Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

Работа №73885

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы119
Год сдачи2020
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога
1.1 Сущность понятия «эмоциональное выгорание» 7
1.2 Характеристика профессиональной деятельности психолога 17
1.3 Особенности эмоционального выгорания у психологов 26
Выводы по первой главе 36
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального выгорания в 39 профессиональной деятельности психолога
2.1 Организация эмпирического исследования 39
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 44
Выводы по второй главе 62
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 67
Приложения

Актуальность исследования обусловлена тем, что значительные и фундаментальные перемены, происходящие в настоящее время в обществе, приводят к активному внедрению психологии в различные сферы его жизнедеятельности. Следствием этого процесса является не только повышение спроса на квалифицированных психологов, но и увеличение требований, предъявляемых обществом к самому психологу.
Профессиональная деятельность психолога требует большой ответственности и эмоциональной нагрузки. Стрессовые ситуации, в которые попадает психолог в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть проблем клиента оказывают негативное воздействие на эмоциональное состояние психолога.
Формирование эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога может быть связано с такими факторами, как специфическое психоэмоциональное и физическое состояние клиентов: тягостные переживания, страдания людей, депрессивные состояния, состояния безысходности. Всегда трудно работать с людьми, принимая их горе, боль, проблемы.
Эмоциональные перегрузки приводят к повышению уровня раздражительности и враждебности по отношению к поведенческим особенностям клиентов.
Эмоциональное выгорание — это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы.
Иногда синдром эмоционального выгорания обозначается понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.
Наиболее характерно проявление этого синдрома для представителей коммуникативных и помогающих профессий системы «человек — человек», к которым и относится профессия психолога.
В своей профессиональной деятельности психолог должен ориентироваться на ценность другого человека, адекватно оценивая свои возможности в оказании помощи клиенту, неся ответственность за свои профессиональные действия.
Теоретический интерес к теме эмоционального выгорания обусловлен практическим запросом. Так как данный синдром возникает у человека в контексте работы и имеет негативные последствия для него самого, организации в целом и психического благополучия клиентов, пациентов, коллег, т. е. тех, с кем он взаимодействует, синдром изучен больше всего в психологии труда и социальной психологии (как в зарубежной, так и в отечественной). Несмотря на изученность синдрома в иностранной психологии, представленность данной проблематики в работах отечественных психологов и на то, что к настоящему моменту накоплено достаточно много фактического материала (относящегося к условиям, при которых возникает выгорание, его негативным последствиям), актуальность изучения феномена эмоционального выгорания не уменьшается. Это обусловлено тем, что объяснительные возможности существующих подходов к выгоранию невелики, и до сих пор нет полной и единой теории, которая объясняла бы данный синдром.
Теоретические и эмпирические исследования феномена эмоционального выгорания представлены в зарубежной психологии (М. Буриш, А. Гриффитс, С. Джексон, Т. Кокс, M. Ляйтер, К. Маслач, А Пайнз, Е. Эделвич, Д. Этзион и др.).
Меньшее количество исследований посвящено изучению «синдрома эмоционального выгорания» в отечественной науке (М.А. Аминов, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Н. В. Мальцева В.Е. Орел, Т.В. Форманюк).
Цель исследования: изучить особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Объект исследования: эмоциональное выгорание.
Предмет исследования: особенности эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Гипотеза исследования:
Предполагается, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «эмоциональное выгорание».
2. Охарактеризовать профессиональную деятельность психолога.
3. Изучить особенности эмоционального выгорания у психологов.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей эмоционального выгорания у психологов. Выявить взаимосвязи личностных характеристик и особенностей проявления эмоционального выгорания у психологов.
Теоретико-методологической основой исследования являются ведущие принципы психологии - принцип детерминизма, единства сознания и деятельности, системности и единства теории и практики; принципы личностного подхода (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), деятельностного подхода (Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский), теоретические и практические исследования феномена эмоционального выгорания (В.В. Бойко, К. Маслач, Т.В. Форманюк, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, В.Е. Орел и др.).
В ходе работы были использованы следующие методы и методики:
1. Теоретические методы: логические методы, системный и
сравнительный методы, анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания психологов.
2. Эмпирические методы:
1. "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В.В. Бойко.
2. 16-факторный личностный опросник Р.Б. Кеттелла.
3. Методика «Определение уровня субъективного контроля личности». Тест - опросник УСК (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, А.М. Эткинд).
