Совершенствование инновационной деятельности вузов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Теоретические и методологические основы инновационной деятельности 10
1.2. Государственная поддержка научно-инновационной деятельности: мировой опыт, методология 26
1.3. Вуз как субъект инновационной деятельности и источник научно-технического потенциала страны 40
1.4. Критерии и показатели инновационной деятельности в научных организациях и вузах 53
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ 64
2.1. Характеристика инновационного комплекса 64
2.2. Анализ научных ресурсов высшей школы и формирование инновационной системы региона 79
2.3. Развитие инновационной деятельности в контексте государственной поддержки 92
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 108
3.1. Совершенствование управления инновационной деятельностью 108
3.2. Моделирование научно-инновационной деятельности вузов 120
3.3. Интеграционные связи вузов с промышленным комплексом региона и пути их совершенствования 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
2
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Теоретические и методологические основы инновационной деятельности 10
1.2. Государственная поддержка научно-инновационной деятельности: мировой опыт, методология 26
1.3. Вуз как субъект инновационной деятельности и источник научно-технического потенциала страны 40
1.4. Критерии и показатели инновационной деятельности в научных организациях и вузах 53
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ 64
2.1. Характеристика инновационного комплекса 64
2.2. Анализ научных ресурсов высшей школы и формирование инновационной системы региона 79
2.3. Развитие инновационной деятельности в контексте государственной поддержки 92
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 108
3.1. Совершенствование управления инновационной деятельностью 108
3.2. Моделирование научно-инновационной деятельности вузов 120
3.3. Интеграционные связи вузов с промышленным комплексом региона и пути их совершенствования 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
2
Актуальность темы исследования. Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического развития страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. Чтобы сохранить за собой позиции на внутреннем и мировом рынках при вступлении во Всемирную торговую организацию, России нужно осваивать производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Для решения этой задачи важно обеспечить ускоренный подъем науки.
Изменяющиеся экономические условия в стране подводят вузы к коммерциализации научной деятельности и, как следствие, к умению продавать результаты научно-технического творчества. В складывающейся ситуации создание системы реализации на внутреннем и международном рынках научно-инновационной продукции, которую производит высшее учебное заведение, является одним из путей повышения эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики.
Ученые высшей школы все больше внимания уделяют внедрению результатов своих разработок, используя механизмы инновационной деятельности, имеющей своей целью повышение конкурентоспособности продукции и услуг на основе создания и использования научно-технологического новшества. Другими словами, высшее учебное заведение может и должно самостоятельно или в ассоциации с другими вузами или коммерческими предприятиями обеспечить движение идеи от замысла до изготовления изделия и его реализации. Следовательно, научно-предпринимательская деятельность высшей школы является естественным способом поддержать себя своими собственными силами, хотя и ценой некоторого отвлечения от прямых функций.
Необходимость развития инновационной среды, активизации инновационной деятельности высших учебных заведений определяет актуальность диссертационного исследования.Степень разработанности проблемы. Теоретические исследования инновационной сферы приобрели особую актуальность в условиях формирования маркетинговых концепций (60-е годы XX в.) и активизации инновационной деятельности в мировой экономике с середины 70-х годов прошлого столетия. Этой тематике посвящены работы таких зарубежных авторов, как: И. Шумпетер, Б. Санто, П. Уайт, М. Пойсик и другие.
Заметный вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные ученые - исследователи инновационной деятельности: И. Ансофф, В. Алту¬хов, В.И. Андреев, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко и другие. Образовательным технологиям посвящены работы П.В. Акинина, Е.Н. Богачева, М.В. Кларша, А.Н. Тихонова и других. Исследованиями инновационных процессов в образовании занимаются А.В. Бельков, Л. Бжилянская, Е.Г. Ефимова, В.Г. Ивахник, Г.В. Ильяхинская, С.А. Кузнецова, Н.П. Макаркин, С.К. Серге¬ев, В. А. Шаповалов и другие. Теоретическим аспектам оценки социально¬экономической эффективности образования посвящены труды таких ученых, как: Д.Е. Давыдянц, Л.К. Пиния, Б.И. Скурыдин и другие.
В тоже время в экономической литературе не в полной мере освещаются вопросы по изучению и развитию научно-инновационной деятельности (НИД) вузов. Недостаточная разработанность вопросов финансирования и организации взаимодействия вузовских структур и промышленности в дан¬ной сфере предопределили выбор темы диссертационной работы.
Исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством, управление инновациями и инвестиционной деятельностью, п. 4.1. - «Развитие теоретических основ, методологических положений; совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах», п. 4.9. - «Совершенствование институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности».
