Введение 3
1. Теоретические основы исследования медиа сообществ 6
1.1. Научные подходы к изучению медиа сообществ 6
1.2. Социальное функционирование медиа сообществ 12
2. Медиа сообществ в Челябинске и Челябинской области 18
2.1. Методика классификации медиа сообществ 18
2.2. Характеристика деятельности медиа сообществ в регионе
3. Гражданская активность комьюнити медиа (экологическая сфера) .„35
3.1. Томинский ГОК - предмет разногласий и полемики 35
3.2. Медиа движения «СТОП-ГОК» как центры гражданской активности..39
Заключение 48
Список литературы 52
Приложения 56
Одной из важных характеристик демократического общества является предоставление возможности выражения собственного мнения всем слоям населения и отдельным индивидам. Не всегда крупные федеральные СМИ могут учесть интересы отдельных групп, поэтому отчасти данную задачу решает создание местными сообществами в регионах собственных СМИ, которые независимы от правительства и давления большого бизнеса. Также данные медиа выступают в качестве катализатора разрешения социальных проблем отдельного города или области в целом.
Тема комьюнити медиа особенно актуальна в настоящее время не только в России, но и во всем мире, так как они играют важную роль в создании плюралистической модели СМИ и активизации гражданского участия в жизни общества.
Главная цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении содержания, форм и эффектов социального функционирования медиа сообществ, на материале Челябинска и Челябинской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить определённые задачи:
1) уточнить понятие «медиа сообществ», рассмотреть теоретические подходы к рассмотрению их назначения, функций и видов;
2) построить классификацию медиа сообществ Челябинска и Челябинской области;
3) проанализировать взаимоотношения медиа сообществ с традиционными СМИ, гражданскими и официальными организациями;
4) изучить практику деятельности медиа сообществ и их социального влияния, в частности, медиа общественного движения «СТОП-ГОК».
Объектом выпускной квалификационной работы являются медиа сообществ Челябинска и Челябинской области.
Предмет выпускной квалификационной работы - социальное функционирование медиа сообществ в Челябинске и Челябинской области.
Структуру выпускной квалификационной работы составляют введение, три главы, заключение, библиографический список и приложения.
В качестве теоретических подходов в первой главе рассматриваются научные труды ряда исследователей: работы Н. Карпеньтье, Р Ли и Я. Сервэ «Медиа в малых сообществах: заглушённый демократический дискурс», где формулируется гипотеза о коммунальных медиа как проявлении антагонизма по отношению к рынку и государству, K. Койера и A. Хинтца “Developing the ‘Third sector’: Community media policies in Europe”, где медиа сообществ понимаются как третий сектор (неприбыльные некоммерческие организации), Ф. Джонсона “What’s going on in community media” и др. Данные о функционировании и развитии медиа сообществ рассматриваются с использованием публикаций С. Бакли “Community media: A good practice handbook” и Vicki A. Mayer и Cicilia M. Krohling Peruzzo “Translation: civic media, meet community media; community communication and education for citizenship”, материалов международного семинара СПбГУ по вопросам журналистики сообществ «Журналистика сообществ: опыт и научные исследования в России, США, Северной Европе» (2015) и других современных источников.
Во второй главе на основании базовых параметров (сфера деятельности, способ организации, формы взаимодействия участников, финансирование) предпринята попытка классификации медиа сообществ в Челябинске и Челябинской области. Методика составления таблицы опирается на собеседование с сотрудниками редакций (лично и по переписке).
В третьей главе непосредственно исследуется гражданская активность комьюнити медиа в экологической сфере, а именно информационных ресурсов общественного движения «СТОП-ГОК» в их полемике по поводу деятельности Томинского горно-обогатительного комбината. Горожане считают, что существует угроза загрязнения окружающей среды и выступают против запуска в работу комбината.
Основная гипотеза выпускной квалификационной работы состоит в том, что степень влияния медиа сообществ находится в прямой зависимости от активности участия граждан, способа организации и финансирования данных медиа.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в уточнении понятия «комьюнити медиа», разработке классификации медиа сообществ отдельного региона и использовании уникального эмпирического материала.
Использовались методы эмпирического исследования: наблюдение, обобщение, сравнение, также методы опроса (беседа, интервью) и контент- анализа медиа экологического сообщества «СТОП-ГОК».
