СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 8
СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Феномен психологического благополучия 8
1.2. Подходы к изучению проблемы психологического благополучия 17 личности и его структуры
1.3. Понятие, функции и уровни развития саморегуляции поведения 25
1.4. Концепции индивидуальных стилей саморегуляции 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ 40
САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Программа и рекомендации психологам образования по 57
повышению уровня психологического благополучия личности психологов путем развития саморегуляции поведения
2.4. Результаты формирующего эксперимента 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ 8
СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Феномен психологического благополучия 8
1.2. Подходы к изучению проблемы психологического благополучия 17 личности и его структуры
1.3. Понятие, функции и уровни развития саморегуляции поведения 25
1.4. Концепции индивидуальных стилей саморегуляции 31
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЯ 40
САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ
2.1. Организация и методы исследования 40
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 42
2.3. Программа и рекомендации психологам образования по 57
повышению уровня психологического благополучия личности психологов путем развития саморегуляции поведения
2.4. Результаты формирующего эксперимента 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современная ситуация реформирования системы образования повышает требования к работе специалистов психолого-педагогической службы в образовательной организации. Особенно значимым становится не только уровень профессиональной компетенции специалиста, но и уровень его личностной готовности, представляющийся важным условием успешной профессиональной деятельности. На фоне выделенных профессионально значимых личностных качеств, продолжается поиск интегративных личностных образований, необходимых для эффективного
профессионального функционирования в области помогающих профессий. В качестве одного из таких интегративных образований можно рассматривать психологическое благополучие личности.
В зарубежной и отечественной психологии были исследованы факторы психологического благополучия личности (М. Аргайл, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман, N. Bradburn), предложена его модель (C. Ryff), структура (П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева, C. Ryff), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), условиями окружающей среды (О.С. Ширяева), толерантностью (Н.К. Бахарева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева).
Содержание, концепции психической саморегуляции, ее развитие на разных возрастных этапах рассматривали в своих трудах такие ученые, как
К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Бабаева, О.А. Конопкин, М.С. Лузянина, В.И. Моросанова, А.О. Прохоров и др. Они выделили основные понятия данного явления, структурные модели саморегуляции, этапы становления системы саморегуляции.
Однако, при всем разнообразии исследований, за рамками научного анализа остается изучение психологического благополучия личности психологов образования, его зависимости от стиля саморегуляции поведения.
Личность психолога рассматривается как одно из важнейших условий эффективности оказания психологической помощи. Определены особые требования к личности специалиста-психолога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: самопринятием, личностным ростом; автономией, успешностью в управлении средой, позитивными отношениями с окружающими, наличием жизненных целей.
В связи с этим возникает необходимость изучения и развития отдельных компонентов психологического благополучия личности психологов образования.
Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.
Проблема исследования: каковы особенности стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов образования?
Цель исследования: изучить особенности стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов образования и разработать программу развития стилей саморегуляции поведения педагогов-психологов как средство повышения уровня психологического благополучия.
Объект исследования: психологическое благополучие личности психологов образования.
Предмет исследования: стиль саморегуляции поведения как условие сохранения психологического благополучия личности психологов образования.
Гипотеза исследования: чем выше уровень развития таких
характеристик саморегуляции поведения как гибкость, самостоятельность в принятии решений и поведении, способность планировать и организовывать свою деятельность, тем выше уровень психологического благополучия личности психологов образования. Чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции поведения как ригидность, низкий уровень адаптивности к изменяющимся условиям, отсутствие способности планирования своей деятельности, тем ниже уровень психологического благополучия личности психологов образования.
Развитие стилей саморегуляции поведения будет способствовать повышению уровня психологического благополучия личности психологов образования.
Задачи:
1. Проанализировать подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по проблеме стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов образования.
2. Изучить особенности стиля саморегуляции поведения и психологического благополучия личности психологов образования.
3. Установить наличие связи между стилем саморегуляции поведения и психологическим благополучием личности психологов образования.
4. Разработать план формирующего эксперимента и реализовать его.
5. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма, психодинамический принцип. В своей работе мы опирались на концепции психологического благополучия N. Bradburn, C. Ryff; на представления о структуре психологического благополучия C. Ryff,
А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой. При раскрытии особенностей содержания саморегуляции поведения мы придерживались подхода В.И. Моросановой, которая выделила не только структурные компоненты явления, но и определила индивидуально - типические стили саморегуляции поведения личности, а также создала инструмент для измерения данного показателя.
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: тестирование, коррекционно-развивающая
работа.
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных (множественный регрессионный анализ, критерий Манна-Уитни).
4. Методы анализа и интерпретации данных.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных программ из пакета SPSS-13.
