ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 8
1.1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 8
1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ
ЗАВИСИМОСТЬЮ 14
1.3. АРТ-ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ
ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 19
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 28
ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ
ЗАВИСИМОСТЬЮ Error! Bookmark not defined.
2.1. ДИАГНОСТИКА АГРЕССИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С
АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 31
2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С
ПОДРОСТКАМИ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ ПО СНИЖЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ 42
2.3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПИИ КАК СРЕДСТВА
КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С АЛКОГОЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ 52
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ. 71
Актуальность исследования. Повышенная агрессивность подростков одной из острых проблем не только для социальных педагогов и психологов, но и для общества в целом. Изучение агрессивности в подростковом возрасте особенно важно, именно, тогда данное свойство характеристика находится в стадии становления и когда еще могут быть приняты современные корректирующие меры.
Для большинства детей типичны те или иные формы агрессии. Однако, в определенном возрастном периоде агрессия как постоянная форма поведения не только сохраняется, но и развивается, делая ее постоянным качеством человека. В результате снижается жизненный потенциал подростка, изменяется его способность продуктивно общаться, искажается его развитие личности. Агрессивный подросток создает много проблем не только для других, но и для себя.
Особое беспокойство вызывает то, что с каждым годом число детей, способных проявлять агрессивность, часто обусловленную алкоголизмом родителей, и их становится все больше и больше. Алкоголизм родителей провоцирует проявление агрессии по отношению к собственным детям и это, безусловно вызывает агрессивную реакция и, как следствие формирование агрессивности у самих подростков. Проявления агрессивности подростков может выражаться в отношении к окружающим, а также и по отношению к самим себе. Одним из «мощных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие личности подростка, это пьянство родителей» [10, с. 29].
На сегодняшний день проблема злоупотребления алкоголем в России становится не то, чтобы «актуальной», но фатальной и роковой. Помимо общего роста употребления спиртного населением и соответствующим увеличения заболеваемости алкогольной зависимостью, отмечается ярко выраженная направленность к росту агрессии подростков, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью.
Особенности алкогольного поведения в определенной степени говорят о специфике психологических механизмов формирования агрессии подростков в данных семьях. Считается, что степень психологического неблагополучия в семьях с алкогольной зависимостью для подростков является очень высокой.
Употребление алкоголя имеет существенные медицинские, социальные и экономические последствия. Оно обуславливает деградацию личности, формируя глубокие личностные и психологические изменения не только у личности, употребляющей алкоголь, но и существенно влияет на психологическое состояние ближайшего окружения. Приводит к таким последствиям, как, депрессия, суицидальное, делинквентное поведение, дезаптация, нарушение здоровья и генофонда нации. Семьи с алкогольной зависимостью обладают меньшим контролем над окружением, низким самопринятием, самооценкой и позитивным отношением к окружающим. Все это негативно сказывается на формировании личности подростков, воспитывающихся в семьях с алкогольной зависимостью, и соответственно ведут к росту подростковой агрессии.
Существует ряд противоречий:
- между необходимостью коррекции агрессивности подростков и наличием субъективно-психологических факторов, одним из которых является семья, где злоупотребляют алкоголем, тем самым провоцируют рост агрессии у несовершеннолетних;
- между наличием разнообразных средств коррекции агрессивности и недостаточной изученностью возможностей арт-терапии в коррекционной работе с подростками из семей с алкогольной зависимостью.
Проблема исследования заключается в выявлении возможностей арт- терапии в коррекции агрессивности подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Обозначенные противоречия и проблема исследования позволили сформулировать тему: «Коррекция агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью посредством арт-терапии.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить эффективность арт-терапии как средства коррекции агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Объект исследования агрессивность подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Предмет исследования: арт-терапия как средство коррекции
агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Для решения проблемы были поставлены следующие задачи:
^Проанализировать проблему агрессивности в психолого-педагогической литературе.
2. Раскрыть психологические особенности подростков из семей с алкогольной зависимостью.
3. Рассмотреть арт-терапию как средство коррекции агрессивности подростков из семей с алкогольной зависимостью.
4. Осуществить диагностику уровня агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью.
5. Реализовать арт-терапию в коррекционной работе по снижению агрессивности подростков из семей с алкогольной зависимостью.
6. Проанализировать эффективность опытно-экспериментальной работы по коррекции агрессивности подростков из семей с алкогольной зависимостью арт-терапией.
