ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
|
Введение 4
1 Ценностные ориентации личности в контексте субъективного благополучия 7
1.1 Ценностные ориентации и установки личности 7
1.2 Субъективное благополучие личности 21
1.3 Субъективное благополучие и ценностно-смысловая сфера личности 33
2 Методология исследования ценностно-смысловой сферы и субъективного
благополучия личности 39
2.1 Обзор методик диагностики ценностно-смысловой сферы личности 39
2.2 Обзор методик диагностики уровня субъективного благополучия личности .... 44
3 Эмпирическое исследование связи ценностно-смысловой сферы с уровнем
субъективного благополучия личности 48
3.1 Характеристика выборки и организация исследования 48
3.2 Описание результатов исследования 49
3.3 Анализ с помощью математических методов результатов эмпирического исследования 58
3.4 Итоги эмпирического исследования 60
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 71
1 Ценностные ориентации личности в контексте субъективного благополучия 7
1.1 Ценностные ориентации и установки личности 7
1.2 Субъективное благополучие личности 21
1.3 Субъективное благополучие и ценностно-смысловая сфера личности 33
2 Методология исследования ценностно-смысловой сферы и субъективного
благополучия личности 39
2.1 Обзор методик диагностики ценностно-смысловой сферы личности 39
2.2 Обзор методик диагностики уровня субъективного благополучия личности .... 44
3 Эмпирическое исследование связи ценностно-смысловой сферы с уровнем
субъективного благополучия личности 48
3.1 Характеристика выборки и организация исследования 48
3.2 Описание результатов исследования 49
3.3 Анализ с помощью математических методов результатов эмпирического исследования 58
3.4 Итоги эмпирического исследования 60
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 71
В современном мире все больше внимания уделяется исследованию личности во всей уникальности ее внутреннего мира, а перед учеными- психологами все чаще встает вопрос о поддержании психологического здоровья человека. Стоит сказать, что психологическое здоровье частично находит отражение в субъективном благополучии личности, том относительном уровне комфорта, способствующем реализации индивидом своих целей и повседневных задач. В свою очередь, сформированные социально-психологические образования в виде убеждений, ценностей и установок также благоприятствуют гармоничному функционированию личности как наедине с собой, так и в пространстве социального взаимодействия.
Рассматривая ценностно-смысловую сферу личности как регулятор поведения индивида, она выступает и как формирующее звено представлений о «хорошей» или «плохой» жизни. В зависимости от наличия тех или иных компонентов в реальной жизнедеятельности индивида и соотнесении их с ценностно-смысловой сферой формируется и общее представление о качестве жизни и переживание субъективного благополучия.
Субъективное благополучие личности - это регулятор жизнедеятельности. Это тот самый феномен, который олицетворяет собой естественное стремление человека к внутренней гармонии, равновесию и комфорту. Основная проблема заключается в том, что в актуальных условиях общественного развития осуществляется влияние, прежде всего, извне как на саму личность, так и на его общую направленность, систему ценностей и установок, влияние социума также распространяется и на формирование внешних и внутренних критериев оценки себя и внутренних отношений личности.
Актуальность данной научной работы обусловлена важностью понимания субъективного благополучия и его влияния на жизнедеятельность человека. Современное общество не испытывает недостатка в удовлетворении потребностей первой ступени пирамиды Маслоу, таких как потребность в пище и отдыхе. Однако так как ритм жизни меняется и все больше и больше набирает обороты, перед человеком на первый план выходят потребности в удовлетворении своего психологического комфорта. С повышением уровня жизни необходимо повышать и психологическое благополучие для более эффективного взаимодействия индивида с обществом и самим собой.
Качество жизни становится важнее, чем показатели экономического процветания, а личное счастье и психологический комфорт, вследствие увеличивающейся тенденции к индивидуализму занимают все больше внимания, как у ученых, так и у простых обывателей, далеких от мира теоретической науки.
Цель дипломной работы - исследовать связь между уровнем
субъективного благополучия и ценностными ориентациями.
В качестве эмпирического объекта было выбрано четыре группы студентов в возрасте от 17 до 23 лет разных направлений подготовки (психология, социология, инноватика, машиностроение). Общая численность респондентов составляет 80 человек.
Теоретическим объектом в данной работе выступают ценностные ориентации личности.
