НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ: ЗАРУБЕЖНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
|
Введение 4
1 Теоретические основы налогообложения недвижимости 7
1.1 История налогообложения недвижимого имущества в РФ и зарубежных
странах 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения недвижимости
в РФ 15
2 Особенности налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах ..21
2.1 Анализ налоговых поступлений по налогообложению недвижимого
имущества в РФ и зарубежных странах 21
2.2 Практика налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах..40
2.3 Особенности налогового контроля налогообложения недвижимости
в РФ и зарубежных странах 54
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
1 Теоретические основы налогообложения недвижимости 7
1.1 История налогообложения недвижимого имущества в РФ и зарубежных
странах 7
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения недвижимости
в РФ 15
2 Особенности налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах ..21
2.1 Анализ налоговых поступлений по налогообложению недвижимого
имущества в РФ и зарубежных странах 21
2.2 Практика налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах..40
2.3 Особенности налогового контроля налогообложения недвижимости
в РФ и зарубежных странах 54
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Недвижимость - это важный элемент жизнеобеспечения человечества, а также атрибут хозяйственной деятельности, что определяет ее высокую социальную и экономическую значимость. Однако на сегодняшний день в условиях инфляции рынок недвижимости находится не в лучшем состоянии. В такой ситуации недвижимое имущество, являясь объектом собственности, управления и рыночного оборота, тем самым участвуя в огромном количестве отношений, требует особого регулирования.
Российская практика налогообложения недвижимости во многом отличается от зарубежной. В РФ система налогообложения недвижимости включает в себя налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налоги с недвижимости не имеют ключевой роли в формировании местных и региональных бюджетов, чего не скажешь о зарубежном опыте. Практика за рубежом в большей степени характеризуется унификацией налогообложения имущества различных категорий налогоплательщиков (юридических и физических лиц) посредством взимания налога на недвижимость, который во многих странах признается основным бюджетообразующим налогом.
В большинстве стран налоговые системы формировались в течение значительных промежутков времени, и на них оказывали влияние различные экономические, политические и социальные факторы. Именно поэтому налоговые системы в разных странах могут отличаться не только по видам, структуре налогов, ставкам, способам взимания, но и по фискальным полномочиям органов власти и предоставляемым льготам. При таком раскладе очевидна ценность выполнения сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта.
Вышеизложенная ситуация обуславливает необходимость пересмотра текущую стратегию налоговой политики в области налогообложения недвижимости, при этом стоит учесть важность согласования экономических интересов государства и налогоплательщика на основе оптимального уровня налогообложения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование практики налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать историю развития налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах;
- исследовать нормативно-правовую базу регулирования недвижимости в РФ;
- исследовать особенности и порядок налогообложения недвижимого имущества в российской и зарубежной практике;
- провести сравнительный анализ налогообложения имущества физических лиц и организаций в зарубежных странах и РФ;
- проанализировать поступления земельного налога, налогов на имущество организаций и физических лиц в консолидированный бюджет РФ и налога на недвижимость зарубежных стран;
- выявить проблемы налогообложения недвижимости в РФ и наметить пути его совершенствования.
Объектом исследования является налогообложение недвижимости в зарубежных странах и РФ.
Предметом исследования является механизм исчисления и взимания налоговых платежей при налогообложении недвижимости в РФ и за рубежом.
Методологической и теоретической основой написания выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные документы по теме исследования, в том числе Налоговый кодекс РФ, монографии, учебные пособия, труды отечественных и зарубежных экономистов по данной теме, тематические публикации в периодической печати и интернет-источников таких авторов, как С. В. Богачев, Е. В. Иванкина, Ю. Ю. Косенкова, И. В. Лукашова, А. В. Осенняя, И. В. Будагов, Б. А. Хакук, Е. С. Бондаренко, Е. П. Поспелова, С. А. Липски, В. Б. Токарев и т.д.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе рассмотрена история развития налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах, приведена характеристика нормативно -правовых актов, регулирующих налоги с недвижимости.
