Введение 3
Глава 1. История развития российского законодательства о защите
животного мира 10
§ 1.1. Законодательство России о защите животного мира до октября
1917 года 10
§ 1.2. Уголовно-правовая охрана животного мира России в советский и
постсоветский период 26
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика составов преступлений, предусматривающих ответственность за незаконную добычу водных животных и незаконную охоту в действующем уголовном
законодательстве России 56
§2.1. Объективные признаки составов преступлений,
предусматривающих ответственность за незаконную добычу водных
животных и незаконную охоту 56
§ 2.2. Субъективные признаки составов преступлений,
предусматривающих ответственность за незаконную добычу водных
животных и незаконную охоту 106
§ 2.3. Отграничение незаконной добычи водных животных и незаконной охоты от иных составов преступлений и административных
правонарушений 133
Глава 3. Криминологическая характеристика незаконной добычи
водных животных и незаконной охоты 164
§ 3.1. Основные показатели и детерминанты преступности, связанной
с незаконной добычей водных животных и незаконной охотой 164
§ 3.2. Предупреждение преступлений, посягающих на животный
мир 184
Заключение 197
Список использованной литературы 203
Приложения 234
Актуальность темы исследования
В последнее время наблюдается интенсивное истощение природных ресурсов, загрязнение воздуха, воды и почвы, исчезновение многих видов растений и животных - носителей генофонда планеты. В связи с этим проблема охраны и защиты природных богатств является сегодня одной из основных задач современного российского государства и общества - от ее решения зависит здоровье и благосостояние не только ныне живущих, но и будущих поколений людей. Особо восприимчивым к деятельности человека является животный мир.
Определенное место в решении задач сохранения фауны России занимает законотворчество. Различные нормативно-правовые акты регламентируют деятельность человека по отношению к биоресурсам страны. За наиболее опасные посягательства на животный мир предусмотрена уголовная ответственность.
Согласно статистическим данным, среди экологических преступлений наиболее часто совершаемыми являются незаконная добыча водных животных и незаконная охота. Охота и рыболовство издревле являлись средством добычи пищи и одежды, поэтому было важно защитить свои ресурсы животного мира от правонарушителей. Ранее человек вынужден был вставать на защиту рыбы и дичи для дальнейшего удовлетворения своих потребностей в пище и одежде. Сегодня, в век научно-технического прогресса, использование варварских способов добычи животных наносит природе такой вред, от которого она не сможет восстановиться.
Показательны в этом следующие цифры: за период с 1991 по 1995 гг. численность кабана в целом по России уменьшилась на 47%, количество лося за тот же период - на 26%'. Добыча осетровых в Астраханской области за последние 20 лет сократилась в 165 раз. В Каспийском море число этого вида
1 Курманов А.С. Незаконная охота: Уголовно-правовые и криминологические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2002. - С. 198.
рыбы катастрофически уменьшается: в 1990 году обитало 200 млн. экземпляров, в 1995 году - всего 60 млн. экземпляров. В районе Южных Курил каждое третье промысловое судно занимается браконьерством. Ежегодные потери России от браконьерской добычи рыбы составляют до двух миллиардов долларов. Аналогичная ситуация наблюдается и на территории Уральского федерального округа: в 2003 году в Курганской области из-за резкого сокращения поголовья в результате браконьерского промысла была полностью запрещена добыча лося, в Обь-Иртышском бассейне по тем же причинам запрещен вылов осетра.
Современное уголовное законодательство не дает нам исчерпывающего ответа, как бороться с проявлениями данного вида преступности. Не полностью проясняет ситуацию и Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 05.11.98 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».
Показательны в этом отношении приговоры, вынесенные на территории Курганской области одним и тем же судом, когда добыча двух косуль была признана крупным ущербом и лица, ее совершившие, понесли уголовное наказание, а убой трех кабанов, имеющих аналогичную таксовую стоимость, крупным ущербом признан не был.