Гипотеза: возможно, коррекционная работа по снижению агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью будет эффективной, если в качестве средства использовать арт-терапию (изотерапию, музыкотерапию, театротерапию, сказкотерапию, танцевальную терапию, игротерапию).
Методологической основой данного исследования являются:
- теория изучения личностной агрессивности (Ю.А. Александровский, О.М. Боканова, В.П. Зинченко, А.Б. Леонова, М.Ф. Фролов, Ю.В. Щербатых), подходы к пониманию агрессивности(Г.И. Косицкий, В.И. Медведев, В.В. Суворова и др.), психологические теории агрессивности (Л.И. Анцыферова, О.А. Васильева, Н.В. Вострокнутов и др.), концепция построения системы психолого-педагогической коррекции агрессивности (О.П. Карпова, О.В. Лозгачева, В.А. Бодров, Т.С. Тихомирова, Л.М. Аболин, Н.И. Бережная), арт- терапия как средство психологической коррекции (Ж. Ю. Кара, Н.В. Серов, О.В. Чащина).
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Эмпирические: тестирование, психолого-педагогический
эксперимент;
3. Количественная и качественная обработка данных (методы
математической статистики - критерий Фишера).
База исследования: МАОУ Голышмановская СОШ № 2. В исследовании принимали участие школьники 9-х классов в количестве 40 человек, в том числе 10 подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Исследование проводилось в три этапа.
Первый этап - постановочный (май, 2019 г. - июнь, 2019 г.) на этом этапе выявлялись противоречия, проблема, изучалась психолого-педагогическая литература, осуществлялась постановка цели и задач исследования, формулировалась гипотеза, определялся объект и предмет исследования.
Второй этап - собственно-исследовательский (июль, 2019 г. - январь, 2020 г.) осуществлялся отбор методов и методик диагностики, их реализация, проверка гипотезы, реализовывалась коррекционная работа посредством арт- терапии и проверялась ее эффективность.
Третий этап - оформительско - внедренческий: (февраль 2020 г. - июнь 2020 г.) осуществлялась систематизация результатов исследования, апробация, оформление результатов выпускной квалификационной работы.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «агрессивность» применительно к подросткам из семей с алкогольной зависимостью; раскрытии особенностей проявления агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью; разработке, научном и теоретическом обосновании, и экспериментальной проверке эффективности использования арт-терапии как средства коррекции агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Практическая значимость исследования заключается в использовании результатов исследования в работе педагогов-психологов, школьных учителей для применения в качестве средства коррекции агрессивности у подростков арт-терапии из семей с алкогольной зависимостью.
Апробация результатов исследования осуществлялась на методических объединениях и педагогических советах МАОУ Голышмановская СОШ № 2.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 55 литературных источников, 16 таблиц, 8 рисунков.
Объем работы без приложений составляет 70 страниц печатного текста в компьютерной обработке.
Повышенная агрессивность детей подросткового возраста является одной из самых острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Растущая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, проливает свет на задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Изучение агрессивности в подростковом возрасте особенно важно, именно, тогда данное свойство характеристика находится в стадии формирования и когда еще могут быть приняты современные корректирующие меры.
Агрессивность представляет собой деструктивную, разрушительную форму поведения, направленную на причинение психического или физического вреда другому человеку (объекту нападения), состоящую из познавательного, волевого и эмоционального компонентов. Признаками проявления агрессивности могут быть: сквернословие, драчливость, враждебность, дерзость, злые шутки, жестокое обращение с животными, неумение сдерживать эмоции, подозрительность, раздражение и др. Выделяют две основные формы агрессивности: вербальная и физическая.
Основными причинами агрессивностив старшем подростковом возрасте могут выступать: недовольство собой, неуверенность в себе, чувство вины, недоверие, плохое самочувствие, переутомление, алкоголь, наркотические вещества, медицинские препараты, детские психические травмы и дефекты воспитания, строгое воспитание, фильмы, игры, телепередачи со сценами насилия.
Психолого-педагогическая коррекция агрессивности- это система мероприятий, направленных на исправление недостатков поведения человека с помощью специальных психолого-педагогических средств и методов воздействия, таких как: игра, самовыражение, сублимирование агрессии, участие в тренинговых группах и др.
