Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты социологического изучения движения чайлдфри .. 5
1.1. Социологические подходы к изучению движения чайлдфри 5
1.2. Основные результаты социологических исследований движения
чайлдфри 14
2. Эмпирическое исследование «Отношение студентов СФУ к движению
чайлдфри» 19
2.1. Методическое обоснование исследования 19
2.2. Ход исследования. Полученные результаты, их интерпретация 30
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение
1. Теоретические аспекты социологического изучения движения чайлдфри .. 5
1.1. Социологические подходы к изучению движения чайлдфри 5
1.2. Основные результаты социологических исследований движения
чайлдфри 14
2. Эмпирическое исследование «Отношение студентов СФУ к движению
чайлдфри» 19
2.1. Методическое обоснование исследования 19
2.2. Ход исследования. Полученные результаты, их интерпретация 30
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение
На сегодняшний день примерно каждая пятая москвичка в возрасте 30¬40 лет заявляет, что не хочет иметь детей. По всей России данный показатель ниже - одна пятнадцатая [41]. И все они - здоровые и молодые люди, сознательно принявшие решение стать представителями движения чайлдфри. Как отмечают европейские психологи, от детей чаще всего отказываются образованные, обеспеченные люди, которые имеют все необходимые возможности и условия для воспитания полноценного потомства [16].
Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей) — это субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. У представителей данного движения нет проблем со здоровьем, их выбор является осознанным и добровольным. Отказ от рождения и воспитания детей обусловлен различными причинами, начиная от обычного нежелания нести ответственность и заканчивая ненавистью к детям.
Большинство исследователей, занимающихся изучением данной проблемы, единогласно заявляют, что сознательное нежелание иметь детей - это отклонение от нормы, что, в свою очередь, противоречит традиционной модели семьи и сути человеческой природы как таковой. Объяснить такое положение вещей можно тем, что современная женщина нацелена на профессиональный рост, заинтересована в хорошей работе, ориентирована на саморазвитие. Все перечисленное отнимает много времени и не дает возможности успевать реализовывать себя как матери. Поэтому число женщин, добровольно отказывающихся от рождения и воспитания детей, увеличивается [1].
Актуальность данного исследования определена угрозой снижения количества рождаемости, что создаст проблемы в различных сферах общества. Теряется потенциал народонаселения. В результате происходит столкновение с феноменом так называемого «седеющего населения», который создает ряд проблем, начиная от зависимости экономики и массового привлечения мигрантов, от чего происходит рост
3
националистических настроений, заканчивая повышением налогов, с целью прокормить растущую «армию стариков». Падает значимость института семьи, традиционных норм и ценностей. Студенческая молодежь - это та часть общества, в которой сосредоточен потенциал будущего страны. От того, какой путь они решат выбрать, зависит развитие и успешное функционирование всех сфер жизни общества. Поэтому правильным решением будет изучение именно их мнения и отношения относительно движения чайлдфри.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предмет исследования - отношение студентов СФУ к движению чайлдфри.
Цель данного исследования - изучить отношение студентов СФУ к движению чайлдфри.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социологические подходы к анализу отношения к движению чайлдфри;
2. Проанализировать современные исследования на тему движения чайлдфри;
3. Разработать программу социологического исследования «Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри»;
4. Изучить отношение студентов СФУ к движению чайлдфри и проанализировать полученные результаты.
Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей) — это субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. У представителей данного движения нет проблем со здоровьем, их выбор является осознанным и добровольным. Отказ от рождения и воспитания детей обусловлен различными причинами, начиная от обычного нежелания нести ответственность и заканчивая ненавистью к детям.
Большинство исследователей, занимающихся изучением данной проблемы, единогласно заявляют, что сознательное нежелание иметь детей - это отклонение от нормы, что, в свою очередь, противоречит традиционной модели семьи и сути человеческой природы как таковой. Объяснить такое положение вещей можно тем, что современная женщина нацелена на профессиональный рост, заинтересована в хорошей работе, ориентирована на саморазвитие. Все перечисленное отнимает много времени и не дает возможности успевать реализовывать себя как матери. Поэтому число женщин, добровольно отказывающихся от рождения и воспитания детей, увеличивается [1].