Несмотря на то, что проблемы уголовно-правовой охраны животного мира были исследованы в работах Н.В. Баландюка, Ю.С. Богомякова, С.А. Данилюка, С.А. Деминой, O.JL Дубовик, Э.Н. Жевлакова, Ю.Н. Ерофеева, JI.C. Кореневой, У .Я. Крастиныпа, А.М. Плешакова, В.А. Шкурко, С.А. Шлыкова и других ученых, правоприменитель и сегодня сталкивается с рядом вопросов, на которые затрудняется дать ответ, что и позволяет считать проблему квалификации преступлений, связанных с незаконной добычей водных животных и незаконной охотой, весьма актуальной.
Недостаточная теоретическая разработка заявленной проблемы, отсутствие единообразного практического применения ст.ст. 256, 258 УК РФ,
1 Лопашенко Н.А. Экологические преступления. - СПб., 2002. - С. 13.
негативные тенденции роста преступных посягательств на животный мир и предопределили выбор темы диссертационного исследования.
Научная новизна исследования
В диссертации проведен комплексный анализ действующего уголовного законодательства в сфере охраны всей совокупности представителей животного мира от любых браконьерских посягательств, изучены правовые предписания, тенденции их развития и практика реализации, что позволило сформулировать ряд выводов и рекомендаций по совершенствованию уголовного, административного и иного законодательства, регулирующего охрану и рациональное использование фауны. В частности, автором сформулированы обладающие научной новизной теоретические положения: а) понятие уголовно наказуемого браконьерства; б) методика исчисления ущерба окружающей среде в результате совершения преступления, в) понятие предмета преступлений ст.ст. 256 и 258 УК РФ. Кроме того, в работе приводятся практические рекомендации по совершенствованию правового регулирования охраны и рационального использования животного мира, введены в научный оборот статистические данные, характеризующие преступность, связанную с браконьерством на территории УрФО.
Положения, выносимые на защиту
1. Комплексный анализ становления, развития, формирования и применения ныне действующего уголовного законодательства в сфере охраны и рационального использования фауны России и полученные на его основе результаты позволяют говорить о необходимости слияния ст.ст. 256 и 258 УК РФ в одну статью в части, касающейся животного мира.
2. В уголовном законе понятия «незаконная добыча водных животных» и «незаконная охота» следует заменить единым, обобщающим, исторически обусловленным термином «браконьерство» и дать его описание в диспозиции вновь сформулированной статьи.
3. В приложении к предлагаемой статье для устранения имеющихся разногласий при квалификации необходимо нормативно закрепить понятие
«охраняемые дикие животные», являющиеся предметом указанного преступления, и определить его как «находящиеся в состоянии естественной свободы животные, перечисленные в территориальном кадастре и имеющие положительную таксовую стоимость».
4. Принимая во внимание интенсивно развивающееся нормотворчество в области права пользования и распоряжения животным миром, следует формально закрепить понятия специальных терминов, которые должны применяться в уголовно-правовой норме, предусматривающей ответственность за браконьерство.
5. Учитывая результаты проведенного исследования, квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки состава преступления «браконьерство», следует дополнить признаком «с причинением особо крупного ущерба», а также исключить признак «совершенное лицом с использованием своего служебного положения».
6. Для установления четких критериев криминализации деяния по признаку крупного и особо крупного ущерба в примечании к статье «Браконьерство» ввести их суммарное исчисление на сумму более 5 и 50 тысяч рублей соответственно.
7. Предложены критерии разграничения уголовно наказуемого браконьерства от иных преступлений и административных правонарушений.
8. Обосновывается обязательность доказывания в уголовном судопроизводстве цели - изъятия животного из природной среды обитания - для установления вины лица в совершении состава преступления «браконьерство».
9. По результатам исследования предложена новая редакция совмещенных статей 256 и 258 УК РФ под общим названием «Браконьерство».
В диссертационном исследовании предпринята попытка комплексного исследования эффективности действия уголовно-правовых норм в сфере охраны и рационального использования фауны, что позволило сформулировать следующие основные положения.