Методики исследования:
1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения 2004»
В.И. Моросановой и Е.М. Коноз;
2. Методика «Шкала психологического благополучия» - русскоязычный вариант опросника «The scales of psychologcal well-being», предложенный C. Ryff.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стиль саморегуляции поведения является условием психологического благополучия личности психологов образования.
2. Развитие стилей саморегуляции поведения будет способствовать повышению уровня психологического благополучия личности психологов образования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В данной работе изучены компоненты психологического благополучия личности, особенности саморегуляции поведения, профессионально значимые качества психологов образования. Но на современном этапе развития науки не исследовалась степень влияния саморегуляции поведения на психологическое благополучие личности психологов образования.
Практическая значимость исследования. На основе результатов исследования разработаны рекомендации для психологов образования по развитию саморегуляции поведения для повышения уровня их психологического благополучия. Также разработана коррекционно-развивающая программа, которая может быть использована администрацией образовательных организаций для регулирования деятельности службы психолого-педагогического сопровождения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на студенческой научно¬практической конференции: «Прикладные исследования в возрастной, социальной и педагогической психологии» (г. Белгород, 13.04.2018), проходившей на кафедре возрастной и социальной психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Программа развития стилей саморегуляции поведения как средство повышения уровня психологического благополучия личности педагогов-психологов внедрена в работу психологической службы МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода.
профессионального функционирования в области помогающих профессий. В качестве одного из таких интегративных образований можно рассматривать психологическое благополучие личности.
В зарубежной и отечественной психологии были исследованы факторы психологического благополучия личности (М. Аргайл, И. Бонивелл, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, М. Селигман, N. Bradburn), предложена его модель (C. Ryff), структура (П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева, C. Ryff), обнаружены его связи с осмысленностью жизни (П.П. Фесенко), ценностно-смысловыми образованиями (Р.М. Шамионов), суверенностью психологического пространства (Е.Н. Панина), условиями окружающей среды (О.С. Ширяева), толерантностью (Н.К. Бахарева), профессиональной деятельностью (И.В. Заусенко, Р.М. Шамионов), предложена психолого-педагогическая модель его формирования (О.А. Идобаева).
Содержание, концепции психической саморегуляции, ее развитие на разных возрастных этапах рассматривали в своих трудах такие ученые, как
К.А. Абульханова-Славская, Н.А. Бабаева, О.А. Конопкин, М.С. Лузянина, В.И. Моросанова, А.О. Прохоров и др. Они выделили основные понятия данного явления, структурные модели саморегуляции, этапы становления системы саморегуляции.
Однако, при всем разнообразии исследований, за рамками научного анализа остается изучение психологического благополучия личности психологов образования, его зависимости от стиля саморегуляции поведения.
Личность психолога рассматривается как одно из важнейших условий эффективности оказания психологической помощи. Определены особые требования к личности специалиста-психолога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: самопринятием, личностным ростом; автономией, успешностью в управлении средой, позитивными отношениями с окружающими, наличием жизненных целей.
В связи с этим возникает необходимость изучения и развития отдельных компонентов психологического благополучия личности психологов образования.
Все вышеизложенное определило выбор темы и цели исследования.
Проблема исследования: каковы особенности стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов образования?
Цель исследования: изучить особенности стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов образования и разработать программу развития стилей саморегуляции поведения педагогов-психологов как средство повышения уровня психологического благополучия.
Объект исследования: психологическое благополучие личности психологов образования.
Предмет исследования: стиль саморегуляции поведения как условие сохранения психологического благополучия личности психологов образования.
Гипотеза исследования: чем выше уровень развития таких
характеристик саморегуляции поведения как гибкость, самостоятельность в принятии решений и поведении, способность планировать и организовывать свою деятельность, тем выше уровень психологического благополучия личности психологов образования. Чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции поведения как ригидность, низкий уровень адаптивности к изменяющимся условиям, отсутствие способности планирования своей деятельности, тем ниже уровень психологического благополучия личности психологов образования.
Развитие стилей саморегуляции поведения будет способствовать повышению уровня психологического благополучия личности психологов образования.
Задачи:
1. Проанализировать подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по проблеме стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов образования.
2. Изучить особенности стиля саморегуляции поведения и психологического благополучия личности психологов образования.
3. Установить наличие связи между стилем саморегуляции поведения и психологическим благополучием личности психологов образования.
4. Разработать план формирующего эксперимента и реализовать его.
5. Провести анализ результатов формирующего эксперимента.
