Введение 3
1. Импортозамещение в туризме: теория, методология, практика
1.1. Теоретические аспекты импортозамещения в туризме 8
1.2. Методические подходы к развитию внутреннего и въездного туризма
на основе импортозамещения 18
1.3. Развитие туризма в России и за рубежом на основе импортозамещения
2. Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития
Белгородской области 45
2.1. Социально-экономическое развитие Белгородской области 45
2.2. Оценка региональной сферы туризма 55
2.3. Факторы, формирующие конкурентные преимущества сферы
туризма в регионе 66
3. Разработка направлений импортозамещения в региональном туризме
3.1. Развитие сферы туризма на основе равномерного использования
туристских ресурсов 83
3.2. Развитие отдельных видов туризма в качестве приоритетных в регионе 96
3.3. Разработка туров, рассчитанных на массового потребителя, способного обеспечить устойчивый спрос 106
Заключение 117
Список использованных источников 123
Приложения 130
Туризм в 21 веке является социально-политическим явлением, оказывающим большое влияние на экономику большинства стран, мироустройство и региональную экономику. Туристские потоки уже превышают 1 млрд. туристских прибытий и данное значение увеличивается ежегодно. Туристская сфера является достаточно высокодоходной и выгодной, способной сравниться по эффективности инвестиций в перерабатывающую и нефтедобывающую промышленность, автомобилестроение.
В последние годы, Россия смогла выйти на мировой туррынок. Образование платежеспособного сегмента рынка способствовало оживлению туристской сферы и созданию тысяч организаций туристкой отрасли, множества рабочих мест. Однако, состояние туристской сферы на данный момент времени достаточно слабое и в сравнении с другими странами, активность населения России достаточно низкая из-за невысокой платежеспособности, в особенности в связи с последними событиями, происходящими в мире. И без того малое количество туристов, посещающих другие страны, уменьшилось в несколько раз, за счет увеличившихся цен и нестабильной политической обстановки.
Сложившаяся ситуация достаточно выгодна для России, за счет того, что страна обладает огромными туристскими ресурсами, с помощью которых возможно развитие практически любого вида туризма и как следствие привлечение туристов для внутренних перемещений по стране. Но, несмотря на государственную поддержку, туристская отрасль недостаточно развита, при увеличивающемся спросе на услуги туризма от местного населения.
Так, развитие туристской сферы в России на сегодняшний день занимает одно из главных мест в системе планирования государства, поскольку доходы от этой сферы будут включены в список приоритетных направлений социально-экономического развития. Однако, для полноценного развития туристской отрасли в России, запланированы мероприятия, направленные на развитие внутреннего и въездного туризма с целью увеличения туристских потоков внутри страны и привлечения иностранных туристов.
Для развития туристской сферы, необходимо использовать опыт зарубежных стран, который позволит в полной мере раскрыть данную сферу и в России, так как этот опыт показывает, что чем больше у людей денег, тем легче они тратят их на путешествия. Мировой оборот туризма насчитывает порядка 11 триллионов долларов. В законодательстве России и ее субъектов, туристская сфера признана приоритетной отраслью экономики. Однако, все еще есть множество достаточно проблемных мест у отечественной индустрии туризма.
Наибольшую актуальность с 2015 года получило импортозамещение в туристской сфере. Достаточно новое для данной отрасли понятие, которое приобрело значение в современной ситуации в сфере туризма. Замещение импортных направлений отечественными является приоритетным в современных условиях. Развитие внутреннего и въездного туризма с помощью замены зарубежных туров местами отдыха в самой России. Данная задача упростилась после присоединения Крыма, что позволило расширить количество мест пляжного и рекреационного отдыха, столь любимого российскими туристами.
