Введение 3
1 Теоретико-методологические основы изучения отцовства 7
1.1 Основные теоретические подходы к исследованию отцовства 7
1.2 Структурно-функциональный анализ роли и места отцовства 17
2 Социологический анализ роли СМИ в формировании образа отцовства в
общественном сознании 29
2.1 СМИ как механизм передачи образа отцовства 29
2.2 Контент-анализ материалов об отцовстве в Интернет-СМИ 40
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение
В настоящее время люди стали гораздо более зависимыми от средств коммуникации чем ранее. Они стали мощным фактором воздействия на общественное сознание. В определенной мере данное воздействие представляется опасным, поскольку люди некритически относятся к получаемой информации, не задумываются о её достоверности, содержательности.
Человек получает через средства массовой информации основные сведения о происходящих в настоящее время событиях в России и в мире. Медиа предоставляет разнообразные способы доступа к данным сведениям, позволяя каждому человеку выбрать наиболее удобный. Различные печатные издательства, радио, телевидение давно являются привычными для массового потребителя, однако, с развитием технологий и появлением глобальной сети Интернет появились новые источники информации, представленные в виде блогов, форумов и, в частности, интернет-СМИ. Интернет-журналисты получают возможность выражения с помощью различных форм коммуникации, знаковых систем, а также имеют связь с аудиторией за счет их реагирования и участия в обмене информацией с помощью онлайн комментирования, распространения на других платформах .
Важную роль в формировании образа отцовства, а вместе с тем и образа семьи, играют средства массовой информации. Образ отцовства, формируемый в средствах массовой информации, представляет собой некий эталон отца, который оказывает влияние на понимание социальной действительности как детьми, так и взрослыми. Определенные социальные образцы поведения, используемые и пропагандируемые в средствах массовой информации, воспринимаются людьми как социально одобряемые. Эти
образы воспринимаются как должное, не подлежащее сомнению, и все последующие возможные вариации сравниваются, изменяются и подстраиваются, чтобы соответствовать им.
Происходит формирование социального стереотипа образа жизни отца, которым человек может подражать, сам того не осознавая, либо сравнивать образ, представленный в средствах массовой информации, с реальным, с которым он сталкивается в повседневной жизни. Данные социальные стереотипы отцовства являются весьма противоречивыми и представляют собой достаточно разнообразную систему представлений и нормативных требований общества к тому, что именно должен делать отец.
Проблема отцовства не касается только детей и мужчин, а затрагивает всё общество, поскольку она детерминирована общественными процессами и может быть решена только в контексте всего общества. Для этого существует необходимость распространения достоверной информации о реальном отцовстве, а также о социальных программах в поддержку отцовства.
Проблема выражается в недостаточной изученности в социологической науке процесса формирования средствами массовой информации образов отцовства, которые могут оказывать влияние на формирование в общественном сознании искаженных моделей поведения мужчин-отцов.
Особый интерес при изучении данной проблемы представляют следующие работы:
- Кон И. С., «Отцовство как социокультурный институт» - автором рассматриваются особенности изучения отцовства как социального института и как деятельности. Им раскрывается феномен «кризиса отцовства» как аспект кризиса семьи и маскулинности.
- Явон С. Ф., «Проблема отцовства в современном мире» - автором рассматривается взаимосвязь различных факторов, определяющих специфику отцовства, а также влияние специфических особенностей отцовства на развитие ребёнка. Он приходит к выводу, что изучение феномена отцовства является необходимым для полного понимания процесса развития личности.
- Звонарёва А. Е., «Теоретико-методологические основы изучения отцовства в социологии» - автором рассматриваются основные теоритические подходы к изучению отцовства, а также выделяются социальные факторы, влияющие на изменение роли отца в семье в процессе исторических и культурных изменений.
- Рожкова О. Е., Русских Л. В., «Изменение роли отца в процессе трансформации семьи» - в работе проанализированы изменения роли отца в процессе трансформации семьи. Авторы приходят к мнению, что в различные периоды изменения семьи, начиная с Античности до современности, роль отца постоянно трансформировалась. Однако в настоящий момент проблема трансформации отцовской роли в семье не стоит в фокусе внимания исследователей.
