ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ОТЦОВСТВА СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
Введение 3
1 Теоретико-методологические основы изучения отцовства 7
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию отцовства 7
1.2 Структурно-функциональный анализ роли и места отцовства 17
2 Социологический анализ роли СМИ в формировании образа отцовства в
общественном сознании 29
2.1 СМИ как механизм передачи образа отцовства 29
2.2 Контент-анализ материалов об отцовстве в Интернет-СМИ 40
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
1 Теоретико-методологические основы изучения отцовства 7
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию отцовства 7
1.2 Структурно-функциональный анализ роли и места отцовства 17
2 Социологический анализ роли СМИ в формировании образа отцовства в
общественном сознании 29
2.1 СМИ как механизм передачи образа отцовства 29
2.2 Контент-анализ материалов об отцовстве в Интернет-СМИ 40
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
В настоящее время люди стали гораздо более зависимыми от средств коммуникации чем ранее. Они стали мощным фактором воздействия на общественное сознание. В определенной мере данное воздействие представляется опасным, поскольку люди некритически относятся к получаемой информации, не задумываются о её достоверности, содержательности.
Человек получает через средства массовой информации основные сведения о происходящих в настоящее время событиях в России и в мире. Медиа предоставляет разнообразные способы доступа к данным сведениям, позволяя каждому человеку выбрать наиболее удобный. Различные печатные издательства, радио, телевидение давно являются привычными для массового потребителя, однако, с развитием технологий и появлением глобальной сети Интернет появились новые источники информации, представленные в виде блогов, форумов и, в частности, интернет-СМИ. Интернет-журналисты получают возможность выражения с помощью различных форм коммуникации, знаковых систем, а также имеют связь с аудиторией за счет их реагирования и участия в обмене информацией с помощью онлайн комментирования, распространения на других платформах .
Важную роль в формировании образа отцовства, а вместе с тем и образа семьи, играют средства массовой информации. Образ отцовства, формируемый в средствах массовой информации, представляет собой некий эталон отца, который оказывает влияние на понимание социальной действительности как детьми, так и взрослыми. Определенные социальные образцы поведения, используемые и пропагандируемые в средствах массовой информации, воспринимаются людьми как социально одобряемые. Эти
образы воспринимаются как должное, не подлежащее сомнению, и все последующие возможные вариации сравниваются, изменяются и подстраиваются, чтобы соответствовать им.
Происходит формирование социального стереотипа образа жизни отца, которым человек может подражать, сам того не осознавая, либо сравнивать образ, представленный в средствах массовой информации, с реальным, с которым он сталкивается в повседневной жизни. Данные социальные стереотипы отцовства являются весьма противоречивыми и представляют собой достаточно разнообразную систему представлений и нормативных требований общества к тому, что именно должен делать отец.
Проблема отцовства не касается только детей и мужчин, а затрагивает всё общество, поскольку она детерминирована общественными процессами и может быть решена только в контексте всего общества. Для этого существует необходимость распространения достоверной информации о реальном отцовстве, а также о социальных программах в поддержку отцовства.
Проблема выражается в недостаточной изученности в социологической науке процесса формирования средствами массовой информации образов отцовства, которые могут оказывать влияние на формирование в общественном сознании искаженных моделей поведения мужчин-отцов.
Особый интерес при изучении данной проблемы представляют следующие работы:
- Кон И. С., «Отцовство как социокультурный институт» - автором рассматриваются особенности изучения отцовства как социального института и как деятельности. Им раскрывается феномен «кризиса отцовства» как аспект кризиса семьи и маскулинности.
- Явон С. Ф., «Проблема отцовства в современном мире» - автором рассматривается взаимосвязь различных факторов, определяющих специфику отцовства, а также влияние специфических особенностей отцовства на развитие ребёнка. Он приходит к выводу, что изучение феномена отцовства является необходимым для полного понимания процесса развития личности.
- Звонарёва А. Е., «Теоретико-методологические основы изучения отцовства в социологии» - автором рассматриваются основные теоритические подходы к изучению отцовства, а также выделяются социальные факторы, влияющие на изменение роли отца в семье в процессе исторических и культурных изменений.
- Рожкова О. Е., Русских Л. В., «Изменение роли отца в процессе трансформации семьи» - в работе проанализированы изменения роли отца в процессе трансформации семьи. Авторы приходят к мнению, что в различные периоды изменения семьи, начиная с Античности до современности, роль отца постоянно трансформировалась. Однако в настоящий момент проблема трансформации отцовской роли в семье не стоит в фокусе внимания исследователей.
- Шевченко И. О., «Представления россиян об отцах и отцовстве» -
автором рассматриваются представления россиян об отцах и отцовстве. На основе исследований выявлено противоречие: современные отцы
воспринимаются россиянами как неспособные к выполнению своих родительских обязанностей, безответственные и безразличные. Вместе с тем свои собственные отцы представляются им добрыми, заботливыми, любящими и в некотором роде идеальными.
