ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Подходы к определению жизнестойкости в отечественной и
зарубежной психологии 7
1.2. Характеристика жизнестойкости в подростковом возрасте 14
1.3. Клинико - психологические особенности подростков с нарушением
опорно-двигательного аппарата 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 37
2.3. Организация и проведение психокоррекционной программы и оценка
ее эффективности 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время жизнь современного человека протекает в стрессовых условиях, детерминированных политической, информационной, социально - экономической ситуацией. Такие обстоятельства в большинстве случаев приводят к общему снижению чувства защищенности и безопасности современного человека. В последнее время напряженность все больше становится привычным атрибутом в жизни. Зачастую люди эти ситуации переживают как стрессовые, испытывая крайнюю степень тревоги, иные же в подобных случаях способны проявить свою жизнестойкость.
В связи с огромным количеством поступаемой извне информации и ускорением ритма жизни проблема поведения человека в сложных жизненных ситуациях является актуальной. В современном обществе требования к человеку изменились: ответственность за свою деятельность, за ее успешность переносится на самого человека. Чтобы адаптироваться, приспособиться к эмоциональному напряжению, успешно реализовывать свой потенциал, человеку необходимо сформировать навыки решения проблем, сформировать такое качество личности, которое позволило бы эффективно бороться с любыми стрессовыми ситуациями. В психологии данное качество определяют как жизнестойкость.
Понятие «жизнестойкость», введенное С. Мадди в 1996 году, определяется как психологическая живучесть и расширенная эффективность человека, а также является показателем психического здоровья [37, с. 18].
Исследованием жизнестойкости занимались многие отечественные ученые Л.А. Александрова, С.А. Богомаз, С.В. Книжникова, Д.А. Леонтьев и другие. Они обозначали жизнестойкость личности, как определенный ресурс, потенциал, который может быть востребован в той или иной ситуации.
По мнению С.А. Богомаза, человек с высокой жизнестойкостью стремится руководствоваться в своей жизни неким идеальным образом мира. Это позволяет ему абстрагироваться от мелочей и сформулировать четкие цели своей будущей жизни, не только направляя его активность на преодоление возникающих трудностей, но и находя в них новые ресурсы для продвижения.
Д.С. Кошаб, С. Мадди считают, что особенности жизнестойкости оказывают большое влияние на мысли, поведение и организацию деятельности, а, следовательно, важным является формирование высокого уровня жизнестойкости у подростков. Двигательные нарушения отрицательно влияют на весь ход психического развития подростка, следовательно, требуют более углубленного подхода к созданию программы по формированию жизнестойкости [28].
Актуальность нашего исследования определяется малой изученностью вопросов формирования жизнестойкостии ее значимостью для подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата.
Проблема исследования - каковы особенности формирования жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата?
Цель исследования - изучить особенности формирования жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Объект: жизнестойкость подростков.
Предмет исследования: формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Гипотеза исследования: жизнестойкость у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем вовлеченности, недостаточной способностью контролировать события жизни, сниженным показателем принятия риска, склонностью откладывать важные решения. Использование психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата, способствует развитию контроля, вовлеченности и более гибкому поведению в ситуациях принятия решений.
Задачи исследования:
1. Проанализировать степень разработанности проблемы
жизнестойкости в отечественной и зарубежной литературе.
2. Определить клинико-психологические особенности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата
3. Изучить выраженность компонентов жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
4. Разработать, внедрить и оценить эффективность психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Теоретико - методологическая основа исследования: субъективно-деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция жизнестойкости (С. Мадди), теория аномального развития личности И.И. Мамайчук.
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (анализ, сравнение и обобщение психологической литературы по проблеме исследования);
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики);
3. Методы количественной и качественной обработки данных (описательная статистика, t-критерий Стьюдента (для проверки значимости различий между полученными средними показателями) и ф-критерий Фишера (для проверки значимости различий между полученными показателями, выраженными в процентах) на основе пакета статистических программ SPSS (ver.19));
4. Методы интерпретации.
Методики исследования:
1. «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д.А. Леонтьевым, Е.И. Рассказовой.
2. Шкала активности и оптимизма И.С. Шуллера, А.Л. Комуниани.
3. Тест смысложизненные ориентации Д. Крамбо и Л.Махолика, адаптированный Д.А. Леонтьевым.
