ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕДИТНО -
ДЕНЕЖНОЙ И ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ 9
1.1. Сущность и роль кредитно-денежной политики 9
1.2. Понятие валютной политики, её инструменты 18
1.3. Международный опыт реализации кредитно-денежной и валютной
политики 32
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И
ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 50
2.1. Роль Центрального банка Российской Федерации в осуществлении
кредитно-денежной и валютной политики 50
2.2. Оценка инструментов кредитно-денежной политики Центрального
Банка Российской Федерации 59
2.3. Анализ влияния ключевой ставки Центрального банка на финансовый
сектор Российской Федерации 69
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ И
ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 80
3.1. Совершенствование валютной политики Российской Федерации 80
3.2. Проблемы и направления совершенствования кредитно-денежной
политики Российской Федерации 86
3.3. Совершенствование кредитно-денежной и валютной политики
Китайской Народной Республики 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 107
Кредитно-денежное и валютное регулирование являются неотъемлемым элементами макроэкономической политики государства. Одними из необходимых условий эффективного развития экономики является формирование четкого механизма кредитно-денежного и валютного регулирования, позволяющего Центральному банку воздействовать на экономический рост, деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Проведение эффективной валютной политики имеет принципиально важное значение в условиях современной глобализации. Вызовы глобализации резко повышают уязвимость механизмов, обеспечивающих адаптацию экономики страны, прежде всего к любым изменениям на мировом рынке, например к динамике на мировом рынке нефти, к мировым финансовым кризисами, к ведению санкционного режима. В условиях постоянного расширения связей между российской и мировой валютными системами роль и место валютной политики в государстве становятся важнейшей составляющей государственной экономической политики. Соответственно эффективная валютная политика является необходимым условием повышения конкурентоспособности страны, а также устранения национальных диспропорций валютного рынка.
В идеале кредитно-денежная и валютная политика государства призваны обеспечить стабильность цен, стабильную занятость населения, устойчивый платежный баланс и экономический рост - таковы их высшие и конечные цели. Однако на практике с их помощью приходится решать и более узкие цели, отвечающие несущим потребностям экономики страны задачам. В настоящее время в Российской Федерации экономическая ситуация и обстановка в валютной и кредитно-денежной сфере является довольно сложной. Правительство, Банк России и Министерство Финансов принимают меры монетарного регулирования в условиях недостаточности денежной массы, ослабления курса рубля, кризисных явлений в экономике и финансовом секторе страны. От того, как страна будет выстраивать свою кредитно-денежную и валютную политику, намазать экономику деньгами, стимулировать экономический рост, будет зависеть ее будущее.
С учетом этого, необходимость теоретического осмысления кредитно - денежной и валютной политики, а также изучение мирового опыта реализации названных процессов и на основе этого обоснование практических рекомендаций по направлениям совершенствования практики проведения кредитно-денежной и валютной политики в России доказывает актуальность и практическую значимость исследования.
Целью выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) является исследование мирового опыта и российской практики проведения кредитно-денежной и валютной политики. Для реализации изложенной цели поставлены следующие задачи:
• изучить теоретические аспект формирования кредитно-денежной и валютной политики;
• исследовать мировой опыт реализации кредитно-денежной и валютной политики;
• изучить роль Центрального банка России в осуществлении кредитно-денежной и валютной политики;
• дать оценку инструментам кредитно-денежной политики
Центрального банка России;
• проанализировать влияние ключевой ставки Центрального банка России на финансовый сектор Российской Федерации;
• разработать предложения по совершенствованию кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
Научная новизна результатов исследования состоит в системном подходе к оценке и анализу особенностей реализации кредитно-денежной и валютной политики в России на современном этапе и методологическом обосновании направлений ее развития.
К основным результатам, раскрывающие положения новизны относятся:
• уточнены понятия и сущность кредитно-денежной и валютной политики государства;
• аналитическое обобщение проблем кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации;
• разработка мер по повышению эффективности реализации кредитно-денежной и валютной политики в Российской Федерации и Китайской Народной Республики.
