Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОЦИУМЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №74179

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
534
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность понятий «безопасность» и «безопасное
поведение» 8
1.2. Влияние неблагоприятных факторов социальной
микросреды на безопасность младших школьников 17
1.3. Методы и приёмы формирования у младших школьников
безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 24
Глава 2. Экспериментальное исследование процесса
формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 34
2.1. Анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования
у учащихся безопасного поведения в социуме 34
2.2. Диагностика уровня готовности младших школьников
к безопасному поведению в социуме 39
2.3. Проектирование процесса формирования у младших
школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 58
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру, предоставляющий человеку широкие возможности для самореализации, предполагает также массу проблем и рисков, к которым особенно восприимчива незрелая, формирующаяся личность младшего школьника. Развитие и повсеместное распространение технологий, неустойчивость социально-экономической обстановки, информационная избыточность порождают массовый психологический стресс, деформацию социальных взаимодействий, а также нарастание явлений отчуждения и одиночества. Сложность и неоднозначность межличностных отношений, выстроенных на потребительских ценностях, дискредитация многих нравственных ориентиров, приводят к формированию у детей чувства беспомощности в выстраивании отношений и самостоятельном решении жизненных проблем.
Актуальность проблемы формирования у младших школьников основ безопасного поведения в социуме обусловлена возросшими в обществе рисками для жизни детей, ухудшением криминогенной обстановки в городах и населенных пунктах, изменениями, которые произошли в сознании людей, в их ценностных ориентациях, и, в связи с этим, всё возрастающим вниманием общества к вопросам воспитания личности безопасного типа поведения, способной сохранять жизнь и здоровье в современном социуме .
В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья людей. Это во многом связано с увеличением опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности. Для младших школьников дополнительными факторами риска служат расширение пространства взаимодействия с окружающей социальной средой при поступлении в школу и их возрастные особенности (доверчивость, авторитет взрослых, впечатлительность, недостаточная сформированность логического мышления), из-за которых ребёнку сложно критически оценить поведение своё и окружающих с точки зрения безопасности.
Необходима тщательная подготовка подрастающего поколения к жизни в условиях, при которых возможно возникновение ситуаций опасности. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности.
В современном обществе недостаточная подготовка младших школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей. Проблема формирования безопасного поведения в социуме остаётся крайне актуальной, в связи с этим необходим поиск новых подходов к её решению в процессе обучения детей в школе. Чем раньше начать работу по просвещению детей о существующих опасностях социального происхождения, тем быстрее они приобретут опыт безопасного поведения в социуме.
В теоретическое осмысление проблемы формирования безопасного образа жизни на различных уровнях образования значительный вклад внесли
Э.А. Арустамов, С.В. Белов, Ю.В. Буравлёв, Е.Л. Вишневская, А.А. Гордеев, Н.А. Крючек, Я.Е. Палкевич, А.Т. Смирнов, С.С. Тверская.
Вопросы формирования безопасного поведения младших школьников рассматривались в исследованиях В.А. Аверина, М.М. Ведищевой, Р.В. Григорян, Э.Я. Егоровой, А.Г. Ковалёва, В.А. Петкевич, Г.П. Поповой, А.В. Тостановского, Е.П. Усановой и др.
Однако при несомненной теоретической значимости и практической важности для современной школы названных исследований, проблема формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме требует дальнейшей разработки. Очевидно противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха социальных рисков и реальным уровнем готовности младших школьников предвидеть, избегать и, в случае необходимости, правильно действовать в опасной ситуации.
В процессе школьного обучения младшие школьники получают неполное представление о безопасном поведении в ситуациях социального риска. Отсутствие активной познавательной деятельности учащихся в этой области в учебное и внеурочное время, в основе которой лежит самостоятельный поиск решения проблемной учебной задачи, не создает условий для формирования мотивов самосохранительного поведения, не обеспечивает использования полученных знаний, умений и навыков в реальной жизни. Поэтому содержание и методика преподавания основ безопасности жизнедеятельности в рамках уроков и внеурочных занятий по предмету «Окружающий мир» требуют совершенствования.
Это определило выбор темы нашего исследования: «Формирование у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме.
Предмет исследования - педагогические условия формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Гипотеза исследования: процесс формирования у младших
школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир» будет эффективным, если:
- стимулировать к получению знаний о безопасном поведении через информирование учащихся о возможных социальных опасностях;
- организовывать проблемно-игровые ситуации для упражнения младших школьников в безопасном поведении;
- реализовать структурно-логическую модель взаимосвязанной урочной и внеурочной работы по предмету «Окружающий мир», направленную на выработку у учащихся навыков самосохранения в опасных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятий «безопасность» и «безопасное поведение».
