Введение 3
Глава 1. Деловые СМИ как социально-экономический феномен 8
1.1. Понятие деловых СМИ и их функции 8
1.2. Классификация деловых СМИ 14
1.3. Современный рынок деловых СМИ в России 20
Выводы к Главе 1 28
Глава 2. Аудитория как основной объект медиаисследований 29
2.1. Историческое развитие медиа и аудитории 29
2.2. Аудитория: понятие и характеристики 40
2.3. Теоретические разработки медиаисследований 45
2.4. Современный потребитель деловой информации и предпосылки его изучения 53
Выводы к Главе 2 64
Глава 3. Деловые СМИ как субъекты стратегической деятельности 66
3.1. Соотношение понятий стратегия и коммуникационная стратегия 66
3.2. Медиакомпания как субъект экономической деятельности 74
3.3. Компоненты коммуникационной стратегии деловых СМИ 84
Выводы к Главе 3 103
Заключение 104
Список используемых источников и литературы 108
Приложение 1. Экспертное интервью - Mediascope 123
Приложение 2. Группы общественности СМИ как бизнес-субъекта 129
Приложение 3._Факт-лист. РБК 131
Приложение 4. Факт-лист. Ведомости 135
Приложение 5. _Факт-лист. Деловой Петербург 137
Приложение 6. Факт-лист. Republic 139
Приложение 7. Гайд экспертного интервью 140
Приложение 8. Экспертное интервью - Ведомости 141
Приложение 9. Экспертное интервью - Деловой Петербург 153
Приложение 10. Экспертное интервью - Republic 160
Приложение 11. Экспертное интервью - РБК 162
Приложение 12. Events: взгляд медиа 165
Приложение 13. Активность деловых СМИ в социальных сетях 170
Сегодня индустрия СМИ - значительная часть мировой экономики. Медиабренды по своей ценности составляют конкуренцию крупнейшим компаниям, например, из нефтегазовой отрасли (BritishPetroleum, Total), производителям продуктов питания (Nestle, Danone), ритейлерам (H&M, Zara, Subway, Starbucks), что говорит об инвестиционной привлекательности и финансовой эффективности данного вида деятельности. Транснациональные компании в секторе телекоммуникаций наряду с международными организациями и государствами становятся акторами международных отношений, оказывая уже политическое влияние на жизнь людей по всему миру. Медиабизнес, аккумулируя в себе результаты технологического прогресса, трансформирует журналистику и с точки зрения формы, и с точки зрения содержания. И, наконец, нельзя недооценивать влияние медиаиндустрии на социальную и культурную сферы, так как СМИ являются влиятельными трансляторами ценностей, отношений, оценок и формируют общественное мнение.
Однако, как отмечают известные медиаисследователи А. Айрис и Ж. Бюген, редакция обычно занимает доминантную позицию по отношению к остальным подразделениям СМИ, и, таким образом, все внимание медиакомпании концентрируется на создании журналистских материалов, а остальные направления полагаются второстепенными . Полагаем, что такой подход является недальновидным в современных условиях трансформации ключевого стейкхолдера СМИ, а именно аудитории. Многие теоретики и практики фиксируют коренные изменения в поведении потребителей информации, которые стали более активными и включенными в процесс создания медиа. В соответствии с этим, требуются и качественно иные подходы к интерпретации медиапотребления аудитории, и новые технологические разработки по осуществлению медиаизмерений.
Актуальность темы магистерской диссертации обуславливает тот факт, что СМИ как коммерческое предприятие нуждается в непрерывном мониторинге своего главного актива - аудитории, которая в настоящее время претерпевает коренную трансформацию. Именно понимание потребителей будет способствовать формированию релевантной корпоративной и соответствующих ей маркетинговой и коммуникационной стратегий, позволяющих добиться коммерческого успеха и повысить рентабельность на рынке. Дополнительным аргументом в пользу своевременности подобного исследования является контентная политика СМИ, также требующая данных об информационных предпочтениях аудитории.
Особый интерес в этом контексте вызывает изучение деловых СМИ, так как их можно назвать «суперэлитой» медийного рынка : безукоризненная репутация, как правило, политическая и коммерческая неангажированность, а также общенациональное признание и интерес бизнес-сообщества. Деловые медиа, являясь экспертами в бизнес-сфере, «образцово-показательно» реагируют на трансформацию внешней среды и эффективно адаптируются к социальным, политическим, экономическим и технологическим изменениям.
Новизна и практическая значимость работы определяются: рассмотрением в рамках одного исследования различных аспектов функционирования деловых СМИ в соотношении с трансформацией современной аудитории; разработкой авторской модели групп общественности СМИ как бизнес-субъекта; анализом современного состояния рынка деловых СМИ и аудитории российских медиа.
Исходя из этого, объектом исследования будут выступать внешние коммуникации субъектов российского медиарынка, а предметом - взаимодействие деловых медиа как бизнес-субъектов с ключевыми стейкхолдерами.
Цель работы - на основе анализа коммуникационных практик деловых СМИ выявить тренды в продвижении российских медиакомпаний в условиях трансформации аудитории.
