ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ПОЛОЖЕНИЕ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В
МЕЖДУНАРОДНОЙ СИСТЕМЕ И В РФ 10
1.1. Международный опыт развития молодежного предпринимательства 10
1.2. Организационно-экономическое и нормативное обеспечение молодежного предпринимательства - состояние и перспективы развития 18
1.3 Молодежное предпринимательство в РФ - состояние и тенденции развития 25
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕТЕРБУРГЕ И ЛО 35
2.1. Тенденции развития предпринимательства в РФ (на примере Санкт- Петербурга и Ленинградской области) 35
2.2. Инструменты поддержки молодежного предпринимательства городом и
образовательным сообществом и анализ их эффективности 40
2.3. Анализ инфраструктуры развития молодежного предпринимательства в
Санкт-Петербурге и Ленинградской области, мероприятий и программ поддержки 47
ГЛАВА 3. ФОРМУЛИРОВАНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗВИТИЮ
МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 54
3.1. Выявление поведенческих тенденций субъектов молодежного предпринимательства в Санкт-Петербурге и ЛО 54
3.2. Разработка предложений по усовершенствованию системы (механизма)
поддержки и развития молодежного предпринимательства 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Число индивидуальных предпринимателей в Российской Федерации в 2019 превысило число официально зарегистрированных организаций [2]. Вместе с тем, многие статистические агентства отмечают и рост числа молодых предпринимателей, что во многом связано и с введением нового специального налогового режима для самозанятых, виды деятельности которых предполагают официальную регистрацию фрилансеров, разработчиков цифровых продуктов и других инновационных деятелей, которые ранее вели свою деятельность либо не¬официально, либо работая на кого-то.
Государственные программы, подпрограммы и программа развития Рос¬сии упоминают необходимость развития предпринимательства на территории страны и необходимость создания насыщенной инфраструктуры поддержки предпринимателей, в том числе и молодых предпринимателей [11]. Подпрограммы социальной, образовательной направленности содержат в себе определение молодежного предпринимательства, а также требования к подотчетным органам в области выявления предпринимательских и других талантов у молодежи и создание экосистемы развития этих талантов в РФ.
Ажиотаж вокруг развития предпринимательства поспособствовал созданию мощных платформ, площадок и пространств, направленных на решение этой цели, не все из которых выполняют поставленные задачи. Зачастую это связано с тем, что само понятие «молодежное предпринимательства» и его характеристики достаточно облачны.
Проблема, рассматриваемая в работе - острая необходимость молодых предпринимателей в отвечающей современным требованиям инфраструктуре поддержки, доказываемая анализами и отчетами ведущих агентств России и зарубежья (например, РВК [8][9]). Актуальность работы обусловлена увеличением числа молодых предпринимателей в России, которое не сопровождается пропорциональным увеличением мер по их поддержке, развитию, по созданию экосистемы молодых предпринимателей. Актуальность работы носит практический характер: анализ практики показывает, что экономисты, политики и представители Высшей школы не знают, что именно нужно молодым предпринимателям, потому как рассматривают их как предпринимателей юного возраста вместо того, чтобы принять другие их отличительные характеристики и отталкиваться от них. То есть субъекты поддержки и развития молодежного предпринимательства фактически не знают боль своей целевой аудитории, рассматривая ее вкупе с субъектами МСП. Главная цель работы - разработка предложений по усовершенствованию механизма поддержки молодежного предпринимательства в нашей стране с учетом международного опыта, наложенного на российские реалии. Эта цель предполагает решение достаточно широкого диапазона задач:
1. Изучение международного опыта развития молодежного предпринимательства и определение общей характеристики молодого предпринимателя в глазах предпринимательского сообщества и субъектов поддержки предпринимательства.
2. Анализ предпринимательской экосистемы, ее элементов и выделение ключевых элементов для экосистемы молодежного предпринимательства как отдельного субъекта предпринимательства.
3. Создание обобщенного механизма продвижения молодежного стартапа от этапа зарождения идеи до создания реального коммерческого продукта в международном опыте.
4. Определение места молодежного предпринимательства и его развития в системе нормативно-правовых актов РФ, регулирующих предпринимательство и его развитие в целом.
5. Анализ перспектив развития организационно-экономического и нормативного обеспечения молодежного предпринимательства.
