Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВОПРОСЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КРИТИКИ ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА «АРХИТЕКТУРА ЛЕНИНГРАДА». 1936-1941 и 1944-1945

Работа №132191

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Первые этапы формирования советской
архитектуры в Ленинграде
1.1.Выставка «Архитектура Ленинграда за 18 лет» и основание журнала «Архитектура Ленинграда»
1.2.Задачи советского архитектора……………………………….….20
1.3. Обсуждение вопросов типового проектирования
Глава 2. Об архитектуре детских учреждений……….…………………26
2.1.Детский сад………………………………………………….…26
2.2.Ясли……...……………………………………………………..29
2.3.Об особенностях строительства детских садов
и яслей в сложившейся городской среде……………………30
2.4.Эффективность архитектурных конкурсов………………….33
2.5.Строительство школ
Глава 3. Об архитектуре жилых зданий……………………………..….47
3.1.Дискуссии об архитектуре Московского проспекта…….…..47
3.2.О массовом жилищном строительстве в Ленинграде. Тип квартир
Глава 4. Архитектура Дома Советов…………………………………….57
Глава 5. Итоги довоенного развития сталинской архитектуры………..61
Глава 6. Архитектурно-строительные задачи
послевоенного восстановления Ленинграда.
Заключение
Список использованной литературы


«Строительство и архитектура Ленинграда» — сборник журналов, выходивших в разное время советской власти под разными названиями. В нашей работе мы будем говорить о том из них, что выходил в 1936-1941 гг. и в 1944-1945 гг.
На этот журнал, называвшийся в указанный период «Архитектура Ленинграда», партийным и советским руководством города была возложена роль организатора архитектурой общественности, мобилизующего ее на борьбу за превращение Ленинграда в «образцовый социалистический город»3. В довоенные годы журнал эту миссию выполнял успешно.
В его редколлегию входили прекрасные специалисты: архитекторы Л.Н. Александри, Л.А. Ильин, А.С. Никольский, Л.В.Руднев, Г.А. Симонов, Н.Ф. Хомутецкий, профессора архитектуры В.А. Витман, Л.М. Тверской, Н.А. Троцкий, А.А., Юнгер, инженеры М.Е. Фридман, М.В. Шубина, М.А. Дроздов. Важнейшие идеологически-установочные статьи публиковались под именами партийных руководителей - Н.А. Вознесенского и А.А. Жданова.
Руководство журнала видело свою задачу, прежде всего, в содействии формированию нового социалистического стиля в архитектуре Ленинграда. Наряду с этим рассматривались актуальные проблемы нового строительства, определялась роль и мера ответственности архитекторов в социалистическом строительстве, обсуждались вопросы открытых и закрытых архитектурных конкурсов и т. д.
Не ограничиваясь вопросами разработки и реализации генерального плана развития города, планировки и застройки новых кварталов и реконструкции исторического центра Ленинграда, журнал публиковал материалы по общим проблемам градостроительства и архитектуры, а также знакомил читателей с биографиями крупнейших архитекторов нашего города.
Мы видим свою задачу в том, чтобы 1) систематизировать этот обширный материал тематически, 2) выявить узловые вопросы архитектурной критики по каждой теме и 3) охарактеризовать способы постановки и решения этих вопросов на страницах «Архитектуры Ленинграда», обусловленные различными факторами – как идеологическими, так и конкретно-практическими. Структура данной работы последовательно отражает выявленные нами основные темы журнальных публикаций.
***
В первом же выпуске «Архитектура Ленинграда» утверждается, что архитекторы слишком долго говорили на мертвом языке , непонятном широким народным массам, что со времён Возрождения архитекторы, исчерпав все технические изобретения, стали обращать больше внимания на форму, на эффект и декоративную внешность, забывая о конструкции. Характерен риторический вопрос: зачем «напяливать над внутренней дверью углы фронтона, заканчивающие крышу?».
В этих утверждениях и упреках сразу проявляется противоречивость идейной позиции руководства журнала. Стремление во что бы то ни стало противопоставить социалистический Ленинград старой имперской столице было столь сильно, что авторы не считались с тем, что у читателей неизбежно возникали вопросы: значит, весь исторически сложившийся центр города на Неве говорит «мертвым, непонятным языком»? Стоит ли тогда сохранять и беречь такой город?
