Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История женских головных украшений в Китае

Работа №73887

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы61
Год сдачи2016
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ
УКРАШЕНИЙ В КИТАЕ 7
1.1 Материалы для изготовления 10
1.1.1 Органические материалы 13
1.1.2 Неорганические материалы 18
1.2 Технические способы 22
1.3 Зооморфные и растительные образы в украшениях 23
1.4 Виды женских головных украшений 25
ГЛАВА 2. ВИДЫ ЖЕНСКИХ ГОЛОВНЫХ УКРАШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ
ИСТОРИИ 28
2.1 Вставные головные украшения 31
2.1.1 Шпильки 31
2.1.2 Гребни 39
2.2 Навесные головные украшения 42
2.3 Накладные головные украшения 44
2.3.1 Украшения, которые накладываются на голову 44
1.3.2 Украшения, которые надеваются на голову 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ


Внешний облик, традиции воспитания, жизненный уклад китайских женщин вызывал и вызывает интерес среди исследователей китайской культуры. Однако более всего интересовали критерии идеальной китайской женщины, к образу которой, вероятно, стремилась каждая особа.
С течением истории менялись представления об идеальном образе китайской красавицы. Это происходило, как правило, под влиянием иноземных народов и их культур в разные периоды времени. Мы же остановимся на более традиционных представлениях о красоте китайских женщин:
• Во-первых, идеальной девушке предписывалось иметь хрупкую фигуру, быть утонченной и скромной. Изящность фигуры создавалась несколькими способами, такими как бинтование груди и ног. Какие-либо выпуклости не допускались, а маленькая ножка считалась символом изящества. Особое значение девушки придавали своему лицу, считалось, что лоб должен быть округлым, кожа чистой и гладкой 1.
• Во-вторых, обязательным являлось использование большого количества косметики, а также всевозможных украшений. Волосы не стригли, а потому убирали их в пышные прически с использованием шиньонов и украшали ювелирными заколками, шпильками, гребнями .
• В-третьих, особое положение занимал женский костюм .
Нужно заметить, что с течением времени соблюдение этих действий стало традицией. Безусловно, все перечисленные аспекты были, есть и будут огромным пластом ценной информации, которая вызывает неподдельный интерес отечественных и зарубежных исследователей в области китайской культуры и истории. Таким образом очевидно, что предоставление обширного описания и анализа всех трех структур в рамках выпускной квалификационной работы, является действительно трудновыполнимой задачей. Вследствие чего для данной работы нами был выбран только один атрибут из всех составляющих облика китайской женщины, а именно - женские головные украшения, как наиболее интересный и заслуживающий особого внимания.
Исторически сложилось так, что женские головные украшения в Китае появились еще в неолитическую эпоху и с тех времен, прежде всего, выполняли практическую функцию для формирования женских причесок. С течением времени сферы их влияния увеличивались и к концу существования императорского Китая они уже являлись неотъемлемой частью женского костюма и играли важную роль в социальной жизни, отождествляя репрезентативные и эстетические функции. Однако процесс появления женских головных украшений и внедрения их в разные сферы общественной жизни на протяжении всей истории Китая в отечественной синологии отсутствует, чем и обуславливается актуальность выбранной темы исследования.
Тем не менее, степень изученности данной темы в отдельные историко-культурные промежутки отечественными исследователями действительно высока, однако сведения представлены, как правило, частично. Здесь следует отметить замечательные русскоязычные публикации по ювелирным изделиям и украшениям: описание основных видов женских головных украшений представлено в книгеКравцовой М.Е. ; классификация и свойства ювелирных украшений описаны в монографии Неглинской М. А. ; информация о некоторых видах женских головных украшениях представлена в сборнике МАЭ за 1977 год, в статье Сусловой И. В. . Фундаментальной в области исследования китайского костюма является книга Л.П. и В.Л. Сычевых . В англоязычных исследованиях наиболее важной работой является книга Валери Гарретт , в которой подробно описан китайский костюм, а также украшения маньчжурок и китаянок в период правления цинской династии. Среди китайских исследований самой примечательной является книга Чжоу Сюня, ГаоЧуньмина в которой представлено полное описание и классификация всех существующих головных украшений на протяжении истории , а также работа ЯньбоГуаня, включающая в себя описания головных изделий в соответствии с правящими китайскими династиями.
