Введение 3-13
Глава 1. Показания несовершеннолетних свидетелей и потерпевших:
значение, процессуальные и этические особенности получения 14-66
§1. Развитие основных подходов к оценке значения показаний
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 14-27
§2. Процессуальные особенности допроса несовершеннолетних
свидетелей и потерпевших на предварительном следствии 28-46
§3. Этика допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших...47-66 Глава 2. Психологические особенности несовершеннолетних
и их влияние на формирование свидетельских показаний 67-113
§1. Периодизация психического развития несовершеннолетних
и ее значение для тактики допроса 67-81
§2. Особенности подростковой психологии, учитываемые
в процессе получения свидетельских показаний 82-97
§3. Психологические возможности восприятия и передачи
информации малолетними 98-113
Глава 3. Тактические основы допроса несовершеннолетних
свидетелей и потерпевших 114-182
§1. Подготовка к проведению допроса 114-134
§2. Особенности тактики получения показаний
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 135-167
§3. Фиксация хода и результатов допроса
несовершеннолетних свидетелей и потерпевших 168-182
Заключение 183-187
Библиография 188-207
Приложения 208-222
Актуальность темы диссертационного исследования. Масштабные социально-экономические преобразования, проводимые в нашей стране на современном этапе развития, непроизвольно послужили причиной многих отрицательных явлений, сопровождаемых закономерным ростом преступности. Ее сегодняшнее состояние в России вызывает серьезную озабоченность и тревогу как у населения страны в целом, так и у правоохранительных органов. В таких условиях надежная защита граждан от общественно опасных посягательств - одно из приоритетных направлений национальной политики, причем объектом особого внимания государства (согласно ст. 19 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., посвященной защите чести и достоинства детей от всех форм физического и психического насилия) должны стать права и законные интересы несовершеннолетних, попавших в сферу уголовного судопроизводства.
К сожалению, сегодня дети и подростки в полной мере не защищены от разнообразных проявлений сексуальной, корыстной и иной эксплуатации со стороны взрослых. Насилию в различных его формах подвергаются ежегодно до двух миллионов несовершеннолетних; по разным источникам - от 50 до 500 тысяч детей каждый год убегают из семей и специальных учреждений, спасаясь от жестокости родителей, воспитателей, сверстников; участились случаи похищения детей с целью получения выкупа. Стремительно растет количество грабежей и разбоев, совершаемых в отношении несовершеннолетних как наиболее уязвимых членов общества. Если в 2003 г. открытому хищению имущества (главным образом, мобильных телефонов - тенденция нашего времени) подверглись 6804 представителя рассматриваемой категории лиц, то уже в первом полугодии 2004 г. - 4719. Что касается разбоев, то здесь статистика не менее трагична: 1686 за 2003 г. и 1250 только за первое полугодие 2004 г.1 По мере увеличения в стране числа беженцев, вынужденных
1 Общее количество раскрытых совершенных в отношении несовершеннолетних тяжких и особо тяжких преступлений в 2003 г. составило 19993, в первом полугодии 2004 г. - 10601 (по данным ГУООП МВД РФ).
переселенцев и других людей, в силу тех или иных причин вырванных из системы нормальных социальных связей, пополняется слой несовершеннолетних «бомжей». Все это объясняет факт участившегося вовлечения не достигших 18 лет в сферу уголовного судопроизводства.
В сложившейся ситуации возникает необходимость совершенствования тактики следственных действий, проводимых с участием представителей указанной категории лиц, и, в частности, тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, нередко оказывающихся единственными очевидцами преступлений и, в силу этого, располагающих очень важной информацией, определяющей весь ход расследования (недавние трагические события в г. Беслане наглядный тому пример).