В качестве информационной базы исследования использованы нормативно-законодательные акты Российской Федерации по кредитно-денежной и валютной политики, статистические и аналитические отчеты, научные исследования по различным аспектам кредитно-денежного и валютного регулирования, данные с официальных сайтов Центрального банка РФ, Росстата, также статьи ведущих российских и зарубежных ученых, занимающихся данной проблематикой. К ним относятся работы Гурнович Т.Г., Соколов Ю.А., Тавасиев А.М., Зверев А.В., Климова Н.В. и т.д.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию кредитно-денежной и валютной политики Российской Федерации на основе изученного мирового опыта.
Объектом исследования выбран механизм кредитно-денежной и валютной политики государства.
Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты формирования кредитно-денежной и валютной политики Российской Федерации и зарубежных стран, а также направления их совершенствования с учетом накопленного мирового опыта .
В результате проведенного исследования были реализованы поставленные во введении задачи, а также сделаны следующие выводы:
Кредитно-денежная политика является одним из ключевых элементов экономической политики государства и определяется приоритетными и стратегическими целями экономического развития. Главная цель денежно - кредитной политики - это достижение макроэкономической стабилизации в долгосрочном периоде времени.
Кредитно-денежная политика, осуществляемая Банком России, включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей совокупного денежного оборота.
Валютная политика государства - совокупность экономических, правовых и организационных мер и форм воздействия, осуществляемых государственным органами, центральными банками, финансовыми учреждениями в целях регулирования национального валютного рынка и международных валютных отношений, в соответствии с текущими и стратегическими целями страны, и появляющиеся в регулировании покупательной силы денег, контроле курса национальной валюты, регулирование оттока и притока капитала, выравнивание сальдо платежного баланса, управление международными резервами, в сотрудничестве с международными финансовыми организациями.
Анализ трех примеров реализации кредитно-денежной и валютной политики в 2007 - 2018 гг. - США, Китая и Еврозоны - показал, что каждая из них уникальна и имеет свои отличительные особенности.
Кредитно-денежной и валютная политика США направлена на поддержание сильного доллара и в качестве основной формы валютной политики применяет дисконтную политику. Важной задачей является осторожное и качественное регулирование курса доллара, так как любые диспропорции на финансовом рынке США имеют влияние и на финансовые рынки других стран.
Валютная политика Китая стремится вывести свою национальную валюту на более высокий мировой уровень, чтобы стать конкурентоспособной валютой на мировых рынках и противостоять доллару. Однако стремление пустить юань в свободное плаванье не увенчалось успехом, что доказывает необходимость контроля со стороны китайского регулятора.
Кредитно-денежная и валютная политика стран еврозоны направлена на постепенный выход из программы количественного смягчения к ослаблению евро, что положительно может сыграть для экспорта европейской продукции, а также увеличить экономический рост стран еврозоны, однако, в последние годы не наблюдается открытая тенденция к девальвации евро.
Можно заключить, что в рассмотренных развитых странах применяются практически одинаковые формы и методы кредитно-денежной и валютной политики.
Проанализировав реализацию кредитно-денежной политики в РФ можно сделать следующие выводы. Кредитно-денежная политика должна способствовать ликвидности финансового рынка, добиваться роста эффективности своей процентной политики, совершенствовать управление ликвидностью банков, развивать систему макроэкономического моделирования и прогнозирования. Центральному банку отведено особое место и роль в проведении валютной политики на территории Российской Федерации. Он одновременно выступает и как основной орган валютного регулирования, и как один из органов валютного контроля в Российской Федерации.
Поддержание финансовой стабильности в России требует наличия у Центрального Банка набора соответствующих инструментов, перечень и настройка которых позволят повысить эффективность выполнения целевых ориентиров кредитно-денежного регулирования.
