ВВЕДЕНИЕ 3
1 Описание предметной области 6
1.1 Общая характеристика МОУ «Алексеевская СОШ» 6
1.2 Роль классного руководителя в современной школе 9
1.3 Компьютерные технологии в помощь классному руководителю 12
1.4 Постановка задачи 18
2 Проектирование деятельности классного руководителя 20
2.1 Построение модели деятельности классного руководителя «Как есть» 20
2.2 Построение модели деятельности классного руководителя «Как должно быть» 23
2.3 Логическая модель данных 24
3 Разработка АРМ классного руководителя 29
3.1 Программная реализация АРМ 29
3.2 Технико-экономическое обоснование проекта 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
В современном обществе идёт бурный процесс компьютеризации. Но, не смотря на это, в образовательной сфере до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. На сегодняшний день, основу компьютерного обеспечения информационных процессов составляют базы данных, входящие практически во все сферы человеческой деятельности. Они являются надёжным и эффективным средством представления структур данных, позволяют манипулировать данными. Системы управления базами данных отвечают за физическое размещение данных, описание данных, быстрый поиск данных по заданным условиям, поддержание баз данных в актуальном состоянии, защищают данные от некорректных обновлений и несанкционированного доступа, позволяют обслуживать запросы к данным одновременно от нескольких пользователей.
Одной из составных задач можно рассматривать проблему автоматизации рабочего места классного руководителя.
В системе воспитания школьников классному руководителю, безусловно, принадлежит особое место. Организация деятельности классного руководителя в воспитательном контексте является очень сложным процессом. Актуальным на сегодняшний день является вопрос: как помочь классному руководителю в ведении документации?
Классному руководителю необходимо хранить и использовать множество различной документации нужной для эффективной работы. Он всегда должен знать расписание своего класса, а также список учителей, которые в нём работают. Также у классного руководителя должны иметься все основные личные сведения об учениках, а также их родителях, номера телефонов для быстрого оповещения. Чаще всего все эти сведения находятся в различных тетрадях, блокнотах, листочках. Данные об учениках и их родителях для классного руководителя необходимы и на работе и дома. Поэтому приходится их переписывать по несколько раз, либо носить из дома на работу и с работы домой.
Классный руководитель ведёт учёт успеваемости и посещаемости учащихся, финансовый отчёт по оплате за питание, т.е. выполняет функцию статиста и контролёра. Кроме ведения классного журнала, классный руководитель должен по окончанию четверти сдать отчет в учебную часть о движении учащихся (выбытие, прибытие), об итогах успеваемости, с подсчётом успеваемости, качества знаний и средней обученности учеников. В отчётах отображаются количество отличников, количество хорошистов, количество успевающих, количество неуспевающих, процент качества и успеваемости у данного учителя, отчёт об участии детей в различных конкурсах и олимпиадах.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана со значительной тратой времени на бумажную работу классным руководителем и заключается в необходимости разработки автоматизированного рабочего места (АРМ) по автоматизации деятельности классного руководителя в рассматриваемой области.
Объект исследования: деятельность классного руководителя.
Предмет исследования: процесс создания АРМ классного руководителя.
Цель ВКР: автоматизировать процесс ведения документации и отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение технологий создания АРМ;
- проектирование базы данных для хранения всей информации об учениках, родителях, мероприятиях, достижениях ученика;
- разработка базы данных для хранения информации об учениках, родителях, мероприятиях, достижениях ученика;
- проектирование АРМ классного руководителя;
- разработка АРМ классного руководителя.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении рассматривается актуальность выбранной темы, выбираются объект и предмет исследования, ставится цель, формулируются задачи. Описывается структура ВКР.
В первом разделе дана характеристика предметной области.
Во втором разделе построены функциональные модели деятельности классного руководителя, разработана модель базы данных.
В третьем разделе приведено описание программной реализации АРМ классного руководителя и его технико-экономическое обоснование.
В заключении проводится анализ полученных результатов, и делаются выводы.
Пояснительная записка к ВКР написана на 73 страницах, содержит 35 рисунков, 16 таблиц, 18 формул и 4 приложения на 21 странице.
В настоящее время в сфере образования нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности классным руководителем.
О своевременности и актуальности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что большую часть своего времени и классные руководители тратят на оформление различной документации, на составление сводных отчетов в разных разрезах для завучей: о наличии неполных, малообеспеченных семей или семей, где один родитель, либо опекуны, о наличии учеников с хроническими заболеваниями, об условиях проживания школьников, об их участии в олимпиадах и конкурсах, посещении кружков, мероприятий и т.д. Кроме того, учителю часто приходится вести учет денежных средств, которые сдают родители на питание школьников, на посещение школьных и внешкольных платных мероприятий. Таким образом, разработка и реализация автоматизированного рабочего места для классного руководителя, обеспечивающего хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации об учащихся и конкретном классе в целом является своевременной. Разработка автоматизированного рабочего места классного руководителя позволит значительно упростить работу классных руководителей, избавив их от излишнего объёма документации и сделав формирование отчетов руководству школы менее трудоёмкой.
Разработанный программный продукт содержит в себе базу данных, которая объединяет в себе все сведения необходимые для систематизации и упорядочения процесса работы.