ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога
1.1 Сущность понятия «эмоциональное выгорание» 7
1.2 Характеристика профессиональной деятельности психолога 17
1.3 Особенности эмоционального выгорания у психологов 26
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания в 39 профессиональной деятельности психолога
2.1 Организация эмпирического исследования 39
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 44
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога
1.1 Сущность понятия «эмоциональное выгорание» 7
1.2 Характеристика профессиональной деятельности психолога 17
1.3 Особенности эмоционального выгорания у психологов 26
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания в 39 профессиональной деятельности психолога
2.1 Организация эмпирического исследования 39
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 44
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что значительные и фундаментальные перемены, происходящие в настоящее время в обществе, приводят к активному внедрению психологии в различные сферы его жизнедеятельности. Следствием этого процесса является не только повышение спроса на квалифицированных психологов, но и увеличение требований, предъявляемых обществом к самому психологу.
Профессиональная деятельность психолога требует большой ответственности и эмоциональной нагрузки. Стрессовые ситуации, в которые попадает психолог в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть проблем клиента оказывают негативное воздействие на эмоциональное состояние психолога.
Формирование эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога может быть связано с такими факторами, как специфическое психоэмоциональное и физическое состояние клиентов: тягостные переживания, страдания людей, депрессивные состояния, состояния безысходности. Всегда трудно работать с людьми, принимая их горе, боль, проблемы.
Эмоциональные перегрузки приводят к повышению уровня раздражительности и враждебности по отношению к поведенческим особенностям клиентов.
Эмоциональное выгорание — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Иногда синдром эмоционального выгорания обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.
Наиболее характерно проявление этого синдрома для представителей коммуникативных и помогающих профессий системы «человек — человек», к которым и относится профессия психолога.
В своей профессиональной деятельности психолог должен ориентироваться на ценность другого человека, адекватно оценивая свои возможности в оказании помощи клиенту, неся ответственность за свои профессиональные действия.
Теоретический интерес к теме эмоционального выгорания обусловлен практическим запросом. Так как данный синдром возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, пациентов, коллег, т. е. тех, с кем он взаимодействует, синдром изучен больше всего в психологии труда и социальной психологии (как в зарубежной, так и в отечественной). Несмотря на изученность синдрома в иностранной психологии, представленность данной проблематики в работах отечественных психологов и на то, что к настоящему моменту накоплено достаточно много фактического материала (относящегося к условиям, при которых возникает выгорание, его негативным последствиям), актуальность изучения феномена эмоционального выгорания не уменьшается. Это обусловлено тем, что объяснительные возможности существующих подходов к выгоранию невелики, и до сих пор нет полной и единой теории, которая объясняла бы данный синдром.
Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания представлены в зарубежной психологии (М. Буриш, А. Гриффитс, С. Джексон, Т. Кокс, M. Ляйтер, К. Маслач, А Пайнз, Е. Эделвич, Д. Этзион и др.).
Меньшее количество исследований посвящено изучению «синдрома эмоционального выгорания» в отечественной науке (М.А. Аминов, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н. В. Мальцева В.Е. Орел, Т.В. Форманюк).
Цель исследования: изучить особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Гипотеза исследования:
Предполагается, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «эмоциональное выгорание».
2. Охарактеризовать профессиональную деятельность психолога.
3. Изучить особенности эмоционального выгорания у психологов.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания у психологов. Выявить взаимосвязи личностных характеристик и особенностей проявления эмоционального выгорания у психологов.
Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие принципы психологии - принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, системности и единства теории и практики; принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), деятельностного подхода (Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский), теоретические и практические исследования феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, В.Е. Орел и др.).
В ходе работы были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретические методы: логические методы, системный и
сравнительный методы, анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания психологов.
2. Эмпирические методы:
1. "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко.
2. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла.
3. Методика «Определение уровня субъективного контроля личности». Тест - опросник УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд).
