Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе

Работа №73901

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы131
Год сдачи2018
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования структуры сомоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе 7
1.1. Особенности самоотношения в студенческом возрасте... 7
1.2 Специфика формирования социометрического статуса в
студенческой группе
1.3 Роль студенческой группы в процессе формирования
самоотношения у студентов
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование структуры сомоотношения студентов с разным социометрическим статусом в группе 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие позитивного отношения студента к различным аспектам своего "Я" в пространстве референтной среды сверстников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

Актуальность. Формирование самоотношения в студенческом возрасте, достигает особой важности в психологической науке в силу того, что самоотношение может влиять не только на стабильность взаимоотношений человека с обществом, но и развивает внутреннюю, индивидуальную среду личности. Это в свою очередь находит отражение в избранной профессиональной деятельности, где в процессе социализации каждый человек сталкивается с осознанием своего места в жизни, которое определяется тем, насколько личность относиться к себе, принимает и понимает свои действия, положительно или негативно оценивает собственные успехи. Следовательно, изучение структуры самоотношения, ее развития представляет большой интерес, так как помогает приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Исследованиями проблемы самоотношения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, такие как: И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова и многие другие. В современной психологии нет единого понятия «самоотношение». Отсутствие чёткой терминологии привело к тому, что значения используемых терминов у отечественных и зарубежных авторов, чаще всего употребляются как синонимы, например такие как: «Я-концепция» в трудах Р. Бернса, «установка» в трудах Д.Н. Узнадзе, «личностный смысл» в концепции А.Н. Леонтьева, «самосознание» у И. И. Чесноковой и др. В данном исследовании критерий «самоотношение» понимается как специфика отношения личности к собственному «Я».
По мнению Т.Ю. Гущиной на формирование самоотношения студентов оказывает большое влияние учебная группа, с которой они взаимодействуют. Студенческая группа, представляющая собой совокупность людей, объединённых общими целями и задачами. Итак, студенческая группа имеет свою внутригрупповую иерархию, которая предполагает наличие у членов различных социометрических статусов.
Свой труд в разработке исследования социометрического статуса посвятили такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Я.Л. Морено, Ю.Г. Мещеряков, Р.В. Овчарова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.А. Реан, В.Е. Семёнов и другие. Большинство из названных выше ученых выделяют следующие категории людей с разным социометрическим статусом: «в соответствии с количеством полученных выборов испытуемых с низким социометрическим статусом относят к категории «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных», а к категории высокого социометрического статуса относят: «звезд», «предпочитаемых», «принятых».
Также необходимо отметить, что студенческий возраст является одним из важнейших этапов в становлении личности человека. В данном возрасте прослеживается преобразования в сфере сознания, отношение к себе и в выстраивании новых контактов с людьми. Необходимо отметить, что в процессе социализации студенты могут сталкиваться с трудностями в установлении нового уровня взаимоотношений. Трудности, порождённые различными аспектами, которые свойственны предшествующему возрасту, требуют не малой работы над собой, а главное над отношением к себе.
Проблема исследования: какова структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе?
Цель работы: выявить связь между компонентами самоотношения и социометрическим статусом студентов, а также определить структуру самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
Объект: самоотношение студентов
Предмет: структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
Гипотеза: структура самоотношения студентов, имеющих разный социометрический статус, имеет характерные особенности, а именно: студенты с низким социометрическим статусом отличаются более высоким уровнем закрытости, низким уровнем зеркального «Я», конфликтности, самообвинения по сравнению со студентами, имеющими более высокий социометрический статус, которые отличаются высоким уровнем конфликтности, самообвинения, зеркальным «Я» и низким уровнем закрытости.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ разработанности проблемы исследования связи самоотношения и социометрического статуса в группе в психологической литературе.
