Введение 4
1 Ценностные ориентации личности в контексте субъективного благополучия 7
1.1 Ценностные ориентации и установки личности 7
1.2 Субъективное благополучие личности 21
1.3 Субъективное благополучие и ценностно-смысловая сфера личности 33
2 Методология исследования ценностно-смысловой сферы и субъективного
благополучия личности 39
2.1 Обзор методик диагностики ценностно-смысловой сферы личности 39
2.2 Обзор методик диагностики уровня субъективного благополучия личности .... 44
3 Эмпирическое исследование связи ценностно-смысловой сферы с уровнем
субъективного благополучия личности 48
3.1 Характеристика выборки и организация исследования 48
3.2 Описание результатов исследования 49
3.3 Анализ с помощью математических методов результатов эмпирического исследования 58
3.4 Итоги эмпирического исследования 60
Заключение 63
Список литературы 65
Приложение 71
В современном мире все больше внимания уделяется исследованию личности во всей уникальности ее внутреннего мира, а перед учеными- психологами все чаще встает вопрос о поддержании психологического здоровья человека. Стоит сказать, что психологическое здоровье частично находит отражение в субъективном благополучии личности, том относительном уровне комфорта, способствующем реализации индивидом своих целей и повседневных задач. В свою очередь, сформированные социально-психологические образования в виде убеждений, ценностей и установок также благоприятствуют гармоничному функционированию личности как наедине с собой, так и в пространстве социального взаимодействия.
Рассматривая ценностно-смысловую сферу личности как регулятор поведения индивида, она выступает и как формирующее звено представлений о «хорошей» или «плохой» жизни. В зависимости от наличия тех или иных компонентов в реальной жизнедеятельности индивида и соотнесении их с ценностно-смысловой сферой формируется и общее представление о качестве жизни и переживание субъективного благополучия.
Субъективное благополучие личности - это регулятор жизнедеятельности. Это тот самый феномен, который олицетворяет собой естественное стремление человека к внутренней гармонии, равновесию и комфорту. Основная проблема заключается в том, что в актуальных условиях общественного развития осуществляется влияние, прежде всего, извне как на саму личность, так и на его общую направленность, систему ценностей и установок, влияние социума также распространяется и на формирование внешних и внутренних критериев оценки себя и внутренних отношений личности.
Актуальность данной научной работы обусловлена важностью понимания субъективного благополучия и его влияния на жизнедеятельность человека. Современное общество не испытывает недостатка в удовлетворении потребностей первой ступени пирамиды Маслоу, таких как потребность в пище и отдыхе. Однако так как ритм жизни меняется и все больше и больше набирает обороты, перед человеком на первый план выходят потребности в удовлетворении своего психологического комфорта. С повышением уровня жизни необходимо повышать и психологическое благополучие для более эффективного взаимодействия индивида с обществом и самим собой.
Качество жизни становится важнее, чем показатели экономического процветания, а личное счастье и психологический комфорт, вследствие увеличивающейся тенденции к индивидуализму занимают все больше внимания, как у ученых, так и у простых обывателей, далеких от мира теоретической науки.
Цель дипломной работы - исследовать связь между уровнем
субъективного благополучия и ценностными ориентациями.
В качестве эмпирического объекта было выбрано четыре группы студентов в возрасте от 17 до 23 лет разных направлений подготовки (психология, социология, инноватика, машиностроение). Общая численность респондентов составляет 80 человек.
Теоретическим объектом в данной работе выступают ценностные ориентации личности.
Предмет исследования - ценностные ориентации студентов с разным уровнем субъективного благополучия.
Гипотеза исследования: ценностные ориентации у студентов с разным уровнем субъективного благополучия отличаются.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Исследовать научную литературу по теме «Ценностные ориентации личности» и «Субъективное благополучие личности»;
2. Исследовать уровень субъективного благополучия и ценностно - смысловую сферу личности;
3. Проанализировать полученные с помощью исследования результаты;
4. Установить связь между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия личности.