Задачи:
• выявить сущность и основные характеристики деловых СМИ и описать рынок, на котором они функционируют;
• установить современное состояние аудитории деловых медиа и предпосылок ее изучения;
• проанализировать социальные, технологические и политические факторы, влияющие на экономическую рентабельность современных СМИ;
• рассмотреть деловые СМИ как субъектов стратегической деятельности;
• проанализировать коммуникационный опыт российских деловых медиа и оценить их эффективность.
Теоретическая база исследования формируется из ряда научных источников, затрагивающих темы экономики и маркетинга медиа. Прежде всего, это работы Е. Л. Вартановой, которая одна из первых в российском академическом пространстве актуализировала необходимость всестороннего изучения СМИ и уже более десяти лет становится автором ведущих изданий, посвященных проблемам медиаисследований («Современные тенденции развития российской индустрии СМИ и журналистики», «Основы медиабизнеса» и другие). Углубленным изучением вопросов менеджмента не только СМИ, но и медиаиндустрии в целом занимались европейские исследователи А. Айрис и Ж. Бюген, чье сотрудничество в рамках написания книги «Управление медиакомпаниями» позволило дать комплексный взгляд на специфику ведения и продвижения медиабизнеса в странах Европы и США. В контексте рассмотрения коммуникационных стратегий мы обратились к классику маркетинга - Ф. Котлеру и его трудам, показывающим эволюцию подходов к восприятию данной управленческой деятельности («Маркетинг менеджмент», «Маркетинг 3.0 От продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе»), работе по стратегическому менеджменту А. А. Томпсона-младшего и А. Дж. Стрикленда, авторам Петербургской школы PR (Д. П. Гавре, А. Д. Кривоносову, О. Г. Филатовой и другим). В вопросе всестороннего анализа аудитории мы обратились к следующим авторам: Э. Тоффлеру, Г. МакЛюэну, М. Наполи, Д. Халлин, П. Манчини, а также авторам сборников «Человек как субъект и объект медиапсхологии» и «Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016». Также теоретическую базу дополняют специализированные исследования петербургских и московских медиаисследователей, посвященным деловым СМИ России.
Эмпирическую базу исследования составляют отраслевые доклады Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (2014¬2016 гг.), данные исследований компаний Mediascope - TNS Россия (2016 г.), АКАР (2015-2017 гг.), PwC Россия (2016 г.), материалы ведущих изданий по проблемам медиаиндустрии («Ведомости», Cossa.ru, Sostav.ru, «Медиаскоп» и других), данные пяти экспертных интервью, сайты, архивы и аккаунты в социальных сетях деловых СМИ.
В ходе исследования был применен ряд методов, к числу которых можно отнести анализ документов, направленный на изучение состояния медиаиндустрии, метод case study и экспертные интервью с менеджерами российских деловых СМИ, нацеленные на описание реального опыта медиакомпаний при решении общеотраслевых и организационных проблем.
Структура исследования определяется его целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка
использованных источников и литературы (131 наименование), 13 приложений.
Основные положения выпускной квалификационной работы, выносимые автором на защиту:
1) современную аудиторию характеризует трансформация
медиапотребления, что сказывается как на редакционной политике СМИ, так и на особенностях ведения медиабизнеса;
2) исследование аудитории становится одним из ключевых направлений деятельности, которое позволяет эффективно реагировать на кризисы и адаптироваться к изменениям внешней среды;
3) одним из элементов стратегического управления медиакомпанией являются создание и осуществление коммуникационной стратегии, которая согласуется с бизнес-целями медиа;
4) ключевое место в коммуникационных стратегиях современных медиакомпаний занимают связи с общественностью;
5) открытое и активное взаимодействие с потребителями информационного продукта обеспечивает их лояльность и, как следствие, позитивным образом сказывается на монетизации СМИ;
6) стратегическое партнерство с рекламодателями способно обеспечить стабильность такого источника дохода для медиа как реклама;
7) для деловых медиа специфика взаимодействия с основными стейкхолдерами состоит в том, что, во-первых, элементы продвижения зачастую являются компонентами их бизнес-модели, а во-вторых, основные группы общественности - представители делового сообщества выступают одновременно в нескольких ролях: потребителями информационного продукта, рекламодателями, спонсорами мероприятий и их участниками, ньюсмейкерами и т.д.
Сегодня деловые СМИ обладают не только безукоризненной журналистской репутацией, но и являются показательными примерами ведения медийного бизнеса, поскольку эффективно реагируют на кризисные реалии, практикуя различные формы взаимодействия с аудиторией. Именно на примере деловых медиа мы решили рассмотреть процессы трансформации современной аудитории и выявлении оптимальных коммуникационных практик, которые позволяют наиболее эффективно привлекать и удерживать потребителей деловой информации.
Выбранные методы исследования позволили выявить сущность и основные характеристики деловых СМИ, а также описать рынок, на котором они функционируют. Также был описан современный потребитель медиаконтента и установлены предпосылки его изучения. Главная особенность аудитории состоит в ее активности, самостоятельности и усиливающейся фрагментации. В данных условиях медиаиндустрии требуются инновационные технологии изучения потребителей информации и новые управленческие решения. В связи с этим исследование аудитории СМИ становится одним из стратегических компонентов деятельности медиакомпаний, а ключевым направлением в развитии медиаисследований - ориентация на изучение кроссплатформенного и мультимедийного потребления современных информационных продуктов.