2. Выявить связь между компонентами самоотношения и социометрическим статусом студентов в группе, а так же определить структуру самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
3. Разработать коррекционно - развивающую программу в форме группового тренинга, направленного на развитие позитивного отношения студента к различным аспектам своего "Я" в пространстве референтной среды сверстников.
Теоретико методологическую основу исследования составили:
1. Принцип развития, за основу которого были взяты отдельные компоненты самосознания, которые развиваются последовательно друг другу (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.);
3. Концепция структурных компонентов самоотношения личности и влияние общества на их развитие (А.В. Захарова, В.С. Мухина и др.);
4. Теоретическая разработка исследования феномена самоотношения (С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.);
5. Исследования отечественных и зарубежных авторов, характеризующие юношеский возраст как наиболее значимый для развития личности и ее становления как индивидуальности (Р. Бернс, И.С. Кон, А.М. Прихожан, О.Г. Кравцов и др.).
Методы исследования: в соответствии с задачами исследования в работе были использованы такие общепсихологические методы как:
1. Теоретико - методологический анализ литературы;
2. Эмпирический метод: психодиагностический метод (методика, наблюдение);
3. Метод обработки данных: качественный анализ, подразумевающий дифференциацию материала по группам, описание различных случаев, статистический: обработка результатов с помощью математической статистики: (программа SPSS -21, Excel) применялся непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок H-Краскела-Уоллиса, факторный анализ с варимакс-вращением методом Кайзера для выявления структуры;
4. Интерпретационный метод: структурный метод (горизонтальные связи между изученными характеристиками личности);
Методики исследования:
1. Методика исследования самоотношения (МИС) автор С.Р. Пантилеев.
2. Методика «Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) автор Л. М. Фридман.
3. «Социометрия» автор Дж. Морено.
4. Проективная методика «Где я в группе» авторская методика.
5. Наблюдение.
База проведения исследования: НИУ «БелГУ». Выборку составили 50 студентов 4-х групп 2 курса, в возрасте от 19 до 21года.
Структура предоставленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающих 61 наименований и приложений. Работа включает 3 таблицы, 12 рисунков в основном тексте. Объем выпускной квалификационной работы составил 131 страницу машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ разработанности проблемы исследования показал, что формирование самоотношения в студенческом возрасте происходит на фоне поступательного развития, меняется вся структура личности в связи с вхождением молодого человека в новые, более широкие и разнообразные социальные общности. Важным достижением юношеского возраста выступает новый уровень развития самосознания: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию; формирование личной идентичности, чувство индивидуальности самотождественности, преемственности и единства; самоуважение; становление личностного способа бытия.
Проблема самоотношения широко предоставлена в трудах, таких ученых, как: И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова и многие других авторов, которые понимают его целостное, интегрированное, автономное образование, которое выражает степень позитивного отношения индивида к себе, состоящих из частных самооценок и включает в себя следующие структурные элементы: «открытость», «самообвинение», «внутреннюю конфликтность», «отраженное самоотношение», «самопринятие», «саморуководство, «самопривязанность», «самоценность» и «самоуверенность». Самоотношение тесно связано с формированием сознания личности.
Проблема исследования социометрического статуса в группе, раскрыта в трудах таких авторов как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Я.Л. Морено, Ю.Г. Мещеряков, Р.В. Овчарова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.А. Реан, В.Е. Семёнов и другие. В работах из названных выше ученых, социометрический статус понимается: положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.
Благоприятное положение студента в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности, т.к. происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. При формировании групповых норм и ценностей и подчинение им, поведение членов группы становиться схожим, но возможно и противоположное влияние. Важным условием поддержания позитивного самоотношения в студенческом возрасте является не только переживание внутренней силы и устойчивости, но и готовность к установлению связей со своей социальной группой, переживание чувства близости, единства, сотрудничества, соответственно не готовность, вызовет трудности в группе. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности, которая значительно может влиять на личностные особенности каждого студента, а так же для успешного формирования самоотношения, самооценки, представления о себе, о своих силах и возможностях.
