ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Теоретические и методологические основы инновационной деятельности 10
1.2. Государственная поддержка научно-инновационной деятельности: мировой опыт, методология 26
1.3. Вуз как субъект инновационной деятельности и источник научно-технического потенциала страны 40
1.4. Критерии и показатели инновационной деятельности в научных организациях и вузах 53
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ 64
2.1. Характеристика инновационного комплекса 64
2.2. Анализ научных ресурсов высшей школы и формирование инновационной системы региона 79
2.3. Развитие инновационной деятельности в контексте государственной поддержки 92
ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА 108
3.1. Совершенствование управления инновационной деятельностью 108
3.2. Моделирование научно-инновационной деятельности вузов 120
3.3. Интеграционные связи вузов с промышленным комплексом региона и пути их совершенствования 132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 142
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 149
ПРИЛОЖЕНИЯ 165
2
Актуальность темы исследования. Развитие науки и технологий служит решению задач социально-экономического развития страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. Чтобы сохранить за собой позиции на внутреннем и мировом рынках при вступлении во Всемирную торговую организацию, России нужно осваивать производство наукоемкой, конкурентоспособной продукции. Для решения этой задачи важно обеспечить ускоренный подъем науки.
Изменяющиеся экономические условия в стране подводят вузы к коммерциализации научной деятельности и, как следствие, к умению продавать результаты научно-технического творчества. В складывающейся ситуации создание системы реализации на внутреннем и международном рынках научно-инновационной продукции, которую производит высшее учебное заведение, является одним из путей повышения эффективности функционирования вузов в условиях рыночной экономики.
Ученые высшей школы все больше внимания уделяют внедрению результатов своих разработок, используя механизмы инновационной деятельности, имеющей своей целью повышение конкурентоспособности продукции и услуг на основе создания и использования научно-технологического новшества. Другими словами, высшее учебное заведение может и должно самостоятельно или в ассоциации с другими вузами или коммерческими предприятиями обеспечить движение идеи от замысла до изготовления изделия и его реализации. Следовательно, научно-предпринимательская деятельность высшей школы является естественным способом поддержать себя своими собственными силами, хотя и ценой некоторого отвлечения от прямых функций.
Необходимость развития инновационной среды, активизации инновационной деятельности высших учебных заведений определяет актуальность диссертационного исследования.Степень разработанности проблемы. Теоретические исследования инновационной сферы приобрели особую актуальность в условиях формирования маркетинговых концепций (60-е годы XX в.) и активизации инновационной деятельности в мировой экономике с середины 70-х годов прошлого столетия. Этой тематике посвящены работы таких зарубежных авторов, как: И. Шумпетер, Б. Санто, П. Уайт, М. Пойсик и другие.
Заметный вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные ученые - исследователи инновационной деятельности: И. Ансофф, В. Алту¬хов, В.И. Андреев, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко и другие. Образовательным технологиям посвящены работы П.В. Акинина, Е.Н. Богачева, М.В. Кларша, А.Н. Тихонова и других. Исследованиями инновационных процессов в образовании занимаются А.В. Бельков, Л. Бжилянская, Е.Г. Ефимова, В.Г. Ивахник, Г.В. Ильяхинская, С.А. Кузнецова, Н.П. Макаркин, С.К. Серге¬ев, В. А. Шаповалов и другие. Теоретическим аспектам оценки социально¬экономической эффективности образования посвящены труды таких ученых, как: Д.Е. Давыдянц, Л.К. Пиния, Б.И. Скурыдин и другие.
В тоже время в экономической литературе не в полной мере освещаются вопросы по изучению и развитию научно-инновационной деятельности (НИД) вузов. Недостаточная разработанность вопросов финансирования и организации взаимодействия вузовских структур и промышленности в дан¬ной сфере предопределили выбор темы диссертационной работы.
Исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством, управление инновациями и инвестиционной деятельностью, п. 4.1. - «Развитие теоретических основ, методологических положений; совершенствование форм и способов исследования инновационных процессов в экономических системах», п. 4.9. - «Совершенствование институциональной системы государственной поддержки инновационной деятельности».
