ПРАНК КАК НОВОЕ ЯВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОНТЕКСТЕ ЭТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Явление пранк-журналистики: становление и развитие в зарубежном
и российском медиапространстве 10
1.1 Понятие «пранк»: происхождение и дефиниция термина 10
1.2 История становления пранк-журналистики в мировых и
российских медиа 13
1.3 Образ адресата и адресанта в пранк-журналистике 25
2 Пранк-журналистика в современной России 32
2.1 Метод интервью в пранк-журналистике России (на примере
видео-контента «Vovan222prank» на YouTube) 32
2.2 Правовой и социокультурный аспект пранк-журналистики 37
2.3 Пранк-журналистика в системе отношений «журналист -
аудитория» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Заметка в газете «Пионерская правда» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Телефонный розыгрыш Йозефа
Геббельса Телефонный розыгрыш Йозефа Геббельса 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Вован и Лексус - создатели русского интеллектуального пранка
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Телефонный розыгрыш А. Л. Лукашенко 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Реакция Анастасии Островской на пранк 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Реакция аудитории на пранк
Анастасии Островской 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (обязательное) Канал «Vovan222prank» на YouTube 65
ПРИЛОЖЕНИЕ И (обязательное) Статистика количества посещения
канала «Vovan222prank» по дням недели 66
ПРИЛОЖЕНИЕ К (обязательное) Статистика количества просмотров
канала «Vovan222prank» в течение дня 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Л (обязательное) Статистика количества просмотров
канала «Vovan222prank» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ М (обязательное) Статистика количества лайков 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Н (обязательное) Статистика количества дизлайков 70
ПРИЛОЖЕНИЕ П (обязательное) Статистика количества комментариев 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Р (обязательное) Сравнительный анализ количества
просмотров каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank» 72
ПРИЛОЖЕНИЕ С (обязательное) Сравнительный анализ количества
подписчиков каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank» 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Т (обязательное) Сравнительный анализ среднего количества просмотров каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank»
1 Явление пранк-журналистики: становление и развитие в зарубежном
и российском медиапространстве 10
1.1 Понятие «пранк»: происхождение и дефиниция термина 10
1.2 История становления пранк-журналистики в мировых и
российских медиа 13
1.3 Образ адресата и адресанта в пранк-журналистике 25
2 Пранк-журналистика в современной России 32
2.1 Метод интервью в пранк-журналистике России (на примере
видео-контента «Vovan222prank» на YouTube) 32
2.2 Правовой и социокультурный аспект пранк-журналистики 37
2.3 Пранк-журналистика в системе отношений «журналист -
аудитория» 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А (справочное) Заметка в газете «Пионерская правда» 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (справочное) Телефонный розыгрыш Йозефа
Геббельса Телефонный розыгрыш Йозефа Геббельса 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В (справочное) Вован и Лексус - создатели русского интеллектуального пранка
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Телефонный розыгрыш А. Л. Лукашенко 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Реакция Анастасии Островской на пранк 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Реакция аудитории на пранк
Анастасии Островской 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж (обязательное) Канал «Vovan222prank» на YouTube 65
ПРИЛОЖЕНИЕ И (обязательное) Статистика количества посещения
канала «Vovan222prank» по дням недели 66
ПРИЛОЖЕНИЕ К (обязательное) Статистика количества просмотров
канала «Vovan222prank» в течение дня 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Л (обязательное) Статистика количества просмотров
канала «Vovan222prank» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ М (обязательное) Статистика количества лайков 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Н (обязательное) Статистика количества дизлайков 70
ПРИЛОЖЕНИЕ П (обязательное) Статистика количества комментариев 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Р (обязательное) Сравнительный анализ количества
просмотров каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank» 72
ПРИЛОЖЕНИЕ С (обязательное) Сравнительный анализ количества
подписчиков каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank» 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Т (обязательное) Сравнительный анализ среднего количества просмотров каналов Евгения Вольнова и «Vovan222prank»
Средства массовой информации ведут новый поиск нестандартных методов подачи материала в связи с погоней за рейтингом. Тема внешней и внутренней политики во всем мире является одной из самых востребованных, поэтому метод «пранк-журналистики» приобретает популярность в информационном пространстве страны. Над этической стороной телефонных розыгрышей размышляют представители разных профессий: от социологов до пиар-агентов. В настоящее время данный метод интервьюирования все больше требует теоретического обоснования в системе СМИ.