Другого рода недоумение возникало у профессиональной аудитории журнала из-за того, что упреки архитекторам прошлого в том, что они «забывали о конструкции», звучали так, как они могли бы прозвучать в каком-нибудь конструктивистском манифесте. Будто бы всего лишь четырьмя годами раньше, в 1932 г., ЦК ВКП(б) не принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», означавшее разгром конструктивистского движения в стране.
Очевидно, что проблема выбора или создания нового стиля была главным камнем преткновения с самого начала основания журнала. В дальнейших выпусках мы видим, что журнал исподволь склонял ленинградских архитекторов идти в общемировом стилистическом русле второй половины 30-х годов – в русле ар-деко. Однако признание ар-деко господствующим стилем предвоенной архитектуры Ленинграда было табуировано вплоть до самых недавних лет.
На страницах журнала не переставали звучать слова об огромном значении архитектуры в новом советском государстве, которое, по мнению авторов журнала, возросло вместе с ростом культуры населения и развитием социалистических производственных отношений. Анархия мыслей, характерная для капиталистической эпохи, бесконечно далека от идейного содержания нового социалистического творчества, ибо никогда ещё архитектор не имел перед собой более ясных идейных установок — утверждал журнал. Никогда и нигде архитектор не имел более благоприятных условий для творческой работы: обеспеченность заказами в силу непрерывно усиливающегося и возрастающего спроса на труд архитектора, новые отрасли строительства, огромный общественный интерес к работе архитектора, внимание и поощрение, которые он встречает повсюду, — таким предстоит настоящее и ближайшее будущее советского архитектора.
Невозможно не поражаться этой риторике, зная о высланных за границу на «философских пароходах» светочах русской мысли, о расстрелах «врагов народа», о бесчеловечных трудовые лагерях, в которых погибали многие лучшие представители отечественной культуры (среди которых были и архитекторы).
Но нельзя и не сочувствовать возглавившим журнал лучшим представителям архитектурной общественности Ленинграда, для которых отказ от пропагандистской риторики означал бы профессиональную, если не физическую смерть. Добросовестный профессионал считает своим долгом приносить пользу стране в любых условиях.
Разработанные к 1935 г. планы реконструкции Москвы и развития Ленинграда журнал подает как настоящие памятники побед пролетарской революции, как исторические документы, отразившие в себе реальную хозяйственно-организующую мощь советского государства3.Подчеркивалось, что масштаб и радикальность планируемых преобразований не имели прецедентов в истории мировой архитектуры. Однако сугубо идеологический, пропагандистский характер этих заявлений был ясен любому архитектору, знакомому хотя бы реконструкцией Парижа, осуществленной в XIXв. бароном Османом и с «Планом Вуазен» Ле Корбюзье 1925 года: 240 га старого Парижа предлагалось снести ради создания города небоскребов, прямых широких автострад и солнечных садов для нескольких миллионов жителей .
Идейное содержание и условия работы советского архитектора давали уверенность в том, что советская архитектура легко и беспрепятственно перешагнет оставленные границы лучшего наследия прошлого. Однако, отмечалось в журнале, такой резкий взлёт архитектуры не может пройти самотёком, «без идейной борьбы, без боевого напряжения и работы каждого мастера над собой, без великого творческого напряжения всего коллектива архитекторов» . Журнал не уставал напоминать об огромной роли руководителей партии и правительства, принимавших участие в многочисленных дискуссиях, посвящённых проблемам архитектуры. «Глубокая принципиальность» и «идейная насыщенность» этих обсуждений - отмечалось журналом -внесли «живую струю» в архитектурную общественность.
В такого рода дискуссиях говорилось о том, что архитектурная общественность стремится поднять своё искусство на уровень новой культуры, уже достигнутой страной в других областях, и, прежде всего, в области социалистического труда. «Подтянуться,<…> ответить на возрастающие запросы культурного быта» — вот основное, что красной нитью проходило в речах большинства архитекторов, выступающих в дискуссиях. Между этими «яркими» речами проскальзывают и такие темы как травля конструктивистов, но журнал предпочитает на таких моментах не останавливаться.