Выделяются две основные формы психолого-педагогической коррекции: симптоматическая, направленная на симптомы отклонений в развитии, и коррекция, устраняющая источник и причины отклонений в развитии.
Наиболее эффективным средством коррекции агрессивности подросков выступает арт-терапия.Арт-терапия в переводе с английского означает лечение изобразительным творчеством (в переводе с английского «art» - искусство, «therapy» - лечение).Выделяют основные виды арт-терапии: изотерапия, сказкотерапия, музцкотерапия, танцевальная и фототерапия.
Все перечисленные виды арт-терапии могут быть использованы как средство для осуществления коррекция агрессивного поведения в том числе подростков из семеей с алкогольной зависимостью.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МАОУ Голышмановская СОШ № 2. В исследовании принимали участие 40
школьников 9-х классов, в том числе 9 подростков из семей с алкогольной зависимостью (из них 5 из 9 «А» - экспериментальная группа, и 5 из 9 «Б» - контрольная группа). Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что у подростков из семей с алкогольной зависимостью проявляется высокий уровень агрессивности (у 60% респондентов в контрольной и экспериментальной группах). Это позволило нам говорить о необходимости проведения коррекционной работы по снижению агрессивности посредством арт-терапии. Было проведено 10 занятий с частотой 3 занятия в неделю.
На третьем, контрольном этапе исследования, мы проверяли эффективность реализации арт-терапии как средства коррекции, агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью.
Оказалось, что в контрольной группе произошло увеличение числа агрессивных подростков с 60% (3 человека) до 80% ( 4 человека). Это можно объяснить отсутствием целенаправленной коррекционной работы по снижению агрессивности у подростков из семей с алкогольной зависимостью.
В экспериментальной группе 1 подросток с высоким уровнем (20%), и 4 с низким (80%). Со средним уровнем испытуемых не выявлено.Для проверки
эффективности проделанной работы мы применили методы математической статистики (угловое преобразование Фишера). Оказалось, что ф*эмп = 2.035. Полученное эмпирическое значение ф* находится в зоне неопределенности. Н0 отвергается. А значит гипотеза частично подтверждена, задачи исследования решены.
1. Агрессивны - потому чтонесчастны / В. Рахматшаева // Семья и школа. 2018. № 10. С.20-22.
2. Анастази А. Психологическое тестирование: книга 2; пер. с англ. / под ред. К.М. Гуревича, В. И. Лубовского. Москва: Педагогика, 2017. 336 с.
3. Антропологический подход к решению проблемы
психологическогоздоровья детей / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. 2017. №4. С. 105-110.
4. Арт-терапевтические методы и техники в социально¬
психологическом тренинге / Л.П. Папшева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 1. №. 3. С. 41-43.
5. Арт-терапия как средство нивелирования тревожности личности / О. В. Чащина // Вестник Московского университетаМВД России. 2018. №. 5. C. 49-55.
6. Белинская Е. П. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. Москва: Аспект Пресс, 2017. 301 с.
7. Берковиц Л. Агрессивность: причины, последствия и контроль. Санкт-Петербург.: прайм ЕВРОЗНАК, 2015. 83 с.
8. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детскогопсихиатра Москва.: Просвещение, 1988. 154 с.
9. Бэрон Р. Агрессивность. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 336 с.
10. Влияние неблагоприятных факторов микросреды наформирование аддитивногоповедения у подростков / Э. Муньягисеньи // Психологическая наука и образование. 2017. №4. С. 28-37.
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Москва: Педагогика,2011. Том 4. 433 с.
12. ДубровинаИ.В. Психологическая службав современном
образовании: рабочая кн. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 400 с.
13. Ермолаев О.Ю. Математическая статистикадля психологов: Учебник. Москва: Флинта, 2014. 336 с.
14. Журавлева Е.А. Методикадиагностики и профилактики
психологическогонеблагополучия в семье подростка: метод. пособие для специалистов муниципальных служб. Москва: МГУ, 2015. 195 с.
15. Изард К.Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург: Питер,2018. 464 с.
16. Изучение агрессивности личности / А. А. Реан // Психология изучения личности. 2016. № 9. С. 216-251.
17. Ковальчук А.В. Педагогическая коррекция агрессивности
подростков. Ярославль: ЯГПУ, 2017. 116 с.
18. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва: «Просвещение». 2019. 237 с.
