Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕТСКИЙ ПРАЗДНИК В КУЛЬТУРЕ БЕЛГОРОДЧИНЫ 30-60 ГОДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ

Работа №70124

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы66
Год сдачи2016
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1 ПРАЗДНИК КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 7
1.1. Теоретические основы аксиологии праздника 7
1.2. Культурологический анализ праздничной культуры 14
Раздел 2 ФЕНОМЕН СОВЕТСКОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ 21
2.1. Значение праздничной культуры в жизни общества и человека 21
2.2. Советский праздник и его обрядово-зрелищные формы 29
Раздел 3 ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА БЕЛГОРОДЧИНЫ 30-60 ГОДОВ ХХ СТОЛЕТИЯ 37
3.1. Праздничная культура Белгородчины довоенного периода 30-е-40-й гг 37
3.2. Праздничная культура Белгородчины послевоенного периода 50-60 гг 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. Праздник во все времена был особым событием, имеющим важное значение, как для всего общества, так и для каждого человека, как участника праздничного действа. На протяжении всей своей истории праздничная культура создала множество правил и ритуалов, сохраняя память о значимых событиях, содержательно формируя календарную систему, и стала весомой частью культурного наследия человечества. Несмотря на разнообразие культурных и исторических форм празднования, которые были выработаны многовековым опытом народов мира, праздник всегда оставался формой эмоционального, символического выражения мировоззренческих установок. Праздник, как важнейшая составляющая истории и современности, служит залогом социальной гармонии и интеграции. Обладая способностью трансформироваться во времени и культуре, он может часто выступать инструментом идеологического управления. В изменяющейся современной среде трансформация праздника не всегда согласуется со смыслообразующими ценностями, феномен современного праздника очень часто лишь сводится к развлекательной сфере. Праздник пронизывает социальную жизнь человека, во многом не утрачивая своей первоначальной идеологической сущности, и выступает явлением многоплановым, представляя интерес для осмысления феномена праздника в системе культуры.
В отечественной истории советский праздник, как особая форма праздничной культуры, отражает в себе социальную, идеологически трансформирующую его эволюцию. После революции 1917 года происходит коренное изменение в культурной жизни российского народа. Советская власть ставила задачу создания системы социалистических по содержанию праздников и обрядов, тем самым вовлекая народ в общественно - политическую жизнь страны. Советские праздники были большим достижением в деле приближения искусства к государственной идеологии. Этим советский праздник как феномен недавно ушедшей советской эпохи вызывает интерес современных исследователей. Особое место в данных исследованиях может занимать региональный аспект, так как в нем более наглядно раскрывается взаимосвязь традиционных и привнесенных элементов праздничной культуры советской действительности XX столетия.
Степень научной разработанности исследованной темы. Исследования феномена праздника ведутся в различных областях гуманитарного знания - социологии, философии, культурологии и др. науках. Праздник как феномен культуры в своем развитии тесно связан с такими культурными формами как ритуал и миф (работы Л.А. Абрамяна, А.К. Байбурина, Ю.М. Бородай, Л. Леви-Брюля).
Игровая природа праздника была раскрыта Й. Хейзингой и получила свою дальнейшую интерпретацию в работах А.И. Мазаева, ставших теоретической поддержкой при анализе специфики праздника.
Культурологический аспект праздника рассматривался П.С. Гуревичем, В.Я. Проппом, О.М. Фрейденбергом, в работах которых праздничность рассматривалась как способ регуляции поведения в формах культуры.
Проблема концептуальной специфики праздника рассматривалась на основе работ А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни. В работах вышеперечисленных авторов объясняется миросозерцательный смысл праздника. Темпоральная (по отношению ко времени) специфика праздника осмыслялась в работах А.Ф. Лосева, М. Элиаде.
Проблемное поле теории праздника впервые обозначил М.М. Бахтин. Он выявил проблему понятия «праздник» и сформулировал фундаментальные положения теории праздника.
