Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА БОТАНИЧЕСКОГО САДА НИУ «БелГУ» В РЕКРЕАЦИОННЫХ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ

Работа №74494

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

география

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
203
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Ботанические сады, как элементы экологического каркаса 5
2. Природно-ресурсный потенциал ботанического сада НИУ «БелГУ»... 14
2.1. История создания ботанического сада 16
2.2. Геологическое строение и рельеф 18
2.3. Климатические и водные ресурсы 20
2.4. Растительные ресурсы 21
3. Использование природно-ресурсного потенциала Ботанического сада
НИУ «БелГУ» 25
3.1. Использование растительных ресурсов для целей
рекреации 25
3.2. Тропа здоровья и ее комплексное использование 31
Заключение 47
Список использованной литературы

Традиционно университетские ботанические сады в России числились как организации, которые выполняют довольно узкие утилитарные задачи некоторых отделов (Академии наук, Министерства образования или муниципалитета). В соответствии с глобальными тенденциями, многие ботанические сады мира с их огромными ресурсами постепенно стали становиться важными элементами национального природного и культурного наследия. Роль их ресурсов начала возрастать с конца 20 века для целей рационального использования биоразнообразия, улучшения среды обитания и экологического просвещения населения. Одной из важнейших функций ботанических садов университетов являлось образование. До недавнего времени оно строилось на занятиях со студентами по курсу «ботаника», «экология» и экскурсиях для школьников. И такой подход считался вполне достаточным. В последнее же время социальный запрос общества, предъявляемый к ботаническим садам, изменился.
Исходя из требований времени, ботанические сады России расширили свои функции. Помимо ранее перечисленных функций ботанические сады должны:
1) выполнять работу по экологическому образованию населения в качестве приоритетного направления деятельности;
2) разрабатывать образовательные программы для всех уровней населения, начиная от детей дошкольного возраста, заканчивая различными группами взрослых граждан.
Эта тема стала актуальной и для Ботанического сада НИУ «БелГУ», так как в последнее время он достиг статуса регионального уровня и приобрел важное значение в рекреационной структуре города и области.
Цель настоящей работы - проанализировать использование природно-ресурсного потенциала Ботанического сада НИУ «БелГУ» и наметить дальнейшие пути использования ресурсов в оздоровительных целях.
Объект исследования- ботанический сад НИУ «БелГУ»
Предмет исследования-использование природно-ресурсного потенциала Ботанического сада НИУ «БелГУ».
Исходя из поставленных целей исследования, определены следующие задачи:
1. Исследовать ботанические сады как элементы экологического каркаса;
2. Изучить использование природно- ресурсного потенциала ботанического сада НИУ «БелГУ»;
3. Исследовать использование природно- ресурсного потенциала ботанического сада НИУ «БелГУ».
4. Предложить новые виды использования тропы здоровья для целей оздоровления.
При выполнении работы применялись разнообразные методы географических исследований научно-поисковый, экспедиционный, описания, измерения.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. При выполнении работы, список использованной литературы содержит 36 наименований. Общий объем работы составляет 53 страницы, в ней 1 таблица и 13 рисунков.
Работа выполнена в 2016-2017 гг. на кафедре географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности НИУ «БелГУ». 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ литературных, фондовых и картографических материалов, опыта аналогичных работ, а также результаты собственных полевых исследований по использованию природно-ресурсного потенциала Ботанического сада НИУ «БелГУ», дает нам возможность сделать следующие выводы.