4. Методика «Копинг - тест» Р Лазаруса, С. Фолькмана.
5. Беседа;
6. Наблюдение.
База проведения исследования: ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», с. Веселая Лопань Белгородской области. В исследовании приняли участие 30 человек в возрасте от 12 до 15 лет.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источник (61), 9 рисунков, 2 таблиц и приложений. Объем работы составляет 63 страницы машинописного текста
По результатам проведённого исследования удалось решить поставленные задачи. Нами были изучены психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Было выявлено, что у таких подростков потребность быть позитивно оцененным, чувствовать, что его уважают, выше, чем у подростка без отклонений. В эмоциональной сфере преобладают: пассивность, безынициативность, застенчивость. В поведении подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата преобладают вялость и медлительность. Подростки сложно приспосабливаются к любым изменениям в жизни, им очень сложно завязать новые отношения с незнакомыми людьми. Проявляется повышенная склонность испытывать беспокойство, ощущение постоянного напряжения.
При формировании жизнестойкости у подростков с нарушением опорно - двигательного аппарата развиваются навыки преодоления трудностей, укрепляется уверенность в себе, выстраивается отношение к жизни как к ценности, совершенствуются навыки принятия риска, усиливается позитивное самосознание.
Ввиду наличия двигательного дефекта, выраженность компонентов жизнестойкости имеет уровневые и содержательные особенности, отличающие данную категорию подростков от их здоровых сверстников.
Во - первых, подростки с нарушениями опорно-двигательного аппарата отличаются от здоровых подростков более низким энергетическим потенциалом, который выражается в повышенной истощаемости, которая выражается в пассивности и находит отражение в сниженной потребности в самопроявлении. Подростки часто проявляют апатичность, а в некоторых случаях, напротив, излишнюю суетливость, ненужную активность. У испытуемых ярко выражена потребность быть позитивно оцененными, проявляется неуверенность в своих действиях, тревожность.
Во - вторых, для подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерна неспособность видеть во всем происходящем - положительном или отрицательном - движение и развитие. Они не готовы действовать без гарантии на успех, стремятся только к комфорту и безопасности. Неожиданности вызывают страх, присутствует постоянное сожаление о прошлом, ощущение того, что жизнь проходит мимо, резкие перемены раздражают.
В - третьих, для данной категории подростков характерно ощущение собственной беспомощности, неуверенности в правильности своих действий. Планы испытуемых часто меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств, а принятие важных решений откладывается.
В - четвёртых, в стрессовых ситуациях подростки преодолевают негативные переживания за счет субъективного снижения значимости проблемы, характерно отстранение, обесценивание ситуации, переключение внимания, недооценка значимости проблемы.
В результате первичной диагностики жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата выявили, что подростки активно проявляют себя в обществе, получают удовлетворение от своей деятельности. Однако в стрессовой ситуации испытуемым не хватает упорства закончить начатые дела, проявляется нерешительность, желание «отойти в сторону». Они не ставят перед собой какие-либо труднодостижимые цели, так как нет уверенности в положительных результатах, а неудача снижает готовность к дальнейшим действиям. Подростки часто испытывают ощущение собственной беспомощности, не уверены в правильности своих действий, любые проблемы кажутся им неразрешимыми, трудности вызывают страх и утомляют. Планы испытуемых часто меняются в зависимости от сложившихся обстоятельств, а принятие важных решений откладывается.
Они стремятся только к комфорту и безопасности. Неожиданности вызывают страх, им трудно избавиться от сожаления о прошлом, резкие перемены их раздражают. Подростки стараются видеть во всем положительные стороны, пребывают в хорошем настроении. Однако их отличительной чертой является недостаток активности. Испытуемые часто надеются на случай, на удачу, склонны к ожиданию и откладывают принятие решений. В ходе наблюдения было отмечено, что подростки с осторожностью проявляют потребность в самостоятельности и независимости, неимпульсивны, проявляют спокойствие; склонность к колебаниям настроения отсутствует. Испытуемые сконцентрированы, однако быстро утомляются, снижена мотивация к достижению поставленных целей, проявляют сдержанность, снижена способность решать возникающие задачи, воспринимают проблемную ситуацию как что-то неизбежное.
Нами была разработана психокоррекционная программа, целью которой являлось формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
По результатам исследования сформулируем выводы:
1. В ходе исследования была разработана коррекционно-развивающая программа, представляющая собой систему заданий, целью которой являлось формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно- двигательного аппарата.