Белгородская область является регионом, занимающим достаточно устойчивые позиции с точки зрения социально-экономического развития. Регион обладает большим количеством разнообразных ресурсов и объектов, которые привлекают посетителей, однако недостаточно плотно сгруппированы, что мешает полноценному их изучению. Импортозамещение на территории региона является необходимостью, так как позволит увеличить интерес к местным достопримечательностям, что поспособствует привлечению дополнительного дохода и увеличит вклад туризма в ВРП региона.
Цель магистерского исследования состоит в разработке мероприятий, на основе формирования реестра туристских объектов, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма в Белгородской области.
Для достижения поставленной цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты импортозамещения в туризме;
- изучить методические подходы к развитию внутреннего и въездного туризма на основе импортозамещения;
- проанализировать развитие туризма в России и за рубежом на основе импортозамещения;
- оценить социально-экономическое состояние Белгородской области;
- рассмотреть региональную сферу туризма;
- проанализировать факторы формирующие конкурентные
преимущества сферы туризма в регионе;
- выделить направления импортозамещения в региональном туризме;
- разработать маршруты по отдельным видам туризма;
- разработать туры, рассчитанные на массового потребителя, который способен обеспечить спрос.
Объектом исследования является импортозамещение в и возможности развития региона на его основе.
Предметом научного исследования является Белгородская область.
Теоретической и методологической основой являются труды Авджы Э., Андрианова В. И., Арутюнова С. В., Балашовой О. А., Белоусовой Р. Н., Бодрунова С. Д., Бурко Р. А., Гельбрас В. М., Гулина К. А., Демиденко С. В., Зарянкина В. В., Зиганшина И. И., Квашининой Е. Б., Кичанова М. В., Китовой Л. Ю., Клейман А. А., Коловой И. А., Леонидовой Е. Г., Мантурова Д. В., Мешечкиной Р. П., Морозова М. А., Морозовой Н. С., Мухетндинова Н. М., Немеш Е. А., Нильва И. Е., Орловой М. А., Перегородиевой Л. Н., Погорелова А. М., Романовой Г. М., Тимошенко В. Н., Усковой Т. В., Хваджа А. Н., Черновой А. Н.
Методы исследования. В процессе магистерского исследования применялись методы статистического и экономического анализа, метод сравнения, метод индукции, проектный метод.
Научная новизна работы заключается в разработке практических положений, которые направлены на развитие импортозамещения в региональной сфере туризма в целях улучшения социально-экономического развития на примере Белгородской области.
Основные научные результаты обозначают новизну исследования и заключаются в следующем:
- уточнено определение понятия «импортозамещения», предложен авторский подход к пониманию импортозамещения; дополнена методика оценки регионального туризма;
- выявлены особенности региона, основные проблемы и тенденции развития туристской сферы в Белгородской области;
- определены факторы, которые сдерживают развитие внутреннего и въездного туризма в регионе, дана оценка конкурентной среды для развития туристской сферы на основе конкурентной модели М. Портера;
- обоснована необходимость разработки новых направлений на основе использования туристских ресурсов Белгородской области;
- выделены сельский, детский и военно-патриотический виды туризма в качестве перспективных направлений развития туристской отрасли в регионе;
- разработаны предложения по развитию сельского, детского и военно - патриотического туризма в Белгородской области.
Теоретическая значимость результатов магистерского исследования состоит в разработке теоретико-методических положений, которые можно использовать в качестве методического инструмента для анализа проблем развития региональной сферы туризма и путей их решения.
Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке рекомендаций по развитию сферы туризма на основе импортозамещения в современных условиях на примере Белгородской области.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты исследования и практические рекомендации могут быть использованы туристическими организациями и органами местного самоуправления, отделом развития предпринимательства и туризма департамента экономического развития для реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, а также при реализации целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в области на 2013-2017».
Структура и объем работы. Магистерское исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе «Импортозамещение в туризме, теория, методология, практика» рассмотрены теоретические аспекты значений «импортозамещения» и «туристского импорта» с разных точек зрения, описание методики оценки ресурсов туризма, изучен зарубежный и отечественный опыт развития внутреннего туризма с помощью импортозамещения.