В том или ином аспекте проблемы, связанные с оптимизацией тактики допроса, в том числе и несовершеннолетних, в свое время подвергались глубокому и серьезному исследованию в трудах отечественных криминалистов:
О.Я. Баева, Р.С. Белкина, А.Н. Васильева, Ф.В. Глазырина, Н.И. Гуковской,
А.И. Долговой, Г.Г. Доспулова, А.В. Дулова, А.А. Закатова, Г.А. Зорина, JT.JI. Каневского, Л.М. Карнеевой, В.Е. Коноваловой, И.М. Лузгина, Г.М. Миньковского, Н.И. Порубова, А.Р. Ратинова, Н.Ш. Сафина, А.Б. Соловьева, Е.Е. Центрова, Б.М. Шавера, В.Ю. Шепитько и др. Естественно, в подавляющем большинстве работ, посвященных допросу несовершеннолетних, не могли учитываться новые требования Российского законодательства (в частности, УПК РФ), а также достижения современной психологической мысли, которые сегодня активно используются в практике расследования преступлений. Но именно эти труды создали основу для дальнейшего развития теоретических проблем допроса несовершеннолетних и совершенствования средств его реализации.
В последние годы тактические приемы производства следственных действий криминалисты стали конструировать с учетом следственных,ситуаций и иных факторов, оказывающих существенное влияние на ход расследования уголовных дел. Применительно к тактике допроса несовершеннолетних эти
аспекты обстоятельно освещены в диссертационных исследованиях: Д.М. Лосева («Тактика допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых»
- М., 1982), И.А. Макаренко («Система тактических приемов допроса несовершеннолетнего обвиняемого с учетом следственных ситуаций и психологических свойств допрашиваемого» - Уфа, 1998), Ю.П. Михальчук («Допрос несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии» - Краснодар, 2004) и ряда других авторов, как правило, также рассматривающих особенности получения показаний обвиняемых или подозреваемых. В свое время Г. Гросс писал: «Проводить различие между допросом свидетелей и допросом обвиняемых возможно лишь до известной степени». По-видимому, исследователи проблем допроса руководствовались именно этим суждением «отца» криминалистики, традиционно уделяя основное внимание вопросам изобличения подозреваемых и обвиняемых (тактика допроса несовершеннолетних - не исключение). Однако высказанная Г. Гроссом мысль имеет свое логическое завершение: «В обоих случаях цель допроса заключается в обнаружении истины, но пути, которыми идут к этой цели, различны... разница в оценке показаний этих двух категорий лиц настолько значительна, что на каждой из них следует остановиться особо»1. Поскольку исследование проблем допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, в отличие от допроса несовершеннолетних обвиняемых и подозреваемых, не получило должного развития в криминалистике, особенности получения показаний от свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, сегодня сводятся, в основном, к положениям, «механически» заимствованным из юридической психологии.2
В этой связи совершенствование существующих приемов тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (особенно, малолетних, зачастую выпадающих из поля зрения процессуалистов и криминалистов), разработка новых и дополнительных научно-практических рекомендаций,
1 Гросс Г. Руководство для судебных следователей как система криминалистики. - Новое изд. перепеч. с изд. 1908 г.-М., 2002. С. 78-79.
2 В большинстве современных учебников по криминалистике проблемы допроса несовершеннолетних, если и поднимаются, то лишь фрагментарно - при рассмотрении методики расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, и касаются, в основном, обвиняемых и подозреваемых.
призванных повысить его эффективность, представляются одним из актуальных направлений дальнейшего развития криминалистической тактики.
После принятия Уголовно-процессуального кодекса РФ, по справедливому замечанию С.В. Матвеева, возникла потребность «по-новому осмыслить уголовно-процессуальное законодательство как систему гарантий достоверности и полноты показаний несовершеннолетних..., как систему обеспечения прав личности названных участников уголовного судопроизводства»1. Хотя работа С.В. Матвеева и выполнена на базе положений нового УПК, проблемы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (в том числе, и процессуальные) раскрыты в ней, на наш взгляд, недостаточно полно и нуждаются в дальнейшей разработке. По справедливому замечанию С.А. Шейфера, и после принятия нового УПК продолжает сохранять свое значение давно сформулированное М.С. Строговичем положение: «Предварительное следствие действует до суда и для суда»2, поэтому особенности получения свидетельских показаний несовершеннолетних именно на предварительном следствии должны стать объектом более пристального внимания. Особое звучание рассматриваемая соискателем проблема приобретает в свете реализации положений Федерального закона от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».
