Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ РЕЙТИНГА СУБЪЕКТОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ

Работа №74548

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

география

Объем работы83
Год сдачи2018
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
276
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Высшее профессиональное образование в исследованиях ученых 5
Исторические этапы развития высшего профессионального образования в России 10
Система вузовского образования: понятие, особенности и структура
Роль высшего профессионального образования в социально- экономическом развитии страны 29
2 РЕЙТИНГОВЫЙ ПОДХОД В ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
Особенности образовательных рейтингов 32
Показатели, характеризующие систему вузовского образования 36
Расчет показателей высшего профессионального образования в субъектах ЦФО РФ 40
3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА РФ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 82


Актуальность исследования. Центральный Федеральный округ обладает мощной научно-интеллектуальной базой и самой высокой концентрацией научного и инженерного потенциалов в России. ЦФО характеризуется высокими темпами инновационного развития и производством наукоемкой продукции, имеет развитую систему высшего образования. По доле самостоятельных образовательных организаций ЦФО находится на первом месте и составляет 30,1%. Округ занимает первое место по доле студентов, на ЦФО приходится 30,9%.
Система высшего образования ЦФО постоянно модернизируется. Происходит реорганизация вузов и филиалов, открываются новые программы обучения, отвечающие современным требованиям, развиваются образовательные направления. Высшее образование направлено на приобретение знаний и навыков, которые закладывают основу, чтобы стать профессионалом в определенной области.
Объект исследования - субъекты Центрального Федерального округа
Предмет исследования - совокупность статистических показателей, характеризующих высшее образование в ЦФО.
В ходе исследования была поставлена цель — провести оценку развития высшего профессионального образования на основе построения рейтинга субъектов Центрального Федерального округа РФ.
Достижение поставленной цели потребовало решение ряда задач:
1. Рассмотреть теоретические подходы к изучению
2. Изучить роль высшего профессионального образования в становлении системы образования России и систему вузовского образования.
3. Исследовать рейтинговый подход в оценке социально – экономических показателей высшего профессионального образования.
4. Провести ранжирование субъектов ЦФО по показателям развития высшего профессионального образования.
Методы исследования. В процессе выполнения работы были использованы следующие методы: анализ литературы по теме исследования, сравнительный, картографический, статистический, метод рейтинговой оценки, метод компьютерной обработки данных с применением программ MS Word, MS Excel, QGIS (Quantum GIS).
Теоретической базой исследования послужили работы географов Катровского А.П., Ковалевой Н.В., экономистов Гохберга Л.М., Карпенко О.М., Меликян А.В., диссертационные исследования Краснослободцева В.П., Лукина С.Г., Першиной Т.А., Шишикина В.Г. и др.
Информационная база исследования формировалась на основе официальных данных статистических сборников и справочников федеральной службы государственной статистики, отчетов и пресс-релизов министерства образования и науки, различные научные публикации по исследуемой тематике, нормативно-правовые акты сферы образования и высшего образования РФ, справочные и официальные интернет-сайты.
Практическая и теоретическая значимость работы состоит в том, что материалы ВКР могут быть использованы органами власти при разработке стратегических планов развития системы образования, оценки показателей развития системы высшего образования по субъектам федерации.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (50 наименований). Работа содержит 81 страницу основного текста, 14 таблиц и иллюстрирована 21 рисунком (из них 13 карт). В работе имеются приложения (таблицы).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были получены следующие результаты:
1 Рассмотрены теоретические подходы к изучению высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование в трудах ученых, этапы развития высшего профессионального образования, особенности и структура системы вузовского образования, а также роль высшего образования в социально-экономическом развитии России.
