Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социально-редакционного коллектива экстерной школы-интерната

Работа №7435

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы116стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
805
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концепция коллектива в отечественной социальной психологии 8
1.1. Понятие, признаки и функции первичного коллектива 8
1.2. Развитие учения о группе как коллективе в социальной психологии и педагогике 11
Глава 2. Особенности экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа 23
2.1. Характеристика контингента, рекрутируемого в состав воспитанников экстерной школы-интерната 23
2.2. Эволюция в отечественной психологии научных взглядов на отклоняющееся поведение детей и подростков 30
2.3. Особенности задач и организации экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа 35
Глава 3. Формирование социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 44
3.1. Состояние разработки научных основ решения проблемы личностной коррекции девиантных детей и подростков 44
3.2. Условия и пути становления и формирования социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 53
Заключение и выводы 98
Библиографический список 102


Актуальность исследования. Реформирование в России общественных отношений и государственных структур неизбежно сопровождается негативными экономическими, социальными и социально-психологическими процессами и явлениями: девальвацией моральных ценностей, усилением разобщённости, равнодушием и безразличием к окружающим, взаимным недоверием людей, агрессивности. Ситуация для детей и подростков усугубляется просчетами родителей в воспитании: мелочный контроль, лишение элементарной самостоятельности или же безнадзорность, напряженно-агрессивная, невыносимая обстановка в семьях. В ауре негативных эмоций, источаемых ближайшим окружением детей, испытывающих дефицит дружеского общения, нередко снижается уровень их обучаемости, возникает конфликтность, негативизм к окружающему, что отражается на психическом здоровье и ведет к неадекватному психическому развитию и отклоняющемуся поведению.
В последние годы отмечается явное ухудшение здоровья детей и подростков, усиление их дезадаптированности. В научных поисках путей оздоровления и реадаптации данного контингента ученые подчеркивают особую важность включения их в определенную систему межличностных отношений, чему максимально способствуют специфические коллективы экстерных школ-интернатов социально-реадаптационного типа. Возникает, следовательно, необходимость создания социально-психологических основ воспитательной, оздоровительной и психокоррекционной деятельности психолого-педагогического персонала.
Проблема формирования различных коллективов раскрывается в научно-исследовательских работах ряда отечественных авторов (Н.П. Аникеева, А. Д. Глоточкин, А.И. Донцов, В.В. Новиков, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). Однако коллективы образователь¬ных учреждений, в которых живут, взаимодействуют и общаются дезадаптированные дети и подростки, почти не исследовались. Этим и определился выбор темы данной диссертации.
Цель исследования состоит в раскрытии условий и путей деятельности по формированию коллектива экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа.
Объект исследования - оздоровительная, психокоррекционная и психопедагогическая деятельность коллектива педагогов и учащихся экстерной школы-интерната.
Предмет исследования: особенности социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната с учетом динамики личностных и межличностных отношений воспитанников и уровня ценностно-ориентационного единства всех членов коллектива, условия и пути деятельности психолого-педагогического персонала по его формированию.
Гипотезы исследования:
- восстановление здоровья и обучаемости “трудных” детей и подростков, их реадаптация наиболее эффективно осуществляются в едином педагогическом и детско-подростковом учебно-трудовом коллективе экстерной школы-интерната, сформированном на основе деятельностных нравственно-зрелых межличностных отношений;
- такой тип коллектива обеспечивает также возможность обучения значительной части педагогически запущенных детей и подростков в ус-коренном темпе;
В соответствии с целью исследования и гипотезами в диссертации решались следующие задачи:
1) на основе анализа социально-психологической литературы уточнить понятие и раскрыть функции первичного коллектива;
2) выявить специфику социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната;


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итоги формирующего эксперимента убедительно подтвердили гипотезу: систематическое комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое квалифицированным психолого¬педагогическим коллективом на дезадаптированных детей и подростков, позволяет успешно реализовать поставленные цели:
- обеспечение восстановления психического здоровья воспитанников и психологическая коррекция их личности и межличностных отношений;
- формирование нравственно-зрелой, гуманной, самостоятельно мыслящей, деятельностно-направленной личности, способной устоять пе¬ред соблазном деструктивных ценностей и перед жизненными трудностями, сохраняя своё достоинство, уважая и ценя достоинство других;
- обеспечение на этой основе личностного развития детей и подростков, успешности их учебной деятельности, ускоренного освоения учебной программы со сдачей экзаменов по мере их подготовленности;
- отрыв дезадаптированных детей и подростков от негативно-стереотипных, патогенных отношений с ближайшим окружением (неблагополучная семья, компания, стимулирующие бессмысленное, а порой деструктивное времяпрепровождение и т.д.), погружение их в нравственно здоровую деятельностную (учебную, трудовую, игровую, художественно-творческую) атмосферу.
Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Значительная часть современных дезадаптированых детей и под-ростков нуждается в рефлексотерапевтическом повышении психоэнергетических возможностей ЦНС и в личностной психокоррекции как исходном условии нормализации функцинально-психологического и личностного развития и восстановления их обучаемости.



