Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНТЕРФЕЙСА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА НА ОСНОВЕ UX-МЕТРИК

Работа №74233

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
184
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование методик и технологий проектирования
взаимодействия пользователя и программного продукта 6
1.1 Анализ существующих UX-метрик 6
1.2 Анализ оценки качества взаимодействия работы программного
продукта и пользователя как фактор повышения эффективности продукта 11
1.3 Подходы к проектированию опыта взаимодействия и анализ методов
показателей качества информационной системы 19
1.4 Проблемные стороны современных методик и технологий оценки
качества интерфейса программного продукта 24
1.5 Оценка подходов к диагностике состояния программного продукта 27
2 Анализ предметной области и технологий построения систем 31
2.1 Сравнительная оценка качества информационной системы 31
2.2 Построение исходной концептуальной модели предметной области 37
2.3 Разработка структуры базы данных и интерфейса информационной
системы страховой деятельности 45
2.4 Моделирование бизнес-процессов информационной системы
страховой деятельности 54
3 Разработка методики оценки качества взаимодействия работы
программного продукта и пользователя с использованием UX-метрик 59
3.1 Систематизация критериев оценки функций программного продукта 59
3.2 Разработка требований к техническому обеспечению 61
3.3 Разработка модели оценки качества программного продукта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83

На сегодняшний день невозможно представить любой бизнес без использования информационных систем. Они являются неотъемлемой частью успешности ведения бизнеса.
Каждая компания стремится улучшить свое управление, повысить эффективность своей деятельности, а также быть лидирующей в своей отрасли среди конкурентов. Одной из самых главных мер успешности программного продукта является измерение того, сколько пользователей им пользуются. Поэтому уже на начальном этапе разработки необходимо провести оценку качества информационной системы. Данную возможность предоставляют UX- метрики.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что высокое качество программного продукта в современном состоянии рынка является необходимым условием роста эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ между компаниями. Оценка качества программного продукта с использованием UX-метрик имеет сегодня обширные перспективы. Применение высокого качества информационных систем имеет большие успехи для компании и в целом для бизнеса.
Объектом исследования является организационное обеспечение и требования к качеству интерфейса программного продукта.
Предметом исследования являются UX-метрики и модели оценки качества взаимодействия работы программного продукта с пользователем.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение качества интерфейса программного продукта за счет созданной модели оценки информационной системы на основе UX-метрик.
Реализация поставленной цели обусловлена необходимостью решения следующих задач:
2) Проанализировать предметную область и технологию построения системы.
3) Разработать методику оценки качества взаимодействия работы программного продукта и пользователя с использованием UX-метрик.
Научную новизну работы составляют:
- использование системы поддержки принятия решений для сравнения аналогов информационных систем страховой деятельности с предварительно установленными критериями;
- комплекс критериев оценки функций программного продукта, позволяющие определить коэффициент качества информационной системы;
- разработанная модель оценки качества программного продукта, с применением UX-метрик, позволяющая при оценивании системы понять полноту определения целей и требований к информационной системе.
Практическая значимость работы заключается в использовании разработанной модели оценки качества интерфейса программного продукта на основе UX-метрик и обеспечении повышения эффективности управления, качества, надежности и удобства использования системы.
Методами исследования, применяемыми в выпускной квалификационной работе, являются:
- метод анализа документации;
- метод сравнения;
- метод моделирования;
- моделирования бизнеса в нотации ARIS.
В рамках первого этапа выпускной квалификационной работы исследованы методики и технологии проектирования взаимодействия пользователя и программного продукта: проанализированы существующие UX- метрики и методы показателей качества информационной системы, изучены оценки качества взаимодействия работы программного продукта и пользователя, рассмотрены подходы проектирования взаимодействия и подходы диагностики состояния программного продукта.
В рамках второго этапа выпускной квалификационной работы в качестве примера программного продукта была рассмотрена информационная система страховой деятельности, проведена сравнительная оценка качества системы, посредством сравнения существующих на рынке ИКТ информационных систем. Построена концептуальная модель предметной области. Установлены требования к информационной системе. Созданы основные модели бизнес-процессов и их декомпозиции, проведена разработка структуры базы данных и интерфейса информационной системы. Разработана блок-схема алгоритма работы системы.
