Структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе
|
Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования структуры сомоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе 7
1.1. Особенности самоотношения в студенческом возрасте... 7
1.2 Специфика формирования социометрического статуса в
студенческой группе
1.3 Роль студенческой группы в процессе формирования
самоотношения у студентов
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование структуры сомоотношения студентов с разным социометрическим статусом в группе 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие позитивного отношения студента к различным аспектам своего "Я" в пространстве референтной среды сверстников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования структуры сомоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе 7
1.1. Особенности самоотношения в студенческом возрасте... 7
1.2 Специфика формирования социометрического статуса в
студенческой группе
1.3 Роль студенческой группы в процессе формирования
самоотношения у студентов
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование структуры сомоотношения студентов с разным социометрическим статусом в группе 21
2.1. Организация и методы исследования 21
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 24
2.3. Коррекционно - развивающая программа, направленная на развитие позитивного отношения студента к различным аспектам своего "Я" в пространстве референтной среды сверстников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Актуальность. Формирование самоотношения в студенческом возрасте, достигает особой важности в психологической науке в силу того, что самоотношение может влиять не только на стабильность взаимоотношений человека с обществом, но и развивает внутреннюю, индивидуальную среду личности. Это в свою очередь находит отражение в избранной профессиональной деятельности, где в процессе социализации каждый человек сталкивается с осознанием своего места в жизни, которое определяется тем, насколько личность относиться к себе, принимает и понимает свои действия, положительно или негативно оценивает собственные успехи. Следовательно, изучение структуры самоотношения, ее развития представляет большой интерес, так как помогает приблизиться к пониманию механизмов формирования личности.
Исследованиями проблемы самоотношения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, такие как: И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова и многие другие. В современной психологии нет единого понятия «самоотношение». Отсутствие чёткой терминологии привело к тому, что значения используемых терминов у отечественных и зарубежных авторов, чаще всего употребляются как синонимы, например такие как: «Я-концепция» в трудах Р. Бернса, «установка» в трудах Д.Н. Узнадзе, «личностный смысл» в концепции А.Н. Леонтьева, «самосознание» у И. И. Чесноковой и др. В данном исследовании критерий «самоотношение» понимается как специфика отношения личности к собственному «Я».
По мнению Т.Ю. Гущиной на формирование самоотношения студентов оказывает большое влияние учебная группа, с которой они взаимодействуют. Студенческая группа, представляющая собой совокупность людей, объединённых общими целями и задачами. Итак, студенческая группа имеет свою внутригрупповую иерархию, которая предполагает наличие у членов различных социометрических статусов.
Свой труд в разработке исследования социометрического статуса посвятили такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Я.Л. Морено, Ю.Г. Мещеряков, Р.В. Овчарова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.А. Реан, В.Е. Семёнов и другие. Большинство из названных выше ученых выделяют следующие категории людей с разным социометрическим статусом: «в соответствии с количеством полученных выборов испытуемых с низким социометрическим статусом относят к категории «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных», а к категории высокого социометрического статуса относят: «звезд», «предпочитаемых», «принятых».
Также необходимо отметить, что студенческий возраст является одним из важнейших этапов в становлении личности человека. В данном возрасте прослеживается преобразования в сфере сознания, отношение к себе и в выстраивании новых контактов с людьми. Необходимо отметить, что в процессе социализации студенты могут сталкиваться с трудностями в установлении нового уровня взаимоотношений. Трудности, порождённые различными аспектами, которые свойственны предшествующему возрасту, требуют не малой работы над собой, а главное над отношением к себе.
Проблема исследования: какова структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе?
Цель работы: выявить связь между компонентами самоотношения и социометрическим статусом студентов, а также определить структуру самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
Объект: самоотношение студентов
Предмет: структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
Гипотеза: структура самоотношения студентов, имеющих разный социометрический статус, имеет характерные особенности, а именно: студенты с низким социометрическим статусом отличаются более высоким уровнем закрытости, низким уровнем зеркального «Я», конфликтности, самообвинения по сравнению со студентами, имеющими более высокий социометрический статус, которые отличаются высоким уровнем конфликтности, самообвинения, зеркальным «Я» и низким уровнем закрытости.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ разработанности проблемы исследования связи самоотношения и социометрического статуса в группе в психологической литературе.