Объектом исследования является декоративно-прикладное китайское искусство. Предмет исследования - женские головные украшения.
Цель данного исследования - рассмотреть развитие наиболее популярных видов женских головных украшений на протяжении всей истории Китая и описать их.
Согласно обозначенной цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Выявить общие характеристики женских головных украшений в Китае,
2. Рассмотреть основные материалы и способы создания таких изделий.
3. Обозначить влияние зооморфных образов на стилевую направленность при производстве украшений.
4. Составить как можно более полное описание всех видов женских головных украшений в культурно-историческом контексте.
Главной гипотезой данной работы является предположение о том, что
Границы исследования охватывают временные промежутки от эпохи неолита до конца последней правящей династии в Китае - Цин.
В работе были применены следующие методы:
1. Анализ информации на основе изучения литературных источников.
2. Обобщение изученных литературных источников зарубежных и отечественных исследователей.
3. Дедукция и индукция.
4. Структурно-функциональный метод, позволяющий создать классификацию женских головных украшений.
Научная новизна заключается в том, что данное исследование является первой попыткой в отечественной синологии предоставить наиболее полное описание всех существующих видов головных украшений согласно культурно-историческим реалиям.
Представленная работа состоит из введения, двух глав в основной части, заключения и двух приложений. В первой главе подробно описываются материалы, из которых изготавливались изделия на протяжении долгих лет; семантические значения используемых в производстве материалов; основные техники изготовления, а также характеризуются основные виды ювелирных женских украшений. Во главе второй подробно описываются все виды женских головных украшений согласно обозначенной классификации сквозь все эпохи китайской истории.
В Заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целями работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной работе рассмотрены наиболее популярные виды женских головных украшений, их история и развитие на протяжении всей истории Китая (от эпохи неолита до свержения династии Цин). Несмотря на обширность рассматриваемого исторического контекста, в итоге был решен рядвопросов.
Прежде всего, мы выявили и предоставили к рассмотрению основные существующие виды женских головных украшений в Китае. Было изучено влияние зооморфных образов на стилистическую направленность изделий, описали техники производства и привели перечень материалов, пригодных для изготовления ювелирных украшений.
Выявление основных характеристик женских головных украшений обязательно для первичного ознакомления с поставленным вопросом. Материалы и техники - неотъемлемая часть украшений. Существование богатого разнообразия среди них, явилось, прежде всего, результатом специфических китайских воззрений по отношению к природным материалам. Вызванное ими иное отношение к аспекту «драгоценных камней» в сравнении с странами Запада, повлияло на усиленное использование в декорировании и орнаментации украшений таких материалов как нефрит, яшма, жадеит. Также оно определило появление специфически китайского материала (а вслед за ним и техники производства) таким как перья зимородка. Философские идеи предопределили использование зооморфной и растительной орнаментации в китайских украшениях. Развитие китайской истории, как известно, происходившее под влиянием других народов, обусловило появление новых техник производства.
Благодаря многочисленным раскопкам, сейчас, удается отчетливо проследить историю женских головных украшений в Китае. Женские головные украшения выполняли сразу несколько функций: во- 48
первых, они служили своеобразной защитой для обладателя, неся функцию оберега; во-вторых, являлись, непосредственно, декоративным элементом костюма и дополняли его; в-третьих, по тому, какие украшения были у владельца, определялся его статус в обществе, положение семьи, а также возраст.
Отметим, что данное исследование - первая в российской китаистике попытка предоставить как можно болен полную информацию о существующих видах головных уборов.



1. Городецкая О.М. Цветы сливы в золотой вазе, или Цзинь, Пин, Мэй / О.М. Городецкая, Г.Б Ярославцев, В.С. Таскин, В.С. Манухин // Художественная литература. Москва, 1986. 944 с.
2. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006-. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с.
3. Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. // Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, ТРИАЛА, 2004. 960 с.
4. Малявин В.В. Повседневная жизнь Китая в эпоху Мин // изд. Молодая гвардия, 2008. 448 с.
5. Марченков В. И. Ювелирное дело: Практ. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высш. шк, 1992. 256 с.
6. Неглинская М. А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII-начало XX веков): История, семантика, эстетика. // М.: Спутник, 1999. 264 с.
7. Сокровища шанхайского музея. Шанхай-Санкт-Петербург, 2007. 232 с.
8. Суслова И. В. Головные украшения китаянок и их символика // Одежда народов зарубежной Азии. - Л. 1977. С. 230-231
9. Сычев Л.П., Китайский костюм: Символика. История. Трактовка в литературе и искусстве / Л.П. Сычев, В.Л. Сычев // АН СССР, Ин-т востоковедения. Москва: Наука, 1975. 172 с.
10. ЦаоСюэцинь, Сон в красном тереме / В.А. Панасюк // изд. «Полярис», 1997. 880 с.
11. Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан / Пер. с англ. М., 1981. 608 с .
12. Эрнест фон Гессе-Вартег. Китай и китайцы. Жизнь, нравы и обычаи современного Китая. // СПб: Издание А. Ф. Девриена, 1900. 379 с.
Литература на английском языке:
13. Der Ling,The Princess. Two years in the forbidden city. // N.Y: Moffat, Yard and Company, 1914. 320с.
14. Garrett, Valery. Chinese Dress: From the Qing Dynasty to the Present. // Vermont: Tuttle Publishing, 2008. 240с.
15. HerbertP. Whitlock. Familiar symbols in jade. // American Museum of Natural History. Vol. XLV-№1, 1940. 15с.
16. Laufer Berthold, Fish symbols in China (illustrated), 1912. 8с.
17. Laufer Berthold, Historical jottings on amber in Asia // Lancaster, PA., U.S.A. 1905. 33с.
18. Laufer Berthold, The Chinese Imperial Gold Collection
// Parish-Watson & Company, Inc., 1934. 32с.
19. Metropolitan Museum of Art (New York, N.Y.) A guide to the collections : part 1 : ancient and Oriental art // Metropolitan Museum of Art (New York, N.Y.), 1937. 86 с.
20. Metropolitan Museum of Art (New York, N.Y.) Jewelry, Chinese. / Priest Alan // New York: The Museum, 1940. 25с.
21. Pissin, A. Elites and their children. A study in the historical anthropology of medieval China, 500-1000 A.D. // Leiden: Leiden University, 2009. 312с.
22. Richardson L. Some Chinese Jewelry and Jeweled Ornament // The Metropolitan Museum of Art Bulletin, Vol. 26, No. 3, Part 1, 1931. P 74-75.
23. Shaorong Yang, Traditional Chinese Clothing: Costumes, Adornments & Culture // Long River Press, 2003. 78с.
24. Sherrow, Victoria. For appearance' sake: the historical encyclopedia of good looks, beauty and grooming // Westport: The Oryx Press, 2001. 299с.
25. Welch, Patricia Bjaaland. Chinese Art A Guide to Motifs and Visual Imagery. HongKong: TuttlePub, 2008. 288 с.
26. Williams, S. Wells. The Middle Kingdom;A Survey of the Geography,
Government, Literature, Social Life, Arts, and History of the Chinese Empire and its Inhabitants // New York & London: Wiley
& Putnam, 1848. 898 с.
Литература на китайском языке:
27. Чжоу Сюнь, ГаоЧуньмин. Чжунголидайфунючжуанши
(Китайская женская одежда и украшения минувших династий). // Сянган: сюэлиньчубаньшэ 1988. 319 с.
®Жч Ж#^о ЖШЖЗД^Шо ШЖ W№, 1988О .
28. ^ньбоГуань.Чжунготоушивэньхуа (Культура китайских головных украшений). Хух-хото: нэймэнгудасюэчубаньшэ, 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