В рамках третьего этапа была разработана методика оценки качества взаимодействия работы информационной системы и пользователя. Для определения качества функционирования были систематизированы критерии оценки функций взаимодействия работы системы и пользователя, которые применяются в области оценки характеристик качества системы. Определено предназначение рассматриваемой системы, основные требования к разрабатываемому программному обеспечению, информационная совместимость с приложениями операционной системы. Также была спроектирована модель оценки качества программного продукта, с изначально установленными требованиями к информационной системе. Определены шаги оценки качества информационной системы страховой деятельности, где были выделены: характеристики, промежуточные характеристики, детальные
характеристики, подготовлены процедуры и средне взвешены.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников из 61 наименования. Основная часть работы изложена на 75 страницах машинописного текста, содержит 18 рисунков и 21 таблицу. В состав работы входит 5 приложений, не вошедших в основную часть.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполнения выпускной квалификационной работы было выявлено, что задача разработки информационных средств оценки качества интерфейса программного продукта на основе UX-метрик является актуальной на сегодняшний день. Каждая компания стремится улучшить свое управление, повысить эффективность своей деятельности, а также быть лидирующей в своей отрасли среди конкурентов. Поэтому еще на начальном этапе разработки информационной системы являлось главным провести оценку качества программного продукта. Также были проанализированы существующие UX- метрики, с помощью которых можно оценить качество взаимодействия программного продукта. Наиболее используемыми являются показатели, такие как: успешность выполнения заданий, время выполнения заданий, частотность проблем, субъективная удовлетворенность. Выявлен ряд недостатков данных метрик, к основным относятся:
- отсутствие списков, снабженных характеристиками в зависимости от назначения проектируемой системы;
- необходимость частого проведения пользовательских тестирований и результатов опросов требует тщательного отбора тестировщиков и дополнительных затрат;
- отсутствие четкого описания оценки качества интерфейсов.
На втором этапе выпускной квалификационной работы была проведена сравнительная оценка качества информационной системы страховой деятельности. Построена информационно-логическая модель ИС страховой деятельности. Разработана модель бизнес-процессов посредством методологии IDEF0, разработан алгоритм работы информационной системы страховой деятельности, разработана структура базы данных и интерфейс. При этом проанализированы и выбраны средства для проектирования и разработки информационной системы. Программный продукт ArisExpress использовался для построения структуры базы данных системы страховой деятельности, состоящая из 12 таблиц: «БСО», «Вид страхования», «Договор страхования», «Документы об оплате», «Заявление», «Клиенты», «Клиенты/Страхование», «Пакет документов», «Предпринимательские риски», «Страхователь», «Страхование». Программный продукт Visio использовался для построения бизнес-процесса «Страхование», декомпозиции процесса «Страхование» и декомпозиция процесса «Оформление документов и печать».
Также разработаны критерии работы информационной системы страховой деятельности в управлении предприятием. Была разработана методика с применением стандарта ISO 9126 к оценке качества программного продукта. Разработаны показатели оценки качества. Для определения оценки количественных признаков были использованы метрики качества, определен уровень качества программного продукта.
Таким образом были разработаны информационные средства оценки качества интерфейса программного продукта на основе UX-метрик, спроектирована модель оценки качества программного продукта, с изначально установленными требованиями к информационной системе страховой деятельности, определены метрики оценивания и уровень качества системы.



1) Горбаченко И.М. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМ ТЕСТИРОВАНИЯ // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 6-4. - С. 823-827.
2) ГОСТ Р ИСО/МЭК12119-2000.Информационная технология. Пакеты программ. Требования к качеству и тестирование.
3) ГОСТ Р ИСО/МЭК12207-99. Информационная технология.
Процессы жизненного цикла программных средств.
4) ГОСТ Р ИСО/МЭК14764-2002.Информационная технология.
Сопровождение программных средств.
5) ГОСТ Р ИСО/МЭК 15910-2002.Информационная технология. Процесс создания документации пользователя программного средства.
6) Википедия [Электронный ресурс] - Электрон. энциклопедия - Режим доступа URL: https:ZZru.wikipedia.org/wiki/%D3C, свободный.
7) Волошин, Г.Н. Обзор методологии IDEF0 [Электронный ресурс] /
Г.Н. Волошин - Электр. текст. дан. Москва: 2005.- Режим доступа:
http: //idefinfo. ru/content/view/12/27/, свободный.
8) Бахтизин В.В., Глухова Л.А. Стандартизация и сертификация программного обеспечения: Учеб. пособие. - Мн.: БГУИР, 2006.
9) Липаев В.В. Обеспечение качества программных средств. Методы и стандарты. - М.: СИНТЕГ, 2001.
