ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основания процесса непрерывного 8
образования педагогов в системе повышения квалификации
1.1. Система повышения квалификации педагогов - 8
история вопроса
1.2. Факторы непрерывного образования педагогов в 20
современных условиях
1.3. Современный педагог - требования к уровню 36
квалификации
1.4. Процесс повышения квалификации в современных 51
условиях - особенности и трудности
Выводы по первой главе 61
Глава I I. Практические основания процесса непрерывного 64
образования педагогов в системе повышения квалификации
2.1. Запросы и требования педагогов к системе 64
повышения квалификации
2.2. Процесс сопровождения непрерывного образования 81
педагогов в системе повышения квалификации
Выводы по второй главе 93
Заключение 95
Список литературы 98
Приложение
Глава I. Теоретические основания процесса непрерывного 8
образования педагогов в системе повышения квалификации
1.1. Система повышения квалификации педагогов - 8
история вопроса
1.2. Факторы непрерывного образования педагогов в 20
современных условиях
1.3. Современный педагог - требования к уровню 36
квалификации
1.4. Процесс повышения квалификации в современных 51
условиях - особенности и трудности
Выводы по первой главе 61
Глава I I. Практические основания процесса непрерывного 64
образования педагогов в системе повышения квалификации
2.1. Запросы и требования педагогов к системе 64
повышения квалификации
2.2. Процесс сопровождения непрерывного образования 81
педагогов в системе повышения квалификации
Выводы по второй главе 93
Заключение 95
Список литературы 98
Приложение
Процессы модернизации, происходящие сегодня в социально-экономической сфере современного общества, предъявляют новые требования к уровню профессиональной квалификации и компетентности современного педагога. Возникла необходимость в качественно иной подготовке педагога - компетентного педагога, позволяющего сочетать фундаментальность базовых знаний с инновационностью мышления и практико-ориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных образовательных проблем. Возросшие требования к профессиональной компетентности педагога в условиях реализации федеральных государственных стандартов и нового профессионального стандарта диктуют необходимость использования современных образовательных технологий в профессиональной деятельности. Это обуславливает систематическое повышение квалификации. Однако современные исследования показывают, что даже регулярное прохождение курсовой подготовки, не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою профессиональную работу соответственно изменениям, происходящим в системе образования, и, следовательно, снижает их готовность к инновационной деятельности.
Происходящие в российском образовании процессы модернизации и стандартизации нацеливают современного педагога меняться. Особое внимание уделяется не только личностному развитию педагогов, но непрерывному образованию педагогов, т.е. постоянному
профессиональному росту. В связи с этим для каждого педагога становится очевидной необходимость постоянного и системного профессионального обучения, когда принцип "образование на всю жизнь» приобретает иное звучание - "образование через всю жизнь" [1].
Непрерывность образования человека, педагогического работника - объективное требование времени. Дополнительное профессиональное образование, являясь частью системы образования Российской Федерации «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [45].
Новые требования к педагогическим кадрам, сформулированные в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.), и Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартах, не позволяют педагогу ограничиваться усвоением определенной суммы знаний в процессе формального и неформального образования, соответственно возникает необходимость проектирования индивидуальных маршрутов собственного развития [86].
Проблемы стимулирования педагогов к непрерывному
профессиональному образованию являлись объектом исследований у С.Г. Вершловского, В.В. Горшковой, Е.И. Казаковой, Е.А. Медник, Е.Г. Матвиевской, А.А. Муравской, В.Г. Осипова, Н.Н. Суртаевой, А.П. Тряпицыной, Р.М. Шерайзиной и др. Особенности информального образования в системе непрерывного образования раскрыты в работах
А.И. Гордина, О.В. Гординой, О.В. Павловой, О.В. Ройтблат, Д.Г. Сидорова и др.
Анализ теории и практики непрерывного образования в системе дополнительного профессионального образования в современном мире позволил выделить противоречия:
- между новыми требованиями по сопровождению реализации непрерывного образования педагогических работников и ограниченными возможностями его осуществления организациями дополнительного профессионального образования ввиду недостаточно разработанного организационно-методического сопровождения этого процесса;
- между необходимостью расширения практики применения дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования и недостаточной разработанностью механизмов использования дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования;
- между требованиями, предъявляемыми к современному педагогу ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога и ориентацией педагога на профессиональные запросы или индивидуальные профессиональные потребности.
На основании вышеизложенного мы выделили проблему исследования - каким образом должен быть организован процесс непрерывного образования через систему повышения квалификации педагогических работников, чтобы достигался баланс между требованиями, предъявляемыми к современным педагогам со стороны государства ФГОС, профессиональный стандарт педагога и его собственными профессиональными потребностями и дефицитами?