2. Выявить связь между компонентами самоотношения и социометрическим статусом студентов в группе, а так же определить структуру самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
3. Разработать коррекционно - развивающую программу в форме группового тренинга, направленного на развитие позитивного отношения студента к различным аспектам своего "Я" в пространстве референтной среды сверстников.
Теоретико методологическую основу исследования составили:
1. Принцип развития, за основу которого были взяты отдельные компоненты самосознания, которые развиваются последовательно друг другу (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.);
3. Концепция структурных компонентов самоотношения личности и влияние общества на их развитие (А.В. Захарова, В.С. Мухина и др.);
4. Теоретическая разработка исследования феномена самоотношения (С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.);
5. Исследования отечественных и зарубежных авторов, характеризующие юношеский возраст как наиболее значимый для развития личности и ее становления как индивидуальности (Р. Бернс, И.С. Кон, А.М. Прихожан, О.Г. Кравцов и др.).
Методы исследования: в соответствии с задачами исследования в работе были использованы такие общепсихологические методы как:
1. Теоретико - методологический анализ литературы;
2. Эмпирический метод: психодиагностический метод (методика, наблюдение);
3. Метод обработки данных: качественный анализ, подразумевающий дифференциацию материала по группам, описание различных случаев, статистический: обработка результатов с помощью математической статистики: (программа SPSS -21, Excel) применялся непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок H-Краскела-Уоллиса, факторный анализ с варимакс-вращением методом Кайзера для выявления структуры;
4. Интерпретационный метод: структурный метод (горизонтальные связи между изученными характеристиками личности);
Методики исследования:
1. Методика исследования самоотношения (МИС) автор С.Р. Пантилеев.
2. Методика «Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) автор Л. М. Фридман.
3. «Социометрия» автор Дж. Морено.
4. Проективная методика «Где я в группе» авторская методика.
5. Наблюдение.
База проведения исследования: НИУ «БелГУ». Выборку составили 50 студентов 4-х групп 2 курса, в возрасте от 19 до 21года.
Структура предоставленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающих 61 наименований и приложений. Работа включает 3 таблицы, 12 рисунков в основном тексте. Объем выпускной квалификационной работы составил 131 страницу машинописного текста.
Исследованиями проблемы самоотношения занимались как отечественные, так и зарубежные ученые, такие как: И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова и многие другие. В современной психологии нет единого понятия «самоотношение». Отсутствие чёткой терминологии привело к тому, что значения используемых терминов у отечественных и зарубежных авторов, чаще всего употребляются как синонимы, например такие как: «Я-концепция» в трудах Р. Бернса, «установка» в трудах Д.Н. Узнадзе, «личностный смысл» в концепции А.Н. Леонтьева, «самосознание» у И. И. Чесноковой и др. В данном исследовании критерий «самоотношение» понимается как специфика отношения личности к собственному «Я».
По мнению Т.Ю. Гущиной на формирование самоотношения студентов оказывает большое влияние учебная группа, с которой они взаимодействуют. Студенческая группа, представляющая собой совокупность людей, объединённых общими целями и задачами. Итак, студенческая группа имеет свою внутригрупповую иерархию, которая предполагает наличие у членов различных социометрических статусов.
Свой труд в разработке исследования социометрического статуса посвятили такие ученые как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Я.Л. Морено, Ю.Г. Мещеряков, Р.В. Овчарова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.А. Реан, В.Е. Семёнов и другие. Большинство из названных выше ученых выделяют следующие категории людей с разным социометрическим статусом: «в соответствии с количеством полученных выборов испытуемых с низким социометрическим статусом относят к категории «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных», а к категории высокого социометрического статуса относят: «звезд», «предпочитаемых», «принятых».
Также необходимо отметить, что студенческий возраст является одним из важнейших этапов в становлении личности человека. В данном возрасте прослеживается преобразования в сфере сознания, отношение к себе и в выстраивании новых контактов с людьми. Необходимо отметить, что в процессе социализации студенты могут сталкиваться с трудностями в установлении нового уровня взаимоотношений. Трудности, порождённые различными аспектами, которые свойственны предшествующему возрасту, требуют не малой работы над собой, а главное над отношением к себе.
Проблема исследования: какова структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе?
