Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения средствам выражения коммуникативных установок в речи учителя 7
1.1. Понятие профессионально-коммуникативной компетенции учителя и
факторы ее развития 7
1.2. Речевое поведение учителя на современном уроке иностранного языка
в средней школе 16
1.3. Роль коммуникативных установок в повышении эффективности
процесса обучения иностранному языку на среднем уровне 25
Выводы по 1 главе 34
Глава 2. Практические основы обучения средствам выражения коммуникативных установок в речи учителя 35
2.1. Анализ УМК «Spotlight» как средства формирования коммуникативных установок учителя на уроках иностранного языка 35
2.2 Исследование оценки сформированности профессионально-коммуникативной компетенции студентов 44
2.3 Разработка методических рекомендации по обучению студентов
средствам выражения коммуникативных установок в речи учителя иностранного языка 52
Выводы по Главе 2 60
Заключение 62
Библиографический список 65
Приложение
Вопросы профессиональной ориентации обучения при подготовке преподавателей иностранного языка в педагогических вузах и на факультетах иностранных языка стали в настоящее время предметом самого пристального внимания. Повышение интереса к данной проблеме связан с увеличением требований к выпускникам языковых педагогических вузов и социальным заказом общества, в росте потребности в высококвалифицированных специалистах, владеющих профессиональными компетенциями. Ряд вопросов, связанных с профессиональной подготовкой, остается неразработанным. К ним относится, в частности, вопрос о формировании профессионально-коммуникативной компетенции преподавателя
иностранного языка.
Актуальность работы заключается в необходимости решения проблемы, относящейся к эффективному речевому поведению учителя в процессе организации урока. Передачи информации в значительной степени основаны на процессах коммуникации и при любой организации обучения, избранной педагогом, вариант коммуникации оказывает существенное влияние на результат обучения. Поэтому владение профессионально¬коммуникативной компетенцией и применение знаний и умений в практической деятельности актуально для будущих учителей. Значимость данной проблемы усиливается в связи с потребностью совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, во многом связанного с речевым поведением преподавателей, в условиях модернизации образования.
Проблема формирования профессионально-коммуникативной
компетенции рассмотрена в работах ряда авторов: Никоновой Н.К. «Тренинг обучающего речевого общения», « О некоторых особенностях речевого поведения российского учителя ИЯ», Орашнской Е.Г. «Модели речевого поведения учителя иностранного языка», Еремина Ю.В., Рубцовой А.В. «Дидактико-коммуникативный подход в профессиональном иноязычном образовании», Коренева А. А., Семиной Н. В. «Методика классификации ошибок в педагогической речи российских учителей английского языка», Матиенко, А. В. «Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и поликультурной личности». Несмотря на достаточно обширную литературу, проблема не получает должного внимания и в большинстве случаев рассматривается только теоретически.
Объектом исследования выступает развитие профессионально-коммуникативной компетенции студентов бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (профили: Иностранные языки)». Предметом исследования являются способы обучения студентов бакалавров средствам выражения установки в речи учителя иностранного языка как компоненту развития его профессионально-коммуникативной компетенции.
Цель работы заключается в разработке модуля по обучению студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (профили: Иностранные языки)» коммуникативным установкам в организации образовательного процесса по английскому языку в средней школе.
Можно предположить, что при условии реализации данного модуля уровень сформированности профессионально-коммуникативной
компетенции студентов будет более высоким.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Рассмотреть и исследовать понятие профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка;
2. Рассмотреть предметный и процессуальный аспект содержания дисциплин ОПОП ВО по направлению подготовки 44.03.05;
3. Проанализировать речевое поведение учителя на современном уроке иностранного языка в средней школе;
4. Рассмотреть роль коммуникативных установок в повышении эффективности процесса обучения иностранному языку на среднем уровне;
5. Проанализировать УМК «Spotlight» с позиции средства формирования коммуникативных установок учителя на уроках иностранного языка;
6. Провести исследование оценки сформированности профессионально- коммуникативной компетенции среди студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (профили: Иностранные языки)»;
7. Разработать методические рекомендации по обучению студентов средствам выражения коммуникативных установок в речи учителя иностранного языка;
Научная новизна данной работы заключается в рассмотрении проблемы профессионально-коммуникативной компетенции с точки зрения повышения уровня вербального поведения и умения корректно формулировать коммуникативные установки.
Теоретическая новизна состоит во внесении уточнений в понятие профессионально-коммуникативной компетенции, а также в рассмотрении образовательного процесса с точки зрения протекающих у обучающихся мыслительных процессов. Практическая ценность работы содержится в разработке методических рекомендаций по обучению студентов средствам выражения коммуникативных установок в речи.