Во второй главе работы проведен сравнительный анализ налогообложения недвижимости в странах стран ОЭСР и России, осуществлен анализ поступлений от налогообложения недвижимости в РФ и наиболее развитых стран ОЭСР таких как, Великобритания, Канада, США, Корея и Израиль. Выявлены существующие проблемы налогообложения недвижимости в России, а также предложены решения по его оптимизации.
Российская практика налогообложения недвижимости во многом отличается от зарубежной. В РФ система налогообложения недвижимости включает в себя налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Налоги с недвижимости не имеют ключевой роли в формировании местных и региональных бюджетов, чего не скажешь о зарубежном опыте. Практика за рубежом в большей степени характеризуется унификацией налогообложения имущества различных категорий налогоплательщиков (юридических и физических лиц) посредством взимания налога на недвижимость, который во многих странах признается основным бюджетообразующим налогом.
В большинстве стран налоговые системы формировались в течение значительных промежутков времени, и на них оказывали влияние различные экономические, политические и социальные факторы. Именно поэтому налоговые системы в разных странах могут отличаться не только по видам, структуре налогов, ставкам, способам взимания, но и по фискальным полномочиям органов власти и предоставляемым льготам. При таком раскладе очевидна ценность выполнения сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта.
Вышеизложенная ситуация обуславливает необходимость пересмотра текущую стратегию налоговой политики в области налогообложения недвижимости, при этом стоит учесть важность согласования экономических интересов государства и налогоплательщика на основе оптимального уровня налогообложения.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование практики налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать историю развития налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах;
- исследовать нормативно-правовую базу регулирования недвижимости в РФ;
- исследовать особенности и порядок налогообложения недвижимого имущества в российской и зарубежной практике;
- провести сравнительный анализ налогообложения имущества физических лиц и организаций в зарубежных странах и РФ;
- проанализировать поступления земельного налога, налогов на имущество организаций и физических лиц в консолидированный бюджет РФ и налога на недвижимость зарубежных стран;
- выявить проблемы налогообложения недвижимости в РФ и наметить пути его совершенствования.
Объектом исследования является налогообложение недвижимости в зарубежных странах и РФ.
Предметом исследования является механизм исчисления и взимания налоговых платежей при налогообложении недвижимости в РФ и за рубежом.
Методологической и теоретической основой написания выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные документы по теме исследования, в том числе Налоговый кодекс РФ, монографии, учебные пособия, труды отечественных и зарубежных экономистов по данной теме, тематические публикации в периодической печати и интернет-источников таких авторов, как С. В. Богачев, Е. В. Иванкина, Ю. Ю. Косенкова, И. В. Лукашова, А. В. Осенняя, И. В. Будагов, Б. А. Хакук, Е. С. Бондаренко, Е. П. Поспелова, С. А. Липски, В. Б. Токарев и т.д.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка использованных источников, приложений.
В первой главе рассмотрена история развития налогообложения недвижимости в РФ и зарубежных странах, приведена характеристика нормативно -правовых актов, регулирующих налоги с недвижимости.
Во второй главе работы проведен сравнительный анализ налогообложения недвижимости в странах стран ОЭСР и России, осуществлен анализ поступлений от налогообложения недвижимости в РФ и наиболее развитых стран ОЭСР таких как, Великобритания, Канада, США, Корея и Израиль. Выявлены существующие проблемы налогообложения недвижимости в России, а также предложены решения по его оптимизации.
В дипломной работе исследована история становления и развития налогообложения недвижимости за рубежом и в РФ. Определено, что взимание налога на недвижимое имущество берет начало с древних времен - с Древнего мира. В некоторых странах Европы по сей день действует подобная практика взимания налога на недвижимость, сформированная еще десятки и даже сотни лет назад, претерпевшая лишь незначительные изменения. Наблюдается сокращение группы объектов налогообложения до двух единиц (земля, здание и сооружение). Также в отношении совокупности налоговых баз можно отметить сохранение их первозданного вида, только некоторая ее часть упразднилась (расчет по количеству, размеру, а также широте фасада здания).
Даны характеристики нормативно-правовых документов по уровням регулирования, а также объектов налогообложения недвижимости. Выявлена проблема некорректного построения стратегии ведения налогообложения недвижимости в РФ, что влечет к затормаживанию экономического развития и в результате несет исключительно фискальный характер без учета потребностей населения.
