Введение 4
1 Организационно-правовые основы государственной политики в сфере
образования в Российской Федерации 7
1.1 Меры по реализации современной государственной политики в сфере
образования в Российской Федерации 7
1.2 Нормативно-правовое обеспечение государственной политики в сфере
образования 18
1.3 Система образования в Российской Федерации 28
2 Анализ реализации государственной политики в сфере образования на
территории Надеждинского муниципального района 36
2.1 Система образования на территории Надеждинского муниципального
района 36
2.2 Анализ деятельности Управления образования Администрации
Надеждинского муниципального района по реализации государственной политики в сфере образования 45
3 Предложения по совершенствованию управления сферой образования на
территории Надеждинского муниципального района 67
3.1 Цель и задачи проекта 67
3.2 Паспорт проекта 69
Заключение 75
Список использованных источников
В современных условиях образование, являясь одним из важнейших социальных институтов, становится важнейшим фактором обеспечения будущего государства. В глобализирующемся мировом сообществе, насыщенном новейшими технологиями, чрезвычайную актуальность приобретает повышение доступности качественного образования, что является стратегической целью российской государственной образовательной политики в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями модернизации общественных процессов.
Политика в сфере образования представляет собой важную компоненту в системе организационно-управленческой деятельности государства по обеспечению национальной безопасности страны, и соответственно, центральной задачей в сфере государственного управления современной Россией является приведение всех ее основных направлений (социально-экономической, культурной, образовательной политики) в соответствие между собой и с национальными интересами страны.
Государственная образовательная политика устанавливает на основе общественного согласия коренные цели и задачи развития образования, гарантирует их проведение в жизнь путем согласованных действий государства и общества.
На современном этапе развития России образование в его неразрывной, органичной связи с наукой становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.
Образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Цель исследования - изучить специфику реализации государственной политики в сфере образования на территории Надеждинского муниципального района.
В соответствии с целью выпускной квалификационной работы были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть организационно - правовые основы государственной политики в сфере образования в Российской Федерации;
- исследовать реализацию государственной политики в сфере образования на территории Надеждинского муниципального района;
- разработать предложения по совершенствованию системы управления сферой образования на территории Надеждинского муниципального района;
Объект исследования - государственная политика в сфере образования.
Предмет исследования - реализация государственной политики в сфере образования на территории Надеждинского муниципального района.
Теоретико-методологические основы исследования составили структурно-функциональный, системный анализ, анализ правовых документов.
Информационная база исследования сформирована на основе международно-правовых актов в области, Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных актов органов власти Приморского края, нормативно-правовых актов муниципального образования, статистические и информационно-аналитические сборники Министерства образования и науки Российской Федерации [1-19].
Теоретическая база исследования представлена работами Денисова В.А [26], Кузьминой К.В. [39], посвященными общетеоретическим вопросам развития современного российского образования, трудами С.В. Воробьевой [24], О.Д. Федяевой [48], раскрывающих сущность системного подхода к управлению образованием, работами М.Н. Матюшина [41], Л.А. Мирошниченко [44], Д.Ю. Каракулова [35], посвященных проблемам развития образования и управления системой образования на различных уровнях (федеральном, региональном и муниципальном).
Объем и структура выпускной квалификационной работы определена задачами и логикой проведенного исследования. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Подводя итоги исследования реализации государственной образовательной политики на территории Надеждинского муниципального района, можно сделать следующие выводы.
Роль государства в управлении системой образования в Российской Федерации заключается в выполнении функций регулирующего органа власти для всей системы образования в целом, учредителя или владельца различных уровней и составных частей образовательной системы, совокупности территориальных образований, ответственных за целостность местных образовательных систем. При исполнении каждой из этих функций государство опирается на развитую правовую базу в области образования. Организационно - правовой основой управления образованием в Российской Федерации является ряд комплексных целевых программ на длительную перспективу, определяющих основные принципы развития и модернизации российского образования.
Под муниципальным управлением образованием понимается целенаправленный и организованный процесс, основанный на взаимодействии всех субъектов муниципального образования, состоящий в неразрывности прямого и обратного воздействия со средой и направленный на формирование единого образовательного пространства, обеспечивающий высокоэффективную систему услуг и условий, отвечающий потребностям всех слоев и групп населения муниципального образования.
Реализация государственной образовательной политики на территории Надеждинского муниципального района осуществляется на основе программно-целевого принципа, который обеспечивается исполнением государственной программы Приморского края «Развитие образования Приморского края на 2013 - 2020 годы, муниципальной программы «Развитие образования Надеждинского муниципального района» на 2015-2019 годы. Координатором и ответственным исполнителем данных программ развития образования выступает Департамент образования и науки Приморского края, Управление образования администрации Надеждинского муниципального района.
