ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Анализ проведенных исследований организации парковки на улично-дорожной сети городов 9
1.1. Анализ проведенных исследований организации парковки на
улично-дорожной сети городов в России и за рубежом 9
1.2. Модели повышения эффективности оптимизации парковки 9
1.3. Анализ изменения режима парковки с учетом зарубежного
опыта 14
1.4. Методы организации парковки в центральной части города с
учетом пропускной способности улично-дорожной сети и зарубежного опыта 14
1.5. Структура организации парковки в городском округе город
Воронеж 17
2 Характеристика уровня развития парковочного пространства на территории городского округа город Воронеж 21
2.1. Характеристика распределения транспортной нагрузки по улично-дорожной сети центрального района городского округа город Воронеж 21
2.2 Исследование пешеходного движения 23
2.3. Анализ обеспеченности территории города местами хранения транспорта
2.4 Исследование дорожно-транспортных происшествий 27
Анализ методов исследования дорожного движения и организации парковочного пространства 28
3.1 Методика определения пропускной способности 28
3.2 Анализ методов организации парковочного пространства 32
3.3 Рекомендации по геометрическим размерам парковочных мест
при организации дорожного движения 37
4 городского округа города Воронеж 51
4.1 Классификация и показатели эффективности применения
технических средств организации дорожного движения 51
4.2 Установка пешеходных ограждений 52
4.3 Условия строительства подземного пешеходного перехода 54
4.4 Расчет фактической интенсивности транспортных потоков 55
4.5 Расчет цикла светофорного регулирования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
Анализ современного состояния транспортной инфраструктуры городов, системы организации дорожного движения, научных исследований в области организации дорожного движения показывает высокую актуальность исследований направленных на изучение и управление парковочным пространством и влиянием его на пропускную способность улично-дорожной сети городов.
Согласно проведенных исследований в последние годы особое внимание уделялось диспропорции между темпами развития автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети, однако дефицит парковочного пространства в городах (особенно городах мегаполисах) выдвигает на одно из центральных мест в транспортных проблемах городов, задачу комплексного решения управления парковками. В городах Российской Федерации обеспеченность местами для хранения автомобилей по месту проживания населения составляет в среднем 3 0 - 40 %, а обеспеченность местами для парковки автомобилей у объектов тяготения в среднем не превышает 25 % от требуемого количества. Ситуация осложняется бесконтрольной парковкой транспортных средств, в связи с чем проезжая часть большинства улиц в центральной части городов используется для движения только на 35 - 50 %, а это в свою очередь приводит к соответствующему снижению пропускной способности улично-дорожной сети города [1].
Важной задачей при организации парковки является положительное влияние на пропускную способность улично-дорожной сети. Как и большинство задач организации дорожного движения управление парковками требует использования системного подхода для нахождения баланса между противоречивыми целями участников движения. Необходимо совместно осуществлять координацию мероприятий по развитию парковочного пространства с задачами управления транспортным спросом, ограничения доступа в перегруженные центры городов, развития системы общественного транспорта. Эффективная и рациональная организация парковок является одним из факторов поведения человека при выборе способа поездки на городской территории.
В настоящее время на улично-дорожной сети в городах, в частности в городе Воронеже складывается затрудненная ситуация с парковкой и стоянкой автомобилей. Старая советская застройка города часто не предусматривает парковки рядом с офисами, магазинами и иными центрами притяжения населения из-за чего водители вынуждены парковать свои автомобили на крайней полосе, чем затрудняют движение другим автомобилям и общественному транспорту. Плотная застройка не позволяет решить данную проблему поиском иных мест парковки, так как каждый водитель имеет желание быть в шаговой доступности от автомобиля до нужного ему объекта. В жилых районах города со сложившейся застройкой эту проблему решить сложно, поэтому следует систематизировать исследования в этой области и совершенствовать имеющиеся схемы парковки применительно к конкретным участкам улично-дорожной сети городов [3].
Все выше перечисленные моменты в организации движения на улично-дорожной сети с учетом рациональной организации парковок является одним из ключевых факторов изменения поведения при выборе способа поездки на городской территории.
Поэтому актуальным является вопрос повышения эффективности функционирования автомобильных парковок и разработка системных решений, в основе которых лежит организация дорожного движения, определение условий использования различных видов транспорта для передвижения и определение спроса на парковки.
