Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕШЕНИЕ НЕРАВЕНСТВ С МОДУЛЕМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Работа №73825

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
474
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ НЕРАВЕНСТВ С МОДУЛЕМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
1.1 Некоторые сведения из истории появления неравенств с модулем 7
1.2. Психолого-педагогические основы обучения школьников при
решении неравенств с модулем 8
1.3. Различные подходы к определению понятия абсолютная величина.
Геометрический смысл модуля. Свойства 11
1.4. Виды неравенств с модулем и способы их решения 14
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ НЕРАВЕНСТВ С
МОДУЛЕМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 24
2.1. Анализ обучения неравенств с модулем в УМК по программе
основной школы 24
2.2. Методические особенности изучения темы «неравенства с
модулем» на уроках алгебры в 9 классе на базовом и повышенном уровнях. .. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ

В различных разделах школьного курса математики, а также при изучении высшей математики и физики понятие модуль используется довольно часто. Например, в теории приближенных вычислений применяются понятия абсолютной и относительной погрешностей приближенного числа. В математическом анализе понятие модуля содержится в определениях самых основных понятий, таких как предел, ограниченная функция и др. В механике и геометрии изучаются понятия вектора и его длины (модуля вектора). Задачи, которые связаны с абсолютными величинами, довольно часто встречаются на математических олимпиадах, вступительных экзаменах в вузы, на ОГЭ и ЕГЭ.
В программе основного общего образования по математике [33, с. 35] в разделе арифметика в теме «Рациональные числа» коротко записано: «Модуль (абсолютная величина) числа». Больше это понятие не упоминается ни в указанной программе, ни в программе среднего (полного) образования. Вводится понятие «модуль» в курсе математики шестого класса через его геометрический смысл, но не как унитарная операция на множестве чисел.
Далее в 6 классе модуль используется при сравнении чисел, при умножении и делении положительных и отрицательных чисел, а также приводится несколько простейших уравнений и неравенств с использованием модуля.
В последующих классах только в некоторых учебниках вводится повторно понятие модуля числа и модуля выражения, и проскакивают эпизодические простейшие задания с модулем, например, линейные уравнения с модулем, но и они приводятся изредка и бессистемно.
Можно сказать, что ситуация с изучением неравенств с модулем в средней школе близка к катастрофической. После окончания как основной, так и средней школы обучающимся предстоит пройти ГИА по математике, а во множестве заданий части 2 ОГЭ и части С ЕГЭ встречаются задания с модулем самого разного вида, причем такого уровня сложности, который и не мыслился ранее.
Актуальность рассматриваемой темы заключается именно в этом пробеле школьного образования, так как в теме «Модуль» практически отсутствует самое главное, переход от простейших заданий к очень трудным. А ведь модуль фантастическим образом меняет любую функцию, любое уравнение или неравенство, делает их не только более сложными, но и более интересными.
Кроме того, на вступительных экзаменах в высшие учебные заведения, а в последнее время и на Едином государственном экзамене, задания с модулем есть постоянно. Кто-то же должен научить школьников их решать, а это посильно осуществить и на школьных уроках математики, не прибегая к помощи репетиторов.
Программой школьного курса математики не предусмотрены обобщение и систематизация знаний о модуле и его свойствах, полученных обучающимися за весь период обучения. Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность в литературе обусловили выбор темы дипломного проекта, определили его цель и задачи.
Проблема исследования: каковы особенности обучения решению неравенств с модулем.
Степень изученности проблемы. В настоящее время на страницах журнала «Математика в школе» и газеты «Математика» публикуется множество статей, посвященных теме «Модуль числа». Так Гуртова О.С. в своей статье «Решение неравенств с модулем в 9 классе делится опытом решения простейших неравенств на основании определения модуля числа, а Иванова Е.Ю. предлагает еще один способ решения неравенств, основанный на понятии расстояния. Для обучающихся 7-9 классов В.Ф. Чаплыгин в статье «Сравнение и классификация в упражнениях с «модулями»» демонстрирует способ, основанный на сравнении выражений, стоящих под знаком модуля, а Смоляков А. О. публикует интересный подбор заданий на тему: «Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля». Однако, проблему особенностей решения неравенств с модулем в средней школе эти авторы решали по отдельным аспектам, не соединив их в общую тему. Достаточно большой интересный опыт других педагогов, свои наработки мы попытались соединить в единую систему знаний по теме «Решение неравенств с модулем в средней школе».
