ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭЛЕМЕНТОВ ОБЩЕЙ ТОПОЛОГИИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 3
Глава 1. Особенности технологии проектного обучения 5
1.1. Характеристика технологии проектного обучения 5
1.2. Организация технологии проектного обучения в школе 8
Глава 2. Использование технологии проектного обучения в рамках преподавания элективного курса «Познакомьтесь с топологией» 13
2.1. Структура элективного курса «Познакомьтесь с топологией» 13
2.2. Теоретические основы элективного курса 16
2.3. Использование технологии проектного обучения в ходе опытно¬
экспериментального преподавания элективного курса 40
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения
Глава 1. Особенности технологии проектного обучения 5
1.1. Характеристика технологии проектного обучения 5
1.2. Организация технологии проектного обучения в школе 8
Глава 2. Использование технологии проектного обучения в рамках преподавания элективного курса «Познакомьтесь с топологией» 13
2.1. Структура элективного курса «Познакомьтесь с топологией» 13
2.2. Теоретические основы элективного курса 16
2.3. Использование технологии проектного обучения в ходе опытно¬
экспериментального преподавания элективного курса 40
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения
Элементы общей топологии в явном виде не изучаются в курсе школьной математики, но учащиеся, начиная с седьмого класса, оперируют такими топологическими понятиями, как внутренняя, внешняя и граничная точки множества; линия, поверхность, внутренняя и внешняя области, граница; знакомятся с основной теоремой топологии, которая связывает число вершин, ребер и граней выпуклого многогранника.
Топологические представления человека являются первичными и закладывают основу в восприятие окружающих объектов (например, геометрических фигур), а метрические и проективные представления возникают и развиваются на уже сформированной базе из топологических представлений. Таким образом, необходимо строить образовательную систему в соответствии с уровнем развития пространственных представлений учащихся.
Изучение топологии способствует развитию пространственного мышления, эффективно влияет на развитие творческих способностей школьников, показывает содержательную связь с историей развития науки.
Цель работы - разработать элективный курс по топологии и использовать технологию проектного обучения для его преподавания в основной школе.
Задачи:
• Изучить методическую литературу по темам: «Проектная деятельность», «Технология проектного обучения», «Метод проектов».
• Разработать конспекты занятий элективного курса «Познакомьтесь с топологией».
• Осуществить опытно-экспериментальное преподавание разработанного элективного курса с помощью технологии проектного обучения .
• Проанализировать результаты опытно-экспериментального преподавания курса.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости знакомства школьников с современным разделом математики, а также связана с высокой образовательной эффективностью использования проектной технологии, позволяющей построить занятия, нацеленные на самостоятельное или групповое добывание знаний и применение этих знаний на практике.
Объектом исследования является процесс преподавания элементов общей топологии в основной школе.
Предмет исследования - технология проектного обучения.
Гипотеза: вовлечение учащихся в проектную деятельность позволяет им лучше понять основные топологические понятия и вызывает интерес при их изучении.
Первая глава содержит анализ литературы, посвященной технологии проектного обучения; представлены различные подходы к толкованию основных понятий: «Проект», «Метод проектов», «Технология проектного обучения». Рассмотрены этапы организации проектной деятельности.
Во второй главе представлена структура разработанного элективного курса «Познакомьтесь с топологией»; подобран теоретический материал для разработки занятий данного элективного курса. Приводятся результаты опытно-экспериментального преподавания данного элективного курса в школе; проведен их анализ.
В приложениях содержатся конспекты занятий элективного курса для 5-7 и 9 классов; конспекты занятий «Топологическая мозаика» и «Топологический треугольник»; тексты опросников; примеры буклетов школьников и шаблон буклета «Топологический треугольник»; критерии оценивания продуктов деятельности.
Топологические представления человека являются первичными и закладывают основу в восприятие окружающих объектов (например, геометрических фигур), а метрические и проективные представления возникают и развиваются на уже сформированной базе из топологических представлений. Таким образом, необходимо строить образовательную систему в соответствии с уровнем развития пространственных представлений учащихся.