Цель работы: выявить связь между компонентами самоотношения и социометрическим статусом студентов, а также определить структуру самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
Объект: самоотношение студентов
Предмет: структура самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
Гипотеза: структура самоотношения студентов, имеющих разный социометрический статус, имеет характерные особенности, а именно: студенты с низким социометрическим статусом отличаются более высоким уровнем закрытости, низким уровнем зеркального «Я», конфликтности, самообвинения по сравнению со студентами, имеющими более высокий социометрический статус, которые отличаются высоким уровнем конфликтности, самообвинения, зеркальным «Я» и низким уровнем закрытости.
Задачи работы:
1. Провести теоретический анализ разработанности проблемы исследования связи самоотношения и социометрического статуса в группе в психологической литературе.
2. Выявить связь между компонентами самоотношения и социометрическим статусом студентов в группе, а так же определить структуру самоотношения у студентов с разным социометрическим статусом в группе.
3. Разработать коррекционно - развивающую программу в форме группового тренинга, направленного на развитие позитивного отношения студента к различным аспектам своего "Я" в пространстве референтной среды сверстников.
Теоретико методологическую основу исследования составили:
1. Принцип развития, за основу которого были взяты отдельные компоненты самосознания, которые развиваются последовательно друг другу (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн и др.);
3. Концепция структурных компонентов самоотношения личности и влияние общества на их развитие (А.В. Захарова, В.С. Мухина и др.);
4. Теоретическая разработка исследования феномена самоотношения (С.Р. Пантилеев, Е.Т. Соколова, В.В. Столин, И.И. Чеснокова и др.);
5. Исследования отечественных и зарубежных авторов, характеризующие юношеский возраст как наиболее значимый для развития личности и ее становления как индивидуальности (Р. Бернс, И.С. Кон, А.М. Прихожан, О.Г. Кравцов и др.).
Методы исследования: в соответствии с задачами исследования в работе были использованы такие общепсихологические методы как:
1. Теоретико - методологический анализ литературы;
2. Эмпирический метод: психодиагностический метод (методика, наблюдение);
3. Метод обработки данных: качественный анализ, подразумевающий дифференциацию материала по группам, описание различных случаев, статистический: обработка результатов с помощью математической статистики: (программа SPSS -21, Excel) применялся непараметрический коэффициент корреляции r-Спирмена, непараметрический статистический критерий для нескольких независимых выборок H-Краскела-Уоллиса, факторный анализ с варимакс-вращением методом Кайзера для выявления структуры;
4. Интерпретационный метод: структурный метод (горизонтальные связи между изученными характеристиками личности);
Методики исследования:
1. Методика исследования самоотношения (МИС) автор С.Р. Пантилеев.
2. Методика «Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) автор Л. М. Фридман.
3. «Социометрия» автор Дж. Морено.
4. Проективная методика «Где я в группе» авторская методика.
5. Наблюдение.
База проведения исследования: НИУ «БелГУ». Выборку составили 50 студентов 4-х групп 2 курса, в возрасте от 19 до 21года.
Структура предоставленной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающих 61 наименований и приложений. Работа включает 3 таблицы, 12 рисунков в основном тексте. Объем выпускной квалификационной работы составил 131 страницу машинописного текста.
Теоретический анализ разработанности проблемы исследования показал, что формирование самоотношения в студенческом возрасте происходит на фоне поступательного развития, меняется вся структура личности в связи с вхождением молодого человека в новые, более широкие и разнообразные социальные общности. Важным достижением юношеского возраста выступает новый уровень развития самосознания: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; стремление к самопознанию; формирование личной идентичности, чувство индивидуальности самотождественности, преемственности и единства; самоуважение; становление личностного способа бытия.
Проблема самоотношения широко предоставлена в трудах, таких ученых, как: И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова и многие других авторов, которые понимают его целостное, интегрированное, автономное образование, которое выражает степень позитивного отношения индивида к себе, состоящих из частных самооценок и включает в себя следующие структурные элементы: «открытость», «самообвинение», «внутреннюю конфликтность», «отраженное самоотношение», «самопринятие», «саморуководство, «самопривязанность», «самоценность» и «самоуверенность». Самоотношение тесно связано с формированием сознания личности.
Проблема исследования социометрического статуса в группе, раскрыта в трудах таких авторов как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Я.Л. Морено, Ю.Г. Мещеряков, Р.В. Овчарова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.А. Реан, В.Е. Семёнов и другие. В работах из названных выше ученых, социометрический статус понимается: положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.
