Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАНК КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

Работа №74305

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 Явление пранк-журналистики: становление и развитие в зарубежном
и российском медиапространстве 10
1.1 Понятие «пранк»: происхождение и дефиниция термина 10
1.2 История становления пранк-журналистики в мировых и
российских медиа 13
1.3 Образ адресата и адресанта в пранк-журналистике 25
2 Пранк-журналистика в современной России 32
2.1 Метод интервью в пранк-журналистике России (на примере
видео-контента «Vovan222prank» на YouTube) 32
2.2 Правовой и социокультурный аспект пранк-журналистики 37
2.3 Пранк-журналистика в системе отношений «журналист -
аудитория» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Заметка в газете «Пионерская правда» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Телефонный розыгрыш Йозефа
Геббельса Телефонный розыгрыш Йозефа Геббельса 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Вован и Лексус - создатели русского интеллектуального пранка
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Телефонный розыгрыш А. Л. Лукашенко 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Реакция Анастасии Островской на пранк 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Реакция аудитории на пранк
Анастасии Островской 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (обязательное) Канал «Vovan222prank» на YouTube 65
ПРИЛОЖЕНИЕ И (обязательное) Статистика количества посещения
канала «Vovan222prank» по дням недели 66
ПРИЛОЖЕНИЕ К (обязательное) Статистика количества просмотров
канала «Vovan222prank» в течение дня 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Л (обязательное) Статистика количества просмотров
канала «Vovan222prank» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ М (обязательное) Статистика количества лайков 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Н (обязательное) Статистика количества дизлайков 70
ПРИЛОЖЕНИЕ П (обязательное) Статистика количества комментариев 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Р (обязательное) Сравнительный анализ количества
просмотров каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank» 72
ПРИЛОЖЕНИЕ С (обязательное) Сравнительный анализ количества
подписчиков каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank» 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Т (обязательное) Сравнительный анализ среднего количества просмотров каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank»

Средства массовой информации ведут новый поиск нестандартных методов подачи материала в связи с погоней за рейтингом. Тема внешней и внутренней политики во всем мире является одной из самых востребованных, поэтому метод «пранк-журналистики» приобретает популярность в информационном пространстве страны. Над этической стороной телефонных розыгрышей размышляют представители разных профессий: от социологов до пиар-агентов. В настоящее время данный метод интервьюирования все больше требует теоретического обоснования в системе СМИ.
Актуальность исследования объясняется существующей острой необходимостью и важностью детального рассмотрения функционирования феномена пранка. До превращения в метод интервьюирования в журналистике, он существовал, как одна из форм выявления яркой ответной реакции жертвы розыгрыша. Поэтому распространение пранка на внешние отношения государств имеет сильное воздействие не только на политических деятелей, но и аудиторию, что является одной из главных функций журналистского продукта.
Объектом исследования послужил видео-контент русского интеллектуального пранка на YouTube.
Предмет исследования - пранк-журналистика в структуре современных СМИ.
Цель и задачи исследования. Настоящее исследование имеет целью выявить особенности феномена пранк-журналистики как отдельного вида СМИ.
Цель исследования реализуется в системе задач, решаемых в бакалаврской работе, среди которых являются:
- раскрыть понятие «пранк-журналистики» в широком смысле;
- проанализировать данный феномен в психологическом, социокультурном и правовом аспектах;
- представить социальный и психологический портреты личности пранкера на примере основателей русского интеллектуального пранка в России Алексея Столярова (Лексус) и Владимира Кузнецова (Вован);
- рассмотреть зарождение «пранк-журналистики» в российском медиапространстве;
- проследить историю развития данного феномена в западных СМИ;
- проанализировать метод интервью в творчестве пранкеров.
Эмпирическая база и методология исследования. Эмпирическую базу работы составили аудио- и видеозаписи, размещенные в русскоязычном и англоязычном сегментах сети Интернет преимущественно на сайтахhttp://prank.ru, http://prank.videoshagi.ru,https://www.prankdial.com,http://www.radioprank.comиhttp://www.prank-machine.com., а также видео-контент «Vovan222prank» на YouTube. Общее количество проанализированного материала жанра «пранк» - более 100 телефонных разговоров.