Цели и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является развитие теоретико-методических положений, анализ инновационной деятельности вузов и научных организаций и разработка рекомендаций по ее усовершенствованию.
В диссертационной работе проведено теоретическое и прикладное исследование проблем формирования инновационного потенциала структур образования, вопросов связанных с выработкой механизма создания инновационной системы регионов России, разработкой и реализацией региональной инновационной политики.
В процессе диссертационного исследования были получены следующие выводы:
1. Активизация инновационных процессов в регионах является основным условием преодоления нестабильности экономики и ее долговременных социально-экономических последствий. Развитие инновационной сферы обеспечит рост качества жизни граждан, сократит отставание от развитых стран мира, позволит избежать информационной и экономической изоляции от мировой экономики и мирового научного сообщества, обеспечит развитие процессов международной интеграции.
2. Специфика инноваций заключается в высокой степени неопределенности при получении научно-технического результата, особым характером финансирования, характеризующимся риском временного разрыва между за-тратами и результатами, а также неопределенностью спроса. Существенным признаком, характеризующим инновацию как экономическую категорию, является то, что объектом инновационного изменения, исследуемого экономической теорией, выступает совокупность факторов производства (как вещественных, так и личных) и экономических отношений (как организационно¬экономических, так и социально-ценностных), возникающих по поводу их использования между участниками процесса производства. Говоря о воздействии этих факторов на формирование инновационной системы в регионе, можно отметить специфичность влияния каждого из них на динамику отдельных составляющих этой системы и потому обуславливающих различные варианты ее эволюции. Использование инновационного потенциала структур образования в реализации инновационной политики будет способствовать формированию структурированного взаимодействия в региональном хозяйстве. Переориентация общественного мнения в отношении инновации, инновационной сферы становится одним из отправных моментов при анализе основных направлений формирования нового хозяйственного механизма. Этот подход позволяет рассматривать инновации в единой системе экономических преобразований и создает необходимые условия для реализации инновационного потенциала, способствующего экономическому росту.
3. Исследование закономерностей развития инновационной сферы показало, что в настоящий момент в России действует противоречивая модель инновационного процесса. На фоне имеющихся благоприятных потенциальных возможностей развитие инновационной сферы осуществляется в условиях ограниченных ресурсов и сопровождается несовершенством нормативно¬правовой базы, высоким налогообложением, низким уровнем государственного финансирования, отсутствием системы финансирования высокорисковых проектов, отсутствием платежеспособного спроса реального сектора экономики на научно-техническую продукцию.
4. Структуры образования оказывают основное влияние на ключевые факторы инновационного развития региона. Главной функцией вузов является создание и развитие системы подготовки кадров инновационной деятельности. Наряду с этим вузы являются источником научно-технических разработок, инновационных идей. В структурах образования сосредоточен мощный интеллектуальный и научно-технический потенциал. По существу использование этих факторов обеспечивает конкурентоспособность развитым в рыночном отношении странам. За последние годы при вузах или при их непосредственном участии сформировался слой предпринимателей малого бизнеса, действующих на рынке наукоемкой высокотехнологичной продукции. В условиях трансформации экономики российские вузы имеют благоприятные предпосылки для активной инновационной деятельности. Высшие учебные заведения, с их огромным интеллектуальным потенциалом и креп¬кой материально-технической базой, на фоне кризисного состояния отраслевой и академической науки, все в большей степени становятся региональными центрами не только учебной, но и научной деятельности.
1. О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок: Постановление Правительства РФ от 17.04.95 г. № 360 // Регионология. - Саранск, 1995. № 2. - С. 87-90.
2. О состоянии и направлении работы Госкомвуза России с субъектами РФ в области высшего профессионального образования. Гос. ком. РФ по высш. образ. - М., 1994. - С. 28
3. Оценочный доклад: научно-техническая и инновационная политика - Российская Федерация - М., 1993.