Приведём в пример дискуссию, проведенную 26 августа 1935 года Ленинградским городским комитетом и Ленинградским советом, описанную в № 2 «Архитектуры Ленинграда» за 1936 г.и прекрасно показывающую некомпетентность партийного руководства, компенсируемую наступательным тоном и демагогическими подтасовками. С докладом выступал Жданов. Он говорил, в частности, о том, что в среде архитекторов далеко ещё не изжиты остатки «духовного багажа» и идеалы красоты капиталистического мира. Утверждал, что представление об архитектуре как искусстве для избранных — ошибочно, но, тем не менее, все ещё находило отражение в выступлениях той части архитекторов, которая считала, «что голос партии, голос авангарда рабочих и колхозников в этой специальной и «возвышенной» сфере искусства некомпетентен»7.Речь идёт о тех, кто оправдано полагал, что создать квалифицированный архитектурный проект не способен первый попавшийся человек. Однако, по мнению Жданова, большинство знает «истину» — искусство не может и не должно быть «для избранных»: «Эти люди забыли то время, когда объединённая контрреволюция, с меньшевиками и эсерами во главе, неистово твердила, что управлять государством не под силу восставшему рабочему классу, что это— дело только избранных» .Жданов подменяет темой управления государством важную для него тему контроля над деятельностью ленинградских архитекторов. Это подтасовка нужна ему для обоснования права партийцев на идеологический контроль для архитектурой, да и над искусством в целом.
Но даже выбитые из своих ранее устойчивых позиций, были ещё живы «обломки прошлого»—к которым Жданов и его единомышленники относили архитекторов, которые, как утверждалось неоднократно на страницах всех выпусков журнала, противопоставляли свои «реакционнейшие теории славной действительности»8- социалистическому строительству. И даже накануне двадцатой годовщины Октября не утихали их голоса в выступлениях, пытаясь навязать «формалистический выверт» прямым и непосредственным созидателям новой социалистической жизни.8 Конечно, чем дальше, тем меньше и меньше таких голосов было слышно…
Буквально на первых страницах первого выпуска журнала редколлегия пишет о том, что именно слово «формализм» как нельзя четко характеризует идеологию устарелых принципов «изысканной», оторванной от нового уклада жизни и её требований архитектуры, скрывающейся от действительности революционной страны в некий условный канонизированный мир «чистого искусства». Нам важно отметить, что «формализмом» называлось, в первую очередь, конструктивистское движение, в котором все было как раз против этого самого «чистого искусства», о котором писалось в журнале.
Итак, «формалисты» — констатировал журнал — открыто или контрабандой объявляли абстрактную форму носительницей истинного качества произведения искусства, проповедуя отрыв формы от содержания и назначения сооружения, от места, занимаемого им в жизни общества. Такой отрыв они провозглашали основным и единственным законом архитектуры. И так во всех областях искусства— замечают авторы — в живописи, в музыке, в театре, в литературе и в архитектуре.
Именно борьба и разоблачение всех видов формализма в архитектуре — ещё одна идейная задача журнала «Архитектура Ленинграда». Он объявляет беспощадную войну всякому игнорированию реальной действительности и идейного содержания сооружения, всякому формалистическому штукарству, «манерничанью», подчинению «форме» и «моде». Наряду с этим — защита художественной правды и простоты в архитектуре, за глубокое проникновение в реальную жизнь,- борьба за социалистическое искусство, за социалистический реализм..
«Архитектура Ленинграда» начинает выходить в момент, когда работы, связанные с выполнений программы развития Ленинграда и превращением его в «образцовый социалистический город», получили широкий размах. В соответствии с огромной ответственностью, возложенной партией и правительством на архитектурную общественность города за успешное выполнение этой программы, журнал также ставил перед собой цель уделить большое значение проблемам развития города Ленинграда и всем стадиям реализации генерального плана, разработанного под руководством Л. А. Ильина. Вопросы планировки, структуры новых кварталов, вопросы озеленения города, его магистралей и внутриквартальных живописных архитектурных решений, вопросы новой квартиры и её удобств «под углом зрения заботы о человеке» и об условиях его труда и отдыха также широко освещаются на страницах журнала.