Достоинствами системы управления развитием системы образования на территории Надеждинского муниципального района относятся: наличие муниципальной программы развития системы образования, наличие многопрофильной сети учреждений образования, наличие и развитие инфраструктурных составляющих сферы образования. Однако потенциал системы образования на территории Надеждинского муниципального района используется не в полной мере, в его развитии имеется ряд проблем, к которым, по мнению автора, следует отнести отсутствие эффективной, соответствующей требованиям государственных образовательных стандартов муниципальной системы оценки и мониторинга качества работы образовательных учреждений и образовательных достижений учащихся; не завершённость перехода от управления затратами к управлению результатами; уровень информатизации и автоматизации предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций в сфере образования не отвечает современным требованиям; недостаточно оперативным является обмен информацией между уровнями управления образованием и т.д.
Для решения совершенствования системы управления сферой образования был разработан проект «Создание системы общественно-государственного управления образованием на территории Надеждинского муниципального района».
Ожидаемыми результатами реализации проекта являются повышение эффективности управления образованием на территории Надеждинского муниципального района, улучшение имиджа образовательных учреждений и системы образования в целом, повышение информационной поддержки общественно-государственного управления образованием, так как будет создана система общественно-государственного управления сферой образования в Надеждинском муниципальном районе, осуществляющая деятельность на основе легитимной нормативно-правовой базы, включающая муниципальный-общественно-государственный совет по развитию образования городского округа и управляющие советы образовательных учреждений.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята
всенародным голосованием 12.12.1993 : [с учетом поправок, внесенных
Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ]. - Электрон. дан. - Режим доступа :http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi.
2. Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] : принята
на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.. -
Электрон. дан. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/CGI/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=120805.
3. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования [Электронный ресурс] : Заключена в г. Париже 14.12.1960. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.
4. Всемирная декларация об образовании для всех и рамки действий для удовлетворения базовых образовательных потребностей [Электронный ресурс] : принята 5 - 9 марта 1990 г., Джомтьен, Таиланд. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.un. org/ru/documents/decl_conv/decl_education.shtml.
5. Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств [Электронный ресурс] : Москва, 17 января 1997 г.. - Электрон. дан.- Режим доступа: http: //www.tk461. stankin.ru/rus/base/mdog/sotrud.htm.
6. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : от
30.12.2001 № 197-ФЗ : принят Гос. Думой 21.12.2001 г. : [ред. от 05.10.2015 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/
cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=187053/.
7. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 29.12.2012 № 273-ФЗ : принят Гос. Думой 21.12.2012 г.: [ред. от 13.07.2015 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW; n=182943;dst=0;rnd=177853.4590754604432732.
8. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации
[Электронный ресурс] : от 24.07.1998 № 124-ФЗ : принят Гос. Думой
03.07.1998 г. : [ред. от 13.07.2015 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=L AW ;466279109474272.
9. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс] : от 02.03.2007 № 25-ФЗ : принят Гос. Думой 07.02.2007 г. : [ред. от 05.10.2015 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа :http://base.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW.
10. О мерах по реализации государственной политики в области
образования и науки [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599. - Электрон. дан. - Режим доступа :http://base.consultant.ru/
cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129346;dst=0;rnd=177853.
11. Об осуществлении мониторинга системы образования (вместе с
«Правилами осуществления мониторинга системы образования») [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 5.08.2013 №662. - Электрон. дан. - Режим доступа : _http://www.pravo.gov.ru.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]:
Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 295 . - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
13. О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 : [ред. от 16.07.2015 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //www.pravo .gov.ru.
14. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497 . - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru.
15. Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки [Электронный ресурс] :
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.04. 2014 года
№ 722-р . - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.pravo.gov.ru.
16. Об образовании в Приморском крае [Электронный ресурс] : Закон
Приморского края от 13.08.2013 № 243 КЗ : [ред. 30.04.2015 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://primorsky.ru/authorities/executive-agencies/
departments /education/Егэ/проток%20мвк/ Закон %20об%20образовании .docx/.
17. Государственная программа Приморского края «Развитие образования Приморского края на 2013 - 2020 годы» [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 395¬па : [ред. от 24.12.2014 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://primorsky.ru/ authorities/executive-agencies/departments/education/delegated/control-and- surveillance/395-па.docx/.
18. О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» [Электронный ресурс] : Постановление Администрации Приморского края от 14.07.2011 г. № 182-па. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //primorsky.ru/authorities/executive-agencies/departments/education/m 182.rtf.
19. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 : [ред. от 27.08.2015 г.]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=185747;dst=0;rnd=177853.2315583541058004
20. Агапова, Т.Н. Прогнозирование показателей общего образования на уровне муниципального района / Т.Н. Агапова // Региональная экономика : теория и практика. - 2012. - № 2. - С. 34 - 41.