19. Копытин А. И. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия. Санкт-Петербург: Речь, 2017. 144 с.
20. Копытин А.И. Теория и практикаарт-терапии. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 366 с.
21. Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. Санкт-Петербург: Питер, 2016. 196 с.
22. ЛебедеваЛ.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика,
системазанятий. Санкт-Петербург: Речь,2015. 256 с.
23. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. Москва: Политиздат, 2015. 304 с.
24. Методы арт-терапии в практике
психологическогоконсультирования / А.В. Красных // Психологический журнал Международного университетаприроды, обществаи человека «Дубна». 2018. №. 3. С. 3-9.
25. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержкадетей группы риска: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Москва: Академия, 2015. 256 с.
26. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. Москва: ТЦ Сфера, 2015. 512 с.
27. Особенности арт-терапии/Ж. Ю. Кара // Северо-Кавказский психологический вестник. 2017. Т. 8. №. 3. С. 48-51.
28. Особенности проявления агрессивности в поведении детей подростковоговозраста / Л.Г. Бортникова // Теоретические и прикладные аспекты деятельности практическогопсихолога. Сургут, 2016.C.48-55.
29. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Москва:
Просвещение, 2015. 659 с.
30. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. пособие. Москва: ВЛАДОС, 2015. 352 с.
31. Подростковая агрессивность - психологическая закономерность или социальный феномен? / Д. Журавлев // Народное образование. 2016. № 2. C.185-192. 21.
32. Психогенетика агрессивности / М. В. Алфимова, В. И. Трубников // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 112-114.
33. Психологические особенности агрессивности подростков и условия егокоррекции / Л.М. Семенюк // Мир психологии и психология в мире. 2017. №10.C. 57-63.
34. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся / А. К. Осницкая // Вопросы психологии. 2018. № 3. С. 61-69.
35. Психологическое здоровье человека / А. В. Шувалова //Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. №. 15. С. 87-100.
36. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия / сост. К.В. Сельчонок. Минск: Харвест, 2017. 656 с.
37. Пурнис Н.Е. Арт-терапия в развитии персонала. Санкт-Петербург: Речь, 2018. 176с.
38. Райс, Ф. Психология подростковогои юношескоговозраста / Ф. Райс. СПб. : Питер, 2018. 460 с.
39. Реан А. А. Агрессивность и агрессивность личности. Санкт- Петербург, 2015. 347 с.
40. Рисунок и цвет в арт-терапии / Н. В. Серов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственногоинститута психологии и социальной работы. 2017. №. 1. С. 130-141.
41. Рудестам К. Групповая психотерапия. Санкт-Петербург: Питер, 2015. 377с.
42. РычковаН.А. Поведенческие расстройствау детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. Москва: Мысль, 2016. 399 с.
43. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. Москва: Школа-Пресс, 2015. 384 с.
44. Социализация агрессивности / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский // Социальная педагогическая психология. 2017. № 11. С. 36-43.
45. Социальные отклонения 2-е изд., перераб. и доп. Москва:
Юридическая литература, 2018. 275 с.
46. Стандартизация опросникаА. Бассаи А. Дарки / А.А. Хван, Ю. А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова // Психологическая диагностика. 2017. № 1. C. 35-58.
47. Степанов В.Г. Психология трудных школьников: Учебное пособие для учителей и родителей. Москва: Академия, 2018. 320 с.
48. Теория и практика арт-терапии: методологические основания междисциплинарногоподхода / Н. Д. Пискун // Искусство и культура. 2016. №. 2. С. 127-135.
49. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессивности: научно-методические рекомендации / под ред. Н.М. Платоновой. Санкт-Петербург, 2015. 320 с.
50. Формы прохождения социализации личности / К.В. Рубчевский // Психологическая наукаи образование. 2017. №2. С. 86-91.
51. Фурманов И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 2015. 192 с.
52. ХухлаеваО. В. Основы психологическогоконсультирования и
психологической коррекции. Москва: Академия. 2017. 202 с.
53. Циркин С. Ю. Справочник попсихологии и психиатрии детскогои подростковоговозраста. Санкт-Петербург: Питер, 2018. 752 с.
54. ЩербахаС.А. Агрессивность личности: Монография. Сочи: НОЦ РАО, 2015. 68 с.
55. Юнг К. Г. Человек и его символы. Москва: Серебряные нити, 2018. 352 с.