3. Методы математической статистики:
1. Математический метод t - критерий Стьюдента;
2. Угловое преобразование Фишера;
3. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
При обработке эмпирических данных использовался статистический пакет SPSS Statistics 23 и STATISTICA.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 48 психологов, оказывающих психологическую помощь в городе Уфа Республики Башкортостан (Психологические центры «Контакт» и «Богатство жизни»). Выборку составили психологи со стажем профессиональной деятельности от 7 до 10 лет. Возраст психологов 30 - 39 лет, все женщины, образование высшее.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные выводы и положения данного исследования могут способствовать дальнейшему теоретическому осмыслению и развитию психологических знаний об эмоциональном выгорании психологов, а также помогут создать программу психологической работы по профилактике и предотвращению эмоционального выгорания у психологов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы. Содержит 5 таблиц, 8 рисунков, 5 приложений.
Профессиональная деятельность психолога требует большой ответственности и эмоциональной нагрузки. Стрессовые ситуации, в которые попадает психолог в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть проблем клиента оказывают негативное воздействие на эмоциональное состояние психолога.
Формирование эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога может быть связано с такими факторами, как специфическое психоэмоциональное и физическое состояние клиентов: тягостные переживания, страдания людей, депрессивные состояния, состояния безысходности. Всегда трудно работать с людьми, принимая их горе, боль, проблемы.
Эмоциональные перегрузки приводят к повышению уровня раздражительности и враждебности по отношению к поведенческим особенностям клиентов.
Эмоциональное выгорание — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Иногда синдром эмоционального выгорания обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.
Наиболее характерно проявление этого синдрома для представителей коммуникативных и помогающих профессий системы «человек — человек», к которым и относится профессия психолога.
В своей профессиональной деятельности психолог должен ориентироваться на ценность другого человека, адекватно оценивая свои возможности в оказании помощи клиенту, неся ответственность за свои профессиональные действия.
Теоретический интерес к теме эмоционального выгорания обусловлен практическим запросом. Так как данный синдром возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, пациентов, коллег, т. е. тех, с кем он взаимодействует, синдром изучен больше всего в психологии труда и социальной психологии (как в зарубежной, так и в отечественной). Несмотря на изученность синдрома в иностранной психологии, представленность данной проблематики в работах отечественных психологов и на то, что к настоящему моменту накоплено достаточно много фактического материала (относящегося к условиям, при которых возникает выгорание, его негативным последствиям), актуальность изучения феномена эмоционального выгорания не уменьшается. Это обусловлено тем, что объяснительные возможности существующих подходов к выгоранию невелики, и до сих пор нет полной и единой теории, которая объясняла бы данный синдром.
Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания представлены в зарубежной психологии (М. Буриш, А. Гриффитс, С. Джексон, Т. Кокс, M. Ляйтер, К. Маслач, А Пайнз, Е. Эделвич, Д. Этзион и др.).
Меньшее количество исследований посвящено изучению «синдрома эмоционального выгорания» в отечественной науке (М.А. Аминов, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н. В. Мальцева В.Е. Орел, Т.В. Форманюк).
Цель исследования: изучить особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Гипотеза исследования:
Предполагается, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «эмоциональное выгорание».
2. Охарактеризовать профессиональную деятельность психолога.
3. Изучить особенности эмоционального выгорания у психологов.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания у психологов. Выявить взаимосвязи личностных характеристик и особенностей проявления эмоционального выгорания у психологов.
Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие принципы психологии - принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, системности и единства теории и практики; принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), деятельностного подхода (Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский), теоретические и практические исследования феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, В.Е. Орел и др.).
В ходе работы были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретические методы: логические методы, системный и
сравнительный методы, анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания психологов.
2. Эмпирические методы:
1. "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко.
2. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла.
3. Методика «Определение уровня субъективного контроля личности». Тест - опросник УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд).
