ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБСУЖДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 7
1.1. Проблема инвалидности в современном обществе 7
1.2. Нарушения функции слухового анализатора 10
1.3. Особенности в развитии глухих детей 14
1.4. Когнитивное развитие глухого ребенка 17
1.5. Роль физической культуры для детей с ограниченными возможностями 19
1.6. Организации игры в футбол с глухими детьми 26
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.2. Организация исследования 36
2.3. Методика развития двигательно-координационных способностей у
слабослышащих школьников 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ ... 39
3.1. Анализ слухо-речевых карт футболистов с нарушениями слуха 39
3.2. Оценка результатов анкетирования 40
3.3. Оценка результатов выполнения проб на статическое равновесие в
начале эксперимента 44
3.4 Оценка результатов выполнения проб на статическое равновесие по окончанию эксперимента 48
3.5. Анализ результатов выполнения тестов футболистами в ходе эксперимента 49
ВЫВОДЫ 54
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
Актуальность темы. Физическая культура и спорт на сегодняшний момент рассматриваются как важнейшее условие физической, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, фактором оздоровления, адаптации их к жизни и профилактики инвалидизации (Пашкова О.В., Ныньчук Н.В., 2011; Asun S., 2016).
Первое место в комплексе средств физической реабилитации людей с ограниченными возможностями занимают спортивные игры, в том числе футбол, который по массовости и популярности является лидером среди видов спорта. Футбол является универсальной игрой и дети, имеющие ограниченные возможности здоровья (дети с ОВЗ), могут принимать активное участие в этой игре. Нарушение слуха не является препятствием для развития физической активности. Физкультурно-спортивная практика является одним из лучших способов для людей с ограниченными возможностями для облегчения интеграции с обществом, так как спорт означает игру, соревнование, физические упражнения и требует самосовершенствования, настойчивости, усилий, обучения и реализации социальных отношений (Canizales, 2016).
Футбол способствует разностороннему физическому развитию, так как постоянно меняющаяся игровая ситуация при непрерывной борьбе за мяч требуют разнообразных движений, позволяет совершенствовать основные двигательные качества (быстроту и точность движений, ловкость, силу, выносливость), способствует закаливанию и повышению резистентности организма к действия антигенов, что приводит к расширению
адаптационных возможностей организма. Эта игра развивает представление о своевременных техническо-тактических действиях, воспитывает морально-волевые качества: целеустремленность и коллективизм,
дисциплинированность, выдержку и самообладание. Особая
привлекательность футбола объясняется также его доступностью, так как для игры в футбол не требуется специального инвентаря и приспособлений. Футбол - действенное средство физического развития и укрепления здоровья лиц с отклонениями в развитии и инвалидов.
В Белгороде специальным коррекционным образованием охвачено более 200 детей, имеющих нарушения слуховой функции (глухие и слабослышащие). Однако, специальные методические основы обучения детей-инвалидов с нарушением слуха игре в футбол практически не представлены в специальной методической литературе. Для работы
тренера с такими детьми необходимыми является профессиональные компетенции, базирующиеся на знании основных положений адаптивной физической культуры (АФК) и основ специальных наук: психологии, физиологии, логопедии, современной сурдопедагогики (Никитина М.И., 1989).
Таким образом, эффективность занятий футболом определяется способностью тренера-преподавателя или учителя физической культуры научить детей с ограниченными возможностями здоровья этой игре, и способностью и возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья понять и усвоить предлагаемые им навыки и умения для овладения игрой в футбол.
Методологическая основа и теоретическая база исследования разработана на научных знаниях и фундаментальных работах по обучению и воспитанию детей с отклонениями в состоянии здоровья и находит истоки в ведущих философских и педагогических учениях Я.-А. Коменского, К. Г. Ушинского, В. А. Сухомлинского, Л. С. Выготского, Я. Корчака, Ш. О. Амонашвили и др. Углубленное изучение психологии и физиологии аномальных детей (В. И. Бельтюков, Р. М. Боскис, А. И. Дьячков, Р. Е. Левина, Ж. И. Шиф и др.) позволяет увидеть своеобразие их развития, наметить пути коррекционно-воспитательной работы, обосновать дифференцированный подход в процессе обучения двигательным действиям.
