Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ У РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ

Работа №74253

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
42
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы представления о семье у людей разных возрастных
категорий 6
1.1 Представление как категория психологии 6
1.2 Возрастная периодизация 9
1.3 Понятие семьи в психологии 17
1.4 Особенности представлений о семье в разных возрастных группах 20
1.4.1 Представление о семье у подростков 21
1.4.2 Представление о семье у людей в период ранней взрослости 23
1.4.3 Представление о семье у людей в период средней взрослости 25
2 Эмпирические исследование представления о семье у разных возрастных
категорий 29
2.1 Организация и методы исследования 29
2.2 Результаты эмпирического исследования представления о семье у
разных возрастных категорий 33
Заключение 51
Список литературы 54
Приложение


В наше время, как и во все времена ранее, исследования о семье были актуальны. Ведь семья выступает главным посредником между индивидом и обществом. Именно благодаря семье личность является такой какой мы ее наблюдаем.
Большая часть гуманитарных наук уделяет большое внимание исследованию такого социального института, как «семья». Именно в ней все начинается, такими каким нас видят люди, мы становимся в процессе существования семьи, поэтому актуальность этой темы очень велика.
Исследуя представления о семье у людей разного возраста, можно пронаблюдать тенденции образа семьи в современной культуре и его дальнейшую трансформацию в сознании людей. Благодаря чему можно разработать методы, которые в свою очередь будут помогать семейным парам находить причины их разногласий и решать их, чтобы в дальнейшем такое не возникало, и значение семьи не обесценивалось. Ведь как уже ранее говорилось семья одна из самых значимых культурных элементов и имеет огромную ценность для всего общества, на протяжении всей человеческой истории.
Исследование проблематики представления образа семьи вызывает интерес у различных отечественные психологов, таких как Е. Г. Абрамова , Е. Е. Сапожникова , А. М. Бережная , А. А. Василенко , В. М. Карпова и т.д.
Целью исследования является выявление особенностей представлений о семье у людей разных возрастных категорий.
Теоретический объект исследования: представления о семье.
Эмпирический объект исследования:
1. Подростки 13 - 14 лет
2. Взрослые 21 - 35 лет
3. Взрослые 36 - 50 лет
Предмет исследования: особенности представлений о семье у людей разных возрастных категорий
Гипотеза исследования: существуют значимые различия в
представлениях о семье у людей разных возрастов.
В соответствии с целью и гипотезой мы выявили задачи исследования;
1. Провести теоретический анализ представлений о семье у разных возрастных категорий
2. Провести эмпирическое исследование представлений о семье
3. Выявить основные закономерности представлений о семье в каждой возрастной группе
Методологической основой данного исследования выступили:
Различные представления о возрастной периодизации, в частности А. П. Рославский - Петровский, А. А. Маркосян, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и Б. Г. Ананьев; понимание о сути представлений и образов (А. А. Маклаков, Б.В. Руденский);
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ материалов зарубежной и отечественной литературы по проблеме; систематизация и классификация; анализ и обобщение результатов исследования.
2. Эмпирические методы исследования:
- проективная методика «Рисунок семьи» (Приложение А)
- метод свободных ассоциаций (Приложение Б)
- Семантический дифференциал Ч. Осгуда в модификации О.В. Алмазовой, В. П. Дзукаева и Т. Ю. Садовникова (Приложение В) Н. Н. Васильевым (Приложение Г)
- U-критерия Манна-Уитни