2 Изучены особенности образовательных рейтингов. Обоснована система показателей для рейтингования по показателям развития образования. Выделены 11 показателей, которые объединены в 4 тематических блока: доступность образования, материальные ресурсы, кадры и результат обучения.
3 Проанализирован уровень развития высшего профессионального образования в субъектах ЦФО, получены следующие результаты:
• В ЦФО много крупных государственных вузов, всего в округе обучается 30,9% студентов страны, сосредоточено 30,1% всех российских вузов и их филиалов.
• В ЦФО приблизительно одинаковое количество бюджетных и негосударственных организаций высшего образования, но в бюджетных организациях обучается в 10 раз больше приведенного контингента студентов.
• В Москве и Московской области функционирует 54,2% организаций высшего образования ЦФО, в Москве обучается 54% студентов ЦФО, а в Московской области 6,4%.
• Головные вузы составляют чуть более половины от всех организаций высшего образования, в них обучается 90% всего приведенного контингента студентов. Более 90% филиалов ЦФО принадлежат головным вузам округа. В филиалах вузов обучается 10 % контингента студентов округа.
• Организации высшего образования расположены в 1/3 городов ЦФО. Основными центрами высшего образования являются города- миллионеры и крупнейшие города, в которых функционирует большинство крупных государственных вузов и обучается значительная часть студентов. В малых и средних городах в основном расположены негосударственные вузы и филиалы вузов.
• Самые востребованные укрупненные группы специальностей в округе -
«Науки об обществе» (38%), а также технические и инженерные специальности (28%).
4 Произведены расчеты по 11 выделенным показателям, на основе которых построен рейтинг регионов ЦФО по уровню развития высшего профессионального образования.
5 Выполнена группировка регионов Центрального Федерального округа по показателям уровня развития высшего образования, которая позволила получить следующие результаты:
• Самый высокий уровень развития высшего профессионального образования среди субъектов ЦФО достигнут в Москве, Ярославской, Орловской, Ивановской, Смоленской и Брянской обл.
• Самый высокий уровень развития высшего профессионального образования среди субъектов ЦФО наблюдается в Калужской обл.
6 В результате выполнения рейтинговой оценки были выявлены следующие особенности:
• г. Москва лидирует по таким показателям как: численность студентов на
10 тыс. населения, охват молодёжи программами ВПО, удельный вес арендованной площади в общей численности учебно-лабораторных зданий и удельный вес лиц, имеющих ученую степень доктора наук. Москва является отстающим регионом по показателю удельный веса лиц, имеющих учёную степень доктора наук.
• Московская область является самой отстающей по показателю
«Численность студентов на 10 тыс. чел.» и «Охват молодёжи программами ВПО».
• Смоленская область имеет максимальное значение по показателю «Соотношение стоимости обучения в среднем за год к годовой номинальной заработной плате", в этом регионе показатель стоимости обучения значительно выше заработной платы населения, в Рязанской области самое оптимальное соотношение стоимости обучения и заработной платы.
• Орловская область больше всего обеспечена сетью общественного питания.
• На 1 студента в Брянской области приходится наибольшее значение по показателю «учебная и учебно-вспомогательная площадь учебно- лабораторных зданий».
• Тамбовская область лидер по показателю «удельный вес лиц, имеющих учёную степень кандидата наук».
• Наибольшая доля нетрудоустроенных выпускников очной формы обучения в Тульской области. А в Белгородской области преобладает доля занятого населения с высшим образованием над безработным населением с аналогичным уровнем образования, в Рязанской области самый большой удельный вес безработных с высшим образованием.
7. Расчеты показали, что при исключении Московской области с г. Москва из анализа, соотношение большинства количественных характеристик состояния системы высшего образования ЦФО изменяется незначительно. Проведенный анализ позволил составить представление о некоторых характеристиках системы высшего образования в Центральном федеральном округе. Расширение числа анализируемых показателей позволит подробнее описать состояние системы высшего образования в ЦФО.