На момент публикации первого выпуска журнала в марте 1936 года строительное производство является ещё отстающим участком по сравнению со всеми другими отраслями промышленности. Примитивная техника, кустарщина, недостаточные механизация и индустриализация строительной промышленности, высокая стоимость строительства, неумение использовать освоенную технику— все эти острые проблемы были выявлены и осуждены на совещании по вопросам строительства при ЦК ВКП(б) 10-14 декабря 1935 г. Пути их исправления ясно указываются в постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 11 февраля 1936 г.
Это постановление имело колоссальное значение для архитектурной общественности, так как за указанные недочеты серьёзную ответственность нёс, наряду с инженерами-строителями и хозяйственниками, также «новый» советский архитектор, который — что подчеркивалось и было ясно видно в тексте постановления—тогда ещё «не научился» сочетать художественное мастерство с технический вооруженностью и, что ещё хуже, не являлся борцом против устаревших, архаических приемов. Исходя из огромной важности проблемы улучшения технических приёмов строительства, «Архитектура Ленинграда» уделял вопросам строительства всё большее внимание.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


«Альтернатива тоталитарному режиму есть демократия. Альтернатива тоталитарному искусству есть не «демократическое искусство» (это бессмысленное словосочетание), а индивидуальное». До тех пор, пока художник не оказывается включённым в систему государственного искусства, пока он сохраняет за собой право выбора стиля, манеры, направления, его искусство не становится тоталитарным. Собственный стиль и политические взгляды не играют роли. Художник может быть фашистом, как Маринетти, нацистом, как Эмиль Нольде, коммунистом, как Оскар Нимейер, Сикейрос и Корбюзье, но пока он сохраняет индивидуальность — его искусство не тоталитарно.
Иван Фомин и Иван Жолтовский были аполитичными классицистами до 1931 года. К середине тридцатых годов оба «встроились» в систему, признали право Сталина руководить своим творчеством и превратились в крупнейших мастеров сталинской тоталитарной архитектуры, почти не изменив привычной стилистике.
Константин Мельников предложил в 1934 году свой индивидуальный вариант государственной архитектуры — монументальной, символичной, подавляющей и бесчеловечной. Вариант был отвергнут. Встраиваться Мельников не пожелал и навсегда потерял работу и право оказаться в рядах мастеров тоталитарной архитектуры.
У тоталитарного искусства есть много общего с китчем — прикладным искусством, рассчитанным на массовый спрос и невысокое качество вкуса. В обоих случаях невостребованным становится индивидуальность, а основным достоинством — техническое совершенство и умение угадывать конъюнктуру.
Вообще, слово «тоталитарный» имеет отрицательный характер, это бесчеловечный, аморальный режим, но тоталитарное искусство- не обязательно бездарное искусство. Ведь художественное качество зависит не от нравственности художника, а от его способностей определенным способом выражать свои сильные чувства.
Изучая эту проблему, чтобы лучше понять городскую архитектуру разных стран, я сравнивала архитектуру тоталитарных режимов в СССР, Германии и Италии. Можно ли назвать Шпеера бездарным архитектором? Определенно нет. Нацистская архитектура выразительна, пластична и совершенна. Конечно, радостных эмоций она не будила, но она к этому и не стремилась: «Искусство должно возбуждать, а какие чувства при этом испытываться — несущественно».
А вот сталинская архитектура, наоборот, в отличие от нацисткой, была нацелена на генерирование радостных чувств, на «светлое будущее». Интересно, что мрачность, строгость нацистской эстетики и сталинская жизнерадостность с лозунгами «Миру мир» не отражали, а даже противоречили реалиям жизни. В Третьем Рейхе в конце 30-х годов население жило относительно стабильно: низкая безработица, относительное (в сравнении с годами Веймарской республики) материальное благополучие. В то же самое время, в годы пышного расцвета сталинского стиля, советские граждане умирали от голода, подвергались гонениям, их расстреливали, подвергали неслыханным мучениям в лагерях. В этом и был принцип сталинской культуры: чем страшнее жизнь - тем «радостнее» архитектура (то же самое можно говорить и о фильмах того времени).
Система сталинского тоталитаризма быстро вобрала в себя индивидуализм талантливых архитекторов, создав едва ли не анонимную массу профессионалов. Потребовалось несколько десятков лет, чтобы она превратила всех, кто с ней согласился, в послушных «бездарных эклектиков». Первое поколение сталинских мастеров воспитало второе, уже лишенное опыта индивидуальности и права выбора. И этот механизм работал вплоть до крушения советского строя.
