Введение 3
Глава I. Технология индивидуализации обучения англоязычному языковому материалу учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни 7
1.1. Формирование языковой компетенции как задача обучения английскому
языку 7
1.2 Условия обучения учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок
жизни 12
1.3 Способы индивидуализации обучения учащихся с заболеваниями,
ограничивающими срок жизни 18
1.3.1 Характеристика внутренних ресурсов индивидуализации обучения
учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни 20
1.3.2 Характеристика внешних ресурсов индивидуализации обучения
учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни 23
Выводы по главе I 28
Глава II. Индивидуализация обучения англоязычному языковому материалу учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни 30
11.1. Анализ учебно-методического комплекса и требований примерной
основной образовательной программы основного общего образования к уровню обученности 30
11.2. Отбор языкового материала с учетом ведущего типа восприятия и стиля
учения обучающихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни 40
11.3. Комплекс упражнений для обучения иноязычному языковому
материалу учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни 51
Выводы по главе II 69
Заключение 71
Библиография 73
Приложение
Данное исследование посвящено проблеме индивидуализации обучения иноязычному языковому материалу, что отражает современные тенденции развития образования в Российской Федерации и мире. Введение Федерального государственного образовательного стандарта подразумевает применение индивидуального подхода и личностно-ориентированной педагогики в формировании иноязычной языковой компетентности у учащихся, а также предполагает равенство прав на получение образования у нейротипичных детей и у детей, имеющих некоторые отклонения в физиологическом или психическом развитии.
Предстоящее введение обязательного единого государственного экзамена по английскому языку увеличивает потребность учащихся в качественном обучении иностранному языку и повышает мотивацию к учению. Необходимость успешной сдачи итоговых экзаменов стимулирует учащихся независимо от состояния здоровья к более эффективному изучению иноязычного языкового материала и способов его применения в речевой деятельности.
Обучение иноязычному языковому материалу учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни, представляет собой малоизученную сферу, которая требует определения приоритетных методов и приемов работы, составления диагностических анкет и опросников, адаптированных комплексов упражнений. Необходимо научно обосновать способы организации образовательного процесса, методы адаптации учебно-методических комплексов, применяемых в обучении английскому языку, а также создать новые комплексы упражнений, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, принадлежащих к указанной группе.
Таким образом, актуальность данного исследования определяют:
- высокая потребность в изучении иноязычного языкового материала у учащихся основной школы;
- необходимость в индивидуализации обучения иностранным языкам;
Предмет исследования - технология индивидуализации обучения иноязычному языковому материалу учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни.
Цель исследования - научное обоснование и разработка алгоритма индивидуализации обучения иноязычному языковому материалу учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни и составление комплексов упражнений для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков.
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить формирование языковой компетенции как задачу обучения иностранному языку в основной школе;
2. Проанализировать условия обучения учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни, учитывая трудности, с которыми они могут столкнуться при изучении иностранного языка;
3. Определить способы индивидуализации обучения иноязычному языковому материалу учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни;
4. Рассмотреть требования нормативных документов к результатам обучения иностранному языку в основной школе и соотнести их с содержанием учебно-методических комплексов, рекомендованных к использованию на данном уровне изучения иностранного языка;
5. Разработать алгоритм выявления индивидуальных особенностей учащихся, оказывающих влияние на познание, и описать приемы адаптации учебно-методических комплексов в соответствии с потребностями школьников;
6. Предложить комплексы упражнений для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков как компонентов языковой компетенции у учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- анализ учебно-методического комплекса, рекомендованного для обучения иноязычному языковому материалу в основной школе;
- наблюдение процесса обучения иноязычному языковому материалу в общеобразовательной школе;
- наблюдение за детьми, имеющими заболевания, ограничивающие срок жизни, с целью выявления их психологических и физиологических особенностей;
- изучение нормативных документов и обобщение полученных данных.
При изучении теоретических положений, на которых основана методика формирования языковой компетентности учащихся, нами было выведено уточненное определение понятия «индивидуализация обучения», а также предложена классификация внутренних и внешних ресурсов индивидуализации обучения иностранному языку учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни. Описание физиологических и психологических трудностей, с которыми могут столкнуться такие школьники, позволило определить основные направления работы учителя по созданию положительного эмоционального фона на занятии и по поддержанию мотивации учения у школьника.
В ходе выполнения задач, определенных во введении, были всесторонне изучены условия обучения и предложены анкетирование и тестирования для определения интересов и мотивации учащихся, их ведущего типа восприятия и стиля учения. На основании указанных исследований мы предлагаем выделить 12 типов учащихся, каждый из которых обладает уникальным набором качеств, которые влияют на процесс обучения и могут быть учтены учителем в процессе подготовки и проведения уроков. Это позволило разработать три комплекса упражнений для работы над фонетическими, лексическими и грамматическими навыками, которые содержат методические рекомендации, касающиеся выбранных типов упражнений, форм работы и поведения учителя. Предложенные комплексы упражнений составлены с соблюдением методических принципов обучения иностранному языку и требований примерной основной образовательной программы основного общего образования, а также с учетом выявленных нами особенностей психики и физиологии учащихся с заболеваниями, ограничивающими срок жизни.
При разработке комплексов упражнений в качестве основы были использованы материалы УМК «Звездный английский» ("Starlight") (К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова, Р. П. Мильруд, В. Эванс) для седьмого класса. Во время анализа данного УМК было выяснено, что он имеет потенциал для адаптации и дальнейшего использования в ходе обучения особых детей иностранному языку, а именно при формировании их языковой компетенции.