Уровень инфляции и ключевая ставка Банка России являются взаимосвязанными, значение последней непосредственным образом отражается на устанавливаемые в экономике средневзвешенные процентные ставки (причем, различается степень влияния в зависимости от субъектов кредитного рынка), что в последствии приводит к изменению предложения денег и кредитных ресурсов в частности.
Максимальные значения указанных показателей за период 2014-2019гг. наблюдалось в 2014-2015гг., в связи с повышением инфляционных и девальвационных рисков. Самый высокий уровень инфляции был зафиксирован в марте 2015 года - 16,93%, тогда как максимальное значение ключевой ставки было достигнуто в декабре 2014 года - 17%. Однако, с 2015 года прослеживается общая тенденция снижения ключевой ставки и уровня инфляции. После достижения максимального значения ключевой ставки, Банк России практически постоянно принимал решение о ее снижении, в связи с чем в декабре 2019 года она достигла своего минимального значения 6%. Уровень инфляции достигнув своего пика, также постепенно уменьшался, достигнув в феврале 2018 году своего минимального значения - 2,20%.
В настоящее время наблюдается замедление инфляции, которое может быть связано со слабой динамикой реальных доходов населения, поэтому у Центробанка есть основания для смягчения денежной политики в сторону снижения ставки рефинансирования.
Очередное понижения ставки рефинансирования до 6% в декабре 2019 года привело к росту кредитных предложений по банковским продуктам на более выгодных условиях для клиентов банка может положительно повлиять на развитие бизнеса в стране, так как появилась возможность для предпринимателей брать ссудный капитал под более лояльные условия.
Большое значение для эффективного развития валютной политики России имеет принятие следующих мер по ее совершенствованию:
1. Совершенствование политики валютных интервенций с целью сделать ее более гибкой, эффективной, своевременной и прозрачной. В случае снижения цен на нефть или колебания цен на рынке энергоресурсов валютные интервенции Банка России могут не допустить сильных колебаний валютного курса в стране. Отсутствие валютных колебаний на валютном рынке позволят Банку Росси избавиться от возможности потерять доверие физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов, а также не позволить возникновению панической ситуации на валютном рынке.
2. В целях пресечения отмывания за рубеж преступных доходов и финансирования терроризма целесообразно оформить понятийный аппарат в статье 1 ФЗ-№115 путем закрепления и разграничения таких определений как отток, утечка, бегство капитала. Т.к. если первый термин связан с легальным выводом финансовых средств, довольно часто посредством прироста зарубежных активов либо снижения объемов инвестирования, то другие два предусматривают применение незаконных способов вывода активов. Также следует направить силы на выявление подозрительных сделок, для чего необходимо увеличить качество системы управления рисками, применяемой в целях предупреждения, пресечения и выявления случаев вывода денежных средств преступными способами.
3. Совершенствование процедуры проведения валютных операций коммерческими банками, разрабатываемой Банком России. К этому относится изменение способов по расчету открытой валютной позиции коммерческих банков, которые основываются на изменении ситуации на валютном рынке государства, и последние разработки в этой области. Также Банку России следует ужесточить требования к качеству анализа кредитоспособности заемщиков финансового сектора экономики коммерческим банкам.
4. Следующий путь совершенствования валютной политики - повышение количества пользователей информационной базы данных среди органов валютного контроля. Создание слаженной, действенной системы, улучшение обмена информацией между участниками возможно лишь в процессе взаимодействия всех звеньев системы, совершенствования правой базы, и конечно упорядочения методов контроля.
5. Совершенствование системы страхования валютных рисков на валютном рынке страны, которое должно предусматривать участие Банка России как гаранта осуществления валютных сделок. Также совершенствование системы страхования валютных рисков предусматривает расширение перечня инструментов хеджирование валютных рисков.
Таким образом, из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что совершенствование валютной политики Банка России предусматривает разработку подхода, включающего разработку главных направлений по совершенствованию валютного рынка РФ, совершенствование деятельности Банка России и государства в рамках регулирования валютных операций в государстве.