Исследование проводилось на базе Дальневосточного Федерального университета. Данные об уровне субъективного благополучия были получены с помощью методик «Шкала психологического благополучия К. Рифф (Адаптация Т.Д. Шевеленковой - Т.П. Фесенко» и «Шкала субъективного благополучия А.Перуэ-Баду (Адаптация М.В. Соколовой)». Исследование ценностно-смысловой сферы личности проводилось с помощью методик «Ценностные ориентации М. Рокича» и «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) И.Г.Сенина».
Практическая значимость данной дипломной работы обусловлена тем, что необходимо четкое понимание феномена субъективного благополучия для более эффективного функционирования личности в социуме.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения, проиллюстрирована 6 схемами.
Осознание индивидом собственного благополучия, безусловно, имеет важное значение, прежде всего, для него самого. Существуя в атмосфере психологического комфорта, создавая и поддерживая его вокруг себя личность наиболее продуктивна. Это оказывает благоприятное влияние как на самого человека, на окружающих его людей, так и на его профессиональные успехи. Таким образом, разработка проблемы субъективного благополучия личности и его взаимосвязь с остальными сферами жизнедеятельности индивида является актуальной.
В рамках данной выпускной работы были проанализированы теоретические труды, статьи, методические и учебные пособия зарубежных и отечественных ученых-психологов. Установлено значение ценностно-смысловой сферы для индивида в процессе его повседневной деятельности. Проанализирован феномен субъективного благополучия, для которого важную роль играет сформированность ценностно-смысловой сферы и ее собственной непротиворечивости, как детерминанты. Это обуславливает интегрированность личности, насколько ее направленность и реализация целей или потребностей определяется внутренними, а насколько внешними факторами, в той или иной системе отношений.
Для проверки выдвинутой гипотезы о наличии связи между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия, было проведено масштабное исследование. В качестве респондентов были выбраны студенческие группы разных направлений подготовки. Проанализировав полученные результаты, нам удалось не только установить качественные различия ценностных ориентаций у лиц с высоким, средним и низким уровнями субъективного благополучия, но и количественно проверить данные с помощью методов математической статистики.
Стоит отметить, что выдвинутая гипотеза о наличии связи между ценностными ориентациями и уровнем субъективного благополучия подтвердилась на 5% уровне значимости.
Подводя итог проделанной работе, стоит сказать, что проблема субъективного благополучия личности недостаточно разработана. Данные, полученные в рамках выпускной квалификационной работы в дальнейшем можно использовать для формирования у студентов более высокого уровня субъективного благополучия, что в дальнейшем положительно скажется на адаптации к новым условиям жизни, будь то новое учебное заведение или трудовой коллектив. Последующая исследовательская деятельность в рамках разработки проблемы субъективного благополучия как контекста для других личностных образований принесет большую пользу всему научному сообществу.
1 Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. - 1984. - № 5. - С. 63-70.
2 Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания. Избранные психологические труды. / Б. Г. Ананьев - Изд. 3-е. - М.: МПСИ, 2008. - 432 с.
3 Андронникова, О. О. Психологическое благополучие и здоровье как актуальная потребность современного человека в рамках девиктимизации / О. О. Андронникова, Е. В. Ветерок // Вестник КемГУ. - 2016. - №1 (65). - С. 72-76.
4 Бенко, Е. В. Обзор зарубежных публикаций , посвященных исследованию благополучия // Вестник ЮУрГУ. Серия Психология. - 2015. - № 2. - С. 5-13.
5 Бондаренко, М. В. Теоретические подходы к пониманию психологического благополучия личности // Молодежь и наука : мат-лы VI Всерос. науч.-техн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras. ru/sites/mn2010/pdf/15/601_1.pdf
6 Бочарова, Е. Е. К вопросу о внутренних детерминантах субъективного благополучия // Известия ПГПУ. - 2005. - № 6(10) - С. 226-231.