Советскую праздничную культуру рассматривали такие ученые, как Н.М. Законович, В.А. Руднев, А.В. Луначарский, Г.П. Черный. Особо хотелось бы отметить заслуги А.И. Мазаева, который рассматривал не только характеристику праздника, но и ранний советский праздник и его эволюцию.
Одним из основных источников исследования является региональная газета «Белгородская правда» (Государственный архив Белгородской области). Данное периодическое издание начинает свой жизненный путь с 1917 года и продолжает существовать до сегодняшнего дня, оставаясь одним из ведущих городских газетных изданий. Общее количество публикаций о праздниках (1930-1960 гг.) составило 40 статей. Многие издания газет не сохранились до нашего времени.
Объектом исследования является феномен праздника, его политико-идеологическая эволюция в советской культуре.
Предмет исследования - праздничная культура Белгородчины 30-60 гг. XX столетия.
Целью выпускной квалификационной работы работы является изучение влияния советской идеологии на формирование праздничной культуры Белгородчины 30-60 гг. XX столетия.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач исследования:
- рассмотреть теоретические основы аксиологии праздника;
- изучить опыт культурологического анализа праздничной культуры;
- рассмотреть значение праздничной культуры в жизни общества и человека;
- определить обрядово-зрелищные формы советского праздника;
- проанализировать праздничную культуру Белгородчины довоенного и послевоенного периодов (30-60 гг. XX в.).
Методы исследования. Теоретико-методологическая основа исследования обусловлена спецификой рассматриваемой темы. Работа опирается на историко-культурологический подход. При решении поставленных задач существенная роль отводится теоретическим методам с целью получения общего представления о предмете исследования: изучение специальной литературы (исторической, культурологической) по данной теме, сравнительно-исторический анализ, анализ базовых понятий по теме исследования.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов в процессе дальнейшей работы над данной темой и могут послужить дополнительным материалом для базы культурологического и регионально-культурологического обучения.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы в количестве 47 источников и 9 приложений. Во введении главным образом определяется актуальность темы исследования. В первой главе анализируются теоретические основы праздника, рассматривается культурологический аспект в праздничной культуре. Во второй главе рассматривается значение праздничной культуры жизни общества и человека, обрядово-зрелищная форма советского праздника. В третьей главе показаны особенности праздничной культуры Белгородчины в советский период (30-60 гг. XX в.). В заключении сформулированы основные выводы, сделанные автором в ходе исследования

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение основных теорий праздника дает возможность сформулировать следующее определение данного понятия: праздник - это противопоставленный повседневности отрезок времени, который характеризуется торжеством и радостью. Он выделен в потоке времени и сопричастен к памятной дате (событию), может обладать сущностной связью со сферой сакрального и отмечается в культурной или религиозной традиции.
В ходе построения культурологического анализа праздничной культуры становится ясно, что праздник необходимо рассматривать как категорию свободного времени. Он формируется в результате накопления человечеством культурного опыта. С точки зрения культурологов, праздничная культура препятствует окостенению культуры в целом.
Значением праздничной культуры является общечеловеческая потребность в духовном объединении, сплочении людей, коллективном самовыражении и эстетическом образовании. Среди главных социальных функций праздника следует отметить: идеологическую, консолидирующую, компенсаторную и коммуникативную. Формами советской праздничности являются митинг, шествие и демонстрация.
Специфика праздников довоенного и послевоенного периодов советской России, заключается в следующем:
- советская действительность создала уникальную гибридную
праздничную культуру;
- в советском празднике отражались социальные иерархии, которые структурировали социальный корпус советского общества;
- советский праздник планировался как школа, он должен был не только вписывать каждого в этот коллективный орнамент, но и давать ощущение меры собственной значимости.
На протяжении всего советского времени первые места занимают праздники, посвященные Годовщине Октябрьской революции и Первомаю. В довоенный период значимое место отводится праздникам военной тематики - День авиации, День военно-морского флота, День Красной Армии и т.д. В послевоенное время начинают отмечаться профессиональные праздники. Всю советскую праздничную культуру пронизывает идеологическая составляющая.