Во второй главе «Анализ состояния и перспектив социально-экономического развития Белгородской области» проведен анализ социально-экономического положения Белгородской области и роли туристской сферы в нем, оценена региональная сфера туризма и туристский потенциал территории, рассмотрены факторы, формирующие конкурентные преимущества туристской сферы в области.
В третьей главе «Направления импортозамещения в региональном туризме» разработаны новые направления для создания новых продуктов на основе использования туристских ресурсов области, рассмотрены наиболее перспективные виды туризма, а также разработаны туры, рассчитанные на массового потребителя.
Социально-экономическое развитие Белгородской области на основе импортозамещения в туризме находится лишь в стадии становления. Ввиду актуальности этой задачи для сферы экономики и применения на государственном уровне, а также слабой изученности специфики развития внутреннего туризма с помощью импортозамещения, необходимо подчеркнуть важность результатов исследований данной работы.
1. Рассмотрены подходы к определению импортозамещения. Большинство используемых трактовок данного термина не являются полными, в связи с чем было необходимо вывести наиболее полное определение, охватывающее все аспекты. Так, импортозамещения - это полная или частичная замена импортных услуг и отдельных товаров аналогами, произведенными в самой стране. Туристский импорт является актуальной проблемой в связи с последними мировыми событиями. Туризм практически во всех развитых и развивающихся странах относится к наиболее доходной отрасли экономики, тем самым заставляя совершенствовать туристскую отрасль в любой стране, для привлечения денежных потоков. Россия, обладая большим количеством туристских ресурсов, привлекает малое количество туристов, что является проблемой, решением которой может стать импортозамещение, что одновременно повысит привлекательность страны среди других, так и принесет дополнительный доход в бюджет, позволив тем самым совершенствовать и далее туристскую инфраструктуру;
2. Изучена наиболее подходящая методика оценки региональной туристской сферы. Это позволит контролировать основные статистические и экономические показатели, что позволит проводить анализы социально-экономической активности по регионам, выявлять низкие показания, требующие повышения. Для развития внутреннего туризма в России необходимо снижение стоимости туристских услуг, однако требуется соблюдать и условие безубыточности, предполагающее превышение цены туристских услуг на их реализацию. Помимо возмещения изначальных издержек, цена обеспечивает рентабельность услуги, которая формирует прибыль, необходимую для окупаемости начальных затрат. Однако, основным условием формирования уровня цен является соответствие их платежеспособному спросу туристов. Платежеспособный спрос зависит от ряда факторов, к которым относится: уникальность объектов показа, новизна объектов, конкурентоспособность продукта, эксклюзивный характер, разнообразие маршрутов, сезонность, платежеспособность туристов, качество услуг и социально-экономическая региональная ситуация;
3. Исследован зарубежный опыт применения импортозамещения в туризме на примере Турции, Египта и Франции. Данные страны предпринимали ряд мер для повышения показателей внутреннего и въездного туризма. К наиболее используемым относятся реформы туризма, совершенствование инфраструктуры туризма и сопутствующей инфраструктуры, создание дополнительных рабочих мест. В России необходимость туристского импортозамещения обусловлена такими факторами: политическая мировая ситуация, экономическая ситуация, изменение курса валют, небезопасная обстановка в странах, долгий проезд к месту назначения. Так, импортозамещение в туризме в России лишь начинает свой путь и выбираются основные меры по развитию внутреннего и въездного туризма с его помощью;