Ботанический сад - это территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью изучаются, культивируются, и демонстрируются коллекции живых растений из разных частей света и различных климатических зон.
Изначально, ботанические сады носили узкий научный характер. Все растения в них рассматривались, как лекарственные. Главное задачей выступало описание их полезных свойств, и применение в лечении заболеваний. Многие аптекарские сады использовались в качестве учебных и научных пособий.
Современные ботанические сады являются экологическим каркасом, который способствует сохранению целостности природного потенциала территории. Ботанические сады широко используются в научно-исследовательских работах, в области экспериментальной ботаники, экологии, ландшафтного дизайна. Также в них ведется большая культурно-просветительская работа.
В настоящее время Ботанический сад НИУ «БелГУ» представляет собой уникальнейший, природный и культурно-социальный объект Центрального Черноземья. Его главной задачей является сохранение и повышение биологического разнообразия фитогенофонда, включающего в себя более 2000 разновидностей и типов растений, реликтовых, редких и исчезнувших видов, научная, экологическая, учебная, культурная и просветительская деятельность.
Ботанический сад НИУ «БелГУ» был создан в 1999 году по инициативе главы администрации области Е.С. Савченко.
Структура ботанического сада представлена различными категориями земель: пашней, естественными и искусственными насаждениями, общественными пастбищами.
Ботанический сад НИУ «БелГУ» располагается на Среднерусской возвышенности в бассейне рек Везёлка и Гостёнка в юго-западной части г. Белгорода. В основании Среднерусской возвышенности лежит древнейшая геологическая структура Воронежская антеклиза, являющаяся частью Восточно- Европейской платформы. Территория ботанического сада находится в юго-западном агроклиматическом районе, который характеризуется умеренно-континентальным климатом. Водные ресурсы ботанического сада, представлены искусственным водоемом «Верхний пруд».
На территории ботанического сада произрастают более 2700 видов и сортов растений, в основном это реликтовые, редкие и исчезнувшие виды зеленой и Красной книги России, а также многочисленные эндемики.
В настоящее время в структуру ботанического сада входит шесть отделов: отдел культурных и декоративных растений, отдел естественной растительности, отдел дендрологии, отдел оранжерейных растений, отдел новых и малораспространенных пищевых растений, отдел питомник. Все отделы ботанического сада занимаются селекцией, интродукцией, сохранением редких видов растений и выведением новых сортов.
Природно-ресурсный потенциал Ботанического сада НИУ «БелГУ» в настоящее время используется для следующих целей: научно-исследовательских работ в области экспериментальной ботаники и экологии; экологического туризма; проведения мастер классов, культурно-просветительской деятельности.
Для более полного освоения природно-ресурсного потенциала Ботанического сада НИУ «БелГУ» нами были разработаны рекомендации по расширению использования его ресурсов в оздоровительных целях, а именно созданию в пределах тропы здоровья маршрутов терренкуров и массажной тропы.
Тропа здоровья является многофункциональным участком, с различными видами её использования: от изучения природообразующей деятельности человека и оценки аттрактивности окружающих ландшафтов, до применения тропы в оздоровительных целях дыхательной и опорно-двигательной системы человека.
Для этих целей, на территории ботанического сада нами были разработаны терренкуры и массажная тропа. Метод терренкура и массажной тропы заключается в дозированной пешей прогулке. Эти методы будут носить оздоравливающий характер, а также расширят функциональные особенности Ботанического сада НИУ «БелГУ».



