ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятий «безопасность» и «безопасное
поведение» 8
1.2. Влияние неблагоприятных факторов социальной
микросреды на безопасность младших школьников 17
1.3. Методы и приёмы формирования у младших школьников
безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 24
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса
формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 34
2.1. Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования
у учащихся безопасного поведения в социуме 34
2.2. Диагностика уровня готовности младших школьников
к безопасному поведению в социуме 39
2.3. Проектирование процесса формирования у младших
школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятий «безопасность» и «безопасное
поведение» 8
1.2. Влияние неблагоприятных факторов социальной
микросреды на безопасность младших школьников 17
1.3. Методы и приёмы формирования у младших школьников
безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 24
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса
формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 34
2.1. Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования
у учащихся безопасного поведения в социуме 34
2.2. Диагностика уровня готовности младших школьников
к безопасному поведению в социуме 39
2.3. Проектирование процесса формирования у младших
школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчива незрелая, формирующаяся личность младшего школьника. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитация многих нравственных ориентиров, приводят к формированию у детей чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем.
Актуальность проблемы формирования у младших школьников основ безопасного поведения в социуме обусловлена возросшими в обществе рисками для жизни детей, ухудшением криминогенной обстановки в городах и населенных пунктах, изменениями, которые произошли в сознании людей, в их ценностных ориентациях, и, в связи с этим, всё возрастающим вниманием общества к вопросам воспитания личности безопасного типа поведения, способной сохранять жизнь и здоровье в современном социуме .
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. Для младших школьников дополнительными факторами риска служат расширение пространства взаимодействия с окружающей социальной средой при поступлении в школу и их возрастные особенности (доверчивость, авторитет взрослых, впечатлительность, недостаточная сформированность логического мышления), из-за которых ребёнку сложно критически оценить поведение своё и окружающих с точки зрения безопасности.
Необходима тщательная подготовка подрастающего поколения к жизни в условиях, при которых возможно возникновение ситуаций опасности. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности.
В современном обществе недостаточная подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей. Проблема формирования безопасного поведения в социуме остаётся крайне актуальной, в связи с этим необходим поиск новых подходов к её решению в процессе обучения детей в школе. Чем раньше начать работу по просвещению детей о существующих опасностях социального происхождения, тем быстрее они приобретут опыт безопасного поведения в социуме.
В теоретическое осмысление проблемы формирования безопасного образа жизни на различных уровнях образования значительный вклад внесли
Э.А. Арустамов, С.В. Белов, Ю.В. Буравлёв, Е.Л. Вишневская, А.А. Гордеев, Н.А. Крючек, Я.Е. Палкевич, А.Т. Смирнов, С.С. Тверская.
Вопросы формирования безопасного поведения младших школьников рассматривались в исследованиях В.А. Аверина, М.М. Ведищевой, Р.В. Григорян, Э.Я. Егоровой, А.Г. Ковалёва, В.А. Петкевич, Г.П. Поповой, А.В. Тостановского, Е.П. Усановой и др.
Однако при несомненной теоретической значимости и практической важности для современной школы названных исследований, проблема формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме требует дальнейшей разработки. Очевидно противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха социальных рисков и реальным уровнем готовности младших школьников предвидеть, избегать и, в случае необходимости, правильно действовать в опасной ситуации.
В процессе школьного обучения младшие школьники получают неполное представление о безопасном поведении в ситуациях социального риска. Отсутствие активной познавательной деятельности учащихся в этой области в учебное и внеурочное время, в основе которой лежит самостоятельный поиск решения проблемной учебной задачи, не создает условий для формирования мотивов самосохранительного поведения, не обеспечивает использования полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни. Поэтому содержание и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности в рамках уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир» требуют совершенствования.
Это определило выбор темы нашего исследования: «Формирование у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших
школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- стимулировать к получению знаний о безопасном поведении через информирование учащихся о возможных социальных опасностях;
- организовывать проблемно-игровые ситуации для упражнения младших школьников в безопасном поведении;
- реализовать структурно-логическую модель взаимосвязанной урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир», направленную на выработку у учащихся навыков самосохранения в опасных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий «безопасность» и «безопасное поведение».
2. Рассмотреть неблагоприятные факторы социальной микросреды, влияющие на безопасность младших школьников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Провести анализ содержания программы и учебников «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования у учащихся безопасного поведения в социуме.
5. Определить уровень готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме.