Теоретико-методологической основой исследования явились основные принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип развития, принцип детерминизма, психодинамический принцип. В своей работе мы опирались на концепции психологического благополучия N. Bradburn, C. Ryff; на представления о структуре психологического благополучия C. Ryff,
А.В. Ворониной, П.П. Фесенко, Т.Д. Шевеленковой, О.С. Ширяевой. При раскрытии особенностей содержания саморегуляции поведения мы придерживались подхода В.И. Моросановой, которая выделила не только структурные компоненты явления, но и определила индивидуально - типические стили саморегуляции поведения личности, а также создала инструмент для измерения данного показателя.
Методы исследования:
1. Теоретические: сравнение, анализ и обобщение материала.
2. Эмпирические: тестирование, коррекционно-развивающая
работа.
3. Методы количественной и качественной обработки эмпирических данных (множественный регрессионный анализ, критерий Манна-Уитни).
4. Методы анализа и интерпретации данных.
Математическая обработка данных осуществлялась с помощью стандартных программ из пакета SPSS-13.
Методики исследования:
1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения 2004»
В.И. Моросановой и Е.М. Коноз;
2. Методика «Шкала психологического благополучия» - русскоязычный вариант опросника «The scales of psychologcal well-being», предложенный C. Ryff.
Положения, выносимые на защиту:
1. Стиль саморегуляции поведения является условием психологического благополучия личности психологов образования.
2. Развитие стилей саморегуляции поведения будет способствовать повышению уровня психологического благополучия личности психологов образования.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В данной работе изучены компоненты психологического благополучия личности, особенности саморегуляции поведения, профессионально значимые качества психологов образования. Но на современном этапе развития науки не исследовалась степень влияния саморегуляции поведения на психологическое благополучие личности психологов образования.
Практическая значимость исследования. На основе результатов исследования разработаны рекомендации для психологов образования по развитию саморегуляции поведения для повышения уровня их психологического благополучия. Также разработана коррекционно-развивающая программа, которая может быть использована администрацией образовательных организаций для регулирования деятельности службы психолого-педагогического сопровождения.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались на студенческой научно¬практической конференции: «Прикладные исследования в возрастной, социальной и педагогической психологии» (г. Белгород, 13.04.2018), проходившей на кафедре возрастной и социальной психологии Педагогического института НИУ «БелГУ». Программа развития стилей саморегуляции поведения как средство повышения уровня психологического благополучия личности педагогов-психологов внедрена в работу психологической службы МБОУ СОШ № 33 г. Белгорода.
Проблема стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов, на наш взгляд, имеет особую значимость. Личность психолога рассматривается как одно из важнейших условий эффективности оказания психологической помощи. От того, на сколько психолог может регулировать свое поведение, будет зависеть не только психологическое благополучие личности специалиста, но и эффективность его работы в психолого-педагогической службе образовательной организации.
Проанализировав подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по проблеме стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов, мы установили следующее. Психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности основных компонентов позитивного функционирования человека, а также степень реализованности этой направленности, выражающейся в переживании счастья и удовлетворенности, определяет C. Ryff. Разработанная ею модель психологического благополучия личности включает в себя компоненты: положительные отношения с другими, автономия, управление окружающей средой, личностный рост, цель в жизни и самопринятие.
Индивидуально-типические стили саморегуляции поведения были подробно рассмотрены в работах В.И. Моросановой, которые можно выявить с помощью разработанного ею опросника. Она предлагает различать 6 профилей, среди которых можно различать более продуктивные и менее эффективные стили саморегуляции поведения. Стиль саморегуляции поведения согласно взглядам В.И. Моросановой можно определить как индивидуально устойчивое, типичное для человека своеобразие его произвольной активности.
Целью эмпирического исследования являлась проверка гипотезы о том, что чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции 71
поведения как гибкость, самостоятельность в принятии решений и поведении, способность планировать и организовывать свою деятельность, тем выше уровень психологического благополучия личности психологов образования. Чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции поведения как ригидность, низкий уровень адаптивности к изменяющимся условиям, отсутствие способности планирования своей деятельности, тем ниже уровень психологического благополучия личности психологов образования.
Развитие стилей саморегуляции поведения будет способствовать повышению уровня психологического благополучия личности психологов образования.
Результаты констатирующей диагностики позволили установить, что для всей группы испытуемых характерна равномерная выраженность всех составляющих компонентов психологического благополучия, но респонденты отличаются развитостью цели в жизни (ср.знач. - 8,12). В целом группа испытуемых обладает средним уровнем саморегуляции поведения (84%).