Кроме того, деловые СМИ были рассмотрены как субъекты стратегической деятельности. Обязательным элементом управления организацией является взаимосвязь стратегий разного уровня. В связи с этим маркетинговая и коммуникационная стратегии медиакомпании будут основаны на бизнес-модели, по которой функционируют СМИ. Несмотря на разницу в сущности стратегических задач, связи с общественностью как универсальный инструмент для формирования и поддержания позитивного имиджа медиакомпании и, как следствие, лояльной аудитории будут играть ключевую роль в коммуникационной стратегии СМИ. Медиакомпания выступает субъектом PR-деятельности и активно взаимодействует с ключевыми сегментами социальной среды. В связи с этим автором данного исследования разработана модель групп общественности СМИ как бизнес- субъекта.
Экспертные интервью и метод case study продемонстрировали свою эффективность в реализации таких задач данного исследования, как анализ коммуникационного опыта российских деловых медиа. Были проведены четыре экспертные интервью с топ-менеджерами ведущих деловых изданий в России: газету «Ведомости» представлял генеральный директор Глеб Прозоров, холдинг РБК - генеральный директор петербургского офиса Евгений Зинин, онлайн-издание Republic - коммерческий директор Полина Козловская, газету «Деловой Петербург» - исполнительный редактор Дмитрий Грозный. На основании этого были выделены основные элементы коммуникационной стратегии деловых СМИ - брендинг (фирменный стиль, сувенирная продукция), связи с общественностью (информационное партнерство, организация мероприятий), реклама (через другие каналы коммуникации) и SMM (продвижение в социальных сетях и мессенджерах). Кроме того, было выявлено, что элементы продвижения, используемые медиакомпаниями, одновременно являются и компонентами их бизнес- модели. Например, организация мероприятий является одним из источников дохода деловых медиа, а также способом консолидации бизнес-сообщества и, соответственно, инструментом укрепления бренда СМИ.
Результаты исследования были поэтапно апробированы на 16-й международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», на ежегодной международной научно-практической конференции «Журналистика: творчество, профессия, индустрия» , а также на Международном научном форуме «Медиа в современном мире. 56-е Петербургские чтения». Кроме того, автор работы стал победителем Конкурса научных работ в рамках конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (номинация «Магистранты», направление «Прикладные коммуникации»), а также участник премии в области развития общественных связей PROBA-IPRA GWA 2016 (номинация «Лучшая студенческая работа по теории PR»).
Данное исследование призвано расширить компетенции не только специалистов по стратегическим коммуникациям, но и практикующих журналистов или медиаменеджеров. Теоретическая значимость работы определяется обращением одновременно к нескольким областям знаний: психологии, социологии, стратегическому менеджменту, маркетингу, медиаисследованиям, журналистике, рекламе и связям с общественностью. В свою очередь, практическая значимость работы состоит в современном анализе состояния российского медиарынка и аудитории, разработке авторской модели групп общественности СМИ как бизнес-субъекта и рассмотрении различных аспектов функционирования деловых СМИ в
соотношении с трансформацией современной аудитории.
1. Айрис, А. Управление медиа-компаниями: реализация
творческого потенциала / А. Айрис, Ж. Бюген. - М.: Издательский дом «Университетская книга» : АНО «ШКИМБ», 2010. - 560 с.
2. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт
социального прогнозирования / Д. Белл. - М.: Academia, 2004. - 783 с.
3. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. - М.: МедиаМир, 2013. - 277 с.
4. Вартанова, Е. Л. Современная медиаэкономика [Доклад] / Открытая лекция в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» (9 декабря 2014 года)
5. Вартанова, Е. Л. Современные тенденции развития российской индустрии СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова, С. С. Смирнов // СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 65-95
6. Вартанова, Е. Л. СМИ России как индустрия развлечений / Е. Л. Вартанова, С. С. Смирнов // СМИ в меняющейся России: Коллективная монография. - М.: Аспект Пресс, 2010. - С. 111-126
7. Гавра Д. П. Деловая журналистика: к определению понятия // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Межвуз. науч.- практ. конф., 24-25 апреля 2007 г.: Сб. докл. СПб., 2007.
8. Григорьева, Л. Ю. Практики игрофикации в массмедиа: сопряженность персонального и имперсонального / Л. Ю. Григорьева // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2013. - № 4. - С. 92-102
9. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь /
А. А. Грицанов. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1280 с.
10. Гундарин, М. В. Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации / М. В. Гундарин. - СПб., 2009. - 330 с.
11. Гуревич, С. М. Экономика отечественных СМИ / С. М. Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.
12. Даулинг, Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективности / Г. Даулинг. - М.: Консалтинговая группа «ИМИДЖ- Контакт»: ИНФРА-М, 2003. - 368 с.
13. Деловая журналистика / Отв. ред. А. В. Вырковский. - М.: МедиаМир, 2012. - 728 с.