Тема исследования - «Организация процесса непрерывного образования педагогов в современных условиях через систему повышения квалификации».
Объект исследования - процесс повышения квалификации
педагогических работников.
Предмет исследования - модель интернет - сопровождения
повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий.
Цель исследования - разработка модели повышения квалификации педагогов дошкольного образования по индивидуальным образовательным программам (ИОП) с использованием интернет-ресурсов и тьюторского сопровождения.
Задачи исследования:
1. Определить специфику и содержание дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольного образования в современных условиях.
2. Выявить достоинства и недостатки существующих моделей повышения
квалификации с применением дистанционных образовательных
технологий в организациях дополнительного профессионального
образования.
3. Сопоставить требования государства к современному педагогу и запросы самого педагога к системе повышения квалификации.
4. Разработать и апробировать модель сопровождения непрерывного
образования педагогов с использованием дистанционных
образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогических работников.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации
педагогических работников дошкольного образования будет эффективным, если:
- в основе модели повышения квалификации будут индивидуальные образовательные программы с использованием интернет - ресурсов;
- при построении индивидуальной образовательной программы будут учтены основные трудности и образовательные запросы самого педагога;
- будет организовано тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ, отвечающее положениям системного и компетентностного подходов.
Выбор методов исследования обусловлен особенностями теоретического и экспериментального исследования проблемы. Нами использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психологической и
педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседы, тестирование,
анкетирование, анализ продуктов деятельности педагогов.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что разработана модель повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам (ИОП) с использованием интернет-ресурсов и тьюторского сопровождения.
Практическая значимость: предлагаемая модель повышения
квалификации по индивидуальным образовательным программам (ИОП) с использованием интернет-ресурсов и тьюторского сопровождения может использоваться другими структурами повышения квалификации при работе с педагогами для преодоления профессиональных дефицитов, для удовлетворения профессиональных запросов и повышения активности педагогов непрерывно профессионально образовываться.
Происходящие в российском образовании процессы модернизации и стандартизации нацеливают современного педагога меняться. Особое внимание уделяется не только личностному развитию педагогов, но непрерывному образованию педагогов, т.е. постоянному
профессиональному росту. В связи с этим для каждого педагога становится очевидной необходимость постоянного и системного профессионального обучения, когда принцип "образование на всю жизнь» приобретает иное звучание - "образование через всю жизнь" [1].
Непрерывность образования человека, педагогического работника - объективное требование времени. Дополнительное профессиональное образование, являясь частью системы образования Российской Федерации «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [45].
Новые требования к педагогическим кадрам, сформулированные в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (2013 г.), и Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартах, не позволяют педагогу ограничиваться усвоением определенной суммы знаний в процессе формального и неформального образования, соответственно возникает необходимость проектирования индивидуальных маршрутов собственного развития [86].
Проблемы стимулирования педагогов к непрерывному
профессиональному образованию являлись объектом исследований у С.Г. Вершловского, В.В. Горшковой, Е.И. Казаковой, Е.А. Медник, Е.Г. Матвиевской, А.А. Муравской, В.Г. Осипова, Н.Н. Суртаевой, А.П. Тряпицыной, Р.М. Шерайзиной и др. Особенности информального образования в системе непрерывного образования раскрыты в работах
А.И. Гордина, О.В. Гординой, О.В. Павловой, О.В. Ройтблат, Д.Г. Сидорова и др.
Анализ теории и практики непрерывного образования в системе дополнительного профессионального образования в современном мире позволил выделить противоречия:
- между новыми требованиями по сопровождению реализации непрерывного образования педагогических работников и ограниченными возможностями его осуществления организациями дополнительного профессионального образования ввиду недостаточно разработанного организационно-методического сопровождения этого процесса;
- между необходимостью расширения практики применения дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования и недостаточной разработанностью механизмов использования дистанционных образовательных технологий в системе дополнительного профессионального образования;
- между требованиями, предъявляемыми к современному педагогу ФГОС ДО и профессиональным стандартом педагога и ориентацией педагога на профессиональные запросы или индивидуальные профессиональные потребности.
На основании вышеизложенного мы выделили проблему исследования - каким образом должен быть организован процесс непрерывного образования через систему повышения квалификации педагогических работников, чтобы достигался баланс между требованиями, предъявляемыми к современным педагогам со стороны государства ФГОС, профессиональный стандарт педагога и его собственными профессиональными потребностями и дефицитами?