2. Рассмотреть неблагоприятные факторы социальной микросреды, влияющие на безопасность младших школьников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
4. Провести анализ содержания программы и учебников «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования у учащихся безопасного поведения в социуме.
5. Определить уровень готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме.
6. Разработать и реализовать проект формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической и методической литературы; наблюдение; анкетирование; тестирование; ситуации выбора; эксперимент.
База исследования: 3 класс МОУ «Дубовская СОШ с УИОП» Белгородского района Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность исследуемой проблемы, определены цель, задачи, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, в соответствии с которой намечены основные методы и направления экспериментального исследования.
В первой главе раскрывается сущность понятий «безопасность» и «безопасное поведение»; рассматриваются неблагоприятные факторы социальной микросреды, влияющие на безопасность младших школьников; теоретически обосновываются эффективные методы и приёмы формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Во второй главе представлен анализ учебно-методического комплекта «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования у обучающихся безопасного поведения в социуме; описываются ход и результаты диагностики уровня готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме, представлен проект реализации педагогических условий формирования у младших школьников безопасного поведения в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование показало, что рассматриваемая нами проблема является актуальной для современной школы. Необходима тщательная подготовка младших школьников к жизни в условиях, при которых как в природном, так и в социальном окружении возможно возникновение ситуаций опасности. Обращение к проблеме безопасности с раннего детства не только обеспечивает правильное поведение в условиях риска, но и формирует культуру безопасного поведения в обществе.
В ходе проведенного исследования была достигнута его цель и решены все поставленные задачи.
Подробно рассмотрено понятие «безопасное поведение», выявлена его сущность; охарактеризованы негативные факторы социальной микросреды младшего школьника, представляющие для него опасность, выделены и апробированы педагогические условия эффективного формирования готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме при изучении предмета «Окружающий мир».
Безопасное поведение в социуме - это совокупность жизнеопределяющих морально-нравственных, осознанно воспринимаемых человеком правил поведения, обеспечивающих согласованное существование с самим собой и социальной средой.
Нами проанализирован учебно-методический комплект «Окружающий мир» А.А. Плешакова на предмет формирования безопасного поведения в социуме. Анализ показал, что данный курс решает крайне важную для начальной школы задачу социализации ребенка. Содержание программы и учебников позволяет учителю эффективно организовать работу по формированию безопасного образа жизни младших школьников.
Диагностический эксперимент выявил, что для большинства младших школьников (50%) характерен средний уровень готовности к безопасному поведению в социуме. Лишь у небольшого числа младших школьников (14 %) отмечен высокий уровень этой готовности, а у 8-ми человек из 22-х, участвующих в эксперименте (36%), готовность к безопасному поведению в социуме сформирована на низком уровне. Следовательно, необходима целенаправленная и систематическая работа учителя по повышению уровня готовности младших школьников к безопасному поведению в социуме.
Проведенное экспериментальное исследование проблемы
формирования безопасного поведения младших школьников в социуме имело своей целью выявить и апробировать педагогические условия, способствующие эффективности этого процесса.
В ходе нашего исследования была подтверждена выдвинутая гипотеза. Реализация структурно-логической модели взаимосвязанной урочной и внеурочной деятельности; стимулирование учащихся к получению знаний о безопасном поведении через информирование о возможных социальных опасностях; организация проблемно-игровых ситуаций для упражнения младших школьников в безопасном поведении - действительно способствуют формированию безопасного поведения младших школьников в социуме.
Проведённое исследование не исчерпало всех аспектов проблемы формирования безопасного поведения младших школьников в социуме. Перспективы её дальнейшей разработки мы видим в детальном рассмотрении конкретных путей её решения: взаимодействия учителя с родителями; использования информационных технологий и активных форм обучения.



1. Аверин В.А. Психология детей и подростков: монография / В.А. Аверин. - Санкт-Петербург, 1994. - 135 с.
2. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Изд. дом «Дашков и К0», 2001. - 127 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие для студентов
педагогических институтов / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
4. Баль Л. В. Формирование здорового образа жизни российских подростков / Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2008. - 192 с.
5. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. сред. спец. Заведений / С.В. Белов. - М.: Высшая школа, 2002. - 357 с.
6. Буралёв Ю.В. Безопасность жизнедеятельности на транспорте: учеб. Для студентов вузов / Ю.В. Буралёв. - М.:Академия, 2010. - 288 с.
7. Ведищева М.М. Психогигиенические основы воспитания у младших школьников навыков безопасного поведения в отношении психоактивных веществ / автореф. дис. ... канд. биол. наук 14.00.07. - М., 2007. - 320 с.