Объектом исследования является отцовство.
Предметом исследования является социологический анализ процесса формирования образа отцовства средствами массовой информации.
Целью исследования является изучение и исследование процесса формирования образа отцовства современными средствами массовой информации.
Задачи исследования:
а) проанализировать теоритические подходы к изучению понятия отцовство;
б) проанализировать особенности роли и места отцовство;
в) рассмотреть средства массовой информации как механизм передачи образа отцовства;
г) провести социологическое исследование на тему «Формирование образа отцовства современными средствами массовой информации»;
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует раскрытию моделей отцовства, формирующихся под влиянием современных средств массовой информации, что необходимо в настоящее время, когда в общественном сознании уже нет уверенности в истинности одномерной модели отцовства, традиционно закрепляемой повседневным опытом и идеологией.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что современными средствами массовой информации недостаточно освещаются реальные модели поведения отцовства, а также о том, что средства массовой информации освещают только наиболее резонансные события, касающиеся отцов.
Методы исследования: историко-логический, индуктивный, контент- анализ текстовых материалов интернет-СМИ об отцовстве.
Человек получает через средства массовой информации основные сведения о происходящих в настоящее время событиях в России и в мире. Медиа предоставляет разнообразные способы доступа к данным сведениям, позволяя каждому человеку выбрать наиболее удобный. Различные печатные издательства, радио, телевидение давно являются привычными для массового потребителя, однако, с развитием технологий и появлением глобальной сети Интернет появились новые источники информации, представленные в виде блогов, форумов и, в частности, интернет-СМИ. Интернет-журналисты получают возможность выражения с помощью различных форм коммуникации, знаковых систем, а также имеют связь с аудиторией за счет их реагирования и участия в обмене информацией с помощью онлайн комментирования, распространения на других платформах .
Важную роль в формировании образа отцовства, а вместе с тем и образа семьи, играют средства массовой информации. Образ отцовства, формируемый в средствах массовой информации, представляет собой некий эталон отца, который оказывает влияние на понимание социальной действительности как детьми, так и взрослыми. Определенные социальные образцы поведения, используемые и пропагандируемые в средствах массовой информации, воспринимаются людьми как социально одобряемые. Эти
образы воспринимаются как должное, не подлежащее сомнению, и все последующие возможные вариации сравниваются, изменяются и подстраиваются, чтобы соответствовать им.
Происходит формирование социального стереотипа образа жизни отца, которым человек может подражать, сам того не осознавая, либо сравнивать образ, представленный в средствах массовой информации, с реальным, с которым он сталкивается в повседневной жизни. Данные социальные стереотипы отцовства являются весьма противоречивыми и представляют собой достаточно разнообразную систему представлений и нормативных требований общества к тому, что именно должен делать отец.
Проблема отцовства не касается только детей и мужчин, а затрагивает всё общество, поскольку она детерминирована общественными процессами и может быть решена только в контексте всего общества. Для этого существует необходимость распространения достоверной информации о реальном отцовстве, а также о социальных программах в поддержку отцовства.
Проблема выражается в недостаточной изученности в социологической науке процесса формирования средствами массовой информации образов отцовства, которые могут оказывать влияние на формирование в общественном сознании искаженных моделей поведения мужчин-отцов.
Особый интерес при изучении данной проблемы представляют следующие работы:
- Кон И. С., «Отцовство как социокультурный институт» - автором рассматриваются особенности изучения отцовства как социального института и как деятельности. Им раскрывается феномен «кризиса отцовства» как аспект кризиса семьи и маскулинности.
- Явон С. Ф., «Проблема отцовства в современном мире» - автором рассматривается взаимосвязь различных факторов, определяющих специфику отцовства, а также влияние специфических особенностей отцовства на развитие ребёнка. Он приходит к выводу, что изучение феномена отцовства является необходимым для полного понимания процесса развития личности.
- Звонарёва А. Е., «Теоретико-методологические основы изучения отцовства в социологии» - автором рассматриваются основные теоритические подходы к изучению отцовства, а также выделяются социальные факторы, влияющие на изменение роли отца в семье в процессе исторических и культурных изменений.
- Рожкова О. Е., Русских Л. В., «Изменение роли отца в процессе трансформации семьи» - в работе проанализированы изменения роли отца в процессе трансформации семьи. Авторы приходят к мнению, что в различные периоды изменения семьи, начиная с Античности до современности, роль отца постоянно трансформировалась. Однако в настоящий момент проблема трансформации отцовской роли в семье не стоит в фокусе внимания исследователей.
