Введение
1 Теоретические основы финансового управления в системе высшего образования 9
1.1 Организационная структура управления университетом 9
1.2 Система управления финансами вуза: международный опыт и российская практика ...19
1.3 Цели и методические основы мониторинга качества управления финансами высших учебных заведений 32
2 Комплексная оценка системы финансового менеджмента ДВФУ по всем направлениям деятельности 42
2.1 Общий анализ структуры управления финансами университета 42
2.2 Анализ особенностей формирования и распределения финансовых ресурсов ДВФУ ...57
2.3 Оценка качества финансового менеджмента ДВФУ 65
3. Определение направлений совершенствования процессов управления финансами ДВФУ 74
3.1. Основные мероприятия повышения качества финансового менеджмента
3.2 Риск-ориентированное планирование внутреннего аудита вуза
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена кардинальными организационными изменениями, которые претерпевает система высшего образования России. Наряду с сохранением государственного образовательного сектора происходит рост числа новых участников образовательного рынка, увеличиваются масштабы предоставления платных образовательных услуг государственными вузами, меняются подходы к управлению финансовыми ресурсами высшей школы. В этой связи перед системой высшего профессионального образования встают задачи, во-первых, обеспечения качества процесса обучения, отвечающего потребностям общества на современном этапе и, во-вторых, создания финансового механизма высшего профессионального образования (ВПО), содействующего качественному предоставлению образовательных услуг.
В настоящее время необходимо создание такого финансового механизма, который закрепил бы за вузами как полномочия, так и ответственность за финансовое обеспечение своей деятельности. Вузы должны осознать себя реальными экономическими субъектами, работающими на рынке образовательных услуг, где в качестве покупателей наряду с государством выступают бизнес-структуры и индивидуальные потребители. Следовательно, в период реформирования высшей школы возникает потребность не только в оценке результативности бюджетных расходов на ее развитие, но и в переходе на новую концепцию финансирования на основе эффективного использования всех источников финансового обеспечения вуза.
Отечественный и зарубежный опыт показывают, что до сих пор не выработано целостной системы управления финансами вуза, недостаточно разработаны методы оценки влияния механизма управления финансовыми ресурсами вуза на результативность его образовательной деятельности, требуется разработка эффективной системы вузовского бюджетирования и распределения финансовой ответственности в вузе. Остаются дискуссионными вопросы о том, что должно лежать в основе механизма бюджетного финансирования высшего образования, и на что следует ориентироваться при определении цен на платные образовательные услуги вуза.
Потребность в обосновании теоретико-методологических основ и разработки практических рекомендаций по созданию механизма формирования и использования финансовых ресурсов вуза, ориентированного на социально-экономическую результативность образовательной деятельности в современных условиях определили выбор и логику диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Образование в России долгое время являлось предметом изучения, главным образом, педагогической науки. Возникновение в 1960-70-е годы и дальнейшее развитие новой отрасли экономической науки - экономики образования - привело к появлению работ таких ученых, внесших большой вклад в развитие этого направления, как М. Вайсборд, А. Ван де Вен и Д. Ферри, У. Берк и Дж. Литвин, Т. Питерс и Р. Уотермен, С. Р. Филонович и других известных экономистов. Проблемы качества высшего образования получили освещение также в публикациях В.В. Глухова, А. Грудзинского, А. Деревниной, А. Хохлова, и ряда других известных ученых.
В западной науке экономические аспекты образования часто рассматриваются в рамках теории человеческого капитала, получившей широкое научное признание и развитие благодаря таким экономистам, как Терренс Е. Дил и Ли Дж. Болмэн.
Исследования вышеперечисленных и других авторов, заложили основу научных знаний, необходимых для развития теории и практики управления финансами высшей школы. Вместе с тем, меняющиеся социально-экономические условия, а также опыт, накопленный в ходе реформирования финансового механизма вузов, привели к необходимости совершенствования системы формирования и использования финансовых ресурсов вузов с целью не только оптимизации объемов и структуры источников финансового обеспечения высших учебных заведений, но и повышения результативности и эффективности использования средств в этой сфере.