Актуальность данного исследования определена угрозой снижения количества рождаемости, что создаст проблемы в различных сферах общества. Теряется потенциал народонаселения. В результате происходит столкновение с феноменом так называемого «седеющего населения», который создает ряд проблем, начиная от зависимости экономики и массового привлечения мигрантов, от чего происходит рост
3
националистических настроений, заканчивая повышением налогов, с целью прокормить растущую «армию стариков». Падает значимость института семьи, традиционных норм и ценностей. Студенческая молодежь - это та часть общества, в которой сосредоточен потенциал будущего страны. От того, какой путь они решат выбрать, зависит развитие и успешное функционирование всех сфер жизни общества. Поэтому правильным решением будет изучение именно их мнения и отношения относительно движения чайлдфри.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предмет исследования - отношение студентов СФУ к движению чайлдфри.
Цель данного исследования - изучить отношение студентов СФУ к движению чайлдфри.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социологические подходы к анализу отношения к движению чайлдфри;
2. Проанализировать современные исследования на тему движения чайлдфри;
3. Разработать программу социологического исследования «Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри»;
4. Изучить отношение студентов СФУ к движению чайлдфри и проанализировать полученные результаты.
Данная бакалаврская работа была посвящена изучению отношения студентов Сибирского федерального университета к движению чайлдфри. Чайлдфри (англ. childfree — свободный от детей) — это субкультура и идеология, характеризующаяся сознательным нежеланием иметь детей. У представителей данного движения нет проблем со здоровьем, их выбор является осознанным и добровольным. Отказ от рождения и воспитания детей обусловлен различными причинами, начиная от обычного нежелания нести ответственность и заканчивая ненавистью к детям.
Проблема является актуальной и сегодня, так как влечет за собой серьезные демографические, экономические, ценностно-культурные и другие последствия.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи: изучены социологические подходы к анализу отношения к движению чайлдфри, проанализированы социологические исследования касательно данной проблемы, разработано методическое обоснование исследования, и было изучено отношение студентов Сибирского федерального университета к движению чайлдфри.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
По мнению респондентов, наиболее важными ценностями являются здоровье, карьера и материальное благополучие. Ценность «семья» занимает пятое место среди всех представленных в вопросе ценностей, а ценность «дети» - седьмое.
73,62% опрошенных планируют иметь детей в будущем. Но при анализе данного вопроса с позиции распределения ответов по полу следует, что процент девушек, которые планируют иметь детей в будущем, ниже, чем тот же процент у юношей (61,81% и 85,43% соответственно). Процент девушек, не желающих иметь детей в будущем, выше, чем у юношей (22,61% и 6,03% соответственно).
Большинство респондентов (89,95%) знают или когда-либо слышали о чайлдфри.
35,43% опрошенных когда-либо встречались с движением чайлдфри. В основном, респонденты встречались с данным движением в интернете (15,33%) или родственники/друзья/знакомые рассказывали (10,55%).
Из полученных данных следует, что основная часть респондентов (74,12%) относится к движению чайлдфри нейтрально. При анализе данного вопроса с позиции распределения ответов по полу следует, что различий во мнениях между мужчинами и женщинами нет.
По мнению респондентов, не следует предпринимать какие-либо меры воздействия по отношению к тем, кто выбирает чайлдфри (73,87%). Расхождений во мнениях между мужчинами и женщинами нет. Из тех, кто считает, что какие-либо меры предпринимать нужно (6,03%), 5,53% не знают, какие именно, 0,25% предлагают в качестве мер воздействия лишение родительских прав, 0,25% предлагают тюремное заключение.
По мнению респондентов, не следует предпринимать какие-либо меры к тем, кто пропагандирует чайлдфри (72,36%). Расхождении во мнении между мужчинами и женщинами нет. Из тех, кто считает, что какие-либо меры предпринимать нужно (7,04%), 6,28% не знают, какие именно, 0,50% предлагают в качестве мер воздействия штраф, 0,25% предлагают запрет пропаганды.
Вероятность того, что респонденты станут представителями (участниками) движения чайлдфри (по шкале от 1 до 10) следующая: процент выбора вариантов ответа от 5 до 10 низкий, можно сделать вывод, что большинство опрошенных не планируют становиться представителями (участниками) движения чайлдфри. Но при этом у респондентов существуют определенные сомнения касаемо того, станут ли они представителями (участниками) чайлдфри, так как большое число респондентов отметили варианты ответа от 2 до 5. Они не на все 100% уверены, что не будут становиться представителями (участниками) данного движения. Мнения между полами различаются, так как мода у девушек выпала на вариант ответа «5», а у юношей на «2».
