РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННЫХ СРЕДСТВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНТЕРФЕЙСА ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА НА ОСНОВЕ UX-МЕТРИК
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование методик и технологий проектирования
взаимодействия пользователя и программного продукта 6
1.1 Анализ существующих UX-метрик 6
1.2 Анализ оценки качества взаимодействия работы программного
продукта и пользователя как фактор повышения эффективности продукта 11
1.3 Подходы к проектированию опыта взаимодействия и анализ методов
показателей качества информационной системы 19
1.4 Проблемные стороны современных методик и технологий оценки
качества интерфейса программного продукта 24
1.5 Оценка подходов к диагностике состояния программного продукта 27
2 Анализ предметной области и технологий построения систем 31
2.1 Сравнительная оценка качества информационной системы 31
2.2 Построение исходной концептуальной модели предметной области 37
2.3 Разработка структуры базы данных и интерфейса информационной
системы страховой деятельности 45
2.4 Моделирование бизнес-процессов информационной системы
страховой деятельности 54
3 Разработка методики оценки качества взаимодействия работы
программного продукта и пользователя с использованием UX-метрик 59
3.1 Систематизация критериев оценки функций программного продукта 59
3.2 Разработка требований к техническому обеспечению 61
3.3 Разработка модели оценки качества программного продукта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
1 Исследование методик и технологий проектирования
взаимодействия пользователя и программного продукта 6
1.1 Анализ существующих UX-метрик 6
1.2 Анализ оценки качества взаимодействия работы программного
продукта и пользователя как фактор повышения эффективности продукта 11
1.3 Подходы к проектированию опыта взаимодействия и анализ методов
показателей качества информационной системы 19
1.4 Проблемные стороны современных методик и технологий оценки
качества интерфейса программного продукта 24
1.5 Оценка подходов к диагностике состояния программного продукта 27
2 Анализ предметной области и технологий построения систем 31
2.1 Сравнительная оценка качества информационной системы 31
2.2 Построение исходной концептуальной модели предметной области 37
2.3 Разработка структуры базы данных и интерфейса информационной
системы страховой деятельности 45
2.4 Моделирование бизнес-процессов информационной системы
страховой деятельности 54
3 Разработка методики оценки качества взаимодействия работы
программного продукта и пользователя с использованием UX-метрик 59
3.1 Систематизация критериев оценки функций программного продукта 59
3.2 Разработка требований к техническому обеспечению 61
3.3 Разработка модели оценки качества программного продукта 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 83
На сегодняшний день невозможно представить любой бизнес без использования информационных систем. Они являются неотъемлемой частью успешности ведения бизнеса.
Каждая компания стремится улучшить свое управление, повысить эффективность своей деятельности, а также быть лидирующей в своей отрасли среди конкурентов. Одной из самых главных мер успешности программного продукта является измерение того, сколько пользователей им пользуются. Поэтому уже на начальном этапе разработки необходимо провести оценку качества информационной системы. Данную возможность предоставляют UX- метрики.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что высокое качество программного продукта в современном состоянии рынка является необходимым условием роста эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ между компаниями. Оценка качества программного продукта с использованием UX-метрик имеет сегодня обширные перспективы. Применение высокого качества информационных систем имеет большие успехи для компании и в целом для бизнеса.
Объектом исследования является организационное обеспечение и требования к качеству интерфейса программного продукта.
Предметом исследования являются UX-метрики и модели оценки качества взаимодействия работы программного продукта с пользователем.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение качества интерфейса программного продукта за счет созданной модели оценки информационной системы на основе UX-метрик.
Реализация поставленной цели обусловлена необходимостью решения следующих задач:
2) Проанализировать предметную область и технологию построения системы.
3) Разработать методику оценки качества взаимодействия работы программного продукта и пользователя с использованием UX-метрик.
Научную новизну работы составляют:
- использование системы поддержки принятия решений для сравнения аналогов информационных систем страховой деятельности с предварительно установленными критериями;
- комплекс критериев оценки функций программного продукта, позволяющие определить коэффициент качества информационной системы;
- разработанная модель оценки качества программного продукта, с применением UX-метрик, позволяющая при оценивании системы понять полноту определения целей и требований к информационной системе.
Практическая значимость работы заключается в использовании разработанной модели оценки качества интерфейса программного продукта на основе UX-метрик и обеспечении повышения эффективности управления, качества, надежности и удобства использования системы.
Методами исследования, применяемыми в выпускной квалификационной работе, являются:
- метод анализа документации;
- метод сравнения;
- метод моделирования;
- моделирования бизнеса в нотации ARIS.