Наконец, как показывает анализ специальной литературы, современная ситуация требует рассмотрения тактических приемов под углом зрения новейших психологических исследований3, что особенно актуально, когда речь идет о получении свидетельских показаний несовершеннолетних. Помимо психологических основ процесса допроса, в свете достижений современной
1 Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно¬процессуальном доказывании: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 3.
2 См.: Шейфер С.А. Предварительное и судебное следствие по УПК РФ: проблемы соотношения // Проблемы обеспечения прав участников процесса по новому Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 18-19 декабря 2002 г., г. Самара / Под ред. С. А. Шейфера. - Самара, 2003. С.40.
3 См., например: Полстовалов О.В. Совершенствование тактических приемов криминалистики на основе современных достижений психологической науки: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2000. С. 5.
психологической мысли необходимо пересмотреть вопрос о психологическом облике самого допрашиваемого, не достигшего 18 лет.
К сожалению, в последние годы комплексных монографических исследований по данной тематике не проводилось, в то время как 58,3% опрошенных диссертантом работников следственного аппарата - по результатам анкетирования1 - заявили, что дальнейшая разработка тактических приемов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (в том числе, основанных на данных психологии) будет способствовать более успешному проведению на практике указанного следственного действия.
Таким образом, настоящее диссертационное исследование - попытка восполнить обозначенный «пробел» в науке и практике расследования преступлений, а свидетельством его несомненной актуальности, помимо отмеченного выше, является высказанное В.П. Лавровым мнение о насущной необходимости стимулирования конкретных научных исследований на стыке криминалистики, уголовного процесса и психологии.2
Объектом исследования является комплекс уголовно-процессуальных, этических, психологических и криминалистических факторов, оказывающих существенное влияние на тактику допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в стадии предварительного расследования.
Предмет исследования - закономерные взаимосвязи между психологическими особенностями несовершеннолетних свидетелей и потерпевших разного возраста и тактикой их допроса, а также закономерности деятельности следователя по наиболее оптимальному ее построению.
Целью настоящего диссертационного исследования является разработка новых и совершенствование имеющихся теоретических положений и научно обоснованных рекомендаций по тактико-психологическим основам получения от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших полных и правдивых
1 См.: Приложения 1, 2 (С. 208-218 настоящей работы).
2 Лавров В.П. Некоторые тенденции и перспективы развития российской криминалистики в XXI веке // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики: Сб. статей: В III частях. Часть П: Вопросы современной криминалистики. - М., 2004. С. 16.
8
показаний в условиях неукоснительного соблюдения процессуальных и этических норм.
Достижение поставленной цели обеспечивалось путем поэтапного решения следующих задач:
- проанализировать историю исследования особенностей формирования свидетельских показаний несовершеннолетних и развитие основных подходов к оценке их роли в практике расследования преступлений;
- с учетом результатов проведенного среди работников правоохранительных органов социологического исследования определить злободневные проблемы оптимизации допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших;
- исследовать дискуссионные положения уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие порядок допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии, и на основе этого сформулировать рекомендации по совершенствованию отдельных норм УПК РФ;
- раскрыть этические аспекты данного следственного действия и разработать дополнительные критерии реализации практических рекомендаций по его проведению с учетом нравственных требований;
- проанализировать существующие в психологии и педагогике теоретические положения периодизации психического развития несовершеннолетних и уяснить специфику их реализации в тактике допроса указанных лиц;
- исследовать психологические возможности восприятия и передачи информации малолетними, а также особенности подростковой психологии с позиций их учета в тактике допроса;
- обосновать и раскрыть основные элементы тактики подготовки к допросу несовершеннолетних свидетелей и потерпевших;
9
- на базе изучения суждений ряда известных юристов разработать предложения по совершенствованию тактики получения свидетельских показаний несовершеннолетних;
- разработать дополнительные рекомендации, направленные на повышение качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших.
Методологическую основу настоящего диссертационного исследования составляет комплексное применение диалектического метода как всеобщего метода научного познания, а также общенаучных и частнонаучных методов: исторического, логического, сравнительно-правового, системно-структурного, конкретно-социологического, статистического и др.