Тема исследования - «Организация процесса непрерывного образования педагогов в современных условиях через систему повышения квалификации».
Объект исследования - процесс повышения квалификации
педагогических работников.
Предмет исследования - модель интернет - сопровождения
повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий.
Цель исследования - разработка модели повышения квалификации педагогов дошкольного образования по индивидуальным образовательным программам (ИОП) с использованием интернет-ресурсов и тьюторского сопровождения.
Задачи исследования:
1. Определить специфику и содержание дополнительного профессионального образования педагогических работников дошкольного образования в современных условиях.
2. Выявить достоинства и недостатки существующих моделей повышения
квалификации с применением дистанционных образовательных
технологий в организациях дополнительного профессионального
образования.
3. Сопоставить требования государства к современному педагогу и запросы самого педагога к системе повышения квалификации.
4. Разработать и апробировать модель сопровождения непрерывного
образования педагогов с использованием дистанционных
образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогических работников.
Гипотеза исследования: процесс повышения квалификации
педагогических работников дошкольного образования будет эффективным, если:
- в основе модели повышения квалификации будут индивидуальные образовательные программы с использованием интернет - ресурсов;
- при построении индивидуальной образовательной программы будут учтены основные трудности и образовательные запросы самого педагога;
- будет организовано тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ, отвечающее положениям системного и компетентностного подходов.
Выбор методов исследования обусловлен особенностями теоретического и экспериментального исследования проблемы. Нами использовались следующие методы:
- теоретические: изучение и анализ психологической и
педагогической литературы;
- эмпирические: наблюдение, беседы, тестирование,
анкетирование, анализ продуктов деятельности педагогов.
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что разработана модель повышения квалификации по индивидуальным образовательным программам (ИОП) с использованием интернет-ресурсов и тьюторского сопровождения.
Практическая значимость: предлагаемая модель повышения
квалификации по индивидуальным образовательным программам (ИОП) с использованием интернет-ресурсов и тьюторского сопровождения может использоваться другими структурами повышения квалификации при работе с педагогами для преодоления профессиональных дефицитов, для удовлетворения профессиональных запросов и повышения активности педагогов непрерывно профессионально образовываться.
Так как дополнительное профессиональное образование, неотъемлемая часть системы образования Российской Федерации, оно должно быть направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей педагога ДОО, на обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
Однако в виду недостаточно разработанного организационно-методического сопровождения этого процесса не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою профессиональную работу соответственно изменениям, происходящим в системе образования, и, следовательно, снижает их готовность к инновационной деятельности.
Выделенные нами противоречия, определили проблемное поле нашего исследования - узнать каким образом должен быть организован процесс непрерывного образования через систему повышения квалификации педагогических работников, чтобы достигался баланс между требованиями, предъявляемыми к современным педагогам со стороны государства ФГОС, профессиональный стандарт педагога и его собственными профессиональными потребностями и дефицитами.
Все вышеизложенное определило, что объектом нашего исследования станет процесс повышения квалификации педагогических работников; предметом исследования - модель интернет - сопровождения повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий; а целью исследования - разработка модели повышения квалификации педагогов дошкольного образования по индивидуальной образовательной программе (ИОП) с использованием интернет-ресурсов и тьюторского сопровождения. .
В результате исследований мы выяснили, что одним из главных условий процесса непрерывного профессионального образования педагогов ДОО является умение педагога выявить у себя профессиональные дефициты, умение построить образовательный маршрут по преодолению этих дефицитов, умение рефлексировать и планировать и реализовывать свой дальнейший путь профессионального развития.
Продолжив исследования, мы предположили, что в ходе реализации предложенной нами модели повышения квалификации педагогов
дошкольного образования по индивидуальным образовательным
программам (ИОП) с использованием интернет -ресурсов и тьюторского сопровождения процесс повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования будет эффективным и они не только удовлетворят свои профессиональные запросы и смогут самостоятельно простраивать образовательный маршрут и у них возрастет уровень
заинтересованности профессионально меняться и расти.
Подводя итоги формирующего этапа, мы можем констатировать, что тьюторское сопровождение - консультирование педагогов, помощь тьютора в умении педагога оценивать свои проблемные профессиональные поля, совместное с тьютором составление индивидуальной образовательной программы, избыточность вариативных модулей и возможность
самостоятельного выбора педагогами вариативных модулей - все вышеперечисленное, дало возможность педагогам самостоятельно проявить познавательную активность за время обучения на курсах повышения квалификации, узнать больше, чем обозначено содержанием программы в 72 часа. Тем самым повысить качество полученных на курсах повышения квалификации знаний и умений, а так же в востребованности педагогов экспериментальной группы получать консультации , удовлетворяя свои профессиональные интересы.