В праздничной культуре Белгородчины в этот период времени праздник, как и во всем культурном пространстве СССР, имел ту же идеологическую специфику советского праздника, как и другие регионы, и выступал каналом для дисциплинирования советских людей, взаимодействуя с социально-политической сферой их жизнедеятельности. Сегодня, изменяясь и по- прежнему гибридизируясь, с изменением повседневной жизни советские праздники в большем своем составе все еще остаются в праздничной культуре современной России.



1. Абрамян, Л.А. Время праздника / Л.А. Абрамян [Электронный ресурс] //
Отечественные записки. - 2003 - №1. - Режим доступа:
http://www.strana-oz.ru/7numidM 0&article=23
2. Бахтин, М.М. Творчество Франсуа Рабл и народная культура
Средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин [Электронный ресурс] / М. Бахтин. - Режим доступа:http://www.philosophv.ru/librarv/bahtin/rable.html
3. Бенифанд, А.В. Праздник: сущность, история, современность. -
Красноярск, 1986. - 173 с.
4. Блинова, Г.П. Социальная роль советских гражданских обрядов / Г.П. Блинова. - М.: Сов. Россия, 1985. - 85 с.
5. Блинова, Г.П. Сущность и социальные функции советских гражданских обрядов: Автореф. дис. канд. филос. наук / Г.П. Блинова. - М., 1970. - 17 с.
6. Воловикова, М.И. Психология и праздник / М.И. Воловикова, С.В. Тихомиров, А.М. Борисова. - М. ЛТЕР СЭ, 2003. - 142 с.
7. Генкин, Д.М. Массовый праздник как социально-педагогическое явление: Автореф. дис. д-ра пед. наук / Д.М. Генкин. - Л., 1978. - С. 26.
8. Генкин, Д.М. Социальная сущность массовых праздников / Д.М. Генкин // Генкин Д.М. Массовые праздники. - М., Просвещение, 1975. - С. 44-59.
9. Генкин, Д.М. Социально-педагогические основы массового праздника: Автореф. дис. д-ра пед. наук: 13.00.05 / Д.М. Генкин. - Л., 1979. - 36 с.
10. Жигульский, К.З. Праздник и культура. - М., Прогресс, 1985. - 336 с.
11. Закович, Н.М. Советская обрядность и духовная культура / Н.М. Закович. - Киев: Наук, думка, 1980. - 260 с.
12. История и теория массовых праздников: Программа курса / СПбГАК. Каф. режиссуры театрализ. представлений и праздн. - СПб.: СПбГАК, 1996 -23 с.
13. Калачева, О.В. Празднование как индикатор социальных изменений: старые и новые праздники постсоветской России / О. Калачева // Телескоп: наблюдения за постсоветской жизнью петербуржцев. 2003. - №1. - С. 26-29
14. Лензон, В.М. Музыка советских массовых революционных праздников / В.М. Лензон. - М.: Музыка, 1987. - 78 с.
15. Луначарский, A.B. О народных празднествах / А.В. Луначарский // Луначарский A.B. Избранные статьи: В 2 т. - М., 1958. - Т. 1. - С. 190¬193.
16. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление Опыт историко-теоретического исследования / Отв. ред. А.А. Карягин. - М.: Наука, 1978. - 392 с
17. Максютин, Н.Ф. Культурологические аспекты праздника: Учеб. пособие по курсу «История массового праздника» для студентов ин-тов культуры / Н.Ф. Максютин. - Казань, 1996. - 92 с.
18. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища / А.Ф. Некрылова. - Л., 1985. - 191 с.
19. Некрылова, А.Ф Русские народные городские праздники, увеселения, зрелища: конец XVIII начало XX века / А.Ф. Некрылова. - М.: Искусство, 1984. - 191 с.
20. Озуф, М. Революционный праздник: 1789-1799 / М. Озуф. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - 416 с.
21. Орлов, О.Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов; М-во культуры РФ, СПбГУКИ. - СПб., Культ-информ-пресс, 2001. - 160 с.
22. Орлов, О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен / О.Л. Орлов. - СПб.: Нестор, 2003. - 166 с.