Совершенствование кредитно-денежной политики призвано преодолеть наиболее острые проблемы развития кредитно-денежной сферы и банковского сектора государства.
1. Необходим механизм связывания денежной массы товарной. Денежная эмиссия подразумевает не «раздачу» денег, а создание условий, при которых денежная ликвидность становится доступной населению и бизнесу. Другими словами, здесь работает принцип «не дать», а «дать возможность заработать». Учитывая природу денег, основным каналом накачки экономики ликвидностью является кредит. Однако важным является не только рост кредитных портфелей коммерческих банков, но и их структура.
2. Необходимо выравнивание уровней доходностей в финансовом и реальном секторах экономике. Доходность и оборачиваемость на финансовом рынке несоизмеримо выше этих же показателей реальной экономики. Довольно высокая ставка процента является ключевой причиной большого дисбаланса в экономике между сбережениями и инвестициями, разница между которыми в действительности является основным источником финансирования оттока капитала за рубеж, делает абсолютно нерентабельными многие инвестиционные проекты и долгосрочные финансирования, дисконтируя будущие доходы так, что многие проекты не окупают себя.
3. Экономика страны нуждается в денежной эмиссии, независимой от внешнего сектора и мировой конъюнктуры. Хозяйству необходимы дешевые средства обмена, обращения, средства платежа, средства сохранения стоимости, т.е. деньги как ликвидность и как капитал.
Подобные меры вместе с разнообразными механизмами монетарной экспансии и стимулирующей кредитно -денежной политики, в основе которой должно находиться полномасштабное снижение ставки процента, являются превалирующей идеей разворота действий Центрального банка РФ, однако для этого необходимы не только экономические рычаги, но и меры административного и законодательного характера.
Для совершенствования кредитно-денежной и валютной политики Китайской Народной Республики рекомендуется принятие следующих мер, направленных на стимулирования экономического роста страны:
- необходимым представляется выделить направления
совершенствования Закона «О Народном банке». Одной из которых должно стать повышение независимости Народного банка.
- одним из важнейших условий эффективного подхода является то, что Правительство КНР должно понимать наличие дефицита спроса и то, что экономике КНР необходимы сильные и согласованные стимулы для решения проблемы дефицита;
- определить перечень мер, способных обострить ситуацию, с целью избежать применения их в будущем, а также не переходить на валютную и кредитно-денежную политику, направленную на понижение курса национальной валюты (юань);
- необходимо рассчитать числовую цель для общего финансового стимулирования, чтобы фискальная экспансия не могла рисковать неблагоприятными реакциями финансового рынка. Необходимо согласовать процентную долю от общего объема продукции, график реализации, а также механизм контроля.
Данные изменения позволят усовершенствовать механизмы реализации кредитно-денежной и валютной политики КНР, а также повысят степень независимости Народного банка страны.
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.02.2017)
3. Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" / Редакция от 03.04.2020 (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)
5. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от27.12.2019)"О валютном регулировании и валютном контроле"(с изм. и доп.,вступ. в силу с 31.05.2020)
II Монографии, коллективные работы, сборники научных трудов:
6. А.А. Казимагомедов Банковское дело: организация деятельности центрального банка и коммерческого банка, небанковских организаций: учебник / Казимагомедов А.А. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 502 с.
7. Витчукова Е. А. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики: курс лекций // Витчукова Е. А.: Поволжский государственный технологический университет. - Йошкар-Ола: ПТУ, 2016. - 164 с.
8. Внешнеэкономическая деятельность: учеб.пособие / С.И. Уткина, Э.А. Попова. - М.: Изд. Дом НИТУ «МИСиС», 2017. - 135 с.
9. Воронин, В.Г. Международные валютно-кредитные отношения / В.Г. Воронин, Е.А. Штеле. - Изд. 2-е, доп. - Москва ; Берлин : Директ- Медиа, 2015. - 229 с.
