ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к определению жизнестойкости в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Характеристика жизнестойкости в подростковом возрасте 14
1.3. Клинико - психологические особенности подростков с нарушением
опорно-двигательного аппарата 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка
ее эффективности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к определению жизнестойкости в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Характеристика жизнестойкости в подростковом возрасте 14
1.3. Клинико - психологические особенности подростков с нарушением
опорно-двигательного аппарата 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка
ее эффективности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время жизнь современного человека протекает в стрессовых условиях, детерминированных политической, информационной, социально - экономической ситуацией. Такие обстоятельства в большинстве случаев приводят к общему снижению чувства защищенности и безопасности современного человека. В последнее время напряженность все больше становится привычным атрибутом в жизни. Зачастую люди эти ситуации переживают как стрессовые, испытывая крайнюю степень тревоги, иные же в подобных случаях способны проявить свою жизнестойкость.
В связи с огромным количеством поступаемой извне информации и ускорением ритма жизни проблема поведения человека в сложных жизненных ситуациях является актуальной. В современном обществе требования к человеку изменились: ответственность за свою деятельность, за ее успешность переносится на самого человека. Чтобы адаптироваться, приспособиться к эмоциональному напряжению, успешно реализовывать свой потенциал, человеку необходимо сформировать навыки решения проблем, сформировать такое качество личности, которое позволило бы эффективно бороться с любыми стрессовыми ситуациями. В психологии данное качество определяют как жизнестойкость.
Понятие «жизнестойкость», введенное С. Мадди в 1996 году, определяется как психологическая живучесть и расширенная эффективность человека, а также является показателем психического здоровья [37, с. 18].
Исследованием жизнестойкости занимались многие отечественные ученые Л.А. Александрова, С.А. Богомаз, С.В. Книжникова, Д.А. Леонтьев и другие. Они обозначали жизнестойкость личности, как определенный ресурс, потенциал, который может быть востребован в той или иной ситуации.
По мнению С.А. Богомаза, человек с высокой жизнестойкостью стремится руководствоваться в своей жизни неким идеальным образом мира. Это позволяет ему абстрагироваться от мелочей и сформулировать четкие цели своей будущей жизни, не только направляя его активность на преодоление возникающих трудностей, но и находя в них новые ресурсы для продвижения.
Д.С. Кошаб, С. Мадди считают, что особенности жизнестойкости оказывают большое влияние на мысли, поведение и организацию деятельности, а, следовательно, важным является формирование высокого уровня жизнестойкости у подростков. Двигательные нарушения отрицательно влияют на весь ход психического развития подростка, следовательно, требуют более углубленного подхода к созданию программы по формированию жизнестойкости [28].
Актуальность нашего исследования определяется малой изученностью вопросов формирования жизнестойкостии ее значимостью для подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата.
Проблема исследования - каковы особенности формирования жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования - изучить особенности формирования жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект: жизнестойкость подростков.
Предмет исследования: формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: жизнестойкость у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем вовлеченности, недостаточной способностью контролировать события жизни, сниженным показателем принятия риска, склонностью откладывать важные решения. Использование психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата, способствует развитию контроля, вовлеченности и более гибкому поведению в ситуациях принятия решений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы
жизнестойкости в отечественной и зарубежной литературе.
2. Определить клинико-психологические особенности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата
3. Изучить выраженность компонентов жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Теоретико - методологическая основа исследования: субъективно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция жизнестойкости (С. Мадди), теория аномального развития личности И.И. Мамайчук.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики);
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика, t-критерий Стьюдента (для проверки значимости различий между полученными средними показателями) и ф-критерий Фишера (для проверки значимости различий между полученными показателями, выраженными в процентах) на основе пакета статистических программ SPSS (ver.19));
4. Методы интерпретации.
Методики исследования:
1. «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой.
2. Шкала активности и оптимизма И.С. Шуллера, А.Л. Комуниани.
3. Тест смысложизненные ориентации Д. Крамбо и Л.Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым.
4. Методика «Копинг - тест» Р Лазаруса, С. Фолькмана.
5. Беседа;
6. Наблюдение.