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования опыта медиа общественного движения «СТОП-ГОК» в практике комьюнити медиа в других регионах России. Также данное исследование будет интересно специалистам, изучающим комьюнити медиа и формы гражданской активности.
Тема комьюнити медиа пока еще недостаточно изучена российскими исследователями, что порождает на практике трудности развития эффективных форм гражданской активности. Несмотря на то, что данный вопрос довольно широко освещён в зарубежных публикациях, опыт иностранных медиа сообществ не всегда может быть применим в РФ, так как непосредственное влияние оказывают различия в законодательстве стран, способы финансирования и формы организации медиа сообществ, а также степень зрелости гражданского общества.
Прежде всего, мы уточнили понятие «комьюнити медиа», основываясь на характеризующих его признаках: локальность (географическая принадлежность), общность интересов, некоммерческая направленность (деятельность не для получения прибыли), разнородность участников и возможность дискуссии. Также определили наиболее важные функции и разделили медиа сообществ на виды. Первая категория - техника и технология для производства и размещения контента, вторая соотносится с интересами самого сообщества. Данное деление помогло нам в дальнейшем для составления классификации в практической части работы.
Исходя из представленной классификации, которая помогла проанализировать положение медиа сообществ разных сфер деятельности в Челябинском регионе, мы пришли к выводу, что многие сообщества действуют в развитии собственных СМИ, полагаясь больше на интуицию, чем на продуманную эффективную стратегию. Личные беседы и переписка с редакторами данных медиа помогли подтвердить это утверждение. Автором работы было проведено 19 интервью.
Более того, именно данный опыт описания помог выявить проблемы, с которыми сталкиваются на практике политические, гражданские, социальные и просветительские медиа сообществ. Выяснилось, что постоянное внешнее финансирование приводит к ограничению свободы выражения мнений участников и их доступа к медиа, так как выстраиваются чёткая иерархия взаимоотношений и вертикальная структура управления.
С точки зрения техники и технологии, которые используются для производства и размещения данных медиа, предпочтение отдаётся интернет- платформе. Сетевые ресурсы действенны, потому что позволяют охватить большую аудиторию, дают возможность равенства участников в отношении к медиа и быстрой обратной связи с координаторами движения.
Взаимодействие с федеральными и муниципальными СМИ имеет довольно противоречивый характер. С одной стороны, деятельность комьюнити медиа - это инфоповод для крупных СМИ. Они обеспечивают драму и социальный конфликт, но с другой стороны, сообществам необходимо привлечь внимание и даже создать общественный резонанс, чтобы быть замеченными в медиапространстве. В Челябинском регионе существует большое количество гражданских и политических медиа сообществ. Однако некоторые из них, вопреки главной причине своего появления (решение определённой социальной проблемы), развили деятельность в других направлениях («Гражданское движение Южного Урала», «Большой Челябинск», «Парковый Челябинск» и т.д.).
Более детально изучив предмет разногласий и полемики - строительство Томинского горно-обогатительного предприятия, мы определили важную тенденцию: межмуниципальное сотрудничество между медиа сообществ. Например, материалы медиа общественного движения «СТОП-ГОК» распространяются на страницах в социальных сетях сообществ «Гражданское движение Южного Урала», «Миасс и Златоуст - города для людей», «Большой Челябинск», «Зелёный город Озёрск». Можно сказать, что одна проблема объединила активных граждан Челябинской области, так как Томинский ГОК представляет экологическую опасность для всего региона.
Общественное движение «СТОП-ГОК» - это яркий феномен медиа сообществ в Челябинской области. Возникнув как небольшая группа активистов, сообщество с течением времени привлекло к своей деятельности тысячи участников. Высокая степень гражданской активности обеспечивает комьюнити и их медиа более или менее стабильным финансированием, что позволяет выпускать различные виды медиа: печатное издание «СТОП-ГОК», фильмы, содержать сайт (http://stop-gok.ru/); также планируется создать мобильное приложение. Однако примечательно, что увеличение количества участников проводилось за счёт распространения печатных листовок, а не деятельности в социальных сетях.
Столь крупное медиа сообщества не могло остаться незамеченным со стороны федеральных и муниципальных СМИ, различных политических партий и действующей власти. Трудно назвать это сотрудничеством с общественным движением «СТОП-ГОК», так как каждый из субъектов преследует собственные цели: увеличение рейтинга, получение голосов на выборах или создание собственного имиджа. Однако можно сказать, что медиа «СТОП-ГОК» имеет сильное влияние в регионе.