Таким образом, гипотеза о том, что процесс повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования будет эффективным, если: в основе модели повышения квалификации будут индивидуальные образовательные программы с использованием интернет - ресурсов, при построении индивидуальной образовательной программы будут учтены основные трудности и образовательные запросы самого педагога, будет
организовано тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ, отвечающее положениям системного и компетентностного подходов доказана. Цель исследования достигнута.
Перспективу исследования может составить дальнейшая проверка результативности предложенной модели в системе ДПО на курсах повышения квалификации педагогов ДОО.
Однако в виду недостаточно разработанного организационно-методического сопровождения этого процесса не позволяет педагогу своевременно перестраивать свою профессиональную работу соответственно изменениям, происходящим в системе образования, и, следовательно, снижает их готовность к инновационной деятельности.
Выделенные нами противоречия, определили проблемное поле нашего исследования - узнать каким образом должен быть организован процесс непрерывного образования через систему повышения квалификации педагогических работников, чтобы достигался баланс между требованиями, предъявляемыми к современным педагогам со стороны государства ФГОС, профессиональный стандарт педагога и его собственными профессиональными потребностями и дефицитами.
Все вышеизложенное определило, что объектом нашего исследования станет процесс повышения квалификации педагогических работников; предметом исследования - модель интернет - сопровождения повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования с применением дистанционных образовательных технологий; а целью исследования - разработка модели повышения квалификации педагогов дошкольного образования по индивидуальной образовательной программе (ИОП) с использованием интернет-ресурсов и тьюторского сопровождения. .
В результате исследований мы выяснили, что одним из главных условий процесса непрерывного профессионального образования педагогов ДОО является умение педагога выявить у себя профессиональные дефициты, умение построить образовательный маршрут по преодолению этих дефицитов, умение рефлексировать и планировать и реализовывать свой дальнейший путь профессионального развития.
Продолжив исследования, мы предположили, что в ходе реализации предложенной нами модели повышения квалификации педагогов
дошкольного образования по индивидуальным образовательным
программам (ИОП) с использованием интернет -ресурсов и тьюторского сопровождения процесс повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования будет эффективным и они не только удовлетворят свои профессиональные запросы и смогут самостоятельно простраивать образовательный маршрут и у них возрастет уровень
заинтересованности профессионально меняться и расти.
Подводя итоги формирующего этапа, мы можем констатировать, что тьюторское сопровождение - консультирование педагогов, помощь тьютора в умении педагога оценивать свои проблемные профессиональные поля, совместное с тьютором составление индивидуальной образовательной программы, избыточность вариативных модулей и возможность
самостоятельного выбора педагогами вариативных модулей - все вышеперечисленное, дало возможность педагогам самостоятельно проявить познавательную активность за время обучения на курсах повышения квалификации, узнать больше, чем обозначено содержанием программы в 72 часа. Тем самым повысить качество полученных на курсах повышения квалификации знаний и умений, а так же в востребованности педагогов экспериментальной группы получать консультации , удовлетворяя свои профессиональные интересы.
Таким образом, гипотеза о том, что процесс повышения квалификации педагогических работников дошкольного образования будет эффективным, если: в основе модели повышения квалификации будут индивидуальные образовательные программы с использованием интернет - ресурсов, при построении индивидуальной образовательной программы будут учтены основные трудности и образовательные запросы самого педагога, будет
организовано тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных программ, отвечающее положениям системного и компетентностного подходов доказана. Цель исследования достигнута.
Перспективу исследования может составить дальнейшая проверка результативности предложенной модели в системе ДПО на курсах повышения квалификации педагогов ДОО.
Подобные работы
- Научно-методическое сопровождения развития профессиональной компетентности педагога как условия качества образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КАК УСЛОВИЕ
РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Организация групповых форм методической работы как условия повышения кадровой компетентности педагогов дошкольного образования (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕДРЕНИЕ РОБОТОТЕХНИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Интерактивные методы обучении как средство формирования профессиональных компетенции обучающихся в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Способы повышения мотивации к профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Управленческое консультирование по разработке модели
профессионального развития педагога в условиях сетевого
взаимодействия
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Методическое сопровождение профессионального развития педагога дошкольного образования
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Развитие управленческой культуры руководителей учреждений образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2015