4. Письмо «Рекомендации по созданию университетских комплексов» от 09.11.2001 №17-55-99ин/17-11 // Нормативно-правовая система для бюд¬жетных учреждений и некоммерческих организаций. Издательство «Советник бухгалтера». - 2003. - 2 квартал.
5. Порядок финансирования подведомственных высших учебных заве¬дений, привлекаемых к разработке и выполнению региональных научно¬технических программ с использованием средств Госкомвуза РФ. // Регионо- логия. - Саранск, 1995. № 1. - С. 160-169.
6. Правовое регулирование инновационной деятельности в высшей школе России. Методические рекомендации. Научный центр при Госкомвузе России. - М.: Красная гора, 1995.
7. Программа "Университеты России". Направление и развитие уни-верситетов в условиях рыночной экономики. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. - 283с.
8. Федеральная целевая программа «Государственная поддержка инте-грации высшего образования и фундаментальных исследований на 1997-2000 г.г.» // Поиск. - М., 1996. № 40. - С. 4-5.
9. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 №127-ФЗ //Российская газета. - 1996. - 3 сент.
10. Абдулов А.Н., Кулькин A.M. Фонды поддержки науки в России. // Вестник РФФИ. -М., 1997. № 1. - С. 46-51.
149
11. Аитов Н.А. Высшее техническое образование в условиях НТР - М.: Высшая школа, 1983.
12. Анахов М.В. Отбор проектов для реализации в структуре техноло-гического парка. //Реформа в России и проблема управления: Материалы на¬уч. конф. молодых ученых и студентов ГАУ. Секц. 1. - М., 1996. - С. 6-7.
13. Анчишкин А.И. Наука - техника - экономика. М.: Экономика, 1986.
14. Аньшин В.М., Коновалов A.M., Некрасов С.П. и др. Об основных направлениях государственной научно-технической политики. СПб, "Нев¬ский курьер", 1993.
15. Афанасьев П.О. Финансирование высшей школы в Англии: Мате¬риалы по итогам поездки в Лондон (январь 1996 г.). // Международное науч¬ное сотрудничество. - М.: СПб., 1996. № 3. - С. 21-23.
16. Балабанов В.Н. Некоторые проблемы научно-технического про¬гресса и подготовки инженерных кадров. Дальневост. гос. академия путей со¬общения. - Хабаровск, 1994. - 31 с.
17. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. - СПб: Питер, 2001. -
304 с.
18. Балашев Г.В., Беляков С.А., Виноградов Н.М. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы. //Санкт-Петербургский ун-т экономики и финансов. - СПб, 1996 - 131 с.
19. Башин М. Л. Финансовая стратегия в сфере науки // Финансы. - М., 1995. №1. - С. 52-54.
20. Бельков А.В. Механизм корпоративных стратегий управления ин-новационной деятельностью. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та экон. и финан¬сов, 1997. - 19 с.
21. Беляков С. А. Основные направления государственного регулирова¬ния в сфере высшего образования за рубежом. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та эко¬номики и финансов, 1996 - 24 с.
22. Беренс В., Хавранек П.М. Руководство по подготовке промышлен¬ных технико-экономических исследований / Пер. с англ. - М.: АОЗТ «Интер¬
150
эксперт», 1995. - 342 с.
23. Бетухина Е., Пойсик М. Мировая практика формирования научно-технической политики, Кишинев, 1990.
24. Бжилянская Л. Инновационная деятельность: тенденции развития и меры государственного регулирования // Экономист. - М., 1996. № 3. - С. 22¬33.
25. Бизнес-план инвестиционного проекта: Отечественный и зарубеж¬ный опыт: Современная практика и документация. Учеб.-практ. пособие. / Под общ. ред. В.М. Попова. Изд. 4-е. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 423с.
26. Бизнес-план инвестиционного проекта: Практич. пособие./ Под ред. И.А. Иванниковой. - М.: Эксперт-бюро - М, 1997. - 111 с.
