Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Работа №74325

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

управление персоналом

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
357
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Методологические основы и принципы формирования системы
государственных социальных стандартов 7
1.1 Государственные социальные стандарты - основа жизнедеятельности и
социальной стабильности в РФ 7
1.2 Роль и место социальных стандартов в системе общественных отношений
и обеспечение высокого уровня жизни 16
1.3 Анализ зарубежной практики применения социальных стандартов (Европейские страны) 25
2 Анализ проблем применения государственных социальных стандартов на
региональном уровне 31
2.1 Практика внедрения и использования государственных социальных
стандартов на федеральном и региональном уровнях 31
2.2 Практики внедрения и использования государственных социальных
стандартов в Приморском крае 42
2.3 Проблемы применения социальных стандартов в Приморском крае 50
3 Совершенствование региональной системы государственных социальных
гарантий 60
3.1 Выявление основных направлений совершенствования региональной
системы государственных социальных гарантий путем анализа показателей и измерителей стандартов благополучия 60
3.2 Предложение мероприятий по совершенствованию региональной системы
государственных социальных гарантий с помощью обоснования норм жилищной обеспеченности жителей Приморского края 65
3.3 Оценка эффективности реализации предложенных мероприятий по
совершенствованию региональной системы государственных социальных гарантий на примере взаимодействия в жилищной сфере 75
Заключение 80
Список использованных источников 82
Приложения

Актуальность указанной научной проблемы обусловлена интересом исследователей к поиску новых подходов к решению проблемы формирования государственных социальных стандартов вообще и на региональном уровне в частности. Так, в настоящее время значительный научный интерес приобретают исследования не только межрегиональной дифференциации стандартов, но и труды, посвященные оценке асимметрии в уровне СЭР региона.
Реформы в РФ ориентированы на повышение качества и уровня жизни населения, а также обеспечение его безопасности. Уровень и качество жизни населения во многом определяется размером доходов граждан, а также доступностью жилья, услуг здравоохранения и образования, и др. Государство при этом принимает на себя соответствующие социальные гарантии.
Социальные гарантии - это некоторый гарантированный набор социально значимых благ и услуг для всех граждан.
Социальные гарантии выражаются в определенных социальных стандартах, которые связаны с доходами населения, образованием, медицинской помощью, обеспеченностью жильем и т. д.
Анализ существующих исследований позволил определить ряд зарубежных и отечественных ученых, занимавшихся изучением теоретических и практических аспектов исследуемого научного направления. Данному вопросу посвящены работы Е.П. Александрова, Г.Х. Батов, С.В. Белоусова, З.В. Брагина, И.М. Бусыгина, А.Н. Буфетова, И.В. Волчкова, А.Г. Гранберг, Н.В. Герасимова, А.М. Елисеев, Е.С. Заварина, Р.П. Зименков, А.С. Ишмаева, Н.Н. Киселева, О.В. Коломийченко, Н.Е. Костылева, Л.Н. Кочеткова, О.В. Кунецова, В.В. Кулешов, П.М. Магомедова, М.И. Маллаева, В.Ю. Маслихина, Т.Г. Мороова, В.И. Мухин, Ю.В. Подопригора, А.Г. Полякова, О.С. Пчелинцев, Д.В. Сафронова, Г. Хэмел, Д. Юилл и др.
Научно-теоретическая новизна исследования заключается в систематизации и развитии теоретических положений исследования дифференциации стандартов применительно к региону (в данном исследовании - Приморский край).
Гипотеза исследования - если провести дифференциацию социальных региональных стандартов, это улучшит положение в социальной сфере Приморского края.
Цель работы - выявить, систематизировать и структурировать проблемы формирования государственных социальных стандартов на региональном уровне и предложить рекомендации к их совершенствованию на примере Приморского края.