Актуальность исследования объясняется существующей острой необходимостью и важностью детального рассмотрения функционирования феномена пранка. До превращения в метод интервьюирования в журналистике, он существовал, как одна из форм выявления яркой ответной реакции жертвы розыгрыша. Поэтому распространение пранка на внешние отношения государств имеет сильное воздействие не только на политических деятелей, но и аудиторию, что является одной из главных функций журналистского продукта.
Объектом исследования послужил видео-контент русского интеллектуального пранка на YouTube.
Предмет исследования - пранк-журналистика в структуре современных СМИ.
Цель и задачи исследования. Настоящее исследование имеет целью выявить особенности феномена пранк-журналистики как отдельного вида СМИ.
Цель исследования реализуется в системе задач, решаемых в бакалаврской работе, среди которых являются:
- раскрыть понятие «пранк-журналистики» в широком смысле;
- проанализировать данный феномен в психологическом, социокультурном и правовом аспектах;
- представить социальный и психологический портреты личности пранкера на примере основателей русского интеллектуального пранка в России Алексея Столярова (Лексус) и Владимира Кузнецова (Вован);
- рассмотреть зарождение «пранк-журналистики» в российском медиапространстве;
- проследить историю развития данного феномена в западных СМИ;
- проанализировать метод интервью в творчестве пранкеров.
Эмпирическая база и методология исследования. Эмпирическую базу работы составили аудио- и видеозаписи, размещенные в русскоязычном и англоязычном сегментах сети Интернет преимущественно на сайтахhttp://prank.ru, http://prank.videoshagi.ru,https://www.prankdial.com,http://www.radioprank.comиhttp://www.prank-machine.com., а также видео-контент «Vovan222prank» на YouTube. Общее количество проанализированного материала жанра «пранк» - более 100 телефонных разговоров.
Основными принципами отбора материала для работы являются категории целеполагания и оценки выразительности речи. К исследованию данных материалов была применена практика многомерных подходов на основе всестороннего анализа с точки зрения:
а) их тематики и содержания;
б) связанных с ними авторских интенций и общих целевых установок издания;
в) жанровых форм;
г) стилевых доминант и обусловленных ими языковых средств их выражения, коммуникативных стратегий и техник, отдельных языковых приемов оказания заданного воздействия на читателя (массовую читательскую аудиторию).
При написании работы нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, аналитического, типологического, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического (состоящего в выяснении значения языкового средства с учетом контекста), функционально-семантического (заключающегося в выявлении функциональных возможностей единиц в условиях религиозного дискурса) и лингвокультурологического (с точки зрения участия языковой единицы в языковой репрезентации религиозной картины мира) методов работы с теоретическим и фактическим материалом исследования, а также метод компонентного анализа (необходимого для определения семантики отдельно входящих в текст слова или фразы), которые позволили выявить специфику организации феномена пранка (на примере видео-контента «Vovan222prank» на YouTube).
Степень изученности проблемы мала, так как пранк-журналистика относится к числу новых явлений в обществе в целом, в российском в особенности. Попыткой обосновать феномен пранк-журналистики в России предприняли ее создатели в книге «По ком звонит телефон» [19]. Особое внимание следует уделить научной статье Черновой С. В. «Пранк» как речевой жанр развлекательного дискурса и его культурологический аспект» [43], где формулируются выводы относительно места данного явления в медиапространстве и его основные отличительные черты. Дана оценка понятия «пранк-журналистики» также представителями профессионального
журналистского и научного сообществ [8, 17, 35, 39, 47].