8. Вишневская Е.Л. Основы безопасности жизнедеятельности / Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова. - М.: Русское слово, 2006. -224 с.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 398 с.
10. Гизатуллин Т.Г. Формирование личности специалиста безопасного типа поведения в системе компетентностно-ориентированного образования /Т.Г. Гизатуллин, А.С. Малин // Среднее профессиональное образование - 2009. - №1. - С. 38-41.
11. Головко Е. В. Методика преподавания естествознания/ Е.В. Головко // Психолого-педагогические основы начального образования: учеб. пособ. для студентов / Е. В. Головко и др. - Белгород, 2006. - С. 99-117.
12. Гордеев А.А. Информационно-психологический аспект безопасности общества и человека / А.А. Гордеев, И.Н. Зубов, Г.Н. Рукосуев. - М.: Агар, 2007. - 472 с.
13. Григорян Р.В. Продуктивное обучение как механизм формирования навыков безопасного поведения младших школьников / Р.В. Григорян // Эволюция образования в современном мире: мат-лы Международ. науч.- практ. конференции, Челябинск, 28 мая 2007 г. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун -та, 2007. - С. 39-48.
14. Григорян Р.В. Безопасное поведение учащихся школы как социально¬
педагогическая проблема / Р.В. Григорян // Студент и научно¬технический прогресс: мат-лы Международ. студ. конференции,
Новосибирск, 14мая, 2008 г. - Новосибирск: НГУ, 2008. - С. 245-249
15. Григорян Р.В. Особенности формирования навыков безопасного
поведения у учащихся начальной школы / Р.В. Григорян // Методические рекомендации для учителя / М.: Изд -во Института общего образования, 2005. - С.78-82.
16. Григорян Р.В. Организационно-педагогические условия формирования навыков безопасного поведения у учащихся начальной школы /Р.В. Григорян. - М.: МГОУ, 2006 - 157 с.
17. Григорян Р.В. Формирование основ безопасной жизнедеятельности у младших школьников в системе здоровьесберегающих технологий школы / Р.В. Григорян //Молодые ученые университета: Сб. научн. трудов. - М.: УРАО, 2008. - С. 78-86
18. Гуревич К.М. Психологическая диагностика детей и подростков: учебное
пособие для студентов / К.М. Гуревич, Е.М. Борисова. - М.:
Международная пед. академия, 1995. - 360 с.
19. Егорова Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Э.Я. Егорова. - Йошкар-Ола, 2004. - 199 с.
20. Зайцев Г.К. Здоровье школьников и учителей / Г.К. Зайцев. - СПб.: Акцидент, 1998. - 157 с.
21. Зайцев Г.К. Валеология. Культура здоровья / Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев. - Самара: Изд-во «Бахрам - М», 2003. - 207с.
22. Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» / О.В. Казакова, Н.А. Сбоева, П.И. Гаврилкина. - М.: «ВАКО», 2006. - 368 с.
23. Климова В. И. Человек и его здоровье / В.И. Климанова. - М.: Знание, 2007. - 192 с.
24. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников / А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1967. - 159 с.
25. Козловская Е.А. Обучение младших школьников безопасному поведению на улице / Е.А. Козловская// Начальная школа. - 2009. - №2.- С. 8-10.
26. Коробкин В.И. Экология / В.И. Коробкин, Л.В. Передельский. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 125 с.
27. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.:Просвещение,1972. - 255 с.
28. Крючек Н.А. Безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях: учебник для населения / Н.А. Крючек, В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Изд-во НЦЭНАС, 2003. - 264 с.
29. Лесгафт П. Ф. Руководство к физическому образованию детей школьного возраста. Психология нравственного и физического воспитания/ П.Ф. Лесгафт. - М.: МОДЭК, 1998. - 410 с.
30. Макарова Л.А. Безопасность жизнедеятельности / Л.А. Макарова, Т.И. Макеева, Т.В. Зюба. - СПб.: Акцидент, 2014. -156 с.
31. Марчук Н.Ю. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения// Психолого-педагогические технологии создания виртуальной образовательной среды для межкультурного взаимодействия: мат-лы Международной науч.-практ. конф., 21-23 мая 2013 г / Екатеринбург: УрГПУ, 2013. - С.67-69
32. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах: учебное пособие / А.В. Миронов. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 360 с.
33. Минаев Г.А. Теория безопасности организации / Г.А. Минаев, А.А. Прохожев. - М.: Логос, 2008. - 368 с.