Основными принципами отбора материала для работы являются категории целеполагания и оценки выразительности речи. К исследованию данных материалов была применена практика многомерных подходов на основе всестороннего анализа с точки зрения:
а) их тематики и содержания;
б) связанных с ними авторских интенций и общих целевых установок издания;
в) жанровых форм;
г) стилевых доминант и обусловленных ими языковых средств их выражения, коммуникативных стратегий и техник, отдельных языковых приемов оказания заданного воздействия на читателя (массовую читательскую аудиторию).
При написании работы нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, аналитического, типологического, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического (состоящего в выяснении значения языкового средства с учетом контекста), функционально-семантического (заключающегося в выявлении функциональных возможностей единиц в условиях религиозного дискурса) и лингвокультурологического (с точки зрения участия языковой единицы в языковой репрезентации религиозной картины мира) методов работы с теоретическим и фактическим материалом исследования, а также метод компонентного анализа (необходимого для определения семантики отдельно входящих в текст слова или фразы), которые позволили выявить специфику организации феномена пранка (на примере видео-контента «Vovan222prank» на YouTube).
Степень изученности проблемы мала, так как пранк-журналистика относится к числу новых явлений в обществе в целом, в российском в особенности. Попыткой обосновать феномен пранк-журналистики в России предприняли ее создатели в книге «По ком звонит телефон» [19]. Особое внимание следует уделить научной статье Черновой С. В. «Пранк» как речевой жанр развлекательного дискурса и его культурологический аспект» [43], где формулируются выводы относительно места данного явления в медиапространстве и его основные отличительные черты. Дана оценка понятия «пранк-журналистики» также представителями профессионального
журналистского и научного сообществ [8, 17, 35, 39, 47].
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка целостного и всестороннего изучения видео-контента русского пранка. В работе предпринимается попытка теоретического осмысления феномена пранк-журналистики. Обосновывается необходимость новых форматов поиска информации и развития в журналистике явления «пранк».
Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует формированию достаточно полных, исчерпывающих представлений о пранк-журналистике в мире и ее становлении в России.
Практическая значимость исследования. Материалы бакалаврской работы, а также полученные в результате исследования наблюдения и выводы могут быть включены в лекционные курсы, курсы по выбору и спецкурсы для студентов вузов, обучающихся по специальности или направлению подготовки «Журналистика».
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель и задачи работы, методы работы с научной литературой.
В первой главе рассматривается явление пранк-журналистики, ее становление и развитие в зарубежном и российском медиапространстве.
Во второй главе выявляются особенности пранк-журналистики в современной России (на примере видео-контента «Vovan222prank» на YouTube).
В заключении подведены итоги работы.
Список использованных источников содержит перечень научных работ по теме исследования и включает 50 наименований.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования и полученных в ходе него наблюдений мы пришли к следующим выводам.
Феномен пранка, как один из направлений массовой культуры, имеет отличительные особенности в России. Русский интеллектуальный пранк направлен на создание информационного повода, в ходе которого решатся актуальные задачи гражданского общества. В системе современных СМИ пранк становится методом интервьюирования с четкими правилами поведения. При этом пранкеры соблюдают этические нормы, принятые в обществе.
В ходе исследования в рамках дипломной работы была достигнута поставленная цель и решены основные задачи:
- Изучена специальная литература по теме работы, определена степень исследованности поставленной нами проблемы.
- Раскрыто понятие «пранк» и указана его специфика в системе современных СМИ.
- Проанализирован данный феномен в психологическом, социокультурном и правовом аспектах.
- Представлен социальный и психологический портреты личности пранкера на примере основателей русского интеллектуального пранка в России Алексея Столярова (Лексус) и Владимира Кузнецова (Вован), а также украинского - Никиты Кувикова (Евгений Вольнов).
- Рассмотрено зарождение «пранк-журналистики» в российском медиапространстве.
- Прослежена история развития данного феномена в западных СМИ.
- Проанализирован метод интервью в творчестве пранкеров.
