ТЕХНОЛОГИИ ПОДДЕРЖАНИЯ МИРА В СИСТЕМЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
|
Введение 3
1 Теоретические основы этнокультурных коммуникаций 7
1.1 Система этнокультурных коммуникаций как объект исследования 7
1.2 Конфликтный потенциал системы этнокультурных коммуникаций 16
1.3 Основные примирительные стратегии этнокультурных конфликтов в
условиях глобализации 24
2 Основные технологии гармонизации этнокультурных коммуникаций в
странах ЕС 34
2.1 Политика мультикультурализма в ФРГ 34
2.2 Политика культурного многообразия в Французской республике 46
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение А 65
Ивент-анализ этнокультурных коммуникаций Федеративной Республики
Германия 65
Приложение Б 66
Ивент-анализ этнокультурных коммуникаций Французской Республики 66
1 Теоретические основы этнокультурных коммуникаций 7
1.1 Система этнокультурных коммуникаций как объект исследования 7
1.2 Конфликтный потенциал системы этнокультурных коммуникаций 16
1.3 Основные примирительные стратегии этнокультурных конфликтов в
условиях глобализации 24
2 Основные технологии гармонизации этнокультурных коммуникаций в
странах ЕС 34
2.1 Политика мультикультурализма в ФРГ 34
2.2 Политика культурного многообразия в Французской республике 46
Заключение 58
Список литературы 61
Приложение А 65
Ивент-анализ этнокультурных коммуникаций Федеративной Республики
Германия 65
Приложение Б 66
Ивент-анализ этнокультурных коммуникаций Французской Республики 66
Актуальность темы исследования. Со времён начала существования общества и в различные периоды его становления, различные этносы являлись его непосредственной составляющей. В процессе взаимодействия внутри этнических групп, у народов выделились представления о своём прошлом и настоящем, сложилась определенная культура, появился опыт взаимодействия с представителями других народов. В процессе взаимодействия народов происходили различные события, которые приводили как к позитивным, так и к негативным проявлениям взаимодействия. Так или иначе, народы и их культуры сталкивались, что приводило в одних ситуациях к различному культурному обмену и развитию, в других ситуациях - к непринятию культуры других народов и войнам между ними. Появлялись предубеждения, стереотипы, выражающиеся в негативном отношении и чувствах к другим, “чужим” народам. Стало очевидно, что путь к нахождению диалога, сконструированного в позитивном ключе - это путь правильно выстроенной коммуникации, где поддержание мира в процессе взаимодействия - гарантия безопасности и конструктивности.
Однако, концепция поддержания мира в системе этнокультурных коммуникаций - это целое политическое устройство, так как в условиях современности, глобализации, открытости границ, появляется всё больше причин к проявлению радикальных форм взаимодействия людей. Конфронтация на почве диалога этносов и их культур выступает как форма проявления недовольства в отношении непринятия различных этносов и их культур в процессе определенного взаимодействия в условиях современности.
Проблема неконтролируемого увеличения миграционных потоков и своевременности проведения необходимой миграционной политики, как разновидности социального контроля, выступает актуальной в условиях обостряющегося вопроса беженцев, прибывающих в Европу из регионов Африки, Ближнего Востока и Азии, создавая картину общеевропейского кризиса. Противостояние различных культур, в результате вынужденного соседства различных этносов приводит к процессу радикального неприятия культур разных этносов, или к негативному отношению к различным этносам. Культура гостеприимства проявляется на фоне раздробленности общества стран, оказывающихся в центре миграционных потоков и принимающих мигрантов. Однако, данная культура не приживается в силу определенных причин. Насильственные нападения, поджоги, убийства свидетельствуют об отсутствии конструктивного диалога этносов и их культур в рамках одной страны, интеграция проходит в проблемном контексте, появляется целая “индустрия беженцев” или мигрантов, в результате чего этнические группы в рамках одной страны пребывания действуют обособленно, а в случаях взаимодействия конфликтуют друг с другом. На территории стран, которые принимают массовые потоки мигрантов зарождается спор культур этносов в религиозном контексте, проблемы взаимоотношений христианства и ислама выходят на новый уровень с появлением террористических актов на почве религии и не принятия культуры другого этноса.