В рамках первого этапа выпускной квалификационной работы исследованы методики и технологии проектирования взаимодействия пользователя и программного продукта: проанализированы существующие UX- метрики и методы показателей качества информационной системы, изучены оценки качества взаимодействия работы программного продукта и пользователя, рассмотрены подходы проектирования взаимодействия и подходы диагностики состояния программного продукта.
В рамках второго этапа выпускной квалификационной работы в качестве примера программного продукта была рассмотрена информационная система страховой деятельности, проведена сравнительная оценка качества системы, посредством сравнения существующих на рынке ИКТ информационных систем. Построена концептуальная модель предметной области. Установлены требования к информационной системе. Созданы основные модели бизнес-процессов и их декомпозиции, проведена разработка структуры базы данных и интерфейса информационной системы. Разработана блок-схема алгоритма работы системы.
В рамках третьего этапа была разработана методика оценки качества взаимодействия работы информационной системы и пользователя. Для определения качества функционирования были систематизированы критерии оценки функций взаимодействия работы системы и пользователя, которые применяются в области оценки характеристик качества системы. Определено предназначение рассматриваемой системы, основные требования к разрабатываемому программному обеспечению, информационная совместимость с приложениями операционной системы. Также была спроектирована модель оценки качества программного продукта, с изначально установленными требованиями к информационной системе. Определены шаги оценки качества информационной системы страховой деятельности, где были выделены: характеристики, промежуточные характеристики, детальные
характеристики, подготовлены процедуры и средне взвешены.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников из 61 наименования. Основная часть работы изложена на 75 страницах машинописного текста, содержит 18 рисунков и 21 таблицу. В состав работы входит 5 приложений, не вошедших в основную часть.
Каждая компания стремится улучшить свое управление, повысить эффективность своей деятельности, а также быть лидирующей в своей отрасли среди конкурентов. Одной из самых главных мер успешности программного продукта является измерение того, сколько пользователей им пользуются. Поэтому уже на начальном этапе разработки необходимо провести оценку качества информационной системы. Данную возможность предоставляют UX- метрики.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что высокое качество программного продукта в современном состоянии рынка является необходимым условием роста эффективности бизнеса, создания, развития и реализации конкурентных преимуществ между компаниями. Оценка качества программного продукта с использованием UX-метрик имеет сегодня обширные перспективы. Применение высокого качества информационных систем имеет большие успехи для компании и в целом для бизнеса.
Объектом исследования является организационное обеспечение и требования к качеству интерфейса программного продукта.
Предметом исследования являются UX-метрики и модели оценки качества взаимодействия работы программного продукта с пользователем.
Целью выпускной квалификационной работы является повышение качества интерфейса программного продукта за счет созданной модели оценки информационной системы на основе UX-метрик.
Реализация поставленной цели обусловлена необходимостью решения следующих задач:
2) Проанализировать предметную область и технологию построения системы.
3) Разработать методику оценки качества взаимодействия работы программного продукта и пользователя с использованием UX-метрик.
Научную новизну работы составляют:
- использование системы поддержки принятия решений для сравнения аналогов информационных систем страховой деятельности с предварительно установленными критериями;
- комплекс критериев оценки функций программного продукта, позволяющие определить коэффициент качества информационной системы;
- разработанная модель оценки качества программного продукта, с применением UX-метрик, позволяющая при оценивании системы понять полноту определения целей и требований к информационной системе.
Практическая значимость работы заключается в использовании разработанной модели оценки качества интерфейса программного продукта на основе UX-метрик и обеспечении повышения эффективности управления, качества, надежности и удобства использования системы.
Методами исследования, применяемыми в выпускной квалификационной работе, являются:
- метод анализа документации;
- метод сравнения;
- метод моделирования;
- моделирования бизнеса в нотации ARIS.
В рамках первого этапа выпускной квалификационной работы исследованы методики и технологии проектирования взаимодействия пользователя и программного продукта: проанализированы существующие UX- метрики и методы показателей качества информационной системы, изучены оценки качества взаимодействия работы программного продукта и пользователя, рассмотрены подходы проектирования взаимодействия и подходы диагностики состояния программного продукта.
В рамках второго этапа выпускной квалификационной работы в качестве примера программного продукта была рассмотрена информационная система страховой деятельности, проведена сравнительная оценка качества системы, посредством сравнения существующих на рынке ИКТ информационных систем. Построена концептуальная модель предметной области. Установлены требования к информационной системе. Созданы основные модели бизнес-процессов и их декомпозиции, проведена разработка структуры базы данных и интерфейса информационной системы. Разработана блок-схема алгоритма работы системы.