Основой исследования явились положения Конституции РФ, отечественное уголовно-процессуальное законодательство, международно¬правовые документы, а также ведомственные нормативные акты.
Теоретическую основу диссертации составили труды виднейших криминалистов, процессуалистов, психологов: Г.С. Абрамовой, А.М. Алексеева, Р.С. Белкина, А.А. Бодалева, А.Е. Брусиловского, А.Н. Васильева,
B. А. Внукова, J1.C. Выготского, Ф.В. Глазырина, А.В. Дулова, А.А. Закатова, JI.JI. Каневского, Л.М. Карнеевой, В.И. Комиссарова, М.М. Коченова, В.П. Лаврова, Д.М. Лосева, С.Г. Любичева, И.А. Макаренко, П.П. Михеева, Л.Ф. Обуховой, А.С. Подшибякина, К.Н. Поливановой, Н.И. Порубова, Р.Д. Рахунова, В.В. Романова, Н.А. Селиванова, В.И. Смыслова, А.Б. Соловьева, М.С. Строговича, Н.П. Хайдукова, М.А. Чельцова, Э.А. Черных, Б.М. Шавера,
C. А. Шейфера, С.П. Щербы, Д.Б. Эльконина, И.Н. Якимова и др.
Комплексное исследование уголовно-процессуальных, этических, психологических и криминалистических основ допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии позволило нам выявить основные проблемы, связанные с его производством, и наметить ряд направлений по их решению.
1. Проведенный автором анализ более чем вековой истории изучения психологических основ получения свидетельских показаний несовершеннолетних в практике расследования преступлений обозначил недостатки сформировавшихся еще в к. XIX-н. XX вв. и существующих по сей день двух противоположных по своей сути подходов к их оценке, а также наглядно продемонстрировал опасность категоричного положительного или отрицательного отношения к проблеме возможности несовершеннолетних свидетельствовать по уголовным делам. Предрешение вопроса о достоверности показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших исходя только из общих закономерностей психофизиологического развития допрашиваемых, не достигших 18-летнего возраста, совершенно не оправдано. Современная практика расследования преступлений нуждается в научно обоснованных дифференцированных рекомендациях по тактико-психологическим основам получения, проверки и оценки показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших в условиях неукоснительного соблюдения процессуальных и этических норм.
2. В целях повышения результативности рассматриваемого следственного действия, а также в качестве дополнительных процессуальных гарантий обеспечения прав и законных интересов вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства несовершеннолетних диссертанту видится целесообразным:
- дополнение ст. 168 УПК РФ «Участие специалиста» положениями примерно следующего содержания: «При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим
расстройством или отстающего в психическом развитии, участие специалиста в области возрастной или педагогической психологии обязательно. При производстве следственных действий с участием несовершеннолетнего в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет специалист в области возрастной или педагогической психологии приглашается по усмотрению следователя»;
- изложение ч.1 ст. 58 УПК РФ «Специалист» в следующей редакции: «Специалист - лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для оказания помощи в их проведении, для содействия в обнаружении...», что создаст общую правовую основу для привлечения указанных выше специалистов;
- дополнение ст. 191 УПК РФ «Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» следующим положением: «Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля не может продолжаться без перерыва более двух часов, а в общей сложности более четырех часов в день», поскольку в соответствии с ч.1 ст. 6 УПК РФ уголовное судопроизводство имеет своим назначением не только защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения (что законодатель подтвердил, установив в ч.1 ст. 425 подобное ограничение времени допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого), но, прежде всего, защиту прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений.
Указанное совершенствование норм уголовно-процессуального закона будет способствовать успешной разработке на их основе научно обоснованных рекомендаций по тактике допроса несовершеннолетних (в том числе, свидетелей и потерпевших) и активному их внедрению в следственную практику.