Для достижения целей определены задачи работы:
- проанализировать региональные аспекты социальной политики в России;
- выявить особенности формирования государственных социальных стандартов на региональном уровне;
- изучить и раскрыть динамику социально-демографических показателей Приморского края;
- предложить рекомендации по совершенствованию разработки государственных социальных стандартов на региональном уровне на примере Приморского края.
Объектами исследования выступают социальные стандарты, обеспечивающие жизнедеятельность населения.
Предмет исследования - процесс формирования государственных социальных стандартов на региональном уровне.
Основными источниками при выполнении работы являлись:
Бусыгина И.М. Политическая регионалистика, Пчелинцев О.С.
Региональная экономика в системе устойчивого развития, публикации о социальной политике и социальных реформах, а также статьи авторов: Меренкова И.Н. Диагностика уровня развития сельских территорий, Юдина М.А. Теоретические аспекты анализа региональных различий уровней социально-экономического развития».
При работе использовались следующие методы исследования:
- статистический анализ;
- анализ коэффициентов;
- библиографический метод.
Исследование особенностей формирования государственных социальных стандартов на региональном уровне может помочь в дальнейшем при продолжении исследований данной темы.
Практическая значимость работы заключается в том, что дифференциация социальных стандартов применительно к региону может помочь в улучшении социально-экономического положения Приморского края. А также материалы и результаты исследований целесообразно использовать в учебном процессе для материалов в курсе «Социальная политика».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования была достигнута цель работы - были выявлены проблемы формирования государственных социальных стандартов на региональном уровне и предложены рекомендации к их совершенствованию на примере Приморского края.
Для достижения цели были выполнены задачи работы.
Для решения первой задачи в теоретической части были проанализированы региональные аспекты социальной политики в России.
Для решения второй задачи в аналитической части были выявлены особенности формирования государственных социальных стандартов на региональном уровне.
В работе были изучены теоретические и практические аспекты оценки дифференциации в уровне СЭР поселений Приморского края, что обусловлено усилением российских агломерационных процессов.
В качестве основных результатов проведенного исследования сформулируем следующие положения:
Выявлено, что изучение различных аспектов дифференциации в уровне СЭР территорий (в т.ч. и Приморского края) в современных условиях является весьма актуальным научным направлением и выступает объектом устойчивого интереса российских исследователей.
Определено, что дифференциация поселений по уровню СЭР представляет собой несогласованную динамику и неоднородность среднедушевых значений социально-экономических показателей поселений агломерации, обусловленные совокупностью факторов различной природы, а именно: экономических, социальных, инфраструктурных, исторических и культурных, административно-политических, географических, природно¬климатических, институциональных.
Для решения третьей задачи в ходе анализа была изучена и раскрыта динамика социально-демографических показателей Приморского края. Сделан вывод, что, несмотря на наблюдающуюся тенденцию сглаживания между регионами Приморского края разрывов в динамике показателей (введенных в действие жилых домов, оборота розничной торговли и инвестиций в основной капитал), по абсолютным значениям данных показателей, рассчитанных на душу населения, в 2016 г. наблюдается рост масштабов внутриагломерационной дифференциации. Тем не менее, следует отметить, что различные показатели СЭР могут показывать различные тенденции, поэтому при углубленном анализе целесообразно использовать тщательно отобранную систему показателей.
В проектной части, для решения четвертой задачи была изучена и проанализирована социальная инфраструктура Приморского края.
Для решения пятой задачи были предложены рекомендации к совершенствованию государственных социальных стандартов на региональном уровне на примере Приморского края.
Объекты социальной сферы составляют социальную инфраструктуру в совокупности предприятий и отраслей, которые обеспечивают нормальное существование и жизнедеятельность населения [60]. Сюда можно отнести жилье и его строительство, сферу жилищно-коммунального хозяйства, объекты культурного назначения, организации и предприятия системы здравоохранения, учреждения образования и дошкольного воспитания.