Законодательство России на ранних стадиях осуществляло защиту животного мира путем установления ответственности за экономические, налоговые, религиозные, военные и иные преступления, где общественные отношения, регулирующие естественное развитие фауны, выступали как дополнительный объект. Только в середине XIX века преступное покушение на фауну стало рассматриваться как непосредственный объект экологических преступлений.
Советский период уголовного законодательства в сфере охраны и рационального использования животного мира характеризуется на начальных стадиях отказом от научных разработок русских ученых. Первоначально охрана фауны была обусловлена лишь отстаиванием интересов государства в данной области. Чуть позже незаконная охота и добыча водных животных прочно обосновались в числе хозяйственных преступлений, что соответствовало реалиям времени. В связи с научно - техническим прогрессом, сделавшим возможным засорение и уничтожение природных объектов за рекордно короткие сроки, животный мир стал вновь рассматриваться в качестве предмета экологических преступлений.
Браконьерство является сегодня одним из самых распространенных видов экологических преступлений. Современное уголовное законодательство не дает нам исчерпывающего ответа, как бороться с проявлениями данной преступности. Не полностью проясняет ситуацию и Постановление Пленума Верховного Суда РФ №14 от 05.11.98 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения».
Учитывая исторический опыт и результаты криминологических исследований, диссертантом сформулирован и теоретически обоснован ряд
предложений по устранению недостатков ныне действующего уголовного законодательства в сфере охраны и рационального использования животного мира.
Развитие уголовного законодательства об экологических преступлениях, отмеченное выделением их в самостоятельную главу в уголовном кодексе 1996 года, существенным образом повлияло на решение вопросов определения объекта в составах преступлений, посягающих на животный мир. Проанализировав в диссертации позиции занимавшихся данным вопросом криминалистов, мы считаем, что под объектом экологического преступления следует понимать общественные отношения, регулирующие установленный порядок взаимодействия человека с окружающей средой и рационального использования природных ресурсов.
Изучив практику применения уголовного законодательства в сфере охраны и рационального использования животного мира, предлагаем для более эффективного действия уголовного законодательства в сфере охраны животного мира отказаться от неопределенности в определении предмета ст. ст. 256, 258 УК РФ, так как она размывает рамки преступного и непреступного, и определять предмет как охраняемые, находящиеся в состоянии естественной свободы дикие животные, перечисленные в территориальном кадастре и имеющие положительную таксовую стоимость.
Проведенный нами анализ уголовного законодательства в сфере охраны природы свидетельствует об однотипности регулируемых отношений ст. ст. 256 и 258 УК РФ. Используемые в них понятия «незаконная охота» и «незаконная добыча водных животных» не охватывают всего возможного перечня деяний, квалифицируемых по данным статьям. Предлагаем введение обобщающего, исторически обусловленного понятия. Сопоставление и этимологическое исследование понятий «добыча», «охота», «выслеживание» и «преследование» позволяют утверждать о неправильном использовании их в определениях бланкетного законодательства, что приводит к выпадению из
199
преступного целого перечня деяний, направленных на изъятие диких животных, реально причиняющих ущерб фауне. Поэтому считаем, что ст. 258 УК РФ и ст. 256 УК РФ в части, касающейся животного мира, нужно объединить и первую часть диспозиции предложенной нами статьи следует изложить следующим образом: Браконьерство, то есть выслеживание, преследование, иные действия, направленные на изъятие охраняемых диких животных из природной среды с нарушением действующих правил, если это деяние совершено...
Следует также признать возможность совершения незаконной охоты и добычи водных животных путем бездействия, например, при неснятии капканов или сетей по истечении сроков договора, что позволит криминализировать ряд деяний, реально причиняющих фауне огромный ущерб и остающихся сегодня без соответствующей юридической оценки.