Благоприятное положение студента в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности, т.к. происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. При формировании групповых норм и ценностей и подчинение им, поведение членов группы становиться схожим, но возможно и противоположное влияние. Важным условием поддержания позитивного самоотношения в студенческом возрасте является не только переживание внутренней силы и устойчивости, но и готовность к установлению связей со своей социальной группой, переживание чувства близости, единства, сотрудничества, соответственно не готовность, вызовет трудности в группе. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности, которая значительно может влиять на личностные особенности каждого студента, а так же для успешного формирования самоотношения, самооценки, представления о себе, о своих силах и возможностях.
По результатам нашего эмпирического исследования мы обнаружили статистические различия на достоверном уровне значимости р<0,05 по показателю самоотношения студентов «зеркальное «Я»» Нэмп =11,77. Данный результат говорит нам о том, что «звёзды» Ме =6,2 и «предпочитаемые» Ме = 7,12, в отличие от студентов имеющих более низкий социометрический статус («принятые» Ме = 5.37, «непринятые» Ме = 4,25, «отвергнутые» Ме = 5,56) отличаются более высоким уровнем «зеркального «Я». Т.е. воспринимают себя принятыми окружающими людьми. Они чувствуют, что их любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам.
Так же было выявлено с помощью непараметрического коэффициента корреляции r-Спирмена одна высокая значимая прямая корреляционная связь r=0,388, при p<0,01 между социометрическим статусом и показателем самоотношения «зеркальное я». Это говорит нам о том, что чем больше развито у студентов зеркальное «Я», тем выше их социометрический статус, т.е. чем больше они воспринимать себя принятыми окружающими людьми и считать, что их любят другие и ценят за личностные качества, то тем выше их социометрический статус в группе.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что структура самоотношения у студентов, с разными социометрическими статусами имеет характерные особенности. Студенты со статусами: «звёзды», предпочитаемые», «принятые» отличаются открытостью, рефлексией своих поступков и неудач, ощущением, что их ценят и любят окружающие, любовью к своему внутреннему миру. Студенты со статусами «непринятые» и «отверженные» отличаются более высокой закрытостью, ощущением, что у них нет таких качеств, за что бы уважали сверстники, наличием отрицания проблем, переносом ответственности за свои неудачи на других людей.
Таким образом, наша гипотеза эмпирического исследования о том, что структура самоотношения студентов, имеющих разный социометрический статус, имеет характерные особенности, подтвердилась. Т.е. студенты с низким социометрическим статусом отличаются более высоким уровнем закрытости, низким уровнем зеркального «Я», конфликтности, самообвинения по сравнению со студентами, имеющими более высокий социометрический статус, которые отличаются высоким уровнем конфликтности, самообвинения, зеркальным я, и низким уровнем закрытости.
По результатам эмпирического исследования, была разработана психологическая коррекционно - развивающая программа, в форме группового тренинга, направленная на развитие позитивного отношения у студентов к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников. Т.к. формирование относительно устойчивого адекватного и позитивного самоотношения является важным этапом не только в развитии личности студента, но и в формировании у него «социального иммунитета». В дальнейшем планируется внедрить данную программу, чтобы помочь студентам сформировать адекватное отношение к себе и к сверстникам, пройти путь к самореализации, преимущественно, без проблем.
Проблема самоотношения широко предоставлена в трудах, таких ученых, как: И.С. Кон, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, И.И. Чеснокова и многие других авторов, которые понимают его целостное, интегрированное, автономное образование, которое выражает степень позитивного отношения индивида к себе, состоящих из частных самооценок и включает в себя следующие структурные элементы: «открытость», «самообвинение», «внутреннюю конфликтность», «отраженное самоотношение», «самопринятие», «саморуководство, «самопривязанность», «самоценность» и «самоуверенность». Самоотношение тесно связано с формированием сознания личности.
Проблема исследования социометрического статуса в группе, раскрыта в трудах таких авторов как: Г.М. Андреева, Е.М. Дубровская, В.П. Зинченко, Я.Л. Морено, Ю.Г. Мещеряков, Р.В. Овчарова, Р.Л. Кричевский, Е.С. Кузьмин, А.А. Реан, В.Е. Семёнов и другие. В работах из названных выше ученых, социометрический статус понимается: положение человека в социальной группе, а саму систему межличностных отношений выделял из эмоциональных, деловых и интеллектуальных связей членов этой группы.