Предлагаемые мероприятия для улучшения формирования социальных стандартов:
1. Предложить и принять соответствующее законодательство. Когда это возможно и существует правовая основа чтобы действовать, должны использоваться обязательные инструменты, такие как законодательство в области занятости, а также координации в области социального обеспечения.
2. В полной мере использовать существующие соответствующие политические рамки, Стратегию социально-экономического развития РФ и ее цели.
3. Разработка контрольных показателей и их интеграция в существующие рамки управления. Параметры сравнения и точки отсчета для оценки качества и эффективности систем социального обеспечения регионов следует использовать для руководства и контроля за реализацией социальных стандартов и содействия социальным и экономической прогрессии. Чтобы быть эффективными, эти критерии должны опираться на измеримые и сопоставимые показатели, находящиеся под контролем лиц, определяющих политику, и системы управления.
Для реализации предложенных мероприятий необходимо:
1. Повысить качество, адекватность и эффективность занятости и социальных систем защиты и услуг в соответствии с рекомендациями.
2. Инвестировать в социальную политику и услуги и обеспечивать адекватные ресурсы для местных органов власти, ответственных за осуществление политики и предоставление социальных льгот и услуг. В результате мер жесткой экономии социальные системы и службы защиты подверглись резким сокращениям в то время, когда они необходимы. Это справедливо и для местных органов власти, которые часто снижают бюджет на предоставление социальной помощи и услуг.
3. Реформировать налоговые системы для предотвращения уклонения от уплаты налогов и обеспечения адекватного финансирования социальной политики и услуг. Решение проблемы уклонения от уплаты налогов и уклонения имеет решающее значение в обеспечении адекватного финансирования социальной политики и услуг.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон РФ № 131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
3. Федеральный закон РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
4. Проект Федерального закона РФ № 209727-3 «О минимальных
государственных социальных стандартах».
5. Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
6. Постановление Правительства Москвы № 104-пп от 17.02.2009 г. «О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
7. Указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 11 июня 1996 г.
8. Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. № 1168 «О Министерстве регионального развития Российской Федерации» (с изменениями от 24 сентября 2015 г.) (с изменениями и дополнениями) // Российская газета от 16 сентября 2004 г. № 202.
9. Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке
эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 28 апреля 2015 г.) // Собрание законодательства РФ от 2 июля 2007 г. № 27 ст. 3256
10. Постановление Правительства РФ от 31.03.1998 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс»
11. Александрова, Е.П. Специальные экономические зоны в мировом хозяйстве / Е.П. Александрова // Внешнеэкономическая деятельность. - 2016. - №7. - С. 19-21.
12. Батов, Г.Х. Стратегическое планирование как инструмент стратегического управления региональной социально-экономической системой / Г.Х. Батов // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2016. Т. 7. - № 2 (26) . - С. 212-218.
13. Белоусова, С. В. «Социальный стандарт как модель поведения государства в социальной сфере»//Приоритеты России. - 2016. - №1 (10). - С.18¬23.
14. Брагина, З.В., Развитие регионов: диагностика региональных различий: монография / З.В. Брагина, И.К. Киселев. - М.: ИНФРА-М, 2014. -152 с.
15. Бусыгина, И.М. Политическая регионалистика / И.М. Бусыгина. - М.: МГИМО(У), РОССПЭН, 2012. - 268 с.
16. Буфетова, А.Н. Неравномерность пространственного развития: региональные центры и региональная периферия / А.Н. Буфетова // Регион: экономика и социология. - 2015. - № 4. - С. 55-68.
17. Волчкова, И.В. Оценка интенсивности социально-экономических взаимодействий на территории агломерации в аспекте связанности социально-экономического пространства / И.В. Волчкова, М.Н. Данилова, Ю.В. Подопригора, А.А. Селиверстов, Е.В. Уфимцева, Н.Р. Шадейко // Вопросы управления. - 2016. - № 4 (22). - С. 182-195.