Русский «пранк» относится к сфере «конфликтного дискурса» и деструктивен по своей природе. Напротив, в речевых актах западного «пранка» коммуникативная провокация как стратегия имплицитна и скрыто выражается посредством косвенных намеков и ироничных этикетных форм - двусмысленных комплиментов, насмешливых благодарностей и комически абсурдных извинений. Западный «пранк» относится к сфере «развлекательного дискурса» и может быть конструктивен по своей природе, формируя положительный эмоциональный настрой участников общения.
Как отмечает А. П. Суходолов, «на сегодняшний момент бесспорно то, что проект Вована и Лексуса стал ярким явлением российского медиапространства, получив признание представителей профессионального сообщества, находящихся на противоположных идеологических полюсах» [35, с. 38].
Так, Д. К. Киселев, журналист, генеральный директор международного информационного агентства «Россия сегодня», назвал это явление русским интеллектуальным пранком, подчеркнув тем самым глубину и компетентность авторов данного жанра.
В этом с ним солидарен и А. А. Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», высказавший свое уважение к работе, проделываемой пранкерами при подготовке своих проектов.
Положительная оценка деятельности пранк-журналистов отражена и в высказываниях других медийных лиц: так, известный телеведущий Д. Дибров называет пранкеров санитарами леса, делающими важное дело по лишению известных личностей чрезмерной заносчивости, писатель С. Минаев - лакмусовой бумажкой нашего общества, депутат ГД РФ Н. Поклонская - небезразличными гражданами.
Стоит отметить тот факт, что в российском медиапространстве у Алексея Столярова и Владимира Кузнецова последователей пока не появилось, что объясняется сложностью этого вида деятельности, а также особой ролью личного фактора в пранк-журналистике. Тем не менее можно утверждать, что сегодня в отечественном информационном пространстве утверждается новый жанр - пранк-журналистика, представляющая собой микс классического журналистского расследования и новых способов получения информации в виде тщательно продуманных телефонных розыгрышей.



1 Алексеевский М. Д. Возьми трубку и зажги мир... (молодежное сообщество пранкеров в России) / М. Д. Алексеевский // Молодежные субкультуры Москвы. -2009. - № 14. - С. 401- 439.
2 Барлоу Джон Перри Декларация Независимости Киберпространства [Электронный ресурс] / Джон Перри Барлоу. - Режим доступа: http://www.telecomlaw.ru/articles/declaration.html(дата обращения: 14.04.2019). - Загл. с экрана.
3 Вован, Лексус и зашквар. Интервью с главными пранкерами страны о телефонных диверсиях за госсчет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://66.ru/news/society/204148/(дата обращения: 14.04.2019). - Загл. с экрана.
4 Вован и Лексус рассказали о «связях» с Кремлем [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.vesti.ru/videos/show/vid/674282/ (дата обращения: 14.04.2019). - Загл. с экрана.
5 Волкова И. И. Пранкеры: эффект бумеранга [Электронный ресурс] / И. И. Волкова. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=35545845(дата обращения: 18.04.2019). - Загл. с экрана.
6 Жолудь Р. В. Блогинг и профессиональная журналистика: противостояние или симбиоз? [Электронный ресурс] / Р. В. Жолудь. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=17256218(дата обращения: 18.04.2019). - Загл. с экрана.
7 Жирова Н. А. Художественное творчество в рамках сетевого ресурса Рунета / А. Н. Жирова // Медиакультура новой России: методология, технологии, практики. - 2007. - №2. - С. 286 - 292.
8 Изчобан И. Пранкерство - розыгрыш или преступление? / И. Изчобан // Эхо : обществ.-полит. газ. -2015. - № 3. - С. 14 - 16.
9 Интернет-словарь англицизмов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://anglicismdictionary.dishman.ru/(дата обращения: 06.03.2019). - Загл. с экрана.
10 Интернет-словарь Мерриама-Вебстера [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.merriamwebster.com/dictionary/prankster(дата обращения: 05.03.2019). - Загл. с экрана.
11 Интернет-словарь новой лексики «Словоново» [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
http://www.slovonovo.ru/term/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0% BD%D0%BA (дата обращения: 06.03.2019). - Загл. с экрана.
12 Интернет-словарь Dictionary.com[Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.dictionary.com/browse/prankster(дата обращения:
08.03.2019). - Загл. с экрана.