6. Разработать и реализовать проект формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование; ситуации выбора; эксперимент.
База исследования: 3 класс МОУ «Дубовская СОШ с УИОП» Белгородского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой намечены основные методы и направления экспериментального исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятий «безопасность» и «безопасное поведение»; рассматриваются неблагоприятные факторы социальной микросреды, влияющие на безопасность младших школьников; теоретически обосновываются эффективные методы и приёмы формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлен анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования у обучающихся безопасного поведения в социуме; описываются ход и результаты диагностики уровня готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме, представлен проект реализации педагогических условий формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Актуальность проблемы формирования у младших школьников основ безопасного поведения в социуме обусловлена возросшими в обществе рисками для жизни детей, ухудшением криминогенной обстановки в городах и населенных пунктах, изменениями, которые произошли в сознании людей, в их ценностных ориентациях, и, в связи с этим, всё возрастающим вниманием общества к вопросам воспитания личности безопасного типа поведения, способной сохранять жизнь и здоровье в современном социуме .
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. Для младших школьников дополнительными факторами риска служат расширение пространства взаимодействия с окружающей социальной средой при поступлении в школу и их возрастные особенности (доверчивость, авторитет взрослых, впечатлительность, недостаточная сформированность логического мышления), из-за которых ребёнку сложно критически оценить поведение своё и окружающих с точки зрения безопасности.
Необходима тщательная подготовка подрастающего поколения к жизни в условиях, при которых возможно возникновение ситуаций опасности. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности.
В современном обществе недостаточная подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей. Проблема формирования безопасного поведения в социуме остаётся крайне актуальной, в связи с этим необходим поиск новых подходов к её решению в процессе обучения детей в школе. Чем раньше начать работу по просвещению детей о существующих опасностях социального происхождения, тем быстрее они приобретут опыт безопасного поведения в социуме.
В теоретическое осмысление проблемы формирования безопасного образа жизни на различных уровнях образования значительный вклад внесли
Э.А. Арустамов, С.В. Белов, Ю.В. Буравлёв, Е.Л. Вишневская, А.А. Гордеев, Н.А. Крючек, Я.Е. Палкевич, А.Т. Смирнов, С.С. Тверская.
Вопросы формирования безопасного поведения младших школьников рассматривались в исследованиях В.А. Аверина, М.М. Ведищевой, Р.В. Григорян, Э.Я. Егоровой, А.Г. Ковалёва, В.А. Петкевич, Г.П. Поповой, А.В. Тостановского, Е.П. Усановой и др.
Однако при несомненной теоретической значимости и практической важности для современной школы названных исследований, проблема формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме требует дальнейшей разработки. Очевидно противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха социальных рисков и реальным уровнем готовности младших школьников предвидеть, избегать и, в случае необходимости, правильно действовать в опасной ситуации.
В процессе школьного обучения младшие школьники получают неполное представление о безопасном поведении в ситуациях социального риска. Отсутствие активной познавательной деятельности учащихся в этой области в учебное и внеурочное время, в основе которой лежит самостоятельный поиск решения проблемной учебной задачи, не создает условий для формирования мотивов самосохранительного поведения, не обеспечивает использования полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни. Поэтому содержание и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности в рамках уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир» требуют совершенствования.
Это определило выбор темы нашего исследования: «Формирование у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших
школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- стимулировать к получению знаний о безопасном поведении через информирование учащихся о возможных социальных опасностях;
- организовывать проблемно-игровые ситуации для упражнения младших школьников в безопасном поведении;
- реализовать структурно-логическую модель взаимосвязанной урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир», направленную на выработку у учащихся навыков самосохранения в опасных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий «безопасность» и «безопасное поведение».
2. Рассмотреть неблагоприятные факторы социальной микросреды, влияющие на безопасность младших школьников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Провести анализ содержания программы и учебников «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования у учащихся безопасного поведения в социуме.
5. Определить уровень готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме.
6. Разработать и реализовать проект формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование; ситуации выбора; эксперимент.