Предмет исследования составляют методические основы изучения решений неравенств, содержащих знак модуля.
Объект исследования: неравенства с модулем.
Гипотеза: мы предполагаем, что систематическое использование различных способов для решения неравенств, содержащих абсолютную величину, приведет к повышению качества знаний по теме «Решение неравенств с модулем».
Целью дипломного проекта является разработка методики обучения решению неравенств, содержащих знак модуля в средней школе.
Для достижения цели в работе поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить определение понятия абсолютная величина, геометрический смысл и ее свойства.
2. Определить психолого-педагогические основы обучения школьников при решении неравенств с модулем.
3. Рассмотреть различные виды неравенств с модулем и способы их решения.
4. Изучить состояние и перспективы развития темы «Неравенства с модулем» по отношению к школе.
5. Обосновать и разработать методику обучения теме «Неравенства с модулем» для уроков алгебры в 9 классе.
Теоретическая и методическая база исследования. Теоретической базой исследования являются научные труды, результаты фундаментальных и прикладных исследований современных отечественных и зарубежных специалистов в области математики. Исследование основывается на методологии системного подхода, методов логического и сравнительного анализа.
Информационной базой исследования послужили отечественные и зарубежные публикации в переводе, различные справочные материалы, материалы конференций по исследуемой проблематике.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы учителями математики при обучении детей решению неравенств с модулем в средней школе.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Модуль - одна из самых интересных и многогранных тем в математике. При изучении материалов вступительных экзаменов (тестовые задания ЕГЭ и сборники для поступающих в Вузы), стало ясно, что многие из них содержат задания с модулем, но, эти задачи либо мало, либо вообще не представлены в учебниках для средних школ.
Завершая рассмотрение различных способов решения неравенств, содержащих знак модуля, еще раз отметим тот важный факт, что ни один из них не является универсальным и для получения наилучших результатов необходимо добиваться того, чтобы обучающиеся овладели как можно большим количеством методов решения, оставляя право выбора решения за собой.
Мы работали над проблемой обучения решению неравенств в средней школе. В результате изучения данной проблемы были решены поставленные перед нами задачи:
1. Изучили определение понятия абсолютная величина, геометрический смысл и ее свойства.
Аналитическое определение модуля:
а, если а > О,
а = 0, если а = О,
—а, если а < 0.
Геометрический смысл: |х| есть расстояние от точки x до нуля. Более общим образом, |х — а| есть расстояние от точки x до точки a.
Основные свойства модуля.
Для всех х,у ER.х>0, х=0<=>х = 0; —х = х; х-у = х ■ у ; =-у,у^0; х + у < х + у; с-х =с - х,прис>0; хп= хп ;
a — b>a — b; а — b < а — b .
2. Определили психолого-педагогические основы обучения школьников при решении неравенств с модулем.
В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. В то же время подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Но при встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. Учитывая это, следует разбить теоретический и практический материал при изучении темы «Неравенства с модулем» на различные уровни сложности, что мы и сделали.
3. Рассмотрели различные виды неравенств с модулем и способы их решения.
Виды неравенств: f х a, f(x) > д(х) ,f(x) >д(х).
Основные способы решения неравенств с модулем: метод последовательного раскрытия модулей, метод интервалов, метод решения при помощи зависимостей между числами, их модулями и квадратами этих чисел, геометрическая интерпретация модуля.
4. Изучили состояние и перспективы развития темы «Неравенства с модулем» по отношению к школе.
Мы изучили различные школьные учебники по математики. В каждом проанализированном учебнике задания, содержащие модуль, используются для проверки знаний и умений, приобретенных во время изучения той или иной темы. Очень редко предлагаются задания творческого характера, требующие от обучающихся применения полученных знаний и умений в нестандартных условиях. Не во всех учебниках рассматривается графический и аналитический методы решения уравнений и неравенств с модулем.
5. Обосновали и разработали методику обучения теме «Неравенства с модулем» для уроков алгебры в 9 классе.
Цель внедрения данной методики заключается в стремлении повысить качество умения решать неравенства, содержащие абсолютную величину. Обучающиеся с помощью этой методики должны понять, что к каждому неравенству можно подобрать наиболее эффективный метод решения. На наш взгляд, это приведет к повышению качества обученности решению неравенств с модулем.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: систематическое использование различных способов для решения неравенств, содержащих абсолютную величину, приведет не только к повышению интереса к математике, повышению творческой активности школьников, но и повысит уверенность детей в собственных силах, так как у них будет иметься возможность выбора того способа решения, который наиболее эффективен в каждом конкретном случае.