Всё это приводит к пониманию того, что в системе этнокультурных коммуникаций должны присутствовать и практиковаться различные примирительные технологии и стратегии, как на уровне государственной политики в отношении различных этносов и их культуры, так и на уровне обычных граждан, которые составляют и формируют общество, влияют на него, взаимодействуя в социальном пространстве. Именно начиная с граждан, заканчивая политикой целого государства через примирительные стратегии и технологии возникает возможность достичь успехов в решении актуальных проблем по данному вопросу.
Степень изученности темы. Изучение проблем этнокультурной коммуникации, межкультурного диалога, этнокультуры и её трансформации в современном мире, а также инкультурации опирается на теоретическую и эмпирическую базу, созданную отечественными и зарубежными исследователями.
Определение роли этноса в обществе приводится в работе Кузык Б.К., Яковец Ю. В. Понимание понятия “этнос”, его категорий, а также понятие этнокультуры отображены в работах Кузнецовой Е.Б., Исаева Б. В этих работах отмечается процесс формирования этносов, отображены различные подходы к пониманию явления этноса, выделяется роль культуры в процессе существования различных этносов. Понимание процессов взаимодействия этносов и культурного обмена между, выстраивания определенного диалога и коммуникации между ними отображено в работах Садохина А.П., Романенко Н. М., Питеровой А. Ю. Определение конфликтов и рекомендации по их урегулированию отображены в работе Анцупова А. Я. и Шипилова А. И. Работы Флиер А. Я., и Гоголевой Е. А. позволяют выделить и детально рассмотреть примирительные стратегии в случае конфронтации этносов на почве различия в принятии разных культур.
Гипотеза исследования - существует необходимость трансформации существующих примирительных стратегий в отдельных странах Европейского Союза с целью гармонизации системы этнокультурных коммуникаций в условиях турбулентности международных отношений и увеличения миграционных потоков.
Объект - система этнокультурных коммуникаций.
Предмет - технологии поддержания мира.
Цель - рассмотреть систему этнокультурных коммуникаций в целом и технологии поддержания мира, которые способствуют мирному диалогу и взаимодействию между его субъектами.
Задачи - рассмотреть систему этнокультурных коммуникаций как объект исследования.
Определить конфликтологический потенциал данной системы.
Изучить основные технологии гармонизации этнокультурных коммуникаций на примере Европейского союза.
Методы - системный анализ, ивент-анализ, SWOT анализ, синтез.
Источниковой базой послужили миграционные законы ФРГ и Франции и информационные сообщения крупнейших СМИ данных стран.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список литературы и приложения.
Однако, концепция поддержания мира в системе этнокультурных коммуникаций - это целое политическое устройство, так как в условиях современности, глобализации, открытости границ, появляется всё больше причин к проявлению радикальных форм взаимодействия людей. Конфронтация на почве диалога этносов и их культур выступает как форма проявления недовольства в отношении непринятия различных этносов и их культур в процессе определенного взаимодействия в условиях современности.
Проблема неконтролируемого увеличения миграционных потоков и своевременности проведения необходимой миграционной политики, как разновидности социального контроля, выступает актуальной в условиях обостряющегося вопроса беженцев, прибывающих в Европу из регионов Африки, Ближнего Востока и Азии, создавая картину общеевропейского кризиса. Противостояние различных культур, в результате вынужденного соседства различных этносов приводит к процессу радикального неприятия культур разных этносов, или к негативному отношению к различным этносам. Культура гостеприимства проявляется на фоне раздробленности общества стран, оказывающихся в центре миграционных потоков и принимающих мигрантов. Однако, данная культура не приживается в силу определенных причин. Насильственные нападения, поджоги, убийства свидетельствуют об отсутствии конструктивного диалога этносов и их культур в рамках одной страны, интеграция проходит в проблемном контексте, появляется целая “индустрия беженцев” или мигрантов, в результате чего этнические группы в рамках одной страны пребывания действуют обособленно, а в случаях взаимодействия конфликтуют друг с другом. На территории стран, которые принимают массовые потоки мигрантов зарождается спор культур этносов в религиозном контексте, проблемы взаимоотношений христианства и ислама выходят на новый уровень с появлением террористических актов на почве религии и не принятия культуры другого этноса.