14. Илларионов, А. В. Портфель проектов: инструмент
стратегического управления предприятием / А. В. Илларионов. - М. : Альпина Паблишер, 2013. - 309 с.
15. Как новые медиа изменили журналистику / А. Амзин и др. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
16. Квинт, В. Л. Стратегирование в современном мире / В. Л. Квинт. - СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2014. - 50 с.
17. Кирия, И.В. Зарубежный медиамаркетинг / И.В. Кирия. - М.: Издательство «ВК», 2006. - 147 с.
18. Колесниченко, А. В. Зарубежные исследования аудитории прессы / А. В. Колесниченко. - М.: МГУ, 2008. - 192 с.
19. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 316 с.
20. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. - 14-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 800 с.
21. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе / Ф. Котлер, Х. Картаджайя, И. Сетиаван. - М.:. Эксмо, 2011. - 234 с.
22. Кривоносов, А. Д. Основы теории связей с общественностью / А. Д. Кривоносов, О. Г. Филатова, М. А. Шишкина. - СПб.: Питер, 2010. - 384 с.
23. Маклюэн, Г. М. Галактика Гутенберга: становление человека печатающего /М. Маккюэн. - М.: Академический проект, 2015. - 443 с.
24. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. - СПб. : Питер, 2011. - 351 с.
25. Массмедиа российского мегаполиса: типология печатных СМИ / под общ. ред. М. А. Шишкиной. - Спб.: Роза мира, 2009. - 324 с.
26. Мельник, Г. С. Деловая журналистика / Г. С. Мельник, С. М. Виноградова. - М.: Питер, 2010. - 304 с.
27. Мельникова, Н. А. Медиапланирование : стратегическое и
тактическое планирование рекламных кампаний / Н. А. Мельникова. - М.: Дашков и К°, 2009. - 177 с.
28. Мурзин, Д. А. Новые корпоративные стратегии коммуникаций в современной России / Д. А. Мурзин // Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика. - 2005. - № 1. - С. 55-68
29. Назайкин, А. Н. Медиапланирование на 100 % / А. Н. Назайкин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 459 с.
30. Никольская, П. Законодательная рецептура / П. Никольская, Е. Сурначева // Коммерсантъ Власть. - 2015. - №3. - С. 9
31. Овсепян, Р. П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - начало 90-х годов) / Р. П. Овсепян. - М., Изд-во МГУ, 2005. - 304 с.
32. Основы медиабизнеса / Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: ЗАО «Издательство «Аспект Пресс», 2014. - 400 с.
33. Основы медиамаркетинга / Под. ред. Гуревича С.М. - М.: МедиаМир, 2007. - 199 с.
34. Полякова, А. А. Пропаганда войны в
кинематографе Третьего Рейха / А.А. Полякова. - М.: ООО «ИПЦ „Маска“», 2013. - 204 с.
35. Прахалад, К. К. Пространство бизнес-инноваций: Создание ценности совместно с потребителем / К. К. Прахалад, М. С. Кришнан. - М.: Альпина Паблишер : Издательство Юрайт, 2012. - 258 с.
36. Разработка стратегии развития организаций медиаиндустрии на основе цифровой инфраструктуры бизнеса/ под ред. Г. Н. Степановой. - М.: Московский государственный университет печати, 2012. - 430 с.
37. Рикуперати, Д. Человек Просвещения / Д. Рикуперати // Мир Просвещения. Исторический словарь. - М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 15-29
38. Сиберт, Ф. С. Четыре теории прессы / Ф. С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. - М.: Нац. ин-т прессы ВАГРИУС, 1998. - 223 с.
39. Сироткина, Н. В. Стратегическое управление отраслевыми холдингами : монография / Сироткина Н. В., Карпачев С. И. - Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2010. - 221 с.
40. Теории журналистики в России: зарождение и развитие / Под. ред. С. Г. Корконосенко. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014. - 272 с.
41. Типология периодической печати / Под. ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. - М.: Аспект-Пресс, 2009. — 236 с.
42. Томпсон-мл., А. А. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд. - 12-е изд. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2013. - 928 с.
43. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2010. - 795 с.
44. Тюнюкова, Е. В. Коммуникационные стратегии организации / Е.
В. Тюнюкова. - Новосибирск: Издательство СГУПСа, 2000. - 224 с.
45. Салихова, Е. А. Явление гибридизации в корпоративных коммуникациях / Е. А. Салихова // Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2017. С. 23-24
46. Сироткина, Н. В. Стратегическое управление отраслевыми холдингами : монография / Сироткина Н. В., Карпачев С. И. - Воронеж : ИПЦ «Научная книга», 2010. - 221 с.
47. Социология журналистики / под. ред. С. Г. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 320 с.
48. Финк, К. Стратегический газетный менеджмент / К. Финк. - Самара, Корпорация «Федоров», 2004. - 496 с.
49. Фомичева, И. Д. Социология СМИ / И. Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 360 с.
50. Человек как субъект и объект медиапсихологии : сборник статей / под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: МГУ, 2011. - 823 с.