7 Бочарова, Е. Е. Стратегии поведения и субъективное благополучие личности // Вопросы общей и социальной психологии. Саратов. - 2005. - С. 67¬75.
8 Братусь, Б. С. Аномалии личности. - М. : Книга по требованию, 2012. - 453 с.
9 Бубнова, С. С Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. - 1999. - № 5. - С. 38-44.
10 Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПБ. : Питер, 2017. - 384 с.
11 Волков, Ю. Г. Социология / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая. - М. : Гардарики, 2001. - 432 с.
12 Гарванова, М. З. Исследование ценностей в современной психологии / М. З Гарванова, И. Г. Гарванов // Современная психология: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6339/
13 Гуревич, П. С. Психология личности : учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М. : Инфра-М, 2015. - 413 с.
14 Джидарьян, И. А. Проблема общей удовлетворенности жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование / Е.В. Антонова, И.А. Джидарьян // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С. 76-94.
15 Карандышев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство - СПБ. : Речь, 2004. - 72 с.
16 Карапетян, Л. В. Теоретические подходы к пониманию субъективного благополучия [Электронный ресурс] / Л. В. Карапетян - Режим доступа: http: //elar.urfu.ru/bitstream/10995/24003/3/iurp-2014-123-19. pdf
17 Карелин, А. А. Методика «Ценностные ориентации» Рокича
[Электронный ресурс] // Материал Psylab.info : энциклопедия
психодиагностики. - Режим доступа: http://psylab.info/index.php?title=
Методика_«Ценностные_ориентации»_Рокича&oldid=6777
18 Копина, О. С. Экспресс-диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников / Е.В. Заикин, О.С. Копина, Е.А. Суслова // Вопросы психологии. - 2005. - № 3. - С. 119-132.
19 Кужильная, А. В. О подходах к изучению субъективного благополучия личности в зарубежных исследованиях // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015 г. - № 1(60). - С. 83-86.
20 Куликов, Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. - 2000. - 476-510 с.
21 Куликов, Л. В. Психические состояния. / В. Н. Дружинин, Л. В. Куликов. - СПб. : Питер, 2000. - 512 с.
22 Леонтьев, А. А. Ключевые идеи Л. С. Выготского //
Психологический журнал. - 2001. - №4. - С. 9-14.
23 Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций / Д. А. Леонтьев. - M. : Смысл, 1992. - 17 с.
24 Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. // Психология общения. Энциклопедический словарь. / Ред. А. Бодалев. - М. : Когито-центр, 2011. - С. 456-457.
25 Леонтьев, Д. А. Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности. - Изд. 2-е. - М. : Смысл, 2003. - 488 с.
26 Мазов, Н. Ю Ценности и ценностное содержание спорта // Известия УрФУ - 2008. - №3. - 116-122 с.
27 Манукян, В. Р. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий / В. Р. Манукян, Е. Г. Трошихина // Вестник Пермского университета. Сер. Психология. - 2016. - Вып. 2(26). - С. 77-85.
28 Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы. / А. Маслоу. - М. : Смысл, 2011. - 496 с.
29 Маслоу, А. Психология бытия: Пер. С англ. - Киев : Ваклер, 1997. - 304 с.
30 Момов, В. Человек, мораль, воспитание : Пер. С болг. - М. : Прогресс, 1975. - 168 с.
31 Мотков, О. И. Психологическая гармония [Электронный ресурс] /
О. И. Мотков - Режим доступа: http://
www.ucheba.com//met_rus/k_psihologiya/kpsihollich-nost/m_obraz_/htm
32 Мясищев, В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. - Изд. 4-е. - М. : МПСИ, 2011. - 400 с.
33 Оллпорт, Г. Личность в психологии : Пер. С англ. / Г. Олпорт. - СПб. : Ювента, 1998. - 345 с.
34 Платонов, К. К. Структура и развитие личности. / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1986. - 256 с.