3. Методы математической статистики:
1. Математический метод t - критерий Стьюдента;
2. Угловое преобразование Фишера;
3. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
При обработке эмпирических данных использовался статистический пакет SPSS Statistics 23 и STATISTICA.
Эмпирическая база исследования. В исследовании принимали участие 48 психологов, оказывающих психологическую помощь в городе Уфа Республики Башкортостан (Психологические центры «Контакт» и «Богатство жизни»). Выборку составили психологи со стажем профессиональной деятельности от 7 до 10 лет. Возраст психологов 30 - 39 лет, все женщины, образование высшее.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Основные выводы и положения данного исследования могут способствовать дальнейшему теоретическому осмыслению и развитию психологических знаний об эмоциональном выгорании психологов, а также помогут создать программу психологической работы по профилактике и предотвращению эмоционального выгорания у психологов.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, выводов по главам, заключения, списка литературы. Содержит 5 таблиц, 8 рисунков, 5 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нами было проведено исследование особенностей эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога.
Эмоциональное выгорание представляет собой механизм психологической защиты личности в условиях интенсивной деятельности и является реакцией организма на истощение в виде личной отстраненности и в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия, приводящий к деформации личности и приобретению функционального стереотипа вследствие продолжительной эмоциональной нагрузки.
В профессиональной деятельности психолога есть множество особенностей, которые могут выступать факторами риска развития эмоционального выгорания.
К таким особенностям относятся:
- большое количество контактов с разнообразными людьми, предполагающее огромный пласт информации, впечатлений и эмоциональных переживаний, в том числе негативных эмоций, полученных от клиента, что создает постоянный фон психического напряжения;
- столкновение с рутиной ежедневной работы, противоречащей
первоначальному романтическому образу профессии психолога ;
- не стабильная организационная сторона деятельности, связанная с те м, что при все х попытках планировать свой график психолог никогда не может с точностью предугадать объем работы;
- разнообразие профессиональных ситуаций, которое приводит психолога к размышлениям о границах свое й компетентности;
- помимо особенностей профессиональной деятельности,
эмоциональному выгоранию способствует ряд личностных особенностей психолога.
В ходе исследования был проведен теоретический анализ литературы по проблеме эмоционального выгорания, а также изучены особенности профессиональной деятельности психологов.
Нами была выдвинута гипотеза, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля.
Далее было проведено эмпирическое исследование. Выборка составила 48 психологов города Уфы Республики Башкортостан.
Эмпирическим путем были выявлены две группы испытуемых: психологи без симптомов эмоционального выгорания и специалисты имеющие симптомы эмоционального выгорания. Также была проведена диагностика сформированности фаз эмоционального выгорания психологов по методике В.В. Бойко.
Далее проводилось исследование личностных характеристик психологов обеих групп по 16-факторному личностному опроснику Кеттелла. Следующим этапом был проведен анализ локуса контроля психологов обеих групп по методике «Определение уровня субъективного контроля личности», а также исследовалось влияние локуса контроля на формирование фаз эмоционального выгорания.
Гипотеза о том, что на развитие эмоционального выгорания оказывают влияние личностные качества психологов, а именно эмоциональная нестабильность, конформность, экстернальный локус контроля, подтвердилась. В группе психологов с симптомами эмоционального выгорания преобладают ранимость, напряженность, неуверенность в своих силах, при этом существенно ниже уровень эмоциональной устойчивости по сравнению с психологами без симптомов эмоционального выгорания.
Также мы можем сделать вывод, что уровень эмоционального выгорания связан с локусом контроля психолога. Уровень субъективного контроля в группе психологов с синдромом эмоционального выгорания, значительно ниже группы психологов без эмоционального выгорания практически по всем 
показателям. Мы видим, что «выгоревшим» психологам свойственно перекладывать ответственность за происходящее в жизни на внешние обстоятельства и других людей, они предпочитают работать в группе, чаще пассивны, зависимы, тревожны и не уверены в себе. Стремление постоянно приспосабливаться и заслуживать хорошее отношение приводят к снижению активного отношения к жизни. И напротив психологи с интервальным локусом более активны, независимы, самостоятельны в работе, они чаще имеют положительную самооценку, что связано с выраженной уверенностью в себе и терпимостью к другим людям.
По нашему мнению, именно эти личностные качества психологов помогают им бороться с каждодневным стрессом, справляться с высокими эмоциональными нагрузками, совладать с большим количеством коммуникаций с различными людьми и при этом оставаться профессионалом своего дела, а также быть чутким и внимательным к своим клиентам и коллегам.
Полученные данные могут быть использованы в целях профилактики, коррекции, а также диагностики эмоционального выгорания у психологов. Проведенное исследование расширило имеющиеся данные об эмоциональном выгорании, а также о его связи с личностными характеристиками психологов.