10) Обзор стандарта ISO 9126 [Электронный ресурс] / ISO 9126 (ГОСТ Р ИСО / МЭК 9126-93) - "Информационная технология. Оценка программного продукта. Характеристики качества и руководство по их применению - Режим доступа: http://mediaknowledge.ru/fcc29aa7ecb359ec.html, свободный.
11) М.Кантор. Управление программными проектами. Практическое
руководство по разработке успешного программного обеспечения - М.,
«Вильямс», 2002.
12) В.В.Липаев. Обеспечение качества программных средств - М.,
«Синтег», 2001.
13) Система страхового учета UNICUS 4.0 [Электронный ресурс] / Электрон. текст. дан - Режим доступа: http://www.systematic.ru/unicus.html, свободный
14) Carabi [Электронный ресурс] / Электрон. текст. дан - Режим
доступа: https://carabi.ru/, свободный
15) PoelS [Электронный ресурс] / Электрон. текст. дан - Режим
доступа: https://studfiles.net/preview/2790182/page:4/, свободный
16) ИНЭК-Страховщик. История создания и краткое описание / ИНЭК- Страховщик. История создания и краткое описание - Режим доступа: http://sergeeva-i.narod.ru/inform/page561.htm, свободный
17) Создание информационной системы для организации / Анализ информационной системы. ИНЭК «Страховщик»- Режим доступа: http://www.studbooks.net/2175268/informatika/analiz_informatsionnoy_sistemy_ine k_strahovschik, свободный
18) Андон Ф.И., Суслов В.Ю., Коваль Г.И., Коротун Т.М. Основы качества программных систем.-Киев, Академпериодика.- 2002.-502с.
19) Милютин А., «Метрики кода программного обеспечения» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.viva64.com/ru/a/0045/, свободный.
20) Стадникова А.А. Процесс тестирования программного продукта как фактор повышения эффективности качества продукта[Текст]/А.А. Стадникова// Естественнонаучные, инженерные и экономические исследования в технике, промышленности, медицине и сельском хозяйстве: материалы I Молодежной научно-практической конференции с международным участием; под общ. ред. С.Н. Девицыной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 693 с.
21) Стадникова А.А. Жизненные циклы строительных проектов и ИТ- проектов [Текст]/А.А. Стадникова// Естественнонаучные, инженерные и экономические исследования в технике, промышленности, медицине и
сельском хозяйстве: материалы I Молодежной научно-практической
конференции с международным участием; под общ. ред. С.Н. Девицыной. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. - 693 с.
22) Котляров, В. П. Основы тестирования программного обеспечения / В.П. Котляров, Т.В. Коликова. - М.: Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатория знаний, 2006. - 288 с.
23) Семерджян, М.А. Принципы работы и система программного обеспечения МП ЕС 2700 / М.А. Семерджян, Ж.С. Налбандян, Л.Х. Гаспарян. - М.: Наука, 2004. - 244 с.
24) Кук, Ниалл Предприятие 2.0. Социальное программное обеспечение сегодня и завтра / Ниалл Кук. - М.: Аквамариновая Книга, 2010. - 224 с.
25) Дюваль Непрерывная интеграция. Улучшение качества программного обеспечения и снижение риска / Дюваль, М. Поль. - М.: Вильямс, 2008. - 240 с.
26) Абросимова, М.А. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие / М.А. Абросимова. - М.: КноРус, 2013. - 248 с.
27) Панов, А.В. Разработка управленческих решений: информационные технологии: Учебное пособие для вузов / А.В. Панов. - М.: Горячая линия - Телеком , 2012. - 151 с.
28) Федулин, А.А. Информационные технологии / А.А. Федулин. - М.: КноРус, 2014. - 472 с.
29) Демистификация ИТ. Что на самом деле информационные технологии дают бизнесу. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 296 с.
30) Современные IT-решения для финансовой - Москва: Высшая школа, 2017. - 560 с.
31) Сенкевич, Г. Е. Информационная система малого предприятия "с нуля". Самое необходимое / Г.Е. Сенкевич. - М.: БХВ-Петербург, 2016. - 400 с.
32) Теличенко, В. И. Информационное моделирование технологий и бизнес-процессов / В.И. Теличенко, А.А. Лапидус, А.А. Морозенко. - М., 2016. - 144 с.
33) Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителей. Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий / Под редакцией Н.В. Макаровой. - М.: Питер, 2008. - 432 с.
34) Алан Купер, Роберт Рейман, Дэвид Кронин. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. СПб, Символ-Плюс, 2009, 688 стр.
