Введение 4 стр.
Глава 1. Теоретические основы непрерывной подготовки учителей ОБЖ 16 стр.
1.1. Особенности непрерывного педагогического образования в России 16 стр.
1. 2. Характеристика системы непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности 27 стр.
1.3. Модернизация содержания образования в непрерывной подготовке учителей ОБЖ 35 стр.
1.4. Система непрерывной подготовки учителей ОБЖ в Тульском регионе 48 стр.
Выводы по 1 главе 59 стр.
Глава 2. Современная концепция образования в области безопасности дорожного движения 62 стр.
2.1. Системный поход к решению проблемы обеспечения безопасности дорожного движения 62 стр.
2.2. Анализ дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов 72 стр.
2.3. Психолого-педагогические основы обучения детей безопасному поведению в дорожном движении 81 стр.
2.4. Модель непрерывной подготовки к безопасному поведению на дороге в Тульском регионе 91 стр.
Выводы по 2 главе 99 стр.
Глава 3. Дидактические условия непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасности дорожного движения 101 стр.
3
3.1. Дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ 101 стр.
3.2. Разработка содержания курса «Безопасность дорожного движения» для учителей ОБЖ 108 стр.
3.3. Методика организации и проведения педагогического исследования 116 стр.
3.4. Проведение опытно-экспериментальной работы, анализ полученных результатов исследования 123 стр.
Выводы по 3 главе 136 стр.
Заключение 139 стр.
Библиографический список 143 стр.
Приложения 153 стр.
Одной из приоритетнейших и важнейших для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Скочинского, Вернандского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий. Во всем мире все больше внимание уделяется вопросам безопасности человека: анализируются итоги различных видов трудовой деятельности, изучаются проблемы производственной безопасности и охраны окружающей среды, рассматриваются теоретические вопросы защиты от опасностей природного, техногенного и социального происхождения. идет интенсивный поиск путей формирования у подрастающего поколения привычек здорового образа жизни.
Актуальность исследований в области безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию.
Однако существует парадокс системы образования - наряду с потребностью общества в опережении образованием изменения условий жизни, система образования позже всех реагирует на эти изменения.
Такая инерционность была терпима, пока скорость изменений не превышала длительность человеческой жизни. Сегодня при стремительных и кардинальных изменениях информационной волны развития цивилизации, происходящих за все более короткие промежутки времени (5 -10 лет), инерционность образования представляет собой определенную преграду, затормаживающую механизм адаптации человека к новым опасностям.
На преодоление этой инерционности системы образования и реализацию идеи опережающего образования нацелен курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), целью которого «является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими навыков сохранять жизнь и здоровье в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, умения оказывать само- и взаимопомощь» [83].
Огромный вклад в развитие и преобразование существующего курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательную область (2001 г.) внесли О.Н. Русак, И.К. Топоров, М.Б. Сулла, В.М. Заенчик, Л.И. Шершнев, В.В. Сапронов, Б.И. Мишин, А.Т. Смирнов, С.В. Белов и др., что позволяет откорректировать направленность общего образования в связи с неотложными требованиями времени. Эти требования выявлены современной наукой и практикой, отражены в целом ряде документов ООН, федеральных Законов и других государственных актов Российской Федерации о безопасности и мерах защиты населения и окружающей среды.
Большую организационно-педагогическую и научно-методическую работу проводит Международная академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ).
Связанные в единую образовательную область ОБЖ, отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую «ключевую компетенцию» учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI веке. Система таких «ключевых компетенций» позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности и безопасности общества.
Основные задачи обновления структуры и содержания курса ОБЖ определяются, исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества в XXI веке, из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования России.
В связи с переходом школы на 12-летнее обучение в Министерстве образования РФ разработан комплекс концепций и программ обновления и развития учебных предметов для корректировки целенаправленности и содержания общего образования. Среди них представленная Институтом безопасности жизнедеятельности Фонда национальной и международной безопасности и одобренная специализированными Советами Министерства образования РФ Концепция развития курса «Основы безопасности жизнедеятельности» [91].
В рамках эксперимента по отработке обновляемого содержания общего образования, запланированного Министерством образования РФ на 2001-2003 годы города Москва, Санкт-Петербург, Тула, Екатеринбург и Псков стали экспериментальной базой по развитию образовательной области ОБЖ [20].
На наш взгляд, обновленный курс ОБЖ придаст общему образованию в целом направленность, остро востребованную временем. Более того, мы считаем, что курс ОБЖ призван стать ведущей образовательной областью, систематизирующим, сквозным, интегрирующим предметом, имея как самостоятельную стержневую учебную дисциплину, так и свои неотъемлемые компоненты во всех других без исключения предметах, а также во всей внеурочной и внешкольной работе.
С
Изучение процесса непрерывной подготовки учителей ОБЖ к обучению школьников безопасному поведению в дорожном движении в российской педагогической практике проведено впервые.