4. Проанализировано социально-экономическое развитие Белгородской области. Регион развивается достаточно стабильно, основные экономические показатели возрастают, что положительно влияет на внутреннюю обстановку региона. Прирост населения с 2000 года составляет порядка 45 тыс. человек, наблюдается рост продолжительности жизни до 72,7 лет. Возрастает качество жизни населения, о чем свидетельствует повышения уровня заработной платы до 25325,3 рубля и низкий уровень безработицы, составляющий 4,1%. В области активно ведется работа по переподготовке и подготовке высококвалифицированных кадров. Валовой региональный продукт в 2016 составил 748840,6 млн. рублей, что на 2,8% больше, чем в прошлом. Регион обладает неплохим инвестиционным климатом, в 2016 году в основной капитал области объем инвестиций составил порядка 146 млрд. рублей. Объем туристических услуг в 2016 году составил 2066,8 млн. рублей, что больше на 8,9% чем в предыдущем году, что составило 0,28% от доли туризма в ВРП. Увеличение вклада туризма в ВРП показывает повышение туристской привлекательности области для посетителей как иностранных, так и отечественных. С каждым годом посещаемость области растет и заметно увеличение туристского потока. В 2016 году в регионе побывало 689,28 тыс. человек, что больше практически на 130 тыс. человек, чем в прошлом году;
5. Проведена оценка региональной туристской сферы. Туризм в области в условиях рыночной экономики является коммерческим явлением, но влияние туристской сферы на региональную экономику сегодня достаточно слабое. Регион обладает богатыми возможностями использования антропогенных и природных ландшафтов, природного и культурного наследия для развития разнообразных видов туризма. Область обладает достаточно хорошим туристским потенциалом. Доступные туристам культурно-исторические достопримечательности - 2087 внесены в единый государственный реестр. Представлены, на территории области, особо охраняемые природные территории - природные комплексы, которые имеют научное, природоохранное, культурное, рекреационное значение. ООПТ сегодня занимают более 50 тыс. га, занимая около 2% Белгородской области. Большинство исторических памятников региона являются памятниками воинской славы или воинские захоронения. К ним относятся Белгородский государственный историко-художественный музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле», мемориальный комплекс «Курская дуга». В инфраструктуре региона важное значение занимают гостиницы и иные средства размещения. На сегодняшний день в регионе функционирует 130 гостиниц (из которых 15 хостелов), 8 санаториев, 2 пансионата, 1 дом отдыха, 39 баз отдыха и 1 кемпинг. Номерной фонд всех средств размещения составляет 4136 номеров с 11393 койко-мест. Действующие КСР располагают достаточным количеством мест для туристов. Коэффициент использования номерного фонда в белгородских гостиницах составляет от 45 до 60%. На территории региона расположено 2529 предприятий общепита, из них: 122 ресторана, 595 кафе, 153 бара, 203 закусочных и др. Деятельность Правительства Белгородской области в сфере туризма является одним из важнейших направлений для развития привлекательности региона за счет увеличения объемов въездного и внутреннего туризма и формирования положительного имиджа региона в России и за рубежом.