Необходимость исследования перечисленных и других проблем управления финансами высшего образования предопределила цели и задачи диссертационной работы.
Цель диссертационного исследования состоит в обосновании перспективных направлений совершенствования управления финансами университетов на современном этапе развития высшего образования в России.
Задачи исследования. В соответствии с целью работы перед диссертационным исследованием были поставлены следующие научные и научно-практические задачи:
- исследовать организационно-экономические основы функционирования вуза в Российской Федерации на современном этапе;
- дать характеристику существующей системе управления финансами вуза, сравнить российский и международный опыт;
- провести оценку качества финансового менеджмента вуза;
- исследовать возможности повышения результативности управления финансами вуза;
- разработать предложения по формированию системы риск- ориентированного аудита вуза.
Объект исследования. В качестве объекта исследования выступает система высшего профессионального образования в целом и Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования Дальневосточный Федеральный университет (далее ФГАО ВО ДВФУ).
Предмет исследования. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе управления финансами вуза.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории финансов, в том числе публичных финансов, финансового менеджмента, налогообложения.
При исследовании особенностей развития рынка образовательных услуг автор опирался на фундаментальные концепции экономической теории и экономики образования. При разработке ценовой политики вуза были использованы основополагающие разработки теории маркетинга и ценообразования.
Методологической основой исследования послужили диалектический подход и системный подход, предполагающие изучение явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи, что позволило всесторонне исследовать финансовые потоки системы высшего образования, а также методологические положения бюджетного, налогового и иного финансового законодательства. В процессе работы использовались методы анализа и синтеза, логического и сравнительного анализа, обобщения, классификации, экономико-статистические методы, а также методы финансовой математики.
Наиболее важные научные результаты диссертационного исследования заключаются в следующем:
- на основе проведенного сопоставительного анализа моделей организационного управления университетом, определены требования для формирования эффективной организационной структуры управления вузом и предложена модель организационной структуры управления с матрицей проектного взаимодействия, предусматривающая формирование установление устойчивых горизонтальных связей между подразделениями в рамках конкретного кластера через реализацию проектов.
- проведена комплексная оценка качества финансового менеджмента вуза и выявлены факторы, препятствующие эффективному бюджетному планированию, проблемы в соблюдении требований по финансовой устойчивости и стратегические проблемы в области привлечения внебюджетного финансирования, в т.ч по НИР и НИОКР .
- предложена система инструментов, позволяющая повысить эффективность и результативность внутреннего аудита финансирования вузов, и сделаны уточнения по отдельным параметрам использования конкретных инструментов, неотъемлемым элементом новой системы управления должно стать внедрение процедур системы управления риском;
Практическая значимость работы заключается в том, что основные полученные научные результаты, в частности предложенная система управления рисками бюджетного финансирования и уточнения автора в отношении процессов планирования финансово-хозяйственной деятельности и повышению финансовой устойчивости могут быть использованы в деятельности вузов. Выводы и предложения автора в области теории и методологии организации управления финансами вуза могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курсов "Финансы", "Финансы и кредит", "Бюджетная система Российской Федерации".
Структура и объем работы. Структура диссертационной работы. Работа имеет следующую структуру, определенную логикой анализа взаимосвязанных аспектов изучаемого предмета и совокупностью решаемых задач: Введение, три главы, библиографический список литературы и заключения. Работа изложена на 99 страницах машинописного текста, содержит 8 таблиц, 14 рисунков, список литературы из 55 наименований.
Эффективная модернизация системы высшего профессионального образования, являясь закономерным этапом процесса эволюции системы образования в России в целом, возможна только при взаимодействии и взаимодополнении государственных и рыночных регуляторов.
Проводимое в настоящее время реформирование организационно-экономических основ функционирования системы образовательных учреждений учитывает изменение регулятивного механизма, увеличение участия общества в вузовском управлении, последовательное развитие академических свобод и автономии вузов, повышение качества финансового менеджмента вузов с обязательным сохранением возможности прямого влияния государства и государственной поддержки в различных формах.