Всё это приводит к пониманию того, что в системе этнокультурных коммуникаций должны присутствовать и практиковаться различные примирительные технологии и стратегии, как на уровне государственной политики в отношении различных этносов и их культуры, так и на уровне обычных граждан, которые составляют и формируют общество, влияют на него, взаимодействуя в социальном пространстве. Именно начиная с граждан, заканчивая политикой целого государства через примирительные стратегии и технологии возникает возможность достичь успехов в решении актуальных проблем по данному вопросу.
Степень изученности темы. Изучение проблем этнокультурной коммуникации, межкультурного диалога, этнокультуры и её трансформации в современном мире, а также инкультурации опирается на теоретическую и эмпирическую базу, созданную отечественными и зарубежными исследователями.
Определение роли этноса в обществе приводится в работе Кузык Б.К., Яковец Ю. В. Понимание понятия “этнос”, его категорий, а также понятие этнокультуры отображены в работах Кузнецовой Е.Б., Исаева Б. В этих работах отмечается процесс формирования этносов, отображены различные подходы к пониманию явления этноса, выделяется роль культуры в процессе существования различных этносов. Понимание процессов взаимодействия этносов и культурного обмена между, выстраивания определенного диалога и коммуникации между ними отображено в работах Садохина А.П., Романенко Н. М., Питеровой А. Ю. Определение конфликтов и рекомендации по их урегулированию отображены в работе Анцупова А. Я. и Шипилова А. И. Работы Флиер А. Я., и Гоголевой Е. А. позволяют выделить и детально рассмотреть примирительные стратегии в случае конфронтации этносов на почве различия в принятии разных культур.
Гипотеза исследования - существует необходимость трансформации существующих примирительных стратегий в отдельных странах Европейского Союза с целью гармонизации системы этнокультурных коммуникаций в условиях турбулентности международных отношений и увеличения миграционных потоков.
Объект - система этнокультурных коммуникаций.
Предмет - технологии поддержания мира.
Цель - рассмотреть систему этнокультурных коммуникаций в целом и технологии поддержания мира, которые способствуют мирному диалогу и взаимодействию между его субъектами.
Задачи - рассмотреть систему этнокультурных коммуникаций как объект исследования.
Определить конфликтологический потенциал данной системы.
Изучить основные технологии гармонизации этнокультурных коммуникаций на примере Европейского союза.
Методы - системный анализ, ивент-анализ, SWOT анализ, синтез.
Источниковой базой послужили миграционные законы ФРГ и Франции и информационные сообщения крупнейших СМИ данных стран.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение, список литературы и приложения.
В рамках проведенного исследования системы этнокультурных коммуникаций, нами были обобщены теоретические основы учений об этносе, культуре, коммуникации. Доказано, что каждый этнос обладает своим культурным многообразием, определенными особенностями, которыми обогащается коммуникация с другими этносами. Рассмотрев роль культуры в процессе формирования этнических общностей, нами изучено понятие этнокультуры, как особенной составляющей взаимодействия этносов. Выявлены субъекты этнокультурной коммуникации в системе, между которыми возможен и происходит диалог.
Конфликтный потенциал системы этнокультурных коммуникаций достаточно высокий. Данный вывод сделан, основываясь на рассмотрении опыта взаимодействия этносов друг с другом в рамках различного временного пространства и сфер взаимодействия. Нами выявлено, что причины для возникновения конфликтов в системе этнокультурных коммуникаций имеют определенный характер и являются естественными для проявления конфликтов при взаимодействии различных людей в процессе жизнедеятельности общества.