6. Обоснована необходимость использования импортозамещения в развитии внутреннего и въездного туризма в регионе для повышения конкурентоспособности региона и социально-экономического развития в целом. К этому заключению позволил прийти конкурентный анализ Портера и SWOT-анализ. Белгородская область располагает необходимыми ресурсами для обеспечения успешной реализации в сфере туризма: благоприятное географическое расположение, доступность природных объектов, достаточное количество человеческих ресурсов, а также числа квалифицированных научных кадров. Даже при рассмотренных конкурентных преимуществах области, ведущая роль в маркетинговой политике должна относиться к привлечению инвестиций в качестве основного стимула к улучшению сферы туризма, внедрению инноваций в создание туристских услуг и продуктов;
7. Предложены основные направления для создания новых продуктов на основе использования туристских ресурсов Белгородской области. Выявлена необходимость создания реестра туристских объектов региона, на основе которого возможно создание каталога объектов для дальнейшего распространения среди потенциальных туристов. Формирование реестра туристических объектов поспособствует развитию туризма в регионе. Сведения, содержащиеся в реестре, могут стать источниками информации о туристских объектах и их местонахождении при создании информационных систем, которые могут использовать эту информацию. Для продвижения достопримечательностей Белгородской области среди потенциальных туристов, необходимо использовать наглядную информацию, с описанием и фотографиями объектов по выделенным группам. Подходящей для этого формой является каталог, по туристским объектам, их описаниями и фотографиями. Для наглядного представления расположения туристских объектов необходимо создание карт с выделенными группами туристских объектов, что позволит в упрощенной форме спроектировать возможный маршрут по видам объектов либо по районам. Формирование карт заключается не только в создании наглядного пособия, но и в рекламном обеспечении сферы туризма Белгородской области;
8. Выделено три наиболее перспективных вида туризма: детский, военно-патриотический и сельский, по которым разработаны маршруты, с целью развития внутреннего и въездного туризма. По сельскому туризму разработан маршрут, направленный на изучение экскурсионных и жилых усадеб в Грайворонском районе, с возможным проживанием и участием в событийном мероприятии «Узорный хоровод». По военно-патриотическому направлению разработан двухдневный тур, включающий пешеходную экскурсию по основным военно-историческим достопримечательностям и поездку в Прохорвский район для посещения заповедника «Прохоровское поле». В рамках детского туризма сформирован маршрут в Борисовский район с целью развития и обучения детей;
9. Разработаны туры, рассчитанные на массового потребителя, способных обеспечить устойчивый спрос. Рассчитана социальная и экономическая эффективность разработанных маршрутов в качестве массового, для удовлетворения населения в услугах сферы туризма. Экономическая эффективность туризма в Белгородской области возрастала быстрее, чем социальная. Социально-экономическая эффективность в регионе в целом имеет тенденцию к увеличению, что положительно сказывается на развитии Белгородской области. Количество туристов на единицу вместимости всех мест размещения в 2016 году составил 4129, а прогнозируется увеличение в 2017 году на 15%, среднегодовая численность обслуженных гостиницами и аналогичными средствами размещения человек составила 1,74, что является низким показателем, на фоне предыдущих годов. При оказании большего количества туристских услуг населению от организаций сферы туризма, в том числе туроператоров, турагентов, экскурсионных организаций, транспортных компаний, будет увеличиваться вклад туризма в ВРП региона с нынешних 0,28%, что повысит его значение в экономике в целом.
Научной новизной работы является разработка теоретических и практических положений, направленных на развитие туристского импортозамещения в Белгородской области с целью улучшения социально-экономического развития. Разработанные предложения могут использоваться местными органами самоуправления в целях развития внутреннего и въездного туризма, а также туристическими организациями, которые смогут оказывать на их основе туристические услуги местному населению.
Так, реализация разработанных предложений по развитию внутреннего и въездного туризма будет способствовать повышению значения туристской сферы в регионе, устранению негативных факторов развития, а также достижения экономических и социальных результатов: обеспечению населения качественными туристскими услугами, снижению зависимости от выездного туризма, повышению значимости туризма для развития региона и его ориентация на импортозамещение.
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Текст] // от 24.11.1996 N 132-ФЗ (последняя редакция от 28.12.2016 N 465-ФЗ). - Российская газета. - № 7166 (298).
2. О создании Правительственной комиссии по импортозамещению и ее составе [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 2015 года № 785 // официальный сайт Правительства РФ. - Режим доступа: http://government.ru/docs/19160/.
3. О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и
въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. № 644 // Федеральное агентство по туризму. // - Режим доступа:
http://www.russiatourism.rU/content/2/section/28/.
4. Авджы, Э. Развитие внутреннего туризма России в условиях экономических санкций [Текст] / Э. Авджы // Молодой ученый. - 2016. - №10. -
С. 568-573.
5. Александрова, А. Ю. Новейшее представление о сфере туризма как системе [Текст] / А. Ю. Александрова // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2014. - № 1. - С. 24-38.
