Введение 5
Глава I 7
1.1 Определение лексического навыка 7
1.2 Типология лексических навыков 11
1.3 Методы формирования продуктивного лексического навыка 15
1.4 Тренировка как основной метод формирования продуктивного
лексического навыка 19
Глава II 23
2.1 Групповая работа как способ организации работы в классе 23
2.1.1 Определение групповой работы 23
2.1.2 Типология групповой работы по типу упражнений 30
2.2 Анализ учебника на предмет наличия групповых упражнений 38
2.3 Анализ по анкетированию учеников и учителей 44
2.4 Предложения по адаптации существующих упражнений в учебниках по
английскому языку 55
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения
Формирование продуктивных лексических навыков является одной из важнейших задач обучения английскому языку. Без продуктивных лексических навыков невозможно освоение коммуникативной компетенции, что ведет к непониманию во время коммуникации или невозможности таковой. В данной работе предлагается групповая работа как способ формирования продуктивных лексических навыков, по причине наличия коммуникации внутри групп и речевых ситуаций, близких к реальным ситуациям общения.
Объектом данной работы является формирование продуктивных лексических навыков на уроках английского языка.
Предмет - групповая работа, как способ формирования продуктивных лексических навыков.
Цель работы - предложить формы групповой работы для формирования продуктивных лексических навыков на уроках английского языка.
Для данной работы были поставлены следующие задачи:
1) Определить понятие лексического навыка и рассмотреть типологию лексического навыка.
2) Изучить разнообразие понятий о групповой работе и выявить подходящее определение понятия групповой работы.
3) Раскрыть возможности групповой работы на занятиях в классе по английскому языку.
4) Проанализировать учебник на предмет наличия групповых упражнений.
5) Провести анкетирование учеников и учителей.
6) Внести предложения по адаптации существующих упражнений в учебниках по английскому языку.
Для выполнения вышеизложенных задач будут использоваться методы критического анализа научно-методической и педагогической литературы по теме исследования, анкетирования (опрос), анализа учебной литературы среднего звена общеобразовательных школ, классификации полученных данных.
Тема групповой работы затрагивалась многими учеными в области дидактики и методики, но не была достаточно структурирована (отсутствие единого определения групповой работы и типологий), кроме того, ей не посвящались отдельные работы. Групповая работа как способ формирования продуктивных лексических навыков ранее детально не изучалась.
Групповые упражнения на развитие продуктивных лексических навыков недостаточно используются в школах по разным причинам. В данной работе будут выявлены эти причины и способы их решения.
В основу исследования положены работы таких авторов, как Щукин А.Н., Дьяченко В.К., Кукушин В.С, Гез Н.И., Шамов А.Н., Бронская В.С., Рогова Г.В., Цукерман Г.А., Байбородова Л.В.
Дипломная работа состоит из введения, основной части из двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Целью данной работы являлось предложить формы групповой работы для формирования продуктивных лексических навыков на уроках английского языка.
В теоретической части данного исследования было определено понятие лексического навыка («автоматизированное действие по выбору лексической единицы адекватно замыслу и в соответствии с нормами сочетания с другими единицами в продуктивной речи, а также автоматизированное восприятие и ассоциирование со значением в рецептивной речи») и рассмотрена его типология (рецептивный и продуктивный навыки). В ходе исследования было доказано, что метод тренировки благотворно влияет на развитие продуктивного лексического навыка, способствующего коммуникации.
В практической части исследования было изучено многообразие понятий о групповой работе (групповая деятельность; групповая работа; коллективное обучение; коллективный способ обучения; работа речевых групп; кооперативное обучение; обучение в сотрудничестве), но все изученные понятия не являлись достаточно точными для определения групповой работы, поэтому, выявив главные черты групповой работы, было создано определение, подходящее для данного исследования (групповая работа - это способ организации учебного процесса, определяющий общую работу учеников в группах от трех и более человек, преследующих единую цель для выполнения поставленных учебных, коммуникативных и социально-значимых задач, используя изучаемый язык).
Так как типологий групповых упражнений обнаружено не было, в данной работе были предложены четыре типологии: по целенаправленности упражнений на выполнение коммуникативной задачи, по уровню самостоятельности учащихся, по количеству участников и по времязатратности.
Было проведено анкетирование учащихся (90 человек) и учителей (20 человек), направленное на выяснение отношения участников учебного процесса к групповой работе, ее возможные достоинства и недостатки с точек зрения обеих сторон. Анкетирование подтвердило, что учителя относятся к групповой работе более позитивно, чем учащиеся, и причины этого кроются в недостатке навыка сотрудничества у учащихся и разном уровне знаний участников групп.
Согласно вышеупомянутым типологиям был произведен анализ групповых упражнений на развитие продуктивных лексических навыков учебниках Forward English 8 и English VIII. Как вывод можно отметить, насколько разнятся инструкции групповых упражнений, их количество и статус обязательного или дополнительного задания.
Исходя из созданного определения групповой работы, был выявлен ряд признаков групповых упражнений, соответствие которым может улучшить эффективность групповых упражнений на развитие продуктивных лексических навыков. Признаки групповых упражнений: общая работа, группы от трех и более человек, коммуникативность, социальность. В данной работе были внесены предложения по адаптации существующих упражнений в учебниках по английскому языку согласно соответствию данным признакам. Предложения по адаптации упражнений:
1) Единое для всех упражнений указание работы в группах;
2) Разграничение групповой и индивидуальной работы внутри одного упражнения;
3) Инструкции, исходя из которых, возможна исключительно групповая работа;
4) Дополнительные коммуникативные задачи в групповых упражнениях;
5) Наличие социальных задач для вовлечения участников группы в процесс коммуникации.