51. Шкондин, М. В. Газетно-журнальная типология в условиях становления коммуникативной системы информационного общества / М. В. Шкондин // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. - 2003. - №2. -
С. 12-32
52. Энциклопедия мировой индустрии СМИ / Под ред. Е. Л. Вартановой. - 2-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 462 с.
53. Dhoest, A. Audience retrospection as a source of historiography: Oral history interviews on early television experiences // European Journal of Communication. - 2014. - №4. - С. 64-78
54. Hallin, D. C. Comparing Media Systems. Three Models of Media and Politics / D. Hallin, P. Manchini. - Cambridge, 2004. - 342 с.
55. McQuail, D. Mass Communication Theory / D. McQuail. - London, 2010. - 632 p.
56. Meijer, I. C. Valuable journalism: A search for quality from the vantage point of the user / I. C. Meijer // Journalism. - 2013. - № 14. P. 754-770
57. Napoli, P. M. Audience Evolution and the Future of Audience Research / P. M. Napoli // International Journal on Media Management. - 2012. - № 14:2. - P. 79-97
Электронные ресурсы
1. Агарунова, М. Нативно. Супер: Почему нативная реклама заслуживает колонки / М. Агарунова // Cossa.ru. - URL: http://www.cossa.ru/234/91713/(дата обращения: 15.02.2016)
2. Аналитики определили портрет аудитории российских онлайн- СМИ [Электронный ресурс] // Известия. - URL:http: //izvestia.ru/news/589694(дата обращения: 10.08.2016)
3. Ачкасова, К. Телевидение: аудитория и измерения [Электронный
ресурс] / К. Ачкасова, И. Суанова // Mediascope. - URL:
http://conf.mediascope.net/files/2016/9-Televidenie auditoriya izmereniya-Kseniya Achkasova-Irina Suanova.pdf(дата обращения: 01.02.2017)
4. Брацлавская, Е. Джеймс Грюниг: PR не род занятий, а профессия [Электронный ресурс] / Е. Брацлавская // Новый маркетинг. - URL: http://marketing.web-standart.net/node/3109(дата обращения: 15.12.2015)
5. Блинова, М. В. Рынок деловых СМИ как фактор модернизации современной России [Электронный ресурс] /М. В. Блинова // Медиаскоп. - 2009. - №4. - URL:http://www.mediascope.ru/old/node/480(дата обращения: 26.04.2016)
6. Вартанов, С. А. Динамика развития медиаиндустрии России в 2000-2014 гг.: общие тренды и взаимосвязь с макроэкономическими показателями [Электронный ресурс] / С. А. Вартанов // Медиаскоп. - 2015. - № 3. - URL:http://www.mediascope.ru/node/1831(дата обращения: 28.03.2016)
7. Вокуев, Н. Шум и ясность. Новая мода на старый email
[Электронный ресурс] / Н. Вокуев // Colta. -
URL:http://www.colta.ru/articles/media/6846(дата обращения: 15.04.2015)
8. Всеволод Пуля: Через пять лет все будет автоматизировано [Электронный ресурс] / Полевое исследование медиацеха. - URL: https://media.mail.ru/pulya_future/ (дата обращения: 27.04.2017)
9. Всемирный обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на
2016-2020 годы [Электронный ресурс] // PWC Россия. - URL: https://www.pwc.ru/ru/entertamment-media/assets/e-media-outlook-2016.pdf(дата обращения: 25.11.2016)
10. Второе деловое радио? [Электронный ресурс] // echonews.ru. - URL:http: //www.echonews .ru/2010/03/01/opening-kommersant-fm.html(дата обращения: 02.02.2017)
11. Вырковский, А. В. Отношение к качеству материалов в СМИ у
производителей и потребителей контента [Электронный ресурс] / А. В. Вырковский, С. В. Шароян // Медиаскоп. - 2015. - №3. - URL:
http://www.mediascope.ru/node/1772#7(дата обращения: 25.11.2015)
12. Вырковский, А. В. Предпочтения интернет-аудитории российских качественных СМИ в отношении различных видов медиатекстов [Электронный ресурс] / А. В. Вырковский, М. А. Любимцева // Медиаскоп. - 2015. - №2. - URL:http://www.mediascope.ru/node/1726#5(дата обращения:
25.11.2015)
13. Генеральный директор «Business FM Санкт-Петербург» Тамара
Баева - лауреат Премии «Медиа-Менеджер России — 2016» [Электронный ресурс] // Business FM. Санкт-Петербург. - URL:
http://businessfm.spb.ru/sobytiya/tamara-baeva-laureat-xvi-nacionalnojj-premii-media-menedzher-rossii-2016(дата обращения: 02.02.2017)
14. Главный редактор «Делового Петербурга» Максим Васюков о новой модели подписки [Электронный ресурс] // DP.RU. - URL: https://www.dp.ru/a/2017/04/10/Glavnij redaktor Delovog(дата обращения: 12.04.2017)
15. Голицына, А. «Коммерсантъ» перестал печатать журналы «Деньги» и «Власть» [Электронный ресурс] / А. Голицына // vedomosti.ru. - URL:http: //www.vedomosti .ru/technology/articles/2017/01/09/672242-kommersant(дата обращения: 15.01.2017)