Целью диссертационного исследования было обоснование перспективных направлений совершенствования управления финансами университетов на современном этапе развития высшего образования в России.
Проведенный анализ построения организационных структур управления университетами свидетельствует о необходимости сочетания между централизацией и децентрализацией в управлении. Учитывая многообразие видов деятельности, осуществляемых в университете, и территориальную рассредоточенность структурных подразделений, представляется целесообразным внедрение гибридной модели организационной структуры управления университетом с матрицей проектного взаимодействия. Данная модель предполагает установление устойчивых горизонтальных связей через реализацию проектов. Модель позволит использовать сильные стороны матричного подхода к построению организационной структуры вуза. Ее необходимо поэтапно внедрять в деятельность Дальневосточного Федерального университета (ДВФУ).
По результатам анализа установлено, что на момент обследования в ДВФУ принята линейно-функциональная модель управления. Школы наделены полномочиями, достаточными для осуществления образовательной и научной деятельности при ограниченной финансовой самостоятельности. Объем финансирования школ распределяется централизованно согласно утвержденному плану и бюджету (смете) хозяйственной деятельности на год с учетом установленных лимитов расходов по защищенным статьям затрат.
Основными ориентирами целевой финансовой модели университета декларируются: бюджетирование по ЦФО - образовательным программам и научным лабораториям. Финансовая модель управления кампусом предусматривает вывод его на самоокупаемость в 2020 году при сохранении сегодняшних стандартов обслуживания. Для обеспечения финансовой устойчивости происходит формирование бюджетов развития.
Динамика показателей качества финансового менеджмента ДВФУ за 2016 - 2017 гг. неоднородна. Некоторые показатели улучшились, некоторые показали отрицательную динамику. Основное можно отметить то, что практически все из них остались на прежнем оценочном уровне, это «удовлетворительный уровень финансового менеджмента» и «неудовлетворительный уровень финансового менеджмента». Некоторое улучшение произошло по показателям планирования и управления дебиторской и кредиторской задолженностью, но и они еще находятся в так называемой «красной зоне».
В качестве основных проблем в управлении финансами университета отмечаются следующие факторы:
- Отсутствие хозяйственной самостоятельности школы в принятии решений, реальных полномочий в формировании системы управления образовательными программами.
- Слабая диверсификация источников финансирования научно - исследовательских и образовательных проектов, включая недостаточную поддержку со стороны корпораций и государственных организаций.
- Чрезмерная забюрократизированность процессов в университете.
- Неготовность информационной платформы для ведения учета по новым ЦФО - образовательным программам в разрезе расчета себестоимости.
- Отсутствие нормативно-методических положений в области финансовой политики вуза. В особенности в части методического обоснования процесса годового планирования..
- Дефицитность бюджета вуза. Дефицит отмечается как по направлению ПДД, так и в целом по университету. Риск возникновения дефицита бюджета обусловлен отсутствием четкой методической базы по распределению финансовых ресурсов между ЦФО, планированию и исполнению плановых назначений. Еще одним объективным фактором риска является высокая затратность содержания кампуса. С 2016 года за счет средств федерального бюджета финансируется только имущество, непосредственно связанное с выполнением госзадания.
Для достижения целевых ориентиров необходимо предпринять меры по преодолению указанных разрывов в финансово-экономической модели.
Децентрализация полномочий по управлению финансовыми потоками. Повышение финансовой самостоятельности подразделений стимулирует инициативу на местах и позволяет личности отождествлять себя с организацией., что в конечном свете, способствует достижению целей, обозначенных в программе развития университета.
Диверсификация источников дохода. Системными признаками расширения рынка образовательных услуг являются: увеличение номенклатуры специальностей, специализаций, новые формы образования, экспансия вузов, формирование и расширение продолжающегося и непрерывного образования. Одним из инструментов решения проблемы привлечения и эффективного использования внебюджетных средств федеральными университетами является механизм «целевого капитала» и фандрайзинг.