База проведения исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», с. Веселая Лопань Белгородской области. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 12 до 15 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источник (61), 9 рисунков, 2 таблиц и приложений. Объем работы составляет 63 страницы машинописного текста
В связи с огромным количеством поступаемой извне информации и ускорением ритма жизни проблема поведения человека в сложных жизненных ситуациях является актуальной. В современном обществе требования к человеку изменились: ответственность за свою деятельность, за ее успешность переносится на самого человека. Чтобы адаптироваться, приспособиться к эмоциональному напряжению, успешно реализовывать свой потенциал, человеку необходимо сформировать навыки решения проблем, сформировать такое качество личности, которое позволило бы эффективно бороться с любыми стрессовыми ситуациями. В психологии данное качество определяют как жизнестойкость.
Понятие «жизнестойкость», введенное С. Мадди в 1996 году, определяется как психологическая живучесть и расширенная эффективность человека, а также является показателем психического здоровья [37, с. 18].
Исследованием жизнестойкости занимались многие отечественные ученые Л.А. Александрова, С.А. Богомаз, С.В. Книжникова, Д.А. Леонтьев и другие. Они обозначали жизнестойкость личности, как определенный ресурс, потенциал, который может быть востребован в той или иной ситуации.
По мнению С.А. Богомаза, человек с высокой жизнестойкостью стремится руководствоваться в своей жизни неким идеальным образом мира. Это позволяет ему абстрагироваться от мелочей и сформулировать четкие цели своей будущей жизни, не только направляя его активность на преодоление возникающих трудностей, но и находя в них новые ресурсы для продвижения.
Д.С. Кошаб, С. Мадди считают, что особенности жизнестойкости оказывают большое влияние на мысли, поведение и организацию деятельности, а, следовательно, важным является формирование высокого уровня жизнестойкости у подростков. Двигательные нарушения отрицательно влияют на весь ход психического развития подростка, следовательно, требуют более углубленного подхода к созданию программы по формированию жизнестойкости [28].
Актуальность нашего исследования определяется малой изученностью вопросов формирования жизнестойкостии ее значимостью для подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата.
Проблема исследования - каковы особенности формирования жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования - изучить особенности формирования жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект: жизнестойкость подростков.
Предмет исследования: формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: жизнестойкость у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем вовлеченности, недостаточной способностью контролировать события жизни, сниженным показателем принятия риска, склонностью откладывать важные решения. Использование психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата, способствует развитию контроля, вовлеченности и более гибкому поведению в ситуациях принятия решений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы
жизнестойкости в отечественной и зарубежной литературе.
2. Определить клинико-психологические особенности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата
3. Изучить выраженность компонентов жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Теоретико - методологическая основа исследования: субъективно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция жизнестойкости (С. Мадди), теория аномального развития личности И.И. Мамайчук.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики);
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика, t-критерий Стьюдента (для проверки значимости различий между полученными средними показателями) и ф-критерий Фишера (для проверки значимости различий между полученными показателями, выраженными в процентах) на основе пакета статистических программ SPSS (ver.19));
4. Методы интерпретации.
Методики исследования:
1. «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой.
2. Шкала активности и оптимизма И.С. Шуллера, А.Л. Комуниани.
3. Тест смысложизненные ориентации Д. Крамбо и Л.Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым.
4. Методика «Копинг - тест» Р Лазаруса, С. Фолькмана.
5. Беседа;
6. Наблюдение.
База проведения исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», с. Веселая Лопань Белгородской области. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 12 до 15 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источник (61), 9 рисунков, 2 таблиц и приложений. Объем работы составляет 63 страницы машинописного текста
По результатам проведённого исследования удалось решить поставленные задачи. Нами были изучены психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Было выявлено, что у таких подростков потребность быть позитивно оцененным, чувствовать, что его уважают, выше, чем у подростка без отклонений. В эмоциональной сфере преобладают: пассивность, безынициативность, застенчивость. В поведении подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата преобладают вялость и медлительность. Подростки сложно приспосабливаются к любым изменениям в жизни, им очень сложно завязать новые отношения с незнакомыми людьми. Проявляется повышенная склонность испытывать беспокойство, ощущение постоянного напряжения.