Предмет исследования - ценностные ориентации студентов с разным уровнем субъективного благополучия.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации у студентов с разным уровнем субъективного благополучия отличаются.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Исследовать научную литературу по теме «Ценностные ориентации личности» и «Субъективное благополучие личности»;
2. Исследовать уровень субъективного благополучия и ценностно - смысловую сферу личности;
3. Проанализировать полученные с помощью исследования результаты;
4. Установить связь между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия личности.
Исследование проводилось на базе Дальневосточного Федерального университета. Данные об уровне субъективного благополучия были получены с помощью методик «Шкала психологического благополучия К. Рифф (Адаптация Т.Д. Шевеленковой - Т.П. Фесенко» и «Шкала субъективного благополучия А.Перуэ-Баду (Адаптация М.В. Соколовой)». Исследование ценностно-смысловой сферы личности проводилось с помощью методик «Ценностные ориентации М. Рокича» и «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г.Сенина».
Практическая значимость данной дипломной работы обусловлена тем, что необходимо четкое понимание феномена субъективного благополучия для более эффективного функционирования личности в социуме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения, проиллюстрирована 6 схемами.
Рассматривая ценностно-смысловую сферу личности как регулятор поведения индивида, она выступает и как формирующее звено представлений о «хорошей» или «плохой» жизни. В зависимости от наличия тех или иных компонентов в реальной жизнедеятельности индивида и соотнесении их с ценностно-смысловой сферой формируется и общее представление о качестве жизни и переживание субъективного благополучия.
Субъективное благополучие личности - это регулятор жизнедеятельности. Это тот самый феномен, который олицетворяет собой естественное стремление человека к внутренней гармонии, равновесию и комфорту. Основная проблема заключается в том, что в актуальных условиях общественного развития осуществляется влияние, прежде всего, извне как на саму личность, так и на его общую направленность, систему ценностей и установок, влияние социума также распространяется и на формирование внешних и внутренних критериев оценки себя и внутренних отношений личности.
Актуальность данной научной работы обусловлена важностью понимания субъективного благополучия и его влияния на жизнедеятельность человека. Современное общество не испытывает недостатка в удовлетворении потребностей первой ступени пирамиды Маслоу, таких как потребность в пище и отдыхе. Однако так как ритм жизни меняется и все больше и больше набирает обороты, перед человеком на первый план выходят потребности в удовлетворении своего психологического комфорта. С повышением уровня жизни необходимо повышать и психологическое благополучие для более эффективного взаимодействия индивида с обществом и самим собой.
Качество жизни становится важнее, чем показатели экономического процветания, а личное счастье и психологический комфорт, вследствие увеличивающейся тенденции к индивидуализму занимают все больше внимания, как у ученых, так и у простых обывателей, далеких от мира теоретической науки.
Цель дипломной работы - исследовать связь между уровнем
субъективного благополучия и ценностными ориентациями.
В качестве эмпирического объекта было выбрано четыре группы студентов в возрасте от 17 до 23 лет разных направлений подготовки (психология, социология, инноватика, машиностроение). Общая численность респондентов составляет 80 человек.
Теоретическим объектом в данной работе выступают ценностные ориентации личности.
Предмет исследования - ценностные ориентации студентов с разным уровнем субъективного благополучия.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации у студентов с разным уровнем субъективного благополучия отличаются.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Исследовать научную литературу по теме «Ценностные ориентации личности» и «Субъективное благополучие личности»;
2. Исследовать уровень субъективного благополучия и ценностно - смысловую сферу личности;
3. Проанализировать полученные с помощью исследования результаты;
4. Установить связь между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия личности.
Исследование проводилось на базе Дальневосточного Федерального университета. Данные об уровне субъективного благополучия были получены с помощью методик «Шкала психологического благополучия К. Рифф (Адаптация Т.Д. Шевеленковой - Т.П. Фесенко» и «Шкала субъективного благополучия А.Перуэ-Баду (Адаптация М.В. Соколовой)». Исследование ценностно-смысловой сферы личности проводилось с помощью методик «Ценностные ориентации М. Рокича» и «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г.Сенина».
Практическая значимость данной дипломной работы обусловлена тем, что необходимо четкое понимание феномена субъективного благополучия для более эффективного функционирования личности в социуме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения, проиллюстрирована 6 схемами.