3. Изучение трудов известных юристов и результатов проведенного социологического исследования позволило соискателю сделать вывод о том,
185
что возможность получения достоверных показаний от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, а также гарантия охраны их прав и законных интересов при допросе тесно связаны с проблемой строгого соблюдения требований этических норм. Ключевые решения следователя, касающиеся рассматриваемого следственного действия (о вызове на допрос, о месте и времени допроса, лицах, присутствующих при его производстве), а также тактические приемы допроса (в частности, критерии их допустимости в ситуациях с различной степенью свободы выбора) и методы фиксации его результатов обязательно должны подлежать нравственной оценке, что позволит получить от несовершеннолетних свидетелей и потерпевших полную и правдивую информацию этически оправданными средствами.
4. Результаты анализа взглядов отечественных и зарубежных ученых на проблему повышения эффективности допроса несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) показали ее прямую зависимость от знания следователем как основных психологических характеристик той возрастной группы, к которой принадлежит допрашиваемый, так и его личностных качеств. И если изучение последних происходит, в основном, на стадии подготовки к допросу, то получение базовых знаний относительно возрастной периодизации несовершеннолетних - элемент профессиональной подготовки работников следственного аппарата. В этой связи перспективным направлением развития следственной тактики автору представляется разработка алгоритмов (рекомендаций) допроса представителей различных возрастных групп несовершеннолетних (дошкольников - от 3 до 6-7 лет; младших школьников - от 6-7 до 11-12 лет; подростков - от 11-12 до 14-15 лет; старших школьников - от 14-15 до 17-18 лет), производимая с учетом существующих в современной психологической науке знаний об особенностях критических возрастов.
5. В ходе исследования прослежены и раскрыты закономерные взаимосвязи между психологическими особенностями и возможностями, характеризующими несовершеннолетних свидетелей и потерпевших разного возраста, и тактикой их допроса, основанные на новейших исследованиях в
186
области детской, подростковой и юношеской психологии. Диссертантом доказывается, что сформулировать тактические рекомендации и, соответственно, выстроить на практике оптимальную тактику допроса свидетеля и потерпевшего, не достигшего 18 лет, невозможно без учета специфических тенденций и психических образований, присущих возрасту допрашиваемого.
6. Успешному решению проблемы результативности допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии будет способствовать максимальное использование предложенной соискателем группы тактических приемов, последовательно реализуемых в ходе составляющих элементов стадии подготовки к рассматриваемому следственному действию. Тщательная, всесторонняя и своевременная подготовка к допросу несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, заключающаяся в обеспечении и пополнении информационной базы допроса (в первую очередь, получении достаточных сведений о личности подлежащего допросу), а также в процессуально и тактически обоснованной организации следственного действия, - залог его положительных результатов, необходимое условие для создания атмосферы, благоприятствующей получению от допрашиваемого полных и правдивых показаний по уголовному делу.
7. Результаты исследования показали, что в распоряжении следователя всегда есть определенный набор тактических средств, умелое использование которых позволит без особых затруднений и, главное, без угрозы для здоровья допрашиваемого (конечно, если следователь способен не нарушить границу между правомерным психологическим воздействием и психическим насилием) эффективно провести допрос несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего. Определение оптимального набора тактических приемов рассматриваемого следственного действия, безусловно, должно строиться на основе тщательного анализа индивидуальных качеств допрашиваемого, его психического состояния, категории уголовных дел и ситуации расследования.
187
8. Эффективному решению проблемы повышения качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших будет способствовать максимальное использование аудио- и видеозаписи (в дополнение к протоколу), которое не только обеспечивает полное и точное отражение речевых особенностей несовершеннолетних, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Наличие фоновидеограммы позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания. Однако, говорить о необходимости законодательного закрепления обязательного использования аудио- или видеозаписи при допросе несовершеннолетних свидетелей или потерпевших еще рано, так как, по данным опроса, основной причиной, по которой практические работники не прибегают к указанным способам фиксации, является отсутствие достаточного количества соответствующих технических средств.
1.3. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. - М.: Госюриздат, 1960. -
247 с.
1.4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: «Омега-Л», 2004. - 264 с.
1.5. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Справочная правовая система ГАРАНТ.
1.6. Декрет СНК РСФСР от 22 мая 1925 г. «Об утверждении положения о центральной комиссии по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1925. №38. Ст. 267.
1.7. Декрет СНК РСФСР от 26 марта 1926 г. «О местных комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1926. №19. Ст. 148.