При написании данной работы использовались следующие методы:
• Теоретический анализ и синтез научно-методических источников по теме исследования;
• Изучение и обобщение педагогического опыта;
• Анкетирование;
• Проектирование;
• Моделирование;
В структуре работы можно выделить следующие составные части. Во введении обоснована актуальность исследования, сформулированы цели и задачи работы.
Первая глава состоит из трех параграфов. В ней раскрывается понятие и структура профессионально-коммуникативной компетенции учителя иностранного языка, представляется анализ содержания ОПОП направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (профили: Иностранные языки)», показываются существующие проблемы, связанные с использованием иностранного языка учителем на уроке, соотносятся этапы организации и усвоения речевого материала, раскрывается роль коммуникативных установок в повышении эффективности процесса обучения иностранному языку на среднем уровне.
Во второй главе, включающей в себя три параграфа, представлен анализ УМК «Spotlight» как средства формирования коммуникативных установок учителя на уроках иностранного языка, показаны результаты анкетирования студентов на предмет оценки сформированности их профессионально-коммуникативной компетенции, а также прописаны методические рекомендации по обучению студентов средствам выражения коммуникативных установок.
В заключении приведены итоги теоретической и практической разработки темы, отражен результат решения поставленных во введении задач.
Предварительные результаты исследования были представлены на молодежной научно-практической конференции 21 мая 2020 года в докладе на тему «Обучение будущих учителей средствам выражения установки в речи учителя ИЯ (на материале УМК «Английский в фокусе»)». Он был высоко оценен участниками конференции и занял третье место в секции.
Целью данной дипломной работы являлась разработка модуля по обучению студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (профили: Иностранные языки)» коммуникативным установкам в организации образовательного процесса по английскому языку в средней школе.
В ходе работы мы рассмотрели компетенции, которыми должен обладать современный учитель иностранного языка, дали определение и рассмотрели структуру профессионально-коммуникативной компетенции, определили её роль и место в ОПОП, изучили и рассмотрели важность её развития у студентов и необходимость включения данной компетенции в образовательные программы. Мы проанализировали речевое поведение учителя на современном уроке иностранного языка, выявили ряд проблем, вызывающих трудности использования иностранного языка учителем в процессе обучения. Нами была определена роль коммуникативных установок в речи учителя иностранного языка и доказана их эффективность как средства выражения речевых намерений. Также был проведен анализ УМК «Spotlight» как средства формулировки коммуникативных установок, на которое может ориентироваться учитель при организации образовательного процесса. Мы провели исследование среди студентов направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (профили: Иностранные языки)» для оценки сформированности их профессионально-коммуникативной компетенции. В конце работы нами были даны методические рекомендации по обучению студентов средствам выражения коммуникативных установок в речи учителя иностранного языка.
На основании проделанной работы мы пришли к следующим
выводам:
1. Профессиональная коммуникативная компетенция требует
систематических целенаправленных действий по её формированию в части развития разнообразных стратегий вербального поведения учителя, что подтверждает актуальность включения её в перечень требований к результатам освоения ОПОП.
2. Среди проблем, вызывающих трудности использования иностранного языка преподавателем на уроке, можно выделить следующие: выбор модели речевого поведения, наличие языковых ошибок в речи и отсутствие у учителей знаний о нормах социокультурного компонента. Каждая из перечисленных проблем связана с компонентами структуры профессионально-коммуникативной компетенции.
3. Коммуникативные установки являются эффективным средством повышения качества процесса обучения иностранному языку на среднем уровне.
4. Книга для учителя УМК «Spotlight» предлагает методы и приемы организации обучения, однако не может рассматриваться как средство развития эффективного вербального поведения учителя.
5. Несмотря на то, что 100 % студентов оценивают свое владения ИЯ высоко, только 60% готовы свободно использовать коммуникативные установки в процессе обучения иностранному языку
6. Для более эффективного формирования и развития профессионально-коммуникативной компетенции будущих учителей иностранных языка считаем необходимым: 1) Включить стандартизированное внутреннее тестирование в ОПОП; 2) Включить модуль «Речевые стратегии учителя ИЯ» в одну из дисциплин развивающих профессионально¬коммуникативную компетенцию студента направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (профили: Иностранные языки)».
Выводы подтверждают актуальность темы и ее дальнейшего развития. Состояние данного вопроса показывает необходимость разработки соответствующих основным тенденциям развития российского образования методик и технологий, которые могли бы обеспечить формирование профессионального речевого поведения у студентов вузов
- будущих специалистов.
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) /Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Алексеева Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования./ Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.;под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - изд. 3-е, -М.: Просвещение, 2011. -120 с.