По результатам нашего эмпирического исследования мы обнаружили статистические различия на достоверном уровне значимости р<0,05 по показателю самоотношения студентов «зеркальное «Я»» Нэмп =11,77. Данный результат говорит нам о том, что «звёзды» Ме =6,2 и «предпочитаемые» Ме = 7,12, в отличие от студентов имеющих более низкий социометрический статус («принятые» Ме = 5.37, «непринятые» Ме = 4,25, «отвергнутые» Ме = 5,56) отличаются более высоким уровнем «зеркального «Я». Т.е. воспринимают себя принятыми окружающими людьми. Они чувствуют, что их любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам.
Так же было выявлено с помощью непараметрического коэффициента корреляции r-Спирмена одна высокая значимая прямая корреляционная связь r=0,388, при p<0,01 между социометрическим статусом и показателем самоотношения «зеркальное я». Это говорит нам о том, что чем больше развито у студентов зеркальное «Я», тем выше их социометрический статус, т.е. чем больше они воспринимать себя принятыми окружающими людьми и считать, что их любят другие и ценят за личностные качества, то тем выше их социометрический статус в группе.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что структура самоотношения у студентов, с разными социометрическими статусами имеет характерные особенности. Студенты со статусами: «звёзды», предпочитаемые», «принятые» отличаются открытостью, рефлексией своих поступков и неудач, ощущением, что их ценят и любят окружающие, любовью к своему внутреннему миру. Студенты со статусами «непринятые» и «отверженные» отличаются более высокой закрытостью, ощущением, что у них нет таких качеств, за что бы уважали сверстники, наличием отрицания проблем, переносом ответственности за свои неудачи на других людей.
Таким образом, наша гипотеза эмпирического исследования о том, что структура самоотношения студентов, имеющих разный социометрический статус, имеет характерные особенности, подтвердилась. Т.е. студенты с низким социометрическим статусом отличаются более высоким уровнем закрытости, низким уровнем зеркального «Я», конфликтности, самообвинения по сравнению со студентами, имеющими более высокий социометрический статус, которые отличаются высоким уровнем конфликтности, самообвинения, зеркальным я, и низким уровнем закрытости.
По результатам эмпирического исследования, была разработана психологическая коррекционно - развивающая программа, в форме группового тренинга, направленная на развитие позитивного отношения у студентов к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников. Т.к. формирование относительно устойчивого адекватного и позитивного самоотношения является важным этапом не только в развитии личности студента, но и в формировании у него «социального иммунитета». В дальнейшем планируется внедрить данную программу, чтобы помочь студентам сформировать адекватное отношение к себе и к сверстникам, пройти путь к самореализации, преимущественно, без проблем.



1. Ананьев, Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - 280 с.
2. Адамова, Л.Е. Изменение самоотношения личности в ситуациях успеха и неуспеха в учебной и профессиональной деятельности: диссертация кандидата психологических наук./ Л.Е. Адамова - Ставрополь, 2003. - 211 с.
3. Бородин Е.М. Профессиональное саморазвитие студентов /Е.М. Бородин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 20. - С. 1016-1020. - URL:http://e-koncept.ru/2014/54467.htm(дата обращения: 15.12.2017).
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание/ Р. Бернс — М.: Прогресс,1983. - 178 с.
5. Визгина, А.В. Внутренний диалог и самоотношение / А.В. Визгина, В.В. Столин // Психологический журнал. - 1989.-№ 6. - С. 50-57.
6. Вачков, И.В. Структура профессионального самосознания / И.В. Вачков // Психология. - 2010. - № 13. - С. 45-49.
7. Выготский, Л. С. Собр. сочинений: В 6 т, Т 2/ Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1982.-166с.
8. Газизулин, А.Т. Специфика самоотношения у молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях: Автореф. дис канд. псих. Наук. - М., 1999. - 13 с.