При формировании жизнестойкости у подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата развиваются навыки преодоления трудностей, укрепляется уверенность в себе, выстраивается отношение к жизни как к ценности, совершенствуются навыки принятия риска, усиливается позитивное самосознание.
Ввиду наличия двигательного дефекта, выраженность компонентов жизнестойкости имеет уровневые и содержательные особенности, отличающие данную категорию подростков от их здоровых сверстников.
Во - первых, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от здоровых подростков более низким энергетическим потенциалом, который выражается в повышенной истощаемости, которая выражается в пассивности и находит отражение в сниженной потребности в самопроявлении. Подростки часто проявляют апатичность, а в некоторых случаях, напротив, излишнюю суетливость, ненужную активность. У испытуемых ярко выражена потребность быть позитивно оцененными, проявляется неуверенность в своих действиях, тревожность.
Во - вторых, для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна неспособность видеть во всем происходящем - положительном или отрицательном - движение и развитие. Они не готовы действовать без гарантии на успех, стремятся только к комфорту и безопасности. Неожиданности вызывают страх, присутствует постоянное сожаление о прошлом, ощущение того, что жизнь проходит мимо, резкие перемены раздражают.
В - третьих, для данной категории подростков характерно ощущение собственной беспомощности, неуверенности в правильности своих действий. Планы испытуемых часто меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств, а принятие важных решений откладывается.
В - четвёртых, в стрессовых ситуациях подростки преодолевают негативные переживания за счет субъективного снижения значимости проблемы, характерно отстранение, обесценивание ситуации, переключение внимания, недооценка значимости проблемы.
В результате первичной диагностики жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата выявили, что подростки активно проявляют себя в обществе, получают удовлетворение от своей деятельности. Однако в стрессовой ситуации испытуемым не хватает упорства закончить начатые дела, проявляется нерешительность, желание «отойти в сторону». Они не ставят перед собой какие-либо труднодостижимые цели, так как нет уверенности в положительных результатах, а неудача снижает готовность к дальнейшим действиям. Подростки часто испытывают ощущение собственной беспомощности, не уверены в правильности своих действий, любые проблемы кажутся им неразрешимыми, трудности вызывают страх и утомляют. Планы испытуемых часто меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств, а принятие важных решений откладывается.
Они стремятся только к комфорту и безопасности. Неожиданности вызывают страх, им трудно избавиться от сожаления о прошлом, резкие перемены их раздражают. Подростки стараются видеть во всем положительные стороны, пребывают в хорошем настроении. Однако их отличительной чертой является недостаток активности. Испытуемые часто надеются на случай, на удачу, склонны к ожиданию и откладывают принятие решений. В ходе наблюдения было отмечено, что подростки с осторожностью проявляют потребность в самостоятельности и независимости, неимпульсивны, проявляют спокойствие; склонность к колебаниям настроения отсутствует. Испытуемые сконцентрированы, однако быстро утомляются, снижена мотивация к достижению поставленных целей, проявляют сдержанность, снижена способность решать возникающие задачи, воспринимают проблемную ситуацию как что-то неизбежное.
Нами была разработана психокоррекционная программа, целью которой являлось формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
По результатам исследования сформулируем выводы:
1. В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, целью которой являлось формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно- двигательного аппарата.
2. Психологическая коррекция позволила повысить выраженность компонентов жизнестойкости. Респонденты экспериментальной группы стали осознавать, что вовлеченность в деятельность, принятие ответственности за решения и контроль над ситуацией позволяет влиять на результат происходящего. Комплекс коррекционно-развивающих занятий способствовал осознанию, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: жизнестойкость у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем вовлеченности, недостаточной способностью контролировать события жизни, сниженным показателем принятия риска, склонностью откладывать важные решения. Использование психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно- двигательного аппарата, способствует развитию контроля, вовлеченности и более гибкому поведению в ситуациях принятия решений.
При формировании жизнестойкости у подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата развиваются навыки преодоления трудностей, укрепляется уверенность в себе, выстраивается отношение к жизни как к ценности, совершенствуются навыки принятия риска, усиливается позитивное самосознание.