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка целостного и всестороннего изучения видео-контента русского пранка. В работе предпринимается попытка теоретического осмысления феномена пранк-журналистики. Обосновывается необходимость новых форматов поиска информации и развития в журналистике явления «пранк».
Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует формированию достаточно полных, исчерпывающих представлений о пранк-журналистике в мире и ее становлении в России.
Практическая значимость исследования. Материалы бакалаврской работы, а также полученные в результате исследования наблюдения и выводы могут быть включены в лекционные курсы, курсы по выбору и спецкурсы для студентов вузов, обучающихся по специальности или направлению подготовки «Журналистика».
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель и задачи работы, методы работы с научной литературой.
В первой главе рассматривается явление пранк-журналистики, ее становление и развитие в зарубежном и российском медиапространстве.
Во второй главе выявляются особенности пранк-журналистики в современной России (на примере видео-контента «Vovan222prank» на YouTube).
В заключении подведены итоги работы.
Список использованных источников содержит перечень научных работ по теме исследования и включает 50 наименований.
Актуальность исследования объясняется существующей острой необходимостью и важностью детального рассмотрения функционирования феномена пранка. До превращения в метод интервьюирования в журналистике, он существовал, как одна из форм выявления яркой ответной реакции жертвы розыгрыша. Поэтому распространение пранка на внешние отношения государств имеет сильное воздействие не только на политических деятелей, но и аудиторию, что является одной из главных функций журналистского продукта.
Объектом исследования послужил видео-контент русского интеллектуального пранка на YouTube.
Предмет исследования - пранк-журналистика в структуре современных СМИ.
Цель и задачи исследования. Настоящее исследование имеет целью выявить особенности феномена пранк-журналистики как отдельного вида СМИ.
Цель исследования реализуется в системе задач, решаемых в бакалаврской работе, среди которых являются:
- раскрыть понятие «пранк-журналистики» в широком смысле;
- проанализировать данный феномен в психологическом, социокультурном и правовом аспектах;
- представить социальный и психологический портреты личности пранкера на примере основателей русского интеллектуального пранка в России Алексея Столярова (Лексус) и Владимира Кузнецова (Вован);
- рассмотреть зарождение «пранк-журналистики» в российском медиапространстве;
- проследить историю развития данного феномена в западных СМИ;
- проанализировать метод интервью в творчестве пранкеров.
Эмпирическая база и методология исследования. Эмпирическую базу работы составили аудио- и видеозаписи, размещенные в русскоязычном и англоязычном сегментах сети Интернет преимущественно на сайтахhttp://prank.ru, http://prank.videoshagi.ru,https://www.prankdial.com,http://www.radioprank.comиhttp://www.prank-machine.com., а также видео-контент «Vovan222prank» на YouTube. Общее количество проанализированного материала жанра «пранк» - более 100 телефонных разговоров.
Основными принципами отбора материала для работы являются категории целеполагания и оценки выразительности речи. К исследованию данных материалов была применена практика многомерных подходов на основе всестороннего анализа с точки зрения:
а) их тематики и содержания;
б) связанных с ними авторских интенций и общих целевых установок издания;
в) жанровых форм;
г) стилевых доминант и обусловленных ими языковых средств их выражения, коммуникативных стратегий и техник, отдельных языковых приемов оказания заданного воздействия на читателя (массовую читательскую аудиторию).
При написании работы нами был применен комплексный подход, предполагающий использование описательного, аналитического, типологического, сравнительно-сопоставительного, семантико-стилистического (состоящего в выяснении значения языкового средства с учетом контекста), функционально-семантического (заключающегося в выявлении функциональных возможностей единиц в условиях религиозного дискурса) и лингвокультурологического (с точки зрения участия языковой единицы в языковой репрезентации религиозной картины мира) методов работы с теоретическим и фактическим материалом исследования, а также метод компонентного анализа (необходимого для определения семантики отдельно входящих в текст слова или фразы), которые позволили выявить специфику организации феномена пранка (на примере видео-контента «Vovan222prank» на YouTube).