10. Гурнович, Т.Г. Валютные и международные операции банка : учебное пособие / Т.Г. Гурнович, Ю.М. Склярова, Л.А. Латышева ; под общ.ред. Т.Г. Гурнович ; Ставропольский государственный аграрный университет. - Москва : Издательский Дом «МИРАКЛЬ», 2014. - 248 с
11. Денежно-кредитная политика государства: уч. пособие для студентов-бакалавров, обущающихся по направлению «Экономика» / О.М. Ермоленко, А.А. Мокропуло, Т.Л. Оганесян; ЧОУ ВОЮИМ. - Краснодар: Изд-во ЮИМ; Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 113 с.
12. Деньги, кредит, банки: учебник / под общ.ред. М. С. Марамыгина, Е. Н. Прокофьевой. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2019. - 384 с.
13. Киреев А.П. Международная макроэкономика // ред. Н.П. Огаркова Н. П. - М., Международные отношения, 2014. - 591 с.
14. Кузнецова Е.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит: ученое пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и менеджмента // Кузнецова Е.И.— Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.— 687с.
15. Международные валютно-кредитные отношения : учебник / Н.Н. Мокеева [и др.] ; под общ.ред. Н.Н. Мокеевой. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2018.— 360 с.
16. Международные валютно-кредитные отношения: учебник для студентов бакалавриата / колл.авт.: Т.Г. Гурнович, Ю.М. Склярова, Л.В. Агаркова, Л.А. Латышева, С.Ю. Шамрина, В.В. Агарков; под общ. ред. д. э. н., проф. Т.Г. Гурнович. - 2-е изд. - М. : МИРАКЛЬ, 2015. - 312 с.
17. Мировая экономика и международные валютно-финансовые отношения. - Ч. II. Международные валютно-кредитные отношения: учебно-методическое пособие. - Томск : Изд-во Том.ун-та, 2014. - 138 с.
Международный финансовый контроль / В.А. Щегорцов, Таран В. А. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 529 с.
19. Организация деятельности центрального банка: уч. пособие / Е.Г. Азманова, Е.А. Анненкова, Е.А. Киреева, Г.Ж. Курдюмова, Ю.В. Морозова, М.В. Плотникова, Д.А. Шишкина ; под ред. Е.А. Анненковой. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. - 144 с.
20. Соколов, Ю.А. Организация денежно-кредитного регулирования: учебное пособие / Ю.А. Соколов, С.Е. Дубова, А.С. Кутузова. - 2-е изд., стер. - Москва: Флинта, 2017. - 262 с.
21. Тавасиев, А. М. Банковское дело: словарь официальных терминов с комментариями / Тавасиев А.М., Алексеев Н.К., - 2-е изд. - Москва :Дашков и К, 2017. - 656 с.
22. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования
экономики: Учебное пособие. - Нижний Новгород: Нижегородский
госуниверситет, 2018. - 100 с.
III. Статьи из периодических изданий:
23. Ачмизова, З.О. Цели и принципы денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе развития экономики / З.О. Ачмизова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 1 (11). С. 27-32.
24. Белолипецкая Д.Н. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной политики государства // Управление. Бизнес. Власть. - 2016 - № 1 (10) - С. 17-20.
25. Васюков Е.А. Валютная политика Китая в контексте современных реалий валютного рынка / Е.А. Васюков // Теория и практика обественного развития. - 2017. - №8. - С. 52-55.
26. Зайцева Н.В., Кулакова Н.Н. Центральный банк: сущность и новые функции // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016 - С. 140-143.
27. Зверев А.В., Ковалерова Л.А., Чернявская М.А. Некоторые аспекты регулирования и развития банковского сектора Российской Федерации в период санкций // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 6. № 4. С. 117-129.