Оптимизация бизнес-процессов в университете и минимизация бюрократических процедур. При отсутствии четких целей и понимания того, как достичь поставленных ориентиров, бюрократическая стандартизация будет способствовать дальнейшей формализации процессов и падению реального качества высшего образования в вузе.
Необходима разработка и принятие ряда обязательных нормативных документов, таких как:
- методики определения нормативов распределения финансовых ресурсов между подразделениями;
— методики прогнозирования доходов и расходов по основным направлениям деятельности и структурным подразделениям ДВФУ;
— методики расчета показателей бюджетов подразделений; методика расчета резервных стабилизационных фондов.
Для контроля за бездефицитностью бюджета необходимо регламентирование структуры использования финансовых доходов. Любая поступающая сумма, независимо от источника, должна делиться между направлениями расходов по заранее определенному правилу.
Необходимо внедрить систему управления рисками, которая позволит:
— сформировать развернутый реестр рисков вуза;
— провести количественную и качественную оценку выявленных рисков;
— выбрать способы и методы реагирования на риски;
— детально проработать мероприятия по управлению рисками;
— организовать регулярный мониторинг выявленных рисков и контроль выполнения мероприятий по управлению рисками.
Отметим, что реорганизация структуры вуза с выделением финансовой подсистемы, в которой должны выделяться центры финансового учета, внедрение стратегического планирования, переход от функциональной ориентации управления вузом к процессной ориентации позволит решать не только сложные задачи выживания вуза, но и совершенствовать процессы развития многоканального финансирования, развивать материально-техническую базу для повышения уровня и качества учебного процесса в соответствии с мировыми стандартами.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: [по состоянию на 10 января 2018 г. : принят ГД 31 июля 1998]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: часть вторая : [по
состоянию на 10 января 2018 г. : принят ГД 26 января 1996]. -
КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений № 83 - ФЗ [по состоянию на 10 января 2018 г. : принят ГД 08 мая 2010]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/
4. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц № 223 - ФЗ [по состоянию на 10 января 2018 г. принят ГД 18 июля 2011]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_116964/
5. О некоммерческих организациях, № 7 - ФЗ [по состоянию на 10 января 2018 г. : принят ГД 12 января 1996]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/
6. О порядке формирования и использования целевого капитала
некоммерческих организаций № 275 - ФЗ [по состоянию на 10 января 2018 г. : принят ГД 30 декабря 2006]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_64939/
7. Об автономных учреждениях № 174 - ФЗ [по состоянию на 10 января 2018 г. : принят ГД 03 ноября 2006]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_63635/
8. Об образовании в Российской Федерации № 273 - ФЗ [по состоянию на 10 января 2018 г. : принят ГД 29 декабря 2012]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
9. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения
в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» [распоряжение Правительства РФ № 722-р принят 30 апреля 2014]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162797/
10. О мероприятиях по реализации государственной социальной
политики [указ Президента РФ № 597 принят 07 мая 2012]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129344/
11. О формировании рейтинга качества финансового менеджмента
образовательных организаций высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации. [приказ Минобрнауки России № 1052 принят 17 августа 2016]. - Режим доступа:
http://www.cbias.ru/documents/rejting-kachestva-finansovogo-menedzmenta/
12. О Методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки). [приказ Минобрнауки России № 1272 принят 30 октября 2015]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=11431#0
13. Повышение качества финансового менеджмента учреждений как
инструмент обеспечения эффективности их деятельности [Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа: http://www.cbias.ru/wp-
content/2016/10/2016_10_10_Metod_rekom_po_kach_fin_menedzhmenta.pdf
14. Устав Федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет». - Режим доступа:
hhttps: //www.dvfu.ru/upload/medialibrary/
15. Устав Фонда целевого капитала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Дальневосточный федеральный университет». - Режим доступа: https://www.dvfu.ru/endowment/
16. Методические указания по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по кодам классификации расходов бюджетов. - Режим доступа: https: //www. minfin.ru/ru/document/?id_4=122916
17. О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров [Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 г. N 211]. - КонсультантПлюс. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 16256970
18. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства образования и науки РФ. - Режим доступа: http: //mon.gov.ru/pro/pnpo/.