Ввиду наличия двигательного дефекта, выраженность компонентов жизнестойкости имеет уровневые и содержательные особенности, отличающие данную категорию подростков от их здоровых сверстников.
Во - первых, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от здоровых подростков более низким энергетическим потенциалом, который выражается в повышенной истощаемости, которая выражается в пассивности и находит отражение в сниженной потребности в самопроявлении. Подростки часто проявляют апатичность, а в некоторых случаях, напротив, излишнюю суетливость, ненужную активность. У испытуемых ярко выражена потребность быть позитивно оцененными, проявляется неуверенность в своих действиях, тревожность.
Во - вторых, для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна неспособность видеть во всем происходящем - положительном или отрицательном - движение и развитие. Они не готовы действовать без гарантии на успех, стремятся только к комфорту и безопасности. Неожиданности вызывают страх, присутствует постоянное сожаление о прошлом, ощущение того, что жизнь проходит мимо, резкие перемены раздражают.
В - третьих, для данной категории подростков характерно ощущение собственной беспомощности, неуверенности в правильности своих действий. Планы испытуемых часто меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств, а принятие важных решений откладывается.
В - четвёртых, в стрессовых ситуациях подростки преодолевают негативные переживания за счет субъективного снижения значимости проблемы, характерно отстранение, обесценивание ситуации, переключение внимания, недооценка значимости проблемы.
В результате первичной диагностики жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата выявили, что подростки активно проявляют себя в обществе, получают удовлетворение от своей деятельности. Однако в стрессовой ситуации испытуемым не хватает упорства закончить начатые дела, проявляется нерешительность, желание «отойти в сторону». Они не ставят перед собой какие-либо труднодостижимые цели, так как нет уверенности в положительных результатах, а неудача снижает готовность к дальнейшим действиям. Подростки часто испытывают ощущение собственной беспомощности, не уверены в правильности своих действий, любые проблемы кажутся им неразрешимыми, трудности вызывают страх и утомляют. Планы испытуемых часто меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств, а принятие важных решений откладывается.
Они стремятся только к комфорту и безопасности. Неожиданности вызывают страх, им трудно избавиться от сожаления о прошлом, резкие перемены их раздражают. Подростки стараются видеть во всем положительные стороны, пребывают в хорошем настроении. Однако их отличительной чертой является недостаток активности. Испытуемые часто надеются на случай, на удачу, склонны к ожиданию и откладывают принятие решений. В ходе наблюдения было отмечено, что подростки с осторожностью проявляют потребность в самостоятельности и независимости, неимпульсивны, проявляют спокойствие; склонность к колебаниям настроения отсутствует. Испытуемые сконцентрированы, однако быстро утомляются, снижена мотивация к достижению поставленных целей, проявляют сдержанность, снижена способность решать возникающие задачи, воспринимают проблемную ситуацию как что-то неизбежное.
Нами была разработана психокоррекционная программа, целью которой являлось формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
По результатам исследования сформулируем выводы:
1. В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, целью которой являлось формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно- двигательного аппарата.
2. Психологическая коррекция позволила повысить выраженность компонентов жизнестойкости. Респонденты экспериментальной группы стали осознавать, что вовлеченность в деятельность, принятие ответственности за решения и контроль над ситуацией позволяет влиять на результат происходящего. Комплекс коррекционно-развивающих занятий способствовал осознанию, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: жизнестойкость у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем вовлеченности, недостаточной способностью контролировать события жизни, сниженным показателем принятия риска, склонностью откладывать важные решения. Использование психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно- двигательного аппарата, способствует развитию контроля, вовлеченности и более гибкому поведению в ситуациях принятия решений.
Подобные работы
- Формирование ценностно-смысловой сферы личности у детей подросткового возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА
АГРЕССИВНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ
ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ СТАЦИОНАРНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИХ
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Гендерные особенности девиантного поведения в пубертатный период
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Программа социально-психологической адаптации молодых людей с инвалидностью к условиям проживания в доме-интернате
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ СТРЕССА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2019



