, А.Н. Швецова, Л.И. Якобсона и др.
Роль средств межбюджетного регулирования в формировании доходов и расходов территорий Российской Федерации находит отражение в работах К.Ю. Багратуни, О. Богачевой, Е. Бухвальда, Е.В. Бушмина, А.Г. Игудина, А.М. Лаврова, К.Э. Лайкама, В.Н. Лексина, А.К. Ляско, Н.С. Максимовой, В.Г. Пан¬скова, Г.Б. Поляка, Л.И. Прониной, О.С. Пчелинцева, И.А. Пыховой, В.Е. Сели¬верстова, С.А. Суспицына, А.В. Улюкаева, В.Б. Христенко, А.Н. Швецова и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Важным направлением регулирования регионального развития является бюджетная политика, эффективное проведение которой обеспечивает рост объемов финансовых поступлений, направляемых на цели социально- экономического развития регионов. Превращение сложившейся бюджетной системы России в целостную, взаимосогласованную и сбалансированную по бюджетным ресурсам и межбюджетным потокам систему требует решения ряда важных проблем, для поиска путей решения которых представляется полезным изучение накопленного опыта других стран в области проведения бюджетной политики.
Проанализированы модели бюджетного федерализма и выявлены их достоинства в контексте возможного использования в российских условиях. Обоснована необходимость четкого разграничения бюджетных полномочий между всеми уровнями власти при условии их относительной самостоятельности и обязательного обеспечения полномочий адекватными финансовыми ресурсами. Показано, что распределение доходных источников, в том числе и финансовой помощи из вышестоящего бюджета, должно осуществляться с учетом нормативных расходов и налогового потенциала территорий. Важным инструментом в обеспечении сбалансированности и самостоятельности бюджетов в долго¬срочном аспекте являются налоговые методы, причем и региональный и местный уровни власти должны располагать, по крайней мере, одним крупным налогом, который должен полностью находится в их распоряжении.
Показано, что в условиях России было бы целесообразно ряд федеральных налогов (например, налог на прибыль и подоходный) разделять между уровнями бюджетной системы с использованием метода достраивания ставок, либо стабильных нормативов, тогда как ряд других (например, НДС, акцизы) - зачислять в федеральный бюджет с последующим частичным перераспределением между территориями в рамках установленных схем выравнивания.
2. Дана оценка предлагаемых Правительством РФ изменений системы бюджетно-налоговых отношений. Стержнем данных изменений является концентрация налоговых доходов на федеральном уровне и использование их, в первую очередь, для обслуживания государственного долга. Показано, что это приводит не только к сохранению, но и к еще большему усугублению проблемы перемещения социальных расходов на региональный и, особенно, местный уровни без надлежащего финансового покрытия. Остается необеспеченной бюджетная самостоятельность регионов и муниципалитетов, не решаются проблемы, возникающие в связи с необходимостью выделения различных типов муниципальных образований, а также нерационального расщепления федеральных налогов, при котором абсолютное большинство субъектов РФ относится к нуждающимся в финансовой поддержке.
Выявлено, что в настоящее время отсутствует четкое разграничение налогового регулирования между бюджетным и налоговым законодательством и его закрепление в Налоговом кодексе. Представляется, что межбюджетное распре-деление налоговых доходов целесообразно установить в Бюджетном кодексе. Показано, что сохранение практики формирования межбюджетных отношений на основе ежегодного пересмотра размеров поступлений большинства налогов в соответствии с Законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, наносит ущерб формированию стимулов территории к наращиванию и эффективному использованию их налогового потенциала. Развитие межбюджетных отношений в части местных бюджетов должно быть ориентировано на формирование прочной финансовой базы, определяемой законодательством, закрепляющим правовые гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления.
Обоснована необходимость распределения налогов по нисходящей линии при условии закрепления за каждым уровнем власти своих налоговых доходов. При этом деление налогов на федеральные, региональные и местные не должно предполагать их автоматического зачисления в бюджет соответствующего уровня во избежание чрезмерных перекосов в доходной обеспеченности региональных и, особенно, местных бюджетов.
3. В работе предложена методика оценки состояния бюджетов и межбюджетных потоков, которая базируется на использовании методов горизонтального, вертикального, трендового и факторного анализа.


1. Абдулатипов Р. Поиск перспектив российского федерализма. // Федерализм. -2001,-№4.-С. 17-32.
2. Алимурзаев Г., Хижняков В. Новые доктринальные подходы к межбюджетным отношениям и бюджетная политика федерального Правительства. // Российский экономический журнал. - 2001. - № 9. - С. 17-
25.
3. Андреев А.Г. Современные проблемы взаимоотношений бюджетов в Российской Федерации. // Федерализм. - 2001. - № 1. - С.43-66.
4. Аронова Г.Б. Из опыта определения трансфертов местным бюджетам. // Финансы. - 2000. - № 7. - С.23-25.
5. Артемьева С.С. Реформирование межбюджетных отношений в регионе. // Финансы. - 2002. - № 3. - С.19-21.
6. Ассекритов С., Широбокова В. Межбюджетные отношения: проблемы и подходы к их решению. // Экономист. - 2001. - № 1. - С. 57 - 65.
7. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора: Учебник. / Пер. с англ. под ред. Л.Л. Любимова. - М.: Аспект Пресс, 1995. - 832 с.
8. Бабун В. Бездотационный местный бюджет: фантазия или реальность? // Муниципальная политика. Информационный бюллетень Комиссии по муниципальной политике Бюро ЦС Объединения «Яблоко». 2001. - № 8-9. С. 19-25.
9. Багратуни К.Ю. Регулирование межбюджетных отношений в странах с федеративным государственным устройством. // Проблемы прогнозирования. - 2003. - № 1. - С.88-95.
Ю.Бакша Н.В., Гамукин В.В., Свинцова А.П. Аспекты бюджета: императивный, экономический, финансовый, налоговый, расходный, социальный. - М.: Издательство ИПО Профиздат, 2001. 416 с.