21. Агранович, М. Российское образование на демографическом фоне [Электронный ресурс] / М. Агранович. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/analytics/document11403.shtml #header5.
22. Апатенко, С.Н. О задачах по реализации государственной образовательной политики в Российской федерации / С.Н. Апатенко // Основы государства и права. - 2013 - № 5. - С. 23-25.
23. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенство¬вание управления / С.А. Беляков. - М.: МАКС Пресс, 2011. - 440 с.
24. Воробьева, С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.В. Воробьева. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 208 с.
25. Глазунова, Н.В. Государственное (административное) управление / Н.В. Глазунова. - М. : Наука, 2016. - 312 с.
26. Денисов, В.А. Государственная образовательная политика: современное состояние и перспектив / В.А. Денисов // Власть. - 2012. - № 8. - С. 41-43.
27. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире : учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Джуринский. - М.: Инфра- Норма, 2012 . - 500 с.
28. Доклад Правительства Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2017/18 учебном году [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http: //government.ru/media/files/n1 ZAKpAX56U.pdf.
29. Дубровина, С. Ю. Понятие и сущность государственного управления образованием в России [Электронный ресурс] / С. Ю. Дубровина. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=766.
30. Жуков, В.И. Российское образование : проблемы и перспективы развития / В.И. Жуков. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 475 с.
31. Забродский, Н.К. О приоритетах формирования федерального бюджета на 2014 год в части финансирования расходов на образование / Н.К. Забродский // Народное образование. - 2011. - № 7. - С. 31-32.
32. Загорский, В. ЕГЭ : путь к всеобщему усредненному / В. Загорский // Российская Федерация сегодня. -2013. - № 4. - С. 21-22.
33. Зборовский, Н.Е. Модернизация образования сквозь призму социальной политики / Н.Е. Зборовский // Журнал исследований социальной политики. - 2014. - № 1. - С. 84 - 88.
34. Индикаторы образования - 2016 : статистический сборник. - М. : Изд-во ВШЭ, 2017. - 166 с.
35. Каракулов, Д.Ю. Реализация государственной политики в сфере образования [Электронный ресурс] / Д.Ю. Каракулов, Т.И. Касьянова. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://www.scienceforum.ru/2015/808/8488.
36. Клячко, Т. Дошкольное и школьное образование в новых демографических условиях / Т. Клячко // Образование и общество. - 2012. - № 4. - С. 54 - 58.
37. Козырин, А.Н. Государственная политика Российской Федерации в области образования: понятие и законодательные принципы [Электронный ресурс] / А.Н. Козырин. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.lexed.ru/ obrazovatelnoe-pravo/analitika/detail.php?ELEMENT_ID=646.
38. Корзникова, Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.Г. Корзникова. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 288 с.
39. Кузьмина, К.В. Анализ факторов, влияющих на качество образовательных услуг / К.В. Кузьмина // Вопросы образования. - 2012. - № 2. - С. 187 - 210.
40. Лобанов, В.В. Государственное управление и общественная политика / В.В. Лобанов. - СПб.: Питер, 2012 г. - 312 с.
41. Матюшин, М.Н. Государственная политика и управление / М.Н. Матюшин. - М. : Наука, 2013. - 231 с.
42. Методология расчета индикаторов образования в РФ [Электронный ресурс] // Портал «Статистика российского образования». - Электрон. дан. - Режим доступа: http://stat.edu.ru/rating/metod.shtml#1.
43. Министерство образования и науки Российской Федерации : официальный сайт [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа : http://mon.gov.ru.
44. Мирошниченко, Л.А. Управление образовательными системами в современных условиях / Л.А. Мирошниченко // ИнВестРегион. - 2013.- № 4. - С. 14-19.
45. Новейший психолого-педагогический словарь / Под общ. ред. А.П. Астахова. - Минск : Современная школа, 2010. - 928 с.
46. Официальный сайт Администрации Надеждинского муниципального района [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.nadezhdinsky .ru
47. Программно-целевое проектирование образовательных систем. Стратегии инновационного развития / Авт.-сост. Н.В. Томилина, Е.А. Мясоедова. - Волгоград : Учитель, 2011. - 351 с.
48. Турчинов, А.И. Национальная образовательная инициатива «Наша школа» / А.И. Турчинов // Образование и общество. - 2011. - № 1. - С.4 - 6.
49. Федяева, О.Д. Государственная политика в области образования в России / О.Д. Федяева. - Омск, 2012. - 600 с.
50. Шереги, Ф.Э. Прогноз образования в России : концепция и эмпирические показатели / Ф.Э. Шереги // Мир России. - 2011. - № 3. - С. 155-181.