Степень изученности проблемы мала, так как пранк-журналистика относится к числу новых явлений в обществе в целом, в российском в особенности. Попыткой обосновать феномен пранк-журналистики в России предприняли ее создатели в книге «По ком звонит телефон» [19]. Особое внимание следует уделить научной статье Черновой С. В. «Пранк» как речевой жанр развлекательного дискурса и его культурологический аспект» [43], где формулируются выводы относительно места данного явления в медиапространстве и его основные отличительные черты. Дана оценка понятия «пранк-журналистики» также представителями профессионального
журналистского и научного сообществ [8, 17, 35, 39, 47].
Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка целостного и всестороннего изучения видео-контента русского пранка. В работе предпринимается попытка теоретического осмысления феномена пранк-журналистики. Обосновывается необходимость новых форматов поиска информации и развития в журналистике явления «пранк».
Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует формированию достаточно полных, исчерпывающих представлений о пранк-журналистике в мире и ее становлении в России.
Практическая значимость исследования. Материалы бакалаврской работы, а также полученные в результате исследования наблюдения и выводы могут быть включены в лекционные курсы, курсы по выбору и спецкурсы для студентов вузов, обучающихся по специальности или направлению подготовки «Журналистика».
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность, определяются цель и задачи работы, методы работы с научной литературой.
В первой главе рассматривается явление пранк-журналистики, ее становление и развитие в зарубежном и российском медиапространстве.
Во второй главе выявляются особенности пранк-журналистики в современной России (на примере видео-контента «Vovan222prank» на YouTube).
В заключении подведены итоги работы.
Список использованных источников содержит перечень научных работ по теме исследования и включает 50 наименований.
В результате проведенного исследования и полученных в ходе него наблюдений мы пришли к следующим выводам.
Феномен пранка, как один из направлений массовой культуры, имеет отличительные особенности в России. Русский интеллектуальный пранк направлен на создание информационного повода, в ходе которого решатся актуальные задачи гражданского общества. В системе современных СМИ пранк становится методом интервьюирования с четкими правилами поведения. При этом пранкеры соблюдают этические нормы, принятые в обществе.
В ходе исследования в рамках дипломной работы была достигнута поставленная цель и решены основные задачи:
- Изучена специальная литература по теме работы, определена степень исследованности поставленной нами проблемы.
- Раскрыто понятие «пранк» и указана его специфика в системе современных СМИ.
- Проанализирован данный феномен в психологическом, социокультурном и правовом аспектах.
- Представлен социальный и психологический портреты личности пранкера на примере основателей русского интеллектуального пранка в России Алексея Столярова (Лексус) и Владимира Кузнецова (Вован), а также украинского - Никиты Кувикова (Евгений Вольнов).
- Рассмотрено зарождение «пранк-журналистики» в российском медиапространстве.
- Прослежена история развития данного феномена в западных СМИ.
- Проанализирован метод интервью в творчестве пранкеров.
Русский «пранк» относится к сфере «конфликтного дискурса» и деструктивен по своей природе. Напротив, в речевых актах западного «пранка» коммуникативная провокация как стратегия имплицитна и скрыто выражается посредством косвенных намеков и ироничных этикетных форм - двусмысленных комплиментов, насмешливых благодарностей и комически абсурдных извинений. Западный «пранк» относится к сфере «развлекательного дискурса» и может быть конструктивен по своей природе, формируя положительный эмоциональный настрой участников общения.
Как отмечает А. П. Суходолов, «на сегодняшний момент бесспорно то, что проект Вована и Лексуса стал ярким явлением российского медиапространства, получив признание представителей профессионального сообщества, находящихся на противоположных идеологических полюсах» [35, с. 38].
Так, Д. К. Киселев, журналист, генеральный директор международного информационного агентства «Россия сегодня», назвал это явление русским интеллектуальным пранком, подчеркнув тем самым глубину и компетентность авторов данного жанра.
В этом с ним солидарен и А. А. Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», высказавший свое уважение к работе, проделываемой пранкерами при подготовке своих проектов.