9. Гущина, Т.Ю. Особенности становления самоотношения в студенческом возрасте./ Т.Ю. Гущина // Вопросы психологии.-2010.-№9. - С.34-43.
10. Гонохова Т. Трудно быть собой // Журнал издательского дома
«Первое сентября». - 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304108(дата обращения: 20.09.2017).
11. Дроздова, И.И. Социально-психологические факторы статуса личности в студенческой группе /И.И. Дроздова, Е.В. Капитанова // Инженерный вестник Дона. - 2014 г. -№3. - С.32-37.
12. Егорова Ю. А. Студент вуза как субъект саморазвития /Ю.А. Егорова // Педагогика высшей школы. — 2015. — №1. — С. 3-7. — URL https://moluch.ru/th/3/archive/3/75/(дата обращения: 28.01.2018)
13. Егорычева, И.Д. Самоотношение, самореализация,
самоактуализация как феномены, определяющие способность человеческого роста — развития / И.Д. Егорычева // Мир психологии. — 2005. — № 3 (43). - С. 75 - 80 .
14. Зинченко, В.П. Как построить свое «я» / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 1991. - 258 с.
15. Зинченко, В.П. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.-855с.
16. Золотовицкий, Р.А. Социометрия Я. Л. Морено / Р.А. Золотовицкий // Методология и история психологии -.2007.- № 3(10). - С. 107-121.
17. Кайгородов, Б.В. Психологические особенности развития самопонимания в юношеском возрасте [Текст] / Б.В. Кайгородов // Мир психологии, 1999. - №3. - С.155-158.
18. Капцов, А.В. Определение причинности в социометрическом исследовании /А.В. Капцов // Вестник Самарской гуманитарной академии,2009.- С. 164-171.
19. Козлов, Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения / Н.И. Козлов. — Екатеринбург: Изд. АРД ЛТД, 1997. - 144 с.
20. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л Коломинский. -Минск: ТетраСистемс, 2000. -432 с.
21. Колышко, A.M. Психология самоотношения / А.М. Колышко. - Гродно: ГрГУ, 2004.-102 с.
22. Кочеткова, Т.Н. Самоотношение личности как система установок направленных на себя / Т.Н. Кочеткова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Политология. Международные отношения. - 2007. №6. - С. 195¬200.
23. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. -335с.
24. Кон, И.С. Открытие «Я»/ И.С. Кон. - М.:Политиздат, 2010. - 367с.
25. Кон, И.С. Психология ранней юности. [Текст]/ И.С. Кон -М., Просвещение, 1989г. - 257с.
26. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон.- М.: Наука, 2005. - 312 с.
27. Коробицын, Д.В. Личностные детерминанты низкого социометрического статуса студентов / Д.В. Коробицын // Педагогическое образование в России. - 2013. -№ 5 (15). - С. 117-121.
28. Кокорева, А.А. Студенческая учебная группа, как разновидность малых групп. / А.А. Кокорева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. - С. 237-241.
29. Короблёва, С.В. Развитие самоотношения студентов в ходе вузовской подготовки / С.В. Короблёва // Интерактивная наука. -2017. - № 5 (15). - С. 71-74.
30. Кузьмина, В.М. Межлиностные конфликты в студенческой среде и условия их преодоления /В.М. Кузьмина // Общество: социология, психология, педагогика. 2013.- С.33-45.
31. Крайг, Г. Психология развития: Учебник / Г. Крайг. - СПб.: Питер,2010.- 992 с
32. Крылова, Н.Н. Самоотношение и саморегуляция студента: Феноменология и плоскости пересечения понятий / Н.Н. Крылова // Вестник Пензенского государственного университета. - 2014. - №1(5) - С. 25-31.
33. Ледовская, Т.В. Психологическая структура самоотношения в подростковом и юношеском возрасте./ Т.В. Ледовская // Ярославский педагогический вестник. - 2017. -№4 - С. 229 - 233.
34. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
35. Леонова, И.Ю. Предикторы доверия к себе при переходе от подростничества к юности / И.Ю. Леонова // Казанский педогогический журнал. -2014. - №6 - С.111-121.
36. Малютина, Т.В. Психические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте/ Т.В. Малютина // Омский научный вестник. -2014. - №2 (10) - С. 129 -133.
37. Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе [Текст] / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001. - 384 с.
38. Пантилеев, С.Р. Методика исследования самоотношения/С.Р. Пантилеев, В.В. Столин // Вестник Московского университета. -2003. - №1. - С,77-81.
39. Пантилеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально - оценочная система / С.Р. Пантилеев. - М.: МГУ, 1991. - 100с.
40. Портнова, Ю.М. Формирование позитивного самоотношения студентов посредством психологического воздействия: диссертация кандидата психологических наук / Портнова Юлия Михайловна, Нижегор. гос. архитектур.- строит. ун-т. - Нижний Новгород, 2008. - 176 с.
41. Прихожан, А. М. К анализу генезиса самосознания в подростковом и юношеском возрасте / А. М. Прихожан. - М.: 1984. - С. 76-88.
42. Прихожан, А.М. Развитие эмоциональной стороны самосознания. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. [Текст] /А.М. Прихожан. -М., 1987г.-324с.
43. Петрулите, А.Р. Когнитивные и эмоциональные моменты в структуре образа «Я» у студентов: Автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.Р. Петрулите. - Л., 1984. - 16 с.
44. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2003. - 512с.
45. Рубштейн, Н.В. Полный тренинг по развитию уверенности в себе / Н.В. Рубштейн. -«Эксмо», 2015 - 192с.
46. Рушина, М.А. Особенности самооценки и самоотношения в юношеском возрасте / М.А. Рушина. - 2015.№2. - С. 45-49.
47. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные
группы: теория и практика / К. Рудестам. - М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
48. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] /Н.И. Сарджвеладзе. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. -187с.
49. Селезнева, Е.В. Грани самоосуществления: от самоотношения к самореализации [Текст]: монография / Е. В. Селезнева. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 404 с.
50. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. -СПб.: Изд-во Речь, 2003. - 345 с.
51. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - СПб. Питер, 2007. - 88 с.
52. Тарасов, Д.Ю. Формирование самоотношения в юношеском возрасте в процессе межличностного учебно-профессионального общения со сверстниками [Текст] : дис. .канд. псих. наук / Д. Ю. Тарасов. -Н. Новгород,2011.- 247 с.
53. Фокина, И.В. Психологический портрет студента с низким социометрическим статусом в учебной группе / И.В. Фокина // Перспективы науки и образования. -2015. - №3 (25). - С. 33-37.
54. Хватова, М.В. Самоотношение в структуре психологически здоровой личности / М.В. Хватова // Гаудеамус, -2015. - №1(25). - С. 9-17.
55. Хлыбова, Е.В. Особенности социометрического статуса у
подростков и у юношей / Е.В. Хлыбова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика, 2009. - С. 166-169.
56. Чевачина, А.В. Самоотношение как значимый компонент развития личности / А.В. Чевачина // Менеджмент качества образования в условиях обновляющейся России. -2011. - №5. - С. 320-325.
57. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М, 1997. - 42 с.
58. Шутенко, Е.Н. Развитие самосознания личности в процессе
психодрамы /Е.Н. Шутенко.- 2000. № 2. С. 87.
59. Шалаев, Э.М. Рекомендации по самопознанию и саморазвитию для обеспечения духовного развития студентов / Э.М. Шалаев // Народное образование. Педагогика: Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. - 2015. - С. 74 - 88.
60. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Под ред. А.В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
61. Якушева, С.Д. Основы педагогического мастерства и профессионального саморазвития / C. Д. Якушева — М.: Просвещение, 2014. - 250 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