В рамках третьего этапа была разработана методика оценки качества взаимодействия работы информационной системы и пользователя. Для определения качества функционирования были систематизированы критерии оценки функций взаимодействия работы системы и пользователя, которые применяются в области оценки характеристик качества системы. Определено предназначение рассматриваемой системы, основные требования к разрабатываемому программному обеспечению, информационная совместимость с приложениями операционной системы. Также была спроектирована модель оценки качества программного продукта, с изначально установленными требованиями к информационной системе. Определены шаги оценки качества информационной системы страховой деятельности, где были выделены: характеристики, промежуточные характеристики, детальные
характеристики, подготовлены процедуры и средне взвешены.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников из 61 наименования. Основная часть работы изложена на 75 страницах машинописного текста, содержит 18 рисунков и 21 таблицу. В состав работы входит 5 приложений, не вошедших в основную часть.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы было выявлено, что задача разработки информационных средств оценки качества интерфейса программного продукта на основе UX-метрик является актуальной на сегодняшний день. Каждая компания стремится улучшить свое управление, повысить эффективность своей деятельности, а также быть лидирующей в своей отрасли среди конкурентов. Поэтому еще на начальном этапе разработки информационной системы являлось главным провести оценку качества программного продукта. Также были проанализированы существующие UX- метрики, с помощью которых можно оценить качество взаимодействия программного продукта. Наиболее используемыми являются показатели, такие как: успешность выполнения заданий, время выполнения заданий, частотность проблем, субъективная удовлетворенность. Выявлен ряд недостатков данных метрик, к основным относятся:
- отсутствие списков, снабженных характеристиками в зависимости от назначения проектируемой системы;
- необходимость частого проведения пользовательских тестирований и результатов опросов требует тщательного отбора тестировщиков и дополнительных затрат;
- отсутствие четкого описания оценки качества интерфейсов.
На втором этапе выпускной квалификационной работы была проведена сравнительная оценка качества информационной системы страховой деятельности. Построена информационно-логическая модель ИС страховой деятельности. Разработана модель бизнес-процессов посредством методологии IDEF0, разработан алгоритм работы информационной системы страховой деятельности, разработана структура базы данных и интерфейс. При этом проанализированы и выбраны средства для проектирования и разработки информационной системы. Программный продукт ArisExpress использовался для построения структуры базы данных системы страховой деятельности, состоящая из 12 таблиц: «БСО», «Вид страхования», «Договор страхования», «Документы об оплате», «Заявление», «Клиенты», «Клиенты/Страхование», «Пакет документов», «Предпринимательские риски», «Страхователь», «Страхование». Программный продукт Visio использовался для построения бизнес-процесса «Страхование», декомпозиции процесса «Страхование» и декомпозиция процесса «Оформление документов и печать».
Также разработаны критерии работы информационной системы страховой деятельности в управлении предприятием. Была разработана методика с применением стандарта ISO 9126 к оценке качества программного продукта. Разработаны показатели оценки качества. Для определения оценки количественных признаков были использованы метрики качества, определен уровень качества программного продукта.
Таким образом были разработаны информационные средства оценки качества интерфейса программного продукта на основе UX-метрик, спроектирована модель оценки качества программного продукта, с изначально установленными требованиями к информационной системе страховой деятельности, определены метрики оценивания и уровень качества системы.
- отсутствие списков, снабженных характеристиками в зависимости от назначения проектируемой системы;
- необходимость частого проведения пользовательских тестирований и результатов опросов требует тщательного отбора тестировщиков и дополнительных затрат;
- отсутствие четкого описания оценки качества интерфейсов.
На втором этапе выпускной квалификационной работы была проведена сравнительная оценка качества информационной системы страховой деятельности. Построена информационно-логическая модель ИС страховой деятельности. Разработана модель бизнес-процессов посредством методологии IDEF0, разработан алгоритм работы информационной системы страховой деятельности, разработана структура базы данных и интерфейс. При этом проанализированы и выбраны средства для проектирования и разработки информационной системы. Программный продукт ArisExpress использовался для построения структуры базы данных системы страховой деятельности, состоящая из 12 таблиц: «БСО», «Вид страхования», «Договор страхования», «Документы об оплате», «Заявление», «Клиенты», «Клиенты/Страхование», «Пакет документов», «Предпринимательские риски», «Страхователь», «Страхование». Программный продукт Visio использовался для построения бизнес-процесса «Страхование», декомпозиции процесса «Страхование» и декомпозиция процесса «Оформление документов и печать».
Также разработаны критерии работы информационной системы страховой деятельности в управлении предприятием. Была разработана методика с применением стандарта ISO 9126 к оценке качества программного продукта. Разработаны показатели оценки качества. Для определения оценки количественных признаков были использованы метрики качества, определен уровень качества программного продукта.
Таким образом были разработаны информационные средства оценки качества интерфейса программного продукта на основе UX-метрик, спроектирована модель оценки качества программного продукта, с изначально установленными требованиями к информационной системе страховой деятельности, определены метрики оценивания и уровень качества системы.