В связи с выше изложенным целью магистерской диссертации является повышение эффективности функционирования автомобильных парковок.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить основные теоретические и методологические подходы к
разработке проектов организации автомобильных парковок;
- выявить основные теоретические и методологические подходы к
разработке проектов управления автомобильными парковками в общей системе организации дорожного движения;
- провести экспериментальные исследования организации дорожного движения и параметров автомобильных парковок на улично-дорожной сети городского округа города Воронежа;
- изучить влияние уличных парковок на условия дорожного движения;
- на основе исследований провести анализ парковки одного из участков улично-дорожной сети городского округа города Воронеж.
В магистерской диссертации был проведен анализ способов и методов организации парковки на улично-дорожной сети городского округа город Воронеж. Разработаны рекомендации по организации парковки в городе Воронеж с обеспечением условия для повышения безопасности движения и пропускной способности улично-дорожной сети.
На основании анализа одного из участков улично дорожной сети, таких как данные статистики ДТП и интенсивности движения автомобильного транспорта, предложены мероприятия позволяющие повысить пропускную способность пересечения улицы проспект Революции и улицы Пушкинская с возможностью обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также возможности за счет изменения схемы организации дорожного движения увеличения парковочных мест в области данного пересечения. Это позволит снизить время задержки на пересечении и повысить удобство парковки на исследуемой улице города Воронеж.
Предлагаемые мероприятия, а именно, изменение геометрических параметров перекрестка с изменением цикла светофорного регулирования, организацией движения пешеходов по подземному пешеходному переходу и организацией дополнительных мест для парковки существенно улучшает дорожно-транспортную ситуацию на проектируемом участке. Увеличивается пропускная способность примерно на 30 %, снижается количество дорожно-транспортных происшествий. Также существенно снижаются потери от задержек транспортных средств на проектируемых направлениях. В целом магистерскую работу следует считать эффективной по всем показателям.
1. СП 42.13330.2011. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*.-М.:2011.-114 с.
2. Вавринчук П.А, Рябкова Е.Б. Паркинг - основное решение дефицита парковочных мест./Новые идеи нового века - 2014. Том 2.-53 с.
3. Галузова М.С., Лучкова В.И. Проблема конфликта и компромисса
транспорта и городской площади. / Новые идеи нового века - 2011 :
материалы Тринадцатой международной научной конференции ИАС ТОГУ : в 2 т. / Тихоокеан. гос. ун-т. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. -Т. 1. С. 161-165.
4. Киричук В.В., Грунев Д.В. Решение проблемы нехватки
парковочных мест./ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2015./VII Международная студенческая электронная научная конференция/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:
https://www.scienceforum.ru/2015/883/7275(дата обращения: 17.01.17)
1. Алексиков, С. В. Оценка влияния дорожных условий на среднюю скорость транспортного потока [Текст] / С. В. Алексиков, М. Н. Сидоренко, И. С. Алексиков // Дорожно-трансп. комплекс, экономика, экология, стр-во и архитектура : мат. междунар. науч.-практ. конф., Омск, 21-23 мая, 2003 г. - Омск : Изд-во СибАДИ, 2003. - Кн. 2. - С. 59-61.
2. Андронов, Р. Расчёт потерь от заторов на регулируемых перекрёстках [Текст] / Р. Андронов, Б. Елькин // Ж. Автомобильные дороги. - М., 2006, № 8. - 68 с.
3. Анисимов, А. В. Основы автоматизированного проектирования технических объектов [Текст] : учеб. пособие / А. В. Анисимов [и др.] // Юж.- Рос. Гос. техн. ун-т. - Новочеркасск: ЮРГТУ, 2001. - 98 с. - ISBN 5-88998¬230-3.
4. Афоничев, Д. Н. Обоснование радиусов кривых в плане автомобильных дорог [Текст] / Д. Н. Афоничев // Лес. пром-сть, 2005, № 3. - C. 17-18.
5. Бабков, В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Ф. Бабков.- М. : Транспорт,1982. - 3-е изд., перераб. и доп. - 288 с.
6. Бабков, В. Ф. Проблемы безопасности дорожного движения [Текст] / В. Ф. Бабков // Проектирование автомобильных дорог и безопасность движения : сб. науч. тр. МАДИ. - М., 1990. - С. 4-11.
7. Балакин, В. В. Благоустройство и охрана городской среды [Текст] : учеб. пособие / В. В. Балакин ; ВгИСИ. - Волгоград : ВПИ, 1985. - 82 с.