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методических положений, анализ инновационной деятельности вузов и научных организаций и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.
Изменяющиеся экономические условия в стране подводят вузы к коммерциализации научной деятельности и, как следствие, к умению продавать результаты научно-технического творчества. В складывающейся ситуации создание системы реализации на внутреннем и международном рынках научно-инновационной продукции, которую производит высшее учебное заведение, является одним из путей повышения эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики.
Ученые высшей школы все больше внимания уделяют внедрению результатов своих разработок, используя механизмы инновационной деятельности, имеющей своей целью повышение конкурентоспособности продукции и услуг на основе создания и использования научно-технологического новшества. Другими словами, высшее учебное заведение может и должно самостоятельно или в ассоциации с другими вузами или коммерческими предприятиями обеспечить движение идеи от замысла до изготовления изделия и его реализации. Следовательно, научно-предпринимательская деятельность высшей школы является естественным способом поддержать себя своими собственными силами, хотя и ценой некоторого отвлечения от прямых функций.
Необходимость развития инновационной среды, активизации инновационной деятельности высших учебных заведений определяет актуальность диссертационного исследования.Степень разработанности проблемы. Теоретические исследования инновационной сферы приобрели особую актуальность в условиях формирования маркетинговых концепций (60-е годы XX в.) и активизации инновационной деятельности в мировой экономике с середины 70-х годов прошлого столетия. Этой тематике посвящены работы таких зарубежных авторов, как: И. Шумпетер, Б. Санто, П. Уайт, М. Пойсик и другие.
Заметный вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные ученые - исследователи инновационной деятельности: И. Ансофф, В. Алту¬хов, В.И. Андреев, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко и другие. Образовательным технологиям посвящены работы П.В. Акинина, Е.Н. Богачева, М.В. Кларша, А.Н. Тихонова и других. Исследованиями инновационных процессов в образовании занимаются А.В. Бельков, Л. Бжилянская, Е.Г. Ефимова, В.Г. Ивахник, Г.В. Ильяхинская, С.А. Кузнецова, Н.П. Макаркин, С.К. Серге¬ев, В. А. Шаповалов и другие. Теоретическим аспектам оценки социально¬экономической эффективности образования посвящены труды таких ученых, как: Д.Е. Давыдянц, Л.К. Пиния, Б.И. Скурыдин и другие.
В тоже время в экономической литературе не в полной мере освещаются вопросы по изучению и развитию научно-инновационной деятельности (НИД) вузов. Недостаточная разработанность вопросов финансирования и организации взаимодействия вузовских структур и промышленности в дан¬ной сфере предопределили выбор темы диссертационной работы.
Исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством, управление инновациями и инвестиционной деятельностью, п. 4.1. - «Развитие теоретических основ, методологических положений; совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах», п. 4.9. - «Совершенствование институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности».
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методических положений, анализ инновационной деятельности вузов и научных организаций и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.
В диссертационной работе проведено теоретическое и прикладное исследование проблем формирования инновационного потенциала структур образования, вопросов связанных с выработкой механизма создания инновационной системы регионов России, разработкой и реализацией региональной инновационной политики.
В процессе диссертационного исследования были получены следующие выводы:
1. Активизация инновационных процессов в регионах является основным условием преодоления нестабильности экономики и ее долговременных социально-экономических последствий. Развитие инновационной сферы обеспечит рост качества жизни граждан, сократит отставание от развитых стран мира, позволит избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового научного сообщества, обеспечит развитие процессов международной интеграции.
2. Специфика инноваций заключается в высокой степени неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, характеризующимся риском временного разрыва между за-тратами и результатами, а также неопределенностью спроса. Существенным признаком, характеризующим инновацию как экономическую категорию, является то, что объектом инновационного изменения, исследуемого экономической теорией, выступает совокупность факторов производства (как вещественных, так и личных) и экономических отношений (как организационно¬экономических, так и социально-ценностных), возникающих по поводу их использования между участниками процесса производства. Говоря о воздействии этих факторов на формирование инновационной системы в регионе, можно отметить специфичность влияния каждого из них на динамику отдельных составляющих этой системы и потому обуславливающих различные варианты ее эволюции. Использование инновационного потенциала структур образования в реализации инновационной политики будет способствовать формированию структурированного взаимодействия в региональном хозяйстве. Переориентация общественного мнения в отношении инновации, инновационной сферы становится одним из отправных моментов при анализе основных направлений формирования нового хозяйственного механизма. Этот подход позволяет рассматривать инновации в единой системе экономических преобразований и создает необходимые условия для реализации инновационного потенциала, способствующего экономическому росту.