6. Формирование описания благоприятной для молодежного предпринимательства предпринимательской экосистемы.
7. Анализ состояния инфраструктуры поддержки предпринимательства и молодежного предпринимательства на примере определенного региона и выявление перспектив развития.
8. Сбор и анализ статистических данных о динамике развития молодежного предпринимательства, предпринимательства в целом, цифровой и финансовой грамотности граждан РФ.
9. Выявление поведенческих тенденций молодых предпринимателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, формирование портрета молодого предпринимателя в РФ на основании статистических данных и первичном исследовании.
10. Разработка предложений по усовершенствованию системы поддержки молодежного предпринимательства государством с помощью классических инструментов поддержки МСП, с помощью государственных программ поддержки, создания льготных статусов для субъектов молодежного предпринимательства, с помощью сотрудничества с профильными коммерческими организациями.
11. Разработка механизмов и алгоритмов взаимодействия субъектов поддержки и развития молодёжного предпринимательства с представителями молодежного предпринимательства.
Таким образом, объектом исследования является молодежное предпринимательство - это предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов. При этом, как правило, такого рода деятельность носит инновационный характер. Предметом же является развитие молодежного предпринимательства, инструменты и механизмы его развития. В работе используются следующие методы исследования: обследование, мониторинг, обобщение собственного опыта работы. Исследование базировалось, в основном, на анализе законов и других нормативно-правовых актов РФ и отчетов ведущих бизнес-акселераторов и инкубаторов мира.
В настоящей выпускной квалификационной работе впервые разработаны обобщенные механизмы продвижения инновационного (или технологического) стартап-проекта от этапа возникновения идеи до создания реального коммерческого продукта в мировой практике и в РФ на примере университета. Создан механизм взаимовыгодного взаимодействия и сотрудничества государственных служб, государственных органов исполнительной власти с крупными российскими (или международными) компаниями, и с сообществом молодых предпринимателей в целях развития молодежного предпринимательства в стране и со¬здания подходящей для него инфраструктуры. В работе систематизированы упоминания молодежного предпринимательства в системе нормативно-правовых актов Российской Федерации, вдобавок, а также сгруппированы статистические данные о молодых предпринимателях, актуальные на 2020 год.
Практическая значимость работы заключается в применимости предложенных механизмов в российских реалиях молодежного инновационного предпринимательства, поскольку во многом формировались с учетом собственного опыта ведения активной деятельности в этой области.
В ходе проведения анализа, при написании ВКР были выполнены следующие задачи:
1. Изучен международный опыт развития молодежного предпринимательства и определена общая характеристика молодого предпринимателя в глазах предпринимательского сообщества и субъектов поддержки предпринимательства.
2. Проведен анализ предпринимательской экосистемы, ее элементов и выделены ключевые элементы для экосистемы молодежного предпринимательства как отдельного субъекта предпринимательства.
3. Создан обобщенный механизм продвижения молодежного стартапа от этапа зарождения идеи до создания реального коммерческого продукта в международном опыте.
4. Определено место молодежного предпринимательства и его развития в системе нормативно-правовых актов РФ, регулирующих предпринимательство и его развитие в целом.
5. Проведен анализ перспектив развития организационно-экономического и нормативного обеспечения молодежного предпринимательства.
6. Сформировано описание благоприятной для молодежного предпринимательства предпринимательской экосистемы.
7. Проведен анализ состояния инфраструктуры поддержки предпринимательства и молодежного предпринимательства на примере определенного региона и выявление перспектив развития.
8. Проведен сбор и анализ статистических данных о динамике развития молодежного предпринимательства, предпринимательства в целом, цифровой и финансовой грамотности граждан РФ.
9. Выявлены поведенческие тенденции молодых предпринимателей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, сформирован портрет молодого предпринимателя в РФ на основании статистических данных и первичного исследования.
10. Разработаны предложения по усовершенствованию системы поддержки молодежного предпринимательства государством с помощью классических инструментов поддержки МСП, с помощью государственных программ поддержки, создания льготных статусов для субъектов молодежного предпринимательства, с помощью сотрудничества с профильными коммерческими организациями.
11. Разработаны механизмы и алгоритмы взаимодействия субъектов поддержки и развития молодёжного предпринимательства с представителями молодежного предпринимательства.