2. Психологическая коррекция позволила повысить выраженность компонентов жизнестойкости. Респонденты экспериментальной группы стали осознавать, что вовлеченность в деятельность, принятие ответственности за решения и контроль над ситуацией позволяет влиять на результат происходящего. Комплекс коррекционно-развивающих занятий способствовал осознанию, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Таким образом, по результатам исследования наша гипотеза подтвердилась: жизнестойкость у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата характеризуется низким уровнем вовлеченности, недостаточной способностью контролировать события жизни, сниженным показателем принятия риска, склонностью откладывать важные решения. Использование психокоррекционной программы, направленной на формирование жизнестойкости у подростков с нарушением опорно- двигательного аппарата, способствует развитию контроля, вовлеченности и более гибкому поведению в ситуациях принятия решений.
1. Авермат, Э. Социальное влияние в малых группах. Перспективы
социальной психологии / Э. Авермат. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс,
2014. - 547 с.
2. Александрова, Ю.В. Психологическая помощь в преодолении семейных проблем / Ю.В. Александрова. - М.: Смысл, 2000. - 196 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.Смысл, 2013. - 384 с.
4. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 2009. - 224 с.
5. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом / Е.Ф Архипова. - М.: Просвещение, 2006. - 77 с.
6. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - Москва: Смысл, 2017. - 251 с.
7. Банщиков, В.М. Медицинская психология / В.М. Банщиков, В.С. Гуськов, И.Ф. Мягков. - М.: Медицина, 2013. - 139 с.
8. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - СПб.: Смысл, 2008. - 201 с.
9. Богомаз, С.Л. Общая психология / С.Л. Богомаз. - Москва: Пресс, 2003. - 198 с.
10. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций /Л.Ф. Бурлачук. - М.: Смысл, 2004. - 241 с.
11. Бурлачук, Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике /
Л.Ф. Бурлачук. - СПб.:Питер, 2001. - 528 с.
12. Вехерт, К. Практическая психология образования / К. Вехерт. - Москва: Пресс, 2007. - 451 с.
13. Водопьянова, Н. Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
14. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл Эксмо, 2003. - 1134 с.
15. Глебова, Г.Ф. Проектирование обучения по индивидуальным учебным планам в условиях общеобразовательной школы / Г.Ф. Глебова // Известия Смоленского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 346-360.
16. Демиденко, Т.Д. Основы реабилитации неврологических больных / Т.Д. Демиденко, Н.Г. Ермакова. - СПб.: Питер, 2004. - 243 с.
17. Емельянова, Е.В. Скажи депрессии: «Прощай!» или как избавиться от проблем / Е.В. Емельянова.- СПб.: Речь, 2004. - 120 с.
18. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - 2-е. изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2013. - 376 с.
19. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка: теория и практика / Е.И. Изотова.- М.: Академия, 2012. - 288 с.
20. Ильенко, Л.П. Технологии современной дидактики в процессе управления методической работой в школе / Л.П. Ильенко. - М.: АРКТИ, 2013. - 73 с.
21. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.
22. Калижнюк, Э.С. Задержка психического развития при ДЦП и принципы лечения: Методические рекомендации / Э.С. Калижнюк. - М., Медицина, 2013. - 32 с.
23. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. - Киев: Высшая школа, 2015. - 272 с.
24. Калинина, Н.В. Формирование жизненной стойкости в подростковом и юношеском возрасте / Н. В. Калинина.- Москва.: УПМПО, 2015. - 49 с.
25. Книжникова, С.В. Психология девиантного поведения. / С.В. Книжникова. - Краснодар: Пресс, 2013. - 213 с.
26. Ковалёв, В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей / В.В. Ковалёв. - М.: Медицина, 2012. - 277 с.
27. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: ЭКСМО - Пресс, 1994. - 187 с.
28. Кошаб, Д.С. Предпосылки жизнестойкости /Д.С. Кошаб, С. Мадди // Журнал практической психологии. - 1999. - № 2. - С. 117-124.
29. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., Политиздат, 2015. - 431 с.
30. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития детей /
B. В. Лебединский. - М., Просвещение, 1985. - 104 с.
31. Левченко, И.Ю. Система психологического изучения лиц с детским церебральным параличом на разных этапах социальной адаптации / И.Ю. Левченко. - М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 98 с.
32. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: «Академия», 2001. - 322 с.
33. Левченко, И.Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 192 с.
34. Леонтьев, Д.А. Тест жизнестойкости /Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - Москва: ЭКСМО - Пресс, 2006. - 106 с.
35. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Наука, 1984. - 444 с.
36. Лэйнг, Р «Я» и другие / Р Лэйнг. - М:ЭКСМО - Пресс, 2012. - 60 с.
37. Мадди, С. Смыслообразование в процессе принятия решений /
C. Мадди // Психологический журнал. - 2005. - № 6. - C. 101-113.
38. Мадди, С. Теории личности: сравнительный анализ / С. Мадди.- СПб.: Пресс, 2002. - 567 с.
39. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями / И.И. Мамайчук // Психология и педагогика. - 2016. - Том 1. - С. 107-118.
40. Мамайчук, И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции / И.И. Мамайчук. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - 350 с.
41. Марютина, Т.М. Введение в психофизиологию: учебное пособие по курсу «Общая и возрастная психофизиология» / Т.М. Марютина, О.Ю. Ермолаев. - М.: МПСИ, Флинта, 2014. - 240 с.
42. Медведева, Е.В. Взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций и жизнестойкости инвалидов / Медведева Е.В. // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М. - 2008. - Вып. 2. - С. 177-180.
43. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество / В.С. Мухина. - 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
44. Мэй Р Смысл тревоги / Р Мэй. - М.: «Класс», 2001. - 144 с.
45. Осокин, В.В. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата / В.В. Осокин // Нарушения психического развития у детей: основы специальной психологии и педагогики. - Иркутск, 2005. - №1 - С. 541.
46. Панфилова, А.П. Психология общения / А.П. Панфилова - Москва:Пресс, 2004. - 142 с.
47. Поддьяков, Н.Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт / Н.Н. Поддьяков. - М., 2006. - 380 с.
48. Рассказова, Е.И. Психологические ресурсы саморегуляции и реабилитации личности в экстремальных условиях / Е.И. Рассказова // Личность в экстремальных условиях : материалы Междунар. науч.- практ. конф. - Петропавловск-Камчатский : Изд-во КамГУ, 2005. - Ч. 1. - С. 103-110.
49. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е.И. Рогов. - М.: Смысл, 2011. - 672 с.
50. Рубинштейн, Л.С. Проблемы общей психологии / Л.С. Рубинштейн; отв. ред. Е.В. Шорохов. - изд. 2-е, М.: Педагогика, 2013. - 270 с.
51. Селин, А.В. Жизненный путь личности в социальной ситуации хронического соматического заболевания / А.В. Селин. - Ижевск, 2009. - 213 с.
52. Семаго, Н.Я. Структура пространственных представлений / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго //Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей»: лекции 5-8. - М.:Педагогический университет «Первое сентября», 2008. - 60 с.
53. Сорокина, Ю.Е. Ценностные ориентации в контексте смысловой перспективы проектов жизни / Ю.Е. Сорокина // Тверь: Известия ТГУ Гуманитарные науки. - 2012. - №1 - С. 42-58.
54. Спиваковская, А.С. Профилактика детских неврозов /
A. С. Спиваковская. - М., Просвещение, 2014. - 352 с.
55. Стельмах, С.А. Эмоциональные особенности детей с детским церебральным параличом / С.А. Стельмах // Актуальные проблемы педагогической науки и практики. - Усть-Каменогорск, Изд-во ВКГТ, 2006. - С. 84-89.
56. Столяренко, Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону, 2011. - 736 с.
57. Сырцова, А.Л. Возрастная динамика временных ориентаций личности/А.Л. Сырцова // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - C. 15¬28.
58. Федунина, Н.Ю. Понятия устойчивости к травме и позитивной адаптации /Н.Ю. Федунина // Московский психотерапевтический журнал. - 2006. - № 3. - С. 45-51.
59. Циринг, Д.А. Психология выученной беспомощности: учеб.пособие / Д.А. Циринг. - М.:Академия, 2005. - 120 с.
60. Шадриков, В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика /
B. Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - М.: Педагогика, 1990. - 176 с.
61. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М. Шипицына.- СПб.: «Дидактика Плюс», 2012. - 272 с.