Изучение топологии способствует развитию пространственного мышления, эффективно влияет на развитие творческих способностей школьников, показывает содержательную связь с историей развития науки.
Цель работы - разработать элективный курс по топологии и использовать технологию проектного обучения для его преподавания в основной школе.
Задачи:
• Изучить методическую литературу по темам: «Проектная деятельность», «Технология проектного обучения», «Метод проектов».
• Разработать конспекты занятий элективного курса «Познакомьтесь с топологией».
• Осуществить опытно-экспериментальное преподавание разработанного элективного курса с помощью технологии проектного обучения .
• Проанализировать результаты опытно-экспериментального преподавания курса.
Актуальность выбранной темы заключается в необходимости знакомства школьников с современным разделом математики, а также связана с высокой образовательной эффективностью использования проектной технологии, позволяющей построить занятия, нацеленные на самостоятельное или групповое добывание знаний и применение этих знаний на практике.
Объектом исследования является процесс преподавания элементов общей топологии в основной школе.
Предмет исследования - технология проектного обучения.
Гипотеза: вовлечение учащихся в проектную деятельность позволяет им лучше понять основные топологические понятия и вызывает интерес при их изучении.
Первая глава содержит анализ литературы, посвященной технологии проектного обучения; представлены различные подходы к толкованию основных понятий: «Проект», «Метод проектов», «Технология проектного обучения». Рассмотрены этапы организации проектной деятельности.
Во второй главе представлена структура разработанного элективного курса «Познакомьтесь с топологией»; подобран теоретический материал для разработки занятий данного элективного курса. Приводятся результаты опытно-экспериментального преподавания данного элективного курса в школе; проведен их анализ.
В приложениях содержатся конспекты занятий элективного курса для 5-7 и 9 классов; конспекты занятий «Топологическая мозаика» и «Топологический треугольник»; тексты опросников; примеры буклетов школьников и шаблон буклета «Топологический треугольник»; критерии оценивания продуктов деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать элективный курс по топологии и использовать технологию проектного обучения для его преподавания в основной школе - достигнута. Было выявлено, что технология проектного обучения является удачной для преподавания элементов общей топологии и привлекательной для студентов и школьников. При создании продуктов проектной деятельности учащиеся осваивают основные топологические понятия: непрерывность, двумерные многообразия, ориентируемостьнеориентируемость, связность, открытостьзамкнутость и пр.
Совмещение математической строгости изложения материала с математической красотой и занимательностью способствует формированию культуры мышления учеников. Применение технологии проектного обучения предоставляет учащимся свободу выбора, развивает их способность работать в группе, повышает уровень исследовательской культуры учеников, способствует развитию их самостоятельности и конкурентоспособности для дальнейшего продуктивного участия в жизни общества.
Результаты исследования были представлены на следующих международных и всероссийских научных конференциях и конкурсах:
1. Молодёжная научно-практическая конференция ПсковГУ «Молодежь - науке», 2019, Псков (1 место).
2. Международный конкурс «Качество образования 2018», Москва (1 место).
3. Молодежная научно-практическая конференция ПсковГУ «Физика. Математика. Информатика. Образование», секция «Математика в вузе и школе», 2018, Псков (3 место).
4. Всероссийская студенческая олимпиада «Я - профессионал», 2019 (призёр)
5. Международная научно-методическая конференция «Современные проблемы обучения математике в школе и вузе», 2018, Псков.
6. Конгресс молодых ученых, доклад «Использование технологии проектного обучения для развития ключевых компетенций учащихся», 2019, Санкт-Петербург
7. Онлайн-конкурс «MAXIMUM для преподавателей», 2019.
По результатам исследования были сделаны следующие публикации:
1. Нахождение хроматического числа некоторых двумерных топологических многообразий // XII Машеровские чтения : материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 19 октября 2018 г. / Витеб. Гос. Ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. Ред.) - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 354 с. - С. 25-27.
