Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОРИГАМИ

Работа №74124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы87
Год сдачи2018
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
352
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития образного мышления младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами 8
1.1. Сущность образного мышления 8
1.2. Особенности развития образного мышления младших
школьников на уроках технологии 15
1.3. Оригами как средство развития образного мышления младших школьников 22
Глава 2. Методические основы развития образного мышления младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами 31
2.1. Аспектный анализ программ и учебников по технологии с
точки зрения рассматриваемой проблемы 31
2.2. Диагностика уровня развития образного мышления младших
школьников 39
2.3. Проектирование экспериментальной работы по развитию образного мышления младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами 44
Заключение 52
Библиографический список 54
Приложение 60


Обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства - главная задача российской образовательной политики.
Одна из задач современной общеобразовательной школы - это выявление и развитие творческих способностей учащихся. Одной из составляющих творческих способностей является образное мышление. Воспитание человека, нестандартно мыслящего, легко решающего возникшие перед ним задачи, в постоянно изменяющемся мире, может быть решена в результате развития творческого потенциала, который осуществляется в процессе развития об¬разного мышления.
Сложившаяся в России система образования большое внимание уделяет развитию рационально-логического мышления учащихся, нередко противопоставляя его мышлению образному и отводя последнему второстепенную роль в учебном процессе. Однако в свете новой концепции образования, актуализировавшей идеи гуманизации и гуманитаризации, провозгласившей приоритет культурных ценностей, главенство духовного развития личности, огромное значение в структуре учебно-познавательной деятельности приобретает образное мышление, обеспечивающее целостность и контекстуальность восприятия объектов познания, обогащающее духовную сферу человека. Именно образное мышление характерно для детей младшего школьного возраста, и от степени его развития зависит успешность ребенка в учебной деятельности. Образное мышление у учащихся младшего школьного возраста эффективно развивается в различных видах художественно-творческой деятельности.
Развитие образного мышления как условие общего интеллектуального развития личности, активизации эмоциональной восприимчивости и творческого воображения, рассматривали такие ученые, как С.Г. Абрамова, Б.Г. Ананьев, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н.М. Конышева, А.А. Мелик- Пашаев, С.В. Мухина, Р.Н. Немов, В.С. Ротенберг и др. Установлено, что наиболее сензитивным в отношении развития образного мышления является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.
Важная черта уроков технологии в начальной школе - возможность всестороннего и гармоничного развития личности учащихся, поскольку предметно-практическая деятельность оказывает положительное воздействие на разные стороны личности в целом. Практическая деятельность находится в тесном взаимодействии с мыслительными операциями. На уроках технологии, как правило, ставится задача реализации на практике образов, представлений. Это требует умения установить взаимосвязи между элементами создаваемой конструкции на идеальном уровне и в соответствии с этим установить связи между возможными действиями и их результатами, определить последовательность действий. Методически грамотно разработанная организация практической деятельности учеников, требующей решения конструкторских задач, способствует выработке таких важных качеств мышления, как конструктивность и гибкость, активно формирует познавательные процессы и в результате значительно эффективнее способствует их интеллектуальному развитию (Конышева, 2007). Практическая работа на уроках технологии в начальной школе предполагает формирование и развитие у детей определённых качеств мышления, общей способности мыслить.
Одним из средств активизации творческого потенциала личности на уроках технологии в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой (Прокопенко, 2005).
В ходе работы в технике оригами ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать тонкие движения рук. Оригами развивает образное мышление, развивает умение мысленно оперировать объемными предметами (Прокопенко, 2005).
Оригами как средство обучения и воспитания школьников рассматривается в исследованиях С.Ю. Афонькина, Г.А. Соколовой, Т.Б. Сержантовой, Г.И. Прокопенко и др.
Не смотря на актуальность и значимость проблемы развития образного мышления младших школьников, анализ методической литературы показывает, что недостаточно представлены методы, приемы, средства развития об¬разного мышления младших школьников в процессе изучения оригами на уроках технологии. Вышесказанное определило выбор темы исследования: «Развитие образного мышления младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития образного мышления младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объектом исследования является процесс развития образного мышления младших школьников.