3. Исследование закономерностей развития инновационной сферы показало, что в настоящий момент в России действует противоречивая модель инновационного процесса. На фоне имеющихся благоприятных потенциальных возможностей развитие инновационной сферы осуществляется в условиях ограниченных ресурсов и сопровождается несовершенством нормативно¬правовой базы, высоким налогообложением, низким уровнем государственного финансирования, отсутствием системы финансирования высокорисковых проектов, отсутствием платежеспособного спроса реального сектора экономики на научно-техническую продукцию.
4. Структуры образования оказывают основное влияние на ключевые факторы инновационного развития региона. Главной функцией вузов является создание и развитие системы подготовки кадров инновационной деятельности. Наряду с этим вузы являются источником научно-технических разработок, инновационных идей. В структурах образования сосредоточен мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал. По существу использование этих факторов обеспечивает конкурентоспособность развитым в рыночном отношении странам. За последние годы при вузах или при их непосредственном участии сформировался слой предпринимателей малого бизнеса, действующих на рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции. В условиях трансформации экономики российские вузы имеют благоприятные предпосылки для активной инновационной деятельности. Высшие учебные заведения, с их огромным интеллектуальным потенциалом и креп¬кой материально-технической базой, на фоне кризисного состояния отраслевой и академической науки, все в большей степени становятся региональными центрами не только учебной, но и научной деятельности.
В процессе диссертационного исследования были получены следующие выводы:
1. Активизация инновационных процессов в регионах является основным условием преодоления нестабильности экономики и ее долговременных социально-экономических последствий. Развитие инновационной сферы обеспечит рост качества жизни граждан, сократит отставание от развитых стран мира, позволит избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового научного сообщества, обеспечит развитие процессов международной интеграции.
2. Специфика инноваций заключается в высокой степени неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, характеризующимся риском временного разрыва между за-тратами и результатами, а также неопределенностью спроса. Существенным признаком, характеризующим инновацию как экономическую категорию, является то, что объектом инновационного изменения, исследуемого экономической теорией, выступает совокупность факторов производства (как вещественных, так и личных) и экономических отношений (как организационно¬экономических, так и социально-ценностных), возникающих по поводу их использования между участниками процесса производства. Говоря о воздействии этих факторов на формирование инновационной системы в регионе, можно отметить специфичность влияния каждого из них на динамику отдельных составляющих этой системы и потому обуславливающих различные варианты ее эволюции. Использование инновационного потенциала структур образования в реализации инновационной политики будет способствовать формированию структурированного взаимодействия в региональном хозяйстве. Переориентация общественного мнения в отношении инновации, инновационной сферы становится одним из отправных моментов при анализе основных направлений формирования нового хозяйственного механизма. Этот подход позволяет рассматривать инновации в единой системе экономических преобразований и создает необходимые условия для реализации инновационного потенциала, способствующего экономическому росту.
3. Исследование закономерностей развития инновационной сферы показало, что в настоящий момент в России действует противоречивая модель инновационного процесса. На фоне имеющихся благоприятных потенциальных возможностей развитие инновационной сферы осуществляется в условиях ограниченных ресурсов и сопровождается несовершенством нормативно¬правовой базы, высоким налогообложением, низким уровнем государственного финансирования, отсутствием системы финансирования высокорисковых проектов, отсутствием платежеспособного спроса реального сектора экономики на научно-техническую продукцию.
4. Структуры образования оказывают основное влияние на ключевые факторы инновационного развития региона. Главной функцией вузов является создание и развитие системы подготовки кадров инновационной деятельности. Наряду с этим вузы являются источником научно-технических разработок, инновационных идей. В структурах образования сосредоточен мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал. По существу использование этих факторов обеспечивает конкурентоспособность развитым в рыночном отношении странам. За последние годы при вузах или при их непосредственном участии сформировался слой предпринимателей малого бизнеса, действующих на рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции. В условиях трансформации экономики российские вузы имеют благоприятные предпосылки для активной инновационной деятельности. Высшие учебные заведения, с их огромным интеллектуальным потенциалом и креп¬кой материально-технической базой, на фоне кризисного состояния отраслевой и академической науки, все в большей степени становятся региональными центрами не только учебной, но и научной деятельности.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Совершенствование инновационной деятельности научно-исследовательской части в условиях экономической безопасности вуза
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2005 - Совершенствование инновационной деятельности в регионе на основе
международного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Управление инновационным развитием вуза (на примере ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет")
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование инновационной деятельности в ООО «Швейных цех №3»
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННОГО МАРКЕТИНГА ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление инновационной деятельностью предприятия и оценка ее
эффективности
на примере ОАО «Казанский хлебозавод
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016