35 Потапова, И. И. Система ценностных ориентаций и направленность личности // Научные исследования в образовании. - 2010. - Вып. 6. - С. 1-5.
36 Роджерс, К. Клиентоцентрированная терапия : Пер. С англ. /К. Роджерс. - М. : Рефл-бук, 1997. - 320 с.
37 Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / гл. ред. Е. А. Егерева. - СПБ. : Питер, 2015. - 713 с.
38 Садальская, Е.В. Личностные факторы в оценке качества жизни и психологического благополучия / А.М. Абдразякова, С.Н. Ениколопов, Е.В. Садальская // Ежегодник российского психологического общества. - 2003. - Т.7.
- С. 15-19.
39 Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - СПБ. : Издательство Ленинградского унивеситета, 1990. - 360 с.
40 Созонтов, А. Е. Гедонистический и эвдемонестический подходы к проблеме психологического благополучия // Вопросы психологии. - 2006. - №4.
- С. 105-114.
41 Созонтов, А. Е. Основные жизненные стратегии российских студентов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14 «Психология». - 2003. - № 3. - С. 15¬23.
42 Соколова, М.В. Шкала субъективного благополучия / М. В. Соколова. - Изд. 2-е. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 1996. - 17 с.
43 Титкова, Л.С. Математические методы в психологии : учеб.пособие для вузов / Л. С. Титкова. - Вл-к. : Издательство Дальневосточного Федерального университета, 2002. - 140 с.
44 Тихомиров, А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования / А. В. Тихомиров // Персонал-profi Екатеринбург. - 2001. - Вып.2, часть 1.
45 Узнадзе, Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб. : Питер, 2001.
- С. 87-91.
46 Фейдимен, Дж., Теория и практика личностно-ориентированной психологии: в 2 т. : Пер. С англ. / Р. Фрейгер, Дж. Фейдимен - М. : Б.и., 1996. - 430 с.
47 Фесенко, П. П. Осмысленность жизни и психологическое
благополучие личности : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.01 - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002973802#?page=4
48 Фесенко, П. П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально культурную специфику? // Журнал Высшей школы экономики. - 2005. - № 4. - С. 132-138.
49 Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. - М. : Изд-во Института Психотерапии. 2002. - C.467-470
50 Франкл, В. Человек в поисках смысла : Пер. С англ. И нем. / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.
51 Харченко, Л. Н. Понятие «ценность» в отечественной научной литературе: к постановке проблемы / О. В. Березовская, Л. Н. Харченко // Вестник ИрГТУ. - 2013. - № 5 - С. 294-299.
52 Шамионов, P.M. Психология субъективного благополучия: (к
разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2012. - № 2.
— 144-147 с.
53 Шамионов, Р. М. Сбъективное благополучие и ценностно - смысловые образования личности в профессиональной сфере // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2006. - С. 104-109.
54 Шамионов, Р.М. Субъективное благополучие личности:
психологическая картина и факторы. - Саратов : Изд-во «Научная книга», 2008.
- 296 с.
55 Шаровская, А. В. Самоактуализация личности в условиях общества потребления : автореф. дис. ... д - ра философ. наук / Шаровская А. В. - Саранск, 2014. - 20 с.
56 Шевеленкова, Т.Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - Вып.3. - С. 95-121.
57 Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности
[Электронный ресурс] / Э. Шпрангер - Режим доступа:
http://stomfaq.ru/predislovie-2-ponyatie-o-lichnosti-obshie-problemi-6/index9.html
58 Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи : пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Санкт-Петербург : Каро, 2008. - 432 с.
59 Яницкий, М.С. Основные методологические подходы к изучению ценностно-смысловой сферы личности / Серый А. В., Яницкий М. С. // Вестник КемГУКИ. - 2012. - Вып. 19. - С. 82-97.
60 Bradburn, N. The structure of psychological well-being [Электронный
ресурс] / N. Bradburn - Режим доступа:
URL:http://www.norc.org/PDFs/publications/BradburnN_Struc_Psych_Well_Being. pdf