1. Cox Т., Griffits А. (ed.) The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis, L., 1998.
2. Edelwich Е., Brodsky A. Stages of Disillusionment in the Helping Professions. N. Y., 1980.
3. Maslach C. A. Multidimentional Theory of Burnout / Theories of Organizational Stress, Oxford, 1994. С .17
4. Maslach C., Leiter M. The Truth About Burnout, San Francisco, 1997.
5. Акимова, М.Н. Актуальные проблемы деятельности педагога- психолога / М.Н. Акимова. - Самара: СИПКРО, 2001. - 110 с.
6. Акулинина, Ю.Н. Профилактика профессионального «выгорания» специалистов социальной сферы / Ю.Н. Акулинина // Социальная педагогика. - 2013. - № 5. - С. 94 - 102.
7. Аминов, Н. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей / Н. Аминова / Вопросы психологии. - 1998. - №5. - С.71-77.
8. Аришина Э.С. Сравнительный анализ условий профессиональной деятельности психолога. /Ученые записки Российского государственного социального университета. 2012. № 7 (107). С. 135-139.
9. Асмаковец, Е.С. Взаимосвязь синдрома «эмоционального выгорания» и копинг-поведения / Е.С. Асмаковец // Психология и школа. -
2012. - № 2. - С. 94 - 99.
10. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» / М.В. Барабанова // Вестник Моск. ун¬та. Сер. «Психология», 1995. - №1. - С. 54
11. Башенкова Л. А., Кухарская Е. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение // Среднее профессиональное образование. 2015. №11. С. 43 - 45.
12. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. СПб.: Питер, 1999.
13. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и
профилактика. / Н. Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб: Питер, 2005. - 336 с.
14. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания Спб: Питер, 2005. 258 с.
15. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2009. - 336 с.
16. Воробьева, М.А. Психолого-педагогические условия преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания: дис. канд. психол. наук 19.00.07 / Воробьева Марина Анатольевна. - Екатеринбург, 2008. - 231 с.
17. Горохова М. Ю. Роль личностного фактора в возникновении и
развитии феномена «эмоционального выгорания»: дисс. ... канд.
психологических наук. - М., 2004. - 242 с
18. Грабе М. Синдром выгорания. Болезнь нашего времени. -СПб.: Речь, 2008. - 96 с.
19. Дудяк В. Эмоциональное выгорание / В. Дудяк. - К.: Главник, 2007. - 126 с.
20. Елдышова, О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики / О.А. Елдышова.— М.: Наука, 2006.— 126 с.
21. Загайнов Р.М. Проклятие профессии: бытие и сознание
практического психолога. - М.: Смысл, 2001. -
22. Иванова Е. М. Психология профессиональной деятельности. — М.: ПЕР СЭ, 2006.
23. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005. — 412 с.
24. Каширский, Д.В. Ценности спасателей с различной степенью эмоционального выгорания / Д.В. Каширский, Н.В. Сабельникова, А.Н. Овчинникова // Психологическая наука и образование. - 2013. - № 2. - С. 14 - 23.
25. Китаев - Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007. № 4. С. 12.
26. Колбасова Л. О. Профессиональная компетентность (Социально-философский анализ). — Чебоксары, 2009. С.-12
27. Лазарева, Н.В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания / Н.В. Лазарева // Школьные технологии. - 2009. - №1. - С. 171-176.
28. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа / А. Лэнгле // Вопросы психологии. - 2008. - № 2. - С. 3 - 16.
29. Мальцева Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы. M., 2005.
30. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10. С. 96-100.
31. Молоканов, М.В. Личностные компоненты успешности практического психолога / М.В. Молоканов.— М.: Наука, 1994.— 276 с.
32. Никифорова Г.С. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту, Спб, 2001.
33. Огнерубов Н.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки.
2013. №4-1. С.1337-1341
34. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М., 2006.
35. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / Психологический журнал. 2001. № 1
36. Папанова, О.А. Психолого-педагогические уело вия профилактики синдрома эмоционального выгорания у студентов, будущих социальных работников: дис. канд. психол. наук: 19.00.07 / Папанова Ольга Анатольевна. - Курск, 2008. - 175 с.
37. Решетова Т.В. Влияние когнитивного стиля на взаимоотношения врача и больного. - Психологический журнал, 1990, т. 11, № 1. - С. 124-130
38. Скугаревская М. М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания. Минск: БГМУ; 2003.
39. Смирнов Б. А., Долгополова Е. В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. — М.: Издательство «Гуманитарный центр», 2007.
40. Тарас А.Е., Сельченок К.В. Психология экстремальных ситуаций. — Минск: Харвест, 2000. С.-25
41. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. / Т. В. Форманюк / Вопросы психологии, №6, 1994.
42. Франкл В. Человек в поисках смысла. / В. Франкл; под ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева — М., Прогресс, 1990. 368с.
43. Энциклопедия психодиагностики https://psylab.info/
44. http://filosof.historic.ru/enc/item/f00/s03/a000320.shtml


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