155
11. Барский А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления. // Вопросы экономики. - 1999. - № 3. - С.33-41.
12. Беденков А.Р. Методы оценки региональной экономической и социальной асимметрии. // Региональная социально-экономическая асимметрия и механизмы ее выравнивания. Материалы межведомственного семинара. М.: Инсан, 1998. С.41-48.
13. Беляев Ю.А. Финансовая хроника. // Финансы. - 2001. - № 12. - С.72-74.
14. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления. // Финансы. - 1997. -№11.
- С.10-12.
15. Берг О. О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года. // Вопросы экономики. - 2002. - № 5. - С.144-152.
16. Берсенева Л.П. Финансовые проблемы региона. // Финансы. - 1999. - № 10. - С.11-13.
17. Богачева О. Бюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации. // Регион: экономика и социология. - 1999. - №1. - С.38-58.
18. Болотин В.В. О минимальных муниципальных бюджетах. // Финансы. -
2001. - № 7. - С.12-14.
19. Бухвальд Е. Альтернативы российской модели бюджетного федерализма. // Федерализм. - 2001. - № 3. - С. 143-166.
20. Бухвальд Е., Игудин А. Межбюджетные отношения: текущее состояние и основные тенденции развития. // Федерализм. - 2002. - № 2. - С. 143-162.
21. Бухвальд Е., Фролова М. Межбюджетные отношения в субъекте Федерации: время ответственных преобразований. // Федерализм. - 2003. - № 1. - С. 173- 200.
22. Бушмин Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу. // Финансы. - 2000. - № 6. - С.4-8.
*

156
23. Бушмин Е.В. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов. // Вопросы экономики. - 2003. - № 5. - С.42-49.
24. Бюджетный федерализм в России: проблемы, теория, опыт. / Под редакцией Главацкой Н, Трунина И. - М., 2001. - 453 с.
25. Введена новая ставка налога на прибыль. // Муниципальная политика. Информационный бюллетень Комиссии по муниципальной политике Бюро ЦС Объединения «Яблоко». 2001. - № 6-7. С. 13-15.
26. Велихов JI. Основы городского хозяйства. M.-JI.: Госиздат, 1928, 468 с.
27. Вишневский Б. Сами мы - местные. // Муниципальная политика. Информационный бюллетень Российской демократической партии «Яблоко». - 2003. - № 1-2. - С.17-19.
28. Вишневский Б. Что несет гражданам России муниципальная реформа. // Новая газета. - 2002. - 22 августа.
29. Войцеховский В.К. Долги за все, всем и без конца.// Российская Федерация сегодня. - 2001. - № 13. - С.32-33.
30. Волков А.А. Реализация территориального интереса в бюджетном федерализме. // Финансы. - 2001. - № 9. - С.7-9.
31. Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 176 с.
32. Гамсахурдиа Т. Международный опыт межбюджетных отношений. // Общество и экономика. - 2002. - № 5. - С. 142-147.
33. Глазырин М. Муниципальный производственно-социальный комплекс и механизмы его саморазвития. // Экономист. - 2002. - № 2. - С.68-74.
34. Глазырин М. Экономическая модель местного самоуправления. // Экономист. - 1999. - № 11. - С.66-74.
35. Глазырин М., Королев В. Механизмы использования потенциала саморазвития муниципальных образований. // Экономист. - 2000. - № 7. - С.53-60.
т

157
36. Горегляд В. Бюджетная система и экономический потенциал страны. // Вопросы экономики. - 2002а. - № 4. - С.67-77.
37. Горегляд В. Формирование современной модели бюджетного федерализма в России: вопросы методологии. // Федерализм. - 2002b. - № 1. - С.61-84.
38. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики. // Экономист. -2000.-№5.-С.53-60.
39. «Государство должно брать на себя только те обязательства, которые способно реально исполнить». // Коммерсант. - 2003. - № 3 (14 января.).
40. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 495 с.
41. Гранберг А.Г. Актуальные проблемы регионального развития и региональной политики. // В сб.: Социально-экономические реформы: региональный аспект. Материалы Третьей Российской научно-практической конференции. - Вологда: Вологодский научно-координационный центр ЦЭМИ РАН, 2002. - С. 19-23.
42. Гранберг А., Зайцева Ю. Производство и использование валового регионального продукта: межрегиональные сопоставления. Статья 2. Корректировки ВРП с учетом территориальных различий покупательной способности денег. // Российский экономический журнал. - 2002. - № 11-12.
- С.48-70.
43. Гришин В.И. Фактор стабилизации экономического и социального положения в регионах. // Финансы. - 2001. - № 8. - С.3-5.
44. Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Бюджетная реформа: взгляд с позиции региона. // Финансы. - 2001. - № 8. - С.8-10.
45. Дейкин А. Межбюджетные отношения за рубежом. Американская модель. // Российская Федерация сегодня. - 2002. - № 3. - С.34-36.
46. Диков А.О. Налог с продаж: особенности применения. // Финансы. - 2002. - № 10. - С.46-51.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