Предметом исследования выступают педагогические условия развития образного мышления у младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами.
Гипотеза исследования: развитие образного мышления младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами будет эффективным, если:
1) используются игровые приемы и оригамисказки;
2) учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность по инсценировке мини-спектаклей с использованием фигурок оригами.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу с целью изучения сущности образного мышления и его основных характеристик;
2) выявить возможности уроков технологии в развитии образного мышления у младших школьников в процессе изучения оригами;
3) провести диагностику уровня развития образного мышления у младших школьников;
4) спроектировать экспериментальную работу по развитию образного мышления младших школьников в процессе изучения оригами на уроках технологии.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, тестирование, проектирование, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «Гостищевская СОШ Яковлевского района Белгородской области», 2 «Б» класс, учитель И.В. Чернова.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в публикации статей в сборниках научных трудов по материалам Международной научно-практической Интернет-конференции «Развитие личности в образовательном пространстве» (26 марта - 8 апреля 2018, г. Белгород), IX заочной научно-практической студенческой конференции «Ребенок в современном образовательном пространстве» (4 апреля 2018, г. Шадринск).
Структура работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении представлена краткая характеристика современного со-стояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее изучения, формулируются проблема, цель, объект, предмет исследования, определяется гипотеза, задачи, дается обзор методов исследования и указана база исследования.
В первой главе работы рассматривается сущность понятия «образное мышление», описываются особенности развития образного мышления на уроках технологии, а также рассматривается оригами как средство развития образного мышления младших школьников.
Во второй главе выпускной квалификационной работы представлены аспектный анализ программ и учебников по технологии с точки зрения рассматриваемой проблемы, результаты диагностики уровня развития образного мышления у младших школьников, а также описание экспериментальной работы по развитию образного мышления младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
Библиографический список содержит 60 источников.
В приложении содержатся диагностические материалы, конспекты уроков технологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет сделать вывод, что развитие образного мышления младших школьников - одна из актуальных задач уроков технологии в начальной школе. Об-разное мышление является составляющим элементом творческих способностей. В настоящее время в современной педагогике уделяется большое внимание разработке форм и методов развития образного мышления.
В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи исследования: изучена сущность образного мышления и его основные характеристики, выявлены возможности уроков технологии в развитии образного мышления у младших школьников в процессе изучения оригами, проведена диагностика уровня развития образного мышления у младших школьников, спроектирована экспериментальная работа по развитию образного мышления младших школьников в процессе изучения оригами на уроках технологии.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили, что образное мышление - это процесс познавательной деятельности, который направлен на отражение существенных свойств объектов (их частей, процессов, явлений) и сущности их структурной взаимосвязи. Образное мышление характеризуется тем, что в его основе лежат представления и образы, а не понятия и термины. Данные образы извлекаются из памяти человека или формируются в ходе восприятия действительности. Они неповторимы и индивидуальны. Образы актуализируются на основе заданного наглядного материала, а в процессе преобразования создаются новые, неповторимые образы. Большинство психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний.
Уроки технологии в начальной школе играют важнейшую роль в развитии образного мышления младших школьников. Очень важным средством развития образного мышления на уроках технологии является оригами. В процессе изучения техники оригами учителю целесообразно использовать различные игровые приемы, оригами-сказки, вовлекать младших школьников в коллективную деятельность по организации мини-спектаклей, маскарадов с использованием фигурок оригами. Такие приемы организации деятельности способствуют развитию образного мышления младших школьников.
Проведенная нами диагностика уровня развития образного мышления младших школьников на констатирующем этапе позволила сделать вывод о том, что у большинства учащихся низкий уровень развития образного мышления, это говорит о том, что развитию образного мышления младших школьников уделяется недостаточное внимание.