Большинство психологов выбирают самые продуктивные способы саморегуляции поведения: «моделирование-оценка результатов» (27%) и что «моделирование» (23%), что характеризует их хорошей сформированностью регуляторных звеньев моделирования и оценки результатов, низкой развитостью звена планирования и программирования. Для респондентов характерны высокое развитие регуляторно-личностных качеств — самостоятельности и гибкости. Психологов с данными индивидуально - типическими стилями саморегуляции поведения отличает четкость постановки целей деятельности, тщательное планирование, назначение конкретных сроков ее выполнения и, как следствие, организованность процесса трудовой деятельности.
Для определения степени влияния саморегуляции поведения психологов образования на их особенности психологического благополучия был проведен множественный регрессионный анализ. Мы установили, что на психологическое благополучие личности психологов образования, а именно на позитивные отношения с окружающими(Р=0,287 при р<0,05), способность управлять средой(Р=-0,303 при р<0,05), быть самостоятельным в решениях и мыслях(Р=0,203, р=0,234 при р<0,1; р=0,27, р=0,303 при р<0,05), будут в большей степени оказывать влияние на умение организовывать и планировать свою деятельность, действовать гибко в меняющихся условиях создает субъективное ощущение счастья или благополучия.
Формирующий эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Для реализации формирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня психологического благополучия личности психологов образования и стиля саморегуляции поведения. Результаты диагностики являлись критерием для выделения экспериментальной и контрольной группы. На втором этапе путём рандомизации были отобраны две группы - экспериментальная и контрольная. Исследование проводилось на основе квазиэкспериментального плана для двух групп с неэквивалентной контрольной группой.
Затем нами была разработана и апробирована программа, направленная на повышение уровня психологического благополучия личности психологов образования путем развития саморегуляции поведения. Программа рассчитана на 10 занятий по 1 часу.
По результатам повторной диагностики был проведен анализ результатов показателей психологического благополучия и стилей саморегуляции поведения личности психологов образования «до» и «после» формирующего эксперимента.
Методы математической обработки данных с использованием критерия Манна-Уитни позволили установить, что в контрольной группе до и после формирующего эксперимента не наблюдается значительных различий в изучаемых показателях.
В экспериментальной группе, наоборот, увеличились значения по развитию отдельных компонентов психологического благополучия: автономия (p=0,002), управление средой (p=0,005) и самопринятие (p=0,001). Это свидетельствует о том, что благодаря развитию саморегуляции поведения психологи стали более позитивно и объективно оценивать себя, свои сильные и слабые стороны, овладели способами саморегляции поведения. Такие результаты позволяют предположить, что именно развитие стилей саморегуляции поведения оказало влияние на повышение показателей психологического благополучия личности психологов образования.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции поведения как гибкость, самостоятельность в принятии решений и поведении, способность планировать и организовывать свою деятельность, тем выше уровень психологического благополучия личности психологов образования. Чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции поведения как ригидность, низкий уровень адаптивности к изменяющимся условиям, отсутствие способности планирования своей деятельности, тем ниже уровень психологического благополучия личности психологов образования. Развитие стилей саморегуляции поведения будет способствовать повышению уровня психологического благополучия личности психологов образования.
Результаты исследования могут быть применены в работе психолого - педагогической службы образовательных организаций. В дальнейшем работа может быть продолжена в рамках изучения других компонентов психологического благополучия личности психологов, что позволит создать условия для разработки комплексной программы развития данного явления у специалистов психолого-педагогической службы образования.
Проанализировав подходы, имеющиеся в психолого-педагогических исследованиях, по проблеме стиля саморегуляции поведения как условия сохранения психологического благополучия личности психологов, мы установили следующее. Психологическое благополучие как интегральный показатель степени направленности основных компонентов позитивного функционирования человека, а также степень реализованности этой направленности, выражающейся в переживании счастья и удовлетворенности, определяет C. Ryff. Разработанная ею модель психологического благополучия личности включает в себя компоненты: положительные отношения с другими, автономия, управление окружающей средой, личностный рост, цель в жизни и самопринятие.
Индивидуально-типические стили саморегуляции поведения были подробно рассмотрены в работах В.И. Моросановой, которые можно выявить с помощью разработанного ею опросника. Она предлагает различать 6 профилей, среди которых можно различать более продуктивные и менее эффективные стили саморегуляции поведения. Стиль саморегуляции поведения согласно взглядам В.И. Моросановой можно определить как индивидуально устойчивое, типичное для человека своеобразие его произвольной активности.
Целью эмпирического исследования являлась проверка гипотезы о том, что чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции 71
поведения как гибкость, самостоятельность в принятии решений и поведении, способность планировать и организовывать свою деятельность, тем выше уровень психологического благополучия личности психологов образования. Чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции поведения как ригидность, низкий уровень адаптивности к изменяющимся условиям, отсутствие способности планирования своей деятельности, тем ниже уровень психологического благополучия личности психологов образования.