Рассмотрев различные примирительные стратегии, мы пришли к пониманию их важности в условии взаимодействия различных этносов и культур друг с другом в продолжительно сохраняющихся тенденциях к глобализации.
Проведя исследование миграционного законодательства Германии и исследование отображения информационных запросов внутри общества в период проводимой политики, мы выявили следующее. За годы проведения политики мультикультурализма, произошел ряд этнокультурных столкновений между представителями различных этнических групп коренного и приезжего населения. Интеграционная модель германского общества направлена на встраивание этнокультурных особенностей различных, мигрировавших этносов, в общество этносов, длительное время проживающих на территории страны. Данная технология поддержания мира в системе этнокультурных коммуникаций приводит к различным столкновениям между представителями различных этнических групп, однако, позволяет сохранять определенный порядок внутри общества и обеспечивать его бесперебойное функционирование. Так же, важно понимать тот факт, что за годы проведения политики мультикультурализма, в обществе сложились тенденции “принятия” и общество, в большинстве своем, демонстрировало толерантность по отношению к представителям иных этнических групп, что, в итоге, помогает снизить ударную силу и количество возможных конфликтов, а также негативных форм проявления этнокультурной коммуникации.
Отметим тот факт, что политику мультикультурализма нельзя абсолютизировать. Теория мультикультурализма не находит абсолютно последовательно закрепления в миграционном законодательстве. Мультикультурализма попросту не может существовать в своём чистом, первозданном виде, поэтому видоизменяется и по возможности ужесточается, что мы можем наблюдать на примере опыта ФРГ.
В практике этнокультурного взаимодействия сохраняется ряд проблем, основанных на принятии мигрантов внутри немецкого общества, а также основанных на понимании различных приезжающих этнических групп о необходимости легализации своей жизнедеятельности внутри ФРГ и германского общества. Выявлен ряд причин, по которым сохраняется и возрастает напряженность в коммуникации между этносами, которые можно отнести к проблеме контроля и регуляции миграционного потока на уровне государства, что в конечном итоге привело к существенному пересмотру миграционной политики и политики мультикультурализма, трансформировав последнюю в интеграционную.
Проведя исследования миграционного законодательства Франции и отображения информационных запросов внутри общества, выявляем следующую ситуацию. За годы проведения политики культурного многообразия она зарекомендовала себя как неэффективная в плане консолидации этнических групп для конструктивного взаимодействия друг с другом, так как сохраняется достаточно высокий процент мигрантов, иногда индифферентно, а иногда, радикально настроенных к принимающему обществу. Соответственно, данная примирительная технология этнокультурных коммуникаций является причиной к проявлению внутренних противоречий внутри общества, а значит не является пригодной для эффективного применения и требует кардинального пересмотра и перенаправления в проводимой государством миграционной политики. Политика культурного многообразия не является полностью осуществимой и эффективной по причине неконтролируемого потока мигрантов в страну, а соответственно, невозможности контролировать процесс интеграции новых прибывающих этнических групп в сложившееся общество страны.
Таким образом, мы выявили потребность современного европейского общества в создании и применении различных примирительных технологий для гармонизации общественных отношений в рамках конфликтной этнокультурной среды. Коммуникация между этносами является неотъемлемой составляющей в жизни современного общества, а её результат выступает как фактор стабильности или дестабилизации общества на фоне взаимодействия различных этнических групп друг с другом. Изучив различные теоретические методы и технологии и рассмотрев их применение на практике, выделяем очевидную потребность в создании видов смешанных технологий, основанных на базовых примирительных стратегиях гармонизации этнокультурных коммуникаций.
Опыт Германии и Франции в работе с большим потоком мигрантов может быть востребован при совершенствовании национальной политики Российской Федерации, а также политики в области миграции.
Конфликтный потенциал системы этнокультурных коммуникаций достаточно высокий. Данный вывод сделан, основываясь на рассмотрении опыта взаимодействия этносов друг с другом в рамках различного временного пространства и сфер взаимодействия. Нами выявлено, что причины для возникновения конфликтов в системе этнокультурных коммуникаций имеют определенный характер и являются естественными для проявления конфликтов при взаимодействии различных людей в процессе жизнедеятельности общества.