18. Волчкова, И.В. Данилова М.Н. Методические подходы к оценке дифференциации в уровне социально-экономического развития муниципальных образований агломерации / И.В. Волчкова, М.Н. Данилова // Вопросы управления. - 2017. - №2. - С. 57-69.
19. Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики: 2-е изд. / А.Г. Гранберг
- М.: ГУ ВШЭ, 2011. - 495 с.
20. Герасимова, Н. В. «Социальные стандарты - ориентиры развития социальной сферы»//Социальная сфера гражданское общество. - С.527-530.
21. Елисеев, А.М. Проблемы межотраслевых взаимодействий в контексте экономического развития территорий (на примере Сибирского федерального округа) / А.М. Елисеев // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -
2014. Т. 6-2. - № 90. - С. 40-44.
22. Заварина, Е.С. Межрегиональная дифференциация регионов России
(региональный аспект) / Е.С. Заварина, К.А. Грициняк. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hse.ru/data/2014/02/11/1328418579/121-125%20Е.С.Заварина,
%20К.А.Грициняк.рбГ (дата обращения 17.01.2018).
23. Зименков, Р.П. Мировая экономика экономит? / Р.П. Зименков // Российский экономический журнал. - 2016. - №3. - С. 96.
24. Илларионов, И. Разработка и применение стандартов социальных услуг / И. Илларионов // Региональная и муниципальная информатизация. - 2015. - №2.
- С. 34-41.
25. Интернет ресурс Официальный интернет-сайт Госкомстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru(дата обращения 17.01.2018).
26. Интернет ресурс Статистика.ЯИ, портал статистических данных [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://statistika.ru/(дата обращения 17.01.2018).
27. Ишмеева, А. С. «Роль социальных стандартов в развитии социальной сферы региона»// материалы международной научно — практической конференции. - 2015. - С. 7-9.
28. Киселева, Н.Н. Региональная дивергенция регионов Юга России: типы, масштабы и способы преодоления / Н.Н. Киселева // Региональная экономика. Юг России. - 2015. - №2. - С. 26-34.
29. Климанов, В.В. Региональные системы и региональное развитие в России / В.В. Климанов. - М.: Едиториал УРСС, 2014. - С. 132.
30. Коломийченко, О.В. Стратегическое планирование развития регионов России: методология, организация / О.В. Коломийченко, В.Е. Рохчин. СПб.: Наука, 2013. - 312 с.
31. Конкурентоспособность регионов: теоретико-прикладные аспекты / под ред. проф., д.э.н. Ю.К. Перского, доц., к.э.н. Н.Я. Калюжновой. - М.: ТЕИС, 2013. - 295 с.
32. Костылева, Н.Е. Инновационные методы повышения
конкурентоспособности городов и регионов / Н.Е. Костылева. - СПб.: ИРЭ РАН, 2012. - 428 с.
33. Кочеткова, Л. Н. «Актуальные проблемы социального государства в России (к 20-летию принятия Конституции РФ) // Электронный научный журнал «ГосРег». - 2015. - № 2 - С.1-7.
34. Кузнецова, О.В. Экономическое развитие регионов: теоретические и практические аспекты государственного регулирования. Изд.3. / О.В. Кузнецова. - М.: ЭКСМО, 2015. - 360 с.
35. Кулешов, В.В. Стратегические установки долгосрочного развития Сибири / В.В. Кулешов, В.И. Суслов, В.Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. - 2014. - № 2. - С. 3-22.
36. Магомедова, П. М. «Социальные стандарты и гарантии — основа социальной защиты населения»//Вопросы структуризации экономики. - 2014. - № 4. - С. 37-41.
37. Маллаева, М. И. «Прожиточный минимум в системе социальной защиты населения: методический аспект»//Труд и социальные отношения. - 2013. - № 8. - С.29-35.
38. Маслихина, В.Ю. Динамика пространственного неравенства в условиях усиления агломерационных процессов / В.Ю. Маслихина // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - №10. - С. 53-56.