1. Аврус А.И. История российских университетов: Очерки / А.И. Аврус – М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. – 86 с.
2. Баева О.Н. Оценка состояния системы высшего и послевузовского профессионального образования в Прибайкальском регионе на основе имеющейся информационной базы / О.Н. Баева // Вестник ВСГУТУ. - 2014. -№1. - С. 163 - 171.
3. Елсуков М.Ю. Современное состояние системы высшего профессионального образования и модернизация экономики регионов (на примере Мурманской области) / М.Ю. Елсуков, В.В. Лебедев // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2012. - Т. 3. Вып. 1. - С. 128 - 139.
4. Высшее образование в России: правила и реальность / Авт. коллектив: А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королев, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин. — М.: Независимый институт социальной политики, 2004. – 405 с.
5. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал. – Режим доступа: http://www.vovr.ru/
6. Глиненко Т.В. Интегральный рейтинг регионов России по уровню развития высшего образования как отражение эффективности управления образовательными ресурсами / Т.В. Глиненко // Экономика и социум. - М, 2017.- №6(37). – 5 с.
7. Гохберг Л.М. Рейтингование региональных систем образования / Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева // Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – М.: Изд-во Просвещение, 2006. - №1. – 158 с.
8. Джуринский А.Н. История педагогики и образования: 3-е изд., перераб. и доп.: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 676 с.
9. Драган М.М. Развитие территориальной структуры высшей школы республики Саха (Якутия) / М.М. Драган // Вестник СВФУ. Серия
«Науки о Земле». - 2017. — №2. — С. 34 – 41.
10. Заборовская А.С Высшее образование в России: правила и реальность / Монография: А.С. Заборовская, Т.Л. Клячко, И.Б. Королев, В.А. Чернец, А.Е. Чирикова, Л.С. Шилова, С.В. Шишкин. — М.: Независимый институт социальной политики, 2004. — 405 с.
11. Зернов В.В. Отечественная школа: грани, вехи, структура / Негосударственные вузы в России: тенденции перспективы. – Режим доступа: http: www.vestnikrf/journal/post/576/
12. Исарова Н.С. Методология статистического исследования регионального рынка профессиональных образовательных услуг: автореф. дис. доктора экон. наук / Н.С. Исарова. – М., 2011. – 335 с.
13. Карпенко О.М. Доступность высшего образования: глобальные рейтинги образовательных систем: (экономико-социологический аспект): монография / О.М. Карпенко - М.: Издательство СГУ, 2011. - 140 с.
14. Катровский А.П. Территориальная организация высшей школы России: монография / А.П. Катровский - Смоленск, «Ойкумена», 2003. - 200 с.
15. Катровский А.П. Трансформация высшего образования на постстветском пространстве: экономико-географические аспекты изучения. Региональные исследования: автореф. дис… канд. географич. наук / Катровский Александр Петрович-М., 2013. – 30 с.
16. Катровский А.П. Формирование и развитие территориальной структуры высшего образования России: автореф. дис... кан. географич. наук / Катровский Александр Петрович – М., 2003. – 205 с.
17. Клещина Д.М. Теория территориальной организации высшей школы: история становления / Д.М. Клещина, М.В. Деревягина // 3-й круглый стол, посвященный памяти проф. Ю.В. Поросенкова; 6-7 октября 2017 г.. – Воронеж, 2017. – С.182-184.
18. Клещина Д.М. Проблемы развития высшего образования в России / Д.М. Клещина // Ежегодная научная сессия студентов, магистрантов и аспирантов кафедры социально-экономической географии и регионоведения: материалы докладов, 18 апреля 2018 г., г. Воронеж – С.75-79.
19. Ковалева Н. В. Информационно-аналитическая система рейтингования регионов по показателям развития образования : методология и результаты эксперимента / Н. В. Ковалева, В. И. Кузнецова, Е. Г. Нечаева // Вопросы образования: ежеквартальный научно - образовательный журнал / Гл. ред. Я. И. Кузьминов. – 2008. – N.1. – С. 217-229.
20. Ковалева Н.В. Формирование системы рейтингования регионов по показателям развития образования / Н.В. Ковалева, В.И. Кузнецова // Высшее образование XXI века: IV Международная научная конференция. Москва, 18-20 октября 2007 г.: Доклады и материалы. Секция 3. Экономика высшего образования. Вып. 2. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.
21. Ковалева Н.В Рейтингование регионов по показателям развития образования: результаты эксперимента / Н.В. Ковалева, Е.Г. Нечаева // Научно- практический семинар «Модернизация статистики образования». - М.: НФПК: ГУ-ВШЭ, 2006. – Режим доступа: http://portal.ntf.ru/portal/page/portal/NTF/about/index.
22. Комплексная оценка развития образовательных систем на муниципальном уровне: Препринт / Г.В. Леонидова, М.А. Головчин, Т.С. Соловьева, Е.А. Гутникова; под общей ред. д.э.н. А.А. Шабуновой. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. – 76 с.
23. Коновалов В.В. Государственное регулирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием: автореф. дис… кан. эконом. наук / Коновалов Владимир Викторович – М., 2004. – 369 с.
24. Краснобокая И.А. Проблемы и тенденции подготовки специалистов в сфере высшего профессионального образования / И.А. Краснобокая. // Журнал Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2010. - С.91 – 96.