6. Андрианов, В. И. Новые направления формирования системы развития туризма еврорегиона «Слобожанщина» [Текст] / В. И. Андрианов // «Межрегиональное и приграничное сотрудничество»: междунар. сб. науч. трудов. - Белгород, Харьков: Константа, 2012. - Вып. 3. - С. 28-39.
7. Андрианов, В. И. Сельский туризм как составная часть туристско-
рекреационной системы региона: проблемы развития [Текст] /
В. И. Андрианов // Мат. междунар. науч. - практ. конф. «Развитие индустрии туризма и гостеприимства в контексте трансграничного сотрудничества». - Белгород: НИИ БелГУ, «ЭпиЦентр», 2014. - С. 112-119.
8. Арутюнов, С. В. Импортозамещение, как оно есть [Текст] / С. В. Арутюнов // Практика управления. - 2015. - № 4. - С. 6-19.
9. Балашова, О. А. Роль туризма в экономике Египта / О. А. Балашова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
- 2012. - №14. - С.85-92.
10. Белгородская область в цифрах. 2017 [Текст]: Крат. стат. сб. / Белгородстат. - 2017. - 272 с.
11. Белоусова, Р. Н. Влияние экономических санкций на состояние экономической безопасности РФ [Текст] / Р. Н. Белоусова // Молодой ученый.
- 2015. -№ 20. - С. 215-220.
12. Бодрунов, С. Д. Теория и практика импортозамещения: уроки и проблемы [Текст] : монография / С. Д. Бодрунов. - СПб. : ИНИР им. С.Ю. Витте, 2015. - 171 с.
13. Бурко, Р. А. Роль импортозамещения в экономике России [Текст] / Р. А. Бурко // Молодой ученый. -2013. - №11. - С. 29-35.
14. В России будет создана национальная система бронирования отелей [Текст] // Современный отель, август 2014. - №8(76). - С.5.
15. Внутренний туризм: каким городам отдают предпочтение российские туристы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.tourprom.ru.
16. Гельбрас В. М. Импортозамещение и экспортная ориентация экономики [Текст] // В. М. Гельбрас. - М. : МЭ и МО. М. - 2013. - 198 с.
17. Глава Ростуризма объяснил, «почему российские туристы предпочитают отдыхать за границей, а иностранцы не хотят приезжать в Россию» [Электронный ресурс] // Турбизнес. - Режим доступа: http: //www.tourbus .ru.
18. Гулин, К. А. Импортозамещение как инструмент активизации социально-экономического развития территорий [Текст] / К. А. Гулин, Е. А. Мазилов, А. П. Ермолов // Проблемы развития территории. - 2015. - № 3. - С. 7-25.
19. Департамент экономического развития Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.derbo.ru.
20. Демиденко, С. В. Импортозамещение: опыт Азии [Текст] / С. В. Демиденко // Практика управления. - 2015. - № 4. - С. 20-24.
21. За последний год в России в два раза сократилось число туроператоров по выездному туризму [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://www.trn-news.ru/digest/28845.
22. Зарянкин, В. В. Роль импортозамещения в системе международных торговых отношений [Электронный ресурс] / В. В. Зарянкин. - Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/5456.
23. Заседание Экспертного совета по туризму [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://social.council.gov.ru/activity/expert_activities/56063.
24. Зиганшин, И. И., Влияние экономических санкций на развитие российского туризма [Текст] / И. И. Зиганшин, А. О. Овчаров, М. А. Рысаева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1 (33). - С. 17-25.
25. Импортозамещение: какие возможны сценарии? [Электронный ресурс]. - режим доступа: http://i.rbc.ru.
26. Импортозамещение: проекты и инструменты [Электронный ресурс] // Торгово-промышленные ведомости: издание Торгово-промышленной палаты РФ. // 2016. - Режим доступа: http://www.tpp-inform.ru.