27. Бикчантаева Д.К. Формирование новой политики доходов универ¬ситетов в условиях перехода к рыночной экономике. // Развитие университе¬тов в условиях рыночной экономики: Сб. стат. /Гос. ком. РФ по высшему об¬разованию. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 170-181.
28. Блиоков Е.Н. Концепция оценки эффективности НИОКР и ценооб-разования на научно-техническую продукцию, концепция внебюджетного возвратного финансирования. /Ин-т экономики РАН. - М., 1995. - 110 с.
29. Буланцева Л.В. Роль и место научно-технологических парков в цепи "наука - производство". (МАИ). Высшая школа. - С. 39-50.
30. Валуев С.А. Организационное обеспечение систем управления на¬учными исследования вуза. М. Высшая школа, 1983. - с. 111.
31. Варшавский А.Е., Варшавский Л.Е. Экономические и социальные проблемы сохранения науки России. //Экономика и мат. методы. - М., 1995. - Т. 31. Вып. 3. - С. 34-49.
32. Васильев Ю.С., Кинелев В.Г., Колосов В.Г. Инновационная полити¬ка высшей школы России. Концепция и программа действий. СПб ГТУ, 1995.
33. Васин В. А., Миндели Л. Э. Методологические аспекты формирова¬ния национальной инновационной системы: проблемы, пути их решения //
151
Инновации. - 2004. - N 6. - С. 3-7.
34. Вовненко Г.И. Проблемы формирования информационного общест¬ва в России. //Актуальные проблемы естественных и гуманитарных наук. - Ярославль, 1995. - С. 120-124.
35. Высшее образование в современных условиях // Матер. всерос. на- уч.-метод. конф. Санкт-Петербург. Ч. 1, 2. - СПб.: Изд-во С-Пб государствен¬ного университета, 1996.
36. Гершафт М.В., Богданов А.Г. Использование различных форм хо-зяйствования и приватизации в экономической деятельности университетов. Их взаимодействие с элементами рыночной структуры // Развитие универси¬тетов в условиях рыночной экономики: Сб. стат. / Гос. ком. РФ по высшему образованию. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 190-200.
37. Глисин Ф., Малов Н. О расчете динамики затрат на науку в услови¬ях инфляции. //Вопросы статистики - М., 1995. № 2. - С. 12.
38. Голик Н.И., Чернов С.А. Интеллектуальный продукт как фактор формирования новых сегментов рынка высших технологий. // Известия вузов Северо-Кавказского региона. Общественные науки. - Ростов-на-Дону, 1996. № 3.- С. 7-14.
39. Грецов В.К. Информационное обеспечение прогнозирования разви¬тия науки и техники. - М.: ИПК ИР, 1984. - 34 с.
40. Давыденко Л.Н., Воробьева Е.М. Интеграция вузовской науки и производства. - Минск, 1987. - 155 с.
41. Дежина И. Финансирование российской науки: новые формы и ме-ханизмы. //Вопросы экономики. - М., 1996. № 10. - С. 78-88.
42. Дежина И.Г. Зарубежные программы и фонды в российской науке: динамика развития //Общество и экономика. - М., 1996. № 7. - С. 67-77.
43. Дежина И.Г. Помощь науки в регионах: цель или средство. //Вестник РФФИ. - М., 1997. № 2. - С. 18-24.
44. Дежина И.Г. Финансирование науки в регионах: новые источники и подходы. //Вестник РФФИ. - М., 1995. № 3. - С. 24-30.
152
45. Дешко И.П. и др. Инфраструктура информатизации высшей школы России. Центры НИТ. //Обзор информ. МУМЦ "НТО", МГТДиЮ, фонд "Дар", - М., 1992. -28 с.
46. Дмитриев М.Г., Ахременков А.А. Инвестиции в образовании и ус-тойчивое региональное развитие. //Проблемы информатизации высшей шко¬лы. - М., 1996. №1,- с. 31-32.