16. Деловой портал BFM.ru: Медиакит [Электронный ресурс] // BFM.ru. - URL:http://docs.bfm.ru/bfm mediakit rus.pdf(дата обращения: 02.02.2017)
17. Еремина, Д. А. Интерпретация термина «инфотейнмент» в
немецких и российских исследованиях масс-медиа [Электронный ресурс] / Д. А. Еремина // Медиаскоп. - 2013. - №4. - URL:
http://www.mediascope.ru/node/1429(дата обращения: 25.11.2015)
18. Есть идеи. Нужны люди. Опрос BDO: текущая ситуация и
перспективы медиаотрасли [Электронный ресурс] // BDO. - URL:
http://www.bdo.ru/media/publication/TMT survey 151111 rus.pdf(дата обращения: 28.09.2015)
19. Землянова, Л. М. Теоретические принципы сравнительного анализа медийных систем в трудах Даниела Халлина и Паоло Манчини, их адептов и оппонентов [Электронный ресурс] / Л. М. Землянова // Медиаскоп. - 2013. - №3. - URL:http://mediascope.ru/node/1388#36(дата обращения:
24.10.2015)
20. Издатели попросили Путина отложить закон о доле иностранцев в
СМИ [Электронный ресурс] // Forbes.ru. - URL:
http://www.forbes.ru/news/281065-izdateli-poprosili-putina-otlozhit-zakon-o-dole-inostrantsev-v-smi(дата обращения: 22.03.2015)
21. Интерес к печатным СМИ [Электронный ресурс] // Фонд Общественное мнение. - URL:http://fom.ru/SMI-i-intemet/11772(дата обращения: 12.12.2014)
22. Исследование: цифра все еще не самый востребованный носитель делать [Электронный ресурс] // Мы и Жо. - URL: http://themedia.center/2015/08/11/issledovanie-tsifra-vse-eshhe-ne-samyiy-vostrebovannyiy-nositel/(дата обращения: 12.12.2016)
23. Ишунькина, И. Аудитория интернета [Электронный ресурс] /
И. Ишунькина, Е. Курносова // // Mediascope. - URL:
http://conf.mediascope.net/files/2016/8-Auditoriya interneta-Inessa Ishunkina-Ekaterina Kurnosova.pdf(дата обращения: 5.02.2017)
24. Кардаш, М. Б. «Коммерсантъ FM»: опыт адаптации формата allnews на российском рынке радио [Электронный ресурс] / М. Б. Кардаш //
Высшая школа экономики. - URL:
https://www.hse.ru/data/2015/09/19/1075787522/%D0%9A%D0%B0%D 1 %80%D0%B4%D0%B0%D1%88.pdf(Дата обращения: 24.02.2017)
25. «Коммерсанты ничего не решают» [Электронный ресурс] // Sostav.ru. URL:http://www.sostav.ru/news/2013/01/14/vedomosti kommersanty/(дата обращения: 25.10.2015)
26. Красноярова, О. В. Современная трансформация традиционной
модели массовой коммуникации [Электронный ресурс] / О. В. Красноярова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - №4. - URL:http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-transformatsiya-
traditsionnoy-modeli-massovoy-kommunikatsii(дата обращения: 15.12.2015)
27. Кузнецова, Е. Аудитория интернета и основные тенденции
медиапотребления [Электронный ресурс] / Е. Кузнецова // SlideShare. - URL: http://www.slideshare.net/TrafficIsobar/ss-54112539 (дата обращения:
25.10.2015)
28. Лучина, М. Исследование прессы: итоги и перспективы развития
[Электронный ресурс] / М. Лучина // Mediascope. - URL:
http://conf.mediascope.net/files/2016/4-
Issledovanie pressy itogi i perspektivy razvitiya-Marina Luchina.pdf (дата
обращения: 01.02.2017)
29. Мардиева, Л. А. К проблеме обозначения невербальной
составляющей семиотически осложненного текста [Электронный ресурс] / Л. А. Мардиева // Филология и культура. - 2014. - №4. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-oboznacheniya-neverbalnoy-sostavlyayuschey-semioticheski-oslozhnennogo-teksta (дата обращения:
10.10.2016)
30. Медиакит [Электронный ресурс] // Секрет фирмы. - URL: http://secretmag.ru/pages/editorial/(дата обращения: 20.02.2017)
31. МТС/Медиа [Электронный ресурс] // МТС. - URL:
http://www.media.mts.ru/7 ga=1.29568767.1383817951.1488044556 (дата
обращения: 25.02.2017)
32. Мурзин, Д. А. Очерк типологии деловой прессы [Электронный
ресурс] / Д. А. Мурзин // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10, Журналистика. - 2003. - №2 - URL:http://documents.tips/documents/-55720ad6497959fc0b8c13cc.html
(дата обращения 12.04.2016)
33. Назаров, М. М. Нелинейное телесмотрение в контексте онлайн- видеопрактик [Электронный ресурс] / М. М. Назаров // Медиаскоп. - 2013. - №1.- URL:http://www.mediascope.ru/node/1258(дата обращения: 2.12.2015)
34. Нативная реклама: почему это круто и почему ее никто не умеет
делать [Электронный ресурс] // Medium.com. - URL:
https://medium.com/meduza-how-it-works(дата обращения:15.02.2016)