8. Балакин, В. В. Оценка факторов городской среды [Текст] : метод. указ. к лаб. работам и практич. занятиям по дисциплине "Транспортная планировка города" / В. В. Балакин ; ВолгГАСУ. - Волгоград, 2005. - 59 с.
9. Богвелишвили, З. Исследование задержки транспортных средств на перекрестке [Текст] / З. Богвелишвили, Л. Цивилашвили // Мецниереба да технол. - 2004. - № 1-3. - C. 64-66.
10. Болдин, А. П. Основы научных исследований и УНИРС [Текст] : учеб. пособие / А. П. Болдин, В. А. Максимов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002. - 276 с.
11. Буслаев, А. П. Вероятностные и имитационные подходы к оптимизации автодорожного движения [Текст] / А. П. Буслаев [и др.]; под ред. чл.-корр.РАН В.М. Приходько. - М. : Мир, 2003. - 368 с. : ил.
12. Вилкова, И. М. О критериях оценки потребительских качеств автомобильных дорог [Текст] / И. М. Вилкова // Вестн. ВолгГАСУ. Сер.: Строительство и архитектура. - 2005. - № 6. - С. 91-98.
13. Вилкова, И. М. О методологии функциональной классификации автомобильных дорог для целей их модернизации [Текст] / И. М. Вилкова // Дороги и мосты : сб. ст. ФГУП РОСДОРНИИ. - М., 2006. - вып. 16/2. - С. 30-42.
14. ГОСТ Р 50779.21-2004. Правила определения и методы расчёта статистических характеристик по выборочным данным. Часть 1. Нормальное распределение [Текст] - Введ. 2004-06-01. - М. : Изд-во стандартов, 2004. - 50 с.
15. ГОСТ Р 51256-99. Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры [Текст] - Введ.
2000- 01-01. - М. : Изд-во стандартов, 2000. - 26 с.
16. ГОСТ Р 52289-2004. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств [Текст] - Введ. 2006-01-01. - М. : Стандартинформ, 2005. - 100 с.
17. Гохман, В. А. Пересечения и примыкания автомобильных дорог : учеб. пособие для авт.-дор. спец. вузов / В. А. Гохман, В. М. Визгалов, М. П. Поляков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1989. - 319 с. : ил. - ISBN 5-06-000150-4.
18. Долбня, Н. В. Оптимизация характеристик транспортного потока и параметров дорог [Текст] / Н. В. Долбня, Н. Н. Никитенко. - Волгоград : Изд- во Волгогр. гос. ун-та, 2002. - 203 с. : ил.
19. Домбровский, А. Н. Оценка эффективности организации движения транспортных средств на нерегулируемых перекрестках [Текст] / А. Н. Домбровский, Н. А. Наумова, Е. М. Наумов // Ин-т соврем. технол. и экон. - Краснодар, 2002. - 20 с. : ил.
20. Домбровский, А. Н. Расчет задержек транспортных средств на нерегулируемых перекрестках [Текст] / А. Н. Домбровский, Н. А. Наумова, Е. М. Наумов // Ин-т соврем. технол. и экон. - Краснодар, 2002. - 18 с. : ил.
21. Дрю, Д. Теория транспортных потоков и управление ими [Текст] / Д. Дрю ; перевод с англ. Е. Г. Коваленко. - М. : Транспорт, 1972. - 423 с.
22. Живогладова, Л. В. Оценка безопасности движения на основе моделирования конфликтной загрузки перекрестков [Текст] : Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук Живогладова Л. В. / Л. В. Живогладова // Моск. автодорог. дор. ин-т (гос. техн. ун-т). - М., 2005. - 20 с. : ил.
23. Капский, Д. В. Методы прогнозирования аварийности на регулируемых и нерегулируемых перекрестках [Текст] / Д. В. Капский // Белорус. гос. политехн. акад. - Минск, 2000. - 6 с. : ил.
24. Кирьянов, В. Н. Основные направления совершенствования деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения [Текст] / В. Н. Кирьянов ; СПб гос. архит.-строит. ун-т // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах : сб. докладов седьмой междунар. науч.-практ. конф. - СПб., 2006. - С. 3-6.
25. Комаров, Ю. Я. К вопросу о моделировании движения транспортных потоков на улично-дорожной сети городов [Текст] / Ю. Я. Комаров [и др.] ; Волгогр. гос. техн. ун-т // Наземные транспортные системы : Межвуз. сб. науч. трудов. - Волгоград : Политехник, 2000. - С. 104-105.