19. Алехина, О. И. Выбор оптимальной организационной структуры: рыночная, иерархическая структуры и гибридные формы/ О.И. Алехина // Стратегический менеджмент. - 2016. - № 3. - С. 212-220.
20. Архипова, Н. А., Оценка стратегического потенциала университета исследовательского типа /Н.А. Архипова // Системное управление. - 2015. - № 1 (18). -С. 22-30.
21. Беляев, А. В. Современная история объединенного университета /А.В. Беляев// Концепт. - 2016. - № 8. - С. 1-8.
22. Белый, Е.М., Ценообразование на образовательные услуги в государственных вузах / Е.М. Белый// Маркетинг в России и за рубежом. - 2017. - № 3. - С. 63-72.
23. Бликанов, А.И. Аудит эффективности как методическая основа совершенствования государственного финансового контроля/ А.И. Бликанов // Бюджет. -2015. -№7. - С.25-38.
24. Богомолова, И.С. Бюджетная эффективность вузов и мониторинг финансового менеджмента /И.С. Богомолова // Современные проблемы науки и образования - 2015. - № 1-1. - С. 486-499.
25. Боровская, М. А. Регионально-отраслевой потенциал и тенденции развития профессионального образования ЮФО / М.А. Боровская // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 2. - С. 53-62.
26. Глухов, В.В. Трансформация модели университета в условиях "Индустрии 4.0" / В.В. Глухов // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - СбПИ. - 2017. - С. 121-129.
27. Грудзинский, А. О. Концепция проектно-ориентированного университета / А.О. Грудзинский // Университетское управление: практика и анализ. - 2017.- № 3. - С. 24-37.
28. Гусев, Ю.В. Современные инструменты управления вузом / Ю.В. Гусев // Гуманитарные науки и образование в Сибири. - 2015. - № 1 (19). - С. 48-52.
29. Гуськова, Н. Д. Стратегия образования: мы и наше будущее / Н.Д. Гуськова // Стандарты и качество. - 2016. - № 11 (929). - С. 16-20.
30. Деревнина, А. Ю. Проектирование организационной структуры университета на основе модели жизнеспособной системы/ А.Ю. Деревнина // Университетское управление: практика и анализ. - 2017. - № 1. - С. 26-32.
31. Ислакаева, Г.Р., Региональная политика в сфере высшего
профессионального образования в условиях усиления международной конкуренции / Г.Р. Ислакаева // Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2015.- №2(4), - С. 67-73.
32. Карев, А.П. Гибридные организационные структуры / А.П.Карев // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 1. - С.275¬279.
33. Клюев, А.К. Новые модели управления вузом: шаг вперед или два назад / А.К.Клюев // Университетское управление. - 2017. - № 5-6 (33). - С. 53¬61.
34. Кузина, О. В. Анализ организационной структуры управления как основа перехода классического университета к вузу инновационного типа/ О.В.Кузина // Менеджмент в России и за рубежом. - 2016.- № 2.- С. 50-58.
35. Левковская, Т.Н. Актуальные вопросы почасовой оплаты в вузе / Т.Н.Леваковская // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2016. - № 14. - С. 37-43.
36. Макарова, Е. Л. Анализ современных организационных структур высших учебных заведений / Е.Л. Макарова // Проблемы управления в социальных системах. - 2014. - № 11. - С. 43-55.
37. Меликсетян, С.Н. Управление финансами вузов в условиях бюджетной реформы: / С.Н. Меликсетян. - Ростов-на-Дону, 2014. -226 с.
38. Мильнер, Б.К. Концепция организационных изменений в современных компаниях / Б.К. Мильнер // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 1. - С. 27-34.