В исследовании мы стремились учесть современную теоретико-методологическую основу во взаимосвязи педагогических, психологических и социальных теорий, раскрывающих дидактическую основу высшего педагогического образования.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы в диссертационной работе решались основные пять задач. Первая - проведение теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме и изучение состояния существующей системы подготовки учителей ОБЖ. Вторая - разработка дидактической модели непрерывной подготовки учителей ОБЖ на примере Тульского региона. Третья - выявление дидактических условий, способствующих эффективной подготовки учителей ОБЖ в системе не-прерывного образования. Четвертая - разработка содержания и оптимизация методики курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ. Пятая - опытно-экспериментальная проверка эффективности внедрения курса «Безопасность дорожного движения» для будущих учителей ОБЖ в систему непрерывного образования.
Успешное решение этих задач в условиях ограниченного, практически неизменного лимита отводимого учебного времени возможно было только при оптимизации и интенсификации учебного процесса непрерывной подготовки учителя ОБЖ на основе использования передовых достижений отечественной педагогики и психологии.
К числу основных направлений этой работы мы предлагаем отнести четкую постановку и уяснение целей и задач подготовки учителя ОБЖ в современных условиях; оптимизацию содержания среднего и высшего профессионального педагогического образования по специальности «Безопасность жизнедеятельности»; целенаправленное, планомерное и непрерывное формирование профессиональных знаний, умений и навыков будущих учителей ОБЖ на основе комплексного подхода к обучению; разработка и использование наиболее эффективных форм и методов непрерывного обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность студентов и управлять этой деятельностью в зависимости от получаемых результатов.
Выполняя задачи исследования, нами была разработана и предложена дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ. Содержание предложенной модели представляет собой систему, которая в неразрывном единстве включает учебный материал и способы его усвоения, ее внешние и внутренние взаимосвязи, а также такие характеристики как функциональность, интегративность и целостность процесса подготовки учителя ОБЖ. Модель объединяет цели и содержание обучения, показывает их взаимосвязь и позволяет определять место, роль и значение не только содержания курса «Безопасность дорожного движения», но и каждого его раздела и темы. По структуре, предложенная дидактическая модель включает в сбалансированном виде все входящие в ее состав компоненты.
В разработанной модели рассматривается весь процесс обучения будущих учителей ОБЖ, его составные части (цели, задачи, методы, содержание, средства и формы обучения), а также показатели и критерии эффективности подготовки студентов.
Дидактическая модель непрерывной подготовки учителей ОБЖ основывается на квалификационной характеристике специалиста и требованиях, предъявляемых к выпускнику педколледжа и педвуза по специальности 033300 «Безопасность жизнедеятельности» и является эффективным исследовательским и управляющим педагогическим инструментом.
1. Абдуллина, О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина И Советская педагогика. - 1976. - №1. - С. 76-84.
2. Абдуллина, О.А. Проблема формирования педагогических умений и на¬выков у будущих учителей / О.А.Абдуллина // Проблемы профессио¬нальной подготовки студентов педвузов и университетов. - М.: АПН СССР, НИИ ОП, 1976. - С. 43-48.
3. Актуальные проблемы непрерывного образования. - М., 1982.
4. Антюхин, Э.Г. Разработка научно-методического комплекса БЖД для обучения учителей технологии / Э.Г. Антюхин. - Дис. ... канд. пед. на¬ук. - Брянск, 1997.
5. Архангельский, С.И. и др. О моделировании и методике обработке дан¬ных педагогического эксперимента / С.И. Архангельский. - М., 1974.
6. Архангельский, С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе / С.И. Архангельский. - М., 1976.
7. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономер¬ные основы и методы / С.И. Архангельский. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
8. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Уч. пособие для студентов пед. институтов / Ю.К. Бабанский. - М.: 1988. - 479 с.
9. Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидактический аспект / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагоги¬ка, 1982. - 192 с.
ю. Белов, С.В. Концепция непрерывного образования в области безопасно¬сти жизнедеятельности / С.В. Белов, В.А. Девисилов // Сборник мате¬риалов Всероссийского совещания заведующих кафедр вузов по вопро¬сам образования в области безопасности жизнедеятельности, 9-13 апре¬ля 2001 г. (Часть 1). - М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2001. - 152 с.
144
11. Бердический, A.JI. Модель непрерывного образования учителя / A.JI. Бердический // Педагогическое образование. - 2000. - № 12. - С. 39-47.
12. Беспалько, В.П. Основы теории педагогических систем / В.П. Беспаль¬ко. - Воронеж: Воронеж, ун-т, 1977. - 304с.
и. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П.Беспалько.
- М.: Педагогика, 1989. - 190 с.
14. Вайнер, Э.Н. Валеологя: Учебник для университетов / Э.Н. Вайнер. - М.: Владос, 2001. -296 с.
15. Вейт, М.А. Непрерывное педагогическое образование в духовно-профессиональном развитии личности учителя (к постановке проблемы) / М.А. Вейт // Непрерывное педагогическое образование. ЛГПУ. - 2000.
- №1. С. 15-26.
16. Вейт, М.А. Непрерывное образование и совершенствование педагогиче¬ского процесса в высшей школе. / М.А. Вейт, Б.Г. Огаянц - Липецк, 1990.-96 с.