® Необходимо отказаться от использования оценочного понятия при
определении ущерба в ст.ст. 256 и 258 УК РФ, ввиду негативного воздействия на эффективность борьбы с браконьерством. Учитывая стабилизацию экономических отношений, устойчивость национальной валюты, в предлагаемом варианте приложения к объединенной статье следует крупный ущерб указать конкретной цифрой. Сам вред следует высчитывать по таксам, также конкретно определенным в рублях. При Ф составлении территориального государственного кадастра в соответствии с
ст. 14 гл.2 Закона о животном мире таксы необходимо указывать для каждого животного. При добыче нескольких животных таксы необходимо суммировать. Изучив судебно-следственную практику по делам о браконьерстве, считаем необходимым введение в ст.ст. 256 и 258 УК РФ квалифицирующего признака «особо крупный ущерб», так как привлечение по одной части статьи лиц, добывших несколько голов рыбы ценных пород и
• несколько тонн, считаем нарушением принципа социальной справедливости.
Считаем редакцию пунктов ч. 1 ч. 2 ст. 256 и ч. 1 ст. 258 УК РФ в части, касающейся места совершения преступления, как обязательного признака
объективной стороны, неудачной. В статях 256 и 258 УК РФ разрозненные перечисления мест, совершение деяний, в которых будет признаваться преступлением, следует заменить единым обобщающим понятием особо охраняемые территории, или места, приравненные к ним, что позволит, не меняя Уголовного закона, защищать фауну наиболее эффективно. Перечисление мест, относящихся к данному пункту, следует указывать и расшифровывать в бланкетном законодательстве.
Запрещенные приемы и способы добычи водных животных и охоты следует установить путем определения их в бланкетном законодательстве. Указанный формализованный подход позволит четко определить границы запрещенного, а, следовательно, и преступного. В объединенной статье «Браконьерство» данный пункт следует изложить следующим образом: с использованием способов массового изъятия животных.
Необходимо отметить невозможность совершения составов незаконной охоты и добычи водных животных с косвенным умыслом. Нами выдвинуто предложение о необходимости доказывания цели при квалификации деяний, пресеченных на стадиях, предшествующих изъятию. Данное нововведение позволит исключить случаи привлечения к уголовной ответственности лиц, не причиняющих ущерба фауне, которые в связи с необдуманным заимствованием понятия охота из административного законодательства, разработанного там для облегчения процесса фиксации правонарушения, сегодня нередки.
На основании изложенного предлагаем новую редакцию статьи в Уголовный кодекс РФ, объединяющую незаконную охоту и добычу водных животных.
Статья. Браконьерство
1. Браконьерство, то есть выслеживание, преследование, иные действия, направленные на изъятие охраняемых диких животных из природной среды с нарушением действующих правил, если это деяние совершено на особо охраняемых территориях, или местах,
приравненных к ним, либо с использованием способов массового изъятия животных, или причинило крупный ущерб, - наказывается...
2. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, - наказывается...
3. Деяние, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, совершенное организованной группой или повлекшее причинение особо крупного ущерба, -
наказывается...
Примечание. 1. Крупным в настоящей статье признается исчисленный по установленным таксам суммарный ущерб, превышающий пять тысяч рублей, а особо крупным - пятьдесят тысяч рублей.
2. Охраняемыми дикими животными в настоящей статье признаются животные, находящиеся в состоянии естественной свободы, перечисленные в территориальном кадастре и имеющие положительную таксовую стоимость.
3. Лицо, добровольно вернувшее в состояние естественной свободы охраняемых диких животных, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Введенный в действие с 1 января 1997 года Уголовный кодекс Российской Федерации не решил всех поставленных теорией уголовного права и судебно-следственной практикой вопросов квалификации преступлений, связанных с незаконной охотой и добычей водных животных. В первую очередь это вопрос, касающийся разграничения уголовно наказуемого и административно наказуемого браконьерства. В ходе проведенного исследования были выявлены случаи, когда действия виновных лиц содержат признаки преступления, но они привлекались к административной ответственности. Новый Кодекс об административных правонарушениях РФ, принятый в 2001 году, не устранил существующую коллизию.
1. Российская Федерация. Конституция (1993). - М.: Юридическая ф литература, 1994. - 63 с.
2. Декреты советской власти. Т. IX. - М.: Изд. полит, лит., 1978. - 460 с.
3. Декреты советской власти. Т. XI. - М.: Изд. полит, лит., 1983. - 467 с.
4. Декреты советской власти. Т. XII. - М.: Изд. полит, лит., 1989. - 573 с.