35) Стив Круг. Как сделать сайт удобным. Юзабилити по методу Стива Круга. СПб, Питер, 2010, 208 стр.
36) Дж. Гарретт. Веб-Дизайн: книга Джесса Гаррета. Элементы опыта взаимодействия. СПб, Символ-Плюс, 2008.
37) Расс Уингер, Кэролайн Чендлер. UX-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия. Символ-Плюс, 2011.
38) Волошин, Г.Н. Обзор методологии IDEF0 [Электронный ресурс] /
Г.Н. Волошин - Электр. текст. дан. Москва: 2005. - Режим доступа
: http: //idefinfo .ru/content/view/12/27/, свободный.
39) Грекул, В.И. Проектирование информационных систем [Текст]: учеб. пособие / В.И. Грекул - ИНТУИТ, 2007. - 304с.
40) Ильин, В.В. Моделирование бизнес - процессов. Практическое моделирование [Текст] / В.В. Ильин. - М.:Вильямс, 2006. - 176 с.
41) Барановская, Т.М. Информационные системы и технологии [Текст] / Т.М. Барановская. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 416 с.
42) Горошин, К.С. Обзор методологии ARISExpress [Электронный
ресурс] / К.С.Горошин - Москва: 2010- Режим доступа:
http://knowledge.allbest.rU/programming/2c0b65635a3bc78b4d53b88421206c36_0.h tml, свободный.
43) Информационные системы и технологии: Научное издание / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 303 c.
44) Диго С.М. Базы данных: проектирование и использование. Учебное пособие для вузов. - Москва.: Финансы и статистика, 2005.
45) Информационные системы и технологии управления: Учебник / Под ред. Г.А. Титоренко. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 591 с.
46) Репин, В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес - процессов [Текст] / В.В.Репин, В.Г. Елиферов. - М.:Оценка эффективности, 2008. - 408 с.
47) Питер, Р. Системы баз данных: проектирование, реализация и управление [Текст] / Р. Питер, К. Коронел. - Спб.: БХВ-Петербург, 2004. - 1040 с.
48) Лифиренко, М.В. Система поддержки принятия управленческих
решений на основе усовершенствованного аналитико-иерархического процесса [Текст]/М.В. Лифиренко, В.В. Ломакин - Белгород: ФГАОУ ВПО
«Белгородский государственный национальный исследовательский
университет» - Рег. номер 2013616249 от 2.07.2013.
49) Функционально-ориентированные метрики [Электронный ресурс] / Н. Сапожников - Режим доступа: http://megapredmet.ru/1-35770.html, свободный.
50) Полковников, А.Н. Эффективное управление проектами [Электронный ресурс] / А.Н. Полковников - Режим доступа: http://sbiblio.com, свободный.
51) ИНТУИТ [Электронный ресурс] / Оценка качества
информационных систем (ИС) -
Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/651/507/lecture/11551, свободный.
52) Оценка качества информационных систем [Электронный ресурс] / Электр. текст. дан. - Режим доступа: https://studfiles.net/preview/4646034/, свободный.
53) Информационные технологии [Электронный ресурс] / Оценка
качества информационных систем - Режим доступа: https: //studme.org/59750/informatika/otsenka_kachestva_informatsionnyh_sistem, свободный.
54) Алешин, Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2011. - 384 c.
55) Оценка качества информационной системы. Критерии качества ИС [Электронный ресурс] / Электр. текст. дан. - Режим доступа: http://mylektsii.ru/6-136315.html, свободный.
56) Развитие методов и средств взаимодействия пользователя с информационной системой на базе ГИС [Электронный ресурс] / Электр. текст. дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/, свободный.
57) Бородакий, Ю.В. Информационные технологии. Методы, процессы, системы / Ю.В. Бородакий, Ю.Г. Лободинский. - М.: ГЛТ , 2004. - 456 c.
58) Норенков, И.П. Автоматизированные информационные системы: Учебное пособие / И.П. Норенков. - М.: МГТУ им. Баумана, 2011. - 342 c.
59) Одинцов, Б.Е. Информационные системы управления эффективностью бизнеса: Учебник и практикум / Б.Е. Одинцов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 206 c.
60) Реутов, А.П. Автоматизированные информационные системы: методы построения и исследования / А.П. Реутов, М.В. Черняков, С.Н. Замуруев. - М.: Радиотехника, 2010. - 328 c.
61) Информационные системы и технологии: Научное издание. / Под ред. Ю.Ф. Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 303 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