17. Вейт, М.А. О необходимости создания системы непрерывного профес-сионального образования / М.А. Вейт // Теория и практика образования: история и современность. Выпуск 9. Сборник научных трудов кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогиче¬ского университета. - Липецк, 2001. - 232 с.
18. Веников, В.А. Принципы моделирования и высшее образование / В.А. Веников // Вестник высшей школы. - 1972. -№11.
19. Вергасов, В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе / В.М. Вергасов - Киев: Вища школа, 1985. - 175 с.
20. Внимание эксперимент // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2001. - № 8. С. 3.
21. Всероссийская практическая конференция по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения 8-9 декабря 1997 года, часть I, мате¬риалы пленарного заседания. Информационно-справочное издание Ми¬нистерства транспорта РФ, М.: Трансконсалтинг, - 1998. - 256 с.
22. Всероссийская практическая конференция по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения 8-9 декабря 1997 года, часть II, ма¬териалы заседаний по секциям. Информационно-справочное издание Министерства транспорта РФ, М.: Трансконсалтинг, - 1998. -256 с.
23. Выготский, JI.C. (Собр. соч.) / JI.C. Выготский. - М.: 1984. - Т.4. - 432 с.
24. Галагузова, М.А. Теория и практика использования дидактических мо¬делей в обучении / М.А. Галагузова // Вуз в системе непрерывного обра¬зования. - С-Пб., - 1992. - С. 80-82.
25. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формиро¬вании умственных действий (Исследование мышления в советской пси¬хологии) / П.Я. Гальперин. - М., 1966.
26. Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б.С. Гершунский. - Киев: Изд-во при Киевском ун-те. ИО «Вища школа». - 1966. - 200 с.
27. Гершунский, Б.С. Педагогические аспекты непрерывного образования / Б.С. Гершунский - // Вестник высшей школы. - 1987. - №8. С. 15-22.
28. Государственный образовательный стандарт высшего профессионально¬го образования. Специальность «033300 - Безопасность жизнедеятель¬ности». - М., 2000. - 30 с.
29. Дорошкевич, А.М. Проблема совершенствования познавательной дея-тельности студентов / А.М. Дорошкевич // Новые методы и средства обучения. - Вып.1. - М., 1988.
30. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследова¬ния / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1982. - 160 с.
31. Загвязинский, В.И. О движущих силах учебного процесса // Сов. педа¬гогика / В.И. Загвязинский. -1973. - №6. - С. 66-75.
32. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения»,
1995.
33. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессио-нальном образовании».
146
34. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992.
35. Занков, J1.B. Дидактика и жизнь / JI.B. Занков, - М., 1972.
36. Занков, J1.B. Наглядность и активизация учащихся в обучении / J1.B. Занков, - М., 1960.
37. Извекова, Н.А. Учителю о правилах дорожного движения: Рекоменда¬ции по организации внеклассной работы с детьми по правилам дорожно¬го движения / Н.А. Извекова. - М.: Просвещение, 1982.
38. Ильина, Т.И. К вопросу о профессиональной подготовке учителей в пед-институте / Т.И. Ильина // Сов. Педагогика. - 1977. - №6.
39. Казанцев, Г.А. О развитии курса БЖД / Г. А. Казанцев // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2001. - № 3. - С. 6-7.
40. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс /
В.А. Кан-Калик. - М., 1977.
41. Кириллов, Г.А. Культура безопасности - часть общей культуры / Г.А. Кириллов // Основы безопасности жизнедеятельности. - 2000. - № 5. - С. 7-9.
42. Конституция Российской Федерации, 1993.
43. Концепция непрерывного образования // Народное образование. -1989. - № 10.-С.З-12
44. Коршаков, И.К. Автомобиль и пешеход: анализ механизма наезда / И.К. Коршаков. - М.: Транспорт, 1989.
45. Котик, М.А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения / М.А. Котик. - М.: Транспорт, 1990.
46. Котик, М.А. Психология безопасности / М.А. Котик. - Таллин: Валгус, 1988.
47. Кравчук, П. Творчески развитая личность и высшее образование / П. Кравчук // Вестник высшей школы. - 1992. - № 4-6. - С. 18-21.
48. Краевский, В.В. Дидактический принцип как структурный элемент на¬учного обоснования обучения / В.В. Краевский // Принципы обучения в
147
современной педагогической теории и практике: межвуз. сб. научных трудов. - Челябинск, 1985. - С. 3-12.
49. Кузнецов, А.А. Содержание общего образования: итоги столетия / А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков // Известия РАО. - 2001. - № 1. - С. 2-11.
50. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. / Кузьмина Н.В. - J1.: ЛГУ, 1970. - 114 с.
51. Куписевич, Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич // Перев. с поль¬ского. - М., 1986.
52. Куприянов, М.П. К проблеме разработки модели непрерывного образо¬вания / М.П. Куприянов, О.П. Околелов // Непрерывное педагогическое образование. - ЛГПУ. - 2000. - №1. - С. 27-28.
53. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. /
A. А. Кыверялг. -Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.
54. Леднев, B.C. Содержание образования. Проблемы структуры. / B.C. Леднев. - М.: Просвещение, 1989.
55. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1981.-584 с.