Осознание индивидом собственного благополучия, безусловно, имеет важное значение, прежде всего, для него самого. Существуя в атмосфере психологического комфорта, создавая и поддерживая его вокруг себя личность наиболее продуктивна. Это оказывает благоприятное влияние как на самого человека, на окружающих его людей, так и на его профессиональные успехи. Таким образом, разработка проблемы субъективного благополучия личности и его взаимосвязь с остальными сферами жизнедеятельности индивида является актуальной.
В рамках данной выпускной работы были проанализированы теоретические труды, статьи, методические и учебные пособия зарубежных и отечественных ученых-психологов. Установлено значение ценностно-смысловой сферы для индивида в процессе его повседневной деятельности. Проанализирован феномен субъективного благополучия, для которого важную роль играет сформированность ценностно-смысловой сферы и ее собственной непротиворечивости, как детерминанты. Это обуславливает интегрированность личности, насколько ее направленность и реализация целей или потребностей определяется внутренними, а насколько внешними факторами, в той или иной системе отношений.
Для проверки выдвинутой гипотезы о наличии связи между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия, было проведено масштабное исследование. В качестве респондентов были выбраны студенческие группы разных направлений подготовки. Проанализировав полученные результаты, нам удалось не только установить качественные различия ценностных ориентаций у лиц с высоким, средним и низким уровнями субъективного благополучия, но и количественно проверить данные с помощью методов математической статистики.
Стоит отметить, что выдвинутая гипотеза о наличии связи между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия подтвердилась на 5% уровне значимости.
Подводя итог проделанной работе, стоит сказать, что проблема субъективного благополучия личности недостаточно разработана. Данные, полученные в рамках выпускной квалификационной работы в дальнейшем можно использовать для формирования у студентов более высокого уровня субъективного благополучия, что в дальнейшем положительно скажется на адаптации к новым условиям жизни, будь то новое учебное заведение или трудовой коллектив. Последующая исследовательская деятельность в рамках разработки проблемы субъективного благополучия как контекста для других личностных образований принесет большую пользу всему научному сообществу.
В рамках данной выпускной работы были проанализированы теоретические труды, статьи, методические и учебные пособия зарубежных и отечественных ученых-психологов. Установлено значение ценностно-смысловой сферы для индивида в процессе его повседневной деятельности. Проанализирован феномен субъективного благополучия, для которого важную роль играет сформированность ценностно-смысловой сферы и ее собственной непротиворечивости, как детерминанты. Это обуславливает интегрированность личности, насколько ее направленность и реализация целей или потребностей определяется внутренними, а насколько внешними факторами, в той или иной системе отношений.
Для проверки выдвинутой гипотезы о наличии связи между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия, было проведено масштабное исследование. В качестве респондентов были выбраны студенческие группы разных направлений подготовки. Проанализировав полученные результаты, нам удалось не только установить качественные различия ценностных ориентаций у лиц с высоким, средним и низким уровнями субъективного благополучия, но и количественно проверить данные с помощью методов математической статистики.
Стоит отметить, что выдвинутая гипотеза о наличии связи между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия подтвердилась на 5% уровне значимости.
Подводя итог проделанной работе, стоит сказать, что проблема субъективного благополучия личности недостаточно разработана. Данные, полученные в рамках выпускной квалификационной работы в дальнейшем можно использовать для формирования у студентов более высокого уровня субъективного благополучия, что в дальнейшем положительно скажется на адаптации к новым условиям жизни, будь то новое учебное заведение или трудовой коллектив. Последующая исследовательская деятельность в рамках разработки проблемы субъективного благополучия как контекста для других личностных образований принесет большую пользу всему научному сообществу.
Подобные работы
- ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЮНОШЕЙ С РАЗНЫМ ТИПОМ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Ценностные ориентации юношей и девушек из неполных семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2024 - СВЯЗЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ У СОТРУДНИКОВ МЧС
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА И СУБЪЕКТИВНОГО
БЛАГОПОЛУЧИЯ У ЖЕНЩИН И МУЖЧИН РАЗНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И
ОДИНОЧЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Ценностно-ориентационное единство супругов в контексте
удовлетворенности браком
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СВЯЗЬ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С
СОГЛАСОВАННОСТЬЮ АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ
ВОСПОМИНАНИЙ И ЛОКУСА КОНТРОЛЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4630 р. Год сдачи: 2020