13 Исакова Т. Н. Функционирование жанра интервью на современном этапе [Электронный ресурс] / Т. Н. Исакова - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21117238(дата обращения: 08.03.2019). - Загл. с экрана.
14 Калмыков А. Профессиональные корни журнализма [Электронный
ресурс] / А. Калмыков // RELGA. Научно-культурологический журнал. - Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-
www.woa/wa/Main?textid=5 81&level1=main&level2=articles(дата обращения: 08.03.2019). - Загл. с экрана.
15 Ким М. Н. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для вузов [Электронный ресурс] / М. Н. Ким - Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=602945&p=1(дата обращения: 08.03.2019). - Загл. с экрана.
16 Кобыльник И. С. Ассоциативные признаки лингвокультурного типажа «пранкер» [Электронный ресурс] / И. С. Кобыльник, А. И. Курбанов. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=35153251(дата обращения: 08.03.2019). - Загл. с экрана.
17 Кобыльник И. С. Происхождение пранк-культуры в США
[Электронный ресурс] / И. С. Кобыльник, А. И. Крубанов - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_36702879_53947732 (дата обращения:
24.02.2019). - Загл. с экрана.
18 Кошкарова Н. Н. Провокативное общение как разновидность конфликтного дискурса / Н. Н. Кошкарова // материалы IX Всероссийского научного семинара. - Томск : Изд-во ЦНТИ, 2008. - С. 140-145.
19 Кузнецов В. По ком звонит телефон / В. Кузнецов, А. Столяров. - СПб. : Питер, 2018. - 385 с.
20 Курсовая Марлы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wiki.prankru.net/Курсовая Марлы(дата обращения: 24.02.2019). - Загл. с экрана.
21 Маклюэн Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Г. М. Маклюэн. -Жуковский : Канон-пресс-Ц, 2003. - 126 с.
22 Мирошниченко А. Новые медиа: «Ты можешь тоже!» [Электронный ресурс] / А. Мирошниченко // OpenSpace.Ru. - Режим доступа: http://www.openspace.ru/media/projects/19888/ details/30569/ (дата обращения: 08.03.2019). - Загл. с экрана.
23 Оксфордский Интернет-словарь английского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.oxforddictionaries.com/definition/prankster(дата обращения: 28.02.2019). - Загл. с экрана.
24 Онлайн-сервис для просмотра статистики на YouTube «Popsters» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://popsters.ru/app/dashboard(дата обращения: 28.02.2019). - Загл. с экрана.
25 Пранкеры Вован и Лексус назвали свои розыгрыши «гражданской разведкой» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://iz.ru/737204/2018-04-27/prankery-vovan-i-leksus-nazvali-svoi-rozygryshi-grazhdanskoi-razvedkoi(дата обращения: 28.04.2019). - Загл. с экрана.
26 Пранкеры в России: кто смеется последним [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://ruspravda.info/Prankeri-v-Rossii-kto-smeetsya-poslednim-
23348.html(дата обращения: 20.04.2019). - Загл. с экрана.
27 Пранкер Евгений Вольнов, запустивший фейк о сотнях погибших при
пожаре в «Зимней вишне», заочно арестован и объявлен в международный розыск [Электронный ресурс].-Режим доступа:
https://www.kp.ru/online/news/3065795/(дата обращения: 02.03.2019). - Загл. с экрана.
28 Пранкер Лексус Как только Путин закончит свой президентский срок, мы ему позвоним [Электронный ресурс] / Пранкер Лексус. - Режим доступа:
https://realnoevremya.ru/articles/103341-intervyu-s-prankerom-leksusom-o-fsb-kemerovo-i-etike-pranka(дата обращения: 02.03.2019). - Загл. с экрана.
29 Пранкеры терроризируют москвичей жестокими розыгрышами [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.ridus.ru/news/296717(дата обращения: 20.04.2019). - Загл. с экрана.
30 Пятый канал публикует полную версию эксклюзивного интервью
с пранкерами Вованом и Лексусом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https ://www. 5 -tv.ru/news/200221 /patyj -kanal-publikuet-polnuu-versiu-ekskluzivnogo-intervu-sprankerami-vovanom-ileksusom/ (дата обращения:
20.04.2019). - Загл. с экрана.
