Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования

Работа №7415

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы494стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
850
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Художественное просвещение и образование в культурной жизни России к началу XX века.
1.1. Исторические основания и научная задача изучения высшего художественно¬просветительного образования в России 35
1.2. Просветительные факторы развития культуры, народного и высшего образования в Рос¬сии к началу XX века 74
1.3. Социальные предпосылки необходимости подготовки специалистов в области художественного просвещения 105
Глава 2. Организационные и содержательные поиски культурно-просветительного образования (рубеж XIX-XX вв. - середина XX в.). Открытие художественно-просветительных специализаций в высших учебных заведениях.
2.1. Особенности развития научных основ культурно-просветительного образования 140
2.2. Пути развития культурно-просветительного образования 181
2.3. Подготовка специалистов в первых вузах 203
Глава 3. Художественно-просветительное образование в 60-80 годы.
3.1. Совершенствование системы художественно-просветительного образования в период "оттепели" 246
3.2. Дискуссии о профиле специализаций. Социальный заказ на специалиста 267
3.3. Содержание подготовки на художественных специализациях 304
Глава 4. Формирование системы высшего культурно-просветительного образования в 80-90 годы. Проблемы художественных специализаций.
4.1. Статистические параметры выпускаемых специалистов 334
4.2. Тенденции образовательной политики и перспективы реформирования художественно-просветительного образования 349
4.3. Регионализация высшего художественно-просветительного образования 394
Заключение 413
Библиография 454
Приложение 490




Актуальность исследования. Система нравственных ценностей и уровень культурного развития как общества в целом, так и отдельно взятой личности определяют, в конечном итоге, поступательное движение всей цивилизации. В условиях переживаемого Россией сложного периода в центре внимания продолжает оставаться человек и его духовный мир, а проблемы, связанные с художественным просвещением народа, не теряют значимости и привлекают внимание исследователей.
Объективная действительность свидетельствует о наличии кризисных явлений во многих сферах общественной жизни, происшедших в результате утраты исторических и духовных ценностей за последние десятилетия. Дальнейшее освоение культурного прошлого России, обращение к исконно национальным корням, представляются более чем актуальными и своевременными.
Всем ходом истории подтверждено, что культурный прогресс невозможен без постоянной циркуляции в духовной жизни плодотворных традиций - естественного процесса, прошедшего через века. Эффективность обращения к опыту прошлого определяется уровнем и глубиной знания истории, осознанностью реальных условий, установками на использование и развитие национального достояния и т.д.
К началу XX века усилиями педагогов и просветителей сформировались прогрессивные традиции художественного творчества, просвещения, образования, цель которых — овладеть магическими средствами, способствующими формированию духовного богатства личности; научиться передавать тайны великого мастерства.
В классических жанрах искусства вырабатывались методы обучения от начинающих до мастеров. Они позволили вырастить многие поколения блестящих исполнителей, замечательных педагогов, композиторов, крупных общественных деятелей. Параллельно развивалась народная культура, включающая многие направления художественного творчества. Известно, что иные исторические этапы отмечались заметными отходами от народных традиций, исключением их из культурного обихода. В другие времена национальные корни оживали в очередных реальностях, в контактах с новыми людьми и новой социальной средой, давая мощный всплеск и позитивный заряд общественным духовным силам. Сплав национальных традиций нашёл отражение в разнообразных формах художественно-просветительной деятельности и соответствующего образования.
Поскольку художественное просвещение, как синтетический предмет, привлекает знания из различных дисциплин, (истории, эстетики, психологии, педагогики, частных специальных методик и т.д.), можно рассмотреть его как составную часть культурно-просветительной деятельности, истории развития российского общества, его художественной культуры и образовательного процесса.
Художественно-просветительная мысль долгое время существовала в рассредоточенном виде. В связи с этим требуется тщательный анализ источников, прямо или косвенно включающих просветительное содержание. В основе просветительских явлений лежат педагогические элементы, представляющие исторически сложившуюся упорядоченную структуру. Её реконструирование поможет оптимальной работе художественно-просветительных систем. Исторически последовательное изучение документальных материалов позволяет проследить поступательное развитие художественно-просветительной мысли, определить слабые и сильные стороны теоретических исследований, преемственные взаимосвязи передовых педагогических идей и их реализацию в современной художественной педагогике.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Демократические, просветительские надежды "великого десятилетия" пытались претворить в жизнь на всех уровнях культуры, искусства и образования. Именно в этот период складывается представление о высшем художественно¬просветительном образовании, включающем в себя начальные, средние, высшие, довузовские, послевузовские, внешкольные, любительские и пр. образовательные уровни. Об этом свидетельствуют проанализированные диссертантом архивные материалы, работа министерств и ведомств в области культуры, искусства и образования.
В то же время всё более возрастала потребность в преподавателях художественно-просветительного направления с высшим образованием. В связи с этим в материалах министерств и ведомств выделяется назревшая необходимость начать широкую подготовку художественно-педагогических кадров.
Противоречие между постоянно констатируемой необходимостью повышения профессионального уровня и потребностью в кадрах, в широком просвещении народа решалась очень сложно и неоднозначно. Новые политические решения требовали немедленного, часто непродуманного действия. Однако приказы и распоряжения отраслевых министерств и ведомств, узаконивающие педагогическую, художественно-просветительную подготовку выпускников художественных специализаций лишь констатировались, не имели всесторонней практической реализации.
Были также разработаны перспективные темпы потребности в молодых специалистах с высшим и средним специальным образованием по учреждениям системы Министерства культуры СССР. Они могли бы внести оптимизм, однако, наряду с этим, основные предложения по совершенствованию учебных планов касались сокращения. Причём, сокращения приходились главным образом на специальные дисциплины.
Противоречия, ярко выраженные просветительские идеи пронизывали многочисленные совещания по реорганизации системы художественного и музыкального образования. В дискуссии заинтересованных лиц часто рождались теоретические выкладки, которые на долгие годы становились идеалом оптимально построенного учебного плана художественно-просветительной направленности.
В 60-70-е годы были приняты конкретные меры к созданию и расширению сети учебных заведений культурно-просветительного профиля. Данный отрадный факт создал условия для дальнейшей межотраслевой разобщённости культуры и образования. Это не могло не отразиться на проблемах подготовки художественно-просветительных кадров. Художественно-просветительный аспект растворялся в искусственно создаваемой межведомственной разобщённости и экономических проблемах.
Однако стремление наладить систему художественного образования и просвещения в 60-70 годы дало свои результаты. Большое значение имела широкая организация Министерством культуры социологических исследований, совещаний, конференций, в результате которых внедрялись новые учебные планы, отрабатывались технологии взаимодействия учреждений различных уровней системы, происходил обмен опытом и корректировка действий. Благодаря этой работе существенно пополнился и углубился фонд научных фактов, практического опыта. Наладилась система информации и программирования совместных действий посредством единой методической службы. Проводились перспективные научные изыскания.
В