34. Муравей Л.А. Экология и безопасность жизнедеятельности / Л.А. Муравей. - М.: ЮНИТИ; ДАНА, 2000. - 124 с.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 252 с.
36. Палкевич Я.Е. Выживание в городе. Выживание на море / Я.Е. Палкевич. - М.: «Карвет», 2002. - 229 с.
37. Петкевич В.А. Особенности восприятия младшими школьниками качеств личности безопасного типа / В.А. Петкевич// Особенности безопасности жинедеятельности. - 2008. - №4. - С. 47-50.
38. Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 класс: учебник для общеобраз. учрежд. В 2 ч.Ч.1/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
39. Плешаков А.А. «Окружающий мир» 2 класс: учебник для общеобраз.
учрежд. В 2 ч.Ч.2/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2012. - 143 с.
40. Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс: учебник для общеобраз.
учрежд. В 2 ч.Ч.1/ А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
41. Плешаков А.А. «Окружающий мир» 3 класс: учебник для общеобраз.
учрежд. В 2 ч.Ч.2 / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
42. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. - М.:Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. - С. 114-117.
43. Попова Г.П. Основы безопасной жизнедеятельности. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / Г.П. Попова. - Волгоград: Учитель, 2015. - 120 с.
44. Прокопьев И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе их воспитания (теория и практика): дис. д-ра пед. наук / Прокопьев Иван Павлович. - М.: 1983.¬416 с.
45. Римская Е.И. Урок нового типа. Основы безопасности жизни / Е.И. Римская // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2008. - № 2.- С. 7-11.
46. Родионов А.В. Элементы тренингов, уроков и студий в профилактических занятиях по программе «Здоровье» / А.В. Родионов, М.А. Ступницкая // Школа здоровья. - 2000. - № 4. - С. 28-36.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1976. - 279 с.
48. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас / Л.А. Сайдакова // Начальная школа. - 2002. - № 9. - С. 40-42.
49. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе / Л.П. Салеева. - М.: Речь, 2011. - 254
50. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе / Л.П. Салеева. - М.: Изд-во «Гном», 2003. - 49с.
51. Сапронов В.К. Безопасность жизнедеятельности и будущее человечества /
B. К. Сапронов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2009.- № 1.-
C. 4-8.
52. Сапронов В. К. Система знаний по безопасности - образовательная область ОБЖ / В.К. Сапронов, Б. Мишин // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2012. - № 5. - С. 9-12.
53. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.
54. Смирнов А.Т. Педагогические условия формирования основ безопасности жизнедеятельности учащихся общеобразовательных школ России: автореф. дис... канд. пед. наук 13.00.01 / Смирнов Анатолий Тихонович. - М., 1999.- 37 с.
55. Соловьев С.С. ОБЖ: тесты «Основы безопасности жизнедеятельности / С.С. Соловьев. - М.: Изд-во «Экзамен», 2006. - 124 с.
56. Сотник В.Ф. Кладовая здоровья / В.Ф. Сотник. - М.: Экология, 2011. - 34 с.
57. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю / В.А. Сухомлинский. - Ижевск: Изд-во ГУП «Удмуртия», 1981. - 224 с.
58. Татарникова Л.Г. Российская школа здоровья и индивидуального развития детей / Л.Г. Татарникова. - СПб.: Санкт - Пб ГУПМ, 2005. - 118 с.
59. Тверская С.С. Безопасность жизнедеятельности / С.С. Тверская. - М.: МОДЭК, 2005. - 189 с.
60. Ткачева Т. А. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании / Т.А. Ткачева, А.А. Томачев. - Красноярск, 2016. - 96 с.
61. Ткаченко Е. Гуманизация Российского образования / Е. Ткаченко// Народное образование. - 2005. - № 6. - С. 4-8.
62. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности / И.К. Топоров. - СПб: Союз специалистов по безопасности деятельности человека, 2012. - 176 с.
63. Тостановский А.В. Формирование умений безопасного поведения школьников [Электронный ресурс] // Знаменские чтения: по материалам конф. СурГПУ [Офиц. сайт]. URL: http: // www.eduhmao.ru / info /1 /6145 /83690/ (дата обращения: 21.03.2018).
64. Усанова Е.П. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях / Е.П. Усанова, Н.Н. Шарова // Школа здоровья. - 2008.- № 3-4. - С. 81-87.
65. Устинов В.И. Проблемы воспитания общественной культуры безопасности / В.И. Устинов, В.Е. Устинов, В.В. Попадейкин // Основы безопасности жизни. - 2015. - № 10. - С. 13-17.
66. Чехова А.Н. В начале жизни: записки детского врача психиатра / А.Н. Чехова. - М.: Просвещение, 2006. - 128 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