1. Авраменко П.А. Природные ресурсы и окружающая среда
Белгородской области / Под. ред. С.В. Лукина. - Белгород, 2009. -556 с.
2. Азарапина А.В., Малышева О.А., Борисов А.Н. Нетрадиционные методы оздоровления организма человека. - М., 2013. - 231 с.
3. Аксенов В.А., Тинков А.Н. Гиподинамия как фактор риска и роль физической активности в кардиологической реабилитации и вторичной профилактике ишемической болезни сердца // Научно-практический журнал. - М, 2010. - С. 40.
4. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника: методическое пособие для учителя. - Самара: Изд-во «Учебная литература», 2006. - 144 с.
5. Андреев Л.Н. Ботанические сады и дендрологические парки высших учебных заведений. - М.,2006. - Т. 3. - 213 с.
6. Антиномов Н.А Природа Белгородской области. - Белгород, 2015. - 32 с.
7. Астров А.В. Ботанические сады центральной Европы. - М.: Наука, 2016. - 341 с.
8. Важнейшие формы деятельности ботанических садов [Электронный ресурс]. -URL:http: //www.studfiles.ru/preview/2246767/page: 7/(Дата обращения 15.03.2017).
9. Григорьев Г.Н. География Белгородской области - Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 142 с.
10. Дедкова В.П. Роль ботанических садов в сохранении и обогащении биологического разнообразия - Калининград: Российский гос. ун-т, 2013. - 133 с.
11. Игнатенко Н.Г., Руденко В.П. Природно-ресурсный потенциал территории: географический анализ и синтез. - М.,2012 - 321 с.
12. Коломыц Э.Г. Природный комплекс большого города: Ландшафтно-экологический анализ. - М.: Наука, 2012. - 286 с.
13. Красная книга Белгородской области [Электронный ресурс]. - URL: http://intall.ru/social/red-book(Дата обращения 15.03.2017).
14. Кряжевских Н.С., Капилевич Л. В. Применение терренкуров на занятиях по физическому воспитанию для групп отделения лечебной физической культуры // Вестник Томского государственного университета. - Томск, 2014. - №. 379. - 387 с.
15. Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы ботанического сада ИГУ: образовательные, научные и социально-экологические аспекты. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2005. - С. 11-12.
16. Кузеванов В.Я., Сизых С.В. Ресурсы Ботанического сада Иркутского государственного университета: научные, образовательные и социально-экологические аспекты: справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2005. - 243 с.
17. Лапин П.И. Ботанические сады СССР. - М.: Колос, 2012. - 211 с.
18. Лопина Е.М., Корнилов Е.А., Дроздова Е.К. Эстетическая оценка Ботанического сада НИУ «БелГУ». - Белгород: Изд-во БелГУ, 2012. - 116 с.
19. Маньшина Н.В. Терренкур, тропы здоровья на курортах. - М. : Вече, 2007. - 592 с.
20. Материалы электронной конференции (1-28 февраля 2011 г.). - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2013. - С. 264-267.
21. Организация работы школьников по созданию учебной экологической тропы. Методические рекомендации для учителей географии и биологии, организаторов туристско-краеведческой работы, руководителей кружков. - Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», М.: Дрофа, 1990. - С.112-105
22.Отчет деятельности Ботанического сада БелГУ по состоянию на 01.06.2005. - 200 с.
23. Официальный сайт ботанического сада ботанического института им. Комарова В.Л.РАН [Электронный ресурс].-иВЬ:http://www.binran.ru(Дата обращения 15.03.2017).
24. Официальный сайт ботанического сада МГУ им. Ломоносова М.В. [Электронный ресурс] URL:http://www.hortus.ru(Дата обращения 08.04.17)
25. Петкова С.В. Современная фитотерапия - М.: Медицина и
физкультура, 1988. - 504 с.
26. Постановление главы администрации Белгородской обл. от 07.10.2010 №563 «Об организации ботанического сада Белгородского государственного университета»: [Электронный ресурс]. -URL: http://zakon- region.ru/belgorodskaya-oblast/19347/(Дата обращения 15.03.2017)
27. Проектирование в дизайне среды: [Электронный ресурс] -URL: http://pandia.ru/text/79/234/39412-11 .php(Дата обращения: 10.03.2017).
28. Пышненко М.А. Фитотерапия как один из факторов сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Актуальные проблемы современной науки. - М.: Дрофа, 2008. - № 4. - С. 145-148.
29. Рекреационное использование ООПТ: [Электронный ресурс] -URL: http://www.studfiles.ru/preview/5288269/page:16(Дата обращения: 15.03.2017).
30. Сизых С.В. Реабилитация и социальная адаптация проблемных подростков с использованием американского опыта садовой терапии. Ботанические сады России в системе непрерывного экологического образования: Материалы 1-й Всероссийской конференции по экологическому образованию в ботанических садах (13-17 мая 2008 г.). - М.,2014. - С. 64-68.
31. Сизых С.В., Кузеванов В. Я., Белозерская С. И. [и др.] Садовая терапия: Использование ресурсов ботанического сада для социальной адаптации и реабилитации. Справочно-методическое пособие. - Иркутск: Изд-во Ирк. гос. ун-та, 2015. - 48 с.
32. Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. - М.: Просвещение,2013. - 204 с.
33. Стаценко ЕА. Экологический каркас Белгородской области как основа устойчивого развития региона // Географические основы формирования экологических сетей в России и Восточной Европе. - Белгород, 2014. - Ч. 1. - 312 с.
34. Стаценко Е.А.Экологический каркас Белгородской области как основа устойчивого развития региона//Географические основы формирования экологических сетей в России и Восточной Европе. - Ч. 1. - М.,2012. - С.23-28.
35. Уникальные научные установки: [Электронный ресурс] - URL: http://ckp-rf.ru/usu/200997(Дата обращения 15.03.17).
36. Холодова Р.А. Ботанический сад Белгородского государственного университета как объект экологического туризма. // Проблемы региональной экологии. - Белгород, 2007. - № 6. -С.104-108


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