26. Кременец, Ю. А. Управление транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог [Текст] / Ю. А. Кременец, Г. М. Гасанов. - М. : МАДИ(ГТУ), 2004. - 172 с.
27. Лебедев, Б. М. Безопасность движения на кольцевых пересечениях в одном уровне [Текст] / Б. М. Лебедев // Проектирование автомобильных дорог и безопасность движения : сб. науч. тр. МАДИ. - М., 1970. - Вып. 30. - С. 52-58.
28. Лебедев, Б. М. Выбор геометрических элементов кольцевых пересечений в плане [Текст] / Б. М. Лебедев // Проектирование автомобильных дорог и безопасность движения : сб. науч. тр. МАДИ. - М., 1970. - Вып. 30.
29. Левашев, А. Г. Обслуживание транспортного потока на регулируемом перекрестке [Текст] / А. Г. Левашев, А. Ю. Михайлов // Природные и интеллектуальные ресурсы Сибири : 8 Междунар. науч.-практ. конф., Кемерово, 26-27 сент., 2002 г. - Томск : Изд-во ТГУ, 2002. - Ч. 1. - С. 123-126.
30. Менделеев, Г. А. Транспорт в планировке городов [Текст] : учеб. пособие / Г. А. Менделеев ; МАДИ (ГТУ). - М., 2005. - 135 с.
31. Меренцова, Г. С. Об использовании информатики в проектировании, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог [Текст] / Г. С. Меренцова, И. Р. Макарова. - М. : Ползуновский альм, 2001. - № 3. - С. 273-274.
32. Методические указания по определению минимальных габаритов проездов и площадок для разворота автотранспортных средств [Текст]. - М., 1975. - 23 с.
33. Мовчан, В. П. Современные методы организации дорожного движения [Текст] / В. П. Мовчан [и др.]. - Пермь : Изд-во Перм. гос. техн. ун¬та, 2000. - 299 с. - ISBN 5-88151-263-4.
34. Наумова, Н. А. Метод определения целесообразности введения регулирования движением на перекрестке [Текст] / Н. А. Наумова, Д. Н. Домбровский, Е. М. Нармов // Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств : мат. 3 междунар. науч.-технич. конф. Пенза, 19¬21 мая, 2002 г. - Пенза: Изд-во ПГУАС, 2004. - Ч. 1. - С. 293-297.
35. Ногова, Е. Г. Применение компьютерного моделирования для проектирования схем организации дорожного движения [Текст] / Е. Г. Ногова // Организация и безопасность дорожного движения в крупных городах : сб. докладов 4 междунар. конф., СПб, 28-29 сент., 2000 г. - СПб : Изд-во СПбГАСУ, 2000. - C. 123-125.
36.Овчинников, И. Г. Моделирование работы несущих конструкций транспортных сооружений [Текст] : учеб. пособие / И. Г. Овчинников, Е. А. Козырева, Р. Б. Гарибов ; под общ. ред. О. А. Панина. // Саратов : Сарат. Гос. техн. ун-т, 2004. - 242 с. - ISBN 5-7433-1386-5.
37. Метод повышения безопасности дорожного движениятранспортных средств и снижение риска возникновения дорожно¬транспортных происшествий Чуканов А.Ю., Мозгов С.А., Костина Д.М., Бусарин Э.Н. В сборнике: Научно-технические аспекты инновационногоразвития транспортного комплекса материалы IV Международной научно¬практической конференции, в рамках 4-го Международного Научного форума Донецкой Народной Республики. Донецкая академия транспорта. 2018. С. 245-247.
38. Повышение эффективности работы транспортного комплекса с
учетом применения концепции "Умный город"
Чуканов А.Ю., Мозгов С.А., Костина Д.М., Бусарин Э.Н. В сборнике: Научно-технические аспекты инновационного развитиятранспортного комплекса материалы IV Международной научно¬практической конференции, в рамках 4-го Международного Научного форума Донецкой Народной Республики. Донецкая академия транспорта. 2018. С. 99-102.
39. Пегин, П. А. Автотранспортная психология [Текст] : Учеб. пособие для студентов вузов / П. А. Пегин. - Хабаровск : Изд-во ХГТУ, 2003. - 199 с.
40. Печерский, М. А. Технические средства организации дорожного движения [Текст] : учебник для вузов / М. А. Печерский, М. Б. Афанасьев. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2005. - 279 с. : ил.
41. Поздняков, М. Н. Совершенствование организации дорожного движения на кольцевых пересечениях [Текст] : Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук Поздняков М. Н. / М. Н. Поздняков. - Волгоград : Волгогр. гос. техн. ун-т, 2005. - 23 с.