- Шевченко И. О., «Представления россиян об отцах и отцовстве» -
автором рассматриваются представления россиян об отцах и отцовстве. На основе исследований выявлено противоречие: современные отцы
воспринимаются россиянами как неспособные к выполнению своих родительских обязанностей, безответственные и безразличные. Вместе с тем свои собственные отцы представляются им добрыми, заботливыми, любящими и в некотором роде идеальными.
Объектом исследования является отцовство.
Предметом исследования является социологический анализ процесса формирования образа отцовства средствами массовой информации.
Целью исследования является изучение и исследование процесса формирования образа отцовства современными средствами массовой информации.
Задачи исследования:
а) проанализировать теоритические подходы к изучению понятия отцовство;
б) проанализировать особенности роли и места отцовство;
в) рассмотреть средства массовой информации как механизм передачи образа отцовства;
г) провести социологическое исследование на тему «Формирование образа отцовства современными средствами массовой информации»;
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует раскрытию моделей отцовства, формирующихся под влиянием современных средств массовой информации, что необходимо в настоящее время, когда в общественном сознании уже нет уверенности в истинности одномерной модели отцовства, традиционно закрепляемой повседневным опытом и идеологией.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что современными средствами массовой информации недостаточно освещаются реальные модели поведения отцовства, а также о том, что средства массовой информации освещают только наиболее резонансные события, касающиеся отцов.
Методы исследования: историко-логический, индуктивный, контент- анализ текстовых материалов интернет-СМИ об отцовстве.
Цель выпускной квалификационной работы, состоящая в изучении процесса формирования образа отцовства современными средствами массовой информации была полностью достигнута.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы согласно с первой задачей были изучены основные теоритические подходы к исследованию понятия отцовства.
В результате их рассмотрения можно сделать вывод, что изучение понятия отцовство представлено с различных сторон:
- отцовство определяется в качестве категории личности мужчины, которая отражает этап её развития. Данная категория определяется социальными, индивидуальными характеристиками, которые проявляются у мужчины на определенном этапе жизнедеятельности ;
- отцовство также определяется в качестве социокультурного явления, которое исторически возникло в условиях моногамной семьи, сущность которого заключается в наличии у мужчины готовности брать на себя ответственность за содержание и воспитание своих детей ;
- отцовство также представлено в качестве социального института, который определяет особенности его взаимодействия с институтом детства, материнства, родительства и другими институтами, а также определяет основные выполняемые отцовством функции;
- отцовство также представлено в качестве определения биологического родства между мужчиной и ребёнком.
Согласно со второй задачей были проанализированы особенности роли и места отцовства. При определении роли отца необходимо учитывать такие критерии, как структура семьи, количество детей, стиль семейных
взаимоотношений, тип хозяйствования, характер участия мужчины в процессе воспитания и обучения ребенка, наличие у мужчины вредных привычек. Для полноценного выполнения роли отца необходимо осуществление репродуктивной, административной, регулятивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, экономической, статусной функций, а также функции социализации.
Согласно с третьей задачей было рассмотрено влияние средств массовой информации на формирование образа отцовства. Отмечено, что на современном этапе наблюдается изменение содержания образа отца в средствах массовой информации. Получает внимание участие отца в процессе воспитания и обучения ребенка, однако, при этом он предстает как мужчина, не обладающий нужными навыками. Продолжает использоваться традиционный образ отца, который проводит основное время на работе, не уделяя внимание детям.
В соответствии с четвертой задачей было проведено социологическое исследование процесса формирования образа отцовства современными средствами массовой информации. С помощью контент-анализа материалов об отцовстве в интернет-СМИ за 2017-2018 год был проанализирован процесс формирования образа отцовства средствами массовой информации в сети. Были выделены и описаны пять образов отцовства, в частности, образ «современное отцовство», «отсутствующее отцовство» (традиционное отцовство), «биологическое отцовство», «отец-алкоголик», «отец- преступник», которые используются в современных средствах массовой информации в сети, а также определены особенности размещения информации об отцовстве в публикациях интернет-СМИ.
Гипотеза выпускной квалификационной работы, состоящая в предположении о том, что современными средствами массовой информации недостаточно освещаются реальные модели поведения отцовства, а также о том, что средства массовой информации освещают только наиболее резонансные события, касающиеся отцов, была частично подтверждена. Средствами массовой информации действительно уделяется большое внимание событиям, которые вызовут бурную реакцию у пользователей сети за счет высокого интереса к жизни известных людей, политике и преступлениям. Однако, не во всех случаях используются заголовки, искажающие полную информацию и дающие неверное представление о характере описанного события.