31 Расширение для просмотра статистики на YouTube «Vidiq» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://app.vidiq.com/welcome(дата обращения: 23.04.2019). - Загл. с экрана.
32 Словарь английского языка Thefreedictionary.com[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://thefreedictionary.com/prankster(дата обращения: 10.03.2019). - Загл. с экрана.
33 Следственный комитет занялся украинцем, из-за которого в Кемерово началась паника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vz.ru/ news/2018/3/27/914644.html (дата обращения: 02.03.2019). - Загл. с экрана.
34 Социальный эксперимент или статья? Челябинские пранкеры пугают жителей оружием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://news.rambler.ru/incidents/42218796-sotsialnyy-eksperiment-ili-statya- chelyabinskie-prankery-pugayut-zhiteley-oruzhiem/(дата обращения: 02.03.2019).
- Загл. с экрана.
35 Суходолов А. П. Пранк-журналистика как новый жанр в российском информационном пространстве [Электронный ресурс] / А. П. Суходолов, Е. С. Кудлик. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=36313278(дата обращения: 02.03.2019). - Загл. с экрана.
36 Суходолов А. П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия / А. П. Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики.
- 2017. - Т. 6, № 2. - С. 143 - 169.
37 Суходолов А. П. PR как «наркотик», или еще раз о PR-журналистике и ее праве на существование / А. П. Суходолов, М. П. Рачков // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 2. - С. 179 - 186.
38 Текутьева И. А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга / И. А. Теркутьева // Медиасреда. - 2016. - № 11. - С. 107-113.
39 Телефонные розыгрыши как жанр детского фольклора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docplayer.ru/35371506-Telefonnyerozygryshi- kak-zhanr-detskogo-folklora.html(дата обращения: 11.03.2019). - Загл. с экрана.
40 Универсальный дополнительный практический толковый словарь И.
Мостицкого [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slovari.bibliofond. ru/mostitsky_universal_view/%CF/1/ (дата обращения: 10.03.2019).- Загл. с
экрана.
41 Фатеева И. А. О типологических доминанатах средств массовой информации и об опыте создания их нелинейной типологии / И. А. Фатеева // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2010. - №2 (6). - С. 91 - 95.
42 Черкасова М. Н. Медиасобытие и медиаобраз с точки зрения медиалингвистики и медиакритики (на примере языка вражды) / М. Н. Черкасова // Серия Гуманитарные науки. - 2010. - №18 (89). - С. 250 - 256.
43 Чернова С. В. «Пранк» как речевой жанр развлекательного дискурса и
его культурологический аспект [Электронный ресурс] / С. В. Чернова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27433807_88086373.pdf (дата
обращения: 10.03.19). - Загл. с экрана.
44 Что такое блог в Интернете? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://рго7Ьес1ог.ги/Лмкт/блог/(дата обращения: 10.03.19). - Загл. с экрана.
45 Что такое пранк? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://prankru.net/index.php?pageid=about(дата обращения: 10.03.19). - Загл. с экрана.
46 Шмелева Т. В. Модель речевого жанра / Т. В. Шмелева // Жанры речи.
- 1997. - №1. - С. 88 - 98.
47 Шмелева М. Ю. Феномен пранкеров как новый вид субкультуры в России [Электронный ресурс] / М. Ю. Шмелева, К. С. Ферулева. - Режим доступа:https://elibrary.ru/item.asp?id=37102686(дата обращения: 10.03.19). - Загл. с экрана.
48 Light Reading A Brief History of the Prank Phone Call [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.lightreading.com/services/a-briefhistory-of- the-prank-phone-call/a/d-id/710180(дата обращения 01.03.2019). - Загл. с экрана.
49 Multiplemayhemmamma «Is Your Refrigerator Running?» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.multiplemayhemmamma.com/2012/08/is- your(дата обращения: 11.03.2019). - Загл. с экрана.
50 Western Folklore A Social-Interactional Analysis of Phone Pranks [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.jstor.org/stable/1499863(дата обращения: 11.03.2019). - Загл. с экрана.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