Можно дать некоторые рекомендации общественному движению «СТОП-ГОК». Во-первых, на основании исследования выпусков печатного издания «СТОП-ГОК» было выявлено малое количество экспертных материалов. Во-вторых, фамилии экспертов из выпуска к выпуску постоянно повторяются, что вызывает недоверие у аудитории. В-третьих, активное взаимодействие с политическими партиями может повлечь за собой уход многих участников из сообщества, как это произошло с казаками после приезда Алексея Навального на митинг 15 апреля 2017 года, потому что многие не поддерживают политический курс той или иной партии, они хотят решить главную проблему - прекращение строительства Томинского ГОКа. Более того, люди не желают быть втянутыми в игру манипуляций их мнениями.
Таким образом, решена одна из главных задач выпускной квалификационной работы - на примере комьюнити медиа «СТОП-ГОК» выявлены формы эффективного функционирования медиа сообществ, которые, по нашему мнению, могут найти применение не только в Челябинске и Челябинской области, но и в других регионах России.
1. Василенко И. А. Политическая философия: учебник для бакалавров и магистров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки «Политология». 3-е изд., перераб. и доп. М: Юрайт, 2014. - 396 с.
2. Журналистика сообществ: опыт и научные исследования в России, США, Северной Европе: материал международного семинара (10 марта 2015 года) / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2015. - 122 с.
3. Иванян Р Г. Комьюнити журналистика: особенности, функции, опыт// Журналистика сообществ: опыт и научные исследования в России, США, Северной Европе: матер. междунар. семинара (10 марта 2015 года) / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2015.
4. Карпеньтье Н., Ли Р, Сервэ Я. Медиа в малых сообществах: заглушённый демократический дискурс?/ Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ (Серия «Дискурсология»). Екатеринбург: Издательский Дом «Дискурс-Пи», 2006. - 177 с.
5. Мисонжников Б. Я., Павлушкина Н. А. Муниципальная пресса и аудитория: приоритет релевантности // Журналистика сообществ: опыт и научные исследования в России, США, Северной Европе / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Филологический ф-т, 2015.
6. Павлов А. В. Локальные городские сообщества в социальных сетях: между «соседской» и «гражданской» коммуникацией // Журнал социально-гуманитарных исследований «Лабиринт». 2016. № 5.
7. Шаркова Е. А. Экологическая коммуникация как информационно-коммуникативная составляющая экополитического процесса // Власть.
2014. № 7.
На иностранных языках:
8. Berrigan F. J. Community communications. The role of community media in development. Paris: UNESCO, 1981. - 51 p.
9. Buckley S. Community media: a good practice handbook. The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization. UNESCO, 2011. -77 p.
10. Carpentier N., Servaes J., Lie R. Community Media: Muting the Democratic Media Discourse. Continuum. 200 3. No 17(1).doi: 10.1080/1030431022000049010.
11. Gamson W. A., Wolfsfeld G. Movements and media as interacting systems. The Annals of the American Academy of political and social science. 1993. Jul. Vol. 528. Citizens, Protest, and Democracy. - 125 p.
12. Howley K. (Ed.). Understanding Community Media. Los Angeles and London: National University Singapore; SAGE knowledge, 2010. - 704 p.
13. Johnson F. What’s going on in community media. Boston: University of Massachusetts, Benton Foundation, 2007. - 37 p.
14. Mayer V. A., Krohling Peruzzo C. M. K. Translation: civic media, meet community media; community communication and education for citizenship // Critical studies in media communication. 2015. Vol. 32, No. 3, August. - 157 p.
Публикации на сетевых ресурсах
На русском языке:
15. Филиппов Ю., Гассий В. Развитие местных сообществ // Муницип. власть. 2004. № 11-12. С. 64-72. URL: http://www.library.ru/1/kb/books/adm_reform/ local_comm.php.
16. Шомина Е. С. Соседские центры как элемент инфраструктуры соседского сообщества // Экономические и социально-гуманитарные исследования.
2015. № 4 (8). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sosedskie-tsentry-kak- element-infrastruktury-sosedskogo-soobschestva.