- Шевченко И. О., «Представления россиян об отцах и отцовстве» -
автором рассматриваются представления россиян об отцах и отцовстве. На основе исследований выявлено противоречие: современные отцы
воспринимаются россиянами как неспособные к выполнению своих родительских обязанностей, безответственные и безразличные. Вместе с тем свои собственные отцы представляются им добрыми, заботливыми, любящими и в некотором роде идеальными.
Объектом исследования является отцовство.
Предметом исследования является социологический анализ процесса формирования образа отцовства средствами массовой информации.
Целью исследования является изучение и исследование процесса формирования образа отцовства современными средствами массовой информации.
Задачи исследования:
а) проанализировать теоритические подходы к изучению понятия отцовство;
б) проанализировать особенности роли и места отцовство;
в) рассмотреть средства массовой информации как механизм передачи образа отцовства;
г) провести социологическое исследование на тему «Формирование образа отцовства современными средствами массовой информации»;
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует раскрытию моделей отцовства, формирующихся под влиянием современных средств массовой информации, что необходимо в настоящее время, когда в общественном сознании уже нет уверенности в истинности одномерной модели отцовства, традиционно закрепляемой повседневным опытом и идеологией.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что современными средствами массовой информации недостаточно освещаются реальные модели поведения отцовства, а также о том, что средства массовой информации освещают только наиболее резонансные события, касающиеся отцов.
Методы исследования: историко-логический, индуктивный, контент- анализ текстовых материалов интернет-СМИ об отцовстве.
Цель выпускной квалификационной работы, состоящая в изучении процесса формирования образа отцовства современными средствами массовой информации была полностью достигнута.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы согласно с первой задачей были изучены основные теоритические подходы к исследованию понятия отцовства.
В результате их рассмотрения можно сделать вывод, что изучение понятия отцовство представлено с различных сторон:
- отцовство определяется в качестве категории личности мужчины, которая отражает этап её развития. Данная категория определяется социальными, индивидуальными характеристиками, которые проявляются у мужчины на определенном этапе жизнедеятельности ;
- отцовство также определяется в качестве социокультурного явления, которое исторически возникло в условиях моногамной семьи, сущность которого заключается в наличии у мужчины готовности брать на себя ответственность за содержание и воспитание своих детей ;
- отцовство также представлено в качестве социального института, который определяет особенности его взаимодействия с институтом детства, материнства, родительства и другими институтами, а также определяет основные выполняемые отцовством функции;
- отцовство также представлено в качестве определения биологического родства между мужчиной и ребёнком.
Согласно со второй задачей были проанализированы особенности роли и места отцовства. При определении роли отца необходимо учитывать такие критерии, как структура семьи, количество детей, стиль семейных
взаимоотношений, тип хозяйствования, характер участия мужчины в процессе воспитания и обучения ребенка, наличие у мужчины вредных привычек. Для полноценного выполнения роли отца необходимо осуществление репродуктивной, административной, регулятивной, воспитательной, хозяйственно-бытовой, экономической, статусной функций, а также функции социализации.
Согласно с третьей задачей было рассмотрено влияние средств массовой информации на формирование образа отцовства. Отмечено, что на современном этапе наблюдается изменение содержания образа отца в средствах массовой информации. Получает внимание участие отца в процессе воспитания и обучения ребенка, однако, при этом он предстает как мужчина, не обладающий нужными навыками. Продолжает использоваться традиционный образ отца, который проводит основное время на работе, не уделяя внимание детям.
В соответствии с четвертой задачей было проведено социологическое исследование процесса формирования образа отцовства современными средствами массовой информации. С помощью контент-анализа материалов об отцовстве в интернет-СМИ за 2017-2018 год был проанализирован процесс формирования образа отцовства средствами массовой информации в сети. Были выделены и описаны пять образов отцовства, в частности, образ «современное отцовство», «отсутствующее отцовство» (традиционное отцовство), «биологическое отцовство», «отец-алкоголик», «отец- преступник», которые используются в современных средствах массовой информации в сети, а также определены особенности размещения информации об отцовстве в публикациях интернет-СМИ.