25. Краснослободцев В.П. Территориальная организация высшей школы на Кавказе: автореф. дис. ... канд. геогр. наук / Краснослободцев Владимир Павлович - M, 2009. - 23 с.
26. Ларионова И.В. Высшее образование в России: особенности и проблемы Болонского процесса. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/vysshee- obrazovanie-v-rossii-osobennosti-i-problemy-bolonskogo-protsessa
27. Лосева Л. П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления / Л.П. Лосева // Молодой ученый. — 2016. — Т.2, №6. — С. 152-155.
28. Лоханина И.М. Рейтинг регионов в системе мониторинга развития высшего профессионального образования субъекта РФ / И.М. Лоханина // Вопросы образования. – М, 2007. - №. – С. 217-230.
29. Лукин С.Г. Территориальная организация подготовки специалистов с высшим образованием (на примере Приволжского федерального округа): автореф. дис. ... канд. геогр. наук / Лукин Сергей Геннадьевич – Самара, 2007. – 206 с.
30. Меликян А.В. Показатели мониторинга системы высшего образования в России и за рубежом // Университетское управление: практика и анализ. - 2014.
- № 3. - С. 58-66.
31. Министерство науки и образования. Cводные формы ФСН ВПО-1 – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/.
32. Меликян А.В. Статистический анализ Российской системы высшего образования / А.В. Меликян // Вопросы статистики. – 2017. - №1. – С.:26-35.
33. Мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования. – Режим доступа: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo
34. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 464 с. - Режим доступа: http://www.hse.ru/1090567321/Образование%20в%20РФ_2014.pdf
35. Отличительные особенности системы высшего образования РФ. – Режим доступа: https://edunews.ru/education-abroad/sistema- obrazovaniya/vysshee.html
36. Першина Т.А. Статистический анализ развития системы высшего образования в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. экон. наук / Т.А. Першина. – Москва, 2016 - 15 с.
37. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: стат. сб. / Росстат. — М., 2010. — 996 с.
38. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: стат. сб. / Росстат. — М., 2017. — 996 с
39. Рейтинг субъектов Российской Федерации по показателям развития образования: продолжение эксперимента // Вестник образования. Тематическое приложение. - 2007. - № 3.
40. Рейтинг стран мира по уровню образования. Гуманитарная энциклопедия// Центр гуманитарных технологий, 2006–2018 (последняя редакция: 12.05.2018).
– Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info
41. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2017 - 511 с.
42. Система высшего образования в РФ. – Режим доступа:
http://www.ncpa.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=251
43. Социально-экономическое положение Центрального федерального округа.
– М, 2018. – 620 с.
44. Статистический информационно-аналитический сборник «Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации». Сборник подготовлен коллективом авторов в составе: к.э.н. М. Л. Агранович, О.Н.Кожевникова, О.В.Зайцева – Режим доступа: http://stat.edu.ru/doc/Prof_educ_region_fin.pdf .
45. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74ca c4d567d8881ba35fb291/
46. Шишикин В.Г. Реформирование государственного сектора высшего образования России во второй половине 1980-х – 2001 гг. (На примере Томской и Новосибирской областей): автореф. дис. ... канд. истор. наук / Шишикин Виталий Геннадьевич – Томск, 2011. – 311 с.
47. Форма № ВПО-1 «Сведения об образовательном учреждении, реализующем программы высшего профессионального образования».
48. Форма № ВПО-2 «Сведения о материально технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, реализующего программы высшего профессионального образования».
49. Форма №1-НК. «Сведения о работе аспирантуры и докторантуры».
50. Форма № 1-вуз (распределение) «Сведения о направлении на работу выпускников, окончивших высшее профессиональное учебное заведение по дневной форме обучения».


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