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Семья играет большую роль для социума и общества. Именно из нее выходят новые члены нашего общества и от того, как человека воспитала семья, зависит его дальнейшее будущее. Ведь в идеале именно в семье начинается развитие индивида как личности. С первых дней нашей жизни она удовлетворяет все наши базовые потребности, которые представлены в пирамиде А. Х. Маслоу (физиологические, потребность в безопасности, потребность в принадлежности) для того, чтобы индивид в дальнейшем мог удовлетворить такие потребности, как потребность в признании и самовыражении). Воспитывая и внедряя правильные установки и мировоззрение у молодежи семья тем самым помогает ускорению социального развития.
В данной выпускной квалифицированной работе были анализированы теоретические данные у различных авторов такой категории психологии, как категория «представления», представления о семье, выделены основные функции и виды семей, рассмотрена роль семьи в жизни индивида, изучены теоретические источники в которых были представлены исследования или наблюдения о представлении семьи у представителей разных возрастных категорий и проведено эмпирическое исследование для выявления особенности представления о семье у этих людей.
Изучены представления о семье с помощью методик СД, методом свободных ассоциаций, проективным рисунком и пострисуночным интервью у подростков, людей периода ранней взрослости и периода средней взрослости.
Изучив полученные данные по методике СД были сделаны следующие выводы:
- у подростков в групповую семантическую универсалию попали «простой» и «сильная»
- у людей периода ранней взрослости в групповую семантическую универсалию попали «сильная» и «мягкий»
- у представителей средней взрослости в групповую семантическую универсалию попали «мягкий» и «сильная»
По методу свободных ассоциаций были сделаны следующие выводы:
- в группе подростков неслучайными ассоциациями на стимул «семья» оказались: мама, папа, дом, я, любовь, жизнь, семья, кот и забота
- В группе представителей ранней взрослости неслучайными
ассоциациями на стимул «семья» оказались: дом, любовь,
поддержка, понимание, забота, тепло, уют, быт, жизнь и дружелюбие
- В группе представителей средней взрослости неслучайными ассоциациями на стимул «семья» оказались: любовь, дети, поддержка, счастье, забота, тепло, доверие, понимание, уют и дом
Изучив рисунки всех респондентов у подростков было выявлено некие закономерности в изображениях. Все они рисовали членов своей семьи на фоне дома, либо внутри самого дома, в то время как рисунки респондентов, которые относятся к представителям ранней и средней взрослости более разнообразны, а некоторые даже и абстрактны.
Также, путем пострисуночного интервью были замечены различия в представлении того, какую семью рисовали респонденты:
- Подростки изображали исключительно родительскую семью либо себя одних
- Люди категории ранней взрослости изображали либо родительскую семью, либо уже свою, которую создали
- Представители средней взрослости рисовали исключительно свою семью
Полученные качественные данные по методике СД, были обработаны математическим критерием U - критерий Манна - Уитни, 52
сравнивались уровни представления по каждой шкале между респондентами двух разных возрастных категорий, и были получены следующие результаты:
Уровень представлений у подростков ниже уровня представления у представителей ранней взрослости по шкалам (простой - сложный) и (влажный - сухой) на 1 % уровне значимости.
Уровень представления у подростков ниже, чем у представителей средней взрослости по шкалам (влажный - сухой) на 5 % уровне значимости, и по шкале (холодный - теплый) на 1 % уровне
значимости.
Уровень представления у людей ранней взрослости ниже, чему представителей средней взрослости по шкалам (гладкий - шершавый) и (влажный - сухой) на 5 % уровне значимости.
Рассмотрев все полученные результаты и графики, можно увидеть, что значимых различий в представлении о семье, что описывалось в гипотезе, выявлено не было.
Например, методика СД показала, что в групповую универсалию всех респондентов попали такие признаки, обозначавшие семью, как «сильная». А в список неслучайных ассоциаций на стимул «семья» попали слова «любовь», «забота» и «дом».
Таким образом, поставленная в начале работы гипотеза о значимых различия представления о семье у разных возрастных категорий принимается частично.



1. Абрамова, Е. Г. Особенности представлений о будущей семье в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2012 № 7.
2. Алмазова, О.В. Особенности образа взрослого сиблинга. Психологические исследования, 2013, 6(29), 3
3. Алмазова, О. В., Дзукаева В. П., Садовникова Т. Ю. Использование
метода семантического дифференциала в исследовании представлений юношей и девушек о семье // Знание. Понимание. Умение. - 2015. № 2. С.
277-290.
4. Белозерова, Л.М. Онтогенетический метод определения биологического возраста человека. // Российский биомедицинский журнал Medline.ru, 2003. С.108-112
5. Бережная, А.М. Развитие представлений о брачном партнере у студенток педагогических вузов // Вопросы психологии. - 2011 - №5.
6. Василенко, А.А., Яничева Т.Г. Представление юношей и девушек о будущей семье в зависимости от типа родительской семьи // Теория и практика общественного развития. - 2012 - №12.
7. Виничук, Н.В. Особенности представлений психосоматических больных о счастье. Психологические исследования, 2012, No. 2(22), 7.
8. Возраст: статья в словаре Психофизиология. Словарь / Авт. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 128 с.
9. Ипполитова, Е. А. Образ семьи в представлениях молодых и зрелых мужчин и женщин в условиях интенсивных социальных изменений // Молодой ученый. - 2011. - №11. Т.2. - С. 70-74.
10. Карпова, В.М., Филиппова Е.В. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование,2013, № 4
11. Сапожникова, Е.Е. Представление о семье у молодежи разных этнических групп с помощью проективной методики «Рисунок семьи» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-5.
12. Юферева, Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопросы психологии. 1985. № 3.
Учебные пособия
13. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Абрамова, - М.:
Издательский центр «Юрайт», 2010. - 816 с.
14. Андреева, Т. В. Семейная психология / Андреева, Т. В. - СПб.: Питер, 2014. - 244 с.
15. Антонов, А. И. Социология семьи / Антонов, А. И. - М.: ИНФРА- М, 2007. - 640 с.
16. Артемьева, Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл. 2007 г. 350 с.
17. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии. Том второй. Развитие и воспитание личности / Под ред. Логиновой Н.А. Отв. ред. и сост. Коростылева Л.А., Никифоров Г.С. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2007.
18. Беллак, Л., Абт Л. Э., Проективная психология/ Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2010. - 528 с.
19. Бодалев, А. А., Столин, В. В., Аванесов, В. С. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В. С. Аванесов. - СПб., 2006 - С. 335.
20. Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Бурлачук, Л.Ф., Морозов С.М. - СПб.: Питер, 2007. 351 с.
21. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию / Варга, А. Я. - Изд. Когито-Центр - 2011. 184 с.
22. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / Витакер, К. - Изд. Класс - Москва 2006. 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