Приведена сравнительная характеристика налогообложения недвижимости зарубежной и российской практики, в результате которой предложены следующие рекомендации по улучшению:
- признать налогоплательщиками арендаторов недвижимости;
- применять в качестве налоговой базы рыночную стоимость объекта недвижимости и использовать соответствующую прогрессивную ставку налогообложения;
- облагать налогом продавца и покупателя по сделке с недвижимым имуществом;
- использовать прогрессивную шкалу со смешанными ставками, обозначенными на определенных интервалах стоимости недвижимости;
- предоставлять освобождение от уплаты налогов на определенный срок;
- ввести в действие льготу в виде установления налоговой базы в процентном соотношении к кадастровой стоимости;
- увеличить периодичность оценивания недвижимости с 3-5 лет до 8-10 лет.
Также рассмотрены особенности проведения налоговых проверок и налогового контроля в зарубежных странах и РФ. Приведены отличительные особенности ведения контрольных мероприятий в отношении налогообложения недвижимости в РФ от остальных налогов, а также примеры налогового контроля за рубежом и раскрыта процедура налоговой проверки в США.
Предлагается усовершенствовать картографическую основу, установить обязательность нотариального удостоверения всех документов, относящиеся к объектам недвижимости, а также ввести принцип «границ общего характера» в целях снижения споров по оспариванию границ земельных участков.
Проведен анализ поступлений по налогообложению недвижимости в бюджет РФ и зарубежных странах, который показал, что средний удельный вес в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет РФ за весь анализируемый период - 6,8%. Определено, что показатель соответствует средним показателем в странах ОЭСР, к примеру, подобный результат имеют такие государства, как Греция, Ирландия, Исландия, Италия и Новая Зеландия.
В частности, детально проанализированы поступления по налогу на недвижимость в Южной Корее. В результате выявлена положительная тенденция поступлений по налогу на недвижимость, при этом большую часть поступлений приносят организации; в составе физических лиц основная налоговая нагрузка по данному налогу лежит на пенсионеров.
По поступлениям от налогообложения недвижимости в РФ следует отметить, что по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц прослеживается тенденция роста поступлений в консолидированный бюджет РФ. Однако за анализируемый период наблюдается рост выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот налогоплательщикам по всем налогам.
За последние два года выпадающие доходы от предоставления льгот организациям занимали соответственно 44,6% и 52,1% доли от всех поступлений по налогу на имущество организаций в консолидированный бюджет РФ.
Подобную тенденцию можно наблюдать и у не поступивших земельных налогов в бюджет в связи с предоставлением льгот физическим лицам, темп роста которых равен 220% относительно начала анализируемого периода (2011 г.) и 111,5% относительно 2015 г. При этом наибольшую часть не поступивших налогов приходится по льготам, установленным на местном уровне (в среднем 95%).
Результат анализа также показал, что в 2016 г. на 1 юридическое лицо приходится 663,3 тыс. р. (7,2% роста по отношению к 2015 г.) не поступившего земельного налога по льготе и 273,4 тыс. р. (4% сокращения по отношению к 2015 г.) подлежащего к уплате налога. Таким образом, суммы налога, не поступившего налога в бюджет по льготе, превалируют над исчисленной суммой налога к уплате на 389,9 тыс. р.
На 1 налогоплательщика по налогу на имущество физических лиц приходится больше суммы не поступившего налога в связи с предоставлением льготы, нежели налога, подлежащей к уплате в бюджет.
Несмотря на важное значение поддержки социально незащищенных слоев населения и предпринимаемых различных мер по минимизации налоговой нагрузки для этих категорий налогоплательщиков, полное их освобождение от уплаты налогов на федеральном уровне показало свою неэффективность в связи с большими бюджетными потерями. Поэтому предоставление льгот по налогу на имущество физических лиц должно осуществляться с учетом соблюдения критерия нуждаемости при их установлении.
Даны характеристики нормативно-правовых документов по уровням регулирования, а также объектов налогообложения недвижимости. Выявлена проблема некорректного построения стратегии ведения налогообложения недвижимости в РФ, что влечет к затормаживанию экономического развития и в результате несет исключительно фискальный характер без учета потребностей населения.