1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности.// Психология личности и образ жизни. М., Наука, 1987, с.137-145.
2. Алемаскин М. А. Воспитательная работа с подростками.// “Акту¬альные проблемы развития педагогической науки и практики”, М., 1979, 48 с.
3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершенно-летних. Свердловск, 1986, 152 с.
4. Алмазов Б.Н. Психолого-педагогические основания реабилитации социально-дезадаптированных подростков. Екатеринбург, 1997, 44 с.
5. Аркин Е.А. Об изучении детского коллектива. М., Новая Москва, 1927, 37 с.
6. Аркин Е.А. Задачи и методы изучения детского коллектива. Всту¬пит. статья к кн. В. Деринг “Психология школьного класса”, М., Госиздат, 1929, с.3-21.
7. Аркин Е.А. О некоторых вопросах воспитания детей (переписка с родителями). Выпуск I. М., Гос. уч-пед. издат., 1935, 96 с.
8. Бармин С.В. О корпоративности как способе положительно-продуктивного взаимодействия людей (из психолого-педагогических взглядов Н.И.Пирогова).// “Записки торжокских психологов”, вып.2, Тверь, 1998, с.454-456.
9. Бассин Ф., Рожнов В., Рожнова М. Некоторые вопросы эмоцио¬нальной напряженности./ “Коммунист” №14, М., Правда, 1974, с.61-65.
10. Батуев А.С. Идея гуманизации Российской школы.// “Специали¬зация школы и нервно-психическая адаптация. Школа-семинар”. С-П., 1998, с. 10-12.
11. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., “Социаль¬ное здоровье России”, 1993, 199 с.

103
12. Беличева С. А. Психолого-педагогическая поддержка детей и под-ростков группы риска.// “Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция”, М., 1992, с.16-21.
13. Бельский П.Г., Мясищев В.Н. К вопросу о типах трудных детей в массовой школе.// “Трудные дети в массовой школе”, Л., ЛПИ, 1933, с.40- 65.
14. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. М., 1910, 41
с.
15. Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. М., 1926.
16. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социа-лизации./ “Педагогика”, №1, М., Педагогика, 1996, с.3-8.
17. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы.// П.П.Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения” в двух томах, т.1, М., Педагогика, 1979, с.39-85.
18. Блонский П.П. О так называемой моральной дефективности.// П.П.Блонский “Избранные педагогические и психологические сочинения в двух томах”, т.1, М., Педагогика, 1979, с.187-203.
19. Блонский П.П. Школьная успеваемость.// П.П.Блонский “Избран¬ные педагогические произведения”, М., АПН РСФСР, 1961, с.458-514.
20. Бодалёв А. А. Воздействие стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт.// “Личность и общение”, М., Педагогика, 1983, с.65-69.
21. Буева Л.П. Личность и среда.// “Ребёнок в системе коллективных отношений”. Тезисы докладов к выездному заседанию лаборатории в Ле-нинграде 28 июня 1972 г. М., 1972, с. 3-16.
22. Вдовиченко А. А. О некоторых рекомендациях в отношении пси-хокоррекционной работы с делинквентными подростками.// “Нарушения поведения у детей и подростков”, М., 1981, с.153-158.

104
23. Верцинская Н.Н. Влияние коллектива на индивидуальность школьника.// Воспитание школьного коллектива. Минск, 1985, с.55-61.
24. Воленко О.И., Петракова Т.И., Цыпурский В.Г. Как растить здо¬ровое поколение (о новой программе для начальной школы)./ “Педагоги¬ка”, №1, 1995, с.52-56.
25. Воронова А.А. Причины школьных неврозов.// “Руководство практического психолога: Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы”, М., Академия, 1997, с. 93-105.
26. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 1936, 76 с.
27. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития дефективного ре¬бёнка. Собрание сочинений в шести томах. Том пятый. М., Педагогика, 1983, с.196-218.
28. Выготский Л.С. Moral insanity. Собрание сочинений в шести то¬мах. Том пятый. М., Педагогика, 1983, с.137-149.
29. Выготский Л.С. Трудное детство. Собрание сочинений в шести томах. Том пятый. М., Педагогика, 1983, с.150-152.
30. Гаркин Е.А. Психокоррекционные возможности походов- путешествий.// “Записки практических психологов города Твери и облас¬ти”, вып.2, Тверь, 1996, с.166-170.
31. Гаркин Е.А., Славина Е.В., Столбун В. Д., Столбун Ю.В. Построе¬ние межличностных отношений аномальных детей и подростков в усло¬виях многодневных походов-путешествий.// “Записки практических пси¬хологов города Твери и области”, вып.3. Тверь, 1996, с.259-264.
32. Глоточкин А.Д. Социальная психология и практика. Уфа, 2001.
33. Глоточкин А.Д. Структура личности как программа её психоди-агностики, формирования или психокоррекции.// Современная психоло¬гия: состояние и перспективы исследований. Ч.11 (отв. ред.
А. Л.Журавлев), М., ИПРАН, 2002.
34. Глоточкин А.Д. О понятии, признаках и функциях первичного