5. Инструкция о порядке производства в органах рыбоохраны по делам о нарушениях правил рыболовства и охраны рыбных запасов [Утверждена Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 5.05.88. № 213].
6. Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства. 1917 - 1985 г. - М., 1986. - 463 с.
7. Охрана природы. Сборник нормативных материалов. - М.: Юрид. лит.,
* 1971.-408 с.
8. Правила любительского и спортивного рыболовства в водоемах Тюменской области. - Тюмень, 1985. - 22 с.
9. Правила охоты в Тюменской области. - Тюмень: Вектор Бук., 2000. - 72 с.
10. Правила дорожного движения Российской Федерации. - Киров: Ладья Бук, 2002. - 64 с.
11. Российская Федерация. Законы. Водный кодекс Российской Федерации т (1995) // СЗ РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4471.
12. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [по состоянию на 1сент. 2002 г.]. - М., 2002. - 70 с.
13. Российская Федерация. Законы. Кодекс РФ об административных правонарушениях [принят Государственной Думой РФ 20 декабря 2001 г.].
- М., 2002. - 230 с.
14. Российская Федерация. Законы. Лесной кодекс Российской Федерации
• (1997) // СЗ РФ. - 1997. - № 5.. Ст. 610.
15. Российская Федерация. Законы. О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ (1998) // СЗ РФ. - 1998. - №31. -Ст. 3833.
16. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации
- М.: НОРМА, 2004. - 152 с.
17. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о ветеринарии [от 14.05.93.] // СЗ РФ. - 1993. - № 24. - Ст. 857.
18. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об особо охраняемых природных территориях [от 14.03.95.] // СЗ РФ. - 1995. - № 12. - Ст. 1024.
19. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об охране окружающей природной среды [от 19.01.91.] // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1992. - № 10. - Ст. 157.
20. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об охране окружающей среды [от 10.01.02.] // СЗ РФ. - 2002. - № 2. - Ст. 133.
21. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности [от 8.08.01.] // СЗ РФ. - № 33. - Ст. 3430.
22. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о животном мире [от 24.04.95.] // СЗ РФ. - 1995. - №17. - Ст. 1462.
23. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об экологической экспертизе [от 23.11.95.] // СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4556.
24. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон о континентальном шельфе Российской Федерации [от 30.11.95.] // СЗ РФ. - 1995. - № 49. - Ст. 4694.
25. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон об исключительной экономической зоне Российской Федерации [от 17.12.98.] // СЗ РФ. - 1998. -№51.-Ст. 6273.
26. Российская федерация. Министерство рыбного хозяйства СССР. Правила рыболовства в Обском бассейне: [утверждены Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 24.02.69. № 79.]
205
27. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении требований по предотвращению гибели объекта животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередач: Постановление Правительства Рос. Федерации // СЗ РФ. - 1996. - 13 август. - № 37. - Ст. 4290.
28. Российская федерация. Правительство. О Красной Книге РФ: Постановление Правительства Рос. Федерации // СЗ РФ. - 1996. - № 9 — Ст. 808.
29. Российская Федерация. Правительство. О любительской и спортивной охоте в РФ: Постановление Правительства Рос. Федерации [от 26 июля
1993 г.] // САПП РФ. - 1993. - № 31. - Ст. 2991.
30. Российская Федерация. Правительство. О правилах, сроках и перечнях
* разрешенных к применению орудий и способов добывания объектов
животного мира: Постановление Правительства Рос. Федерации [от 18 июля 1996 г.] // СЗ РФ. - 1996. - № 31. - Ст. 3750.
31. Российская Федерация. Правительство. Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты: [утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 1995 г.; в редакции 30 июля 1998 г.] // СЗ РФ. - 1998. - №
32. - Ст. 3904.
ф 32. Российская Федерация. Правительство. Правила добывания объектов
животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации: [утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1010] // СЗ РФ. - 1997. - № 33. - Ст. 3896.