28. Зверев А.В., Мандрон В.В., Мишина М.Ю. Механизм санации кредитных организаций: российская практика // Финансы и кредит. 2019. Т. 25. № 8 (788). С. 1727-1741.
29. Зверев А.В., Николаева Е.А. Оценка деятельности агентства по страхованию вкладов по оздоровлению банковской системы России. В сборнике: Управление социально-экономическими системами, правовые и исторические исследования: теория, методология и практика. Материалы международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. 2019. С. 77-81.
30. Климова Н.В., Можегова В.Д. Причины валютных колебаний и их влияние на экономические изменения // Н.В. Климова // Известия КГАУ. - 2015. - №113. - С. 550-561.
31. Мельникова В.Г., Мишина М.Ю. Оценка практики применения ЦБ РФ инструментов денежно-кредитного регулирования // Тенденции и перспективы развития банковской системы в современных экономических условиях// Брянский государственный университет. 2020. C. 52-59.
32. Платонова И.Н., Епин Х.У. Либерализация валютной политики Китая // И.Н. Платонова // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 12 - C. 19-33.
33. Погребная Н.В. Влияние денежно-кредитной политики Федеральной Резервной Системы на международные финансовые рынки / Н.В. Погребная, В.А. Михеева // Политематический сетевой научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - №129 (05). - 2017. - С. 955-969.
IV. Интернет-ресурсы:
34. Fusion Media Limited // [Электронный ресурс]. - URL: https://ru.investing.com/economic-calendar/chinese-fx-reserves-(usd)-866
35. Hansen, S., M. Transparency and Deliberation within the FOMC: A
Computational Linguistics Approach. Hansen, S., M. McMahon, and A. Prat. // The Quarterly Journal of Economics. - 2018. - № 133 (2): 801-870 //[Электронный ресурс]. - URL:
https://ideas.repec.org/a/oup/qjecon/v133y2018i2p801-870.html
36. Trading Economics. USDGB 10Y // [Электронныйресурс]: - URL: http://www.tradingeconomics.com/united-states/government-bond-yield
37. Годовой Отчет Банка России за 2018 год // Утвержден Советом
директоров Банка России 26.04.2019 // [Электронный ресурс]. - URL:
https://cbr.ru/Collection/Collection/File/19699/ar 2018.pdf
38. Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» // [Электронный ресурс]. - URL: https://cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90134?fileId=408
39. Катасонов В. Юань: новый раунд борьбы за место под солнцем // Фонд стратегической культуры, Электронное издание // [Электронный ресурс]. - URL:https://www.fondsk.ru/news/2018/03/13/juan-novyj-raund-borby-za-mesto-pod-solncem-45761.html
40. Кунев С.В. К вопросу о конституционно-правовом статусе Центрального банка Российской Федерации // [Электронный ресурс] // Огарев-online. - 2016. - №8. - Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/k- voprosu-o-konstitucionno-pravovom-statuse-centralnogo-banka-rossijskoj
41. Официальный сайт FinancialTimes // [Электронный ресурс]. - URL: http://inosmi.ru/ft_com/
42. Официальный сайт Федеральной резервной Системы США // [Электронный ресурс]. - URhttps://www.federalreserve.gov
43. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // [Электронный ресурс]. - URL: www.gks.ru
44. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // [Электронный ресурс]. - URL: https://www.cbr.ru
45. По вопросу монетизации // Минэкономразвития России //
[Электронный ресурс]. - URL.:
http://economy.gov.ru/minec/references/faq/201601110450
46. Решение по процентной ставке ЕЦБ // Investing.Com// [Электронный ресурс]. — URL.:HTTPS://ru.investing.com/ecnomic-calendar/interest-rate-decision-164
47. Указание Банка России от 31.05.2019 N 5158-У «Об обязательных
резервных требованиях» // «Вестник Банка России» №37 (2089)от 05.06.2019 // [Электронный ресурс]. - URL.:
https://cbr.ru/oper br/o dkp/reserve requirements/reserv pr2