105
коллектива, №1, 2002/ “Краеведческая психология”, 2002, с.25-27.
35. Голованов Л.В. Достойный пример жизни и творчества.//
В.П.Кащенко “Педагогическая коррекция”, М., Просвещение, 1994, с.5-
21.
36. Горшкова Е.А. Из истории перевоспитания педагогически запу¬щенных детей (30-е годы XIX - XX веков).// “Дети с девиантным поведе¬нием: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция”, М., 1992, с.26-32.
37. Горшкова Е.А. Помощь “трудным” детям (из истории реабилита-ционных учебно-воспитательных заведений)./ “Вечерняя средняя школа”, №1, 1996, с.34-36.
38. Губко А.Т. Рыцарь суровой доброты.// В.Н.Сорока-Росинский “Педагогические сочинения”, М., Педагогика, 1991, с.6-17.
39. Дзержинский Ф.Э. Дневники. 7 мая 1908 г.// Ф.Э. Дзержинский. “Избранные статьи и речи 1908-1926 г.г.”, М., Гос. изд. полит. литер., 1947, с.181-184.
40. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические пробле¬мы исследования. Львов, Издательство Львовского университета, 1984, 208 с.
41. Достоевский Ф.М. Дневник писателя за 1876. Январь. Полное со¬брание сочинений в 12 томах, т.10, ч.1, гл.2, СПб, 1895, с.13-30.
42. Дроздовский Ю.В. Клиническая динамика, принципы ранней ди-агностики, реабилитации и психопрофилактики патохарактерологических отклонений у подростков с девиантным и делинквентным поведением. Автореф. дис. канд. мед. наук. Томск , 1997, 26 с.
43. Ерина С.И. Отношение школьной молодежи к неформальным объединениям.// “Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса”, Ярославль, 1991, с. 84-90.
44. Загрудинов А.Н., Славина Е.В., Столбун В.Д. Укрепление психо-коррекционной учебно-трудовой общности воспитанников школы интер¬

106
ната в строительно-реставрационной деятельности.// “Записки практиче¬ских психологов города Твери и области”, вып.4, Тверь, 1997, с. 312-321.
45. Залужный А.С. Учение о коллективе. Методология. Детский кол-лектив. М.-Л., Работник просвещения, 1930, 300 с.
46. Ильин Ф.Г. Из опыта индивидуальной учебной работы с трудны¬ми школьниками.// “Повышение эффективности учебно-воспитательной работы в учреждениях интернатного типа”, М., 1973, с.74-86.
47. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации./ “Во¬просы психологии”, №4, М., “Педагогика”, 1984, с.89-95.
48. Казаков В.Г. Психологическая помощь трудновоспитуемым под-росткам.// Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. Материалы Всероссийской научно¬практической конференции. Саратов. 1991. М., МАИ, 1992, с.64-66.
49. Казакова О.В. Жизнь и труды А.Я.Герда. А.Я.Герд. Избран. Соч. М., АПН РСФСР, 1953, с. 160-165.
50. Калабалин С. А. Самая решающая вещь.// А.С.Макаренко. 1888¬1963. К 75-летию со дня рождения. М., Гос. уч.-пед. издат., 1963, с.168- 185.
51. Кануников И.Е., Ламкин П.Э., Белов Д.Р. Психофизиологические факторы адаптации школьников к учебной нагрузке.// “Специализация школы и нервно-психическая адаптация. Школа-семинар”. С-П., 1998, с. 47-50.
52. Каптерев П.Ф. Об основных общественных чувствованиях./ “Вестник психологии”, №1, Спб, 1906, с.1-30.
53. Каптерев П.Ф. Первая основа семейного воспитания.// “Энцикло¬педия семейного воспитания и обучения”, вып.1, Спб, 1898, с.29-39.
54. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспи¬тании детей.// П.Ф.Каптерев “Избранные педагогические сочинения”, М., Педагогика, 1982, с.232-257.

107
55. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогиче¬ские идеи и опыт формирования (Из серии “Авторские школы Москвы”). М., 1992, 128 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