Развитие стилей саморегуляции поведения будет способствовать повышению уровня психологического благополучия личности психологов образования.
Результаты констатирующей диагностики позволили установить, что для всей группы испытуемых характерна равномерная выраженность всех составляющих компонентов психологического благополучия, но респонденты отличаются развитостью цели в жизни (ср.знач. - 8,12). В целом группа испытуемых обладает средним уровнем саморегуляции поведения (84%).
Большинство психологов выбирают самые продуктивные способы саморегуляции поведения: «моделирование-оценка результатов» (27%) и что «моделирование» (23%), что характеризует их хорошей сформированностью регуляторных звеньев моделирования и оценки результатов, низкой развитостью звена планирования и программирования. Для респондентов характерны высокое развитие регуляторно-личностных качеств — самостоятельности и гибкости. Психологов с данными индивидуально - типическими стилями саморегуляции поведения отличает четкость постановки целей деятельности, тщательное планирование, назначение конкретных сроков ее выполнения и, как следствие, организованность процесса трудовой деятельности.
Для определения степени влияния саморегуляции поведения психологов образования на их особенности психологического благополучия был проведен множественный регрессионный анализ. Мы установили, что на психологическое благополучие личности психологов образования, а именно на позитивные отношения с окружающими(Р=0,287 при р<0,05), способность управлять средой(Р=-0,303 при р<0,05), быть самостоятельным в решениях и мыслях(Р=0,203, р=0,234 при р<0,1; р=0,27, р=0,303 при р<0,05), будут в большей степени оказывать влияние на умение организовывать и планировать свою деятельность, действовать гибко в меняющихся условиях создает субъективное ощущение счастья или благополучия.
Формирующий эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного этапов. Для реализации формирующего эксперимента была проведена первичная диагностика уровня психологического благополучия личности психологов образования и стиля саморегуляции поведения. Результаты диагностики являлись критерием для выделения экспериментальной и контрольной группы. На втором этапе путём рандомизации были отобраны две группы - экспериментальная и контрольная. Исследование проводилось на основе квазиэкспериментального плана для двух групп с неэквивалентной контрольной группой.
Затем нами была разработана и апробирована программа, направленная на повышение уровня психологического благополучия личности психологов образования путем развития саморегуляции поведения. Программа рассчитана на 10 занятий по 1 часу.
По результатам повторной диагностики был проведен анализ результатов показателей психологического благополучия и стилей саморегуляции поведения личности психологов образования «до» и «после» формирующего эксперимента.
Методы математической обработки данных с использованием критерия Манна-Уитни позволили установить, что в контрольной группе до и после формирующего эксперимента не наблюдается значительных различий в изучаемых показателях.
В экспериментальной группе, наоборот, увеличились значения по развитию отдельных компонентов психологического благополучия: автономия (p=0,002), управление средой (p=0,005) и самопринятие (p=0,001). Это свидетельствует о том, что благодаря развитию саморегуляции поведения психологи стали более позитивно и объективно оценивать себя, свои сильные и слабые стороны, овладели способами саморегляции поведения. Такие результаты позволяют предположить, что именно развитие стилей саморегуляции поведения оказало влияние на повышение показателей психологического благополучия личности психологов образования.
Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции поведения как гибкость, самостоятельность в принятии решений и поведении, способность планировать и организовывать свою деятельность, тем выше уровень психологического благополучия личности психологов образования. Чем выше уровень развития таких характеристик саморегуляции поведения как ригидность, низкий уровень адаптивности к изменяющимся условиям, отсутствие способности планирования своей деятельности, тем ниже уровень психологического благополучия личности психологов образования. Развитие стилей саморегуляции поведения будет способствовать повышению уровня психологического благополучия личности психологов образования.
Результаты исследования могут быть применены в работе психолого - педагогической службы образовательных организаций. В дальнейшем работа может быть продолжена в рамках изучения других компонентов психологического благополучия личности психологов, что позволит создать условия для разработки комплексной программы развития данного явления у специалистов психолого-педагогической службы образования.
Подобные работы
- Жизнестойкость и стиль саморегуляции поведения педагогов (Российский государственный профессионально-педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СОТРУДНИКОВ МЧС КАК УСЛОВИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2019 - ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2016 - ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2016 - ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Психологическое благополучие экономической личности в кредитном поведении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2020 - Эмоциональный комфорт подростков с трудностями саморегуляции в образовательной среде
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И ЗАЩИТНО-СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАВЕРШАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ДОВЕРИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998