1.8. Постановление СНК РСФСР от 11 июля 1931 г. «Об утверждении положения о комиссиях по делам о несовершеннолетних» // СУ. 1931. №38. Ст. 301.
1.9. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 31 мая 1935 г. «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» // СЗ. 1935. №32. Ст. 252.
1.10. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Советский журнал международного права. 1991. №2. С. 151-170.
189
1.11. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 г. // Мельникова
Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2001. - С. 230-241.
1.12. Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы), принятые и провозглашенные резолюцией 45/112 Генеральной Ассамблеи от 1 декабря 1990 г. // Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2001. - С. 242-251.
2. Отдельные издания
2.1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие. - М.; Екатеринбург: Академический Проект: Деловая книга, 2000. - 624 с.
2.2. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Российская Е.Р. Криминалистика. Учебник / Под ред. проф. Р.С. Белкина. - М.: Норма, 2000. - 990 с.
2.3. Аврамцев В.В. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: Лекция. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородской правовой академии, 2002. - 28 с.
2.4. Алексеев А.М. Психологические особенности показаний очевидцев. - М.: Юридическая литература, 1972. - 104 с.
2.5. Бекешко С.П., Матвиенко Е.А. Подозреваемый в советском уголовном процессе. - Минск: Вышэйшая школа, 1969. - 128 с.
2.6. Белкин Р.С. История отечественной криминалистики. - М.: Норма,
- 496 с.
2.7. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской криминалистики. - М.: Норма, 2001. - 240 с.
190
2.8. Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.; Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; НПО «Модек», 1997. - 574 с.
2.9. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. - 200 с.
2.10. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Междунар. пед. академия, 1995. - 208 с.
2.11. Брусиловский А.Е. Судебно-психологическая экспертиза. Ее предмет, методика и пределы. - Харьков: Юридическое изд-во Украины, 1929.
104 с.
2.12. Васильев А.Н. Следственная тактика. - М.: Юридическая литература, 1976. - 200 с.
2.13. Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий. - М.: Юридическая литература, 1981.-176с.
2.14. Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений. - М.: Юридическая литература, 1970. - 208 с.
2.15. Васильев В. Л. Юридическая психология. Учебник. - М.: Юридическая литература, 1991. - 464 с.
2.16. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. - М.: Просвещение, 1988. -
335 с.
2.17. Викторский С.И. Русский уголовный процесс. - М., 1911. - 338 с.
2.18. Возрастная и педагогическая психология: Тексты / Сост. М.О. Шуаре. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1992. - 272 с.
2.19. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. - М.: Просвещение, 1967. - 360 с.
2.20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- Пресс, 1999. - 536 с.
2.21. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1984. - Т. 4. - 432 с.
191
2.22. Вышинский А.Я. Теория судебных доказательств в советском праве.
М.: Юрид. изд-во МЮ СССР, 1946. - 248 с.
2.23. Галимов О.Х. Малолетние лица в уголовном судопроизводстве. - СПб.: Питер, 2001. - 224 с.
2.24. Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактика следственных действий: Учеб. пособие. - Свердловск: СЮИ, 1973. - 157 с.
2.25. Глазырин Ф.В. Конспект лекций по судебной психологии. Часть особенная. - Свердловск: УрГУ, 1978. - 44 с.
2.26. Глазырин Ф.В. Психология следственных действий: Учеб. пособие. - Волгоград: ВСШ МВД СССР, 1983. - 136 с.
2.27. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Некоторые проблемы нравственных начал советского уголовного процесса. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1973. - 272 с.
2.28. Громов В. Дознание и предварительное следствие. Теория и техника расследования преступлений: Руководство для органов дознания и народных следователей. - М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1928. - 364 с.
2.29. Гросс Г. Руководство к расследованию преступлений. - М.: Изд-во НКВД РСФСР, 1930. - 144 с.
2.30. Гуковская Н.И., Долгова А.И., Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1974. - 208 с.
2.31. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. - М.: Юридическая литература, 1976.-112с.
2.32. Дулов А.В., Нестеренко П.Д. Тактика следственных действий. - Минск: Вышэйшая школа, 1971. - 272 с.
