Введение 3
Глава 1. Концепция коллектива в отечественной социальной психологии 8
1.1. Понятие, признаки и функции первичного коллектива 8
1.2. Развитие учения о группе как коллективе в социальной психологии и педагогике 11
Глава 2. Особенности экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа 23
2.1. Характеристика контингента, рекрутируемого в состав воспитанников экстерной школы-интерната 23
2.2. Эволюция в отечественной психологии научных взглядов на отклоняющееся поведение детей и подростков 30
2.3. Особенности задач и организации экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа 35
Глава 3. Формирование социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 44
3.1. Состояние разработки научных основ решения проблемы личностной коррекции девиантных детей и подростков 44
3.2. Условия и пути становления и формирования социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната 53
Заключение и выводы 98
Библиографический список 102
Актуальность исследования. Реформирование в России общественных отношений и государственных структур неизбежно сопровождается негативными экономическими, социальными и социально-психологическими процессами и явлениями: девальвацией моральных ценностей, усилением разобщённости, равнодушием и безразличием к окружающим, взаимным недоверием людей, агрессивности. Ситуация для детей и подростков усугубляется просчетами родителей в воспитании: мелочный контроль, лишение элементарной самостоятельности или же безнадзорность, напряженно-агрессивная, невыносимая обстановка в семьях. В ауре негативных эмоций, источаемых ближайшим окружением детей, испытывающих дефицит дружеского общения, нередко снижается уровень их обучаемости, возникает конфликтность, негативизм к окружающему, что отражается на психическом здоровье и ведет к неадекватному психическому развитию и отклоняющемуся поведению.
В последние годы отмечается явное ухудшение здоровья детей и подростков, усиление их дезадаптированности. В научных поисках путей оздоровления и реадаптации данного контингента ученые подчеркивают особую важность включения их в определенную систему межличностных отношений, чему максимально способствуют специфические коллективы экстерных школ-интернатов социально-реадаптационного типа. Возникает, следовательно, необходимость создания социально-психологических основ воспитательной, оздоровительной и психокоррекционной деятельности психолого-педагогического персонала.
Проблема формирования различных коллективов раскрывается в научно-исследовательских работах ряда отечественных авторов (Н.П. Аникеева, А. Д. Глоточкин, А.И. Донцов, В.В. Новиков, А.В. Петровский, К.К. Платонов и др.). Однако коллективы образователь¬ных учреждений, в которых живут, взаимодействуют и общаются дезадаптированные дети и подростки, почти не исследовались. Этим и определился выбор темы данной диссертации.
Цель исследования состоит в раскрытии условий и путей деятельности по формированию коллектива экстерной школы-интерната социально-реадаптационного типа.
Объект исследования - оздоровительная, психокоррекционная и психопедагогическая деятельность коллектива педагогов и учащихся экстерной школы-интерната.
Предмет исследования: особенности социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната с учетом динамики личностных и межличностных отношений воспитанников и уровня ценностно-ориентационного единства всех членов коллектива, условия и пути деятельности психолого-педагогического персонала по его формированию.
Гипотезы исследования:
- восстановление здоровья и обучаемости “трудных” детей и подростков, их реадаптация наиболее эффективно осуществляются в едином педагогическом и детско-подростковом учебно-трудовом коллективе экстерной школы-интерната, сформированном на основе деятельностных нравственно-зрелых межличностных отношений;
- такой тип коллектива обеспечивает также возможность обучения значительной части педагогически запущенных детей и подростков в ус-коренном темпе;
В соответствии с целью исследования и гипотезами в диссертации решались следующие задачи:
1) на основе анализа социально-психологической литературы уточнить понятие и раскрыть функции первичного коллектива;
2) выявить специфику социально-реадаптационного коллектива экстерной школы-интерната;
Итоги формирующего эксперимента убедительно подтвердили гипотезу: систематическое комплексное медико-психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое квалифицированным психолого¬педагогическим коллективом на дезадаптированных детей и подростков, позволяет успешно реализовать поставленные цели:
- обеспечение восстановления психического здоровья воспитанников и психологическая коррекция их личности и межличностных отношений;
- формирование нравственно-зрелой, гуманной, самостоятельно мыслящей, деятельностно-направленной личности, способной устоять пе¬ред соблазном деструктивных ценностей и перед жизненными трудностями, сохраняя своё достоинство, уважая и ценя достоинство других;
- обеспечение на этой основе личностного развития детей и подростков, успешности их учебной деятельности, ускоренного освоения учебной программы со сдачей экзаменов по мере их подготовленности;
- отрыв дезадаптированных детей и подростков от негативно-стереотипных, патогенных отношений с ближайшим окружением (неблагополучная семья, компания, стимулирующие бессмысленное, а порой деструктивное времяпрепровождение и т.д.), погружение их в нравственно здоровую деятельностную (учебную, трудовую, игровую, художественно-творческую) атмосферу.
Результаты теоретического и экспериментального исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Значительная часть современных дезадаптированых детей и под-ростков нуждается в рефлексотерапевтическом повышении психоэнергетических возможностей ЦНС и в личностной психокоррекции как исходном условии нормализации функцинально-психологического и личностного развития и восстановления их обучаемости.