В ходе формирующего этапа экспериментальной работы нами были спроектированы уроки технологии по изучению техники оригами, направленные на развитие образного мышления младших школьников. На уроках проверялась эффективность педагогических условий, заявленных в гипотезе.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что развитие образного мышления младших школьников на уроках технологии в процессе изучения оригами будет эффективным, если: в процессе обучения технике оригами используются игровые приемы и сказки; учащиеся вовлекаются в коллективную деятельность по инсценировке мини-спектаклей с использованием фигурок оригами, нашла свое подтверждение.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы развития образного мышления младших школьников на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для сту-дентов вузов по спец.: «Психология», «Дошкольная педагогика и психоло-гия», «Педагогика и психология» / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Про¬ект, 2003. - 702 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 282 с.
3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя /
Н.П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1994. - 144 с.
4. Афонькин С.Ю. Всё об оригами / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афоньки-на. - СПб.: Кристалл, 2004. - 272 с.
5. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома / С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. - М.: Аким, 1998. - 209 с.
6. Белькович В.Ю. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников в учебном процессе при ознакомлении с природой: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Виктория Юрьевна Белькович. - Омск, 2005. - 24 с.
7. Бескровных В. Оригами в поисках смысла: Оригами и педагогика / В. Бескровных. - М.: Аким, 1997. - 137с.
8. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. В.Г. Панов. - М.: Со-ветская энциклопедия, 1990. - 556 с.
9. Большой психологический словарь / Под ред.: Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.; М.: Прайм-ЕВРОЗНАК: ОЛМА-ПРЕСС, 2005. - 672 с.
10. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 160 с.
11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 94 с.
12. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл: Эксмо, 2006. - 1136 с.
13. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О. Гонина. - 2-е изд. - М.: ФЛИНТА, 2015. - 367 с.
14. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов / В.В. Давыдов. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2008. - 176 с.
15. Ивакин В.Н. Использование методики Дж. Равена «Тест возраста-ющей трудности (Прогрессивные матрицы)» в практической деятельности психолога: Учебное пособие / В.Н. Ивакин, И.М. Котов. - Калуга: КФ МГЭИ, 2004. - 92 с.
16. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии / Л.Б. Ительсон; М-во просвещения РСФСР, Владимирский гос. пед. ин-т им. П.И. Лебедева- Полянского, Кафедра психологии. - Владимир: АСТ, 2002. - 268 с.
17. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 296 с.
18. Конышева Н.М. Проблемы современного урока практического тру¬да / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2001. - №4. - С. 82-93.
19. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность: Основы дизайнообразования: Метод. рекомендации к учеб. по трудовому обучению для нач. шк.: Пособие для учителя / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2001. - 229 с.
20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям: «Пси¬хология», «Клиническая психология» / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Акаде¬мия, 2005. - 347 с.
21. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для сту-дентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2000. - 521 с.
22. Лутцева Е.А. Технология. Программа 1-4 / Е.А. Лутцева. - М: Вен- та-Граф, 2013. - 35 с.
23. Лутцева Е.А. Технология: 1 класс: учебник для учащихся общеоб¬разовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - 3-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2017. 112 с.
24. Лутцева Е.А. Технология: 2 класс: учебник для учащихся общеоб¬разовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - 4-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2017. - 144 с.
25. Лутцева Е.А. Технология: 4 класс: учебник для учащихся общеоб¬разовательных учреждений / Е.А. Лутцева. - 2-е изд., перераб. - М.: Вентана- Граф, 2017. - 160 с.
26. Львов М.Р. Основы теории речи: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2002. - 248 с.
27. Марковская Е.А. Технологии формирования знаний с опорой на об¬раз. Инновации в образовательных технологиях: Учебно-методическое посо¬бие / Е.А. Марковская. - СПб.: СПб АППО, 2012. - 358 с.
28. Мелик-Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству / А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. - 159 с.
29. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей: Книга для учи¬теля / Р.М. Миронова. - Минск: Народная асвета, 1989. - 176 с.
30. Младший школьник: развитие познавательных способностей / Под. ред. И.В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 148 с.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития / В.С. Мухина. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2011. - 656 с.
32. Общая психология: курс лекций для первой ступени педагогическо¬го образования / РАО, Научно-методический совет по практической психоло¬гии; сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 447 с.