На иностранных языках:
17. Coyer K., Hintz A. Developing the “Third Sector”: Community Media Policies in Europe // B. Klimkiewicz (Ed.) Media Freedom and Pluralism: Media Policy Challenges in the Enlarged Europe. Budapest: CEU Press, 2010. URL: http:// books .openedition.org/ceup/2186.
18. McGonagle T. European Parliament, Resolution on Community Media in Europe, Doc. No. 2008/2011(INI), 25 September 2008. URL: http:// merlin.obs.coe.int/iris/2008/9/article104.en.html.
Эмпирические материалы
19. АО «Михеевский ГОК» // [Электронный ресурс] // Сайт «Русская медная компания». URL: http://www.rmk-group.ru/ru/enterprises/mikheevsky/.
20. «В центре внимания»: Томинский ГОК // [Электронный ресурс]// ГТРК Южный Урал 2015. 9 окт. // URL: https://www.youtube.com/watch? v=xqz7N_Fysmc.
21. Костров С. Челябинской области грозит водный кризис// [Электронный ресурс] // Моск. комс. 2015. 16 сент. URL: http://chel.mk.ru/articles/ 2015/09/16/chelyabinskoy-oblasti-grozit-vodnyy-krizis.html.
22. Крупнейшее медное месторождение в России // [Электронный ресурс] // Batona.net. 2015. 15 июня. URL: http://batona.net/64025-krupneyshee- mednoe-mestorozhdenie-v-rossii-37-foto.html.
23. Моргулес Д. Визит паталогоанатома // [Электронный ресурс]// Челябиснкий обзор. 2016. 10 февр. URL: http://ob-zor.ru/politika/v- chelyabinske-oglasheny-itogi-sociologicheskogo-issledovaniya-na-temu- stroitelstva.
24. Моргулес Д. Очевидное - невероятное // [Электронный ресурс] // Челябинский обзор. 2016. 24 июня. URL: http://ob-zor.ru/politika/tominskiy- gok-vozmozhno-vse-taki-postroyat-no-ne-skoro-i-ne-v-pervonachalnom-vide.
25. Моргулес Д. Томинский ГОК: эмоции и аргументы // [Электронный ресурс] // SLO-VO.RU. 2015. 16 сент. URL: http://slo-vo.ru/politika/ tominskiy-gok-emocii-i-argumenty.
26. Московец В. Медная история // [Электронный ресурс] // Бизнес и культура. URL: http://bkjournal.org/mednaya-istoriya/3.
27. Народный контроль - Челябинск (ПП Единой России) // [Электронный ресурс] // Сайт https://vk.com. URL: https://vk.com/ topic-83278010_30956462.
28. Полная стенограмма круглого стола в Общественной палате 23.10.2015 // [Электронный ресурс] // URL: https://vk.com/doc-56308476_430612973.
29. Путин о Томинском ГОКе: «Ответом может быть только профессиональное изучение вопроса» // // [Электронный ресурс] // Вечерний Челябинск. 2016. 26 дек. URL: https://vecherka.su/materials/video/ 124914/.
30. Список региональных отделений политических партий, зарегистрированных на территории Челябинской области по состоянию на 06.04.2017 / Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по Челябинской области. // [Электронный ресурс] // URL: http:// to74.minjust.ru/ru/spisok-regionalnyh-otdeleniy-politicheskih-partiy- zaregistrirovannyh-na-territorii-chelyabinskoy.
31. СтопГОК участвует в предвыборной кампании Навального// [Электронный ресурс] //LentaChel.ru. 2017. 17 апр. URL: https:// lentachel.ru/news/2017/04/17/stopgok-uchastvuet-v-predvybornoy-kampanii- navalnogo-i-tem-samym-lish-snizhaet-shansy-na-reshenie-ekologicheskih- problem-yuzhnogo-urala.html.
32. Фильм Льва Биткова о спорах вокруг строительства Томинского горно-обогатительного комбината// [Электронный ресурс] // ГТРК Южный Урал. 2015. 31 окт. URL: https://www.youtube.com/watch?v=ho-yPfZHGEI&t=41s.
ЗЗ.Ядрошников И. Строить можно, но не так // [Электронный ресурс] // Сайт: Bbellona. 2016. 11 июля. URL: http://bellona.ru/2016/07/11/gok-vs- agriculture/.