Противоречие заключается в том, что, признавая необходимость занятий спортом для развития двигательно-коррекционной сферы школьников с нарушением слуха, учителя и тренеры не всегда могут организовать обучение этой игре в связи с особенностями восприятия информации и нарушениями двигательной сферы детей с такой нозологией. В настоящее время возникла проблема разработки научно обоснованных подходов к организации обучению игре в футбол детей и подростков, имеющих нарушения слуха, с целью развития двигательно-координационной сферы.
Цель исследования - разработать и апробировать методику развития двигательно-координационных способностей слабослышащих школьников средствами футбола.
Объект исследования - процесс развития двигательно-координационных способностей у школьников 14-17 лет с депривацией слуха при занятии футболом.
Предметом исследования является методика проведения занятий футболом со школьниками, имеющими нарушения слуха.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать данные научной и методической литературы по изучаемой проблеме с целью выявления особенностей организации секционных занятий футболом для школьников с нарушением слуха;
2) разработать методику проведения секционных занятий футболом мальчиков 14-17 лет с нарушением слуха;
3) оценить эффективность предложенной методики;
4) разработать практические рекомендации.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что занятия в секции футбола окажут положительное влияние на развитие двигательно-координационных способностей школьников с нарушениями слуха.
В ходе исследования применены следующие методы:
• Анализ и обобщение данных научной литературы;
• Анализ слухо - речевых карт;
• Педагогическое наблюдение;
• Анкетирование;
• Оценка состояния вестибулярного анализатора;
• Педагогический эксперимент;
• Педагогическое тестирование;
• Методы математической статистики.
Новизна исследования заключается в том, что в данной выпускной квалификационной работе предпринята попытка использования разработанных комплексов упражнений, позволяющих облегчить обучение игре в футбол учащихся с проблемами слуха на начальном этапе подготовки.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применении предложенной методики при организации занятий со школьниками, имеющими нарушения слуха, которая может быть использована в практической работе тренеров спортивных школ и учителей физической культуры специальных коррекционных школ.
Апробация результатов
Кастро Сантос Эдгар Камильо, Климова В.К., Тимошук А.В., Атаманенко С.А. Оценка динамики развития функции равновесия при занятиях футболом школьников с нарушением слуха. /Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: сборник статей IV Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием, приуроченной к 50-летию факультета физической культуры Педагогического института Белгородского государственного национального исследовательского университета. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. С.71-74.
1. Обучение движению для глухих детей начинается с демонстрации и детального разъяснения. При демонстрации упражнения дается правильный пример его выполнения.
2. Качественное выполнение упражнения стимулирует синхронные действия рук учащегося и преподавателя, а также четкое проговаривание заданий.
3. Для большего привлечения школьников и поддержания эмоциональности занятия необходимо применять игровую форму проведения упражнений.
4. Необходимо использовать специальные упражнения для развития и укрепления мышечно-связочного аппарата, дыхательные и корригирующие упражнения, упражнения на расслабление и растягивание мышц, упражнения на равновесие.
5. Включать в занятия свободные минуты отдыха для релаксации и восстановления.
6. При проведении занятий с глухими детьми младшего школьного возраста преподавателю необходимо чаще применять одобрения и похвалу.
7. Одним из методических требований при проведении уроков с глухими детьми считается наличие в спортивном зале зеркал, что дает им возможность визуально произвести оценку своих действий в сопоставлении с другими занимающимися.
1. Абрамова М. Г. Использование тактильно-вибрационной чувствительности в педагогическом процессе с глухонемыми [Текст] / М. Г. Абрамова. - М.: Просвещение, 2011. - 123 с.
2. Абрамова М. Г. Глухонемота, глухота и тугоухость [Текст] / М. Г. Абрамова , М. П. Могильницкий - Л.: Просвещение, 2013. - 205 с.
3. Байкина Н. Г. Физическое воспитание в школе глухих и
слабослышащих [Текст] / Н.Г.Байкина, Г.М.Серемеев. - М.: Советский
спорт, 1999.
4. Вартанян И. А. Физиология сенсорных систем: руководство [Текст] / И. А. Вартанян. - СПб.: Лань, 2011. - 224 с.
5. Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 2012. - 175 с.
6. Выготский Л. С. Основы дефектологии: пособие для вузов. Специальная литература [Текст] / Л. С. Выготский. - СПб.: Лань, 2014. - 656 с
7. Головчиц Л. А. Школьное воспитание аномальных детей [Текст] / Л. А. Головчиц, Л.: Просвещение. 1993.-125 с.
8. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение школьников с нарушениями слуха: Учеб.пособие для студ. высш. Учеб [Текст] / Л. А. Головчиц. Заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 172 с.
9. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов: Возраст 12-16 лет [Текст] / М. Кук; Пер. с англ. Л. Зарохович. - М.:ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 128 с.
10. Лисовский В. А. Комплексная профилактика заболеваний и
реабилитации больных и инвалидов [Текст] / Лисовский В. А. [и др.]. М.Советский спорт 2001,-320 с
11. Лубовской В. И. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений [Текст] / Лисовский В. А. М.: Академия, 2006, 159 с.
12. Михайленкова И. А. Коррекция сенсорного и интеллектуального
развития младших школьников с нарушением слуха. [Текст] / И. А.
Михайленкова. - СПб.: Педагогика, 2003.-231 с.
13. Пашкова О. В. Программа по футболу для лиц с ограниченными возможностями здоровья (адаптированная, на 5 лет). [Текст] / О. В. Пашкова, Н. В. Ныньчук, Сургут, ФСКИ « Мечта»,-2011. - 46 с.
14. Психолого-педагогическое сопровождение детей -инвалидов и лиц с ограничкеееыми возможностями здоровья. Методические рекомендации [Текст] /Сыктывкар 2013.-76 с.
15. Рогачев Д. И. Спортивное право России, учебник для магистров [Текст] / Д. И. Рогачев. Москва. Проспект, 2016.- 61 с.
16. Розанова Т. В. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения. [Текст] / Т. В. Розанова. - М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
17. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. [Текст] / Л. В. Шапкова. М.; Советский спорт, 2004. - 464 с.
18. Шатунов Д. А. Физическое воспитание школьников с нарушением слуха./ Актуальные проблемы физической культуры, спорта, туризма и рекреяции: материали IV Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов и аспирантов. [Текст] / Д. А. Шатунов, Р. Р. Ганеева, Томск. ТГУ, 2016. С. 416-420.
19. Хухлаева Д. В Методика физического воспитания в школьных учреждениях [Текст] / Д. В Хухлаева. М.: Просвещение.- 1984.-280 с.
20. Aguado J. L. Deporte sin exclusiones. Libro del profesor. SLABON. Federacion Espanola de Deportes para Discapacitados. [Текст] /J. L. Aguado. Madrid. 2006, pag. 13.
21. Asun S. Actividad fisica y deporte adaptado a personas con discapacidad. [Текст] / S. Asun. Prensas de la Universidad de Zaragoza. 2016, pag. 61.
22. Braden J. Deafness. Deprivation and IQ. J. Braden. [Текст] / Nueva York: Plenum Press. 1994, p 65.
23. Brasel K. Influence of certain language and communicative environments in early childhood on the development of language in deaf individuals. [Текст] / K. Brasel, S. P. Quigley. Journal of Speech and Hearing Research, 1977. vol 20, p 107.
24. Canizales J. M. Discapacidad y Actividad Fisica Escolar. [Текст] / J. M. Canizales. Wanceulen Editorial Deportiva, S.L. 2016, P 23.
25. Conrad R. The deaf school child. [Текст] / R. Conrad. Londres: 1979 Harper & Row.
26. De Pauw K. P. European perspectives on adapted physical activity. [Текст] / K. P. De Pauw, G. Doll Tepper. Adapted Physical Activity Quarterly, 1989, p 95-99.
27. Exposito B. J. Educacion fisica en la E.S.O.: La programacion docente en la LOE. [Текст] / B. J. Exposito. Barcelona, Espana, Wanceulen editorial deportiva S.I., 2010 p 171.
28. Furth H. G. (1970). A review and perspective in the thinking of deaf people. [Текст] / En: J. Hellmuth (Ed.): Cognitive Studies. vol. I. H. G. Furth. Nueva York: Bruner/Mazel, p 74.
29. Furth, H.G. (1973). Deafness and Learning: A psychosocial approach. [Текст] / H. G. Furth. Belmont, CA: Wadsworth.
30. Garcia de Lorenzo E. Integracion de los discapacitados al ambiente comunitario y escolar. [Текст] / E. Garcia de Lorenzo. Montevideo, Uruguay, INN, 1985, pag. 4.