База исследования: 3 класс МОУ «Дубовская СОШ с УИОП» Белгородского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой намечены основные методы и направления экспериментального исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятий «безопасность» и «безопасное поведение»; рассматриваются неблагоприятные факторы социальной микросреды, влияющие на безопасность младших школьников; теоретически обосновываются эффективные методы и приёмы формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлен анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования у обучающихся безопасного поведения в социуме; описываются ход и результаты диагностики уровня готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме, представлен проект реализации педагогических условий формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Проведенное исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. Необходима тщательная подготовка младших школьников к жизни в условиях, при которых как в природном, так и в социальном окружении возможно возникновение ситуаций опасности. Обращение к проблеме безопасности с раннего детства не только обеспечивает правильное поведение в условиях риска, но и формирует культуру безопасного поведения в обществе.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
Подробно рассмотрено понятие «безопасное поведение», выявлена его сущность; охарактеризованы негативные факторы социальной микросреды младшего школьника, представляющие для него опасность, выделены и апробированы педагогические условия эффективного формирования готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Безопасное поведение в социуме - это совокупность жизнеопределяющих морально-нравственных, осознанно воспринимаемых человеком правил поведения, обеспечивающих согласованное существование с самим собой и социальной средой.
Нами проанализирован учебно-методический комплект «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования безопасного поведения в социуме. Анализ показал, что данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка. Содержание программы и учебников позволяет учителю эффективно организовать работу по формированию безопасного образа жизни младших школьников.
Диагностический эксперимент выявил, что для большинства младших школьников (50%) характерен средний уровень готовности к безопасному поведению в социуме. Лишь у небольшого числа младших школьников (14 %) отмечен высокий уровень этой готовности, а у 8-ми человек из 22-х, участвующих в эксперименте (36%), готовность к безопасному поведению в социуме сформирована на низком уровне. Следовательно, необходима целенаправленная и систематическая работа учителя по повышению уровня готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме.
Проведенное экспериментальное исследование проблемы
формирования безопасного поведения младших школьников в социуме имело своей целью выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса.
В ходе нашего исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Реализация структурно-логической модели взаимосвязанной урочной и внеурочной деятельности; стимулирование учащихся к получению знаний о безопасном поведении через информирование о возможных социальных опасностях; организация проблемно-игровых ситуаций для упражнения младших школьников в безопасном поведении - действительно способствуют формированию безопасного поведения младших школьников в социуме.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования безопасного поведения младших школьников в социуме. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в детальном рассмотрении конкретных путей её решения: взаимодействия учителя с родителями; использования информационных технологий и активных форм обучения.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
Подробно рассмотрено понятие «безопасное поведение», выявлена его сущность; охарактеризованы негативные факторы социальной микросреды младшего школьника, представляющие для него опасность, выделены и апробированы педагогические условия эффективного формирования готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Безопасное поведение в социуме - это совокупность жизнеопределяющих морально-нравственных, осознанно воспринимаемых человеком правил поведения, обеспечивающих согласованное существование с самим собой и социальной средой.
Нами проанализирован учебно-методический комплект «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования безопасного поведения в социуме. Анализ показал, что данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка. Содержание программы и учебников позволяет учителю эффективно организовать работу по формированию безопасного образа жизни младших школьников.
Диагностический эксперимент выявил, что для большинства младших школьников (50%) характерен средний уровень готовности к безопасному поведению в социуме. Лишь у небольшого числа младших школьников (14 %) отмечен высокий уровень этой готовности, а у 8-ми человек из 22-х, участвующих в эксперименте (36%), готовность к безопасному поведению в социуме сформирована на низком уровне. Следовательно, необходима целенаправленная и систематическая работа учителя по повышению уровня готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме.
Проведенное экспериментальное исследование проблемы
формирования безопасного поведения младших школьников в социуме имело своей целью выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса.
В ходе нашего исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Реализация структурно-логической модели взаимосвязанной урочной и внеурочной деятельности; стимулирование учащихся к получению знаний о безопасном поведении через информирование о возможных социальных опасностях; организация проблемно-игровых ситуаций для упражнения младших школьников в безопасном поведении - действительно способствуют формированию безопасного поведения младших школьников в социуме.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования безопасного поведения младших школьников в социуме. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в детальном рассмотрении конкретных путей её решения: взаимодействия учителя с родителями; использования информационных технологий и активных форм обучения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА КРАЕВЕДЧЕСКОМ МАТЕРИАЛЕ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Работа педагога по формированию у младших школьников мотивации к Здоровому Образу Жизни
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Условия формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников при изучении окружающего мира (Сыктывкарский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Формирование толерантности младших школьников в поликультуриой образовательной среде школы
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ПОДРОСТКОВ
Магистерская диссертация, безопасность жизнедеятельности (БЖД). Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