42. Попов, В. Г. Разбивка виражей, уширения проезжей части, горизонтальных кривых, пересечений и примыканий [Текст] : пособие для мастеров и производителей работ дорожных организаций / В. Г. Попов. - М. : Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001. - 152 с. : ил.
43. Попова, Е. П. Оценка эффективности мероприятий по организации дорожного движения [Текст] : учеб. пособие / Е. П. Попова, В. М. Трофимов, О. В. Куликова. - М. : Изд-во МАДИ (ГТУ), 2001. - 73 с. : ил.
44. Поспелов, П. И. Проектирование автомобильных дорог [Текст] / под общ. ред. П. И. Поспелова ; Моск. автомоб. дор. ин-т (гос. техн. ун-т) // Сб. науч. трудов. - М. : Изд-во МАДИ (ГТУ), 2004. - 206 с. - 53 ил.
45. Правила дорожного движения Российской Федерации [Текст]. - М. : Изд. Дом Третий Рим, 2016. - 48 с. : ил.
46. Пути повышения пропускной способности улично-дорожной сети Бусарин Э.Н., Белокуров В.П., Кораблев Р.А., Пасько А.В. В сборнике: Проблемы качества и эксплуатации автотранспортных средств:Организация автомобильных перевозок и безопасность дорожного движения Материалы XI Международной заочной научно-технической конференции.
2016. С. 40-44.
47. Романов, А. Н. Автотранспортная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Н. Романов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с. - ISBN 5-7695-1003-X.
48. Сильянов, В. В. Пути повышения безопасности движения на автомобильных дорогах России [Текст] / В. В. Сильянов, Б. Б. Анохин // Ж. Наука и техн. в дор. отрасли. - М., 2000. - № 4. - С. 8-10.
49. Сильянов, В. В. Теория транспортных потоков в проектировании дорог [Текст] / В. В. Сильянов. - М. : Транспорт, 1977. - 303 с.
50. Сисвадзе, Г. Математическое моделирование транспортных потоков [Текст] / Г. Сисвадзе ; Мецниереба да технол. - 2001. - № 1-3. - С. 46-47.
51. СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги [Текст] - Введ. 1987-01¬01. - М. : Изд-во стандартов, 2001. - 70 с. : ил. ; 29 см.
52. СНиП 2.07.01-89 Градостроительство, планировка городских и сельских поселений [Текст] - Введ. 1990-01-01. - М. : Изд-во стандартов, 1989. - 59 с. : ил. ; 29 см.
53. Спицнадель, В. Н. Основы системного анализа [Текст] : учеб. пособие / В. Н. Спицнадель. - СПб. : Изд. дом «Бизнесс-пресса», 2000. - 326 с.
54. Хейт, Ф. Безопасность, автомобилизация и скорость движения [Текст] / Ф. Хейт // Проектирование автомобильных дорог : сб. науч. трудов МАДИ. - М., 1990. - С. 12-31.
55. Шепелев, Н. П. Реконструкция городской застройки [Текст] / Н. П. Шепелев, М. С. Шумилов. - М. : Изд-во Высш. школа, 2000. - 271 с.
56. Эльвик, Р. Справочник по безопасности дорожного движения [Текст] / Р. Эльвик, А. Богер, А. Б. Мюссен, Э. Эствик, Т. Ваа ; Пер. с норв. под ред. проф. В. В. Сильянова. - М. : МАДИ (ГТУ), 2001. - 754 с. - ISBN 5¬7962-0015-1.
57. Амбарцумян, В.В. Безопасность дорожного движения /
В.В. Амбарцумян, В.Н. Бабанин [и др.]. - М.: Машиностроение, 2000. - 254 с.
58. Верзилин, В.А. Автомобильный транспорт: организация, безопасность, эффективность. / В.А. Верзилин. - Воронеж: Издательство ВГУ, 2001. - 256 с.
59. Кременец, Ю.А., Печерский, М.П., Афанасьев, М.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учеб. для ВУЗов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. - 279 с.
60. Baier R., Ackva A., Baier M. Strassen und Platze neu gestaltet : Beischpiele aus der Praxis.// Druckerei J.P. Bachem Gmbh, Koln - August 2000. - ISBN 3-7812-14907-3.
61. Gegelmann J. Der Kreisverkehr - Hochste Beanspruchung von Pflaster und Fuge tis. 2002. 44, № 9, 46 s.