Гипотеза выпускной квалификационной работы, состоящая в предположении о том, что современными средствами массовой информации недостаточно освещаются реальные модели поведения отцовства, а также о том, что средства массовой информации освещают только наиболее резонансные события, касающиеся отцов, была частично подтверждена. Средствами массовой информации действительно уделяется большое внимание событиям, которые вызовут бурную реакцию у пользователей сети за счет высокого интереса к жизни известных людей, политике и преступлениям. Однако, не во всех случаях используются заголовки, искажающие полную информацию и дающие неверное представление о характере описанного события.
Действительно, ежедневно средствами массовой информации производятся и публикуются статьи, видео и фото, освещающие те или иные события в жизни общества. Данные новости могут иметь абсолютно любую тематику в зависимости от издания, в котором они публикуются, и его целевой аудитории. Любые средства массовой информации непременно заинтересованы в освещении событий, производящих резонансный эффект на читателей. Это используется, прежде всего, чтобы привлечь внимание читателя и заставить его уделить больше внимания прочтению статьи. Однако, негативной стороной данного явления становится недостаточное освещение в средствах массовой информации событий малого масштаба, которые освещали бы жизнь обычной семьи.
1. Антонов, А. И., Медков В. М. Социология семьи. / А. И. Антонов, В. М. Медков. - М. : Изд-во МГУ, 1996. - 304 с.
2. Борисенко, Ю. В. Психология отцовства / Ю. В. Борисенко. - М. : ИГ-СОЦИН, 2007. - 220 с.
3. Брага, Е. О. Отсутствие отца в семейной структуре как детерминанта представлений об отцовстве [Электронный ресурс] / Е. О. Брага. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21285884
4. Вагапова, А. Р. Формирование представлений у молодежи о материнстве и отцовстве [Электронный ресурс] / Известия Саратовского университета. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24388706
5. Голод, С. И. Современная семья: Плюрализм идей [Электронный
ресурс] / С. И. Голод. - Режим доступа:
http://jour.isras.rU/upload/journals/1/articles/291/public/291-542-1-PB.pdf
6. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2000. - 320 с.
7. Егорова, М. С. Психология индивидуальных различий [Электронный ресурс] / М. С. Егорова. - Режим доступа: http: //www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/library :0135583
8. Жукова, Н. Д. Образы отца и матери в лирике В. Набокова: Индивидуальное и универсальное [Электронный ресурс] / Н. Д. Жукова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26569097
9. Звонарева, А. Е. Образ отца в представлении старшеклассников города Иваново [Электронный ресурс] / А. Е. Звонарева. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26719770
10. Звонарева, А. Е. Стереотип отца в советских печатных средствах
массовой информации (предвоенный период) [Электронный ресурс] / А. Е. Звонарева. - Режим доступа: https://womaninrussiansociety.ru/wp-
content/uploads/2013/12/2006_1_zvonareva.pdf
11. Звонарёва, А. Е. Теоретико-методологические основы изучения отцовства в социологии [Электронный ресурс] / А. Е. Звонарева. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp7idH9526954
12. Здравомыслова, Е., Темкина, А. Социология гендерных
отношений и гендерный подход в социологии [Электронный ресурс] / Социологические исследования. - Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/099/222/1218/002.ZDRAVOMYSLOVA.pdf
13. Зиглер, Л., Хьелл, Д. Теория личности [Электронный ресурс] / Л. Зиглер, Д. Хьелл. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/hjelz01/index.htm
14. Зиновьева, Е. С. Создание стереотипного образа мужчины в глянцевых журналах (на материале русского и английского языков) [Электронный ресурс] / Е. С. Зиновьева. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27397855
15. Ильиных, С. А. Множественная маскулинность [Электронный
ресурс] / С. А. Ильиных. - Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/data/2011/12/07/1270377758/Ilinyh.pdf
16. Кликбейт [Электронный ресурс] / Записки маркетолога. - Режим доступа:
http: //www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_k/Clickbait/
17. Клусова, Е. А. Структура рекламного образа: социологический ракурс [Электронный ресурс] / Е. А. Клусова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=10540104
18. Коган, Б. М., Яшин, А. А, Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями [Электронный ресурс] / Б. М. Коган, А. А. Яшин. - Режим доступа: http://systempsychology.ru/journal/2016_18/337-b-m- kogan-a-a-yashin-ocenka-stilya-semeynogo-vospitaniya-podrostkami-i-ih- roditelyami.html
19. Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых цитируемых СМИ за 2017 год [Электронный ресурс] / Медиалогия. - Режим доступа: http://www.mlg.ru/ratings/media/socmedia/5767
20. Кон, И. С. Введение в сексологию. / И. С. Кон. - М. : Олимп, 1999.