Действительно, ежедневно средствами массовой информации производятся и публикуются статьи, видео и фото, освещающие те или иные события в жизни общества. Данные новости могут иметь абсолютно любую тематику в зависимости от издания, в котором они публикуются, и его целевой аудитории. Любые средства массовой информации непременно заинтересованы в освещении событий, производящих резонансный эффект на читателей. Это используется, прежде всего, чтобы привлечь внимание читателя и заставить его уделить больше внимания прочтению статьи. Однако, негативной стороной данного явления становится недостаточное освещение в средствах массовой информации событий малого масштаба, которые освещали бы жизнь обычной семьи.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы согласно с первой задачей были изучены основные теоритические подходы к исследованию понятия отцовства.
В результате их рассмотрения можно сделать вывод, что изучение понятия отцовство представлено с различных сторон:
- отцовство определяется в качестве категории личности мужчины, которая отражает этап её развития. Данная категория определяется социальными, индивидуальными характеристиками, которые проявляются у мужчины на определенном этапе жизнедеятельности ;
- отцовство также определяется в качестве социокультурного явления, которое исторически возникло в условиях моногамной семьи, сущность которого заключается в наличии у мужчины готовности брать на себя ответственность за содержание и воспитание своих детей ;
- отцовство также представлено в качестве социального института, который определяет особенности его взаимодействия с институтом детства, материнства, родительства и другими институтами, а также определяет основные выполняемые отцовством функции;
- отцовство также представлено в качестве определения биологического родства между мужчиной и ребёнком.
Согласно со второй задачей были проанализированы особенности роли и места отцовства. При определении роли отца необходимо учитывать такие критерии, как структура семьи, количество детей, стиль семейных
взаимоотношений, тип хозяйствования, характер участия мужчины в процессе воспитания и обучения ребенка, наличие у мужчины вредных привычек. Для полноценного выполнения роли отца необходимо осуществление репродуктивной, административной, регулятивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, экономической, статусной функций, а также функции социализации.
Согласно с третьей задачей было рассмотрено влияние средств массовой информации на формирование образа отцовства. Отмечено, что на современном этапе наблюдается изменение содержания образа отца в средствах массовой информации. Получает внимание участие отца в процессе воспитания и обучения ребенка, однако, при этом он предстает как мужчина, не обладающий нужными навыками. Продолжает использоваться традиционный образ отца, который проводит основное время на работе, не уделяя внимание детям.
В соответствии с четвертой задачей было проведено социологическое исследование процесса формирования образа отцовства современными средствами массовой информации. С помощью контент-анализа материалов об отцовстве в интернет-СМИ за 2017-2018 год был проанализирован процесс формирования образа отцовства средствами массовой информации в сети. Были выделены и описаны пять образов отцовства, в частности, образ «современное отцовство», «отсутствующее отцовство» (традиционное отцовство), «биологическое отцовство», «отец-алкоголик», «отец- преступник», которые используются в современных средствах массовой информации в сети, а также определены особенности размещения информации об отцовстве в публикациях интернет-СМИ.
Гипотеза выпускной квалификационной работы, состоящая в предположении о том, что современными средствами массовой информации недостаточно освещаются реальные модели поведения отцовства, а также о том, что средства массовой информации освещают только наиболее резонансные события, касающиеся отцов, была частично подтверждена. Средствами массовой информации действительно уделяется большое внимание событиям, которые вызовут бурную реакцию у пользователей сети за счет высокого интереса к жизни известных людей, политике и преступлениям. Однако, не во всех случаях используются заголовки, искажающие полную информацию и дающие неверное представление о характере описанного события.
Действительно, ежедневно средствами массовой информации производятся и публикуются статьи, видео и фото, освещающие те или иные события в жизни общества. Данные новости могут иметь абсолютно любую тематику в зависимости от издания, в котором они публикуются, и его целевой аудитории. Любые средства массовой информации непременно заинтересованы в освещении событий, производящих резонансный эффект на читателей. Это используется, прежде всего, чтобы привлечь внимание читателя и заставить его уделить больше внимания прочтению статьи. Однако, негативной стороной данного явления становится недостаточное освещение в средствах массовой информации событий малого масштаба, которые освещали бы жизнь обычной семьи.
Подобные работы
- СОВРЕМЕННАЯ ГЕНДЕРНАЯ КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА «ИДЕАЛЬНОГО ОТЦА» (НА МАТЕРИАЛЕ «ГЛЯНЦЕВЫХ» ЖУРНАЛОВ)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2017 - Трансформация института отцовства в современной России: ожидания
женщин и практики мужчин
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Популяризация ценностей российского общества средствами социальной рекламы
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - Механизмы решения конфликтных ситуаций
в современной таджикской семье
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2020 - МОТИВАЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ТРУДА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Популяризация ценностей российского общества средствами социальной рекламы
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2016 - Репрезентация взаимоотношений между мужчиной и женщиной в современных глянцевых журналах
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Подготовка старшеклассников к семейной жизни
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