33. Российская Федерация. Правительство. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве в РФ: [в редакции Постановления Правительства РФ от 3 мая
1994 г. № 436] // СЗ РФ. - 1994. - № 3. - Ст. 221.
ф 34. Российская Федерация. Правительство. Российская Федерация.
Экологическая доктрина РФ: Распоряжение правительства Рос. Федерации [от 31.08.02.] // Рос. газ. - 2002. - 18 сент.
206
35. Российская федерация. Президент. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента Рос. Федерации // Рос. газета. - 1994. - 9 февр.
36. Рыбоохрана: Сборник нормативных актов / Под ред. В.М. Каменцева. - М.: Юрид. лит., 1988. - 661 с.
37. Распоряжения правительства о правах охоты и рыбной ловли: сборник,- Курган, 1923. - 11 с.
38. Сборник декретов и постановлений по народному хозяйству (15 марта 1919-1 сентября 1919). - М.: ВСНХ, 1921.-34 с.
39. Сборник документов по истории Уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. - М.: Гос. изд. юрид. лит., 1953. -463 с.
40. Сборник документов по истории Уголовного законодательства СССР и РСФСР 1953-1991 гг. - Казань, 1992.-343 с.
* 41. Сборник нормативных материалов по охотничьему делу / Сост. А.А.
Улитин - М.: Лесн. промыш., 1984. - 336 с.
42. Свод законов Российской империи. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Издание 1914 года. - Волгоград: ВЮИ МВД РФ, 1995. -92 с.
43. Систематическое собрание законов РСФСР, указов Президиума Верховного Совета РСФСР и решений Правительства РСФСР. Т. XIII. —
ф М.: Юрид. лит., 1968. - 487 с.
44. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Правительства РСФСР / М-во юстиции РСФСР. Т. 1. - М.: Юрид. лит., 1949. - 515 с.
45. Хронологическое собрание законов, указов Президиума Верховного Совета и Постановлений Правительства РСФСР / М-во юстиции РСФСР. Т. 2. - М.: Юрид. лит., 1959. - 379 с.
# 46. Экологическое право: Сборник нормативных актов. - М.: Новый Юрист,
1998. -384 с.
Монографии, учебники, пособия, комментарии, лекции
1. Адиханов Ф.Х. Экологическое право России: Курс лекций / Ф.Х. Адиханов. - Барнаул: Изд. Алтайского гос. ун - та, 1998. — 347 с.
2. Азаров В.И. Редкие животные Тюмени и Тюменской области и их охрана /
В.И. Азаров. - Тюмень: Вектор Бук, 1995. - 272 с.
3. Аллен Р, Как спасти Землю (Всемирная стратегия охраны природы) / Пер. с англ. А.Г. Николаевского и Е.А. Сазоновой. - М.: Мысль, 1983. - 172 с.
4. Алимов А.А. Век XX: Экология и идеология / А.А. Алимов, В.В. Случевский. - JL: Лениздат, 1988. - 111 с.
5. Астанин Л.П. Охрана природы / Л.Н. Астанин, К.Н. Благосклонов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Колос, 1984. - 255 с.
6. Баландюк В.Н. Методические рекомендации по подготовке лекций на тему: «Ответственность за нарушение правил охоты и рыболовства» /
В.Н. Баландюк, А.А. Лубеницкий. - Омск, 1986. - 16 с.
7. Баландюк В.Н. Экологические преступления (понятие, виды, квалификация) / В.Н. Баландюк. - Омск: ОА МВД РФ, 1998. - 71 с.
8. Безбородов Д.А. Виды соучастников преступления: Лекция / Д.А. Безбородов. - Тюмень: ТЮИ МВД РФ, 2001. -33 с.
9. Белоусов В.В. Административная ответственность за экологические правонарушения / В.В. Белоусов. - М.: Политекс, 2001. - 22 с.
10. Бжезинский В. Правовая охрана окружающей среды / Пер. с пол.
Н.Г. Прутковой и Г.Б. Рабиновича; Под общ. ред. О.С. Колбасова. - М.: Прогресс, 1977. - 252 с.