35. Никитенко, А. А. Стратегии интерактивного взаимодействия в
сетевых версиях печатных изданий и онлайновых СМИ [Электронный ресурс] / А. А. Никитенко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - Т. 9, №6 (101). - URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/ctrate gii-interaktivno go-vzaimodeystviya-v-setevyh-versiyah-pechatnyh-izdaniy-i-onlaynovyh-smi (дата обращения:
15.12.2015)
36. Николаева, Ю. Основные тренды рынка радио в России [Электронный ресурс] / Ю. Николаева // Mediascope. - URL: http://conf.mediascope.net/files/2016/5-Osnovnye trendy rynka radio v Rossii-YUliya Nikolaeva.pdf(дата обращения: 01.02.2017)
37. Николаева, Ю. Перспективы paywall в России [Электронный
ресурс] / Ю. Николаева // Sostav.ru. - URL:
http://www.sostav.ru/publication/perspektivy-paywall-v-rossii-8200.html?utm medium=display&utm source=sostav&utm campaign=news promo(дата обращения: 11.09.2015)
38. Объем рекламы в средствах ее распространения в 2014 году [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. - URL:http://www.akarussia.ru/knowledge/market size/id5354(дата обращения: 03.04.2015)
39. Объемы рекламы в средствах ее распространения в 2016 году [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. - URL:http://www.akarussia.ru/knowledge/market size/id7363(дата обращения: 05.05.2017)
40. Объемы рекламы в средствах ее распространения в январе - сентябре 2016 года [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. - URL:http: //www.akarussia.ru/knowledge/market size/id7077(дата обращения: 30.05.2016)
41. Объемы рекламы в средствах ее распространения в I квартале 2017 года [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. - URL:http://www.akarussia.ru/knowledge/market size/id7558(дата обращения: 05.05.2017)
42. Объём рынка маркетинговых коммуникаций в 2015 году [Электронный ресурс] // Ассоциация коммуникационных агентств России. - URL:http://www.akarussia.ru/knowledge/market size/id6462(дата обращения: 25.04.2016)
43. О внесении изменений в закон РФ «О средствах массовой
информации» : федер. закон от 14.10.2014 N 270-ФЗ : принят Государственной Думой 26 сентября 2014 года : одобрен Советом Федерации 1 октября 2014 года [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 169740/#p41 (дата
обращения: 1.04.2015)
44. О журнале «Деловой квартал» [Электронный ресурс] // DK.RU. - URL:http://www.dk.ru/about/magazines(дата обращения: 27.01.2017)
45. О «Коммерсанте» [Электронный ресурс] // Коммерсантъ.ш. - URL:http://www.kommersant.ru/about(дата обращения: 25.02.2017)
46. О проекте [Электронный ресурс] // DK.RU. - URL: http://www.dk.ru/about(дата обращения: 27.01.2017)
47. Особое мнение: Ирина Хакамада [Электронный ресурс] // Эхо Москвы. - URL:https://www.youtube.com/watch?v=BOkqCAyJnaE(дата обращения: 14.05.2016)
48. О средствах массовой информации : закон от 27.12.1991 N 2124-1 [Электронный ресурс]. - URL:http://www.consultant.ru/popular/smi/(дата обращения: 22.12.2016)
49. Паранойя или трезвый расчет? Кому нужны СМИ без
иностранцев? Россия без «Ведомостей» и «Тещиного языка» [Электронный ресурс] // Дождь: optimistic channel. - URL:
http://tvrain.ru/teleshow/kruglyj stol/paranojja ili trezvyj raschet komu nuzhnysmi bez inostrantsev-375822/(дата обращения: 30.09.2014)
50. О телеканале [Электронный ресурс] // tv.rbc.ru. - URL: http: //tv.rbc.ru/about/(дата обращения: 10.02.2017)
51. Паранько, С. Редакционные метрики: чем измерять
журналистику? [Электронный ресурс] / С. Паранько // SlideShare. - URL: http: //www.slideshare.net/MediaMakers 15/mailru- group-56405535 (дата
обращения: 15.04.2016)
52. Парр, Б. Ловушка для внимания: Как вызвать и удержать интерес к идее, проекту или продукту [Электронный ресурс] / Б. Парр // Bookmate. - URL:https://bookmate.com/books/HgcXQxqp(дата обращения: 2.11.2015)
53. Печатные и электронные издания [Электронный ресурс] // АКТИОН. - URL:http://action-press.ru/pechatnye-i-elektronnye-izdaniya(дата обращения: 20.02.2017)
54. Подлеснова, М. Нишевые проекты: как выжить в мире больших медиа? [Электронный ресурс] / М. Подлеснова // Конференция MediaMakers2014. - URL:http://www.slideshare.net/mediamakersofficiial/10-podlesnova(дата обращения: 14.12.2015)
55. Премия «Сделано в России». Номинация «Журналистика и
инфотейнмент» [Электронный ресурс] // Snob.ru. - URL:
https://snob.ru/selected/entry/50056?v=1451566468(дата обращения 15.04.2015)
56. Пуля, В. Почему мы все сидим в телефонах и что это значит для журналистики [Электронный ресурс] / В. Пуля // Всеволод Пуля. - URL: http://pulya.ru/1/(дата обращения: 22.12.2015)
57. Резюме и ключевые выводы доклада Reuters Institute Digital News
Report 2015 [Электронный ресурс] // Мы и Жо. - URL:
http://themedia.center/2015/06/21/rezyume-i-klyuchevyie-vyivodyi-doklada-reuters-institute-digital-news-report-2015/(дата обращения: 25.11.2016)
58. Реклама [Электронный ресурс] // Chief Time. - URL: http: //www.chief-time.ru/advertisement/(дата обращения: 20.02.2017)
59. Реклама [Электронный ресурс] // Republic. - URL:
https://republic.ru/advertise(дата обращения: 25.02.2017)
60. Реклама на радио [Электронный ресурс] // Коммерсантам 93,6. - URL:http://www.kommersant.ru/ad/radio#(дата обращения: 02.02.2017)
61. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад-2014 [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2014/polygraph-in-russia2.html(дата обращения: 14.10.2014)
62. Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад-2015 [Электронный ресурс] // Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. - URL: http://www.fapmc.ru/rospechat/activities/reports/2016/pechat.html(дата обращения: 28.08.2016)
63. Смирнов, С. С. Статистика медиаиндустрии России: проблемы отраслевой идентификации и учета [Электронный ресурс] / С. С. Смирнов // Медиаскоп. - 2010. - № 4. - URL:http://www.mediascope.ru/node/691(дата обращения: 18.12.2015)
64. Телепередача Синдеева [Электронный ресурс] // Дождь: optimistic
channel. -
URL:http://tvrain.ru/articles/elena mjasnikova ja ochen konservativna ja schitaju chto venediktov prav i mne ostro ne hvataet terpimosti i gibkosti chtobysamoj provodit v zhizn takuju politiku-379377/(дата обращения: 18.12.2016)
65. Ульяновский, А. В. Стратегии маркетинговых коммуникаций в
каскаде целей бизнеса [Электронный ресурс] / А. В. Ульяновский // Маркетинговые коммуникации. - 2007. - №3 - URL:
http://grebennikon.ru/article-utg8.html(дата обращения: 8.09.2015)
66. Харитонова, Н. Владимир Яковлев: «Сноб» - это не шлягерная
журналистика [Электронный ресурс] / Н. Харитонова // ТелеКритика. - URL: http://www.telekritika.ua/daidzhest/2008-10-31/41662 (дата обращения:
4.04.2016)
67. Шилина, М. Г. Data Journalism - дата-журналистика,
журналистика метаданных как новый формат медиакоммуникации: к вопросу формирования исследовательских подходов [Электронный ресурс] / М, Г. Шилина // Медиаскоп. - 2013. - №1. - URL:
http://www.mediascope.ru/node/1263(дата обращения: 18.12.2015)
68. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология,
программа, методы [Электронный ресурс] / В. А. Ядов // Socioline.ru. - URL: http://socioline.ru/pages/yadov-va-sotsiologicheskoe-issledovanie-metodologiya-programmametody(дата обращения: 10.12.2015)
69. Berry, E. Why A Column About Native Advertising? [Электронный
ресурс] / E. Berry // MediaPost.com. - URL:
http://www.mediapost.com/publications/article/236256/why-a-column-about-native-advertising.html(дата обращения: 15.02.2016)
70. Digital News Report 2015 [Электронный ресурс] // Reuters Institutes
for the Study of Journalism. - URL:
http://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/Reuters%20Institute%20D
igital%20News%20Report%202015 Full%20Report.pdf (дата обращения:
25.11.2016)
71. Howard, A. B. The Art and Science of Data-Driven Journalism [Электронный ресурс] / A. B. Howard // TowCenter. - URL: https://towcenter.gitbooks.io/the-art-and-science-of-data-driven-
journalism/content/index.html(дата обращения: 17.12.2015)
72. 12 редакций за пять лет Разгоны, блокировки, увольнения
главредов: как власть реформировала рынок СМИ [Электронный ресурс] // Meduza.io. - URL: https://meduza.io/feature/2016/05/17/12-redaktsiy-za-pyat-
let?utm source=email&utm medium=vecherka&utm campaign=2016-05-17(дата обращения: 18.05.2016)
73. 20 телеканалов свободного доступа [Электронный ресурс] // Цифровое эфирное телевидение. - URL:http://spb.rtrs.ru/tv/channels/(дата обращения: 10.02.2017)
74. 2016 Tech Trends from Webbmedia Group [Электронный ресурс] // SlideShare. - URL:http://www.slideshare.net/webbmedia/webbmedia-group-2016-tech-trends?ref=http://newreporter.org/2015/12/09/trendy-cifrovyx-media-i-novyx-texnolo gij -v-2016-godu/(дата обращения: 21.11.2015)