2.33. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА, 2000. - 517 с.
2.34. Закатов А.А. Ложь и борьба с нею. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд- во, 1984.-192 с.
192
2.35. Закатов А.А. Психологические особенности тактики производства следственных действий с участием несовершеннолетних: Учеб. пособие. - Волгоград, 1979. - 94 с.
2.36. Запорожец А.В. Психология. - М.: Просвещение, 1965. - 240 с.
2.37. Ищенко Е.П., Ищенко П.П., Зотчев В.А. Криминалистическая фотография и видеозапись: Учеб.-практ. пособие / Под ред. проф. Е.П. Ищенко.
М.: Юристъ, 1999. - 438 с.
2.38. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка (серия «Психологическая энциклопедия»), - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 416 с.
2.39. Каневский Л.Л. Организация расследования и тактика следственных действий по делам несовершеннолетних. Учеб. пособие - Уфа, 1978. - 87 с.
2.40. Каневский Л.Л. Расследование и профилактика преступлений несовершеннолетних. - М.: Юридическая литература, 1982. - 112 с.
2.41. Карнеева Л.М., Ордынский С.С., Розенблит С Я. Тактика допроса на предварительном следствии. - М.: Госюриздат, 1958. - 205 с.
2.42. Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса / Под ред. А.И. Винберга. - М.: Юридическая литература, 1965. - 164 с.
2.43. Китаев Н.Н., Китаева В.Н. Экспертные психологические исследования в уголовном процессе: проблемы, практика, перспективы. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. - 432 с.
2.44. Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учеб. пособие. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1993. - 224 с.
2.45. Кольченко В.П. Производство допроса в стадии предварительного расследования. - Саратов: Надежда, 2003. - 60 с.
2.46. Комарков B.C. Тактика допроса: Учеб. пособие. - Харьков, 1975. -
67 с.
2.47. Комиссаров В.И. Научные, правовые и нравственные основы следственной тактики. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1980. - 125 с.
2.48. Комиссаров В.И. Теоретические проблемы следственной тактики. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987. - 160 с.
193
2.49. Кон И.С. Открытие "Я". - М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
2.50. Кони А.Ф. Йзбранные труды и речи / Сост. И.В. Потапчук. - Тула: Автограф, 2000. - 640 с.
2.51. Котов Д.П. Вопросы судебной этики. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
2.52. Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие. - М., 1984. - 35 с.
2.53. Криминалистика. Книга 1. Техника и тактика расследования преступлений. Учебник / Под ред. А.Я. Вышинского. - М.: Советское законодательство, 1935. - 252 с.
2.54. Криминалистика. Техника и тактика расследования преступлений / Под ред. А.Я. Вышинского. - М.: Юрид. изд-во НКЮ СССР, 1938. - 540 с.
2.55. Криминалистика / Под ред. Р.С. Белкина, Г.Г. Зуйкова. - М.: Юридическая литература, 1968. - 696 с.
2.56. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. С.П. Митричев, Н.А. Селиванов, М.П. Шаламов. - М.: Юридическая литература, 1973. - 536 с.
2.57. Криминалистика: Учебник / Под ред. Б.А. Викторова и Р.С. Белкина.
М.: Юридическая литература, 1976. - 552 с.
2.58. Криминалистика: Учебник / Под ред. Р.С. Белкина. - М.: Юридическая литература, 1986. - 544 с.
2.59. Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Пантелеева, Н.А. Селиванова. - М.: Юридическая литература, 1993. - 592 с.
2.60 Криминалистика: Учебник для вузов МВД России. Т. 2; Техника, тактика, организация и методика расследования преступлений / Редкол.: Смагоринский Б.П. (отв. ред.), Волынский А.Ф., Закатов А.А., Филиппов А.Г. - Волгоград: ВСШ МВД России, 1994. - 560 с.
2.61. Криминалистика: Учебник для вузов / А.Ф. Волынский, Т.В. Аверьянова, И.Л. Александрова и др.; под ред. проф. А.Ф. Волынского. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 615 с.
2.62. Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. - М.: Юристъ,
1999. -751 с.