27. Квашнина, Е. Б. Методика оценки влияния мультипликативного эффекта туристской деятельности на смежные отрасли региональной экономики [Текст] / Е. Б. Квишина // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - СПб, 2012. - 245 с.
28. Кичанов, М. В. Удивительное импортозамещение [Электронный ресурс] // Эксперт online. - 2016. - Режим доступа: http://expert.ru.
29. Китова, Л. Ю. Историко-культурное наследие Турции как объект туризма [Текст] / Л. Ю. Китова // Вестник КемГУ. - 2015. - №2-7 (62). - С.12-15.
30. Клейман, А. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения / А. А. Клейман, О. А. Бабанчикова // СПб. : ИПП, 2012. - 260 с.
31. Клейман, А. А. Инфраструктура туризма: стратегия развития [Текст] : монография /А. А. Клеймана, О. Б. Евреинов. - СПБ. : Д.А.Р.К.,
2014. - 384 с.
32. Колова, И. А. Стратегические проблемы развития туризма в России [Текст] / И. А. Колова, Н. К. Мартов. - М.: РИБ «Турист», 2012 г. - 207 с.
33. Лами, П. Импортозамещение в России навредит экономике [Электронный ресурс] / П. Лами // Инвестиционный саммит Рейтер. - Режим доступа: http://ru.reuters.com/.
34. Леонидова, Е. Г. Развитие внутреннего туризма в регионе [Текст] / Е. Г. Леонидова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - №2 (50). - С.271-283.
35. Мантуров, Д. В. Доклад на совещании об обеспечении реализации отраслевых программ импортозамещения [Электронный ресурс] / Д. В. Мантуров. - Режим доступа:http://government.ru/news/17521.
36. Мешечкина, Р. П. Внешняя торговля как индикатор реализации политики импортозамещения в России [Текст] / Р. П. Мешечкина, Л. П. Пидоймо // Современная экономика: проблемы и решения. - 2015. - № 6(66). - С. 90-100.
37. Морозов, М. А. Экономика туризма: учебник [Текст] // М. А. Морозов, Н. С. Морозова, Г. А. Карпова, Л. В. Хорева. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. — 320 с.
38. Морозова, Н. С. Теория и методология формирования и развития конкуренции в туризме [Текст] / Н. С. Морозова // дисс. д-ра экон. наук. - Сочи, 2012. - 335 с.
39. Мухетдинова, Н. М. Об инвестиционной составляющей импортозамещения в России [Текст] / Н. М. Мухтдинова // Сообщение в рамках II Международной научной конференции «Развитие современной России: проблемы воспроизводства и созидания», 2015 г. № 1. - C.2111-2121.
40. Немеш, Е. А. Анализ импортозамещения в России [Текст] / Е. А. Немеш// Молодой ученый. - 2016. - №13.1. - С. 69-73.
41. Нильва, И. Е. Перспективы развития процессов саморегулирования и импортозамещения [Текст] / И. Е. Нильва, Т. К. Усачева. - М. : Инфра-М, 2014. - 460 с.
42. Орлова, М. А. Основы и перспективы политики
импортозамещения в отечественной экономике [Электронный ресурс] / М. А. Орлова. - Режим доступа. http://www.proatom.ru.
43. Официальный сайт ассоциации туроператоров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.atorus.ru/subst_import.html.
44. Перегородиева, Л. Н. Стратегия импортозамещения в России [Текст] / Л. Н. Перегородиева // Экономика. - 2012. - №1. - С. 37-51.
45. Погорелов, А. М. Переход от импортозамещения к
экспорториентированной модели развития экономики Турции в начале 1980-х гг [Текст] /
А. М. Погорелов // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2013. - №3-1. - С.227-235.
46. Половинкин, В. Н. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике [Текст] / В. Н. Половинкин, А. Б. Фомичев // Журнал «Экспертный союз». - 2014. - № 12 (42). - С. 28-37.
47. Правительство Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://belregion.ru.