Рассмотрев различные примирительные стратегии, мы пришли к пониманию их важности в условии взаимодействия различных этносов и культур друг с другом в продолжительно сохраняющихся тенденциях к глобализации.
Проведя исследование миграционного законодательства Германии и исследование отображения информационных запросов внутри общества в период проводимой политики, мы выявили следующее. За годы проведения политики мультикультурализма, произошел ряд этнокультурных столкновений между представителями различных этнических групп коренного и приезжего населения. Интеграционная модель германского общества направлена на встраивание этнокультурных особенностей различных, мигрировавших этносов, в общество этносов, длительное время проживающих на территории страны. Данная технология поддержания мира в системе этнокультурных коммуникаций приводит к различным столкновениям между представителями различных этнических групп, однако, позволяет сохранять определенный порядок внутри общества и обеспечивать его бесперебойное функционирование. Так же, важно понимать тот факт, что за годы проведения политики мультикультурализма, в обществе сложились тенденции “принятия” и общество, в большинстве своем, демонстрировало толерантность по отношению к представителям иных этнических групп, что, в итоге, помогает снизить ударную силу и количество возможных конфликтов, а также негативных форм проявления этнокультурной коммуникации.
Отметим тот факт, что политику мультикультурализма нельзя абсолютизировать. Теория мультикультурализма не находит абсолютно последовательно закрепления в миграционном законодательстве. Мультикультурализма попросту не может существовать в своём чистом, первозданном виде, поэтому видоизменяется и по возможности ужесточается, что мы можем наблюдать на примере опыта ФРГ.
В практике этнокультурного взаимодействия сохраняется ряд проблем, основанных на принятии мигрантов внутри немецкого общества, а также основанных на понимании различных приезжающих этнических групп о необходимости легализации своей жизнедеятельности внутри ФРГ и германского общества. Выявлен ряд причин, по которым сохраняется и возрастает напряженность в коммуникации между этносами, которые можно отнести к проблеме контроля и регуляции миграционного потока на уровне государства, что в конечном итоге привело к существенному пересмотру миграционной политики и политики мультикультурализма, трансформировав последнюю в интеграционную.
Проведя исследования миграционного законодательства Франции и отображения информационных запросов внутри общества, выявляем следующую ситуацию. За годы проведения политики культурного многообразия она зарекомендовала себя как неэффективная в плане консолидации этнических групп для конструктивного взаимодействия друг с другом, так как сохраняется достаточно высокий процент мигрантов, иногда индифферентно, а иногда, радикально настроенных к принимающему обществу. Соответственно, данная примирительная технология этнокультурных коммуникаций является причиной к проявлению внутренних противоречий внутри общества, а значит не является пригодной для эффективного применения и требует кардинального пересмотра и перенаправления в проводимой государством миграционной политики. Политика культурного многообразия не является полностью осуществимой и эффективной по причине неконтролируемого потока мигрантов в страну, а соответственно, невозможности контролировать процесс интеграции новых прибывающих этнических групп в сложившееся общество страны.
Таким образом, мы выявили потребность современного европейского общества в создании и применении различных примирительных технологий для гармонизации общественных отношений в рамках конфликтной этнокультурной среды. Коммуникация между этносами является неотъемлемой составляющей в жизни современного общества, а её результат выступает как фактор стабильности или дестабилизации общества на фоне взаимодействия различных этнических групп друг с другом. Изучив различные теоретические методы и технологии и рассмотрев их применение на практике, выделяем очевидную потребность в создании видов смешанных технологий, основанных на базовых примирительных стратегиях гармонизации этнокультурных коммуникаций.
Опыт Германии и Франции в работе с большим потоком мигрантов может быть востребован при совершенствовании национальной политики Российской Федерации, а также политики в области миграции.
Подобные работы
- ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ В СТРУКТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПРАВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)(09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - ПРАВО КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ (ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003