1. Домашняя работа. Самые распространенные ошибки начинающих пред¬принимателей [Электронный ресурс]: от 06.12.2019 // Lenta.ru - Режим до¬ступа: https: //lenta.ru/articles/2019/12/06/domrabota/
2. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Элек¬тронный ресурс] // Федеральная налоговая служба (ФНС). Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/
3. Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2018. Ре¬жим доступа: https://www.gks.ru/folder/14036
4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая [Электронный ресурс] : от 31.07.1998 № 146-ФЗ : (ред. от 01.04.2020 // Консультант Плюс. - Режим до¬ступа: http://www.consultant.ru/
5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ре¬сурс] : от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
6. Официальный сайт Совета Европейского Союза. G20 Leaders’ Communi¬que Brisbane Summit, 15-16 November 2014 [Электронный ресурс]: пресс- релиз. - электронные данные. - Брисбен: 2014 - с. 1-5.
7. Программа «Умник» [Электронный ресурс]: от 18.05.2020 // Фонд содей¬ствия инновациям. - Режим доступа: http://fasie.ru/programs/programma- umnik/
8. РВК, ВШЭ // Оценка эффективности российских бизнес-инкубаторов и ак¬селераторов. - 2017.
9. РВК, ВШЭ // Методические рекомендации по повышению эффективности функционирования бизнес-инкубаторов и акселераторов. - 2017.
10. Роспредприниматель - новости [Электронный ресурс]: от 18.05.2020 //
ФГБУ «Роспредприниматель». - Режим доступа: http://xn--
80ahccnaxfhglcicdk2a6p.xn--p 1 ai/news/
11. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Утверждена распоряжением Прави¬тельства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р // Правовая база ГАРАНТ. Режим доступа: http://www.garant.ru/news/664330/
12. СРО НП «МиР» провела круглый стол «Финансовая поддержка молодеж¬
ного предпринимательства» [Электронный ресурс]: от 18.05.2020 // Само- регулируемая организация «Мир» - Режим доступа: http://xn--
80ahccnaxfhglcicdk2a6p.xn--p 1 ai/news/
13. Технологическое развитие отраслей экономики [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2018. Ре¬жим доступа: https://www.gks.ru/folder/11189#
14. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. от 29 де¬кабря 2015 г.) // Система ГАРАНТ. Режим доступа:
http://base.garant.ru/12154854/
15. ЦИК выбрала слоган и логотип голосования по Конституции [Электрон¬ный ресурс]: от 03.03.2020 // РБК. - Режим доступа: https://bit.ly/2AFOsy1
16. Цифровая грамотность россиян: исследование 2020. [Электронный ре-сурс]: от 10.04.2020 // Аналитический центр НАФИ - Режим доступа: https://nafi.ru/analytics/tsifrovaya-gramotnost-rossiyan-issledovanie-2020/
17. Численность и состав населения [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2018. Режим доступа: https: //www. gks .ru/folder/12781
18. Daniel Isenberg. The Big Idea: How to Start an Entrepreneurial Revolution / Harvard Business Review. - Кембридж, штат Массачусет, 2010 - 12 с.
19. Early Benchmarks Show ‘Post-Millennials’ on Track to Be Most Diverse, Best- Educated Generation Yet; страницы 1-3; 2018 // PEW Research Center. URL: https://www.pewsocialtrends.org/2018/11/15/early-benchmarks-show-post- millennials-on-track-to-be-most-diverse-best-educated-generation-yet/
20. SEAANZ. Economic Gardening Entrepreneurship, Innovation and Small Busi¬ness Ecosystems in Regional, Rural and International Development; vol.1, 2017
21. SEAANZ. SMEs in the Digital Economy: Surviving the Digital Revolution; vol.1, 2016
22. SEAANZ. Rhetoric and Reality: Building Vibrant and Sustainable Entrepre¬neurial Ecosystems; vol.1, 2014
23. Za jeden vikend a zdarma. Vyvojafi spustili system, za ktery chtel stat utratit
400 milionu; 26.01.2020 // Novinly.cz. URL:
https://www.novinky.cz/ekonomika/clanek/vyvojari-predstavili-system- zdarma-za-ktery-chtel-stat-utratit-400-milionu-chybi-mu-jedina-funkce- 40311233