33. Общая психология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. психологии / Н.П. Анисимова и др.; Под ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 232 с.
34. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 400 с.
35. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, - 2010, 694 с.
36. Прокопенко Г.И. Развитие творческих способностей младших школьников (на материале оригами): дис... канд. пед. наук: 13.00.01 / Гали-на Ивановна Прокопенко. - Пятигорск, 2005. - 193 с.
37. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
38. Рагозина Т.М. Технология. Примерная рабочая программа по учеб¬ному предмету. 1-4 кл. / Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова. - М.: Академкнига / Учебник, 2015. - 96 с.
39. Рагозина Т.М. Технология: 1 класс: Учебник / Т.М. Рагозина, А.А. Гринева / под ред. Р.Г. Чураковой. - 2-е изд. - М.: Академкнига / Учеб-ник, 2017. - 80 с.
40. Рагозина Т.М. Технология: 2 класс: Учебник / Т.М. Рагозина,
А.А. Гринева, И.Л. Голованова - М.: Академкнига / Учебник, 2017. - 80 с.
41. Рагозина Т.М. Технология: 4 класс: Учебник / Т.М. Рагозина,
А.А. Гринева, И.Б. Мылова. - М.: Академкнига / Учебник, 2017. - 96 с.
42. Роговцева Н.И. Технология. 1-4 классы: рабочие программы: пред¬метная линия учебников системы «Перспектива»: пособие для учителей об¬щеобразовательных организаций / Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. - М.: Просвещение, 2014. - 167 с.
43. Роговцева Н.И. Технология. 1 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Роговцева., Н.В. Богданова, И.П. Фрейтаг. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2018. - 128 с.
44. Роговцева Н.И. Технология. 2 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Роговцева., Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова. - 2-е изд.
- М.: Просвещение, 2018. - 96 с.
45. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова. - 3-е изд.
- М.: Просвещение, 2018. - 144 с.
46. Ротенберг В.С. Мозг. Обучение. Здоровье: книга для учителя / В.С. Ротенберг, С.М. Бондаренко. - М.: Мой учебник, 2017. - 208 с.
47. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. по¬собие для пед. вузов и ин-тов повышения квалификации / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
48. Сержантова Т.Б. Оригами: базовые формы / Т.Б. Сержантова. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2009. - 159 с.
49. Смирнова Е.О. К вопросу о формировании психологической готов¬ности к школьному обучению: Некоторые актуальные психолого¬
педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения / Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2003. - 467 с.
50. Соколова С.В. Сказка оригами / С.В. Соколова. -М.: Эксмо-Пресс, СПб.: Валери СПД, 2004. - 240 с.
51. Толстой Л.Н. Что такое искусство? / Л.Н. Толстой. - М.: Современ¬ник, 1985. - 592 с.
52. Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей / Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов . - Изд-во «ТОО «Гринго», 1995. - 240 с.
53. Цирулик Н.А. Технология // Программы начального общего обра¬зования. Система Л.В. Занкова: Сборник программ. - 3-е изд. испр. / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. Самара: Издательство «Учебная литература»: Из¬дательский дом «Федоров», 2013. - 96 с.
54. Цирулик Н.А. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. - Самара: Издательство «Учебная литерату¬ра»: Издательский дом «Федоров», 2012. - 104 с.
55. Цирулик Н.А. Технология. Умные руки: Учебник для 2 класса / Н.А. Цирулик, Т.Н. Проснякова. - Самара: Издательство «Учебная литерату¬ра»: Издательский дом «Федоров», 2012 - 109 с.
56. Цирулик Н.А. Технология. Твори, выдумывай, пробуй!: Учебник для 3 класса / Н.А. Цирулик, С.И. Хлебникова. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2014. - 77 с.
57. Цуканова В.С. Развивающие занятия по моделированию в началь¬ной школе / В.С. Цуканова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 80 с.
58. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 239 с.
59. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управле¬ния, инженерная психология и эргономика / Под ред. Б.А. Душкова; Сост.: Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королев. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 463 с.
60. Федеральный государственный образовательный стандарт началь¬ного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