Положительная оценка деятельности пранк-журналистов отражена и в высказываниях других медийных лиц: так, известный телеведущий Д. Дибров называет пранкеров санитарами леса, делающими важное дело по лишению известных личностей чрезмерной заносчивости, писатель С. Минаев - лакмусовой бумажкой нашего общества, депутат ГД РФ Н. Поклонская - небезразличными гражданами.
Стоит отметить тот факт, что в российском медиапространстве у Алексея Столярова и Владимира Кузнецова последователей пока не появилось, что объясняется сложностью этого вида деятельности, а также особой ролью личного фактора в пранк-журналистике. Тем не менее можно утверждать, что сегодня в отечественном информационном пространстве утверждается новый жанр - пранк-журналистика, представляющая собой микс классического журналистского расследования и новых способов получения информации в виде тщательно продуманных телефонных розыгрышей.
Феномен пранка, как один из направлений массовой культуры, имеет отличительные особенности в России. Русский интеллектуальный пранк направлен на создание информационного повода, в ходе которого решатся актуальные задачи гражданского общества. В системе современных СМИ пранк становится методом интервьюирования с четкими правилами поведения. При этом пранкеры соблюдают этические нормы, принятые в обществе.
В ходе исследования в рамках дипломной работы была достигнута поставленная цель и решены основные задачи:
- Изучена специальная литература по теме работы, определена степень исследованности поставленной нами проблемы.
- Раскрыто понятие «пранк» и указана его специфика в системе современных СМИ.
- Проанализирован данный феномен в психологическом, социокультурном и правовом аспектах.
- Представлен социальный и психологический портреты личности пранкера на примере основателей русского интеллектуального пранка в России Алексея Столярова (Лексус) и Владимира Кузнецова (Вован), а также украинского - Никиты Кувикова (Евгений Вольнов).
- Рассмотрено зарождение «пранк-журналистики» в российском медиапространстве.
- Прослежена история развития данного феномена в западных СМИ.
- Проанализирован метод интервью в творчестве пранкеров.
Русский «пранк» относится к сфере «конфликтного дискурса» и деструктивен по своей природе. Напротив, в речевых актах западного «пранка» коммуникативная провокация как стратегия имплицитна и скрыто выражается посредством косвенных намеков и ироничных этикетных форм - двусмысленных комплиментов, насмешливых благодарностей и комически абсурдных извинений. Западный «пранк» относится к сфере «развлекательного дискурса» и может быть конструктивен по своей природе, формируя положительный эмоциональный настрой участников общения.
Как отмечает А. П. Суходолов, «на сегодняшний момент бесспорно то, что проект Вована и Лексуса стал ярким явлением российского медиапространства, получив признание представителей профессионального сообщества, находящихся на противоположных идеологических полюсах» [35, с. 38].
Так, Д. К. Киселев, журналист, генеральный директор международного информационного агентства «Россия сегодня», назвал это явление русским интеллектуальным пранком, подчеркнув тем самым глубину и компетентность авторов данного жанра.
В этом с ним солидарен и А. А. Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», высказавший свое уважение к работе, проделываемой пранкерами при подготовке своих проектов.
Положительная оценка деятельности пранк-журналистов отражена и в высказываниях других медийных лиц: так, известный телеведущий Д. Дибров называет пранкеров санитарами леса, делающими важное дело по лишению известных личностей чрезмерной заносчивости, писатель С. Минаев - лакмусовой бумажкой нашего общества, депутат ГД РФ Н. Поклонская - небезразличными гражданами.
Стоит отметить тот факт, что в российском медиапространстве у Алексея Столярова и Владимира Кузнецова последователей пока не появилось, что объясняется сложностью этого вида деятельности, а также особой ролью личного фактора в пранк-журналистике. Тем не менее можно утверждать, что сегодня в отечественном информационном пространстве утверждается новый жанр - пранк-журналистика, представляющая собой микс классического журналистского расследования и новых способов получения информации в виде тщательно продуманных телефонных розыгрышей.