39. Морозов, А. Г. Бизнес и вуз: поиск механизмов сотрудничества для обеспечения конкурентоспособности /А.Г.Морозов // Вестник международных организаций. - 2015. - № 3 (29). - C. 169-173.
40. Окунев, Д. В. Идентификация стратегических партнеров университета исследовательского типа на основе концепций управления межфирменным взаимодействием / Д.В. Окунев// Интеграция образования. - 2015. - № 3 (72). - С. 4-12.
41. Окунев, Д.С. Трансформация организационного конфликта: идентификация и механизм / Д.С. Окунев // Проблемы теории и практики управления. - 2016. - № 6. - С. 97-107.
42. Перфильева, О. В. Формируя партнерство с бизнесом: достижения
и проблемы федеральных университетов на современном этапе
/О.В.Перфильева // Вестник международных организаций. - 2015. - № 1 (36). - С. 189-202.
43. Потуданская, В.Ф., Современные подходы к развитию организационных структур управления вузом / В.Ф. Потуданская // Российское предпринимательство. - 2015. - № 16. - С. 88-92.
44. Романова, Т.Ф., Мониторинг качества управления финансами высших учебных заведений / Т.Ф. Романова // Финансовые исследования. - 2014. -№1 (42). - С.48-56.
45. Рычихина, Н. С. Анализ эффективности стратегий реструктуризации высших образовательных учреждений на разных этапах жизненного цикла / Н.С. Рычихина // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2014. - № 2 (38). - C. 17-28.
46. Филонович, С. Р. Использование моделей жизненного цикла в организационной диагностике / С.Р. Филонович // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 53-64.
47. Ханипова, Л.Ю. Информационно-коммуникационные технологии управления образованием в современном вузе / Л.Ю.Ханипова // Эффективные методы использования ИКТ в образовании. - 2015. -№11. - С.218-224.
48. Хохлов А. Г. Проектно-ориентированный университет /А.Г. Хохлов // Высшее образование в России. - 2017. - № 2. - С. 3-11.
49. Юдин, Д.Г. Особенности системы оценки качества финансового менеджмента государственного сектора / Д.Г.Юдин // Проблемы управления в социальных системах. 2014. - № 11. - С. 43-55.
50. Burke W. W., Litwin G. H. A causal model of organisation performance and change // Journal of Management. 1992. Vol. 18, no. 3. Рр. 523-545. DOI: 10.1177/014920639201800306
51. Maslennikova L. V., Maykova S. E., Okunev D. V. Forming the model of
scientific competence among the students of research universities // Man in India. 2017. - № 97 (3). - Fp. 575-586. URL:
http: //www. researchgate. net/publication/316215556_F orming_the_model_of_scientif ic_competence_among_the_students_of_research_universities (дата обращения: 06.04.2017).
52. Mintzberg H. Power and organization life cycle // Academy of
Management Review. 1984. Vol. 9, no. 2. Pp. 207-224. URL: http: //www.j stor. org/stable/25843 5?seq= 1 #page_scan_tab_contents (дата
обращения: 06.04.2017).
53. Salimova T., Guskova N., Neretina E. Education for sustainable development in Russia: problems and challenges // International Journal of Innovation and Sustainable Development. 2015. Vol. 9, no. 3/4. Рр. 246-261. DOI: 10.1504/IJISD.2015.071855
54. Van de Ven A. H., Ferry D. Measuring and assessing organizations. New
York : Wiley Interscience, 1980. 572 с. URL: http://www.amazon.com/Measuring- Assessing-Organizations-organizational-assessment/dp/0471048321 (дата
обращения: 06.04.2017).
55. Weisbord M. R. Organizational Diagnosis: A Workbook of Theory and
Practice. Reading, MA : Addison-Wesley, 1978. 192 с. URL:
http://www.amazon.com/Organizational-Diagnosis-Workbook-Theory- Practice/dp/0201083574(дата обращения: 06.04.2017).