3. Методы математической статистики:
1. Математический метод t - критерий Стьюдента;
2. Угловое преобразование Фишера;
3. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
При обработке эмпирических данных использовался статистический пакет SPSS Statistics 23 и STATISTICA.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 48 психологов, оказывающих психологическую помощь в городе Уфа Республики Башкортостан (Психологические центры «Контакт» и «Богатство жизни»). Выборку составили психологи со стажем профессиональной деятельности от 7 до 10 лет. Возраст психологов 30 - 39 лет, все женщины, образование высшее.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные выводы и положения данного исследования могут способствовать дальнейшему теоретическому осмыслению и развитию психологических знаний об эмоциональном выгорании психологов, а также помогут создать программу психологической работы по профилактике и предотвращению эмоционального выгорания у психологов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы. Содержит 5 таблиц, 8 рисунков, 5 приложений.
Нами было проведено исследование особенностей эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Эмоциональное выгорание представляет собой механизм психологической защиты личности в условиях интенсивной деятельности и является реакцией организма на истощение в виде личной отстраненности и в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, приводящий к деформации личности и приобретению функционального стереотипа вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.
В профессиональной деятельности психолога есть множество особенностей, которые могут выступать факторами риска развития эмоционального выгорания.
К таким особенностям относятся:
- большое количество контактов с разнообразными людьми, предполагающее огромный пласт информации, впечатлений и эмоциональных переживаний, в том числе негативных эмоций, полученных от клиента, что создает постоянный фон психического напряжения;
- столкновение с рутиной ежедневной работы, противоречащей
первоначальному романтическому образу профессии психолога ;
- не стабильная организационная сторона деятельности, связанная с те м, что при все х попытках планировать свой график психолог никогда не может с точностью предугадать объем работы;
- разнообразие профессиональных ситуаций, которое приводит психолога к размышлениям о границах свое й компетентности;
- помимо особенностей профессиональной деятельности,
эмоциональному выгоранию способствует ряд личностных особенностей психолога.
В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания, а также изучены особенности профессиональной деятельности психологов.
Нами была выдвинута гипотеза, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля.
Далее было проведено эмпирическое исследование. Выборка составила 48 психологов города Уфы Республики Башкортостан.
Эмпирическим путем были выявлены две группы испытуемых: психологи без симптомов эмоционального выгорания и специалисты имеющие симптомы эмоционального выгорания. Также была проведена диагностика сформированности фаз эмоционального выгорания психологов по методике В.В. Бойко.
Далее проводилось исследование личностных характеристик психологов обеих групп по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла. Следующим этапом был проведен анализ локуса контроля психологов обеих групп по методике «Определение уровня субъективного контроля личности», а также исследовалось влияние локуса контроля на формирование фаз эмоционального выгорания.
Гипотеза о том, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля, подтвердилась. В группе психологов с симптомами эмоционального выгорания преобладают ранимость, напряженность, неуверенность в своих силах, при этом существенно ниже уровень эмоциональной устойчивости по сравнению с психологами без симптомов эмоционального выгорания.
Также мы можем сделать вывод, что уровень эмоционального выгорания связан с локусом контроля психолога. Уровень субъективного контроля в группе психологов с синдромом эмоционального выгорания, значительно ниже группы психологов без эмоционального выгорания практически по всем
показателям. Мы видим, что «выгоревшим» психологам свойственно перекладывать ответственность за происходящее в жизни на внешние обстоятельства и других людей, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Стремление постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни. И напротив психологи с интервальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям.
По нашему мнению, именно эти личностные качества психологов помогают им бороться с каждодневным стрессом, справляться с высокими эмоциональными нагрузками, совладать с большим количеством коммуникаций с различными людьми и при этом оставаться профессионалом своего дела, а также быть чутким и внимательным к своим клиентам и коллегам.