31. Greenberg M. T. Cognitive, personal, and social development of deaf children and adolescents. [Текст] / En M.C. Wang, M.C. Reynolds & H.J. Walberg (Eds.), Handbook of special education: Research and practice. Vol. 3. Low incidence conditions. M. T. Greenberg, C. A. Kusche. Nueva York: Pergamon Press, 1987, p. 129.
32. Konigsmark B. W. Genetic Hearing. Loss with No Associated Abnormalities: A Review. Journal of Speech and Hearing Disorders, vol. 37. [Текст] / B. W. Konigsmark. 1972. p 89-99.
33. Marchesi A. El desarrollo cognitive y linguistico de los nines sordos. [Текст] / A. Marchesi. Madrid: Alianza Editorial. 1987, pag 58.
34. Marchesi C. Desarrollo psicologico y educacion, tomo III. [Текст] / C. Marchesi, Coll, J. Palacios. Madrid: Alianza Editorial. p 229-247.
35. Marschark M. Psychological development of deaf children. [Текст] / M. Marschark. Nueva York: Oxford University Press. 1993.
36. Meadow K. Sociolinguistics, sign language, and the deaf sub-culture; Psycholinguistics and total communication: the state of the art. American Annals of the Deaf. [Текст] / K. Meadow. 1972, 19-33.
37. Meadow-Orlans, K. P. An analysis of the effectiveness if early intervention programs for hearing-impaired children. [Текст] / En M.J. Guralnick & F.C. Bennett (Eds.), The effectiveness of early intervention for at-risk and handicapped children (pp. 325-362). K. P. Meadow-Orlans. Nueva York: Academic Press. 1987.
38. Myklebust H. E. The Psychology of deafness. [Текст] / H. E. Myklebust. [Текст] /
39. Newmann F. M. Authentic Pedagogy and Student Performance. [Текст] / F. M. Newmann, H. M. Marks, A. Gamoran. American Journal of Education, Vol. 104, No. 4, 1996, p. 280.
40. Nicoletti J. El derecho humano a la educacion fisica adaptada. Revista digital de educacion fisica EmasF. [Текст] / J. Nicoletti, G. Garcia. Argentina, Buenos Aires, 2015, pag. 75.
41. Organization Mundial de la Salud (O.M.S.). Clasificacion International del Funcionamiento, de la Discapacidady de la Salud. Ministerio de Trabajo y Asuntos Sociales. Secretaria de Estado de Servicios Sociales, Familias y Discapacidad. Institute de Mayores y Servicios Sociales (IMSERSO). Madrid, 2001, pag 3.
42. Sarria J. El deporte y los sordos. Deportes para minusvalidos fisicos, psiquicos y sensoriales. [Текст] / J. Sarria. Madrid: Comite Olimpico Espanol,
1994, p 148.
43. Sarria, J. El deporte y los sordos. [Текст] / En: J.C. Perez (coordinador). Deportes para minusvalidos fisicos, psiquicos y sensoriales. J. Sarria. Madrid: Comite Olimpico Espanol, 1994, p 62.
44. Stainback, S. Integration of students with severe handicaps into regular schools. [Текст] / S. Stainback, W. Stainback. Resten, EE. UU. Council for Exceptional Children, 1985, p 145.
45. UNESCO. Tercera conferencia internacional de ministros y altos funcionarios encargados de la education fisica y el deporte. UNESCO, 1999, Uruguay, pag. 20.
46. Van Steenlandt D. La integration de los ninos discapacitados a la education comun. D. Van Steenlandt. Santiago de Chile, Chile. Orealc,1999, pag, 9-10.
47. Vernon M. Sociological and psychosocial factors associated with hearing loss. [Текст] / M. Vernon. Journal of Speech and Hearing Research, vol 12, 1969, 541-563.
48. Vernon M. The psychology of deafness. [Текст] / M. Vernon, J. F. Andrews. Nueva York: Longman. EE.UU. 1990, p 145.
49. Vernon M. Early manual communication and deaf children's achievement. [Текст] / M. Vernon, S. D. Koh. American Annals of the Deaf, 1970, 115, 527-536.
50. Volterra, V. Advanced learning technology for a bilingual education of deaf children. [Текст] / V. Volterra, C. [y col.]. American Annals of the Deaf, 1995, 140.
51. Watts W. J. The influence of language on the development of quantitative, spatial and social thinking in deaf children. [Текст] / W. J. Watts. American Annals of the Deaf, 12. 1979, p 45.