- 288 с.
21. Кон, И. С. Клубничка на берёзке. Сексуальная культура в России. / И. С. Кон. - М. : ОГИ, 1997. - 464 с.
22. Кон, И. С. Мужчина в меняющемся мире / И. С. Кон. - М., 2009. - 496 с.
23. Кон, И. С. Отец как воспитатель / И. С. Кон. - Махачкала., 1985. - С. 26.
24. Кон, И. С. Отцовство как социокультурный институт [Электронный ресурс] / И. С. Кон. - Режим доступа: http://papaland.ru/library/explorers/history/41 .html
25. Кон, И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире. / И. С. Кон. - СПб. : Алетейя, 2001. - С. 562-605.
26. Кочубей, Б. И. Психофизиология личности (физиологические подходы к изучению активного субъекта / Б. И. Кочубей. - М. : Всесоюзный институт научной и технической информации, 1990. - 164 с.
27. Куимов, В. С. Проблема типологии маскулинности в гендерных исследованиях [Электронный ресурс] / В. С. Куимов. - Режим доступа: http://teoria-practica.rU/rus/files/arhiv_zhurnala/2015/4/sociology/kuimov.pdf
28. Лангмейер, Й., Матейчек, 3. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. - Прага., 1984. - 335 с.
29. Латышева, Ю. А. Специфика отцовской роли: традиционный и новый взгляд на решение проблемы [Электронный ресурс] / Ю. А. Латышева.
- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-ottsovskoy-roli- traditsionnyy-i-novyy-vzglyad-na-problemu
30. Лебедева, Ю. А. Отцовская роль и ее влияние на развитие ребенка [Электронный ресурс] / Ю. А. Латышева. - Режим доступа: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/4002/3/pv-04-05.pdf
31. Левенских, И.А. Ролевые позиции отца в современной семье [Электронный ресурс] / Вестник Омского университета. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/rolevye-pozitsii-ottsa-v-sovremennoy-semie
32. Мид, М. Культура и мир детства. Избранные произведения [Электронный ресурс] / М. Мид. - Режим доступа: http://base.dnsgb.com.ua/files/book/kultura-i-mir-detstva.pdf
33. Михеева, А. Р. Институт отцовства в контексте модернизации брака [Электронный ресурс] / Вестник НГУ. - Режим доступа: https://nsu.ru/xmlui/bitstream/handle/nsu/13179/9_Mikheeva.pdf?sequence=1&is Allowed=y
34. Муратова, Н. Ф. Интернет-СМИ как отдельный вид в системе средств массовой информации: лексическое и этимологическое обозначение понятия. [Электронный ресурс] / Н. Ф. Муратова. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_15190224_20615212.pdf
35. Петров, М. С. Гендерные образы и стереотипы современной российской рекламы [Электронный ресурс] / М.С. Петров. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gendernye-obrazy-i-stereotipy-sovremennoy- rossiyskoy-reklamy
36. Распопина, И. А. Российская Интернет-журналистика: история становления и характеристика современного состояния [Электронный ресурс] / И. А. Распопина. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/rossiyskaya- internet-zhurnalistika-istoriya-stanovleniya-i-harakteristika-sovremennogo- sostoyaniya
37. Ребенкова, Д. С. Гендерные стереотипы в рекламе [Электронный
ресурс] / Д. С. Ребенкова. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/download/elibrary_29908256_98397042.pdf
38. Рожкова, О. Е., Русских Л. В., Изменение роли отца в процессе трансформации семьи [Электронный ресурс] / О. Е. Рожкова, Л. В. Русских. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27685955
39. Рыбалко, И. В., Конструирование практик отцовства средствами рекламы [Электронный ресурс] / И. В. Рыбалко. - Режим доступа: http:ZZwww.lib.ua-ru.net/diss/contZ211817.html