3. Антонова Н.А. Педагогический дискурс: речевое поведение учителя на уроке: дис. ... канд. фил. наук. Саратов, 2007. - 158 с.
4. Баграмова Н.В. Методика обучения иностранному языку: учеб. пособие для СПО / Н.В. Баграмоа, Е.В. Пискунова, Л.П. Тарнаева; под ред. О. И. Трубициной. - М.: Издательство Юрайт, 2019. -384 с.
5. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам: учебное пособие. - М: КНОРУС, 2018. - 390 с. - (Бакалавриат).
6. Еремин Ю.В., Рубцова А.В. Дидактико-коммуникативный подход в профессиональном иноязычном образовании // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2019 - №2
7. Изотова Н.В. Учебная лингвистическая практика как основа формирования
профессионально-коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://www.science-
education.ru/pdf/2014/6/1339.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
8. Коренев А.А. Письменная обратная связь как составляющая
профессионально-коммуникативной компетенции преподавателей
иностранного языка. / А. Корнеев, Т. Ершова// Теория и практика общественного развития. -2015. - №12. - С. 438-441.
9. Коренев А. А., Семина Н. В. Методика классификации ошибок в педагогической речи российских учителей английского языка (на материале видеозаписей уроков) // Язык. Культура. Перевод. Коммуникация. Сборник научных трудов. — Т. 2 из Выпуск 2. — Москва: Москва, 2018. — С. 166— 172.
10. Коренев А. А., Михайлова А. М. Профессионально-коммуникативная компетенция учителя английского языка в классе: описание и развитие // Иностранные языки в школе. — 2019. — № 3. — С. 16-28.
11. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя / Н.В. Кузьмина. - М.: АПН, 1990. - 149 с.
12. Лефрансуа, Г. Прикладная педагогическая психология / Ги Лефрансуа. - Спб.: прайм -ЕВРОЗНАК, 2007. - 576 с.
13. Львов М. Р. Риторика. Культура речи: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по пед. спец. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 272 с.
14. Матиенко, А. В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и поликультурной личности / А. В. Матиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1467-1471. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29929/ (дата обращения: 15.04.2020).
15. Никонова Н.К. К вопросу организации обучения стратегиям речевого поведения будущих учителей ИЯ. Материалы XLI международной филологической конференции. Современные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. 26-31.03.2012. — Санкт- Петербург, 2012. — C. 70-73.
16. Овсянникова О.С. Обучение использованию клише в рамках иноязычной коммуникации при осуществлении профессиональной деятельности (на материале английского языка.// Вопросы методики преподавания в вузе= Teaching Methodology in Higher Education, 2016. № 5 (19-2) С. 149-156.
17. Озерская С.Н. Профессионально-коммуникативная компетенция как основной компонент языковой подготовки по иностранному языку студентов факультета гостиничного бизнеса и туризма. // Известия Российского государствен-ного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 116. - С. 202-205.
18. Оршанская Е.Г. Модели речевого поведения учителя иностранного языка. // Сибирский педагогический журнал. -2011. - №1. - С. 127-134.
19. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - 2-е изд.,дораб.
- М: Просвещение, 1988. - 223 с.
20. Пиаже Ж. Психология интеллекта: [Пер.] / Жан Пиаже. - М. [и др.] : Питер, 2003.-191 с.
21. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед.вузов. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 232 с.
22. Салтыкова М.В., Максимова М.В., Касимова О.Г. Стратегии речевого поведения в подготовке учителя иностранного языка // Дискуссия, журнал научных публикаций, 2015. №2(54). С. 132 - 138.
23. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М.: Просвещение, 2005. - 239 с.
24. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография. -М., 2004. 336 с.
25. Шатилов С.Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2103 «Иностр.яз.» - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
26. Щукин А.Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пособие для вузов. - М: Высшая школа, 2010. - 349 с.
27. Bloom, B. S.; Engelhart, M. D.; Furst, E. J.; Hill, W. H.; Krathwohl, D. R. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Handbook I: Cognitive domain. -New York: David McKay Company, 1956. - 207 p.
28. Byram M. Assessing intercultural competence in language teaching // Sprogforum. - 2000. - № 18 (6). - P. 8-13.
29. Hughes G.S. A Handbook of Classroom English. - Oxford: Oxford University Press, 1989. - 224 p.
30. Kinoshita C.Y. Integrating Language Learning Strategy Instruction into ESL/EFL Lessons// The Internet TESL Journal. - 2003. - №4
31. Prospective teachers’ perceptions of their competencies in teaching: The Fifth International Congress of Educational Research, 6-9 June 2013/ editors Doc. Dr. Mustafa Yunus ERYAMAN [and others]. - Canakkale: Canakkale Onseliz Mart University, 2013. - P. 1911 - 1926