В ходе данного исследования мы пришли к выводу, что вполне реально на уроках выделить время для подготовки обучающихся к решению неравенств с модулем. Это возможно осуществить следующим способом: внедрить технику решения неравенств с модулем непосредственно после прохождения соответствующих тем решения линейных и квадратных неравенств.



1. Алимов Ш.А. Алгебра. Учебник для 7 класса. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
2. Алимов Ш.А. Алгебра. Учебник для 8 класса. - М.: Просвещение, 2007. - 195 с.
3. Алимов Ш.А. Алгебра. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение, 2010. - 202 с.
4. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под. ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). - М.: Педагогика, 1997. - 225 с.
6. Бородин. А. И. Биографический словарь деятелей в области математики. - М.: Просвещение, 1979. - 167 с.
7. Боженкова Л.И. Алгебра в схемах, таблицах, алгоритмах: Учебные материалы. Калуга: КГПУ, 2012. - 75 с.
8. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 5 класса. - М.: Мнемозина, 2010.
- 225 с.
9. Виленкин Н.Я. Математика. Учебник для 6 класса. - М.: Мнемозина, 2010.
- 235 с.
10. Голубев В. А. Школа решения нестандартных задач. Занятие 5. Сумма модулей// Математика. - 2005. - №12. - с.41-48. 1
11. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Коцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с. - (Стандарты второго поколения).
12. Добрынин Н.Ф. Возрастная психология: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1965. - 296 с.
13. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. - 345 с.
14. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Просвещение, 1961. - 118 с.
15. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро общего образования:.. - М.: Просвещение, 2009-78 с.
17. Колягин Ю.М., Луканкин Г. Л. И др. Методика преподавания математики в школе: Частные методики. - М.: Просвещение, 1977.- 315 с.
18. Кочагин В.В., Кочагина М.Н. Тематические тренировочные задания // Математика. - 2008. - № 3. - с. 15-18.
19. Крамов В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа. - М.: Просвещение, 1994. - 450с.
20. Куланин Е.Д. 3000 конкурсных задач по математике/Куланин Е.Д., Норин В.П., Федин С.Н., Шевченко Ю.А. - 10-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 624с.
21. Макарычев Ю.Н. Алгебра. Учебник для 7 класса. - М.: Просвещение, 2009. - 180 с.
22. Макарычев Ю.Н. Алгебра. Учебник для 8 класса. - М.: Просвещение, 2008. - 193 с.
23. Макарычев Ю.Н. Алгебра. Учебник для 9 класса. - М.: Просвещение,
2011. - 192 с.
24. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 2002. - 187 с.
25. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. и др. Алгебраический тренажер. - М.:Илекса. - 2005. -125 с.
26. Мерзляк А.Г. Методические рекомендации - М.:Илекса. - 2005. -110 с.
27. Мишин В.И. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика / Сост. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987.- 435 с.
28. Мордкович А.Г. Алгебра, учебник для 7 класса. 2 часть. - М.: Мнемозина, 2011. - 85 с.
29. Мордкович А.Г. Алгебра, учебник для 8 класса. 2 часть. - М.: Мнемозина, 2011. - 92 с.
30. Мордкович А.Г. Алгебра, учебник для 9 класса. 2 часть. - М.: Мнемозина,
2012.- 87 с.
31. Мухина В.С. Детская психология. - М.: Апрель-Пресс, 1999. - 352 с.
32. Онищук В.А. Урок в современной школе. - М.: Просвещение, 1981 г.
33. Примерные программы по математике. - М.: Просвещение, 2010. -67с. - (Стандарты второго поколения).
34. Примерные программы по учебным предметам. Математика 7 - 9 классы.
- М.: Просвещение, 2011.
35. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 - 11кл. / Сост. Мордкович А.Г. - М.: Мнемозина, 2012. - 75 с.
36. Севрюков П.Ф., Смоляков А.Н. Уравнения и неравенства с модулями и
методика их решения : учебно-методическое пособие. - М.: Народное
образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2005 г, - 144 с.
37. Тишин В. И., Математика для учителей и учащихся: рациональные алгебраические уравнения/ Тишин В. И. — п. Комаричи, 2002. — 167с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения) .


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