1. Аверин В.А. Русские народные инструменты в системе музыкального образования в Красноярском крае (1920 — 1930-е гг.)// Русские народные инструменты (история, теория, методика). - Красноярск, 1993. — С.5-25.
2. Айзенштадт В.Н. Советский самодеятельный театр. Основные этапы развития. - Харьков, 1983.
3. Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художе¬ственного творчества и подготовки кадров в вузах культуры. - М., 1991.
4. Актуальные проблемы культуры и пути совершенствования высшего библио¬течного и культурно-просветительного образования. - М., 1981.
5. Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студен¬тов. - JL, 1985.
6. Акулович В.И. Культурно-просветительная деятельность первых руководите¬лей оркестров русских народных инструментов (В.В. Андреев, Н.И. Привалов): Автореф. дисс канд. пед наук/ ЛГИК. — Л., 1983.

455
7. Александрова Е.Я. Становление и развитие системы художественного обра¬за
зования в России XVIII — начала XX вв. — М., 1997.
8. Александрова Е.Я. Художественное образование в России: Историко-культурологический анализ: Дисс....д-ра. культурол. наук / МГУК. - М., 1997.
9. Александрова Е.Я. Художественное образование в России: Историко-
/
культурологический очерк. — М., 1998.
Ю.Алексахин Н. Матрёшка для базара // Народное образование, 1993, №4. - С.82-85.
11. Алексеев А. Русские пианисты. - М., 1948.
12. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., 1988.
13. Алешинцев И.А. История гимназического образования в России (XVIII и
XIX в.).-СПб., 1912.
14. Анализ работы клубных учреждений системы МК РСФСР за период 1975- 1980 г.г. - М.: ЦДНТ им. Н.К. Крупской (ротапринт), 1981.
15. Анастасьев А.И. О предметах преподавания в начальных школах // Русская школа. - 1893. -№1.
1 б.Анатология педагогической мысли: В 3-х томах. Т.2: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании / Сост. Н.Н. Кузьмин. - М., 1989.
17. Анатология педагогической мысли России XVIII в. / Вступ. ст. И.А. Солов- кова. - М., 1985.
18. Анатология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до ре¬форм 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. - М., 1987.
19. Анатология педагогической мысли России второй половины XIX - начала
XX в. / Сост. П.А. Лебедев. - М., 1990.
20. Андреев В.В. Великорусский оркестр и его значение для народа. — Пг., 1918.
21. Андреев В.В. Материалы и документы. - М., 1990.
22. Андреева Г.Я. Некоторые вопросы подготовки специалистов музыкальной самодеятельности в институте культуры // Актуальные проблемы возрождения