Поэтому не будем удивляться неуклонному повышению статуса строителя, сопровождавшемуся целенаправленным снижением престижа архитектурной профессии. Это наглядно выразилось в реорганизации журнала «Архитектура Ленинграда» в «Архитектуру и строительство Ленинграда» (1946 - 1959), а затем в «Строительство и архитектуру Ленинграда» (1959 - 1982). Ленинградское начальство выходило не из архитектурной, а из строительной среды.
Хотя моей задачей было исследовать журнал ленинградских архитекторов, проследить по его материалам развитие и осуществление генерального плана реконструкции города, я открыла для себя много удивительных тонкостей того времени. На мой взгляд, на страницах журнала «Архитектура Ленинграда» было, к сожалению, мало критики как таковой. В основном авторы лишь рассказывали о технических характеристиках застройки, об удачных и неудачных решениях, о том, что, по их мнению, получилось хуже, чем могло бы. Читая выпуски журнала, я всякий раз натыкалась на самые противоречивые реалии жизни: с одной стороны, страна советов стремится в светлое будущее и не устаёт об этом напоминать практически в начале каждой статьи, а с другой — финансовые проблемы, архитекторы не справляются с требованиями партии и правительства, объём работы слишком велик и ответственности все больше.
Подводя итог, хочется сказать, что тема монументального тоталитаризма и городской типовой застройки -тема огромная, не исчерпывающаяся данным исследованием. Было бы интересно проследить, как мыслили архитекторы, на что они надеялись, кто ещё сопротивлялся тоталитарному сталинскому режиму, а кто смирился с ним и стал выдающимся архитектором своего времени.



1. Авдеев В. В поисках Большого стиля архитектурного конкурса на проект Ленинградского Дома Советов (1936). URL: http://kapitel-spb.ru/article/в-авдеев-в-поисках-большого-стиля-арх/(дата обращения 11.05.2017)
2. Архитектура Дворца Советов: материалы V пленума правления Союза Советских Архитекторов СССР 1-4 июля 1939 г.: М.,: Изд-во Академия Архитектуры СССР, 1939 г. С 112.
3. «Архитектура Ленинграда». Все выпуски за 1936 – 1941 и 1944 – 1945 гг.
4. «Архитектура СССР», 1936, №1. С. 3-5.
5. Всеобщая история архитектуры, т. 12. М., 1975, с. 208.
6. Из истории советской архитектуры 1941-1945 гг. М., 1978. С. 34.
7. Иконников А. Современная архитектура Швеции. М., Стройиздат, 1978. С. 58-67.
8. Мардер А. П. Эстетика архитектуры: Теоретическая проблема архитектурного творчества. — М.: Стройиздат. 1988. — с. 164-193.
9. Михайлов Б. Ордер в советской архитектуре // Архитектура СССР. 1939, №8, с. 36.
10. Очерки истории Ленинграда. Период Великой Октябрьской Революции и построения социализма в СССР. М.: Изд-во «Наука», 1964, с. 423-482.
11. Очерки истории Ленинграда. Период Великой Отечественной войны Советского Союза, т.5. Ленинград: Изд-во «Наука», 1967, с. 444-472.
12. Первушина Е. В. Ленинградская утопия. Авангард в архитектуре Северной столицы // Школа в Полюстрово.
13. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) от 11.02.1936 «Об улучшении строительного дела и об удешевлении строительства».
14. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) «О запрете абортов».
15. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) «О ликвидации школьных вторых и третьих смен».
16. Постановление СНК СССР, ЦК ВКП(б) «О строительстве яслей, родильных домов и детских садов».
17. Санкт-Петербург. Хроника трёх столетий. Сост. А. В. Доливо-Добровольский, Н. О. Харламова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 610-624.
18. Творческие вопросы советской архитектуры. М., 1940, с. 18-20.
19. Хмельницкий Д. Архитектура Сталина. Психология и стиль. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. — с. 245-363
20. Хмельницкий Д. Зодчий Сталин // «Новое литературное обозрение», 2007. С.1-5, 232-235.
21. Школа им. 10-летия Октября. URL:
22. http://www.citywalls.ru/house1824.html(дата обращения 2.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