11. Бобылев А.И. Юридическая ответственность за экологические правонарушения / А.И. Бобылев, В.И. Ивакин, Н.А. Духно; Отв. ред. А.И. Бобылев, Н.А. Духно; Моск. ун - тет. путей сообщ. МИИТ Юрид. инст. - М., 2001.-227 с.
12. Боголепов Р.Д. Охрана природы ведомственной милицией: Учебное пособие / Р.Д. Боголепов. - М.: Изд. Академии МВД СССР, 1980. - 48 с.
13. Боголепов Р.Д. Предупреждение правонарушений в процессе контрольно-надзорной деятельности милиции по охране природы: Учебное пособие / Р.Д. Боголепов. - М.: НИОиРИО МФЮЗО при Академии МВД СССР, 1982.-80 с.
14. Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов /
С.А. Боголюбов. - М.: Изд. гр. НОРМА - ИНФРА, 1999. - 448 с.
15. Богомягков Ю.С. Уголовно-правовая охрана животного мира: Лекция / Ю.С. Богомягков. - Тюмень: ТВШ МВД СССР, 1990. - 47 с.
16. Борчашвили И.Ш. Уголовная ответственность за преступления в сфере экологии / И.Ш. Борчашвили. - Караганда: КВШ МВД РК, 1994. - 160 с.
17. Борчашвили И.Ш. Экологические преступления: Понятие и квалификация / И.Ш. Борчашвили. - Караганда: КВШ МВД РК, 1995. - 202 с.
18. Вольфман Г.И. Ответственность за преступления в области охраны природы: Квалификация и наказания / Г.И. Вольфман; Под. ред. проф.
B. И. Новоселова. - Саратов: Саратовский университет, 1984. - 80 с.
19. Вотинов Н.П. Беречь и приумножать рыбные запасы Обь-Иртышского бассейна / Н.П. Вотинов. - Тюмень: Кн. изд., 1960. - 44 с.
20. Галиакбаров P.P. Совершение преступления группой лиц / P.P. Галиакбаров. - Омск: ОВШМ МВД СССР, 1980. - 102 с.
21. Гусев Р.К. Правовая охрана природы в СССР / Р.К. Гусев. - М.: Педагогика, 1976. - 80 с.
22. Данилюк С.А. Расследование дел о незаконной охоте: Учебное пособие /
C. А. Данилюк, В.Н. Суханов, С.П. Щерба; Под общ. ред. С.А. Данилюка.- М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. - 64 с.
23. Демина С.А. Закон на страже природы / С.А. Демина. - М.: Юрид. лит.,
1987. -80 с.
24. Дубовик О.Л. Механизм действия права в охране окружающей среды /
О.Л. Дубовик. - М.: Наука, 1984. - 168 с.
25. Дубовик О.Л., Причины экологических преступлений / О.Л. Дубовик,
А.Э. Жалинский. - М.: Наука, 1988. - 240 с.
26. Дубовик O.JI. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие / О.Л. Дубовик. - М.: Проспех; ТК Велби, 2003. - 299 с.
27. Дубовик О.Л. Экологические преступления: Комментарий к гл. 26 УК РФ / О.Л. Дубовик. - М.: Спарк, 1998. - 352 с.
28. Егошин В.В. Методика расследования незаконной охоты / В.В. Егошин. - М.: Юрлитинформ, 2002. - 136 с.
29. Емельянова В.Г. Судебное рассмотрение дел о нарушении законодательства об охране животного мира / В.Г. Емельянова, Л.А. Заславская. - М.: Юрид. лит., 1982. - 96 с.
30. Жданов А.А. Охрана лесных и водных богатств в СССР / А.А. Жданов, Л.В. Левшин. - М.: Госюриздат, 1958. - 51 с.
31. Жевлаков Э.Н. Общие вопросы квалификации преступлений в области охраны окружающей среды: Учебное пособие / Э.Н. Жевлаков. - М.: ВЮЗИ, 1986. - 84 с.
32. Жевлаков Э.Н. Преступления против природных богатств СССР: Учебное пособие / Э.Н. Жевлаков. - М.: ВЮЗИ, 1983. - 80 с.