Таким образом можно заключить, что цель написания работы достигнута и в дальнейшем необходимо проверить эффективность предложенных комплексов упражнений, чтобы иметь возможность его скорректировать и улучшить. Подводя итоги проделанной работы, мы пришли к выводу, что обучение детей с заболеваниями, ограничивающими срок жизни - малоизученная и требующая дальнейшего развития тема. Перспективами ее развития могут стать сборники методических указаний для работы с особыми детьми, адаптированные программы для УМК, используемых в основной школе, а также психологические исследования, целью которых станет выявление особенностей мотивационной и эмоционально-волевой сфер особых учащихся и способов работы с ними.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Александрова О.В. Оказание психологической помощи детям от 5 до 12 лет с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями на примере недирективной игровой терапии, центрированной на ребенке [Текст] / О.В. Александрова. - СПб.: Типография Михаила Фурсова, 2014. - 28 с.
3. Баранова К. М. Английский язык. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз./ К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2014. - 184 с.: ил. - (Звездный английский).
4. Баранова К. М. Английский язык. Книга для учителя. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. - М.: ExpressPublishing: Просвещение, 2014. - 176 с.: ил. - (Звездный английский).
5. Баранова К. М. Английский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций и шк. с углубл. изучением англ. яз. / К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др. - М.: Express Publishing: Просвещение, 2014. - 96 с.: ил. - (Звездный английский).
6. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст]: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
7. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст]: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов и др. - М.: Высш. школа, 1982. - 373 с.
8. Давыдов В. В. Российская педагогическая энциклопедия [Текст]: / В. В. Давыдов - М.: Большая рос. энцикл., 1993. -1160 с.
9. Детский хоспис Санкт-Петербурга. Обнимая жизнь. - СПб.: Типография Михаила Фурсова, 2015. - 76 с.
10. Зелинская Д.И. Паллиативная помощь детям в Российской Федерации [Текст] / Д.И. Зелинская, Е.В. Полевиченко // Хронические прогрессирующие заболевания у детей, требующие принятия медико-социальных решений (на основании опыта Санкт-Петербургского Детского хосписа) [Текст]: сборник научно-практических работ / под редакцией А.С. Симаходского, прот. Александра Ткаченко, Л.В. Эрмана. - СПб.: Типография Михаила Фурсова, 2014. - С. 7-20.
11. Крутецкий В. А. Психология[Текст]: учебник для учащихся пед. училищ / Крутецкий В. А. - М.: Просвещение, 1980. - 352 с.: ил.
12. Министерство здравоохранения Российской Федерации / Порядок оказания паллиативной медицинской помощи детям [Текст] :утвержден приказом от 14 апреля 2015 г. № 193н.
13. Министерство образования и науки Российской Федерации / Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст]: утвержден приказом от 17 декабря 2010 г. №1897.
14. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка [Текст] / Департамент современных языков Директората по образованию, культуре и спорту Совета Европы; Перевод выполнен на кафедре стилистики английского языка МГЛУ под общ. ред. проф. К. М. Ирисхановой. — М.: Изд-во МГЛУ, 2003.
15. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования[Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 224 с.
16. Примерная основная образовательная программа основного общего образования от 8 апреля 2015 г. протокол №1/15.
17. Рапацевич Е. С. Психолого-педагогический словарь[Текст] / сост. Рапацевич Е.С. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.
18. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языка в средней школе [Текст]: теоретико-практическое методическое пособие / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с. - (Библиотека учителя иностранного языка).
19. Русанова Ю.П. Основные направления социально-психологической помощи в педиатрической паллиативной службе или детском хосписе [Текст]: брошюра / Ю.П. Русанова, О.А. Шаргородская. - СПб.: Типография Михаила Фурсова, 2014. - 16 с.
20. Русанова Ю.П. Психологическое и социальное сопровождение детей в терминальных состояниях в условиях стационара медицинского учреждения [Текст]: брошюра / Ю.П. Русанова, О.А. Шаргородская. - СПб.: Типография Михаила Фурсова, 2014. - 12 с.
21. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии[Текст]: учебное пособие / Г. К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
22. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций [Текст]: пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.
23. Трубицина О. И. Методика обучения иностранному языку [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. И. Трубициной. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 384 с. - (Бакалавр. Академический курс).
24. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273 -ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный. - http://zakon-ob-obrazovanii.ru
25. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст]: учебное пособие / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 339 с.
26. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. [Текст] / М. А. Холодная - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
27. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2103 «Иностр. яз.» - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
28. Яцышин С. М. Коммуникация в паллиативной помощи детям. [Текст]: методическое пособие / С. М. Яцышин, А. В. Микляева, прот. А. Ткаченко. - СПб.: Типография Михаила Фурсова, 2016. - 80 с.
29. Price J. Palliative Care for Children and Families: An Interdisciplinary Approach [Текст] / Jayne Price, Patricia McNeilly. - Basingstoke, UK: Palgrave Macmillan, 2009 - 229 с.
30. Элитариум [Электронный ресурс]: Центр дополнительного образования - Режим доступа: свободный. - http://www.elitarium.ru/stil-obuchenie-informaciya- poznanie-put-issledovanie-opyt-problema-nablyudenie-ehksperimentirovanie- abstraktnaya-rezultat/
31. ABCya! [Электронныйресурс]: EducationalComputerGamesandAppsforKids - Режимдоступа: свободный. - http://www.abcya.com/make_a_word_search.htm
32. BrainFood [Электронныйресурс]: RealisticLateralThinkingPuzzles -
Режимдоступа: свободный. - http://www.rinkworks.com/brainfood/p/latrean.shtml
33. Let’sbuildit! English [Электронный ресурс]: Словарный тренажер - Режим доступа: свободный. - http://www.7english.ru/dictionary.php?id=2000