2. Хроматическое число некоторых топологических многообразий // Молодежь - науке. 2018. Материалы молодежных научно-практических кон-ференций ПсковГУ по итогам научно-исследовательской работы в 2017/2018 уч.г. Т. VIII. - Псков : Псковгу, 2018 - С. 100-102.
3. Использование технологии проектного обучения для развития ключевых компетенций учащихся // Сборник тезисов докладов Конгресса молодых ученых. Электронное издание. - [2019, электронный ресурс]. - Режим до-ступа:https://kmu.Itmo.Ru/digests/article/2333,своб.
4. Применение технологии проектного обучения при изучении элементов общей топологии // Вестник ПсковГУ. Серия «Физико-математические науки». 2019. Вып. 14. (сдано в печать)
5. Современные проблемы обучения математике в школе и вузе: Мате-риалы Международной научно-методической конференции. 4-6 октября 2018 г. В 2-х томах. Том I. Псков: Псковский государственный университет, 2019. - С. 114-119. (сдано в печать)
6. Использование технологии проектного обучения для изучения элементов общей топологии // Молодежь - науке. 2019. Материалы молодежных научно-практических конференций ПсковГУ по итогам научно-исследовательской работы в 2018/2019 уч. г. (сдано в печать)
Совмещение математической строгости изложения материала с математической красотой и занимательностью способствует формированию культуры мышления учеников. Применение технологии проектного обучения предоставляет учащимся свободу выбора, развивает их способность работать в группе, повышает уровень исследовательской культуры учеников, способствует развитию их самостоятельности и конкурентоспособности для дальнейшего продуктивного участия в жизни общества.
Результаты исследования были представлены на следующих международных и всероссийских научных конференциях и конкурсах:
1. Молодёжная научно-практическая конференция ПсковГУ «Молодежь - науке», 2019, Псков (1 место).
2. Международный конкурс «Качество образования 2018», Москва (1 место).
3. Молодежная научно-практическая конференция ПсковГУ «Физика. Математика. Информатика. Образование», секция «Математика в вузе и школе», 2018, Псков (3 место).
4. Всероссийская студенческая олимпиада «Я - профессионал», 2019 (призёр)
5. Международная научно-методическая конференция «Современные проблемы обучения математике в школе и вузе», 2018, Псков.
6. Конгресс молодых ученых, доклад «Использование технологии проектного обучения для развития ключевых компетенций учащихся», 2019, Санкт-Петербург
7. Онлайн-конкурс «MAXIMUM для преподавателей», 2019.
По результатам исследования были сделаны следующие публикации:
1. Нахождение хроматического числа некоторых двумерных топологических многообразий // XII Машеровские чтения : материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, 19 октября 2018 г. / Витеб. Гос. Ун-т ; редкол.: И.М. Прищепа (гл. Ред.) - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 354 с. - С. 25-27.
2. Хроматическое число некоторых топологических многообразий // Молодежь - науке. 2018. Материалы молодежных научно-практических кон-ференций ПсковГУ по итогам научно-исследовательской работы в 2017/2018 уч.г. Т. VIII. - Псков : Псковгу, 2018 - С. 100-102.
3. Использование технологии проектного обучения для развития ключевых компетенций учащихся // Сборник тезисов докладов Конгресса молодых ученых. Электронное издание. - [2019, электронный ресурс]. - Режим до-ступа:https://kmu.Itmo.Ru/digests/article/2333,своб.
4. Применение технологии проектного обучения при изучении элементов общей топологии // Вестник ПсковГУ. Серия «Физико-математические науки». 2019. Вып. 14. (сдано в печать)
5. Современные проблемы обучения математике в школе и вузе: Мате-риалы Международной научно-методической конференции. 4-6 октября 2018 г. В 2-х томах. Том I. Псков: Псковский государственный университет, 2019. - С. 114-119. (сдано в печать)
6. Использование технологии проектного обучения для изучения элементов общей топологии // Молодежь - науке. 2019. Материалы молодежных научно-практических конференций ПсковГУ по итогам научно-исследовательской работы в 2018/2019 уч. г. (сдано в печать)