Благоприятное положение студента в студенческом коллективе содействует нормальному развитию личности, т.к. происходит формирование личности, проявляются ее качества, поэтому личность нельзя изучать вне группы. Через малые группы осуществляются связи личности с обществом: группа трансформирует воздействие общества на личность, личность воздействует на общество сильнее, если за ней стоит группа. При формировании групповых норм и ценностей и подчинение им, поведение членов группы становиться схожим, но возможно и противоположное влияние. Важным условием поддержания позитивного самоотношения в студенческом возрасте является не только переживание внутренней силы и устойчивости, но и готовность к установлению связей со своей социальной группой, переживание чувства близости, единства, сотрудничества, соответственно не готовность, вызовет трудности в группе. Поэтому очень важно понимать и учитывать особенности студенческой группы при организации учебной деятельности, которая значительно может влиять на личностные особенности каждого студента, а так же для успешного формирования самоотношения, самооценки, представления о себе, о своих силах и возможностях.
По результатам нашего эмпирического исследования мы обнаружили статистические различия на достоверном уровне значимости р<0,05 по показателю самоотношения студентов «зеркальное «Я»» Нэмп =11,77. Данный результат говорит нам о том, что «звёзды» Ме =6,2 и «предпочитаемые» Ме = 7,12, в отличие от студентов имеющих более низкий социометрический статус («принятые» Ме = 5.37, «непринятые» Ме = 4,25, «отвергнутые» Ме = 5,56) отличаются более высоким уровнем «зеркального «Я». Т.е. воспринимают себя принятыми окружающими людьми. Они чувствуют, что их любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам.
Так же было выявлено с помощью непараметрического коэффициента корреляции r-Спирмена одна высокая значимая прямая корреляционная связь r=0,388, при p<0,01 между социометрическим статусом и показателем самоотношения «зеркальное я». Это говорит нам о том, что чем больше развито у студентов зеркальное «Я», тем выше их социометрический статус, т.е. чем больше они воспринимать себя принятыми окружающими людьми и считать, что их любят другие и ценят за личностные качества, то тем выше их социометрический статус в группе.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что структура самоотношения у студентов, с разными социометрическими статусами имеет характерные особенности. Студенты со статусами: «звёзды», предпочитаемые», «принятые» отличаются открытостью, рефлексией своих поступков и неудач, ощущением, что их ценят и любят окружающие, любовью к своему внутреннему миру. Студенты со статусами «непринятые» и «отверженные» отличаются более высокой закрытостью, ощущением, что у них нет таких качеств, за что бы уважали сверстники, наличием отрицания проблем, переносом ответственности за свои неудачи на других людей.
Таким образом, наша гипотеза эмпирического исследования о том, что структура самоотношения студентов, имеющих разный социометрический статус, имеет характерные особенности, подтвердилась. Т.е. студенты с низким социометрическим статусом отличаются более высоким уровнем закрытости, низким уровнем зеркального «Я», конфликтности, самообвинения по сравнению со студентами, имеющими более высокий социометрический статус, которые отличаются высоким уровнем конфликтности, самообвинения, зеркальным я, и низким уровнем закрытости.
По результатам эмпирического исследования, была разработана психологическая коррекционно - развивающая программа, в форме группового тренинга, направленная на развитие позитивного отношения у студентов к различным аспектам своего «Я» в пространстве референтной среды сверстников. Т.к. формирование относительно устойчивого адекватного и позитивного самоотношения является важным этапом не только в развитии личности студента, но и в формировании у него «социального иммунитета». В дальнейшем планируется внедрить данную программу, чтобы помочь студентам сформировать адекватное отношение к себе и к сверстникам, пройти путь к самореализации, преимущественно, без проблем.
Подобные работы
- Соотношение эмоционального интеллекта и
социометрического статуса подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ НА СТАТУС СТУДЕНТА В ГРУППЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2016 - Изучение связи социометрической позиции с мотивацией членства в
студенческих отрядах
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОДРАМЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Особенности отношений межличностной значимости в системах "студент - студент" и "преподаватель - студент" в современном
российском вузе
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - САМООЦЕНКА ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь самооценки и стрессоустойчивости у студентов вуза (Московский Институт Психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К СВЕРСТНИКАМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