39. Морозова, Т.Г. Региональная экономика / Т.Г. Морозова. - М.: ЮНИТИ,
2011. -342 с.
40. Мухин, В.И. Основы теории управления. Учебник / В.И. Мухин - М.: Экзамен, 2012. - 256 с.
41. Подопригора, Ю.В. Типы структурных изменений отраслей экономики территории и методы их оценки / Ю.В. Подопригора // Альманах современной науки и образования. - 2014. - №3. - С. 145-146.
42. Полякова, А.Г. Региональное экономическое пространство и территориальное развитие: оценка действия сил связанности / А.Г. Полякова, И.С. Симарова // Вестник Урфу. серия экономика и управление. - 2014. - № 2. - С. 48-60.
43. Пчелинцев, О.С. Региональная экономика в системе устойчивого
развития / О.С. Пчелинцев. - М.: Наука, 2013. - 590 с.
44. Растворцева, С.Н. Управление развитием процессов концентрации экономической активности в регионе: подходы новой экономической географии: монография / С.Н. Растворцева. - М.: Экон-информ. 2013. - 131 с.
45. Региональная экономика мира: учебник для студентов вузов / Под ред. проф. Т.Г. Морозовой - 4е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
46. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2011. - 666 с.
47. Реформационный прагматизм как основа модернизации. Резюме доклада «К концепции и программе социально-экономического развитии России до 2020 года» // Российский экономический журнал. - 2015. - № 3. - С. 3-35.
48. Сафронова, Д. В. «Закрепление социальных стандартов в контексте современных правовых норм»// Вестник СЮИ. - 2016. - С. 60-64.
49. Селиверстов, А.А. Влияние городской инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона / А.А. Селиверстов // в сборнике: EUROPEAN RESEARCH. Сборник статей победителей УПмеждународной научно-практической конференции. - 2016. - С. 140-142.
50. Сивелькин, В.А. Региональные особенности развития социальной инфраструктуры муниципальных образований в Приволжском федеральном округе: проблемы статистической оценки / В.А. Сивелькин, Т.Н. Ларина // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - № 9(59). - С.102-106.
51. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы,
приоритеты и пути реализации / под ред. А.Г. Гранберга. - М.: Наука, 2014. - 382 с.
52. Стратегия развития крупнейшего города: взгляд в будущее (научно-методический подход) / авт. колл.; науч. рук. проф. Е.Г. Анимица и проф. В.С. Бочко. - Екатеринбург, 2013. - 165 с.
53. Суспицын, С.А. Барометры социально-экономического положения регионов России / С.А. Суспицын. - Новосибирск, 2014. - 124 с.
54. Федотов, М. С. «К вопросу о социальном стандарте как инструменте общественного регулирования»// Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. - № 33. - С. 11-15.
55. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: Учебно-методическое пособие / под общей ред. Т.В. Псаревой. Новосибирск: Изд-во «Сибирское соглашение»,
2015. - 342 с.
56. Хэмел, Г. Стратегическая гибкость: пер. с англ. / Г. Хэмел, К. Прахалад, Г. Томас, Д. О’Нил. - СПб.: Питер, 2015. - 98 с.
57. Шеховцева, Л.С. Управляемое развитие региона: стратегическое
целеполагание /Л.С. Шеховцева. - Калининград: РГУ им. И. Канта, 2015. - 235с.
58. Эмиров, Н. Д. «Социальные стандарты как инструмент управления социальной сферой»// Вестник ЮУрГУ. - 2016. - №21. - С.156-163.
59. Юдина, М.А. Теоретические аспекты анализа региональных различий уровней социально-экономического развития» / М.А. Юдина // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2013. - №2. - С. 95-103.
60. Юилл, Д. Основные характеристики региональной политики: опыт европейских стран / Д. Юилл // Регион: экономика и социология. - 2014, специальный выпуск. С. 74.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