Полученные данные могут быть использованы в целях профилактики, коррекции, а также диагностики эмоционального выгорания у психологов. Проведенное исследование расширило имеющиеся данные об эмоциональном выгорании, а также о его связи с личностными характеристиками психологов.
Эмоциональное выгорание представляет собой механизм психологической защиты личности в условиях интенсивной деятельности и является реакцией организма на истощение в виде личной отстраненности и в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, приводящий к деформации личности и приобретению функционального стереотипа вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.
В профессиональной деятельности психолога есть множество особенностей, которые могут выступать факторами риска развития эмоционального выгорания.
К таким особенностям относятся:
- большое количество контактов с разнообразными людьми, предполагающее огромный пласт информации, впечатлений и эмоциональных переживаний, в том числе негативных эмоций, полученных от клиента, что создает постоянный фон психического напряжения;
- столкновение с рутиной ежедневной работы, противоречащей
первоначальному романтическому образу профессии психолога ;
- не стабильная организационная сторона деятельности, связанная с те м, что при все х попытках планировать свой график психолог никогда не может с точностью предугадать объем работы;
- разнообразие профессиональных ситуаций, которое приводит психолога к размышлениям о границах свое й компетентности;
- помимо особенностей профессиональной деятельности,
эмоциональному выгоранию способствует ряд личностных особенностей психолога.
В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания, а также изучены особенности профессиональной деятельности психологов.
Нами была выдвинута гипотеза, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля.
Далее было проведено эмпирическое исследование. Выборка составила 48 психологов города Уфы Республики Башкортостан.
Эмпирическим путем были выявлены две группы испытуемых: психологи без симптомов эмоционального выгорания и специалисты имеющие симптомы эмоционального выгорания. Также была проведена диагностика сформированности фаз эмоционального выгорания психологов по методике В.В. Бойко.
Далее проводилось исследование личностных характеристик психологов обеих групп по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла. Следующим этапом был проведен анализ локуса контроля психологов обеих групп по методике «Определение уровня субъективного контроля личности», а также исследовалось влияние локуса контроля на формирование фаз эмоционального выгорания.
Гипотеза о том, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля, подтвердилась. В группе психологов с симптомами эмоционального выгорания преобладают ранимость, напряженность, неуверенность в своих силах, при этом существенно ниже уровень эмоциональной устойчивости по сравнению с психологами без симптомов эмоционального выгорания.
Также мы можем сделать вывод, что уровень эмоционального выгорания связан с локусом контроля психолога. Уровень субъективного контроля в группе психологов с синдромом эмоционального выгорания, значительно ниже группы психологов без эмоционального выгорания практически по всем
показателям. Мы видим, что «выгоревшим» психологам свойственно перекладывать ответственность за происходящее в жизни на внешние обстоятельства и других людей, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Стремление постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни. И напротив психологи с интервальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям.
По нашему мнению, именно эти личностные качества психологов помогают им бороться с каждодневным стрессом, справляться с высокими эмоциональными нагрузками, совладать с большим количеством коммуникаций с различными людьми и при этом оставаться профессионалом своего дела, а также быть чутким и внимательным к своим клиентам и коллегам.
Полученные данные могут быть использованы в целях профилактики, коррекции, а также диагностики эмоционального выгорания у психологов. Проведенное исследование расширило имеющиеся данные об эмоциональном выгорании, а также о его связи с личностными характеристиками психологов.
Подобные работы
- Психология эмоционального выгорания педагогов в связи с
продолжительностью профессиональной деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2017 - Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности (Психофизиология профессиональной деятельности, Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС))
Курсовые работы, психофизиология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - Психологические особенности личности педагогов с синдромом
эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Исследование эмоционального выгорания офисных сотрудников и фрилансеров
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Особенности эмоционального выгорания преподавателей вузов с разным уровнем личностной рефлексии
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРОВ-
КОНСТРУКТОРОВ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПАСАТЕЛЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2023 - СОЗДАНИЕ ВЕБ-САЙТА «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