Результаты опроса в форме анкетирования по ранее разработанному инструментарию полностью подтверждают гипотезу о том, что студенты Сибирского федерального университета относятся к движению чайлдфри нейтрально. Возможно, данная тенденция наблюдается в результате развития толерантности в обществе, ее агитации и распространения среди людей. Толерантное отношение к чайлдфри говорит о значительном уровне гражданского миролюбия среди учащейся молодежи, но существует опасность того, что данное движение будет включать в себя все больше новых последователей. Актуальным является поиск способов воздействия на мировоззрение и ценности молодежи, от этого зависит будущее не только России, но и всего мира в целом. Необходимо уделять внимание к данному феномену со стороны ученых, а также со стороны педагогов.
Проблема является актуальной и сегодня, так как влечет за собой серьезные демографические, экономические, ценностно-культурные и другие последствия.
В ходе работы были выполнены все поставленные задачи: изучены социологические подходы к анализу отношения к движению чайлдфри, проанализированы социологические исследования касательно данной проблемы, разработано методическое обоснование исследования, и было изучено отношение студентов Сибирского федерального университета к движению чайлдфри.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
По мнению респондентов, наиболее важными ценностями являются здоровье, карьера и материальное благополучие. Ценность «семья» занимает пятое место среди всех представленных в вопросе ценностей, а ценность «дети» - седьмое.
73,62% опрошенных планируют иметь детей в будущем. Но при анализе данного вопроса с позиции распределения ответов по полу следует, что процент девушек, которые планируют иметь детей в будущем, ниже, чем тот же процент у юношей (61,81% и 85,43% соответственно). Процент девушек, не желающих иметь детей в будущем, выше, чем у юношей (22,61% и 6,03% соответственно).
Большинство респондентов (89,95%) знают или когда-либо слышали о чайлдфри.
35,43% опрошенных когда-либо встречались с движением чайлдфри. В основном, респонденты встречались с данным движением в интернете (15,33%) или родственники/друзья/знакомые рассказывали (10,55%).
Из полученных данных следует, что основная часть респондентов (74,12%) относится к движению чайлдфри нейтрально. При анализе данного вопроса с позиции распределения ответов по полу следует, что различий во мнениях между мужчинами и женщинами нет.
По мнению респондентов, не следует предпринимать какие-либо меры воздействия по отношению к тем, кто выбирает чайлдфри (73,87%). Расхождений во мнениях между мужчинами и женщинами нет. Из тех, кто считает, что какие-либо меры предпринимать нужно (6,03%), 5,53% не знают, какие именно, 0,25% предлагают в качестве мер воздействия лишение родительских прав, 0,25% предлагают тюремное заключение.
По мнению респондентов, не следует предпринимать какие-либо меры к тем, кто пропагандирует чайлдфри (72,36%). Расхождении во мнении между мужчинами и женщинами нет. Из тех, кто считает, что какие-либо меры предпринимать нужно (7,04%), 6,28% не знают, какие именно, 0,50% предлагают в качестве мер воздействия штраф, 0,25% предлагают запрет пропаганды.
Вероятность того, что респонденты станут представителями (участниками) движения чайлдфри (по шкале от 1 до 10) следующая: процент выбора вариантов ответа от 5 до 10 низкий, можно сделать вывод, что большинство опрошенных не планируют становиться представителями (участниками) движения чайлдфри. Но при этом у респондентов существуют определенные сомнения касаемо того, станут ли они представителями (участниками) чайлдфри, так как большое число респондентов отметили варианты ответа от 2 до 5. Они не на все 100% уверены, что не будут становиться представителями (участниками) данного движения. Мнения между полами различаются, так как мода у девушек выпала на вариант ответа «5», а у юношей на «2».
Результаты опроса в форме анкетирования по ранее разработанному инструментарию полностью подтверждают гипотезу о том, что студенты Сибирского федерального университета относятся к движению чайлдфри нейтрально. Возможно, данная тенденция наблюдается в результате развития толерантности в обществе, ее агитации и распространения среди людей. Толерантное отношение к чайлдфри говорит о значительном уровне гражданского миролюбия среди учащейся молодежи, но существует опасность того, что данное движение будет включать в себя все больше новых последователей. Актуальным является поиск способов воздействия на мировоззрение и ценности молодежи, от этого зависит будущее не только России, но и всего мира в целом. Необходимо уделять внимание к данному феномену со стороны ученых, а также со стороны педагогов.
Подобные работы
- Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Отношение студентов СФУ к движению чайлдфри
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020