48. Приходько, Н. П. Импортозамещение подстегнет промышленный рост в РФ [Текст] / Н. П. Приходько // Финансовые вести. - 2013. - №2. - С. 123-128.
49. Романова, Г. М. Импортозамещение в туризме: новые
возможности для российской туриндустрии [Текст] / Г. М. Романова // Известия Сочинского государственного университета. -2015. - № 1. - С. 144-150.
50. Российский турист становится требовательней к продукту [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/tourism.
51. РСТ и ТИП РФ подготовили предложения по развитию внутреннего и въездного туризма / Российский союз туриндустрии [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rostourunion.ru/ob_rst/novosti.
52. Сайт федеральной службы государственной
статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
53. Статистика по экспорту и импорту России важнейших товаров по состоянию на июль 2016 года [Электронный ресурс] // Портал
внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ: официал. сайт. - Режим доступа:. http://www.ved.gov.ru/monitoring/.
54. Статистический ежегодник. Белгородская область. 2016: Стат. сб. [Текст] // Белгородстат. - Белгород, 2016. - 544 с.
55. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. - М. : Министерство культуры Российской Федерации, 2013. - Режим доступа: http://www.tourism.
56. Терновский, Д. С. Потенциал предприятий розничной торговли в решении проблемы импортозамещения в современных условиях развития экономики России [Текст] / Д. С. Терновский, Д. В. Кадацкая, М. Г. Пьянкова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. -
2015. - № 1(53). - С. 66-73.
57. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belg.gks.ru
58. Тимошенко, В. Н. Политика импортозамещения в России: от слов к делу [Электронный ресурс] / В. Н. Тимошенко // ГАРАНТ.РУ. 2016. - Режим доступа: http://www.garant.ru.
59. Туризм может стать локомотивом развития экономики России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.interfax.ru/tourism.
60. Федеральное агентство по туризму Министерство культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.russiatourism.ru.
61. Ускова, Т. В. Туризм в Российской Федерации: возможности для импортозамещения [Текст] / Т. В. Ускова, Е. В. Кузьмич, Е. Г. Леонидова // Проблемы развития территории. - 2016. - №4 (84). - С.32-46.
62. Федоляк, Ф. С. Импортозамещающая стратегия структурных сдвигов в экономике России [Текст] / Ф. С. Федоляк. - НИЦ Инфра-М, 2014. - 320с.
63. Хваджа, А. Н. Французский опыт управления развитием туризма [Текст] / А. Н. Хважда // Сервис в России и за рубежом. - 2016. - №4 (65). - С.132-140.
64. Чернова, И. К. Год после кризиса: турбизнес выносит уроки [Электронный ресурс] / И. К Чернова. - Режим доступа: http://www.trn-news.ru/analytics/28967.
65. Замещая импорт: современные условия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zimport.ru/chto-takoe-importozameshhenie.
66. The International Association for Tourism Economics [Электронный ресурс]. - http://www.tourism-economics.net.
67. Tacchella A., Cristelli M., Caldarelli G., Gabrielli A., Pietronero L. Eco-nomic complexity: Conceptual grounding of a new metrics for global competitive-ness [Text] // Journal of Economic Dynamics and Control. 2013. Vol. 37. No. 8. P. 1683-1691.
68. Tourism Highlights 2014 // World Tourism Organization UNWTO. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-unwto.org.
69. Glossary of tourism terms: UNWTO. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://s3-eu-west-1.amazonaws.com.
70. StojceskiL., Ilievski A., Basheska E. Marketing services and tourism as one of the most remarkable economic and social phenomena [Text] // New
136 knowledge Journal of science. - Iss. II. - 2013. - P. 379-382.
71. Understanding Tourism: Basic Glossary. UNWTO. [Электронный ресурс] // - Режим доступа: http://media.unwto.org/en/content/ understanding-tourism-basic-glossary.
72. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.weforum.org.