Приведена сравнительная характеристика налогообложения недвижимости зарубежной и российской практики, в результате которой предложены следующие рекомендации по улучшению:
- признать налогоплательщиками арендаторов недвижимости;
- применять в качестве налоговой базы рыночную стоимость объекта недвижимости и использовать соответствующую прогрессивную ставку налогообложения;
- облагать налогом продавца и покупателя по сделке с недвижимым имуществом;
- использовать прогрессивную шкалу со смешанными ставками, обозначенными на определенных интервалах стоимости недвижимости;
- предоставлять освобождение от уплаты налогов на определенный срок;
- ввести в действие льготу в виде установления налоговой базы в процентном соотношении к кадастровой стоимости;
- увеличить периодичность оценивания недвижимости с 3-5 лет до 8-10 лет.
Также рассмотрены особенности проведения налоговых проверок и налогового контроля в зарубежных странах и РФ. Приведены отличительные особенности ведения контрольных мероприятий в отношении налогообложения недвижимости в РФ от остальных налогов, а также примеры налогового контроля за рубежом и раскрыта процедура налоговой проверки в США.
Предлагается усовершенствовать картографическую основу, установить обязательность нотариального удостоверения всех документов, относящиеся к объектам недвижимости, а также ввести принцип «границ общего характера» в целях снижения споров по оспариванию границ земельных участков.
Проведен анализ поступлений по налогообложению недвижимости в бюджет РФ и зарубежных странах, который показал, что средний удельный вес в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет РФ за весь анализируемый период - 6,8%. Определено, что показатель соответствует средним показателем в странах ОЭСР, к примеру, подобный результат имеют такие государства, как Греция, Ирландия, Исландия, Италия и Новая Зеландия.
В частности, детально проанализированы поступления по налогу на недвижимость в Южной Корее. В результате выявлена положительная тенденция поступлений по налогу на недвижимость, при этом большую часть поступлений приносят организации; в составе физических лиц основная налоговая нагрузка по данному налогу лежит на пенсионеров.
По поступлениям от налогообложения недвижимости в РФ следует отметить, что по земельному налогу, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц прослеживается тенденция роста поступлений в консолидированный бюджет РФ. Однако за анализируемый период наблюдается рост выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот налогоплательщикам по всем налогам.
За последние два года выпадающие доходы от предоставления льгот организациям занимали соответственно 44,6% и 52,1% доли от всех поступлений по налогу на имущество организаций в консолидированный бюджет РФ.
Подобную тенденцию можно наблюдать и у не поступивших земельных налогов в бюджет в связи с предоставлением льгот физическим лицам, темп роста которых равен 220% относительно начала анализируемого периода (2011 г.) и 111,5% относительно 2015 г. При этом наибольшую часть не поступивших налогов приходится по льготам, установленным на местном уровне (в среднем 95%).
Результат анализа также показал, что в 2016 г. на 1 юридическое лицо приходится 663,3 тыс. р. (7,2% роста по отношению к 2015 г.) не поступившего земельного налога по льготе и 273,4 тыс. р. (4% сокращения по отношению к 2015 г.) подлежащего к уплате налога. Таким образом, суммы налога, не поступившего налога в бюджет по льготе, превалируют над исчисленной суммой налога к уплате на 389,9 тыс. р.
На 1 налогоплательщика по налогу на имущество физических лиц приходится больше суммы не поступившего налога в связи с предоставлением льготы, нежели налога, подлежащей к уплате в бюджет.
Несмотря на важное значение поддержки социально незащищенных слоев населения и предпринимаемых различных мер по минимизации налоговой нагрузки для этих категорий налогоплательщиков, полное их освобождение от уплаты налогов на федеральном уровне показало свою неэффективность в связи с большими бюджетными потерями. Поэтому предоставление льгот по налогу на имущество физических лиц должно осуществляться с учетом соблюдения критерия нуждаемости при их установлении.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РОССИИ
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРЕДПОСЫЛКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ: ДЕЙСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА И
ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2020 - СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ(12.00.14 )
Диссертации (РГБ), налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2001 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018