23. Панкеев, И.А. Русские праздники / И.А. Панкеев. - М., 1999. - 223 с.
24. Праздник Победы // Большая советская энциклопедия.З-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1975. Т.20. - 493 с.
25. РСДРП. К вопросу об организации демонстрации и празднования 1 Мая. - Лондон: Тип. Бунда, 1903. - 31 с.
26. Руднев, В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы / В.А. Руднев. - Л.: Лениздат, 1979. - 206 с.
27. Русские: Народная культура: История и современность. Т.4.
Общественный быт. Праздничная культура. - М.ИЭА РАН 2002. - 244 с.
28. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. / Авт.: О.Г. Баранова, Т.А. Зимина и др. - СПб.: Искусство, 2002. - 672 с.
29. Семейный быт народов СССР. ~ М.: Наука, 1990. - 520 с.
30. Семенова, А.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России: Первая половина XVIII в. / Л.Н.Семенова. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. - 279 с.
31. Семенова, Н.В. Праздник труда в социальном развитии
производственного коллектива: Дис. канд. пед. наук: 13.00.05 /
Н.В. Семенова. - Л., 1977. - 173 с.
32. Снигерев, И.М. Русские простонародные народные праздники и
суеверные обряды: ч. 1 / И.М. Снигерев; под ред. А.Г. Кифишина; подгот. текста и предисл. Л.И. Акимовой. - М.: Сов. Россия, 1990. - 160 с.
33. Советские традиции, праздники и обряды: Словарь справочник. - Киев: Политиздат Украины, 1988. - 222 с.
34. Театрализованные праздники и зрелища. 1964 1972. - М.: Искусство, 1976. - С. 176.
35. Театрализованный праздник русской печки // Культ.-просвет, работа (Встреча). 1996. - № 7. - С. 42-44.
36. Тимошин, И.Р. Революционные праздники и их воспитательное значение: Учеб. пособие для студентов-заочников ин-тов культуры по курсу «Клубоведение» / И.Р. Тимошин, А.Д. Жарков. - М., 1975. - 40 с.
37. Тульцева, Л.А. Современные обряды и праздники народов СССР / Л.А. Тульцева. - М., Наука, 1985. - 191 с.
38. Фридолина, H.A. Литературно-художественные праздники как средство эстетического воспитания трудящихся: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.05 / Н.А. Фридолина. - Л., 1982. - 177 с.
39. Черный, Г.П. Педагогическая технология массового праздника / Г.П. Черный. - М.: Мол. гвардия, 1990. - 158 с.
40. Черный, Г.П. Пионерский праздник / Г.П. Черный. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 95 с.
41. Чудакова, Н.В. Энциклопедия праздников: (Традиции, обычаи, кухня, этикет, игры, забавы. Все о подарках) / Н.В. Чудакова. - М.; Назрань: ACT, 1997. - 255 с.
42. Шангина, И.И. Русские традиционные праздники: Путеводитель по датам Рос. этногр. музея. Тексты обрядовой поэзии. Сценарий дет. праздника «Святки» / И.И.Шангина. - СПб., 1997. - 190 с.
43. Шангина, И.И. Русский народ: Будни и праздники. Энциклопедия / И.И. Шангина. - СПб.: Азбука-классика, 2 003. - 560 с.
44. Хейзинга, Й. Homo Ludens. Статьи по истории культуры [Электронный
ресурс] / Й. Хейзинга. - Режим доступа:
http: //lib .ru/FILOSOF/HUIZINGA/huizinga.txt
45. Ягодовская, А.Т. Образ праздника в русской литературе / А.Т. Ягодовская // Русская художественная культура второй половины XIX в: Картина мира. - М.: Наука, 1991. - С. 203-226.
46. ОГКУ «Государственный архив Белгородской области»//Редакция областной газеты «Белгородская правда» // Ф.Р - 840, ед.хр. 746, 1924-1925; 1930-1940.
47. ОГКУ «Государственный архив Белгородской области»//Редакция областной газеты «Белгородская правда» // Ф.Р - 840, ед.хр. 746, 1950-1960.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