В итоге, в работе была обозначена важность использования групповых упражнений для развития продуктивного лексического навыка, выявлены причины их недостаточного применения в учебных заведениях, и предложены способы по решению данной проблемы.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448с.
2. Акиншина И.Б., Колесников А.А. Групповая форма работы как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Научные ведомости, 2017. №14, вып. 34. С. 138-145.
3. Байбородова Л.В., Данданова С.В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе // Ярославский педагогический вестник, 2016. Вып. 6. С. 74-82.
4. Блинова Т.Г. Групповая работа на уроке как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий : учебно-методический комплект. — Барнаул: АКИПКРО, 2013. — 43 с.
5. Бронская В.С. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // Современные исследования социальных проблем, 2011. № 4. С. 59.
6. Бронская В.С. Теоретические основы формирования лексической компетенции у школьников // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012. № 28. С. 705-706.
7. Гак Г.М. Избранные философские труды. - М.: Мысль, 1981. - 380 с.
8. Гез Н.И., Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.— М.: Высш. школа, 1982. — 373 с.
9. Дьяченко В.К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
10. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
11. Куклина С.С. Коллективная учебная деятельность в группе на завершающих этапах овладения иноязычным общением // Иностранные языки в школе, 2000. Вып. 6. С. 37-41.
12. Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 474 с.
13. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения: монография / М.А. Мкртчян. - Красноярск, 2010. - 228 с.
14. Новик М. Технология групповой работы [Электронный ресурс] http: //www. znanie. org/j ornal/n3/st_tehnol_grup_rab. html
15. Опарина Е.А. Методика обучения иностранным языкам в схемах и таблицах: Конспекты лекций. — Рязань: Ряз. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина, 2005. — 40 с.
16. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. - М.: Русский язык, 1989. — 276 с.
17. Пучкова А.И. Из опыта формирования лексического навыка у школьников // Иностранные языки в школе, 2014. Вып. 2. С. 38-44.
18. Рогова Г.В. , Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. - М.: Просвещение, 2000. - 232 с.
19. Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку (на английском языке). - Ленинград: Просвещение, 1975. - 312 с.
20. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
21. Сыдыкова Т.М., Карабаева Э.С. Групповая работа как одна из форм самостоятельной работы студентов // Известия Вузов Кыргызстана - Бишкек: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и новые технологии", 2015. Вып. 6. С. 87-89.
22. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности подростков в учебной групповой работе // Известия УрГУ: Образование и педагогика, 2006. № 50. С. 47-51.
23. Цукерман Г.А. , Елизарова Н. В. , Фрумина М. , Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии, 1993. №2. С. 35-44.
24. Цукерман Г.А. , Фокина Н. Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии, 1983. № 4. С.46-54.
25. Шамов А.Н. Моделирование учебного процесса по овладению лексической стороной иноязычной речи // Иностранные языки в школе, 2014. Вып. 2. С. 2-10.
26. Шамов А.Н. Обучение лексической стороне иноязычной речи в школе: проблемы и перспективы // Иностранные языки в школе, 2016. Вып. 5. С. 11-17.
27. Шамов А.Н. Обучение лексическому аспекту иноязычной речи в трудах П.Б. Гурвича // Иностранные языки в школе, 2016. Вып. 3. С. 13-19.
28. Шамов А.Н. Организация деятельности учителя иностранных языков по обучению лексике // Иностранные языки в школе, 2016. Вып. 8. С. 21-25.
29. Esl Survival Secrets: published by busyteacher.org[Электронный ресурс] http: //www.twirpx.com/file/2128979/
30. Frey Nancy, Fisher Douglas, Everlove Sandi. Productive Group Work: How to Engage Students, Teamwork Build, and Promote Understanding - ASCD, 2009. - 127 p.
31. Harmer Jeremy. The Practice of English Language Teaching - Longman, 1991. - 296 p.
32. Klippel Friederike. Keep Talking: Communicative Fluency Activities for Language Teaching - Cambridge University Press, 1984. - 202 p.
33. Kozar Olga Towards Better Group Works: Seeing the Difference between Cooperation and Collaboration // Forum, 2010. Volume 48 №2. P. 16-23.
34. Kozlovska А.Н. Some aspects of cooperative learning in the foreign language classroom // Науковi записки. Серiя: педагоыка, 2013. № 2. С. 145¬149.
35. L. S. P. Nation. Teaching Vocabulary: Strategies and Techniques - Heinle, 2008. - 222 p.
36. McMahon Patrick. Group Work: Work Together for Academic Success - HarperCollins Publishers Limited, 2013. - 191 p.
37. Samidinova P.H., Jal. S.U. Interactive language teaching: sustaining interaction through group work // Наука, новые технологии и инновации - Бишкек: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и новые технологии", 2009. Вып. 4. С. 169-171.
38. Serniak (').М. Cooperative learning as an environment for foreign language acquisition // Scientific Papers. Series: рedagogics, 2012. № 5. P. 74-80.
Учебники английского языка:
39. Афанасьева О.В., Михеева И.В. English-8. Student's Book / Английский язык. 8 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2007. - 304 c.
40. Вербицкая М.В., Стюарт Маккинли, Боб Хастингс, Миндрул О.С. Forward English 8: Student's Book / Английский язык. 8 класс. Учебник - М.: Вентана-Граф: Pearson Education Limited, 2015. - 115 с.