456
3* духовности, развития народного художественного творчества и подготовки
кадров в вузах культуры: Материалы республиканской научно-практической конференции 24-26 декабря 1991 года: 4.II. - М., 1991. - С.17-19.
23. Ан С.А., Ярлыкова Н.Г. Проблемы совершенствования художественного об-разования и воспитания в школе // Регионализация образования. - Барнаул,
1994. -С.40-42.
24. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. - М., Л., 1948.
* 25.Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.
26. Альтшуллер Н.Я. Театр прославленных мастеров. Очерки истории Алексан- дринской сцены. - М., 1968.
27. Атаманова Р.И. Совершенствование системы повышения квалификации культурно-просветительных работников в условиях непрерывного образования: Дисс....канд. пед. наук / МГИК. - М., 1990.
ф 28.Аушева И.У. Формирование просветительской направленности учебного
процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета: Дисс....канд. пед. наук / МГПИ. - М., 1990.
29. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мас¬терства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дисс.... д- ра. пед. наук / МГУК. - М., 1997.
30. Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР. - М.,
• 1986.
31. Бакланова Т.И. Теоретические основы педагогического руководства художе¬ственной самодеятельностью: Дисс....д-ра. пед. наук / ЛГИК. - Л., 1990.
32. Безбородова Л.А. Теория и методика дирижёрско-хоровой подготовки сту¬дентов к музыкально-просветительной деятельности: Дисс....д-ра. пед. наук / МГУК.-М., 1996.
у

457
33. Бережная M.JI. Социально-культурная деятельность российского студенче-ства в начале XX века: Дисс....канд. пед. наук / СПбАК. - СПб., 1997.
34. Беркман С., Долинский С. Массовая работа в клубе. - М., 1921.
35. Беркман С., Долинский С. Кружковая работа в клубе. - М., 1925.
36. Беркман С. Опыт методики клубной работы. — М., 1925.
37. Берлянчик М.М. Развитие художественной культуры исполнителя в музы¬кальном лицее.// Музыкальный лицей: задачи, проблемы, перспективы. — Ново-сибирск, 1989.
38. Бердяев Н.А. Собрание сочинений. - Париж, 1985.
39. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. // О России и русской философской культуре: Философы рус¬ского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990. - С.43-271.
40. Библиография журнальной литературы по вопросам внешкольного образо¬вания за послереволюционный период (1917-1919). — М., 1920.
41. Блок В. Между двух школ...// Музыкальная жизнь, 1991, №4. - С.8.
42. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. - М., 1979.
43. Богданов-Березовский В.В. Оперное и балетное творчество Чайковского. — М.;-Л., 1940.
44. Богданов Л.П. Культурологическое образование. Состояние и перспективы // Высшее образование в России. - 1993. - №3. - С.28-36.
45. Богуславская И.Я. Проблемы формирования местных художественных осо¬бенностей в народном искусстве: Автореф. дисс.... д-ра искусствоведения / МГК.-М., 1967.
46. Болочагина В.В. Формирование технологической системы стандартизации высшего образования в сфере культуры: организационно-педагогический ас¬пект: Автореф. дисс....канд. пед. наук / МГУК. - М., 1998.
47. Болыченцев Г. О массовой музыкальной культуре. - Курск, 1930.
48. Борисенков В.П. Школа России: прошлое и настоящее // Педагогика. - 1993.
- №4. - С.3-5.
У

458
49. Бороздин И.Н. Университеты в России в эпоху 60-х годов. // История России в XIX веке. Т.4. - СПб., 1908. - С.185-212.
50. Бортникова Т.Г. Целостный подход к учебно-воспитательному процессу в вузе культуры как условие формирования личности специалиста: Дисс....канд. пед. наук / МГУК. - М., 1993.
51. Булатова Л.Б. Е.Ф.Гнесина - выдающийся деятель отечественного фортепи¬анного искусства. Педагогические принципы и творческое наследие: Дисс...канд. искусствоведения / МГМПИ. - М., 1994.
52. Бунаков Н.Ф. Записки. Моя жизнь в связи с общерусской жизнью и преиму¬щественно провинциальной. - СПб., 1909.
53. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1953.
54. Бурдо А. А в "метрополитен" хорошая погода! (по материалам изданий "Метрополитен-опера") // Культура. - 1995. - 15 апреля.
55. Буцкой А. Самодеятельное музыкальное творчество в массовой работе // Музыка и революция. - 1929. - №5.
56. Быстров В. Аттестуется вуз.... // Высшее образование в России, 1995, №3. - С.3-9.
57. Бюллетень 2-го Всероссийского съезда политпросветов. 1921, 25 октября.
58. Бюллетень государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию. - 1994. - №4-5.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